Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сложные формы звукового анализа





Тема занятий «Звуковой анализ слов»

Цель: упражнение в определении количества и последовательности звуков в односложных словах.

Учащимся предлагается рассмотреть две сюжетные картинки и «услышать» короткие восклицания детей: «Ах!» и «Ох!».

а) Девочка уронила чашку и ахнула.

б) Мальчик ушиб колено и охнул.

Логопед. Сколько звуков в слове «ах»? Назовите их — с указанием: гласный он или согласный.

— Обозначим это схемой и составим слово из разрезной азбуки

То же — со словом « ох ».

— Теперь послушайте, какая история случилась однажды с нашими словами (зачитывается стихотворение Е. Измайлова):

НАОБОРОТ

Слово ОХ и слово АХ

Заблудились в трех соснах.

И сказало ОХ со вздохом:

- Ох, наверно, дело плохо!

И сказало слово АХ:

- Ах, как страшно в трех соснах!

И заохали, и заахали,

И зажмурились, и заплакали:

— Ох-ох! Ах-ах!

Что за ужас! Что за страх!

Прибежало слово ЭЙ,

Закричало слово Эй:

— Эй, друзья, повеселей!

Эй, ребята, посмелей!

С плачем дело не пойдет!

Надо бы наоборот:

Коль беда случилась с вами,

Станьте бодрыми словами!

Переставьте буквы —

Улыбнётесь вдруг вы!

Ученики переставляют буквы в составленных ранее словах, читая вновь полученные слова, и составляют их схему.

Далее дочитывается текст стихотворения:

И сказало ОХ: «Хо-хо!

В самом деле, как легко!»

И сказало АХ: «Ха-ха!

В самом деле, чепуха!

Заблудиться в трех соснах

Можно только лишь со сна!».

И по лесу далеко

Побежало: «Хо-хо-хо!»,

А потом издалека

Доносилось: «Ха-ха-ха!».

И когда их голос стих,

Тут окончился мой стих.

Делается вывод о важности правильного последовательного чтения и написания букв в словах.

Расставить по местам перепутанные в следующем стихотворении слова. Сравнить их по звучанию. Назвать количество звуков; указать общие и разные звуки. Объяснить значение слов.



ЕРАЛАШ

Кто на дереве сидит?

Кит.

В океане кто плывет?

Кот.

В огороде что растет?

Рак.

Под водою кто живет?

Мак.

Это что за ералаш?!

Заточите карандаш.

Я приказываю вам

Всех расставить

По местам!

При повторном чтении логопедом «вопросительных» строк дети самостоятельно пишут в тетрадях слово-ответ (по памяти — в соответствии с восстановленным смыслом).

Прослушать стихотворение И. Токмаковой, провести сравнительный анализ вновь полученных слов.

8:0

Если штангой сделать эМ,

Если штангой сделать эЛ,

И забить в ворота Е —

будет МЕЛ.

Если О забить,

как гол, Будет МОЛ.

У забьем: вратарь уснул!

Будет — МУЛ.

И — МИЛ,

Ы —МЫЛ,

А — МАЛ,

Я — МЯЛ,

Ё — МЁЛ,

Восемь — ноль!

Прочитать слово. Заменить в нем гласную так, чтобы получилось новое слово. Придумать устно предложение с каждым словом.

Образец: дом — дым. У дороги дом. Из трубы идет дым.

Сон, бак, сок, пил, вал, мел.

Из данных ниже слов получить другие путем замены:

а) начальной согласной буквы:

точка, ком, балка, день, лук, педаль, лак, макет;

б) конечной согласной буквы:

сыр, сук, сон, мак, кот, стоп.

Устно составить предложения (словосочетания) с каждым словом.

Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд

(по количеству и последовательности звуков)

Дать ответ на «Загадку» Н. Разговорова:

Они, как я заметила, Я шесть их вижу в радуге,

Везде и всюду есть: И если сосчитать,

В руке их только четверо, То сразу сами скажете,

Зато в кармане — шесть, Что их в арбузе— пять!

В ходе беседы с детьми выясняется, что речь идет о звука? (буквах), составляющих слова: рука, карман,радуга, арбуз.

Перед каждым учеником ряд цифр (1-9). Услышав слово дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательнс все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдви гают из ряда, говоря, например: «В этом слове четыре звука».

Слова для устного диктанта:

уха, полка, сто, машина, стук, утро, звон, трава, ужин играл, соки, гром, кошка, груши, звук, крот, чашка, голуби малыш, грузовик...

Позиционный анализ звуков в слове

1) Указать место звука в слове (по слуху, с опорой на цифровой ряд); назвать предыдущий звук, последующий.

В качестве речевого материала используются любые из ра нее приведенных слов, написание которых не расходится с произношением.

2) Вписать по образцу в геометрические фигуры (начерченные логопедом заранее в тетрадях) буквы, обозначающие

а) третий звук в диктуемых словах: кусты, скорый, белка,

б) четвертый звук в словах: трава, игрушки, громкий и т.п,

Устно указать предыдущий и последующий звуки.

3) Назвать выборочно (выдвигая цифру из ряда):

а) четвертую букву в слове машина; объяснить написание;

б) пятую — в слове пружина;

в) пятую — в слове стучал и т.д. (с повторением правил).

Аналогично проводится работа с данными ниже словами: кричу, частый, молчу, жир, сушил, стучу, чайка, шалаши, чужой, щука, ищу, час, лужи, прячу, роща, чулан, пища, жилка, кричал, мыши.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.