|
Под сенью смоковницы. Засушенное ДревоСтр 1 из 19Следующая ⇒
Ходячее Слово, как мы уже имели возможность убедиться, не отличалось покладистым характером. Не найдя на этой превосходной смоковнице ни одной смоквы, Иисус позеленел от злости. Изругав ни в чем не повинное дерево, он под конец проклял его по всем правилам искусства. Смоковница с перепугу тут же начала сохнуть. Лео Таксиль. Забавное Евангелие
Отношение Христа к смоковнице… Сколько копий сломано вокруг несчастного дерева. Засушенное растение вдохновляет христиан и вызывает благородный гнев атеистов и язычников. Христиане обычно придерживаются стандартного традиционного объяснения: погибшая смоковница символизирует бесплодное учение иудаизма, ибо «смоковница означает синагогу иудейскую, которая имеет одни только листья … но не имеет плода духовного, как учил в XI веке святой блаженный Феофилакт Болгарский. Или же бесплодность язычества. Но если, например, известный христианский поэт-философ К. Кедров пишет главу о роли смоковницы в буддизме и христианстве (а приличным философу представляется, естественно, только «буддизм, облагороженный христианством, оплодотворенный им»), то не грех и пофантазировать: «…некоторые обвиняют Христа в некотором немилосердии к смоковнице. Но здесь намек на бесплодие буддизма». В общем, что христианским богословам и философам не нравится, то засушенная смоковница и символизирует. Иногда, впрочем, бывают и более изощренные толкования, как откровения монаха Максиана (Архангельского), который узрел в засушенной смоковнице (видимо, в словах «засохла до корня», от Марка 11:20) призыв к оскоплению, ибо Иисус «силою веры, поста и молитвы засушил ее, давая этим назидание апостолам, что им не надо прикрывать свои детородные гениталии законом смоковничных листьев, а засушить их силою веры или сбросить как гадаринских свиней в море». Исходя из этого монах Максимиан, естественно, требует отвергнуть «соитие с женским полом, как результат первородного греха,… заменив его христианским супружеством церковного Венчания на Царство Небесное, требующим полного воздержания и оскопления по плоти» (ibid). В любом случае, это неэстетичное проклятие смоковницы святитель Игнатий (1807-1867 гг.) объявил чудом: «Чудом было умерщвление бесплодной, богатой одними листьями смоковницы». Христианское «чудо умерщвления». Под тенью смоковниц в Израиле усталые путники прятались от жаркого полуденного солнца. Но «богатство листьями», библейским символом стыдливости, спасти дерево от гнева Иисуса не может. Только плоды. Иисус же на этом опыте внушает ученикам: если будете иметь веру и не усомнитесь, то вы тоже сможете так умерщвлять («..не только сделаете то, что сделано со смоковницею..»), но и более того (Мат. 21:21-22). «Может быть, плод смоковницы райской был плодом воспрещенным. — Рассуждает дальше святитель Игнатий, не сомневаясь, что Иисус проклял дерево не просто так. — Чудеса Господа имели святой смысл, святую цель». Средневековые богословы засушенную смоковницу без внимания тоже не оставили. Она дала им основания для …оправдания инквизиции и вызова на церковные суды коров, кошек, петухов, жуков, крыс, гусениц и т.д. (к этому мы еще вернемся), что подробно освещено в классических трудах Фрэзера: Что же касается права церковных властей распространять свою юрисдикцию на диких зверей и гадов, как-то: крыс, саранчу, гусениц и т. п., то оно не могло быть с такой неоспоримой ясностью выведено — по крайней мере, на первый взгляд — из священного писания, и для этого потребовалась цепь умозаключений. Самыми неопровержимыми доводами считались следующие. Если бог проклял змея, соблазнившего Еву, если Давид проклял гору Гелвуй за смерть Саула и Ионафана, если спаситель проклял смоковницу за то, что она не дала плоды в неурочное время года, то ясно, что и католическая церковь также имеет безусловное право заклинать, отлучать, предавать анафеме, проклинать и осуждать на вечную муку все одушевленные и неодушевленные создания без всякого исключения. Язычники, видя (и совершенно справедливо) в смоковнице языческий символ жизни, считают проклятие Иисусом этого дерева знаком христианской нетерпимости и мистическим актом. В. Истархов, например, полагает, что это действие противопоставило христианство не только политеизму, но и самой жизни: «Когда Иисус Христос засушил смоковницу (от Марка 11:13-14 и 20), то это не просто проявление его несправедливости и дурости. Нет, это был мистический акт. На Востоке смоковница — языческий символ жизни. Иисус Христос показал, что его учение — это религия смерти». Андрей Светов посвятил вопросу «чуда умерщвления», названному автором экоцидом, целую главу. Приведу здесь отрывок. Беседа десятая. Проклятие смоковницы. (Об истинных корнях экологического кризиса) …И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и… говорит ей: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек!»И смоковница тотчас засохла. Увидевши это, ученики удивились и говорили: «как это тотчас засохла смоковница?» Евангелие от Матфея, 21:18-20. Л.Д. Говоря о том, что началу христианской эпохи сопутствовал акт экоцида, ты имел ввиду евангельское «проклятие смоковницы» или что-то иное? А.С. Я имел ввиду именно это событие, сообщенное евангелистами и свидетельствующее не только о патологической ненависти основателя христианства ко всему живому, но и, на мой взгляд, имеющее глубоко символическое значение. Дело в том, что «смоковница», или «инжир», или «дерево боддхи» испокон веков имело сакральное значение в тех регионах, где оно произрастало, и считалось деревом священным, символом “Древа Жизни». Само его латинское название — «Ficus Religiosa» — также говорит об этом. Это было дерево-«табу», единственное дерево, за умышленное уничтожение которого полагалась неминуемая смертная казнь для любого виновного, кем бы он ни был. Между тем, именно это, а не какое-то другое дерево избрал Иисус для совершения своего показательного экологического преступления. Проклятие и умерщвление смоковницы для самого Иисуса имело несомненный символический смысл: он-то прекрасно понимал, что посягает на дерево, являющееся символом «Древа Жизни». Но для его неискушенных учеников это обстоятельство, видимо, прошло незамеченным: их удивило лишь то, что «раби» погубил дерево не топором, а одной лишь силой проклятия. Смоковница была деревом священным не только потому, что это было достаточно редкое дерево, особенно в безводной Палестине, но также и благодаря совершенно особому химическому составу своих плодов. Дело в том, что смоквы являются плодами, не знающими себе равных по содержанию серотонина,— вещества, играющего огромную роль в работе головного мозга человека и являющегося одним из основных так называемых «неспецифических катализаторов психических процессов». В небольшом количестве серотонин вырабатывается непосредственно головным мозгом, но его дополнительное долговременное поступление в организм с плодами смоковницы неизменно повышает эффективность работы мозга и иногда даже способно мощно катализировать духовное развитие личности: недаром же Будда достиг просветления лишь тогда, когда целых шесть лет провел под смоковницей,— под «деревом боддхи», что значит «дерево пробужденных», питаясь почти исключительно его плодами, богатыми серотонином. С другой стороны, недостаточный синтез серотонина головным мозгом является патологией, способной превратить любого здорового человека в беспомощного идиота,— «блаженного, нищего духом». Поэтому евангельский рассказ о «проклятии смоковницы» следовало бы понимать гораздо шире: во-первых, как символическое начало уничтожения земного «Древа Жизни», и во-вторых, как начало погружения человечества в глубокий «сон разума», который сегодня, спустя два тысячелетия, привел нашу «цивилизацию» к тотальной духовной деградации, в свою очередь, опять же чреватой гибелью для всего живого.— Здесь круг замыкается, а «гадина» христианства впивается своим ядовитым зубом в собственный хвост. Христианские священники, кстати, сами подтверждают такую точку зрения, считая смоковницу «древом познания», но само «познание» — разум — бесплодным грехом, годным только к «иссушению»: Мир стал для людей враждебным и чтобы как-то защитится от него, они сшили себе одежды из листьев смоковницы, которая, как говорят, и была древом познания. Поэтому Христос и иссушил это дерево, как символ греха, внешне красивого, а внутри пустого и бесплодного. Но вряд ли так считал даже сам библейский Христос, и вряд ли самим христианам следует углубляться в символизм. Ведь их предупреждал апостол Павел: «Боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор.11:3). Может быть, действительно, все проще, и нужно ли вообще искать в этом действии что-либо символическое? Здесь стоит отметить несколько неточностей у Светова. Во-первых смоковница «редким деревом в безводной Палестине» не была: Проведя весь день в прениях в храме, вечером Иисус спускался в долину Кедронскую и немного отдыхал в саду одного земледельческого учреждения (вероятно, предназначенного для производства масла), носившего название Гефсимании. Вокруг деревень, ферм или усадеб Виффагии, Гефсимании, Вифании было много оливковых плантаций, смоковниц, пальм. А насколько много смоковниц было? Может сочувствующий христианству и поэтически настроенный Ренан преувеличивает? Нет, о смоковницах в Галилее и священник Александр Мень писал: «галилеяне — здоровые, сильные, непосредственные люди — в большинстве своем занимались сельским хозяйством. Они выращивали виноград, смоковницы…», и классик атеизма А. Крывелев уточнял: «Виффагия означает в переводе «Дом Смокв». И это значит, что на «горе Елеонской» — там, где Иисус читал свою нагорную проповедь — все было засажено смоквами. Да и сейчас там смоквы растут: Вифагия. Важная христианская точка на восточном склоне Масличной горы между вершиной и деревней Эль-Азария, называемая по-русски Вифагия, а на иврите — Бейт-Паги. Название происходит от того же корня, что и греческая «фига», так что в переводе деревня называется «фиговый дом». В действительности здесь и сейчас есть сады инжира, или, как этот плод называется по-русски, смокв. В соответствии с христианской традицией, Иисус остановился здесь в Вербное воскресение перед въездом в Иерусалим со стороны Вифании и потребовал привести ему осла. Итак Христос, как и древний Адам в раю, жил в окружении смоковниц (и проповедовал под ними). Во-вторых «Проклятие смоковницы» как чудо могут воспринимать только христиане, которые смотрят исключительно в одно Евангелие, которое доказывает то, во что хочется верить. Это цитировавшийся Световым Матфей: «И смоковница тотчас засохла». Но по Марку смоковница была замечена засушенной только на следующий день: «Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня» (Марк 11:20). Если на глазах засохла — можно классифицировать как чудо (о самом тексте речь, не о его адекватности реальности, естественно), а вот на следующий день — нет. Может в смоковницу молния попала или особо приближенные ученики подсуетились и помогли «чуду» произойти. Или же Иисус каждый день засушивал разные смоковницы. Если когда-нибудь христиане все-таки вспомнят, что смоковница — «древо познания», то это может стать очередным повод для толкований поступка Христа. Ведь так Иисус хотел, чтобы люди «просветлели», совсем как Будда, вот и засушил дерево, ибо не могло оно дать так нужное человеку знание. И будут дружно забыты пресловутые запрещения под страхом смерти есть с «древа познания» от другой ипостаси Троицы. Так может этот очередной поиск символизма напрасен, а все действие было вполне материально и конкретно? Ведь Светов сам понял, что дело в серотонине, но немного ошибся и тут. Не в «беспомощного идиота — блаженного, нищего духом» превращает человека низкое содержание серотонина, а в идиота агрессивного. Что было уже многократно доказано опытами на животных. Любой может этот эффект проверить и на людях — достаточно посмотреть на возвращающегося утром с дискотеки любителя «экстази». Возможно у Иисуса просто была «серотониновая ломка»? Тот, кто питался плодами «древа познания», мог, по опыту Иисуса, видеть разные странные вещи (так и задумаешься — Будда «просветлел» или его просто «сглючило»? Вероятно, первое, ведь серотонин наркотик естественный, в отличие от «обманки» — ЛСД, но восприятие при изменении его баланса, как и при приеме ЛСД, может быть очень индивидуально. Впрочем, для истинного буддиста есть ли разница? Ведь жизнь — это лишь видимость, сон, иллюзия, майа). Вспомним, как Иисус звал последователей — заметив, что потенциальный «клиент» сидит под смоковницей, Христос обещал ему: «Нафанаил …прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. … Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего … истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:48-51). Какими бы спекулятивными не казались эти рассуждения, не торопитесь — нам еще предстоит выяснить, что такое серотонин и почему каннибалы обычно едят мозг. Глава 3 Шариков, эпифиз и серотонин
Итак, мы выяснили, что древо познания — это смоковница. В ее плодах содержится триптофан — источник столь необходимого человеку серотонина. На сегодня не существует сколько-нибудь точного описания работы головного мозга. Но известно, что процесс выполнения многих функций мозг обеспечивает за счет передачи нервных импульсов от одной клетки к другой. Для этой цели служат так называемые нейротрансмиттеры или нейромедиаторы. Так сложилось, что, наверное, каждый слышал название «адреналин», а серотонин был известен меньше — по крайней мере до бума антидепрессантов. Серотонин и адреналин считались основными из около тридцати нейромедиаторов. Они наиболее хорошо изучены. Сам адреналин теперь иногда рассматривается как гормон, а не нейромедиатор. Связь же серотонина с настроением доказана уже давно, и его часто называют «гормоном радости» или «природным наркотиком радости». Вырабатывается серотонин шишковидной железой. Шишковидная железа (иногда отождествляется с мистическим «третьим глазом», или Аджна чакрой) вырабатывает несколько веществ, в том числе гормон, называемый 5-гидроксит-риптамином, или серотонином. Как химическое соединение, серотонин относится к тому же ряду алкалоидов индола, что и психоделические наркотики вроде ЛСД-25, псилоцибина, ДМТ и буфотенина. В настоящее время механизм воздействия серотонина на сознание и поведение еще недостаточно изучен. На различные отделы мозга серотонин воздействует различно, причем характер этого воздействия зависит от пропорций и комбинаций с другими гормонами и энзимами, вовлеченными в данное взаимодействие. В общем же считается, что серотонин оказывает на мозг тормозящее влияние. Общее содержание серотонина в мозгу понижается таким транквилизатором, как резерпин, и повышается таким антидепрессантом, как ипрониазид. Значительное количество серотонина содержится в лимбической системе и гипоталамусе. Наименьшая его концентрация в коре и мозжечке, а наибольшая – в ретикулярной активирующей системе, где он играет важную роль в цикле сна-бодрствования. Когда уровень серотонина здесь повышается, мозг погружается в глубокий сон. Другие исследования показали, что повышенное количество серотонина содержится в мозгу душевнобольных. Биолог Джон Блебтро замечает, что «серотонина много в бананах, сливах и смоквах (инжире); что касается видов смоковниц, то по насыщенности серотонином ни один из них не может сравниться с Ficus religiosa, известным в Индии как дерево Бо, сидя под которым Будда стал Буддой, то есть «Пробужденным». Здесь на память приходит «Собачье сердце» Булгакова. Сюжет, как вы знаете, в том, что профессор Преображенский, пересадив дворняге Шарику гипофиз человека, добился не омоложения подопытного, а полного его очеловечивания. Поскольку человек получился сами помните какой, то профессор гипофиз удалил, и Полиграф Полиграфович снова стал собакой. Есть гипофиз — человек, нет — животное. Что это, очередное предвидение Булгакова? Как бы там ни было, но тема связи гипофиза и просветления, а иногда даже и связанного с гипофизом изначального превращения «обезьяны в человека», волновала многие умы, порой приобретая совсем уж неожиданные формы. Пройдет полвека, и немецкий ученый Оскар Кисс Маэрт будет доказывать, что эволюция человека началась благодаря каннибализму, начало которого следует искать среди человекообразных обезьян — предков человека, которые поедали гипофиз своих жертв (да, именно Маэрт был первым, а не Поршнев, так распопуляризированный ныне Диденко и прочими последователями). Следует только отметить, что Булгаков, как и многие европейские толкователи и популяризаторы йоги, путает эпифиз (epiphysis) с гипофизом (hypophysis). Об эпифизе, или шишковидной железе, серотонине и его связи с ЛСД подробно писал упоминавшийся выше Лайелл Уотсон: Декарт был отнюдь не первым мыслителем, указавшим на этот орган как на вместилище души. Когда три с половиной тысячи лет тому назад появилась ведическая литература, в ней имелось указание на положение высшего источника телесной силы в точке между бровями. Древние индусы основывались на факте, который был открыт западными анатомами только в 1886 г. В тот год появились независимо друг от друга две монографии на немецком и английском языках, доказывающие, что шишковидная железа является на самом деле третьим глазом и развилась из чувствительного к свету места на лбу, которое до сих пор встречается у таких рептилий, как знаменитая туатара в Новой Зеландии. Это похожее на ящерицу животное обладает шишковидным органом, представляющим собой маленькую полость, наружная оболочка которой стала хрусталиком, а внутренняя — сетчаткой, соединенной нервными окончаниями с мозгом через щель в черепе. Полость прикрыта тонким и прозрачным слоем кожи. У таких видов, как туатара, у многих рыб, птиц и мелких млекопитающих шишковидная железа располагается на макушке, но у высших приматов и человека мозг прикрыт корой и шишковидное тело теперь полускрыто в сердцевине черепной коробки. Если бы мы сохранили слой прозрачной кожи, он оказался бы чуть повыше точки между глазами, как раз там, где в индусских изображениях находится Глаз Света. Еще пятнадцать лет тому назад мы считали, что шишковидная железа — это бесполезный рудиментарный придаток, доставшийся нам в наследство от рептилий. А в 1959 г. Арон Лернер из Йельского университета обнаружил, что шишковидное тело производит гормон, который он назвал мелатонином, и мы разом изменили свое представление: речь идет уже не о вырождении органа, а о возрождении железы. Сразу же вырос интерес к этому органу, и год спустя стало ясно, что мелатонин производится из серотонина, очень странного вещества, появляющегося в самых неожиданных местах. Его можно найти в финиках, бананах и сливах, но чаще всего в плодах тех сортов диких смоковниц, что разрастаются в огромные раскидистые деревья с воздушными корнями и тянут свои ветви вверх, образуя прекрасные тенистые колоннады. В Африке смоковницы для многих священны и их очень редко срубают. В Индии они известны как «бо», и считается, что как раз под таким деревом сидел (и ел инжир) принц Сиддхартха Гаутама, когда он вдруг понял причины человеческого страдания. После этого просветления его и стали называть Буддой. Молекула серотонина поразительно похожа на вещество, которое впервые было получено из ржаного зерна, зараженного паразитическим грибком спорыньи, а теперь синтезируется и называется ЛСД (lysergic acid diethylamide). Несмотря на то, что с этим знаменитым веществом производилось много опытов, мы до сих пор не совсем понимаем, какое действие оно оказывает на мозг. Согласно наиболее правдоподобной гипотезе, ЛСД — антагонист серотонина и меняет его концентрацию в определенных клетках мозга, вызывая резкие изменения восприятия и понимания. Действие ЛСД часто непредсказуемо, и, как говорил Олдос Хаксли, мы можем попасть и в рай и в ад — все зависит от обстоятельств. У этого наркотика почти нет побочных действий, он лишь провоцирует мозговой взрыв, а направление удара определяется другими факторами. Он, без сомнения, вызывает видения, столь же реальные и разнообразные, как и те, что выпадают на долю любого великого мистика. Хаксли сказал, что теперь «нет смысла долго поститься и усмирять свою плоть бичеванием, при нынешнем состоянии науки всякий взыскующий мистик может обратиться за помощью к специалистам». Возможно, любое просветление связано с деятельностью серотонина и шишковидной железы, осталось только найти комбинацию факторов, обеспечивающих правильную стимуляцию этой системы. «Просветление» очень любопытное слово, ведь свет играет, как нам кажется, огромную роль в явлении трансценденции. Зрительные галлюцинации — наиболее характерный аспект состояния, вызываемого ЛСД, к тому же, как выяснилось, клетки сетчатки глаза способны функционировать совершенно самостоятельно. Без всякого стимулирования светом они посылают в мозг сигналы, содержащие целую галактику волн разной длины и частоты, хотя в это время и в этом месте их вовсе нет. Мозг «видит» посылаемые цвета и свет точно так же, как видит образы во время сновидений, питаясь информацией. Особое переживание, возникающее как результат глубокой веры, длительного поста или любого другого пути к просветлению, несет то же самое содержание. Нельзя сказать, что связь серотонина и «просветления» осталась незамеченной, скорее наоборот. Вдохновившись процитированными выше мыслями ученых, стоящих на гране мистики и науки, несколько фирм стало выпускать пищевые биодобавки к пище, которые, согласно их рекламе, призваны увеличить производство серотонина и привести к «просветлению». Распространенность прозака и феварина тоже является результатом рекламы серотониновой темы в нейрохимии депрессии. Теперь оставим мистическую шишковидную железу и рассмотрим разные аспекты действия серотонина. Этот нейротрансмиттер обнаружен у всех животных, включая насекомых. Серотонин сейчас рассматривается как «нейротрансмиттер настроения», который поддерживает в нас социальную и эмоциональную стабильность. Низкий уровень серотонина чреват депрессией и даже суицидальным поведением. Для лечения таких депрессивных состояний применяются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (SSRI), которые повышают уровень серотонина. Хотя, как со временем выяснилось, прием их иногда не безопасен, и при назначении детям и подросткам может увеличить вероятность развития у них суицидального поведения. Под действием антидепрессанта, увеличивающего содержание серотонина в тканях мозга, выработка этого вещества снижается, и при отмене лекарства ребенок или подросток впадает в тяжелую депрессию, которой обычно взрослому удается избежать. Впрочем, эти данные не общепризнанны и активно обсуждаются. Также доказана связь нехватки серотонина с агрессивным поведением. Вероятный механизм на сегодня выглядит так: серотонин контролирует эффективность работы других трансмиттеров, как бы стоит на страже и решает: пропускать или нет данный сигнал в мозг. В результате получается, что при дефиците серотонина этот контроль ослабевает и адреналовые реакции, проходя в мозг, включают механизмы тревоги и паники даже когда особого повода к этому нет. Связь агрессивности и нехватки серотонина уже давно хорошо известна, единственное, о чем спорили до недавнего времени, это о связи уровня серотонина с алкогольной и наркотической зависимостью. Все-таки гормон удовольствия. Сейчас найдено больше доказательств обратной корреляции в такой связи и споры поутихли. Также надо отметить, что все хорошо в гармонии, и если количество серотонина в мозгу не соответствует количеству рецепторов, то это тоже не показатель здоровья. Известно, что головной мозг больных шизофренией содержит меньше рецепторов серотонина, чем здоровый. Снижение с возрастом способности рецепторов связывать серотонин наблюдалось также у страдающих болезнью Альцгеймера (Versijpt J, 2003). Вероятно, этим же нарушением баланса можно объяснить фразу Дж. Мишлава «повышенное количество серотонина содержится в мозгу душевнобольных» и данные (Годфруа Ж., 1992) о том, что при аутистических состояниях содержание серотонина в головном мозге повышено. Серотонин образуется из аминокислоты триптофана. Человеческая потребность в триптофане удовлетворяется лишь поступлением этой аминокислоты извне, то есть эта аминокислота является для человека незаменимой. Триптофан является компонентом пищевых белков, особенно им богаты арахис, соевые бобы, финики, бананы, грибы, мясо, овес. В шишковидной железе триптофан превращается в серотонин. Но эта реакция происходит только при естественном освещении. Недостаток ультрафиолета в зимнее время года и является причиной столь распространенной сезонной депрессии. Для выработки серотонина, кроме триптофана, в организме должна присутствовать глюкоза, иначе триптофану не пройти в мозг через гематоэнцефалический барьер. В ночное время шишковидная железа производит из серотонина ночной гормон — мелатонин, недостаток которого, кроме прочего, приводит к бессоннице. Чтобы серотонин превратился в мелатонин, также необходимо достаточное количество кальция и витамина В6. Мелатонин помогает мозгу различать время дня и регулировать суточные ритмы. Исследования показали, что при искусственном освещении мелатонина вырабатывается намного меньше. Когда на сетчатку попадает свет, секреция гормона подавляется, а снижение освещенности повышает синтез. Упоминая связь света и синтеза серотонина, стоит отметить, что нехватка солнца чревата не только депрессией и агрессией. Исследования доктора медицины Reuven Sandyk из Коннектикута показывают, что долгосрочное лишение солнечного света увеличивает также риск рассеянного склероза и болезни Паркинсона. Интересно, а какой именно был уровень серотонина у ранних христиан, проводивших всю жизнь в темных катакомбах? Как у них там было с уровнем депрессии и агрессии? Кто же все таки Рим сжег? И вообще, чем они там занимались? Для того, чтобы рассмотреть связь серотонина и алкалоидов спорыньи, нам не нужно слишком углубляться в биохимию, достаточно упрощенно понять следующее: из аминокислоты триптофана вырабатывается серотонин, который в свою очередь в темноте преобразуется шишковидной железой в мелатонин. Недостаток серотонина чреват тупостью, депрессией, агрессивностью, алкоголизмом, навязчивыми мыслями (обсессиями), шизофренией, головными болями, бессонницей, чувством голода, пониженным болевым порогом, склонностью к каннибализму. Экстракты растительных галлюциногенов — мак, конопля, спорынья, мухомор снижают уровень серотонина в эпифизе. Синтетические наркотики — экстази, ЛСД — аналогично. ЛСД еще «обманывает» мозг, выдавая себя за серотонин. Глава 4 ЛСД. Наркотик-легенда
Слово «психоделики», введенное в оборот одним из пионеров исследований ЛСД Хамфри Осмондом, в дословном переводе с греческого означает «расширяющий сознание» или «помогающий психике». Испокон веков человечеству известны некоторые виды грибов, вызывающие определенные галлюцинации. Для получения «божественного экстаза» и изменения восприятия реальности грибы принимались практически всюду, и, видимо, именно этим объясняется маркированное отношение к грибам во многих архаических религиях. Существует даже особая отрасль науки, получившая название этномикологии, изучающая феномен потребления грибов в архаических мифологических культурах. На протяжении всей истории человечества продолжается поиск способов изменить сознание. Что бы ни являлось целью: забыть окружающие нас проблемы, осознать смертность, изменить настроение, пережить новые ощущения, облегчить общение в компании, убежать от скуки, излечить умственное заболевание, стимулировать процесс творчества, улучшить физические показатели или повысить чувствительность, — человек всегда хотел изменить восприятие реальности. Кроме наркотиков существует много разных путей изменить восприятие реальности: можно уйти в религию, преодолевать границы физических возможностей, погрузиться в работу, заниматься творчеством, читать книги, смотреть фильмы или танцевать до изнеможения. Однако из века в век разные культуры избирают психоактивные наркотики в качестве пути (надо заметить, короткого пути) изменения сознания. Что же такое галлюциногены, или психоделики, и чем они отличаются от других наркотиков? Наркотики этой группы способны изменять человеческое восприятие и сознание весьма необычным образом. Биохимический механизм их действия до конца не ясен. Многие из них содержатся в растениях, которые с древнейших времен люди использовали в религиозных ритуалах. Некоторые синтезированы в химических лабораториях и стали использоваться в мистических ритуалах новейших времен… С 60-х годов XX века об этих наркотиках написаны тысячи книг. В них содержится явно больше гипотез, чем доказанных фактов. Известно, что открытие и использование LSD-25 привело к подлинному перевороту в познании душевной жизни; но до сих пор непонятны ни истинные причины, ни следствия этого переворота. Об ЛСД, как заметил Данилин, написаны тысячи книг, и я остановлюсь только на основных моментах, имеющих отношение к нашей теме. Вспомним кратко общеизвестную историю открытия ЛСД. Будущий наркотик-легенду в 1938 году синтезировал Альберт Хофманн, работающий в фармацевтической компании «Сандоз» (Sandoz Pharmaceutical) в Базеле (Швейцария). Доктора Столл и Хофманн искали лекарство, полезное в акушерстве и гинекологии, а также при лечении мигрени. Вещество было подвергнуто обычным лабораторным испытаниям на животных и найдено неинтересным (тут, вероятно, есть неплохое поле для разминки мозгов конспирологов), после чего его изучение было прекращено. Следующие 5 лет не проводилось никаких исследований ЛСД. Психоактивные эффекты ЛСД-25 были открыты Альбертом Хофманном почти случайно в 1943 году. При проведении одного из опытов ему на руки попал тартрат диэтиламида лизергиновой кислоты, синтезированной из спорыньи. «Я воспринимал непрерывный поток фантастических картин, удивительных образов с интенсивной, калейдоскопической игрой цветов», — пишет Хофманн, удивляясь тому, каким образом он сумел поглотить это вещество — ведь зная о токсичности соединений спорыньи, он всегда поддерживал привычку тщательной аккуратности в работе. Это означало, что вещество обладает необычайной силой действия. Три дня спустя Хофманн решил провести эксперимент над собой. «Тело мое будто раздваивалось, — вспоминал некоторое время спустя ученый, — пространство и время казались чудовищно деформированными, я отправился домой на велосипеде, дорога показалась мне бесконечной, хотя еще никогда я не ездил так быстро». Так в этот день, называемый теперь «днем велосипеда», 19 апреля 1943 года, был открыт «диэтиламид лизергиновой кислоты» — психотропный препарат, стимулятор центральной нервной системы, известный под названием ЛСД — наркотик, запрещенный до самого последнего времени не только к использованию в медицинских целях, но даже к исследованию в лабораторных условиях. Синтезированный в 1938 г. диэтиламид лизергиновой кислоты (препарат ЛСД-25) — наркотик-легенда. В 70-е годы в США мода на ЛСД-25 была подобна эпидемии — количество людей, употребляющих этот наркотик, достигала десятков тысяч. Из них 90% составляли студенты, и столицей этой новой «религии» был Калифорнийский университет в Беркли. Практически все его студенты принимали ЛСД, причем не поодиночке, как героин или морфий, а группами. Идейным вождем этой «религии» был психолог Гарвардского университета доктор Лири, который проповедовал, что ЛСД — не просто наркотик, а средство «освобождения» и «самопознания», «создания собственного рая и ада», что «открывает дверь в мир, где проблемы жизни и смерти возникают в своих истинных измерениях». Несмотря на настороженное официальное отношение, фанаты нового вещества считали, что нашли способ расширить сознание. «Многие исследователи подчеркивали важность негаллюциногенных эффектов ЛСД и других психоделиков, — писал Теренс Маккенна, — Эти эффекты включают в себя ощущение раскрытия ума и увеличение скорости мышления, способность понимать и разрешать сложные вопросы поведения и структурирования жизни, а также выявлять скрытые связи между теми или иными звеньями в процессе принятия решений». «Галлюциногены могут привести к более глубокому пониманию в религиозной и мистической сфере, и к новому, свежему восприятию великих творений искусства, — считал сам отец ЛСД Хофманн. — Для Хаксли эти препараты были ключами, способными открывать новые двери восприятия; химическими ключами, в добавление к проверенным, но трудоемким „отмычкам“ от дверей в визионерские миры, такими как медитация, изоляция, пост, или некоторые практики из йоги». Действие на человека одной дозы ЛСД весьма различно, но почти всегда возникают галлюцинации и искажения чувственного восприятия. Например, цвета могут казаться звучащими, а звуки — обладающими запахом, формой или цветом. Кроме того, происходят разнообразные изменения эмоционального состояния — от приятного возбуждения и состояния блаженства до депрессии, сильнейшей тревоги, страха, раздвоенности сознания и умопомешательства. Проблема в том, что невозможно было предсказать, в какое «путешествие» сознания отправится конкретный человек. Будет ли это «состояние космического сознания», описанное Хофманном, которое, по его словам, «сходно с произвольными религиозными озарениями — unio mystica» и дает «мимолетный взгляд на трансцендентную реальность, в которой вселенная и „Я“ едины», или это будет «страшное путешествие» (horror trip), вызывающий к жизни галлюциногенные ужасы Босха. Никакая власть не любит то, что она не может контролировать, и, естественно, газеты запестрели призывами к запрещению ЛСД. К концу 60-х годов ЛСД стал самым дискуссионным наркотиком в мире. По крайней мере, два миллиона людей попробовали наркотик в одних только Соединенных Штатах, и положительные отзывы о ЛСД стали перемежаться все более частыми негативными. Писали, что ЛСД вызывает помешательство, ведет к самоубийству, провоцирует акты насилия. Вряд ли властям могли также понравиться нашумевшие опыты Ротлина с животными, когда выяснилось, что шимпанзе под действием ЛСД больше не подчиняется четкому иерархическому порядку стаи. Для борьбы за запрещение ЛСД использовалась даже дезинформация — так в 1967 году Коэн и другие сообщили о повреждающем действии ЛСД на ДНК. Однако последующие исследования мутагенного и канцерогенного действия ЛСД не выявили. Кроме политического давления, возможно, не меньшее значение имеет то, что люди просто разочаровались в мистике ЛСД, поняв, что ЛСД к духовному просвещению не ведет. В 1967 году ЛСД был официально запрещен на всей территории США. Нелегально ЛСД употреблялся в больших количествах до конца 70-х годов, все более утрачивая свое значение в 80-х. ЛСД ушел, оставив миру движение хиппи и психоделическую музыку. В последние годы он снова появился в еще больших количествах как «кислота» и наряду с MDMA (экстази) играет все большую роль в новых субкультурах. Еще в 70-х, когда по оценкам специалистов около 2-х миллионов американцев употребляли ЛСД, исследователями прослеживалась связь между приемом психоделиков и уровнем серотонина: «Использование ЛСД, мескалина или псилоцибина (взаимодействующих с серотонином) провоцирует галлюцинации, подобные экстазам, описанным мистиками» — писал Уатт (Watts) в 1970 году. Со временем стало ясно, что психоделики понижают уровень серотонина, что в свою очередь чревато повышенной агрессивност< Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|