|
Творящий ритм мятежного огня.
Думаю, что в них выражено то противоречие, которое воз- никает при встрече живого («огня») с мертвым, косным («мате- рией»). Таким живым является и настоящая любовь, которая всегда носит созидательный, а не разрушительный характер, которая предполагает заботу, уважение, ответственность и знание о любимом. Она направлена на него как на воплоще- ние существеннейших человеческих качеств - свободы и от- ветственности. Если человек любит созидательно, то он лю- бит и себя; если он любит только других, он не может любить вообще. Эти закономерности давно отмечены исследователя- ми человеческой любви.
Мертвыми образованиями, лишенными созидательной си- лы, становятся отношения псевдолюбви, так как в них суще- ственнейшие свойства человека отождествляются с предмет- ными. Это называют еще отчуждением.
В таком случае псевдолюбовь - это форма спасения от одиночества за счет создания отношений зависимости себя от конкретных свойств другого человека и, наоборот, конкрет- ных свойств (например, успеваемости) от своих собственных (совместное, например, приготовление уроков). Несмотря на достаточно большое число форм псевдолюбви и обусловлен- ность их появления снижением ценности человека в XX веке особенно, все они объединены одним общим проявлением - в них отсутствует индивидуальное проявление сущностных человеческих характеристик любящих людей'.
Прежде чем перейти к описанию форм псевдолюбви, бу- квально несколько слов о том, почему это становится так актуально для подростка. Вступив в этот возраст, человек сталкивается с тайной своего изменчивого Я, постоянно ускользающего от него же самого. Для сохранения Я необ- ходима огромная работа по его построению, если хотите, то выстраиванию. Без необходимого психологического ма- териала этого не сделать. Если в предыдущем периоде сво- его развития ребенок переживал свою дискретность, ко- нечность как проявление своего Я, как момент его фикса- ции в собственном же сознании, то подростку требуется психологическая информация для дальнейшего осуществ- ления жизни его Я, как проявления в конкретной, индиви-
' См. подробно: Фромм Э. Искусство любви. - 1990. 508
дуализированной, в его лице персонифицированной форме сущностных свойств человека.
Думаю, что основным условием получения такой психоло- гической информации может быть его встреча со взрослым человеком, который воплощает в отношении с подростком обобщенную, но персонифицированную, сущность человека. Является, говоря педагогическим языком, нравственным идеалом, жизненным идеалом, но не абстрактным, а конкрет- ным, может быть, ежедневным воплощением его в отношении подростка. Слово воплощение можно было бы заменить без потери смысла словами труд, или любовь как синонимами. Считайте, что я это уже сделала.
Иначе говоря, подросток своими потребностями, главной потребностью - жить - ставит перед людьми, его окружающи- ми, в самой острой форме проблему любви к жизни, к себе как к живому человеку, к нему - подростку, а значит, к нему как к другому человеку. Его проблемы - это тот «огонь», который обращен к «веществу» отношений с другими людьми - к тем нормам и правилам построения и осуществления проявлений жизни, с которыми он уже успел встретиться в своем детстве.
Справятся ли с этой задачей взрослые, если они попали под влияние процветающих в культуре форм псевдолюбви? Думаю, что этот вопрос из категории риторических, может быть, поэтому, как только подростковый возраст стал в исто- рии культуры возрастом массового школьного обучения, о нем на все лады говорят (взрослые!) как о трудном. Может быть, это следы от огня Я подростков, того мятежного огня свободы и ответственности, который зарождается в них и вызывает, как всякий огонь, желание наблюдателя поскорее потушить его или по крайней мере обезопасить себя от него. Чем? Да все той же псевдолюбовью, которая все-таки может называться любовью, не будучи таковой на деле. В эту ло- вушку фантомности собственного сознания, собственной жизни, к сожалению, очень часто попадают не только взрос- лые, но и сами подростки. Для того чтобы отличить любовь от псевдолюбви, надо не только быть мудрецом, но и обла- дать высоким чувством собственного достоинства (границами Я, недоступными для разрушения другим людям), а за плеча- ми у подростков их прошлое. Оно же и в биографии взрослых людей. (Я не буду подробно останавливаться на происхожде- нии псевдолюбви, это подробно описано в психоаналитиче- ской литературе, и при желании читатель всегда может вос- пользоваться первоисточником - работами самого З.Фрейда). Итак, формы псевдолюбви в отношениях между людьми.
Название
| Содержание
| Воздействие на человека и его последствия
| «Великая», или покло- няющаяся, любовь
| Поклонение любимому человеку; отчуждение от своих собственных сил, проекция их на любимого
| Поглощение психологи- ческого пространства другого человека за счет отождествления с собст- венным (механизмом про- екции) как с дискретным, конечным Я. Последст- вия -разочарование, по- иск нового идола
| «Сентимен- тальная любовь»
| Переживание в фантазии, в фантомном проявлении жизни. Реальные отноше- ния обесценены
| Свой, реальный человек, с которым отношения су- ществуют в настоящем, не воспринимается как жи- вой. Свойствами живого наделяется образ про- шлого или будущего. По- следствия - эмоциональ- ная холодность, скука, пустота в отношениях
| Любовь к «несчаст- неньким»
| Внимание к слабостям любимого, стремление его усовершенствовать, сво- его Я не чувствуют. От- ношения строятся на ме- ханизме взаимной проек- ции, нет реализма в вос- приятии своего Я или Я другого человека
| Создание искаженного образа Я, фиксация про- явлений Я в постоянных формах. Последствия - ригидность в отношениях, воспроизведение в про- странстве и времени од- них и тех же отношений
| «Зеркальная любовь»
| Человек не в состоянии придать смысл своей жизни,воздействовать на свое Я, он старается жить ради кого-то, отражая его жизнь как проявление своей жизни
| Проявление воздействия не имеет границ, эти гра- ницы вообще не осозна- ются и не принимаются. Последствия - поглоще- ние психологического пространства одного че- ловека другим или втор- жение в это пространство без всяких ограничений
| Общее во всех проявлениях псевдолюбви то, что они пред- ставляют собой ту или иную форму отказа одной из сторон взаимодействующих людей от своего собственного Я и воз- можность подмены его конкретными (в том числе и физиче- скими) свойствами другого человека. Не забуду, как плакала мама девочки-подростка, уверяя, что она (дочка) слабая и больная, что о ней надо кому-то постоянно заботиться и обе- регать ее. На приеме передо мной сидела сильная, красивая четырнадцатилетняя девушка (когда-то в раннем детстве была трудная операция, но с тех пор прошло десять спокойных и здоровых лет). Когда она поняла возможности моей профес- сии, то сама попросила: «Научите меня так сказать маме, что я здорова, чтобы она поверила». Мать контролировала каж- дый ее шаг, каждое ее физическое напряжение, каждое усилие, считая это высшей формой проявления своей любви к девоч- ке. Та же устала, ей надоело быть «больной», да она уже дав- но и не была ею, а выйти сами из «заколдованного круга» отношений они не могли. Усталость девочки рождала раз- дражение, напряжение, попытки «уйти» от внимания матери, «огонь» ее Я сопротивлялся (еще!) стремлению другого чело- века погасить его.
Как тут не вспомнить на разные лады повторяемую мудре- цами мысль о том, что любовь - это риск, это риск поверить в силы своего Я и Я другого человека, это риск работы Я по устройству всех проявлений жизни. Риск, потому что успех от этого напряжения не может быть гарантирован никем и ни- чем, только верой. Она сама по себе не возникает, для этого, как минимум, надо пережить экзистенциальные чувства и их ценность, чтобы принять жизнь во всей ее полноте - со всеми ее муками и радостями, без магических ограничений, успеха- ми и достижениями, воплощенными в конкретных, а значит, в конечных свойствах себя и другого человека.
Хорошо, что люди создали психологию и психотерапию, помогающие им же самим пережить возможности своего Я, выходящие за пределы обыденного реагирования друг на друга. Благодаря психотерапии маме удалось пережить, что она своим отношением к дочери поглотила ее психологиче- ское пространство, создала препятствия для проявления силы ее Я. Вспоминая то сопротивление этой женщины, по- ниманию, что за жизнь дочери отвечает не только она, но и сама девочка.
Кстати, в современном мире есть достаточно осознанное средство против всех форм псевдолюбви - это права человека, это права ребенка. Я приведу только небольшую цитату из Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 г.):
«Принцип 2. Ребенку законом и другими средствами долж- на быть обеспечена специальная защита и предоставлены воз- можности и благоприятные условия, которые позволяли бы
ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обес- печение интересов ребенка...»
Кроме того, хотелось бы познакомить читателя и с несколь- кими статьями из «Конвенции о правах ребенка».
«Статья 12.
1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способ- ному сформировать свои собственные взгляды, право свобод- но выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внима- ние в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка...
Статья 13.
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение;
это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произве- дений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка...
Статья 14.
1. Государства-участники уважают право ребенка на сво- боду мысли, совести и религии...
Статья 16.
1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольно- го или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жи- лища или тайну корреспонденции или незаконного посяга- тельства на его репутацию.
2. Ребенок имеет право на защиту Закона от такого вмеша- тельства или посягательства...»
Интересно, что в обыденном сознании взрослых право ре- бенка иметь и проявлять свое собственное Я признается и воспринимается, по крайней мере, с изумлением.
- Как, у них (подростков, детей) есть еще какие-то права, они же должны... (список долгов я приводить не буду).
Учитывая, что это глава только о подростках, возьму на себя смелость от их имени сказать, что они чувствуют себя загнанными в трудный период своей жизни, потому что взрослые не находят для них места - элементарного простран- ства - в жизни, так как не знают (не все, но многие), что для осуществления Я (для «творящего ритма мятежного огня»)
необходимо (!) и внешнее, и внутреннее пространство. Такое пространство, где можно себя чувствовать защищенным, пе- реживать границы своего Я, своего психологического про- странства как надежные. Образ творящего ритма огня мне кажется очень подходящим к описанию проблем развития самосознания в этот период, так как подросток ставит глав- ный вопрос: «Зачем живут люди?» Он видит в этом вопросе как ключевое слово «живут», освоение пространства жизни во всей его полноте и целостности - вот главная проблема под- росткового возраста. Недаром именно в этом возрасте у детей просыпается интерес к музыке, можно даже говорить о музы- кальных странствиях современных подростков. Родители знают, что часто музыка сопровождает подростка во всех его ежедневных занятиях, выполняя множество самых разных функций. Об одной из них хотелось бы сказать особо - музы- ка выполняет функцию интеграции множества разнообразных и не соответствующих друг другу переживаний подростка, создает (пусть на время) переживание собственной целостно- сти, ритмически организованной, то есть предвидимой, пре- дощущаемой. Известно, что именно ритмичная музыка нра- вится подросткам больше всего.
Интенсивный физический рост и переживания, с ним свя- занные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности и тому подобное вносят мощный диссо- нанс в Я-концепцию подростка. Напряжение, вызванное этим, требует преодоления за счет увеличения силы Я, которая при- ходит за счет освоения жизненного пространства, выстраива- ния своего места в нем. Подростки резко и часто меняют ин- тересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают конкретные жизнен- ные планы и проявляются усилия по их осуществлению'.
У меня есть возможность проанализировать, как на про- тяжении шестидесяти лет истории России менялись (и меня- лись ли вообще), с точки зрения наблюдателя, исследователя, основные свойства в описываемом периоде жизни человека. Этот материал, думаю, даст возможность еще раз вернуться к вопросу о наличии сущностных свойств человека и их устой- чивости в историческом времени не только индивидуальной, но и социальной жизни. Для изложения материала прибегну к его систематизации в виде таблицы.
' См. подробно: Формирование личности в переходный период от подро- сткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987;
Рубинштейн М.М., Игнатьев B.C. Психология, педагогика и гигиена юности. - М., 1926.
Г. С. Абрамова
Основные психологические новообразования человека в возрасте 13-17 лет
Новооб- разова- ния
По данным психологического исследования 1927 г.
По данным психологического исследования 1987 г.
1. Поло- Естественные корни разви- вое со- вающегося человека; появляется зревание новый его облик. Это второе ро- ждение человека.
Огромное количество всяких недомоганий берет начало в этом возрасте.
Рождение новой психики - «вдруг» выявившаяся обращенность внутрь. Многое зависит от инди- видуальности, но общее есть: пере- ломный характер душевного со- стояния, возможность почувст- вовать свое место среди людей. Это состояние сопровождается резкими подъемами и спадами настроения. Реактивная сгущен ность состояний. Немотивиро ванное чувство стыда, невероят ная обидчивость, повышенная воз будимость. Опасения насчет нор мальности строения своего тела.
Изменение вкусовых ощуще- ний - от отвращения к еде до об жорства. Повышается чувстви- тельность к запахам. Начинает острее восприниматься цвет. Го- лос становится фактором душевной жизни. Замечательный новый мир и вовне, и внутри.
Юность вообще выражается во влюбленности в лицо проти- воположного пола. Возникает явление красования, инициато ром которого чаще всего являют ся девочки. Это плоскость претво ренного интереса, которая дает о себе знать в половых фетишах (термин Ст.Холла, Уипла и др.) - подарках, безделушках, подарен- ных представителями другого пола, альбомах со стихами «про любовь»
Формирование половой идентичности человека свя- зано не только с определен- ными психосексуальными (то есть направлением и харак- тером осуществления влече- ния к противоположному полу), но и различными со- циосексуальными ориентациями. Существенное место в последних занимает опре- деленная система половых ролей. Это очень важный момент в воспитании стар- шеклассников, так как все чаще возникают утрирован- ные тенденции мускулиза- ции женского и феминиза- ции мужского поведения.
Переживание половой идентичности предполагает наличие у человека опреде- ленных образцов поведения соответствующего пола. Идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подро- стков, как мальчиков, так и девочек, находится как бы в разных планах и практиче- ски не пересекается. Естест- венно, что регулирующая функция этих образов весь ма незначительна
Новооб- разова- ния
| По данным психологического исследования 1927 г.
| По данным психологического исследования 1987 г.
| 2. Иска-
| Анализ характера юных пере-
| Анализ саморепрезен-
| ние но-
| живаний показывает, какую мощ-
| тации показывает, что для
| вого Я и
| ную роль в них играет стремление к
| старших подростков в це-
| пробле-
| выяснению своей личности, к соб-
| лом характерна достаточно
| мы само-
| ственному обнаружению. Эта черта
| высокая степень рефлексии
| выявле-
| не является частным проявлением
| и существенных различий
| ния
| только в этой сфере. Всем хорошо
| между подростками-старше-
| | знакомо явление, как юность любит
| классниками и подростками,
| | чувствовать себя непонятой, оди-
| стоящими на пороге юности
| | нокой в своих исканиях, увлекаясь
| (имеется в виду количествен-
| | мыслью, что обыденные люди не в
| ная характеристика). Вместе
| | состоянии понять ее незаурядную
| с тем данные свидетельству-
| | натуру и так далее. Черта исканий
| ют, что сторона самосозна-
| | присуща юности как ее типическая
| ния во многом зависит от
| | черта. Ее может увлекать сам прин-
| эмоциональной.
| | цип исканий, так сказать, фор-
| Переход от подростко-
| | мальное искание, когда юная мо-
| вого к раннему юношеско-
| | лодежь больше ощущает свое на-
| му возрасту можно охарак-
| | строение, а назвать его не может,
| теризовать как период, в
| | потому что они только своего рода
| котором происходит смена
| | вопросительный импульс, часто
| некоторого «объективистс-
| | больше самоощущение, чем реаль-
| кого» взгляда на себя
| | ная конкретная потребность. Стрем-
| «извне» на субъективную ди-
| | ление это - найти и выявить самого
| намическую позицию «изнут-
| | себя, свое Я. В эту пору особенно
| ри». Критерии самооценки
| | ярко начинает говорить желание
| приобретают принципиаль-
| | быть самим собой. Юность считает,
| но иные формы сравнитель-
| | что величайшее счастье, это - быть
| но с оценкой человеком дру-
| | самим собой и найти свое настоя-
| гих людей. Она проявляется
| | щее место в жизни, это не голос
| в умении отделять успех или
| | рассудка, а выражение всего суще-
| неуспех в конкретной дея-
| | ства юности.
| тельности от общего пред-
| | Естественно, с первого же мо-
| ставления о себе, своих спо-
| | мента юность начинает рваться к
| собностях, возможностях.
| | борьбе за свою личность, за вы-
| Развитие временных пред-
| | явление себя, за собственное опо-
| ставлений тесно связано как с
| | знание. Найти для себя арену дея-
| умственным развитием, так и
| | тельности и простор для самовыяв-
| изменением жизненной пер-
| | ления, что ведет к повышенной
| спективы ребенка. Воспри-
| | жажде активности, неугомонности,
| ятие времени подростком
| | суетливой горячности и так далее.
| еще остается дискретным и
| | Интерес к субъективному ми-
| ограничено непосредствен-
| | ру, внутренний мир, как большой
| ным прошлым и настоящим,
| | мир, как постоянное явление, от-
| а будущее кажется ему почти
| | крывается именно в юности. Это
| буквальным продолжением
| | действительно открытие Америки,
| настоящего. В юности вре-
| | и для каждого юного человека это
| менной горизонт расширяет-
| | открытие нетронутых, невиданных
| ся как вглубь, охватывая
|
Новооб-
| По данным
| По данным
| разова-
| психологического
| психологического
| ния
| исследования 1927 г.
| исследования 1987 г.
| | плодоносных целин, которые
| отдаленное прошлое и буду-
| | ждут и неотложно требуют своей
| щее, так и вширь, включая
| | разработки.
| уже не только личные, но и
| | Яркое ощущение нового Я,
| социальные перспективы.
| | которому надо дать новое со-
| Изменение временной
| | держание. Так сильно захватыва-
| перспективы тесно связано с
| | ет юность это стремление к выяв-
| переориентацией юношеско-
| | лению своей личности... У нее
| го сознания с внешнего кон-
| | горячее стремление к осчастлив-
| троля на внутренний само-
| | ливанию человечества, к соци-
| контроль и ростом потреб-
| | альному делу, к альтруизму. И
| ности в достижении. И то и
| | все это идет рука об руку с го-
| другое сильно зависит от
| | товностью жертвовать собой.
| социальных и культурных
| | Юность, даже широко подра-
| условий. Формирование но-
| | жая, не хочет, чтобы думали, что
| вой временной перспективы
| | она подражает. Все подражания
| не всем дается легко. Обост-
| | юности конкретным образцам по-
| ренное чувство необратимо-
| | ведения включены в основное ис-
| сти времени нередко сочета-
| | кание юности - в стремление найти
| ется в юношеском сознании с
| | и выявить свое Я. Юность способ-
| нежеланием замечать его
| | на в известных случаях быть сча-
| течение, с представлением о
| | стливой своим несчастьем, даже
| том, что время остановилось.
| | болезнями, лишь бы они не несли с
| Особенности организации
| | собой ощущение преодоления, не-
| систем саморегуляции лично-
| | обыденности, возможность выде-
| сти детерминируют актив-
| | лить свою личность.
| ность учащихся в согласии, а
| | Ни в коем случае нельзя просто
| порой и вопреки субъектив-
| | развенчивать эти порывы юности к
| но представленным содержа-
| | новому Я и насыщать их с ранней поры обыденностью
| ниям желаемой перспективы Я. Содержание в данном
| | | случае не всегда является
| | | определяющим, ибо высту-
| | | пает лишь как ориентир в
| | | сложном процессе активно-
| | | сти и развития личности
| 3. Неко-
| Индивидуализм юности - чер-
| Жизненная позиция неот-
| торые
| та, которую мы отмечали неод-
| делима от мировоззрения
| характер-
| нократно, особенно в стремлении
| личности. Социальная цен-
| ные чер-
| юности быть самим собой. Юность
| ность человека определяется
| ты умо-
| полна социальных стремлений, но
| тем, насколько его деятель-
| настрое-
| она без всякого противоречия с
| ность способствует прогрессу
| ния юно-
| этой своей чертой хочет быть
| общества. Чем больше чело-
| сти
| индивидуально социальна, чув-
| век дает людям, тем богаче
| | ствуя, что повторение снижает
| становится сам как личность.
| | ценность личности, что для соци-
| Задавая вопрос о смысле жиз-
| | ального служения нужно не ста-
| ни, юноша думает одновре-
| | до. а многогранный коллектив.
| менно и о направлении обще-
|
По данным психологического исследования 1927 г.
По данным психологического исследования 1987 г.
Юные люди черпают свои идеалы и образцы не из семьи, а из лите- ратуры, из истории, обществен- ной жизни, иногда знакомые толь- ко понаслышке.
Эти образцы меньше подав- ляют их сознание своей индиви- дуальности, оставляют больше простора для собственных выяв- лений или фиксации их.
Ее увлекает все новое. Отри- цание увлекательно уже тем, что оно расчищает почву для ощуще- ния своей самобытности. Скеп- тицизм юности носит служебный характер, юность должна иметь мужество отрицания, огонь этот очистителен с точки зрения про- гресса и культуры.
Общей тенденции приходит на помощь крепнущий свет разума, собственной думы, обобщения и отвлечения... Устойчивость тут не такое уж частое явление, и в этом не следует видеть повода для отри- цательной оценки. Одновременно с такими чертами, как скепсис, кри- тика, некоторый нигилизм, она проявляет не только самоуверен- ность, но и довольно наивно выяв- ляющийся догматизм. Юность спо- собна приняться поучать кого хо- тите и в чем хотите, и не охотно признается в том, что она в чем- либо некомпетентна. Это ощуще- ние резко повысившейся телесной и духовной силы..
Максимализм - юность рвется на простор к большему, обыден- ное имеет мало шансов на успех у юности. Для подъема юности ха- рактерно пользование своего рода словесным максимализмом («друж- ба», «верность», «навсегда», «ни- когда» и так далее).
Обжорство тоже может быть проявлением максимализма.
Фанатизм - черта, которая
ственного развития вообще, и о конкретной цели собствен- ной жизни. Каково мое место в общей борьбе, в какой именно деятельности в наи- большей степени раскроются мои индивидуальные способ- ности? На эти вопросы нет общих ответов, их нужно вы- страдать самому, к ним мож- но подойти только практиче- ским путем. Трудность юно- шеской рефлексии о смысле жизни в правильном совме- щении ближней и дальней перспективы. Способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды, - один из главных показателей мо- рально-психологической зре- лости человека.
В юности мировоззрен- ческие вопросы решаются категорично, в них отража- ется противоречие между абстрактным и конкретным.
Характерная черта юно- шеского возраста - форми- рование жизненных планов. Это явление одновременно социального и этического порядка. Это план деятель- ности, который заземляется на выбор профессии. Стрем- ление к самоутверждению сменяется более реалистиче- ским и критическим самоана- лизом и самовоспитанием.
В отличие от ребенка, принимающего правила по- ведения на веру, юноша уже начинает осознавать их отно- сительность, но еще не всегда знает, с чем именно их нужно соотносить. Простая ссылка на авторитеты его уже не
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|