|
Обидно, что не умею драться как надо.
...У нас с Леной одинаковые характеры: когда есть дело, когда мы заняты по горло, бегаем, суетимся, - мы счастливы, мы веселы. Но вот покой, тишина, дела нет - тень хандры опускается на нас, и мы ругаемся друг с другом...
Ну и дела? Мне сейчас объяснились в любви!.. Не хочу и не могу писать об этом. Когда он сказал мне это, я еле дошла домой. Есть не могу, плачу и смеюсь...»
Нина Костерина погибла в декабре 1941 года.
1. лава 1- /
О ЮНОСТИ (18-22 ГОДА)
Музыка ли, пенье, что ли, эхом - Что же это зазвучало вновь? От вокзала Дружбы мы отъехали К следующей станции - Любовь.
М.Светлев
Я спросил у свободного ветра,
Что мне сделать, чтоб быть молодым,
Мне ответил играющий ветер:
«Будь воздушным, как ветер, как дым!» Я спросил у могучего моря, В чем великий завет бытия, Мне ответило звучное море:
«Будь всегда полнозвучным, как я!» Я спросил у высокого солнца, Как мне вспыхнуть светлее зари, Ничего не ответило солнце, Но душа услыхала: «Гори!»
К.Бальмонт
Юность, границы которой связываются с возрастом обяза- тельного участия человека в общественной жизни. Человек должен принять на себя ответственность за устройство жизни в той степени, в какой это возможно в конкретных социаль- ных условиях. С этой точки зрения юность - возраст участия в выборах органов государственной власти.
Решение каких задач собственного развития обеспечивает человеку эту возможность - потенциально правильную соци- альную ориентацию в качествах других людей?
Попробуем в этом разобраться. Подростковый возраст за- вершается переживанием необходимости собственной целост- ности, если хотите, интегрированности. Подросток нуждается в руководстве, в присутствии человека, задающего саму возмож- ность такой интегрированности как цели, как жизненной пер- спективы, стремление к которой не является фантомным, уто- пичным, бессмысленным. Подросток готов к осуществлению подвига собственной жизни, реализуемой своими же усилиями.
Значит, он готов и к целостному, правдивому, реалистич- ному отношению к факту своего собственного существования. Надо согласиться с мыслью о том, что именно переживание ценности, неповторимости своего Я как частицы мирового многообразия вызывает в человеке желание жить. Ценность эта привносится мыслящим о самом себе Я.
Остается еще раз удивиться тайне человеческой природы, в которой жизнь породила сознание, знающее, что сущест-
вует и что может не существовать. Для того чтобы выбрать существование, выбрать жизнь, сознание должно само себе сказать «да», то есть Я должно предпочесть свою индивиду- альную живую жизнь всем другим видам жизни, в том числе и смерти.
Я согласна с тем, что у человека всегда есть выбор между бытием и небытием, он совершается как балансирование по канату над пропастью, где грани между Я и не-Я удержива- ются чувством ценности жизни, переживаемой как моя-жизнь. Эсхил в свое время называл людей «эфемерными», то есть как бы кратковременно существующими для других. В этом глу- бокий смысл, так как моя-жизнь может существовать такой только тогда, когда она воспринимается так же другими.
Психологическое пространство человека весьма неодно- родно, это делает целостность его Я неустойчивой, воспри- ятие жизни как моей-жизни колеблется, часто по причинам, непонятным самому человеку. Это блистательно показано Фрейдом. Что придает устойчивость Я, так необходимого для осуществления выбора между бытием и небытием?
Человечество давно знает ответ на этот вопрос. Каждый человек ищет и находит на него ответ в разном возрасте, но наиболее вероятно, что и сам вопрос и возможность ответа на него приходят в юности.
Наверное, в самом общем виде ответ может быть дан та- кой: каждый человек в мире не лишний. Потенциально каж- дый человек - создатель нового, творец, говоря высоким сти- лем, самой жизни, так как обладает данной ему экзистенцией. Для конкретного ответа на данный вопрос у человечества достаточно опыта, который многие пытались обобщать и описывать как явление человеческой дружбы'.
Я уже отмечала ранее возникновение у детей в середине детства тоски по «ребенку» как экзистенциального пережива- ния о необходимости собственного воплощения в другом.
Развившееся тело, стремление Я к интегрированности с новой силой обостряет потребность (тоску) в подтверждении реальности собственного Я, обладающего не только потенци- альной, но и настоящей, правдивой, истинной, принимаемой другими людьми силой. Появляется готовность к установле- нию особого отношения с другими. Я уже назвала его отно- шением дружбы.
' См., например. Льюис К. Любовь, страдание, надежда. - М.. 1993, Альбертони Ф, Дружба и любовь. - М., 1991; Фромм Э. Душа человека. - М., 1992 и др.
В современных условиях жизни оно чаще всего реализуется среди сверстников (возрастные субкультуры обладают отно- сительной замкнутостью и непрозрачностью друг для друга). Что же это за отношение и почему оно является таким важ- ным? (Вспоминается неподдельная грусть и даже обида на жизнь в словах немолодого человека - 69 лет - о том, что за всю жизнь так друга и не встретил.)
Попробую описать то, что понимаю об одном из самых потаенных экзистенциальных проявлений жизни Я, жизни живого Я.
Первое, что бросается в глаза наблюдателю при анализе дружбы, это то, что другу разрешается приходить в дом. Друг никогда не бывает там гостем, он там присутствует в совер- шенно особом качестве. Может быть, прояснить это качество поможет словарь. Читаю у С.И.Ожегова: «Друг - 1. Тот, кто связан с.кем-то дружбой ("Близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общности интересов" - там же).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|