Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что же должен соблюдать проповедник, дабы проповедь его была полулярна?





Требования популярности очень широкие. Обыкновенно ограничивают эти требования одними свойствами языкового изложения. Но это слишком узкое понимание закона популярности. Требования закона популярности касаются: 1) содержания проповеди, 2) образа представления и раскрытия мыслей и 3) языкового изложения.

Содержанием проповеди, как мы уже знаем, является евангельская истина. Эта евангельская истина необыкновенно проста, доступна пониманию каждого, даже младенческого ума. Такой она и является в устах Самого Божественного Учителя Господа Иисуса Христа. Они должен служить для нас образцом в деле исполнения учительского долга. Учение Его, при всем своем величии и высоте, для всех понятно и не возбуждает никаких сомнений, затрудняющих понимание. Проповедник и должен брать из этой сокровищницы то, что прямо открывается перед его глазами, не затрудняя себя изысканием каких-либо особенных утонченных тем, чтобы годить изысканному вкусу людей, избалованных образованностью и ученостью. Единственный указатель, что нужно выбрать из этой сокровищницы Божественных истин, - это духовные нужды и потребности народа. Надо разъяснять народу то, что ему мало знакомо или неправильно им понимается, надо направлять свое слово против тех недостатков, какие замечаются в окружающей среде, против заблуждений или пороков.

Главная задача проповедника, как учителя народа, - рассеивать ложь и наставлять на путь истины. Некоторые из проповедников старательно ищут все новых и новых тем, боясь, что повторение одного и того же не будет производить достаточно сильного впечатления на слушателей. Это - ошибка. Проповедь говорится не для услаждения и не для развлечения слуха, а для назидания. Она должна указывать слушателям путь спасения. Нет беды, если это указание пути спасения повторяется не раз и не два, в особенности если в слушателях замечается как раз упорное уклонение от этого пути. Примером для нас в этом отношении служит св. Иоанн Златоуст, который нисколько не смущался говорить по многу раз об одном и том же, как он сам говорит в своей 5-й беседе о статуях: "Хотя я и вчера и третьего дня говорил вам об этом предмете, однако не перестану и сегодня и завтра и послезавтра внушать то же. И что говорю: завтра или послезавтра? Не перестану, пока не увижу, что вы исправляетесь. Если уже преступающие закон не имеют стыда, тем более мы, внушающие не преступать закона, не должны стыдиться постоянного увещания об одном и том же. Постоянное напоминание об одном и том же зависит не от говорящего, но от слушающих, которые требуют непрерывного наставления в простых и удобоисполнимых делах." Так и всякий проповедник должен думать не о том, чтобы поразить воображение слушателей чем-то новым, оригинальным, а о том, чтобы говорить необходимое для спасения их душ. Прекрасно говорит об этом в своем "Пастырском правиле" св. Григорий Двоеслов: "Главное старание проповедника не туда должно быть направлено, чтобы изобрести что-нибудь особенное н интересное или поразить слушателей неслыханною мудростию... Во что веруют все христиане, что все должны знать, - только это он должен раскрывать пред ними."

Если и допустимо в проповеди что-нибудь новое, то это не новость учения, а только некоторая живость или новость представления и раскрытия религиозных истин. Эта новость состоит в том, чтобы в проповеди видна была печать личного, самостоятельного труда проповедника, печать его личной мысли и личного чувства. Для этого нужно, как мы не раз уже повторяли, что и есть в проповедническом искусстве самое главное, - это то, чтобы истина христианская, излагаемая в проповеди, была им пережита, прочувствована и проникала все существо его души.

В силу того же закона популярности проповеднику не следует поднимать на церковной кафедре разные утонченные богословские вопросы. Он должен помнить, что кафедра церковная - это не одно и то же, что кафедра школьная или профессорская. То, что уместно и нужно на кафедре школьной, далеко не всегда пригодно на кафедре церковной. Задача проповедника не в том состоит, чтобы давать пищу для ума и заставлять слушателей ломать свою голову, а в том, чтобы дать пищу для сердца, напитать душу спасительной Христовой истиной. Сам апостол Павел наставляет Тита, а в лице его и всех христианских пастырей, чтобы они уклонялись "от стязаний и словопрений," а к таким именно стязаниям и словопрениям и относятся часто ученые изыскания, вызывающие споры и разногласия между людьми школы. Так кактакие изыскания, вызывающие споры, говорит апостол, "бесполезны и суетны" (Тит. 3:9). Сам апостол говорит о том, что и его проповедь "не в премудрости слова," не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 1:17; 2:1-5).

Другое условие, которое должен выполнять проповедник в силу закона популярности, касается способа представления или развития мысли. Слово проповедника не будет популярным, если он будет говорить словом сухого, холодного рассудка и если оно будет носить слишком отвлеченный характер. Чисто логическое рассуждение, хотя бы и очень умное, не производит никогда достаточно сильного впечатления, не дает пищи для сердца, не назидает. Для большей впечатлительности проповедник непременно должен призвать на помощь силу воображения и говорить не отвлеченно, а живо и образно, применительно к умственному уровню слушателей. Нужны не одни только голые рассуждения, а непременно живые, конкретные образы, примеры и факты, взятые из повседневной окружающей жизни.

Идеальный образец такого живого представления истины в образах и примерах, взятых из жизни, являет Собою нам опять-таки Господь Иисус Христос в Своих дивных по красоте и назидательности притчах. Вместо того чтобы много разглагольствовать, раскрывая ту или другую истину, Он рассказывает притчу - повествование, содержание которого заимствовано из фактов повседневной жизни, и эта истина в притче раскрывается как бы сама собою, для всех совершенно наглядно и доступно. Так и всякий проповедник должен стремиться к тому, чтобы мысли, излагаемые им, не носили характера отвлеченных рассуждений, но являлись слушателям в виде живых наглядных образов, доступных пониманию и усвоению каждого.

Третье требование закона популярности касается внешнего изложения, или языка проповедн. Что здесь требуется? Прежде всего - совершенная ясность и прозрачность речи. Хорошо говорит об этом блаженный Августин: "Для христианского наставника, - говорит он, - первый и главный долг - во всех своих поучениях быть сколько возможно вразумительным и говорить с такой ясностью, что разве только самый беспонятный человек был бы не в состоянии понимать нас."

Что необходимо в проповеди для такой ясности? Прежде всего нежелательны в проповеди длинные периоды, многосложные предложения с вставочными объяснениями. Это уместно в книжном языке, где читатель может остановиться и разобраться в том, чего сразу не понять. А в проповеди, как живой речи, более удобна для понимания речь краткая, отрывистая.

Далее, из проповеднического языка должны быть изгнаны все иностранные слова, которые без нужды пестрят и искажают чистую русскую речь и не для всякого понятны. Нежелательно употребление в проповедии технических выражений, обычных в школьном языке, как, например: "положительный," "органический" и т. п. Они тоже, как имеющие притом условное значение, не всем понятны. С осторожностью надо употреблять даже и библейские выражения, смысл которых не вполне ясен для человека, не знакомого со школьной богословской терминологией. Если явится необходимость по связи речи употребить такое выражение, не нужно оставлять его без немедленного обьяснения. Наконец, для популярности необходима вообще простота речи. В чем эта простота речи заключается? В том, чтобы проповедник пользовался лишь тем материалом языка, который, если можно так выразиться, находится в общенародном употреблении, а не тем, который является достоянием лишь избранных. Из языка проповеди должно быть выброшено все натянутое и искусственное, тон ее должен быть тоном простой, естественной, непринужденной беседы. Но эта простота должна быть, само собой разумеется, чистой и благородной. В ней не должно быть ничего вульгарного и надменного. Проповедник хотя и должен говорить совершенно просто, но, однако, это не значит отнюдь, что он должен говорить языком простолюдинов или таким языком, какой слышен на базаре.

Мы уже говорили, что язык проповеди, при всей простоте, должен быть языком возвышенным, насыщенным духом Библии. Как научиться проповедовать таким языком? Никакие внешние предписания и правила тут не помогут. Нужно войти в дух этого языка, усвоить его себе, чтобы он сам вошел, так сказать, в плоть и кровь проповедника. Для этого нужно больше читать Слово Божие. Лучшим образцом популярной речи для проповедника в Слове Божием могут служить беседы Господа Иисуса Христа, записанные в Евангелии, а в особенности Его притчи, о которых мы уже упомянули. Из святоотеческих творений полезнее всего для проповедника читать и усваивать себе дух великого Златоуста. Он был самым популярным христианским проповедником. Никто не умел говорить так просто и вместе с тем впечатлительно для слушателей, сохраняя в то же время возвышенность стиля и благородство церковного языка, как святой Иоанн Златоуст. Снова и снова повторяем совет всех авторитетных гомилетов: кто хочет быть настоящим проповедником, тот должен непрестанно, день и ночь читать и перечитывать беседы Златоуста. Это главное условие, чтобы научиться говорить популярно, но кроме того можно указать и некоторые руководящие правила принципиального характера: так, например, каждый, кто желает говорить популярно, прежде всего должен отчетливо знать сам и понимать тот предмет, о котором он собирается говорить. Когда у проповедника в голове туман, то и речь его естественно будет туманной и неудобопонимаемой. Прежде чем проповедник решится говорить, он должен тщательно обдумать то, что будет говорить, составить конспект проповеди. Отсюда вытекает необходимость подготовки к проповеди, но это уже особый вопрос, которым мы теперь и займемся.

О приготовлении проповедей.

Относительно приготовления проповедей существует два противоположных мнения. Одни считают, что нет ничего легче, чем сказать проповедь. Не нужно затруднять себя приготовлением проповеди. "Проповедь должна быть простым, естественным делом - пастырь должен говорить народу то, что он знает и что находит нужным сообщить, говорить он должен так, как ведет непринужденную беседу в кругу своих знакомых. У него не должно быть ни малейшей заботы ни о приступе, ни о риторических фигурах, ни о патетической части, ни о заключении, ни о красоте речи. Проповедь должна быть простым и безыскусственным словом. Нечего проповеднику много думать и трудиться над тем, что и как сказать" ("По вопросам гомилетики" Тареева). Иными словами, это мнение стоит за импровизацию проповеди. Такого мнения держится наш русский гомилет Тареев. Так же думает и прот. Григорий Дьяченко, издавший в печати несколько огромных сборников своих проповедей. "Простая проповедь от сердца, по примеру апостолов" - вот в чем, по его словам, правильная постановка проповеднического дела. "Люди исказили дар слова, - говорит он, - создали искусственные тормозы для его проявления, построены целые многосложные теории ораторской речи и церковного краёноречия. Прочь все эти путы и тормозы! В последнее время начинают постепенно проходить старые предрассудки относительно проповедничества... Долой тетрадки, долой формализм, долой рутину! Пусть раздается живое слово, слово убеждения!"

Такой же упрощенный взгляд на церковную проповедь как на непринужденную беседу, не требующую особенного труда и подготовки, проводит и "Церковный Вестник": "пастырь, - говорится там, - русским толковым языком сделает перифраз прочитанного Евангелия или Апостола, вставит от себя несколько подходящих религиозно-нравственных наставлений, - и достаточно..."

Но с таким слишком упрощенным взглядом на проповедь, конечно, трудно согласиться. Наш выдающийся гомилет проф. Певницкий решительно возражает против такого взгляда. "дело проповедника, - говорит он, - есть дело высокое и святое, требующее от служителя церковного слова всевозможного с его стороны внимания. А это внимание влечет за собой труд и усердие. Чтобы совершать достойным образом святое дело, порученное проповеднику, от него ожидается и требуется возможное с его стороны напряжение душевных сил, ему дарованных.

При общем высоком значении проповеднического дела, требующего внимания к себе, и каждый частный акт его, т.е. каждая частная проповедь, не должна быть предоставлена одной случайности. Нужен труд, как для совершения проповеднического служения вообще, так и для всех частных отдельных проявлений его. Иное отношение, освобождающее от труда проповедника и предоставляющее ему говорить, как он может, без особенных забот о том, что и как скажется, не будет ли сочтено признаком легкомыслия? И не может ли пасть на проповедника, так легко относящегося к высокому и святому делу Божию, обвинение в небрежном исполнении его? А Писание угрожает проклятием всякому, творящему дело Божие с небрежением (Иер. 48:10).

Защитники того взгляда, что нет нужды готовиться к проповеди, обыкновенно ссылаются на пример апостолов. Да, мы должны, конечно, подражать вере апостолов и их усердию и ревности в распространении евангельского благовестия, но не слишком ли дерзко будет снашей стороны ставить себя наравне с апостолами? Апостолы имели особые благодатные дарования, каких у нас нет: этим и объясняется чрезвычайный, необыкновенный успех их проповеди. Еще св. Григорию Богослову указывали некогда, зачем он в своих проповедях прибегает к помощи ораторского искусства и старательно их обрабатывает. Рыбари, т.е. апостолы, такими средствами не пользовались. И на этот упрек св. отец дал ответ именно в том духе, как мы выше упомянули: "охотно, подобно рыбарям, пренебрегал бы средствами искусства, если бы я, как те рыбари, имел дар творить чудеса."

Если мы обратимся к славнейшим из христианских проповедников, то увидим, что и они, подобно св. Григорию Богослову, также серьезно относились к делу приготовления проповедей. Даже Златоуст, обладавший, как никто, необыкновенным даром слова, считает необходимым для каждого проповедника, даже самого талантливого, тщательно готовиться к проповеди. В его творениях есть даже специальный призыв к проповедникам, в котором Он зовет к усиленному труду каждого желающего проповедовать и считает даже, что трудиться должны не только люди малоопытные, а даже достигшие высокой степени совершенства в проповедническом слове ("О священстве." Сл.5). Считает необходимым трудиться над составлением проповедей и автор "Пастырского правила," св. Григорий Двоеслов. И у него мы встречаем настоятельное увещание, обращенное ко всем желающим проповедовать, усердно трудиться для приготовления себя к этому служению и не предоставлять случайному вдохновению каждую отдельную проповедь. "В свете, - говорит он, - не берутся учить какому-либо искусству, не изучив его предварительно посредством внимательного размышления." Но и приготовившемуся к проповедническому служению необходимо каждый раз со всею тщательностью обдумывать то, что он хочет предложить народу в назидание, дабы не сказать чего-либо уклоняющегося от евангельской истины и тем не смутить совести слушателей. Но этого мало. Готовясь к проповеди, проповедник должен обращать внимание не только на содержание, но и на внешнее изложение. "Нужно проповеднику, - говорит св. Григорий Двоеслов, - старательно заботиться и о том, чтобы не только не говорить ничего дурного, но и о хорошем говорить не без меры и не без порядка; потому что проповедь часто теряет свою силу от того, что слушатели часто замечают беспорядочную болтливосмь в проповеднике." (Необходимость плана выступления и предварительного анализа записанной проповеди).

И мы знаем, что не только великие отцы древности, но и наши русские выдающиеся проповедники считали, что для хорошей импровизации нужны особые данные, которые не у каждого встречаются, а как общее правило, необходима всегда тщательная подготовка к каждой отдельной проповеди, и сами они всегда готовились.

Так, например, наш знаменитый Преосвященньий Филарет, митрополит Московский, все свои проповеди писал заранее и даже многие из них прежде произношения посылал для просмотра ближайшим ему подчиненным лицам, которым доверял. Преосвященный Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский, никогда не решался говорить проповеди, не записав ее наперед, и даже не стеснялся выходить на кафедру с заготовленной тетрадью. Знаменитый Преосвящениый Ннканор Одесский тоже всегда записывал свои проповеди и обыкновенно читал их по тетрадке. Знаменитый Иннокентий (Борисов), хотя и был импровизатором, но славу знаменитого проповедника приобрел не за импровизации последних лет, а за первые свои проповеди, над составлением которых он весьма тщательно трудился. Популярнейший русский проповедник прот. Родион Путятин, проповеди которого выдержали 25 изданий, сам признается, что составление его проповедей стоило ему самого долгого и мучительного труда.

Этих примеров, думаем, достаточно, чтобы показать, насколько необходим предварительный труд приготовления проповеди. Этим мы не осуждаем совершенно методу импровизации: у кого есть особый дар и талант к импровизации, тот пусть импровизирует, но хотим только сказать, что более общая, более нормальная и более безопасная метода проповедничества - это тщательное приготовление проповедей, тщательное их продумывание, а в особенности прочувствование.

История проповедничества.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.