Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Творящий ритм мятежного огня.





Думаю, что в них выражено то противоречие, которое воз-
никает при встрече живого («огня») с мертвым, косным («мате-
рией»). Таким живым является и настоящая любовь, которая
всегда носит созидательный, а не разрушительный характер,
которая предполагает заботу, уважение, ответственность и
знание о любимом. Она направлена на него как на воплоще-
ние существеннейших человеческих качеств - свободы и от-
ветственности. Если человек любит созидательно, то он лю-
бит и себя; если он любит только других, он не может любить
вообще. Эти закономерности давно отмечены исследователя-
ми человеческой любви.

Мертвыми образованиями, лишенными созидательной си-
лы, становятся отношения псевдолюбви, так как в них суще-
ственнейшие свойства человека отождествляются с предмет-
ными. Это называют еще отчуждением.

В таком случае псевдолюбовь - это форма спасения от
одиночества за счет создания отношений зависимости себя от
конкретных свойств другого человека и, наоборот, конкрет-
ных свойств (например, успеваемости) от своих собственных
(совместное, например, приготовление уроков). Несмотря на
достаточно большое число форм псевдолюбви и обусловлен-
ность их появления снижением ценности человека в XX веке
особенно, все они объединены одним общим проявлением - в
них отсутствует индивидуальное проявление сущностных
человеческих характеристик любящих людей'.

Прежде чем перейти к описанию форм псевдолюбви, бу-
квально несколько слов о том, почему это становится так
актуально для подростка. Вступив в этот возраст, человек
сталкивается с тайной своего изменчивого Я, постоянно
ускользающего от него же самого. Для сохранения Я необ-
ходима огромная работа по его построению, если хотите,
то выстраиванию. Без необходимого психологического ма-
териала этого не сделать. Если в предыдущем периоде сво-
его развития ребенок переживал свою дискретность, ко-
нечность как проявление своего Я, как момент его фикса-
ции в собственном же сознании, то подростку требуется
психологическая информация для дальнейшего осуществ-
ления жизни его Я, как проявления в конкретной, индиви-

' См. подробно: Фромм Э. Искусство любви. - 1990.
508

дуализированной, в его лице персонифицированной форме
сущностных свойств человека.

Думаю, что основным условием получения такой психоло-
гической информации может быть его встреча со взрослым
человеком, который воплощает в отношении с подростком
обобщенную, но персонифицированную, сущность человека.
Является, говоря педагогическим языком, нравственным
идеалом, жизненным идеалом, но не абстрактным, а конкрет-
ным, может быть, ежедневным воплощением его в отношении
подростка. Слово воплощение можно было бы заменить без
потери смысла словами труд, или любовь как синонимами.
Считайте, что я это уже сделала.

Иначе говоря, подросток своими потребностями, главной
потребностью - жить - ставит перед людьми, его окружающи-
ми, в самой острой форме проблему любви к жизни, к себе как к
живому человеку, к нему - подростку, а значит, к нему как к
другому человеку. Его проблемы - это тот «огонь», который
обращен к «веществу» отношений с другими людьми - к тем
нормам и правилам построения и осуществления проявлений
жизни, с которыми он уже успел встретиться в своем детстве.

Справятся ли с этой задачей взрослые, если они попали
под влияние процветающих в культуре форм псевдолюбви?
Думаю, что этот вопрос из категории риторических, может
быть, поэтому, как только подростковый возраст стал в исто-
рии культуры возрастом массового школьного обучения, о
нем на все лады говорят (взрослые!) как о трудном. Может
быть, это следы от огня Я подростков, того мятежного огня
свободы и ответственности, который зарождается в них и
вызывает, как всякий огонь, желание наблюдателя поскорее
потушить его или по крайней мере обезопасить себя от него.
Чем? Да все той же псевдолюбовью, которая все-таки может
называться любовью, не будучи таковой на деле. В эту ло-
вушку фантомности собственного сознания, собственной
жизни, к сожалению, очень часто попадают не только взрос-
лые, но и сами подростки. Для того чтобы отличить любовь
от псевдолюбви, надо не только быть мудрецом, но и обла-
дать высоким чувством собственного достоинства (границами
Я, недоступными для разрушения другим людям), а за плеча-
ми у подростков их прошлое. Оно же и в биографии взрослых
людей. (Я не буду подробно останавливаться на происхожде-
нии псевдолюбви, это подробно описано в психоаналитиче-
ской литературе, и при желании читатель всегда может вос-
пользоваться первоисточником - работами самого З.Фрейда).
Итак, формы псевдолюбви в отношениях между людьми.


Название Содержание Воздействие на человека и его последствия
«Великая», или покло- няющаяся, любовь Поклонение любимому человеку; отчуждение от своих собственных сил, проекция их на любимого Поглощение психологи- ческого пространства другого человека за счет отождествления с собст- венным (механизмом про- екции) как с дискретным, конечным Я. Последст- вия -разочарование, по- иск нового идола
«Сентимен- тальная любовь» Переживание в фантазии, в фантомном проявлении жизни. Реальные отноше- ния обесценены Свой, реальный человек, с которым отношения су- ществуют в настоящем, не воспринимается как жи- вой. Свойствами живого наделяется образ про- шлого или будущего. По- следствия - эмоциональ- ная холодность, скука, пустота в отношениях
Любовь к «несчаст- неньким» Внимание к слабостям любимого, стремление его усовершенствовать, сво- его Я не чувствуют. От- ношения строятся на ме- ханизме взаимной проек- ции, нет реализма в вос- приятии своего Я или Я другого человека Создание искаженного образа Я, фиксация про- явлений Я в постоянных формах. Последствия - ригидность в отношениях, воспроизведение в про- странстве и времени од- них и тех же отношений
«Зеркальная любовь» Человек не в состоянии придать смысл своей жизни,воздействовать на свое Я, он старается жить ради кого-то, отражая его жизнь как проявление своей жизни Проявление воздействия не имеет границ, эти гра- ницы вообще не осозна- ются и не принимаются. Последствия - поглоще- ние психологического пространства одного че- ловека другим или втор- жение в это пространство без всяких ограничений

Общее во всех проявлениях псевдолюбви то, что они пред-
ставляют собой ту или иную форму отказа одной из сторон
взаимодействующих людей от своего собственного Я и воз-
можность подмены его конкретными (в том числе и физиче-
скими) свойствами другого человека. Не забуду, как плакала
мама девочки-подростка, уверяя, что она (дочка) слабая и
больная, что о ней надо кому-то постоянно заботиться и обе-
регать ее. На приеме передо мной сидела сильная, красивая
четырнадцатилетняя девушка (когда-то в раннем детстве была
трудная операция, но с тех пор прошло десять спокойных и
здоровых лет). Когда она поняла возможности моей профес-
сии, то сама попросила: «Научите меня так сказать маме, что
я здорова, чтобы она поверила». Мать контролировала каж-
дый ее шаг, каждое ее физическое напряжение, каждое усилие,
считая это высшей формой проявления своей любви к девоч-
ке. Та же устала, ей надоело быть «больной», да она уже дав-
но и не была ею, а выйти сами из «заколдованного круга»
отношений они не могли. Усталость девочки рождала раз-
дражение, напряжение, попытки «уйти» от внимания матери,
«огонь» ее Я сопротивлялся (еще!) стремлению другого чело-
века погасить его.

Как тут не вспомнить на разные лады повторяемую мудре-
цами мысль о том, что любовь - это риск, это риск поверить в
силы своего Я и Я другого человека, это риск работы Я по
устройству всех проявлений жизни. Риск, потому что успех от
этого напряжения не может быть гарантирован никем и ни-
чем, только верой. Она сама по себе не возникает, для этого,
как минимум, надо пережить экзистенциальные чувства и их
ценность, чтобы принять жизнь во всей ее полноте - со всеми
ее муками и радостями, без магических ограничений, успеха-
ми и достижениями, воплощенными в конкретных, а значит, в
конечных свойствах себя и другого человека.

Хорошо, что люди создали психологию и психотерапию,
помогающие им же самим пережить возможности своего Я,
выходящие за пределы обыденного реагирования друг на
друга. Благодаря психотерапии маме удалось пережить, что
она своим отношением к дочери поглотила ее психологиче-
ское пространство, создала препятствия для проявления
силы ее Я. Вспоминая то сопротивление этой женщины, по-
ниманию, что за жизнь дочери отвечает не только она, но и
сама девочка.

Кстати, в современном мире есть достаточно осознанное
средство против всех форм псевдолюбви - это права человека,
это права ребенка. Я приведу только небольшую цитату из
Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 г.):

«Принцип 2. Ребенку законом и другими средствами долж-
на быть обеспечена специальная защита и предоставлены воз-
можности и благоприятные условия, которые позволяли бы


ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно
и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и
в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью
законов главным соображением должно быть наилучшее обес-
печение интересов ребенка...»

Кроме того, хотелось бы познакомить читателя и с несколь-
кими статьями из «Конвенции о правах ребенка».

«Статья 12.

1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способ-
ному сформировать свои собственные взгляды, право свобод-
но выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим
ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внима-
ние в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка...

Статья 13.

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение;

это право включает свободу искать, получать и передавать
информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в
устной, письменной или печатной форме, в форме произве-
дений искусства или с помощью других средств по выбору
ребенка...

Статья 14.

1. Государства-участники уважают право ребенка на сво-
боду мысли, совести и религии...

Статья 16.

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольно-
го или незаконного вмешательства в осуществление его права
на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жи-
лища или тайну корреспонденции или незаконного посяга-
тельства на его репутацию.

2. Ребенок имеет право на защиту Закона от такого вмеша-
тельства или посягательства...»

Интересно, что в обыденном сознании взрослых право ре-
бенка иметь и проявлять свое собственное Я признается и
воспринимается, по крайней мере, с изумлением.

- Как, у них (подростков, детей) есть еще какие-то права,
они же должны... (список долгов я приводить не буду).

Учитывая, что это глава только о подростках, возьму на
себя смелость от их имени сказать, что они чувствуют себя
загнанными в трудный период своей жизни, потому что
взрослые не находят для них места - элементарного простран-
ства - в жизни, так как не знают (не все, но многие), что для
осуществления Я (для «творящего ритма мятежного огня»)

необходимо (!) и внешнее, и внутреннее пространство. Такое
пространство, где можно себя чувствовать защищенным, пе-
реживать границы своего Я, своего психологического про-
странства как надежные. Образ творящего ритма огня мне
кажется очень подходящим к описанию проблем развития
самосознания в этот период, так как подросток ставит глав-
ный вопрос: «Зачем живут люди?» Он видит в этом вопросе
как ключевое слово «живут», освоение пространства жизни во
всей его полноте и целостности - вот главная проблема под-
росткового возраста. Недаром именно в этом возрасте у детей
просыпается интерес к музыке, можно даже говорить о музы-
кальных странствиях современных подростков. Родители
знают, что часто музыка сопровождает подростка во всех его
ежедневных занятиях, выполняя множество самых разных
функций. Об одной из них хотелось бы сказать особо - музы-
ка выполняет функцию интеграции множества разнообразных
и не соответствующих друг другу переживаний подростка,
создает (пусть на время) переживание собственной целостно-
сти, ритмически организованной, то есть предвидимой, пре-
дощущаемой. Известно, что именно ритмичная музыка нра-
вится подросткам больше всего.

Интенсивный физический рост и переживания, с ним свя-
занные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий
груз ответственности и тому подобное вносят мощный диссо-
нанс в Я-концепцию подростка. Напряжение, вызванное этим,
требует преодоления за счет увеличения силы Я, которая при-
ходит за счет освоения жизненного пространства, выстраива-
ния своего места в нем. Подростки резко и часто меняют ин-
тересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы
оценок других людей и себя, возникают конкретные жизнен-
ные планы и проявляются усилия по их осуществлению'.

У меня есть возможность проанализировать, как на про-
тяжении шестидесяти лет истории России менялись (и меня-
лись ли вообще), с точки зрения наблюдателя, исследователя,
основные свойства в описываемом периоде жизни человека.
Этот материал, думаю, даст возможность еще раз вернуться к
вопросу о наличии сущностных свойств человека и их устой-
чивости в историческом времени не только индивидуальной,
но и социальной жизни. Для изложения материала прибегну к
его систематизации в виде таблицы.

' См. подробно: Формирование личности в переходный период от подро-
сткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987;

Рубинштейн М.М., Игнатьев B.C. Психология, педагогика и гигиена
юности. - М., 1926.

Г. С. Абрамова


Основные психологические новообразования
человека в возрасте 13-17 лет

Новооб-
разова-
ния

По данным
психологического
исследования 1927 г.

По данным
психологического
исследования 1987 г.

1. Поло- Естественные корни разви-
вое со- вающегося человека; появляется
зревание новый его облик. Это второе ро-
ждение человека.

Огромное количество всяких
недомоганий берет начало в этом
возрасте.

Рождение новой психики -
«вдруг» выявившаяся обращенность
внутрь. Многое зависит от инди-
видуальности, но общее есть: пере-
ломный характер душевного со-
стояния, возможность почувст-
вовать свое место среди людей.
Это состояние сопровождается
резкими подъемами и спадами
настроения. Реактивная сгущен
ность состояний. Немотивиро
ванное чувство стыда, невероят
ная обидчивость, повышенная воз
будимость. Опасения насчет нор
мальности строения своего тела.

Изменение вкусовых ощуще-
ний - от отвращения к еде до об
жорства. Повышается чувстви-
тельность к запахам. Начинает
острее восприниматься цвет. Го-
лос становится фактором душевной
жизни. Замечательный новый мир
и вовне, и внутри.

Юность вообще выражается
во влюбленности в лицо проти-
воположного пола. Возникает
явление красования, инициато
ром которого чаще всего являют
ся девочки. Это плоскость претво
ренного интереса, которая дает о
себе знать в половых фетишах
(термин Ст.Холла, Уипла и др.) -
подарках, безделушках, подарен-
ных представителями другого
пола, альбомах со стихами «про
любовь»

Формирование половой
идентичности человека свя-
зано не только с определен-
ными психосексуальными (то
есть направлением и харак-
тером осуществления влече-
ния к противоположному
полу), но и различными со-
циосексуальными ориентациями. Существенное место в последних занимает опре-
деленная система половых
ролей. Это очень важный
момент в воспитании стар-
шеклассников, так как все
чаще возникают утрирован-
ные тенденции мускулиза-
ции женского и феминиза-
ции мужского поведения.

Переживание половой
идентичности предполагает
наличие у человека опреде-
ленных образцов поведения
соответствующего пола.
Идеальные представления о
мужчинах и женщинах и
реальное поведение подро-
стков, как мальчиков, так и
девочек, находится как бы в
разных планах и практиче-
ски не пересекается. Естест-
венно, что регулирующая
функция этих образов весь
ма незначительна

Новооб- разова- ния По данным психологического исследования 1927 г. По данным психологического исследования 1987 г.
2. Иска- Анализ характера юных пере- Анализ саморепрезен-
ние но- живаний показывает, какую мощ- тации показывает, что для
вого Я и ную роль в них играет стремление к старших подростков в це-
пробле- выяснению своей личности, к соб- лом характерна достаточно
мы само- ственному обнаружению. Эта черта высокая степень рефлексии
выявле- не является частным проявлением и существенных различий
ния только в этой сфере. Всем хорошо между подростками-старше-
  знакомо явление, как юность любит классниками и подростками,
  чувствовать себя непонятой, оди- стоящими на пороге юности
  нокой в своих исканиях, увлекаясь (имеется в виду количествен-
  мыслью, что обыденные люди не в ная характеристика). Вместе
  состоянии понять ее незаурядную с тем данные свидетельству-
  натуру и так далее. Черта исканий ют, что сторона самосозна-
  присуща юности как ее типическая ния во многом зависит от
  черта. Ее может увлекать сам прин- эмоциональной.
  цип исканий, так сказать, фор- Переход от подростко-
  мальное искание, когда юная мо- вого к раннему юношеско-
  лодежь больше ощущает свое на- му возрасту можно охарак-
  строение, а назвать его не может, теризовать как период, в
  потому что они только своего рода котором происходит смена
  вопросительный импульс, часто некоторого «объективистс-
  больше самоощущение, чем реаль- кого» взгляда на себя
  ная конкретная потребность. Стрем- «извне» на субъективную ди-
  ление это - найти и выявить самого намическую позицию «изнут-
  себя, свое Я. В эту пору особенно ри». Критерии самооценки
  ярко начинает говорить желание приобретают принципиаль-
  быть самим собой. Юность считает, но иные формы сравнитель-
  что величайшее счастье, это - быть но с оценкой человеком дру-
  самим собой и найти свое настоя- гих людей. Она проявляется
  щее место в жизни, это не голос в умении отделять успех или
  рассудка, а выражение всего суще- неуспех в конкретной дея-
  ства юности. тельности от общего пред-
  Естественно, с первого же мо- ставления о себе, своих спо-
  мента юность начинает рваться к собностях, возможностях.
  борьбе за свою личность, за вы- Развитие временных пред-
  явление себя, за собственное опо- ставлений тесно связано как с
  знание. Найти для себя арену дея- умственным развитием, так и
  тельности и простор для самовыяв- изменением жизненной пер-
  ления, что ведет к повышенной спективы ребенка. Воспри-
  жажде активности, неугомонности, ятие времени подростком
  суетливой горячности и так далее. еще остается дискретным и
  Интерес к субъективному ми- ограничено непосредствен-
  ру, внутренний мир, как большой ным прошлым и настоящим,
  мир, как постоянное явление, от- а будущее кажется ему почти
  крывается именно в юности. Это буквальным продолжением
  действительно открытие Америки, настоящего. В юности вре-
  и для каждого юного человека это менной горизонт расширяет-
  открытие нетронутых, невиданных ся как вглубь, охватывая

Новооб- По данным По данным
разова- психологического психологического
ния исследования 1927 г. исследования 1987 г.
  плодоносных целин, которые отдаленное прошлое и буду-
  ждут и неотложно требуют своей щее, так и вширь, включая
  разработки. уже не только личные, но и
  Яркое ощущение нового Я, социальные перспективы.
  которому надо дать новое со- Изменение временной
  держание. Так сильно захватыва- перспективы тесно связано с
  ет юность это стремление к выяв- переориентацией юношеско-
  лению своей личности... У нее го сознания с внешнего кон-
  горячее стремление к осчастлив- троля на внутренний само-
  ливанию человечества, к соци- контроль и ростом потреб-
  альному делу, к альтруизму. И ности в достижении. И то и
  все это идет рука об руку с го- другое сильно зависит от
  товностью жертвовать собой. социальных и культурных
  Юность, даже широко подра- условий. Формирование но-
  жая, не хочет, чтобы думали, что вой временной перспективы
  она подражает. Все подражания не всем дается легко. Обост-
  юности конкретным образцам по- ренное чувство необратимо-
  ведения включены в основное ис- сти времени нередко сочета-
  кание юности - в стремление найти ется в юношеском сознании с
  и выявить свое Я. Юность способ- нежеланием замечать его
  на в известных случаях быть сча- течение, с представлением о
  стливой своим несчастьем, даже том, что время остановилось.
  болезнями, лишь бы они не несли с Особенности организации
  собой ощущение преодоления, не- систем саморегуляции лично-
  обыденности, возможность выде- сти детерминируют актив-
  лить свою личность. ность учащихся в согласии, а
  Ни в коем случае нельзя просто порой и вопреки субъектив-
  развенчивать эти порывы юности к но представленным содержа-
  новому Я и насыщать их с ранней поры обыденностью ниям желаемой перспективы Я. Содержание в данном
    случае не всегда является
    определяющим, ибо высту-
    пает лишь как ориентир в
    сложном процессе активно-
    сти и развития личности
3. Неко- Индивидуализм юности - чер- Жизненная позиция неот-
торые та, которую мы отмечали неод- делима от мировоззрения
характер- нократно, особенно в стремлении личности. Социальная цен-
ные чер- юности быть самим собой. Юность ность человека определяется
ты умо- полна социальных стремлений, но тем, насколько его деятель-
настрое- она без всякого противоречия с ность способствует прогрессу
ния юно- этой своей чертой хочет быть общества. Чем больше чело-
сти индивидуально социальна, чув- век дает людям, тем богаче
  ствуя, что повторение снижает становится сам как личность.
  ценность личности, что для соци- Задавая вопрос о смысле жиз-
  ального служения нужно не ста- ни, юноша думает одновре-
  до. а многогранный коллектив. менно и о направлении обще-

По данным
психологического
исследования 1927 г.

По данным
психологического
исследования 1987 г.

Юные люди черпают свои идеалы
и образцы не из семьи, а из лите-
ратуры, из истории, обществен-
ной жизни, иногда знакомые толь-
ко понаслышке.

Эти образцы меньше подав-
ляют их сознание своей индиви-
дуальности, оставляют больше
простора для собственных выяв-
лений или фиксации их.

Ее увлекает все новое. Отри-
цание увлекательно уже тем, что
оно расчищает почву для ощуще-
ния своей самобытности. Скеп-
тицизм юности носит служебный
характер, юность должна иметь
мужество отрицания, огонь этот
очистителен с точки зрения про-
гресса и культуры.

Общей тенденции приходит на
помощь крепнущий свет разума,
собственной думы, обобщения и
отвлечения... Устойчивость тут не
такое уж частое явление, и в этом
не следует видеть повода для отри-
цательной оценки. Одновременно с
такими чертами, как скепсис, кри-
тика, некоторый нигилизм, она
проявляет не только самоуверен-
ность, но и довольно наивно выяв-
ляющийся догматизм. Юность спо-
собна приняться поучать кого хо-
тите и в чем хотите, и не охотно
признается в том, что она в чем-
либо некомпетентна. Это ощуще-
ние резко повысившейся телесной и
духовной силы..

Максимализм - юность рвется
на простор к большему, обыден-
ное имеет мало шансов на успех у
юности. Для подъема юности ха-
рактерно пользование своего рода
словесным максимализмом («друж-
ба», «верность», «навсегда», «ни-
когда» и так далее).

Обжорство тоже может быть
проявлением максимализма.

Фанатизм - черта, которая

ственного развития вообще, и
о конкретной цели собствен-
ной жизни. Каково мое место
в общей борьбе, в какой
именно деятельности в наи-
большей степени раскроются
мои индивидуальные способ-
ности? На эти вопросы нет
общих ответов, их нужно вы-
страдать самому, к ним мож-
но подойти только практиче-
ским путем. Трудность юно-
шеской рефлексии о смысле
жизни в правильном совме-
щении ближней и дальней
перспективы. Способность
отсрочить непосредственное
удовлетворение, трудиться
ради будущего, не ожидая
немедленной награды, - один
из главных показателей мо-
рально-психологической зре-
лости человека.

В юности мировоззрен-
ческие вопросы решаются
категорично, в них отража-
ется противоречие между
абстрактным и конкретным.

Характерная черта юно-
шеского возраста - форми-
рование жизненных планов.
Это явление одновременно
социального и этического
порядка. Это план деятель-
ности, который заземляется
на выбор профессии. Стрем-
ление к самоутверждению
сменяется более реалистиче-
ским и критическим самоана-
лизом и самовоспитанием.

В отличие от ребенка,
принимающего правила по-
ведения на веру, юноша уже
начинает осознавать их отно-
сительность, но еще не всегда
знает, с чем именно их нужно
соотносить. Простая ссылка
на авторитеты его уже не







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.