Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Замер дух - стыдливый и суровый,





Знаньем новой истины объят...

Стал я ближе плоти, больше людям брач

Я познал сегодня ночью новый

Грех... И строже стала тишина -

Тишина души в провалах сна...

Чрез желанье, слабость и склоненье,

Чрез принятье жизненных вериг -

Я к земле доверчивей приник.

Есть в грехе великое смиренье:

Гордый дух да не осудит плоть!
Через грех взыскует тварь Господь.

Глава av

О ЗРЕЛОСТИ
(36-50 ЛЕТ)


Разве можно быть долго знакомым с людьми?

И хотелось бы, да невозможно!

Все в людских отношеньях тревожно:

то подумай не так, то не этак пойми!..
Я к чужому всегда подходил всей душой:

Откровенно, порывно, надежно.

И кончалось всегда неизбежно

Это тем, что чужим оставался чужой.

Если малый собрат мне утонченно льстит,

Затаенно его презираю.

Но несноснее группа вторая:

наносящих, по тупости, много обид.
И обижен-то я не на них: с них-то что
и спросить, большей частью ничтожных?!
Я терзаюсь в сомнениях ложных:

Разуверить в себе их не может никто!

И останется каждый по-своему прав,

Для меня безвозвратно потерян,

Я людей не бегу, но уверен,

что с людьми не встречаются, их не теряв...

И.Северянин

Факт состоит в том, что само понятие зрелой личности
появилось в психологии сравнительно недавно. В возрастной
психологии оно практически не применяется, а если и исполь-
зуется, то, скорее, в соответствии с контекстом психотерапев-
тического анализа индивидуальной судьбы человека.

Думаю, что в этом проявляется восприятие человека как
нормального. Восприятие, обусловленное культурой, в ко-
торой живет конкретный человек и люди, его восприни-
мающие. Мне кажется, что актуальность понятия зрелой
личности в психологии возрастала параллельно появлению
в анализе современного человека таких социально-психоло-
гических понятий, как массовый человек (Х.Ортега-и-Гассет),
как бегство от свободы и отчуждение (Э.Фромм), как экзи-
стенциальный вакуум (В.Франкл), то есть понятий, отра-
жающих деструктивные тенденции в сознании человека, ли-
шающих его радости жизни.



Понятие зрелой личности оказалось нетождественным
понятию юридической ответственности человека, так как
детство современного человека как социальная беспомощ-
ность длится очень долго, гораздо дольше физического воз-
раста, с которого начинается эта ответственность (в нашей
стране с 14 лет).

Если с деструктивными тенденциями в сознании человека
работают психиатры и психотерапевты, то философы и ан-

тропологи, писатели, психологи работают с понятием нормы,
нормального человека, где вопрос о возможности быть нор-
мальным связан с пониманием развития.

Становление наук о человеке и развитие практики профес-
сионального воздействия на его сознание сделало актуальным
и вопрос о зрелости. В нем потенциально содержится необхо-
димость понимания (и исследования) отношения человека к
жизни в целом, во всех ее проявлениях.

Факты исследования деструктивных тенденций в созна-
нии человека с очевидностью ставили перед наукой и
практикой вопросы о неудовлетворенности человека жиз-
нью как источнике его болезней. Помочь, вылечить можно
было только в тех случаях, если эта неудовлетворенность
(в той или иной форме) преодолевалась с помощью самого
человека. Фактически получалось, что вылечить можно
было того, кто хотел отвечать за изменение своего созна-
ния. По-моему, очень четко именно об этом сказано у
К.Хорни', когда она пишет о том, что психоаналитик мо-
жет быть поражен тем, что, несмотря на большую проде-
ланную работу, в пациенте ничего не меняется, хотя было
достигнуто весьма значительное продвижение в осознании
его переживаний. Человек активно сопротивляется измене-
ниям, которые могли бы привести к большей ответствен-
ности за его жизнь, способствовали бы росту заинтересо-
ванности в себе. Понятие сопротивления является одним из
главных в понимании и анализе процесса взаимодействия
психоаналитика (или представителя другого направления
психотерапии) и его пациента.

Думаю, что в интересующих меня целях его можно интер-
претировать как проявление явно негативного отношения
человека к его собственной зрелости, переживаемой в разных
формах как ответственность за собственную жизнь.

Общая инфантилизация взрослого населения, которую от-
мечают многие отечественные исследователи, заставляет об-
ращать особое внимание на понятие нормальности, которое
на уровне бытового сознания зачастую воспринимается как
тождественное зрелости и ее уровням.

Понятие о том, что является нормальным, меняется очень
быстро, может быть, это одна из самых изменчивых харак-
теристик человека, особенно современного, особенно в тех
случаях, когда она дается ему его же современниками. На-

' Хорни К
М„ 1993.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.