Материал подготовлен: Международным научно-экспертным Советом по духовно-нравственной безопасности при Российском институте стратегических исследований, г. Москва при поддержке фонда «Русский предприниматель», г. Екатеринбург
ДИНАМИКА РИСКОВ И ПОСЛЕДСТВИЙ НЕДОСТАТКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
(по состоянию на 20.09.2016)
|
Балл (1-5)
| Угроза
| Причина
| Последствия сейчас
| Последствия через 5 -10 лет
Точки невозврата
| Решение/ меры снижения
|
- Угрозы военно-политические
|
| Потеря гражданской идентичности значительной частью населения РФ
| Противоречие между прозападно- ориентированной системой образования и педагогической системой народа.
Дезинтеграция педагогической системы народа и этно-конфессиональной доминанты страны
| Террористическая деятельность псевдорелигиозных организаций
Всплеск экстремизма и терроризма на межэтнической и межконфессиональной почве
| Политический хаос
Гражданская война
Дезинтеграция страны
| Приведение образовательной системы страны в соответствие с её этно-конфессиональной доминантой
|
| Демографическое опустошение значительной части территорий РФ
| Неоднородность социально-экономического пространства РФ
Сокращение значительного числа сельских школ
Стремление капитализировать человеческие ресурсы в крупных мегаполисах.
Концепция «сжимания России»
| Депопуляция населения во многих регионах и районах России (особенно на Севере и Востоке страны), в малых городах и сельской местности
| Вытеснение коренного населения России (в первую очередь титульной нации) эмигрантами
«Мирный» захват территорий РФ за счёт преобладания пришлого населения
Начало деградации инфраструктуры больших городовв связи спрекращением притока в города свежих человеческих ресурсов
| Принятие и осуществление целевой государственной программы по исправлению дисбаланса социально-экономических условий на разных территориях РФ
Возрождение системы сельского образования: восстановление и строитель-ство школ в населённых пунктах, где они были закрыты за последние 25 лет
Образовательные программы по укреплению семьи
|
2. Угрозы общественно-политические
|
| Потеря единства нации
| Отсутствие единой патриотически ориентированной политики в образовании
| Рост национализма, экстремизма и межконфессиональной напряженности
| Распад государства
| Принятие и осуществление целевой государственной программы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи
|
| Дестабилизация политической обстановки и общественного порядка
| Отсутствие единой воспитательной системы в образовании
Действие внешних агентов влияния
Наличие внутренней пятой колонны
| Несформированность мировоззренческих позиций у значительной части молодёжи
Общественная индифферентность молодежи наряду с её общественно-политической лабильностью
Уход молодёжи в приватные ниши жизни и деятельности
| Цветные революции
Молодёжный экстремизм
| Смена нынешнего руководства системой образования на патриотически и духовно-нравственно-мотивированный класс управленцев
|
| Разложение и переориентация на сторону противника части элиты страны: государственной, культурной и научной
| Отсутствие идеологии ценности Родины, национальных коренных традиций и любви к родной земле
| Кризис культурно-исторической субъектности России
Творческий потенциал части элиты страны направлен не на её созидание, а на разрушение («синдром Макаревича»)
| Утрата де-факто национального суверенитета (как это случилось с большинством западных стран, включая Германию)
Тотальная деинтеллектуализация населения и истощение творческого потенциала нации
| Возвращение в школы и ВУЗы основной педагогической задачи – воспитания достойного гражданина России
Введение звания «Почетного гражданина РФ»
|
| Утрата обществом и отдельными людьмивысоких смыслов жизни, в том числе всемирно-исторической роли русского народа как духовного, культурного и геополитического центра равновесия мира
| Религиозный кризис, революционные преобразования начала-конца XX века, геноцид русской нации и других народов России
Идеологическая война против России
Отсутствие в содержании современного российского образования смысло-жизненной направленности
| Утрата русским языком статуса международного в мировом масштабе
Недоверие к России потенциальных союзников, переход их на сторону врагов и конкурентов
Отсутствие общественного иммунитета к негативным влияниям извне и разрушительным процессам изнутри
Отсутствие у молодежи знаний сильных сторон природы и созидательного потенциала своих предков
| Окончательная утрата Россией лидирующего положения в мировой семье народов
Депопуляция и деградация населения:
рост смертности населения, потеря жизненных ориентиров нации, алкоголизм, наркомания, уход молодежи из жизни в виртуальную реальность
Полный разрыв поколений и утрата «общего языка» с поколением 18-26 лет
| Чёткая и развёрнутая формулировка национальной идеи, как на государственном уровне, так и в Образовательной доктрине (роль России как «миротворческой», объединяющей народы силы, способной преодолеть существующий мировой нравственный кризис)
Воспитание детей и молодёжи на примерах положительной патриотической героики (герои сказок, былин, исторических событий и литературных произведений)
Создание в России системы международных образовательных институтов
Воспитание элиты других стран на базе цивилизационной миссии России
Идеологическая пропаганда России на мировой арене
|
3. Угрозы социально-экономические
|
| Снижение интеллектуального потенциала страны
| Отказ от принципов классического образования
Введение тестовой системы экзаменов (ЕГЭ)
| Пониженный образовательный уровень абитуриентов и российского студенчества
| Деградация экономики и культуры, самой системы образования
Научно-техническое и технологическое отставание
Заметное снижение профессионального и культурного уровня населения
| Развитие принципов классического образования, создающих условия для творческого роста личности и свободы её от манипуляции общественным сознанием
Возвращение классической системы аттестации (экзаменов)
|
| «Утечка мозгов» - массовая эмиграция интеллектуальной элиты страны, прежде всего образованной и профессиональной молодёжи
| Ориентация российского образования на западную модель развития
Более низкие, чем на Западе, стандарты качества жизни и возможности реализации для части творческой элиты страны
| Неэффективность системы образования из-за оттока лучших кадров за границу
Утечка секретной информации
Передача конкурентам и потенциальным противникам российских технологий
| Ослабление интеллектуальной элиты страны
Деградация разных сфер общественной жизни
Научно-техническое и технологическое отставание
| Расширение национально ориентированного гуманитарного образования
Уменьшение доли изучения иностранных языков в содержании школьного образования
Расширение в содержании школьного образования компонентов духовно-нравственного воспитания
|
| Разрыв преемственности поколений в передаче профессионального опыта во всех областях: в экономике, науке, культуре, образовании
| Падение престижа опытных кадров за счет их замены молодыми «менеджерами»
Подрывная деятельность (осознанная или бессознательная) ряда чиновников системы управления образованием и других ведомств
| Кризис экономики и ошибки в выборе механизмов по ее оздоровлению
Отсутствие эффективных решений со стороны госаппарата
Неэффективная организационная структура и численность сотрудников в штате государственных организаций
| Вымывание стратегических резервов и истощение сырьевого потенциала страны
Разрушение национального производства
Дефицит и голод
| Ускоренное создание школы наставничества во всех отраслях с привлечением опытного контингента экспертов-наставников (45-60 лет) в государственные кластеры кадрового и отраслевого резерва
Восстановление сети региональных педагогических институтов как кузницы педагогических кадров
Федеральная сертификация управленческого состава, как госчиновников, так и руководителей среднего звена
|
| Ослабление потенциала профессиональных кадров на производстве и в других сферах общественной деятельности
| Разрушение системы подготовки профессионально- технических кадров
Рыночный подход к образованию
Желание ряда чиновников и представителей бизнеса «жать, где не сеял»
| Дефицит квалифицированных кадров в отраслях и сферах производства
| Срыв программы импортозамещения
Недееспособность в ряде жизненно важных сфер хозяйства
Экономическое и технологическое отставание
| Восстановление на современном уровне системы профессионально- технического образования
|
| Подрыв продовольственной безопасности
| Разрушение системы сельского образования, в том числе в рамках «оптимизации»
| Развал сельского хозяйства во многих местностях страны
Массовая миграция молодежи из села, умирающая деревня
| Продовольственная зависимость
Голод значительной части населения в случае военно-политического или социально-экономического форс-мажора
| Принятие и осуществление Национальной программы возрождения сельского образования
|
4. Угрозы демографические
|
| Депопуляция
| Кризис семейных отношений
Доминирование среди населения (особенно медицинских работников) абортивного и контрацеп-тивного мышления
Деятельность в прошлом и настоящем международных и отечественных структур планирования семьи
| Сравнительно низкая рождаемость при высокой смертности
Широкое распространение абортов и контрацепции, поддержание их на государственном уровне
| Острый дефицит человеческих ресурсов во всех сферах жизни
| Создание системы семейно-ориентированного школьного образования
Разработка и внедрение про-семейных просветительских и образовательных программ в систему повышения квалификации, прежде всего педагогов и медицинских работников
|
| Распад семьи как базового элемента общества
| Антисемейная политика в прошлом и антисемейные установки в обществе в настоящем
| Большое количество внебрачных сожительств, неполных семей, малодетность семей
| Отказ от деторождения и воспитания детей значи-тельной части населения
Старение нации
Распространение гомосексуализма
| Введение семейных дисциплин в школе
Смена научно-технологичес-ких подходов в образовании с когнитивных на ценностные и антропологические
|
| Вырождение нации: алкогольная, наркотическая, игровая, сексуальная и проч. зависимости значительной части населения
| Недостатки духовно-нравственного образования личности
Скрытая пропаганда зависимостей в рекламе и псевдо-профилактических программах
| Широкое развитие психических и соматических заболеваний
Потеря качественных трудовых ресурсов
Асоциальное поведение значительной части граждан
Широкое распространение социального сиротства, беспризорности и безнадзорности при живых родителях
| Высокая смертность
Утрата здоровья нации
Перегрузка систем здравоохранения, социального обеспечения, органов правопорядка
| Внедрение образовательных программ по воспитанию добродетелей и творческого общественно полезного труда
Экспертирование и запрет всех псевдо-профилактических образовательных программ (борьбы со СПИДом, наркоманией и проч.)
|
5. Угрозы культурно-цивилизационные
|
| Духовное обнищание нации
| Сознательное и планомерное отстранение духовной и научной элиты от процессов управления российским образованием
Профанация общественно-государственного принципа управления образованием
| Безграмотность значительной части населения в духовно-нравственной сфере
| Окончательная утрата народом собственного культурно-цивилизационного кода
| Выстраивание продуманной программы социального партнёрства между государством и традиционными религиями конфессиями в сфере образования
Отстранение должностных лиц, саботирующих программы духовно-нравственного воспитания молодого поколения
|
| Распространение оккультизма, неоязычества и сектантства
| Наследие атеистического прошлого в современном российском образовании (атеистическая направленность многих образовательных структур, отдельных чиновников и педагогов при декларации ими светского характера образования)
Духовная безграмотность значительной части населения
Деятельность иностранных спецслужб
| Подмена служения семье, Церкви и обществу на служение узким целям секты, гуру, предметам идолопоклонства (например, разрыв с членами семьи, отказ от службы в армии, передача секретной информации по каналам секты и проч.)
Увод части населения от созидательной деятельности в ложную духовность
Подрыв духовного, душевного, телесного здоровья у адептов сект и у окружающих их людей
| Манипуляция массовым сознанием на религиозном уровне
Дезинтеграция общества по религиозному признаку
Всплеск религиозно-политического экстремизма
| Осуществление целевых программ духовно-нравственного образования на основе традиционных религий России
Антисектантская деятельность Церкви, общества и государства
Закрытие оккультных изданий и передач в СМИ
|
| Потеря духовно-нравственных и культурных традиций
| Нигилизм и отрицание ценности наследия предыдущих поколений (общественно-политическое и культурно-историческое «хамство») как принцип революций и социальных переворотов
Деструктивное влияние СМИ на культуру и духовно-нравственное развитие молодёжи
| Формирование у молодых поколений дезориентированного, клипового сознания
| Всплеск молодёжного экстремизма, индифферентизма, асоциальности и суицидальности
| Педагогизация сознания взрослых (педагогический всеобуч). Вовлечение их в создание разнообразных детско-взрослых со-бытийных сообществ с интеллектуально и культурно насыщенным образовательным пространством
Акцизы на информацию передаваемую СМИ, подры-вающую традиционное вос-питание детей и молодёжи
|
6. Угрозы несовершенства системы управления образованием
|
| Превращения образования из общественного блага в сферу услуг
| Полагание в основу образовательной политики рыночной идеологии
Доминирование принципа «экономизма» в подходе к образованию
Подмена высоко значимой общественной миссии образования финансово-экономической
| Утрата современной системой образования её корневых смыслов
| Заметное снижение образовательного и культурного уровня населения, усугубление социального неравенства
| Пересмотр приоритетов образовательной политики на национально-ориентированные (импортозамещение в образовании)
Смена руководства системы образования в несколько эшелонов
|
| Бюрократизация и выхолащивание образовательных процессов
| Отсутствие реальной образовательной стратегии и понимания содержательных смыслов развития образования
Педагогическая безграмотность заметной части управленцев от образования
| Шантаж педагогов функциональными обязанностями
Гнет педагогов мелочной опекой и номенклатурной отчетностью
Невозможность педагогам заниматься детьми
| Педагогическая запущенность молодых поколений
| Разработка и осуществление новой образовательной доктрины, соответствующей как вызовам времени, так и достижениям психолого-педагогической науки и реальным запросам общества
Введение критериев, регулирующих оптимальный баланс между номенклатурной отчётностью и реальными результатами образовательной деятельности
Педагогический ценз при подборе управленческих кадров в системе образования
Знакомство управленческих кадров с достижениями психолого-педагогической науки и практики через систему повышения квалификации
|
| Разрушение классических канонов высшего образования
| Отсутствие эталона образования (сертификации РАН, РАО РФ и др.)
Создания Академий, ВУЗов, бизнес-школ людьми, далекими от науки и образования
Тотальное разрушения РАН и РАО РФ
Дискредитация и деморализации научно-преподавательского корпуса через реформирование академических структур
| Регистрация ВУЗов, руководители которых не знают принципов составления образовательных программ вуза, не способны набрать и тестировать качественный состав преподавателей-практиков
Увеличение количества академий сектантского и неоязыческого толка (с присуждением «вселенских академиков» Института мировых цивилизаций)
| Деградация высшего образования
Разрушение экспертного резерва страны, утрата технологий и профессиональных секретов по высокотехнологичным отраслям
| Разработка и принятие целевой программы развития высшего образования на принципах академической науки и передовой практики
|
| Отсутствие субъектности у современного российского образования
| Разрушение системы Российской академии образования и сети академических институтов
| Невозможность быстрого и эффективного внедрения передовой научно-педагогической теории и практики в образовательную систему
| Вырождение и смерть отечественного образования как гуманитарного производства «человеческого в человеке»
Культивирование в системе образования «компетентного потребителя» как антропологического идеала выпускника
| Восстановление РАО и сети академических институтов
|
| Отсутствие де-факто системы государственного и общественного контроля деятельности Министерства образования и науки
| Несовершенная система государственной политики в образовательной сфере
Неподконтрольность и неподотчётность действий Министерства образования и науки государственным и общественным инстанциям
| Неэффективная, порой деструктивная деятельность чиновников Министерства образования и науки, наносящая вред государству и обществу
| Использование образовательной системы в антигосударственных и антиобщественных целях
| Создание реально действующей и уполномоченной системы общественно-государственного контроля деятельности Министерства образования и науки на всех уровнях
|