|
Колосс Родосский (статуя Гелиоса)
Эта несколько необычная для солнечного божества поза нашла свое объяснение у ученых. Они полагают, что скульптор не стал изображать Гелиоса с торжественно простертыми вперед или вверх руками, так как понимал, что без дополнительной поддержки руки просто обломились бы под собственной тяжестью. Покрывало, спадающее на землю за спиной статуи, исполняло роль своеобразной подставки, придающей ей дополнительную устойчивость. Что касается месторасположения, то ученые исходили из того, что такая гигантская статуя требовала большого пространства вокруг. При этом она не должна была заслонять собой другие архитектурные сооружения. Поэтому наилучшим местом для нее была, вероятно, гавань, откуда бронзовый гигант издали приветствовал всех мореплавателей. Первоначально предполагалось, что статуя была литой. Но затем это стало вызывать сомнения, так как отлить такую огромную скульптуру целиком при существовавшем тогда уровне техники было просто невозможно. К тому же, даже если бы это удалось сделать, статуя была бы такой тяжелой, что установить ее на выбранном месте было бы весьма проблематично. Английский скульптор Мэрион попытался выяснить, как же была создана статуя Гелиоса. Для начала он тщательно изучил все сведения о Колоссе из античных источников. Большая часть из них содержит лишь упоминания, но в некоторых есть и более подробные сведения. Например, Филон Византийский сообщает, что на изготовление статуи потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа, что в пересчете на привычную нам меру веса составляет 13 тонн бронзы и почти 8 тонн железа. Исходя из этих сведений, Мэрион вычислил толщину бронзового листа, покрывавшего Колосса, и пришел к выводу, что он не был литым. При его создании использовались листы бронзы толщиной в 1,5 миллиметра. Мэрион предположил, что на месте, выбранном для установки статуи, были вкопаны три каменных столба, от которых отходили железные брусья. На брусья были нанизаны железные ободья. Эта конструкция являлась каркасом статуи, на котором и крепились бронзовые пластины. Следовательно, скульптура монтировалась постепенно, снизу вверх, ярус за ярусом. Когда потребовалось вести работы на высоте, превышающей рост человека, вокруг статуи стали насыпать земляной холм, который скрывал уже созданные ярусы и позволял подниматься на необходимый для работы уровень. На склонах холма сооружался настил из досок, и шло монтирование соответствующего яруса статуи. Сама статуя в этот момент находилась в земляной яме, облицованной досками, которые предохраняли уже готовую часть от насыпанной вокруг земли. Каменные столбы, железные прутья и ободья, служившие каркасом, также постепенно росли ввысь. К ним приходилось добираться по шатким мосткам. Работа была достаточно опасной и трудоемкой. Рабочие рисковали упасть и покалечиться о металлические прутья. Сложной была и задача скульптора, которому приходилось собирать отдельные участки, как пазлы или кубики в детской головоломке. Для того чтобы не перепутать и правильно состыковать фрагменты, Харес, вероятно, сначала создал модель статуи в человеческий рост из гипса или глины. С помощью этой модели он, скорее всего, продемонстрировал родосцам свой замысел и ее же использовал при создании Колосса. Все детали фрагмента переносились с глиняной модели на гипсовую поверхность в натуральную величину, а затем уже с гипсовой модели изготавливали деревянные шаблоны, по которым и чеканили бронзовые листы, добиваясь соответствия гипсовому слепку Остывшую и отполированную бронзовую деталь поднимали и закрепляли в нужном месте на железном каркасе, затем заделывали швы. После того как статуя была полностью смонтирована, земляной холм срыли, а помост, на котором она располагалась, облицевали мраморными плитами. Нет ничего необычного в том, что на изготовление Колосса потребовалось столько лет. В создании статуи принимали участие около 100 ремесленников различных специализаций и несколько сотен рабов. Даже в наше время, при современном уровне техники, статую Гелиоса можно считать гигантской. Ведь по высоте она в три раза превосходит Медного всадника в Санкт-Петербурге. Неудивительно, что в древности ее причисляли к семи чудесам света.
Александрийский маяк
Фаросский (Александрийский) маяк – одно из семи чудес света – располагался на восточном берегу острова Фарос в черте Александрии и был первым и единственным в то время маяком столь гигантских размеров. Строителем этого сооружения был Сострат Книдский. О том, что под водой в районе Фароса находятся остатки маяка, было известно давно. Но наличие на этом месте военно-морской базы препятствовало проведению каких-либо исследований. Лишь в 1961 году Кемаль Абу эль-Садат обнаружил в воде статуи, блоки и шкатулки из мрамора. По его инициативе из воды была извлечена статуя богини Изиды. В 1968 году правительство Египта обратилось в ЮНЕСКО с просьбой о проведении экспертизы. Был приглашен археолог из Великобритании, который в 1975 году представил отчет о проделанной работе. В нем содержался список всех находок. Таким образом, значимость для археологов данного участка была подтверждена. В 1980 году группа археологов из разных стран начала раскопки на морском дне в районе Фароса. Эта группа ученых, помимо археологов, включала в себя архитекторов, топографов, египтологов, художников и реставраторов, а также фотографов. В результате на глубине 6–8 метров были обнаружены сотни обломков маяка, занимавшие площадь более 2 гектаров. Кроме того, исследования показали, что на морском дне находятся объекты более древние, чем маяк. Из воды было извлечено множество колонн и капителей из гранита, мрамора, известняка, принадлежащих различным эпохам. Особый интерес ученых вызвала находка знаменитых обелисков, называемых «иглы Клеопатры» и привезенных в Александрию по приказу Октавиана Августа в 13 году до н. э. Впоследствии многие из находок были отреставрированы и выставлены в музеях разных стран. Александрия – столица эллинистического Египта – была основана в дельте реки Нил еще Александром Македонским в 332–331 годах до н. э. Город строился по единому плану, разработанному архитектором Динохаром, и был поделен на кварталы с широкими улицами. Две самые широкие из них (по 30 метров шириной) пересекались под прямым углом. В Александрии находилось множество великолепных дворцов и царских гробниц. Здесь же был похоронен и Александр Македонский, тело которого было доставлено из Вавилона и погребено в золотом саркофаге в великолепной гробнице по приказу царя Птолемея Сотера, который тем самым хотел подчеркнуть преемственность традиций великого завоевателя. В то время когда другие военачальники воевали между собой и делили огромную державу Александра, Птолемей обосновался в Египте и сделал Александрию одной из богатейших и красивейших столиц Древнего мира. Славе города во многом способствовало создание Птолемеем Мусейона («обиталища Муз»), куда царь приглашал видных ученых и поэтов своего времени. Здесь они могли жить и заниматься научными исследованиями полностью за счет государства. Таким образом, Мусейон стал чем-то вроде академии наук. Привлеченные выгодными условиями, сюда стекались ученые из разных концов эллинистического мира. Из царской казны щедро отпускались средства на различные опыты и научные экспедиции. Привлекала ученых в Мусейон и великолепная Александрийская библиотека, в которой было собрано около 500 тысяч свитков, включая сочинения выдающихся драматургов Греции Эсхила, Софокла и Еврипида. Эти рукописи царь Птолемей II якобы попросил у афинян на время, для того чтобы писцы могли снять с них копии. Афиняне запросили огромный залог. Царь безропотно заплатил. Но возвращать рукописи отказался. Хранителем библиотеки обычно назначался какой-либо известный ученый или поэт. Долгое время этот пост занимал выдающийся поэт своего времени Каллимах. Затем его сменил знаменитый географ и математик Эратосфен. Он сумел вычислить диаметр и радиус Земли и допустил лишь незначительную ошибку в 75 километров, что при имеющихся на тот период возможностях не умаляет его заслуг. Разумеется, царь, оказывая ученым и поэтам гостеприимство и финансовую поддержку, преследовал свои цели: увеличить в мире славу своей страны как научного и культурного центра и, тем самым, свою собственную. Кроме того, поэты и философы должны были восхвалять его добродетели (действительные или мнимые) в своих произведениях. Широкое развитие получили естественные науки, математика и механика. В Александрии жил знаменитый математик Евклид, основатель геометрии, а также выдающийся изобретатель Герон Александрийский, работы которого надолго опередили свое время. Например, им был создан прибор, являвшийся фактически первой паровой машиной. Кроме того, он изобрел множество различных автоматов, приводящихся в движение с помощью пара или горячего воздуха. Но в эпоху всеобщего распространения труда рабов эти изобретения не могли найти применения и использовались лишь для развлечения царского двора. Гениальнейший астроном Аристарх Самосский задолго до Коперника заявил, что Земля – шар, который вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. У современников его идеи вызывали лишь усмешку, но он оставался при своем мнении. Разработки александрийских ученых находили применение и в реальной жизни. Примером выдающихся достижений науки и стало создание Александрийского маяка, считавшегося в древности одним из чудес света. В 285 году до н. э. остров соединили с берегом дамбой – искусственно насыпанным перешейком. А через пять лет, к 280 году до н. э., строительство маяка было завершено. Он представлял собой трехэтажную башню около 120 метров высотой. Нижний этаж был построен в виде квадрата с четырьмя гранями, каждая из которых составляла 30,5 метра в длину. Грани квадрата были обращены на четыре стороны света: север, юг, восток, запад – и сложены из известняка. Второй этаж был выполнен в виде восьмигранной башни, облицованной мраморными плитами. Грани ее были ориентированы по направлению восьми ветров. Третий этаж, собственно фонарь, был увенчан куполом с бронзовой статуей Посейдона, высота которой достигала 7 метров. Купол маяка опирался на мраморные колонны. Ведущая наверх винтовая лестница была такой удобной, что все необходимые материалы, в том числе и топливо для костра, поднимали вверх на ослах. Сложная система металлических зеркал отражала и усиливала свет маяка, и он был хорошо виден мореплавателям издалека. Кроме того, та же самая система позволяла вести наблюдения за морским пространством и обнаруживать корабли неприятеля задолго до того, как они появлялись в пределах видимости.
На восьмигранной башне, образующей второй этаж, разместили бронзовые статуи. Некоторые из них были оборудованы специальными механизмами, которые позволяли им служить флюгерами, указывавшими направление ветра. Путешественники рассказывали о чудесных свойствах статуй. Одна из них якобы всегда указывала рукой на солнце, прослеживая его путь по небосводу, и опускала руку, когда солнце садилось. Другая на протяжении суток отбивала каждый час. Говорили, что была даже такая статуя, которая при появлении вражеских кораблей указывала на море и издавала предупреждающий крик. Все эти рассказы не кажутся столь уж фантастичными, если вспомнить паровые автоматы Герона Александрийского. Вполне возможно, что достижения ученого были использованы при строительстве маяка, и статуи могли производить какие-либо механические движения и звуки при поступлении определенного сигнала.
Помимо прочего, маяк был еще и неприступной крепостью с мощным гарнизоном. В подземной части на случай осады имелась огромная цистерна с питьевой водой. Фаросский маяк не знал себе аналогов в Древнем мире ни по размерам, ни по техническим данным. До этого в качестве маяков обычно использовались обыкновенные костры. Неудивительно, что Александрийский маяк с его сложной системой зеркал, колоссальными размерами и фантастическими статуями казался всем людям настоящим чудом. Строитель этого чуда Сострат Книдский высек на мраморной стене надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Эту надпись он закрыл тонким слоем штукатурки, на котором поместил восхваление царя Птолемея Сотера. Когда со временем штукатурка отвалилась, взорам окружающих предстало имя мастера, создавшего великолепный маяк.
Александрийский маяк
Хотя маяк располагался на восточном берегу острова Фарос, его чаще называют Александрийским, а не Фаросским. Остров этот упоминается еще в поэме Гомера «Одиссея». Во времена Гомера он находился в дельте Нила, напротив маленького египетского поселения Ракотис. Но к моменту строительства маяка он, по замечанию греческого географа Страбонна, значительно приблизился к берегам Египта и находился в одном дне пути от Александрии. С началом строительства остров соединили с побережьем, фактически превратив его из острова в полуостров. Для этого была искусственно насыпана дамба, которая называлась Гептастадионом, так как длина ее составляла 7 стадий (стадия – это древнегреческая мера длины, которая равняется 177,6 метра). То есть в переводе на привычную для нас систему измерения длина дамбы составляла примерно 750 метров. Со стороны Фароса располагалась и основная, Большая гавань Александрии. Эта гавань была столь глубока, что у берега мог стать на якорь большой корабль. Содержание такого крупного сооружения в рабочем состоянии требовало значительных средств. Из сочинений древних авторов мы узнаем, что уже тогда маяку угрожала опасность разрушения. Вот, например, строки из эпиграммы неизвестного автора:
Башня – помощница я морякам, потерявшим дорогу. Здесь по ночам зажигаю я светлый огонь Посейдона. Рухнуть вот-вот угрожала от глухо шумящего ветра, Но укрепил меня вновь своими трудами Аммоний. После свирепых валов свои руки ко мне простирают Все моряки, почитая тебя, о земли колебатель.
Тем не менее маяк простоял до XIV века и даже в полуразрушенном состоянии достигал в высоту 30 метров, продолжая удивлять красотой и грандиозностью. К настоящему времени от этого прославленного чуда света сохранился лишь постамент, который встроен в средневековую крепость. Поэтому возможности у археологов или архитекторов изучить остатки этого грандиозного сооружения практически отсутствуют. Сейчас на Фаросе находится египетский военный порт. А на западной стороне острова расположен другой маяк, который ничем не напоминает своего великого предшественника, но также продолжает указывать путь кораблям.
ПУТЬ К ВЕНЦУ ТВОРЕНИЯ
На вопрос: откуда появился человек? – на протяжении многих лет пытаются ответить ученые. Но без открытий археологов этот вопрос навсегда остался бы без ответа. В этой главе мы проследим эволюцию человека от его древнейших предков, расскажем о загадочных находках археологов, о древних орудиях труда и о многом другом. В биологии эволюцией называют необратимое историческое развитие живой природы. Оно определяется изменчивостью, наследственностью и естественным отбором организмов.
Лесные предки
Предками человека были человекообразные обезьяны. Самыми древними из них ученые считают парапитеков (от греч. para – «около, возле» и pithekos – «обезьяна»), от которых в свою очередь произошли проплиопитеки (от греч. pro – «впереди, раньше»). Потомки проплиопитека разделились на две ветви, одна представлена свапитеками и плиопитеками. От первых произошли современные орангутанги, от вторых – гиббоны. Потомками другой ветви проплиопитеков стали «лесные обезьяны», дриопитеки (от греч. drys – «дремучий лес, чащоба»). Они считаются общими предками как человека, так и современных человекообразных обезьян – шимпанзе и горилл.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|