Замер дух - стыдливый и суровый,
Знаньем новой истины объят...
Стал я ближе плоти, больше людям брач
Я познал сегодня ночью новый
Грех... И строже стала тишина -
Тишина души в провалах сна...
Чрез желанье, слабость и склоненье,
Чрез принятье жизненных вериг -
Я к земле доверчивей приник.
Есть в грехе великое смиренье:
Гордый дух да не осудит плоть! Через грех взыскует тварь Господь.
Глава av
О ЗРЕЛОСТИ (36-50 ЛЕТ)
Разве можно быть долго знакомым с людьми?
И хотелось бы, да невозможно!
Все в людских отношеньях тревожно:
то подумай не так, то не этак пойми!.. Я к чужому всегда подходил всей душой:
Откровенно, порывно, надежно.
И кончалось всегда неизбежно
Это тем, что чужим оставался чужой.
Если малый собрат мне утонченно льстит,
Затаенно его презираю.
Но несноснее группа вторая:
наносящих, по тупости, много обид. И обижен-то я не на них: с них-то что и спросить, большей частью ничтожных?! Я терзаюсь в сомнениях ложных:
Разуверить в себе их не может никто!
И останется каждый по-своему прав,
Для меня безвозвратно потерян,
Я людей не бегу, но уверен,
что с людьми не встречаются, их не теряв...
И.Северянин
Факт состоит в том, что само понятие зрелой личности появилось в психологии сравнительно недавно. В возрастной психологии оно практически не применяется, а если и исполь- зуется, то, скорее, в соответствии с контекстом психотерапев- тического анализа индивидуальной судьбы человека.
Думаю, что в этом проявляется восприятие человека как нормального. Восприятие, обусловленное культурой, в ко- торой живет конкретный человек и люди, его восприни- мающие. Мне кажется, что актуальность понятия зрелой личности в психологии возрастала параллельно появлению в анализе современного человека таких социально-психоло- гических понятий, как массовый человек (Х.Ортега-и-Гассет), как бегство от свободы и отчуждение (Э.Фромм), как экзи- стенциальный вакуум (В.Франкл), то есть понятий, отра- жающих деструктивные тенденции в сознании человека, ли- шающих его радости жизни.
Понятие зрелой личности оказалось нетождественным понятию юридической ответственности человека, так как детство современного человека как социальная беспомощ- ность длится очень долго, гораздо дольше физического воз- раста, с которого начинается эта ответственность (в нашей стране с 14 лет).
Если с деструктивными тенденциями в сознании человека работают психиатры и психотерапевты, то философы и ан-
тропологи, писатели, психологи работают с понятием нормы, нормального человека, где вопрос о возможности быть нор- мальным связан с пониманием развития.
Становление наук о человеке и развитие практики профес- сионального воздействия на его сознание сделало актуальным и вопрос о зрелости. В нем потенциально содержится необхо- димость понимания (и исследования) отношения человека к жизни в целом, во всех ее проявлениях.
Факты исследования деструктивных тенденций в созна- нии человека с очевидностью ставили перед наукой и практикой вопросы о неудовлетворенности человека жиз- нью как источнике его болезней. Помочь, вылечить можно было только в тех случаях, если эта неудовлетворенность (в той или иной форме) преодолевалась с помощью самого человека. Фактически получалось, что вылечить можно было того, кто хотел отвечать за изменение своего созна- ния. По-моему, очень четко именно об этом сказано у К.Хорни', когда она пишет о том, что психоаналитик мо- жет быть поражен тем, что, несмотря на большую проде- ланную работу, в пациенте ничего не меняется, хотя было достигнуто весьма значительное продвижение в осознании его переживаний. Человек активно сопротивляется измене- ниям, которые могли бы привести к большей ответствен- ности за его жизнь, способствовали бы росту заинтересо- ванности в себе. Понятие сопротивления является одним из главных в понимании и анализе процесса взаимодействия психоаналитика (или представителя другого направления психотерапии) и его пациента.
Думаю, что в интересующих меня целях его можно интер- претировать как проявление явно негативного отношения человека к его собственной зрелости, переживаемой в разных формах как ответственность за собственную жизнь.
Общая инфантилизация взрослого населения, которую от- мечают многие отечественные исследователи, заставляет об- ращать особое внимание на понятие нормальности, которое на уровне бытового сознания зачастую воспринимается как тождественное зрелости и ее уровням.
Понятие о том, что является нормальным, меняется очень быстро, может быть, это одна из самых изменчивых харак- теристик человека, особенно современного, особенно в тех случаях, когда она дается ему его же современниками. На-
' Хорни К М„ 1993.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|