|
Кушанская монета. На одной стороне – император Канишка I, на другой – Будда и надпись «Буддо» греческими буквами
Попытку расшифровать загадочные надписи на монетах предпринял англичанин А. Кэннингхем, который позднее возглавил Археологическую службу Индии. Ученый пришел к выводу, что из всех известных ему надписей самыми поздними являются выполненные греческими буквами на неизвестном языке. Исследователю удалось прочитать титулы и имена трех правителей – Кудзулы Кадфиза, Вимы Кадфиза и Канишки. В некоторых надписях фигурировало и название страны, которой правил тот или иной «царь царей», – Кушан. Упоминание о Канишке Кэннингхем ранее встречал в индийских, тибетских и китайских документах, а также в трудах Аль-Бируни. Все источники называли Канишку мудрым государем и покровителем буддийской религии, однако никто не приводил названия страны, которой он правил. В ходе раскопок в Северной Индии в конце XIX века археологи нашли кушанские статуи, рельефы и другие предметы с надписями, выполненными индийскими буквами. Содержание надписей было аналогично тем, что встречались на монетах. Кроме титулов и имен царей, иногда встречались даты, которые позволили историкам составить примерную хронологию правления государей Кушана. Однако ученые столкнулись с тем, что точная дата восшествия на престол царя Канишки, от которой в Кушане велось летоисчисление, до сих пор неизвестна. В науке на этот счет существует много мнений. Длительное время историки полагали, что начало правления Канишки датируется 78 годом н. э., однако в настоящее время многие исследователи склоняются к мысли, что этот царь правил гораздо позже – в начале II века н. э. В 50-х годах XX века археологической экспедицией под руководством французского ученого Д. Шлюмберже в местечке Сурх-Котал на севере Афганистана были обнаружены руины кушанского храма, сооруженного в честь царя Канишки. В храме был найден довольно большой текст на кушанском языке, записанный греческими буквами. После длительной работы ученым удалось расшифровать текст. В нем рассказывалось о сооружении храма, о внезапной засухе, из-за которой святилище было надолго заброшено, о восстановлении значения храма в результате деятельности царского наместника, организовавшего регулярное водоснабжение святилища. В надписи упоминается не только имя этого чиновника – Ноконзок, но и имена других людей, принимавших участие в возрождении храма, а также тех, кто сделал эту надпись. Значительную работу по расшифровке этого текста проделал В. Лившиц, который установил, что официальным языком государства Кушан было одно из восточноиранских наречий, родственное согдийскому и хорезмийскому языкам. Сам храм, посвященный Канишке Победителю, является ярким примером характерного для Кушана синтеза культурных традиций. При строительстве этого сооружения использовались многие архитектурные приемы, заимствованные у греков, в то время как планировка храма была разработана в соответствии с иранскими традициями. Кроме того, в облике святилища присутствуют и индийские мотивы. Храм был выстроен на холме и окружен крепостной стеной. На склоне холма были сооружены три террасы и лестница, ведущая к святилищу. Здание храма украшала колоннада, а главный фасад был ориентирован на восток, к восходящему солнцу. Внутри храма в многочисленных стенных нишах стояли скульптурные изображения царей, а в центре святилища размещался алтарь, на котором постоянно горел священный огонь во славу государя Канишки. Множество статуй, изображающих правителей Кушана, было обнаружено в храме Матхура, расположенном в Северной Индии. Среди изваяний была найдена и поврежденная статуя Канишки, у которой не сохранилась голова. В 1959–1963 годах археологическая экспедиция под руководством Г. А. Пугаченковой провела раскопки в Халчаяне, расположенном на территории Таджикистана в долине реки Сурхандарья. Здесь были обнаружены останки дворца правителя. В архитектуре этого сооружения причудливым образом соединены элементы двух культур: восточной и эллинской. В развалинах дворца были обнаружены фрагменты росписи, а также изображения Ники, Афины, Эрота и сатиров, типичные для греческой культуры. В убранстве дворца в Халчаяне ощущалось и стремление прославить династию, к которой принадлежал правитель. Ученые предположили, что владельцем дворца являлся полулегендарный князь Герай, которого традиционно считают основателем Кушанского царства. В 1961 году усилиями объединенной экспедиции Государственного Эрмитажа, Музея искусств народов Востока и Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации Министерства культуры СССР были проведены раскопки на холме Кара-Тепе около Термеза (Узбекистан). Там были обнаружены многочисленные буддийские культовые сооружения – так называемые ступы, пещерные и наземные храмы. Ученые установили, что широкое распространение буддизма среди жителей Кушанского царства относится к периоду правления Канишки. Находки в Кара-Тепе позволяют утверждать, что в это время буддизм исповедовали не только сам правитель и его приближенные, но и многие представители других слоев населения. Исследователи нашли остатки стенных росписей, скульптур и рельефов, изображающих жертвователей на храм. Ученые обратили внимание на любопытную деталь: если одежда и обувь мужчин имеет явное сходство со скифскими образцами, то женщины одеты в греческие одеяния. На развалинах храмового комплекса Кара-Тепе археологи раскопали множество глиняных черепков с надписями на кушанском языке. Например, в 1972 году был обнаружен фрагмент глиняного сосуда, надпись на котором прославляла покровительство, оказываемое живым существам, как величайшее из добрых деяний. Все эти надписи относятся к разным периодам времени, различны по содержанию и типу использовавшегося алфавита, однако все они являются ценным историческим материалом, позволившим узнать много нового о Кушанском царстве.
Древняя Мексика
Долина реки Мехико, окруженная горами, издавна была колыбелью индейских цивилизаций. Известно, что впервые люди появились здесь около 25–20 тысяч лет назад. Археологические раскопки позволили установить, что в долине реки Мехико последовательно сменили друг друга три крупные цивилизации: теотиуаканская, расцвет которой пришелся на I тысячелетие н. э., тольтекская, которую датируют X–XIII веками, и ацтекская, которая существовала в XIII–XVI веках. В долине реки Мехико сохранились памятники этих трех эпох. Следует отметить, что для исследователей это создавало дополнительные трудности. Долгое время о теотиуаканской культуре ничего не было известно, так как письменные источники не сохранили о ней никаких сведений. Индейские хроники рассказывают о прошлом Мексики, начиная с X века н. э., поэтому долгое время науке было известно только о тольтекской и ацтекской цивилизациях, которым и приписывали все обнаруженные в ходе археологических работ находки. Постепенно ученые пришли к выводу, что у двух известных им цивилизаций, существовавших в долине Мехико, была предшественница. Со второй половины XIX века в Центральной Мексике стали находить грубые глиняные статуэтки – обнаженных женщин, видимо, танцующих. Эти находки ученые стали называть танцовщицами из Тлатилько. Еще в начале XX века их нередко отыскивали на лавовом поле Эль-Педрегаль, находящемся на окраине современного города Мехико. Слой лавы, под которым были погребены эти статуэтки, указывал на то, что эти вещицы были достаточно древними. В 1910 году археологическая экспедиция под руководством мексиканского ученого М. Гамио начала раскопки на лавовом поле Эль-Педрегаль. Под 6–8-метровым слоем лавы исследователи обнаружили развалины строений и гробниц, которые были гораздо древнее тольтекской и ацтекской цивилизаций. В 1922 году раскопки в долине Мехико продолжил американский археолог Б. Кэммингс. Он обратил внимание на холм Куикуилько, расположенный к югу от Мехико. Холм имел удивительно правильную круглую форму, что позволило ученому предположить, что внутри скрыто какое-то древнее сооружение. Однако раскопки продвигались крайне медленно, так как склоны были покрыты толстым слоем застывшей лавы. Обычными инструментами было невозможно пробить лавовую корку, поэтому пришлось взрывать пласты лавы с помощью динамита.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|