Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Большой сфинкс в Гизе (высота 20 м). Около 2500 г. до н. э.





 

Само тело обмывали пальмовым вином, натирали кедровым маслом и клали на 40 дней в специальный щелочной раствор. Потом тело снова промывали вином и пропитывали ароматическими растворами. После этого разрез зашивали и надевали на руки и на ноги золотые украшения. Затем намазывали тело клеем и обматывали тонкими льняными бинтами, длина которых могла достигать нескольких сотен метров. В день похорон мумию фараона клали в приготовленный саркофаг и с почестями провожали в последний путь. При этом в стране объявлялся длительный траур, во время которого не разрешалось употребление мяса, закрывались храмы, запрещались торжества.

Внутри пирамиды в специальных камерах находились драгоценности и другие ценные вещи, по мнению египтян, необходимые фараону в его загробной жизни.

По окончании церемонии вход в последнее пристанище фараона замуровывался навсегда. Стены внутренних помещений пирамиды были испещрены множеством молитв и заклинаний, которые должны были предохранить гробницу от проникновения грабителей. Но все эти предосторожности не помогли. Сказочные богатства пирамид манили отчаянных людей, и гробницы были разграблены еще в древности. Ученые могут лишь догадываться о том, какие богатства таили в себе гробницы фараонов.

 

Висячие сады Семирамиды

 

Второе чудо света, сады Семирамиды, – роскошный и необычный подарок вавилонского царя Навуходоносора любимой жене. Именно здесь умер сам Александр Македонский. Эти сады восхищали древних путешественников и до сих пор продолжают будоражить умы современных людей.

Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в XIX–VI веках до н. э., культурный и торговый центр древности, поражавший современников своим великолепием. Здесь и располагалось второе чудо света – сады Семирамиды. Время разрушило висячие сады, и сейчас даже неизвестно точно, где они находились. Хотя учеными-археологами неоднократно предпринимались попытки отыскать следы знаменитого в древности чуда света.

Еще в конце XIX века немецкий историк Роберт Кольдевей взялся за решение этой задачи. Восемнадцать лет продолжались раскопки. В результате ученый заявил, что нашел следы Древнего Вавилона – часть городской стены, развалины Вавилонской башни и остатки колонн и сводов, которые, как он полагал, когда-то окружали знаменитые висячие сады.

Проведенные им раскопки позволили составить достаточно ясное представление о том, как выглядел Вавилон в VI веке до н. э. Город застраивался по четкому плану и был окружен тройным кольцом стен, длина которых достигала 18 километров. Число его жителей составляло не менее 200 тысяч.

В старой части города располагался главный дворец Навуходоносора, который был разделен на две части – восточную и западную. На плане он изображен в виде четырехугольника. Вход располагался на востоке, там же размещался и гарнизон. Западная часть, по-видимому, предназначалась для придворных; с северной стороны, по мнению археологов, располагались висячие сады. Эта точка зрения поддерживается не всеми учеными. Но спустя много столетий установить точное местонахождение висячих садов достаточно трудно.

Подробное и восторженное описание Вавилона оставил древнегреческий историк Геродот. Он посетил Вавилон в V веке до н. э. и был поражен шириной и правильностью его улиц, красотой и богатством дворцов и храмов. Читая восторженные описания Геродота, почти невозможно поверить, что за два века до него этот город был разрушен и стерт с лица земли жестоким ассирийским царем Синахерибом, а само место было затоплено водами Тигра и Евфрата.

Долгое время богатая и цветущая Вавилония была объектом набегов со стороны царей воинственной Ассирийской державы. Стремясь уничтожить непокорного соперника, ассирийский царь Синахериб бросил на Вавилонию несметные полчища. Решающая битва произошла возле города Халул, на реке Тигр. Восставшие вавилоняне и их союзники были разгромлены. Вот как от лица ассирийского царя описывает эти события летописец: «Точно лев я разъярился, облекся в панцирь, и возложил на свою главу боевой шлем. В гневе сердца своего я быстро помчался в высокой боевой колеснице, поражающий врагов…

Яростно гремя, я поднял боевой клич против всех злых вражеских войск… Вражеских воинов я пронзил дротиком и стрелами, их трупы я продырявил, точно решето… Я быстро перебил врагов, точно связанных жирных быков, вместе с князьями, опоясанными золотыми кинжалами и с руками, унизанными кольцами из красного золота. Я перерезал им горло, как ягнятам. Драгоценную их жизнь я оборвал, точно нить… Колесницы вместе с лошадьми, ездоки которых были убиты при наступлении, брошенные на произвол (судьбы), носились взад и вперед… Избиение я прекратил лишь по прошествии двух часов (после наступления) ночи. Сам царь эламский вместе с царем вавилонским и князьями халдейскими, которые находились на его стороне, были подавлены ужасом боя… Они покинули свои шатры и бежали. Ради спасения своей жизни они попирали трупы собственных воинов… Их сердца стучали, точно у пойманного голубя, они лязгали зубами. Я послал свои колесницы с лошадьми для их преследования, и беглецов, которые бежали, спасая жизнь, закалывали оружием, где бы их ни настигали».

Затем ассирийский царь Синахериб двинулся на Вавилон и, несмотря на ожесточенное сопротивление его жителей, взял город. Вавилон был отдан на разграбление воинам. Тех защитников города, что не были убиты, обратили в рабство и переселили в различные области Ассирийской державы. А сам непокорный город Синахериб задумал стереть с лица земли: уничтожали стены и башни, храмы и дворцы, дома и ремесленные мастерские. После того как Вавилон был полностью разрушен, царь велел открыть шлюзы и затопить все, что осталось от великолепного города.

Это произошло в VII веке до н. э. А через два столетия в Вавилоне побывал Геродот и был поражен его богатством и великолепием. Древний город вновь восхищал путешественников мощью и неприступностью своих стен, красотой дворцов и храмов.

Как же уничтоженный город смог вновь возродиться из пепла и достичь небывалого расцвета? По приказанию царя Асархаддона, сына Синахериба, тысячи рабов были согнаны на залитый водой пустырь, на месте которого ранее стоял прекрасный город. Начались работы по восстановлению каналов, расчистке завалов и возведению нового города на месте прежнего. На строительство Вавилона направили самых лучших мастеров и архитекторов. В восстановленный город были возвращены его жители, переселенные ранее в отдаленные области Ассирии.

Особого расцвета возрожденный Вавилон достиг при царе Навуходоносоре II, правившем в 605–562 годах до н. э. Он вел активную завоевательную политику, распространил свою власть на Финикию, Сирию, покорил столицу Иудейского царства – Иерусалим. Город был разрушен, а почти все его население было переселено в Вавилон (это событие в древнееврейской истории называют вавилонским пленом). Обширные завоевательные походы позволили Навуходоносору захватить огромные территории и большое количество пленных, которых обращали в рабов и использовали на строительстве грандиозных сооружений в столице. Навуходоносор решил пышностью и великолепием дворцов и храмов столицы превзойти всех своих предшественников.

Вавилон представлял в плане правильный прямоугольник, который делился Евфратом на Старый и Новый город, и был окружен (как уже говорилось) тремя рядами мощных крепостных стен, сложенных из сырцового кирпича. В ряде древних источников стены Вавилона также называются в числе чудес света, так как они отличались необыкновенной шириной (на них могли свободно разъехаться несколько колесниц) и большим количеством зубчатых башен. Пространство между внутренним и внешним кольцом стен преднамеренно не застраивалось, так как в случае нападения оно должно было стать убежищем для населения близлежащих деревень.

Всего в Вавилон вело восемь ворот, которые назывались именами различных богов. В центре города располагался храм Мардука, входить в который имели право только жрецы. Всего в городе насчитывалось несколько храмов, посвященных различным богам.

В Вавилоне всегда было очень много путешественников, желавших своими глазами увидеть его роскошь и красоту, великолепные дворцы и храмы. Но наибольший интерес вызывали восхитительные висячие сады, которых не было больше нигде в мире.

Первое и наиболее полное описание висячих садов можно найти в «Истории» Геродота. В то время строительство садов приписывалось легендарной ассирийской царице Шамурмат (по-гречески Семирамиде). На самом же деле они были построены по приказу Навуходоносора II для его любимой жены, мидийской царевны. В безлесной и сухой Вавилонии она тосковала по прохладе лесов родной Мидии. И, чтобы утешить ее, царь приказал разбить сад, в котором растения напоминали бы царице о родине.

 

 

Сады Семирамиды

 

Сады были разбиты на четырехъярусной башне. Платформы складывались из массивных каменных глыб и поддерживались крепкими сводами, в свою очередь опиравшимися на колонны. Сверху платформы покрыли камышом и залили асфальтом. Сделали прокладку из двух рядов кирпича, скрепленного гипсом, а уже на них уложили свинцовые пластины, предохранявшие нижние ярусы от проникновения воды.

Только после этого был настлан толстый слой плодородной земли, позволявший выращивать самые крупные деревья. Ярусы садов соединялись между собой широкими лестницами, выложенными белыми и розовыми плитами. В садах были посажены великолепные растения, пальмы и цветы, доставленные по приказу царя из далекой Мидии.

В пустынной и засушливой Вавилонии эти сады с их ароматом, зеленью и прохладой казались настоящим чудом и поражали своим великолепием. Для того чтобы растения могли расти в жаркой Вавилонии, сотни рабов ежедневно вращали водоподъемное колесо, качая воду из Евфрата. Вода подавалась наверх, в многочисленные каналы, по которым стекала на нижние ярусы.

Именно в нижнем ярусе этого сада умер величайший полководец древности Александр Македонский. Разгромив персидского царя Дария, он двинулся к Вавилону, готовясь к решительному отпору со стороны его жителей. Но население города, уставшее от персидского владычества, встретило македонян как освободителей и без сопротивления открыло Александру ворота. Находившиеся за крепостной стеной персы не решились оказать сопротивление.

Александра встречали цветами и радостными криками. Навстречу ему вышли жрецы, представители знати и множество простых горожан. Александр, наслышанный о красоте и роскоши Вавилона, был поражен тем, что сам увидел воочию.

Восхищенный полководец решил сделать Вавилон столицей своей державы. Но в городе он появился лишь через 10 лет, готовясь к походу на Египет, из которого намеревался двинуться дальше в Карфаген, Италию и Испанию. Подготовка к походу была уже закончена, когда полководец занемог. Царя уложили в постель, но он продолжал отдавать распоряжения. И хотя врачи поили его целебными настоями, состояние его здоровья ухудшалось. Мучимый жаром, он приказал спустить его ложе в нижний ярус садов. Когда стало ясно, что он умирает, его перенесли в тронный зал строителя висячих садов Навуходоносора II. Там на возвышении было поставлено царское ложе, мимо которого в глубоком молчании проходили его воины. Это было последним прощанием царя с войском.

А через несколько столетий некогда пышный и богатый город стал приходить в упадок. Выросли новые города, торговые пути протянулись в стороне от Вавилона. Наводнение разрушило дворец Навуходоносора II. Глина, служившая основным строительным материалом вавилонянам, оказалась недолговечной. Размытые водой, рухнули своды и перекрытия, разрушились колонны, поддерживающие террасы, на которых произрастали висячие сады. Все обратилось в прах. И лишь описания древних авторов и археологические находки помогают представить, каким же было величайшее чудо света, вдохновленное любовью вавилонского царя и созданное трудом и искусством вавилонских мастеров.

 

Статуя Зевса Олимпийского

 

Третьим чудом света считалась статуя Зевса Олимпийского – огромная великолепная скульптура «царя богов и людей» работы известного греческого скульптора Фидия. Она находилась в Олимпии. На вопрос художника Панэна, каким Фидий задумал изобразить верховного бога, скульптор ответил: «…Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах “Илиады”:

 

Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:

Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида

Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп

многохолмный».

 

Олимпия – древнегреческий город, располагавшийся на территории Пелопоннесского полуострова, в котором каждые четыре года проводились спортивные состязания и игры. В преддверии праздника прекращались все войны и распри. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием.

Олимпия почиталась греками как одно из главных святилищ. Согласно мифу, именно здесь Зевс одержал победу над своим отцом Кроном (Кроносом). Последнему было предсказано, что его сын свергнет его так же, как он когда-то сверг своего отца Урана. Чтобы обмануть судьбу, Крон проглатывал всех детей, которые рождались у его супруги богини Реи. Чтобы спасти хотя бы одного ребенка от страшной участи, Рея скрылась на острове Крит и тайно родила сына Зевса. Мужу вместо ребенка она подала завернутый в пеленки камень, и он проглотил его, не заметив подмены. Младенца выкормила коза Амальтея (Амалфея). Когда малыш начинал плакать, охранявшие его стражники громко звенели оружием, чтобы заглушить крики. Зевс вырос и восстал против жестокого отца. Он заставил его извергнуть назад всех проглоченных ранее детей. С братьями Аидом и Посейдоном Зевс поделил власть над миром.

В честь победы Зевса и устраивались регулярно Олимпийские состязания. На эти празднества собирались атлеты и паломники не только со всей Греции, но и из других стран. Все они обязательно посещали главную святыню Олимпии – великолепный храм Зевса со статуей божества, созданной величайшим скульптором Греции Фидием из Афин.

Статуя Зевса была не единственной его знаменитой работой. Прославила Фидия статуя Афины-Девы, ставшая главной святыней его родного города. Им же были созданы великолепные рельефы на стенах Парфенона, на которых представлена священная процессия во время праздника Панафиней. Среди сотен созданных скульптором фигур нет ни одного повторения лица, жестов, позы, даже складок одежды!

Долгое время о необыкновенном чуде света было известно лишь по сочинениям древних авторов. Лишь в середине XIX века в Олимпии начались археологические раскопки, которые то прерывались, то возобновлялись вновь. Во время раскопок в мастерской скульптора были найдены некоторые его инструменты и материалы: матрицы из терракоты, бесцветное стекло, фрагменты слоновой кости. Благодаря матрице удалось практически полностью восстановить фигурку богини Ники, которая находилась в правой руке статуи Зевса. В конце концов из небытия восстал Альтис – центр состязаний Древней Греции. По остаткам колонн, зданий и обломкам статуй ученые смогли восстановить внешний облик знаменитого святилища.

Фидий был учеником скульптора Агелада и живописца Полигнота. Совместно с Периклом – афинским государственным деятелем – они разработали план перестройки Афин в один из красивейших городов Греции. Но самым знаменитым творением мастера стала колоссальная статуя Афины-Девы, достигавшая 12 метров в высоту. Скульптор изобразил богиню в полный рост, с золотым шлемом на голове. Левой рукой она опиралась на щит, а в правой держала фигурку Ники – богини победы. Щит богини был украшен сценами сражений греческих воинов с легендарными женщинами-воительницами амазонками. Среди греческих воинов Фидий изобразил себя и Перикла. Это вызвало возмущение афинян. Скульптора обвинили в безбожии, заявив, что изображение портретов на статуе божества, перед которой совершаются богослужения, недопустимо. Кроме того, скульптор был обвинен в хищении золота и слоновой кости, полученных им для изготовления статуи Афины.

Против Фидия начался судебный процесс. В это время его пригласили в Олимпию для создания статуи Зевса. Под большой денежный залог Фидия отпустили. За несколько лет Фидий создал свою вторую знаменитую статую – Зевса Олимпийского. До наших дней она не сохранилась, так как в V веке н. э. по приказу византийского императора Феодосия II была вывезена в Константинополь, где и погибла во время пожара в императорском дворце. Но по описаниям древних авторов мы можем представить себе, как выглядели храм Зевса Олимпийского и сама статуя.

Храм был построен архитектором Либоном в V веке до н. э. Среди обломков украшавших храм статуй были найдены знаменитая статуя Гермеса с младенцем Дионисом на руках работы скульптора Праксителя и статуя богини Ники – скульптора Пеония.

Сам храм находился на площади Альтиса. Сооруженный из белого мрамора, в длину он достигал 64 метров. Его окружали 34 дорийские колонны. На восточном и западном фронтоне размещались статуи, изображавшие сцены из мифов о битве лапифов с кентаврами и о состязании между царем Эномаем и героем Пелопсом.

Первый миф повествует о борьбе между фессалийским племенем лапифов и мифическим племенем кентавров – полулюдей-полулошадей. Решающее столкновение между ними произошло на свадьбе одного из лапифов, кентавры были окончательно побеждены. Этот сюжет был очень популярен к моменту постройки храма, так как незадолго до того греки одержали победу над персами. В образе кентавров для греков воплотилась жестокая сила персов, стремившихся поработить свободные греческие города.

Второй миф рассказывает о том, как коварный Эномай, опасаясь интриг, не хотел выдавать замуж дочь, и придумал для претендентов на ее руку заведомо невыполнимое испытание – одержать над ним верх в беге на колесницах. Но обогнать его никому было не под силу, так как у Эномая были волшебные кони. Побежденных женихов царь пронзал копьем. Так погибло тринадцать претендентов. Четырнадцатым оказался Пелопс. Он сумел подкупить возницу колесницы царя, и тот вынул из оси чеку.

В результате колесница Эномая рассыпалась во время состязания, и царь погиб под обломками. Пелопс женился на красавице Гипподамии и стал царем. А страна с тех пор стала называться Пелопоннесом.

На наружных стенах храма помещались барельефы с изображением подвигов Геракла. Пол храма был украшен мозаикой. А в центре его располагалась огромная статуя Зевса, увидеть которую каждый грек считал для себя за счастье.

Царь богов и людей восседал на богато украшенном троне. В левой руке он сжимал статуэтку богини Ники, в правой – жезл с изображением орла. Голову бога-громовержца венчал оливковый венок, торс Зевса был обнажен, а с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Статуя поражала огромными размерами: голова Зевса почти касалась потолка храма, а в целом фигура достигала 17 метров. Статуя была выполнена в хрисоэлефантинной технике (от греч. chrysos – «золото», elephantinon – «слоновая кость»): тело и голова Зевса и фигурка Ники – из слоновой кости, а одежда и венки Зевса и Ники – из золота.

 

 

Зевс Фидия

 

Каждый, кто видел фигуру Зевса, непременно попадал под ее воздействие. В образе божества непостижимо сочетались мощь и величие, с одной стороны, и доброта и умиротворение – с другой. Всю Грецию облетело двустишие, написанное восхищенным поэтом:

 

Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ

Или на небо ты сам бога узреть восходил?

 

 

Согласно легенде, Фидий, обессиленный проделанной им работой, пришел в храм после того, как статуя была установлена на предназначенном для нее месте. В сумерках он долго вглядывался в лицо божества, словно сверяя его с тем образом, что он нарисовал в своем воображении. Затем, словно по наитию, Фидий воскликнул: «Доволен ли ты, Зевс!» Ответом ему стал громовой удар, возвестивший утвердительный ответ бога.

 

Несомненно, такая титаническая работа не могла быть проделана Фидием в одиночку. Над созданием статуи трудилось множество учеников скульптора и мастеров-ремесленников: ювелиров, чеканщиков, плотников, резчиков по слоновой кости. Работа была сложной и кропотливой. Разумеется, в природе невозможно было найти бивни слона такого размера, который позволил бы выточить голову и части тела этой огромной статуи. Основа создавалась из дерева. Затем на те ее части, которые не были прикрыты одеждой, накладывали пластины из слоновой кости. Для того чтобы идеально подогнать пластины друг к другу и сделать незаметными места соединения, требовалось большое искусство.

Следует отметить, что слоновая кость – чрезвычайно капризный материал. Она боится как излишней сухости, так и чрезмерной влажности. Если статую Афины для сохранения влаги поливали водой, то в сырой Олимпии статую Зевса для предохранения от чрезмерной сырости смазывали оливковым маслом.

На те части статуи, которые закрывались одеждой, накладывали пластины из чеканного золота.

Из золота и слоновой кости был сделан и трон Зевса. Подножие трона, спинка и подлокотники были украшены рельефами с изображением богов и богинь, а также с изображением состязаний. Надпись у ног божества гласила: «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня».

Так как при изготовлении статуи использовались особо ценные материалы, золото и слоновая кость, была организована специальная коллегия из ответственных лиц, которая занималась выдачей мастерам материала и несла ответственность за его использование. Помимо коллегии, был создан так называемый художественный совет, в который входили именитые граждане, жрецы, скульпторы, художники, архитекторы. Они обсуждали и принимали решения по всем проектам, предложенным Фидием.

Одной из серьезных проблем, которую пришлось решить Фидию в процессе работы над статуей, стала проблема освещения. В греческих храмах не было окон, и свет проникал лишь через дверной проем. Поэтому голова статуи, располагавшаяся под самым потолком, находилась в тени. Разными способами Фидий пытался добиться равномерного освещения всей статуи, но достичь желаемого эффекта никак не мог. Наконец он справился со сложной задачей. Он решил выложить пол перед статуей темносиним элевсинским камнем, в котором был вырублен бассейн, наполненный оливковым маслом. Масло предохраняло статую от воздействия сырости. Кроме того, темная масляная поверхность превосходно отражала шедший из дверей поток света, освещая голову Зевса, мощный торс и складки плаща. Эффект был до того поразительным, что паломникам казалось, что свет излучает сама фигура Зевса.

Статуя Зевса, как говорилось выше, была вывезена в Константинополь, где и погибла во время пожара. А сам храм был разрушен, как и множество других греческих храмов, в результате землетрясения.

 

Храм Артемиды Эфесской

 

Артемисион, храм Артемиды в Эфесе (древний город в Карии, на западном побережье Малой Азии), был одним из самых прославленных центров паломничества античного мира.

Артемида с давних времен почиталась в городах Малой Азии, как богиня плодородия. Поэтому малоазиатская Артемида несколько отличалась от греческой (богини охоты) и называлась Артемидой Эфесской. В честь нее в календаре ряда греческих городов один из месяцев назывался Артемисионом. В Эфесе в этот месяц устраивались пышные празднества в честь рождения богини.

Согласно легенде, древний храм Артемиды был построен легендарными амазонками, которые считались также и основательницами города. В VI веке до н. э. жители города решили построить новый храм, который красотой и величием превосходил бы все предшествующие святилища. Возведение храма было поручено архитектору Херсифрону из Кносса. Он предложил проект гигантского мраморного диптера (тип храма, при котором святилище опоясывалось двумя рядами колонн). Выбор в качестве материала белого мрамора отчасти обусловлен тем, что именно в тот период залежи белого мрамора были обнаружены недалеко от Эфеса. Витрувий рассказывает об этом так: «Когда эфесские граждане задумали построить Диане храм из мрамора и обсуждали, доставлять ли его из Пароса, Проконнеса, Гераклеи или Фасоса, случилось, что пастух Пиксодар погнал своих овец пастись на это самое место; и там два бежавших друг другу навстречу барана проскочили один мимо другого, и с налету один из них ударился о скалу, от которой отскочил осколок ослепительно белого цвета. Тут, говорят, Пиксодар бросил овец в горах и бегом принес осколок в Эфес в самый разгар обсуждения помянутого вопроса».

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.