Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уточнение временных представлений





Круг вопросов: уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий; расширение и активизация лексического запаса.

Сутки (четыре времени суток)

1. Как называется прием пищи в разное время суток?

2. Рассмотреть схему суток. Разложить в нужной последовательности карточки с названиями частей суток.

3. Рассказать об основных моментах режима дня школьника, используя наречия: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже.

4. Проверить усвоение этой лексики в игре с перекидыванием мяча, например: «Ты сначала моешь тарелку, а потом обедаешь?» — «Я сначала обедаю, а потом мою тарелку». И т.п.

Неделя

5. Назвать пять дней подряд без дат и дней недели, используя схему и данные вразбивку слова: завтра, вчера, позавчера, послезавтра.

6. В тексте К.Д. Ушинского «Ленивый и прилежный» вставить пропущенные слова «СЕГОДНЯ» и «ЗАВТРА»: «... поучусь, а ... погуляю», — говорит ленивый. « ... погуляю, а ... поучусь», — говорит прилежный.

7. Прослушать диалог М. Малишевского и вставить недостающие слова.

Ночь и День

- Как тебя сегодня зовут, Ночь? — спросил День.

- Как зовут? Никак не зовут: Ночь да Ночь.

- А как будут звать завтра?

- Что значит — звать завтра? Завтра тоже будут звать Ночь.

- А как звали тебя вчера?

- Тоже Ночь.

- А меня сегодня зовут Вторник, ... будут звать Среда, а ..я звали Понедельником, — сказал День.

8. Запомнить по порядку названия дней недели.

— О чем говорят названия: вторник, четверг, пятница?

Времена года

9. Отгадать загадки, ответив на вопрос: «Когда это бывает?».



Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

***

Пусты поля,

Мокнет земля,

Лист опадает.

Когда это бывает?

***

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

***

Снег на полях,

Лед на реках,

Иней сверкает.

Когда это бывает?

10. Расположить названия времен года в нужной последовательности:

(В данной работе следует делать акцент на логике последовательной смены времен года, чтобы избежать механического их заучивания.)

Месяцы

11. Чем отличается схема времен года от следующей схемы?

12. Запомнить названия месяцев по временам года.

13. Прослушать сказку-загадку В.И. Даля «Старик-годовик», дать отгадки.

«Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз, и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы — по четыре крыла. А в каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, а другая черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно».

При повторном чтении сказки расшифровывать все символы, раскрыть количественные соотношения этих символов, испомнить «особое имя» каждой птицы и каждого пера.

Возраст и роли в семье

14. Сопоставить понятия:

дед — отец — сын — брат;

бабушка — мать — дочь — сестра.

Дать варианты этих понятий (кто кому кем приходится):

Дед — отец отца (или матери). Бабушка — ...

Отец — сын деда. Мать — ...

Петя — сын отца, внук деда, брат Кати. Катя — ...

15. Составить рассказ о своей семье, используя понятия: старше, младше, сестра, брат, внук, внучка, сын, дочка и др.

16. Составить схему состава собственной семьи. Объяснить устно, кем ребенок приходится каждому члену семьи.

17. Объяснить смысл пословицы:

«Ноябрь сентябрю — внук, октябрю — сын, зиме — родной батюшка».

Начертить схему, отражающую эти отношения.

18. Установить последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок (подбираются логопедом в соответствии с возможностями детей).

19. Наблюдение последовательности каких-либо явлений и реальных действий; описание этих явлений или воспроизведение действий.

20. Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и т.п. рядах, диктуемых логопедом с намеренной перестановкой либо пропуском. (Материал подбирается логопедом.)

21. Повторить отраженно и записать под диктовку серии из 2-5 цифр, звуков, слогов (записывается только после прослушивания серии).

В дальнейшем навык определения временной последовательности звуковых комплексов у детей будет развиваться и закрепляться в заданиях по звуковому анализу слов (см. гл. 3).

Обучение чтению

(Задачи и методы)

Навык чтения вырабатывается поэтапно. Каждый из этапов отличается качественным своеобразием и вариативна соотношением технических и смысловых задач чтения. Однако эти этапы (стадии) не всегда можно отчетливо разграничить, поскольку наблюдается их сочетание даже в пределах чтения одного текста.

Егоров Т.Г. выделял следующие этапы в обучении чтению:

1-й этап — аналитический. Он обеспечивает усвоение звуко-буквенного соотношения и слогового (аналитического) чтения;

2-й — этап становления синтетических приемов чтения, когда ребенку доступно присоединение друг к другу последовательно стоящих слов с ориентировкой на целое предложение;

3-й — этап автоматизации навыков синтетического чтения, обеспечивающий развитие беглого осмысленного чтения;

4-й — этап совершенствования техники чтения при понимании смысла соответствующих возрасту текстов.

В целом развитие навыка чтения происходит скачками и соответствует выделенным этапам таким образом, что конечная фаза одного этапа перекрывается начальной фазой следующего, благодаря чему можно наблюдать переходные стадии сосуществования «смежных» этапов.

В настоящее время педагогической науке известны три основные метода обучения чтению: аналитический, синтетический и аналитико-синтетический. Первый метод предписывает начинать обучение с усвоения слов и предложений. Второй — с изучения звуко-буквенных обозначений и слогов, из которых составляются слова и предложения. Аналитико-синтетический метод соединяет в себе преимущества обоих вышеназванных и является наиболее широко используемым. Однако в течение многих лет в международной педагогической литературе идут дискуссии о преимуществах и недостатках всех трех методов, ибо выясняется, что ни один из них не обеспечивает оптимальных результатов. Причина этого в том, что наукой до сих пор еще недостаточно изучен собственно познавательный процесс при обучении чтению. Как замечает в связи с этим Лезер Ф. (1980), каждый из трех методов предполагает не непосредственное, а опосредованное обучение чтению: на начальных этапах такое обучение происходит главным образом путем механического заучивания наизусть звучаний и значений письменных символов. Первоклассники часто могут «читать» целые страницы букваря, не глядя в книгу. Только через некоторое время, более или менее спонтанно, начинает развиваться собственно чтение. Поэтому главная задача состоит в том, чтобы точнее исследовать процесс познания при обучении чтению и на этой основе создать методы, которые позволили бы непосредственно управлять этим процессом. В любсм случае нам следует, по-видимому, признать следующий очевидный факт: как научиться плавать можно только плавая, так и чтению можно научиться только одним способом — читая.

Обучение школьников чтению не должно сводиться к обучению элементарной грамоте. Ушинский К.Д. писал: «Пусть разумное учение чтению и письму развивает ребенка насколько может, но пусть в то же время самый процесс чтения и письма от упражнения превращается мало-помалу в бессознательный и непроизвольный навык, освобождая сознание и волю ребенка для других, более высших деятельностей».

Необходимо не только совершенствовать методы обучения чтению, но и систематически повышать эффективность чтения учащихся всех классов общеобразовательной школы в соответствии с уровнем их умственного и духовного развития, т.е. обучать рациональному чтению, что предполагает сознательное применение закономерностей процесса чтения и его целесообразную организацию для достижения наиболее эффективного восприятия письменной информации. Проблема обучения чтению актуальна не только в начальной, но и в средней, и высшей школе. В каждом указанном звене она имеет целью совершенствование чтения и овладение новыми его формами.

Леонтьев А.А. так определяет задачи обучения чтению:

§ обучение чтению должно строиться как обучение решению мыслительных задач, приводящих к пониманию текста;

§ обучение медленному чтению является обязательным промежуточным этапом на пути к обучению быстрому чтению. Вообще полноценный чтец читает гибко, т.е. способен выбирать для работы над разными текстами разные скорости чтения. Отсюда — самостоятельная задача обучения выбору стратегии техники чтения;

§ приемы обучения чтению должны быть в минимальной степени репродуктивными. Средняя и высшая школа должны обучать думать над текстом, понимать, а не воспроизводить его.

Уже в начальных классах важно ориентировать учащихся на эту перспективную задачу — воспитание вдумчивого читателя, извлекающего максимум смыслов из прочитанного. Ведь чтение — это поистине дар, который делает жизнь каждого человека неизмеримо богаче.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.