Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Московская духовная семинария





Московская духовная семинария

Сектор заочного обучения

Архиепископ Сергий (Соколов)

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

ВЕТХОГО ЗАВЕТА

 

 

Исторические и пророческие книги

Учебное пособие для студентов 3 класса

 

 

Сергиев Посад


СОДЕРЖАНИЕ

Часть I. ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА……………………...4

 

Понятие об исторических книгах Ветхого Завета………………………………4

 

1. Книга Иисуса Навинa……………………………………………………….....6

2. Книга Судей…………………………………………………………………..12

3. Книга Руфи……………………………………………………………………16

Книги царств…………………………………………………………………..17

4. Первая книга царств…………………………………………………………..19

5. Вторая книга царств…………………………………………………………..22

6. Третья книга царств……………………………………………………..........26

7. Четвертая книга царств……………………………………………………….30

8,9. Книги Паралипоменон……………………….…………………………......33

10. Первая книга Ездры……………………………………………………........37

11. Книга Неемии………………………………………………………………..39

12. Книга Есфири………………………………………………………………..41

О неканонических книгах……………………………………………………….44

13. Вторая книга Ездры……………….…………………………………………46

14. Книга Товита…………………………………………………………………48

15. Книга Иудифи………………………………………………………………..50

Книги Маккавейские…..…………………………………………………….56

16. Первая книга Маккавейская.………………………………………………..57

17. Вторая книга Маккавейская.……..…………………………………………63

18. Третья книга Маккавейская…..…………………………………………….67

19. Третья книга Ездры………….………………………………………………69

 

 

Часть II. ПРОРОЧЕСКИЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА …………………….71

1. Понятие о пророках и время их служения.....……………………………….71

2. Учение пророков……………………………………………………………...74

3. Цели пророческого служении………………………………………………..76

4. Понятие о пророческих книгах и их значение……………………………...76

5. Главный предмет пророчеств………………………………………………...78

6. Единство и различие пророчеств…………………………………………….78

О пророческом вдохновении и о способах получения пророками

откровений от Бога……………………………………………………………79

8. Способы сообщений пророчеств народу……………………………………81

9. Способы объяснений пророчеств……………………………………………82

10. Отличие истинных пророков господних от ложных, непризванных

пророков и языческих прорицателей……………………………………….82

11. Библейский и хронологический порядок пророков……………………….84

12. Хронологическая таблица пророков – писателей…………………………85

13. Книга пророка Исайи………………………………………………………..86

14. Книга пророка Иеремии……………………………………………………123

15. Книга «Плач Иеремии»…………………………………………………….137

16. Послание Иеремии…………………………………………………………140

17. Книга пророка Варуха……………………………………………………...142

18. Книга пророка Иезекииля………………………………………………….144

19. Книга пророка Даниила……………………………………………………158

20. Книга пророка Осии………………………………………………………..170

21. Книга пророка Иоиля……………………………………….…..………….174

22. Книга пророка Амоса………………………………………………………177

23. Книга пророка Авдия………………………………………………………181

24. Книга пророка Ионы……………………………………………………….183

25. Книга пророка Михея………………………………………………………189

26. Книга пророка Наума………………………………………………………193

27. Книга пророка Аввакума…………………………………………………..195

28. Книга пророка Софония……………………………………………….......198

29. Книга пророка Аггея……………………………………………………….200

30. Книга пророка Захарии…………………………………………………….202

31. Книга пророка Малахии……………………………………………….......207

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….210

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….215

 


Часть I

ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Понятие об исторических книгах Ветхого Завета

 

Историческими книгами Ветхого Завета называйся библейские книги, содержащие в себе историю еврейского народа с момента вступления его в Палестину под предводительством Иисуса Навина (ок. 1220 г. до Р.Х. до Симона Маккавея (142 г. до Р.Х.). Таким образом, исторические книги Ветхого Завета охватывают период примерно в 1100 лет.

Всего исторических книг 19, из которых 12 являются каноническими и 7 — неканоническими. Канонической называется такая книга, которая на основании своего божественного происхождения признана и принята как правило для познания божественной истины. Эти книги отражают волю Божию, которая есть наивысший порядок или правило (по-греч. – κάνον). Все остальные книги именуются неканоническими.

К каноническим относятся:

1. Иисуса Навина;

2. Судей;

3. Руфь;

4. Первая книга Царств;

5. Вторая книга Царств;

6. Третья книга Царств;

7. Четвертая книга Царств;

8. Первая книга Паралипоменон;

9. Вторая книга Паралипоменон;

10. Первая книга Ездры;

11. Книга Неемии;

12. Книга Есфири.

В еврейской Библии эти книги называются «Небиим ришоним», то есть «Ранние пророки»; некоторые из них объединены, вследствие чего их число равно семи.

К неканоническим историческим книгам относятся:

1. Вторая книга Ездры;

2. Третья книга Ездры;

3. Книга Товита;

4. Книга Иудифи;

5. Первая книга Маккавейская;

6. Вторая книга Маккавейская;

7. Третья книга Маккавейская.

Хотя исторические книги и описывают определенный этап истории еврейского народа, однако главной темой этих книг является отношение Израиля с Яхве, его верность или неверность Богу, то есть в повествовании прослеживается явно назидательный характер.

Историческая ценность книг основывается на обширном материале первостепенной важности. Это не только устные рассказы и древний эпос, но и биографии великих людей Израиля, написанные вскоре после их кончины, а также государственные летописи Израильского и Иудейского царств, на которые священные писатели часто ссылаются.

Духовный смысл повествования можно кратко сформулировать следующим образом: Яхве, положив начало существованию Своего народа, ведёт его по пути восхождения к тому времени, когда Он окончательно воцарится в мире (Царство Божие). Для этого Он даёт Израилю землю обетованную, поставляет Давида монархом и обещает его потомку вечную власть в эсхатологическом Царстве. Но в то же время составители исторических книг сурово и беспощадно обличают народ Божий за его неверность Завету. Эта неверность является прямой причиной тех бедствий, которые обрушиваются на Израиль. Таким образом, история превращается в урок и предупреждение. Она содержит призыв к покаянию, который с особой силой прозвучал в эпоху Вавилонского плена.


Книга Иисуса Навинa

 

Первой исторической книгой Ветхого Завета является книга Иисуса Навина. В еврейском тексте она называется книгой «Иешуа», по имени главного героя повествования. Книга содержит в себе описание событий жизни народа Божия, последовавших вскоре после смерти Моисея. Повествование теснейшим образом связано с Пятикнижием и составляет как бы продолжение книги Второзакония, почему и начинается в славянском тексте союзом «и» («и бысть...»).

 

Автор книги и время ее составления

 

Надписание книги именем Иисуса Навина свидетельствует о его авторстве, хотя это и не бесспорно. За авторство Иисуса Навина говорит:

а) конкретное указание самой книги: (ХХIV, 26);

б) свидетельство древних раввинов, записанное в Талмуде;

в) содержание книги, где точное указание мельчайших подробностей относительно событий, лиц и мест могло быть сделано только очевидцем, а не позднейшим лицом. Географически книга очень правдива.

Кроме того, в содержании книги наблюдается единство плана и идеи, единство точки зрения на описываемые события. В композиционном отношении книга представляет не простое изложение событий, но стройное повествование по известному плану.

Повествование отличается беспристрастием: оно не скрывает ошибок Иисуса Навина (7, 1-6; 9, 14-16) и народа (24, 14, 23). Описание смерти и погребения Иисуса Навина, по преданию, сделано первосвященником Елеазаром.

Однако встречаются в книге такие места, которые наводят на мысль о позднейшей редакции писаний Иисуса Навина. Например, стих 19, 47 − рассказ о завоевании города Лаиса потомками Дана (Суд. 18, 1-22, 71, 25) − об исполнении проклятия над дерзнувшими восстановить город Иерихон (см. 3 Цар. 16, 34). Поэтому вполне допустимо мнение, что Книга Иисуса Навина восполнена в XI веке (то есть в конце периода Судей) неизвестным редактором, использовавшим подлинные писания самого Иисуса Навина. Это мнение согласно с высказываниями блаженного Феодорита и святого Афанасия, говоривших, что «писатель книги жил довольно поздно».

Мнение западных критиков, в соответствии с которым книга Иисуса Навина составлялась по частям между IX и VI веками до Р.Х., православными богословами не принимается (П. Юнгеров, Ф. Елеонский).

 

Цель написания книги

 

В книге Иисуса Навина чётко прослеживается желание автора не только продолжить историю народа Божия и, в частности, показать, как чудесно исполнились на современниках Иисуса Навина древние обетования Божии о наследии земли Ханаанской, данные праотцам, но и оставить назидание потомкам. Религиозный смысл книги сводится к следующему: дар Божий нелегко получить, оставаясь пассивным. Чтобы овладеть Землёй Обетованной, Израиль должен был собрать все свои силы и одолеть стоящие на пути препятствия. Это призыв к активности, без которой дар Бога остаётся недосягаемым. Знамения, явившиеся во время вступления в Ханаан, символизируют небесную помощь тем, кто борется. Овладение землёй есть прообраз вхождения в Царство Божие, которое требует усилий (Мф. 11, 12).

 

Книга Судей

Наименование книги

 

Как в еврейской, так и в греческой Библии книга надписывается словом «судьи» (евр. «софетим»; греч. – «крите»), которое указывает на главный предмет содержания. Судьями в книге названы особые мужи, призываемые Богом ко спасению народа от внешних врагов и охранению истинной веры, то есть это были вожди, управлявшие народом от имени Божия.

В истории Израиля эти люди стали национальными героями, хотя действия большинства из них ограничивались небольшими масштабами и борьбой против отдельных врагов. К сожалению, единство еврейского народа страдало не только из-за влияния окружающего его язычества, но и из-за междоусобных разногласий между коленами Израилевыми (случай с Гедеоном – 8 глава).

Сведения о судьях часто довольно скудны, но и те, что мы имеем, дают возможность сказать, что среди них были люди, не всегда стоявшие на высоте своего священного служения. Библия вовсе не претендует на канонизацию всех судей, правдиво изображая их как реальных представителей своего времени. Не стоит также полагать, что деяния всех судей включены в книгу Судей. О некоторых из них (Девора и Варак, Гедеон, Иеффай, Самсон) повествуется довольно подробно, другие судьи лишь упоминаются.

 

Книга Руфи

Книги Царств

Писатели книг

Сведения о писателях книг Царств самые разноречивые. Так, Первая и Вторая книги Царств приписывают пророку Самуилу как свидетелю и участнику описываемых событий. Третья и Четвертая книга Царств, предполагают, писались различными людьми и по частям. Авторами называют царей, священников, пророков. Учитывая все критические замечания, автором книг Царств можно назвать священника Ездру. Своей деятельностью по восстановлению благочестия в еврейском народе после вавилонского плена (V в. до Р.Х.) автор-священник Ездра снискал огромный авторитет не только у иудеев, но и у соседних народов. Талант Ездры позволил ему составить 4 книги Царств по древним оригинальным источникам: «История Соломона», «Летописи царей Иудейских», «Летописи царей Израильских». Подобные летописи, произведения частных писателей и пророков, бережно сохранялись у еврейского народа. Акценты в повествовании книг говорят о том, что автором книг Царств был священник, муж больших духовных дарований. Изложению политических вопросов отведено второстепенное место; явное предпочтение отдается религиозно-нравственной оценке событий.

 

Цель написания книг

Излагая историю Израиля, писатель указывает на зависимость политического благосостояния еврейского народа от чистоты его религиозно-нравственной жизни. Благословение Божие и успех сопутствуют народу только тогда, когда он живет по заповедям Божиим, помнит о великих обетованиях Иеговы Израилю. И, напротив, когда народ уклоняется в идолопоклонство, начинает жить, «как все прочие народы», — благословение Божие отходит от него, евреи попадают в политическую и экономическую зависимость от других наций.

В Третьей и Четвертой книгах Царств показало постепенное угасание величия израильского народа.


Первая книга Царств

Первая книга Царств состоит из 31 главы. Содержание её можно условно поделить на 3 части.

1) 1 – 4 главы. Время правления священника Илия.

2) 5 – 12 главы. Время правления пророка Самуила.

3) 13 – 31 главы. Время царствования Саула.

Вторая книга Царств

 

Книга содержит 24 главы и представляет собой единое повествование о царствовании святого Давида. Условно Вторую книгу царств можно разделить на 4 части:

1. С 1 по 4 главы. Семилетнее царствование Давида в Хевроне над коленом Иудиным.

2. С 5 по 10 главы. Блестящий период царствования Давида над всем Израилем.

3. С 11 по 18 главы. Грехопадение Давида. Нарушение благоденствия и мира в царстве.

4. С 19 по 24 главы. Возвращение Давида в Иерусалим, восстановление власти в Израиле.

Третья книга Царств

 

Книга содержит 22 главы, повествующие о восшествии Соломона на престол в Израиле, о славном периоде правления Соломона, о разделении его царства на Израильское и Иудейское после его кончины. Далее излагается параллельная история обоих царств, рассказывается о первых четырех царях иудейских и первых восьми царях Израильских. Таким образом, третью книгу Царств условно можно делить на 2 части:

1. С 1 по 11 главы – описание Царства Соломона;

2. С 12 по 22 главы – синхронная история разделенных царств – северного и южного.

Четвертая книга Царств

 

Книга продолжает историю Израильского и Иудейского царств. Условно её можно разделить на две части.

Первая часть – (с 1 по 17 главы) – синхронное изложение истории обоих царств до момента падения Израильского царства (722 г. до Р.Х.)

Вторая часть – (с 18 по 25 главы) – продолжение истории Иудейского царства до Вавилонского плена (587 г. до Р.Х.)

Более подробно о пророческих школах, обществах, о ложных сроках будет сказано в разделе «Пророческие книги».

КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН

 

Название их таково в еврейской, греческой и латинской Библии.

В еврейской Библии книги Паралипоменон составляют одну книгу, которая называется «Диврей - аямим», что означает «Словеса дней», то есть дневник или летопись.

В переводе семидесяти и в других греческих списках книга состоит из двух частей, озаглавленных «Первая и вторая книги Паралипоменон». Греческое слово πάράλίπομενον означает «содержащее добавление», «пропущенное».

В латинской Библии книги надписаны Chronicorum (от греч. χρονος, то есть хроники или летописи). Название это им дал блаженный Иероним, и оно, как удачное, вошло во многие издания Библии.

Автор

Составитель книг не известен. По мнению исследователей, книги написаны одним лицом. Это подтверждается единством плана обеих книг, единством цели, языка и манеры изложения. Сами книги об авторе не дают никаких сведении, но по характеру их можно заключить, что составитель был, по всей вероятности, иерусалимский левит, тесно связанный со своей средой. Древнее еврейское предание называет автором книг священника Ездру.

Это косвенно подтверждается тем, что конец Второй книги Паралипоменон и начало Первой книги Ездры буквально сходны.

Время и цель написания

 

Анализ текста дает возможность установить, что книги писались в эпоху политического, а главное, религиозно-церковного возрождения иудейской нации, возвратившейся из вавилонского плена, то есть после 450 г. до Р.Х.

Целью написания книг было стремление указать иудеям на древние постановления и предписания о разделении Земли Обетованной между коленами Израилевыми, чтобы восстановить царство еврейское в том виде, в каком оно существовало в эпоху своего расцвета. А поскольку центральное место в жизни богоизбранного народа занимал принцип теократии, главенствующий в повседневной религиозной жизни и особенно в богослужении при Храме, писатель стремится возбудить любовь к богоучрежденному порядку. В этой связи становится понятным, почему автор столь подробно описывает богослужение при Храме, распределение священников по чредам и прочие детали их жизни. С особой любовью останавливается автор на благочестивых царях: Давиде, Соломоне, Иосафате, Асе, Езекии и Иосии. Историю нечестивых царей автор фактически опускает.

 

Содержание покаянной молитвы царя Манассии

 

1. Манассия исповедует свою веру в Бога, Отца святых праотцов «Авраама, Исаака и Иакова и семени их праведного...»

2. Манассия называет Бога Вседержителем неба и земли, пред величием славы Которого трепещут все твари, а наипаче грешники.

3. Но Господь не только грозный Судия, но и любящий отец, милость Которого безмерна.

4. Милость Божия распространяется только на кающихся, а поэтому Манассия далее перечисляет свои многие беззакония, особенно идолопоклонство, которым он вводил людей в соблазн и просит Господа излить на него Свою милость и простить все прегрешения.

5. Обещает прославлять Бога во все дни своей жизни.


Первая книга Ездры

Название книги

 

Надписание книги указывает на её автора. В еврейской Библии книга эта обозначается одним словом «Ездра». В греческой Библии книг с названием Ездры две. Причем рассматриваемая нами книга стоит на втором месте и надписана: Εσδράς ο ίέρέυς δευτερον – то есть «Ездры священника вторая».

В латинской, славянской и русской Библиях книга надписана так: «Первая книга Ездры». В латинской Библии насчитывается 4 книги Ездры. Книга Неемии именуется в латинской Библии Второй книги Ездры, Вторая книга Ездры идет под номером 3, а третья – под номером 4.

Цель написания книги

 

1. Продолжение истории народа Божия и доведение её до событий, свидетелем которых был сам автор.

2. Общая цель всех священных книг – указание зависимости внешнего успеха от чистоты веры и нравственности. Священник Ездра желал возродить в сердцах иудеев любовь к Богу, к Храму и Закону, свидетельствуя о милости Божией, явленной роду в сохранении его в тяжких обстоятельствах плена. Народ сумел сохранить в плену даже родословные записи, дабы точно знать, откуда должен произойти обетованный Мессия.

Книга Неемии

 

Как в еврейской, так и в греческой Библиях книга надписывается именем Неемии. Надписание указывает на главный предмет повествования – славную деятельность Неемии среди иудеев, потерявших чистоту отеческой веры. В латинской Библии книга Неемии помещается как Вторая книга Ездры.

Книга Есфири

Название книги

 

Название книги заимствовано от имени главной героини повествования – иудеянки Есфири, из колена Вениаминова, которая из бедной сироты возвысилась до звания персидской царицы и послужила, по Промыслу Божию, делу спасения своих соотечественников. Есфирь (в Масоретском тексте – Эстер) – персидское слово и значит «звезда», еврейское же имя Есфири – Гадасса-Мирта (2, 7).

Состав и содержание книги

 

По содержанию книга разделяется на 3 части:

1-2 главы – возвышение Есфири;

3-7 главы – замысел Амана против Мардохея и его крушение;

8-10 главы – возвышение Мардохея и спасение обреченных на истребление евреев.

Время описываемых событий

Царь Агасверош, избравший Есфирь своею супругою, это персидский царь Ксеркс (485-465), известный своим неудачным походом в Грецию. Название его Артаксерксом в переводе Семидесяти (1,1) объясняется неточностью греческого перевода.

О неканонических книгах

 

Кроме 39 канонических книг (в еврейской Библии многие из них объединены в одну, и поэтому их в ней 22 – по числу букв еврейского алфавита), в греческом переводе Семидесяти толковников содержатся еще 11 книг, именуемых неканоническими.

Одиннадцать неканонических книг и неканонические места содержатся в древних, а также в русском и славянском переводах. Это:

1. Вторая книга Ездры.

2. Книга Товита.

3. Книга Иудифи.

4. Книга Премудрости Соломона.

5. Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова.

6. Послание пророка Варуха.

7. Книга пророка Варуха.

8. Первая книга Маккавейская.

9. Вторая книга Маккавейская.

10. Третья книга Маккавейская.

11. Третья книга Ездры.

 

К неканоническим местам относится ряд эпизодов в книге пророка Даниила, во Второй книге Паралипоменон (молитва Манассии), в книге Иова (42,17) и псалом 151.

У протестантов эти книги именуются «апокрифами» (с греч. «неизвестный», «спрятанный»), у католиков – «девтероканоническими» (второканоническими) книгами. Но надо знать, что в святоотеческой письменности термины «апокрифы», «апокрифические книги» прилагаются к писаниям еретиков, от чтения которых предостерегались православные христиане.

Основное же различие канонических книг от неканонических в том, что первые более древние – написаны в период с ХV по V вв. до Р.Х., в то время как последние написаны позже – с IV в. до Р.Х. по I в. по Р.Х.

 

Вторая книга Ездры

 

Вторая книга Ездры неканоническая, т.е. её нет в каноне книг Священного Писания Ветхого Завета. Книгу эту находим в древнейших греческих списках Библии, где она занимает различные места по отношению к Первой книге Ездры: то впереди её, то после неё и соответственно надписывается. В латинской Библии она надписывается Третьей книгой Ездры.

Первой книги Ездры и Неемии

 

Все содержание Второй книги Ездры состоит из повествования, почти целиком заимствованного из книги Паралипоменон, Неемии и особенно Первой книги Ездры. Но эти отрывки дополнены тем материалом, который из-за своей недостоверности лишает книгу канонического достоинства.

Очерк содержания

 

Книга содержит 9 глав, которые можно разделить на 3 части.

1 часть (1 глава) – автор начинает повествование с тринадцатого года царствования благочестивого царя Иосии, говорит о его преемниках на престоле иудейским и заканчивает упоминанием о вавилонском плене.

2 часть (со 2 по 7 главы) – история возвращения иудеев из плена и восстановление ими Храма при царях Кире и Дарии.

3 часть (с 8 по 9 главы) – описание трудов священника Ездры.

 

Книга Товита

Название и деление книги

 

В греческой и славяно-русской Библии эта книга называется «Товит», в Вульгате – «Книга Товии». Эти названия показывают, что главной темой повествования книги является история Товита и сына его Товии. По содержанию книга разделяется на три части:

Первая часть – главы 1-3 – описывает благочестие и испытания и его родственницы Сары.

Вторая часть – главы 4-11 – излагает историю Товии с участием ангела Рафаила:

а) путешествие в Гаги Мидийские (4,1 – 2,9);

б) женитьба Товии на Сарре (6,10 – 9,6);

в) возвращение в Ниневию и исцеление от слепоты отца (10-11).

Третья часть – главы 12-14 – представляет собой эпилог, в котором излагается речь ангела Рафаила, благодарственная молитва Товита и кратко обозревается последующая жизнь Товита и Товии до их смерти.

Книга Иудифи

 

Название и деление книги

 

Книга получила своё название от имени главного действующего лица – Иудифи (с евр. Иегудит – хвалящая). Книга разделяется на две части:

в первой (главы 1-7) содержится описание побед Олоферна, полководца Навуходоносора, осада им родного города Иудифи – Ветулии;

во второй части (главы 8-16) описывается подвиг Иудифи.

Главы 8-15. Подвиг Иудифи

 

По молитве иудеев (7, 19-32) Господь послал им избавительницу в лице Иудифи, прекрасной и Благочестивой вдовы (8, 1-8). Предупредив старейшин города (8, 9-36), после усердной молитвы Иудифь одевается в лучшие различные одежды и отправляется в лагерь ассирийцев, где она была представлена Олоферну (10). Пленив его своей красотой и мудрой речью, Иудифь осталась в ассирийском лагере (12, 9). На следующий день она была приглашена на пир, устроенный Олоферном (2, 10-20). По окончании пира, когда опьяневший Олоферн остался один и уснул, а все бывшие на пиру разошлись по своим палаткам, Иудифь отрубила ему голову и принесла её в Ветилую (глава 13). Смерть Олоферна, ставшая известной утром следующего дня, навела ужас на ассирийское войско, оно обратилось в беспорядочное бегство, и было также истреблено преследовавшими ветилуйцами и присоединившимися к ним остальными израильтянами (14-15). Победителям досталась богатая добыча, а Иудифь была прославлена как спасительница народа (глава 16).

Эллинизация Востока

 

Под эллинизацией востока принято понимать проникновение с IV в. до Р.Х. в Египет, Палестину, Персию и Индию греческой религии и культуры. Этот процесс, затрагивавший самое сокровенное в жизни многих народов обширного региона, не мог пройти незаметно. Народы востока по-разному реагировали на проникновение в их среду чуждой им культуры и религиозного культа.

Не избежали этого влияния и иудеи, хотя исторически подобная ситуация уже неоднократно имела место. Начиная со времен Авраама, богоизбранный еврейский народ часто был окружаем самыми различными языческими племенами, носителями иной религии и культуры. Поэтому для иудеев всегда существовала опасность искажения истинной богооткровенной религии. История дает нам много подобных примеров, когда, смешиваясь с окружающими языческими народами, иудеи сами становились идолопоклонниками. Но всякий раз промыслительная десница Божия через страдания и уничижения выводила их из заблуждения и снова направляла на путь истинной веры.

Что же представляли собой языческие религии востока, которые лицом к лицу встретились в годы эллинизации с греческим миром?

Обычно культы древнего востока: Индии, Египта, персов, основывались на так называемом натурализме. Восточные культы обоготворяли окружающую природу и отличались пышными обрядами. Так, например, религиозные воззрения египтян без сомнения развились из простого обоготворения Нила, у вавилонян и ассирийцев Ваал и Мелитта олицетворяли силы природы (Ваал – производительное начало, а Мелитта – плодоносное начало). В Финикии (Палестина) религиозные праздники были приурочены к смене времен года (Ваал, Астарта). При этом культовая сторона служения часто сопровождалась постыдными оргиями. Так Молоху, олицетворяющему палящую жару, приносили в жертву детей, служение Мелитте часто оканчивалось открытым развратом. Естественно, что такая религия не могла возвысить и насытить человека, и потому для многих мыслящих людей языческий обряд был лишь жалким суеверием, а подчас предметом насмешек.

Но вот наступает эпоха эллинизма, когда в результате новых завоеваний Александра Македонского Восток смог познакомиться с культурой и религиозными воззрениями Древней Греции или Эллады.

Религиозная жизнь Эллады качественно стояла на более качественно высоком уровне. В противоположность народам Востока греки в своих богах идеализировали природу и человека. Их божествами были упорядоченные силы природы и национальной жизни. В них виделось как бы некоторое торжество нравственного порядка в мире. Им был чужд грубый восточный натурализм с его разгулом постыдных страстей. Напротив, им более близки были такие нравственные понятия, как справедливость, долг, ответст-венность. Эллинизм признавал не только разумные силы в природе, от которых находился в зависимости, но также и то, что нравственные познания человека управляются вечными законами, против которых нельзя погрешать безнаказанно. Если Ваал для восточных язычников был лишь жизнедателем и палящим солнцем, то для греков Зевс являлся хранителем справедливости, всевидящим оком, воздаянием, которое, несомненно, следовало за всяким преступлением. Если Астарта в восприятии первых была лишь чувственным началом природы, то Гера для греков считалась покровительницей семейной жизни, брака.

Хотя греческую религию можно назвать сравнительно чистой, но только лишь в сравнении с восточным культом. Очеловеченные боги греков не чужды были человеческих грехов и пороков. Это приводило к тому, что поэты часто высмеивали богов в своих произведениях и театральных постановках, что в конечном результате приводило к упадку религиозной жизни Греции.

Безусловно, важным моментом, конечно, в греческой религии было то, что боги изображались в человеческом облике; это заставляло грека с особым уважением относиться к своему телу. Поклоняясь и служа богам, они поклонялись и служили телесной красоте, плоти. Так постепенно формируется культ человеческого тела. Обнаженное тело воспринимается как эталон красоты. В этом смысле Олимпийские игры (с 776 г. до н.э.) полностью отражали мировосприятие грека, которое формировалось при активном участии различных философских школ (софистов, Платона, Аристотеля). Наряду с философскими школами, где греки учились логически мыслить и красноречиво говорить, повсеместно были распространены и другие учебные заведения, так называемые гимнасии (греч. «гимнос» - обнаженный). В этих школах молодое поколение усердно закаляло своё тело посредством бега, метания диска и других физических упражнений. Религиозное почитание человеческого тела не смогло, однако, спасти греческую культуру от страшного упадка нравственности во всех слоях общества. Лишь соприкосновение языческого мира с богооткровенной религией способно было задержать его разрушение.

Упоминаемый в Первой книге Маккавейской великий завоеватель Александр Македонский был сыном своего времени, воспитанным в вышеупомянутых традициях. Учителем его являлся одно время Аристотель. В течение двенадцати лет Александр сделался властелином Сирии, Палестины и Египта, основал Александрию, покорил Персию, дошел до Индии, после чего внезапно умер в Вавилоне в 323 году до н.э. В годы завоеваний греческие обычаи и религия стремительно распространялись по всему Востоку.

Но если для восточных языческих народов, исповедавших до этого момента грубый натурализм, принятие греческой религии могло считаться шагом вперёд, то для богоизбранного иудейского народа, исповедавшего религию богооткровенную, греческий культ был совершенно неприемлем. Однако это мало волновало завоевателей. Повсюду активно насаждались греческие обычаи, устраивались гимназии (спортивные школы). Среди евреев появилась так называемая либеральная партия, которая поддалась языческим соблазнам и приняла языческий культ, отменила обрезание. Обрезанные же всячески скрывали свою принадлежность к Закону Моисееву. Эпоха борьбы иудеев за веру отцов и за национальную самобытность отражена в Маккавейских книгах.

Эллинизация Востока имела и положительное значение. Азия была открыта для проникновения греческой культуры, что во многом способствовало будущему распространению евангельской проповеди. Появляется особый разговорный язык, который был понятен во всех пределах греческой, а позже римской империи. Основанная в 332 г. Александрия стала научным центром всего восточного Средиземноморья. Здесь, при Птоломее I Сотере составляется знаменитая библиотека (700.000 книг). А при Птоломее II Филадельфе 72 толковниками-иудеями был сделан перевод Библии на греческий язык. Весь эллинский мир смог приобщиться Божественному Откровению (285 г. до Р.Х.)

 


КНИГИ МАККАВЕЙСКИЕ

Общие сведения

В греческой, славянской и русской Библии имеются три Маккавейские книги: Первая, Вторая и Третья. Содержание Третьей книги Маккавейской не имеет ничего общего ни с эпохой, и с лицами маккавейского времени. Маккавейской она называется условно, ввиду того, что располагается в Библии после Первой и Второй Маккавейских книг. В Католической Церкви она считается апокрифической.

Название «Маккавейские» ведет начало от семейства Маккавеев, или Асмонеев (первоначальное название), подвиги которых описываются в Первой и отчасти во Второй книге. Отец этого семейства священник Маттафия имел пятерых сыновей: Иоанна, Симона, Иуду, Елеазара и Ионафана. Из них Иуда первым прославился своими подвигами в неравной борьбе против ига Селевкидов, за что получил прозвище «маккави» - молот, которое перешло к его братьям и вообще ко всей династии.

Позднее маккавеями стали называть иудеев, подвизавшихся в защите веры от притеснения гонителей. Церковь, в частности, называет маккавеями семь братьев – мучеников (2 Макк. 7), ветхозаветных святых, которых она прославляет с древних времён.

В знаменитых кодексах греческого перевода Семидесяти содержится неодинаковое количество книг, называемых Маккавейскими:

В Александрийском кодексе (V в.) представлены четыре книги, в Синайском (IV в.) – только Первая и Четвертая, а в Ватиканском (IV в.) их вообще нет.

Первая книга Маккавейская

 

Разделение и содержание книги

 

Первая книга Маккавейская повествует о борьбе палестинских иудеев под предводительством Маккавеев против языческого государства Селевкидов, Антиоха IV Епифана и его преемников, в период времени, обнимающий 41 год (175-134 гг. до Р.Х.)

Содержание книги можно разделить на четыре части:

в первой (1-2 главы) описывается языческая эллинизация Иудеи и восстание Маттафии;

во второй (3,1-9,22) – подвиги Иуды Маккавея;

в третьей (9,23-12 главы) – подвиги Ионафана Маккавея;

в четвертой (13-17 главы) – правление Симона Маккавея.

Вторая книга Маккавейская

 

Вторая книга Маккавейская не является продолжением Первой, а повествованием, частично параллельным 1 Макк. 1-7. Также как и Первая книга, она повествует о борьбе палестинских иудеев против язычества и притеснения Селевкидов, но при этом охватывает более краткий, 15-летний период времени (176-161 гг. до Р.Х.) В ней рассказывается о событиях маккавейского времени правления четырех сирийских царей (Селевка IV, Антиоха IV Епифана; Антиоха V Евпатора и Димитрия I Сотера), начиная с попытки Илиодора ограбить иерусалимский Храм (176 г.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.