|
Матфей, епископ Сарайский (живший в то же время), учил паству всем христианским добродетелям, учил почитать монастыри, верно служить князьям, гуманно относиться к челяди.8) Св. Киприан, митрополит Московский (1381-1383 и 1390-1406 гг.), по происхождению серб или, вернее, болгарии из г. Тернова. Приехал в Россию в 1377 г. и был сначала игуменом в Киево-Гlечерском монастыре, а с 1381 года Московским митрополитом. Он был человек "велми книжный и учительный" и оставил после себя много сочинений, в которых, между прочим, писал о близкой кончине мира и против того, чтобы монастыри владели имениями. От него осталось и много поучений. 9) Григорий Цамвлак (Семивлах) - племянник св. Киприана, с 1416 г. был сделан Московским митрополитом. Известен как выдающийся проповедник, но уже не в духе прежней простоты и безыскусственности. "Стремление к витиеватости - сравнения, противоположения, метафоры, вообще тропы и фигуры встречаются у него на каждом шагу" (м. Макарий). До нас дошли 21 слово его на воскресные и праздничные дни - например, слово о том, как приступать ко св. Евхаристии. Вообще южные славяне Киприан, Григорий Цамвлак и еще Пахомий Логофет, известный главным образом как автор и переделыватель русских житий, принесли к нам свои литературные приемы, главная черта которых - наклонность к риторическому витиеватому красноречию. 10) Даниил, митрополит Московский (1522-1539), избранный из игуменов Волоколамского монастыря, верный ученик преп. Иосифа Волоцкого, известный ученый и образованный деятель. Он много заботился о расширении монастырской библиотеки и приобрел много книг для этой библиотеки и для себя лично. От него дошло до нас 16 догматических и поучительных слов, известных под общим именем "Соборника," где он обличает ереси, пороки и недостатки современного ему общества. Некоторые его слова отличаются ярким реализмом своик картин, а потому очень ценны для характеристики жизни той эпохи. Так, очень живо представлено поведение "православных" в церкви: "А когда npuдешь в божественную церковь, то и не знаешь, зачем пришел: зеваешь, потягиваешься. поставляешь ногу на ногу, выставляешь и потрясаешь бедра и кривляешься, как похабный." Очень живо обрисоваиы в его словах московские щеголи того времени, которые завели моду бриться, выщипывать волосы с подбородка. румяниться и носить богатые укращения. В этих словах митрополит делается как бы сатириком, наделенным и юмором и наблюдательностью. 11) Макарий, митрополит Московский (1528-1563). Как церковный деятель занимает весьма видное положение в истории Русской Церкви. Он произвел канонизацию многих святых, им был созван известный Стоглавый Собор 1551 г. в целях всестороннего улучшения положения Церкви, причем историки считают его главным виновником почти всех постановлений этого собора. При нем была открыта в Москве первая типография для печатания священных книг. Трудами его был создан сборник "Четьи-Миней," а также сводной "Кормчей Книги." После него осталось несколько посланий и поучений. Симеон Полоцкий родился в Белоруссии в 1629 году, учился в Киево-Могилянском коллегиуме, довершил свое образование в польских школах, принял монашество в Полоцком Богоявленском монастыре. Свое йречью он обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича и был сделан воспитателем царевича Феодора Алексеевича. Скончался в 1680 году. После него осталось два сборника поучений: 1) "Обед духовный," содержащий поучения на воскресные дни всего года, и 2) "Вечеря душевная," содержащий поучения на все Господские и Богородичные праздники и на особые случаи. Язык простой, церковнославянский, содержание близко жизни русского народа, но все же видны искусственные приемы южнорусской схоластической гомилетики. Св. Димитрий, митрополит Ростовский, сын сотника Тупталы, родился в м. Макарове Киевской губернии в 1651 году. Учился в Киево-Могилянской школе, но из-за войны курса не кончил. Принял монашество на 18 году жизни в Киеве. 25 лет посвящен в иеромонаха и сделан проповедником, скоро приобретает известность в разных городах Южной России. В 1701 г. вызван в Москву, где имп. Петром 1 ему было поручено проповедовать Слово Божие. В этом же году назначен митрополитом Тобольским и Сибирским, но по слабости здоровья отказался от этого назначения. В 1702 г. назначен митрополитом Ростовскии. Здесь учредил школу для священнослужителей, усердно проповедовал, боролся с расколом. Скончался в 1709 году, а в 1752 г. были обретены мощи его. Проповеди его нравственно-практические, хотя естьи догматические, исторические и полемические. Главные темы: вера в Спасителя и любовь к Нему, любовь к ближнему, умерщвление страстей и обновление духа при помощи благодати. Проповеди его пользовались большим распространением: их читали и в церквах и в домах по всей России. Он приводит много примеров из Св. Писания, из житий святых и из обычной жизни. Проповеди его очень просты и безыскусственны, искренни, отличаются умилительностью и трогательностью. Но они не вполне свободны от оков схоластики, свойственной юго-западным школам: все они написаны в форме слов и не чужды символизма, аллегорий, искусственного сближения предметов, встречаются в них басни, анекдоты, сведения из мифологии. Язык простой, чуждый витиеватости, по большей части церковно-славянский. Феофан Прокопович родился в Киеве в 1681 году. Сначала учился в Киево-Могилянском коллегиуме, потом в польских школах, где принял унию и монашество, оттуда переехал в Рим и поступил в миссионерскую школу св. Афанасия. Вернувшись из Pимa в Киев, принял православие, постригся в монахи и был преподавателем и ректором Киевской Академии. Своим словом обратил на себя внимание имп. Петра I, который сделал его своим ближайшим сотрудником. В 1718 г. назначен епископом Псковским. В 1736 г. умер в сане архиепискола Новгородского. В истории русского проповедничества занимает очень видное место, так как способствовал освобождению проповеди от схоластического влияния, требуя простоты и жизненности. Эта мысль введена им и в составленный им "духовный регламент." Но он и сам не вполне освободился от польского схоластического влияния, хотя проповеди его очень жизненны, просты и естественны. Язык правильный, церковно-славянский. Гедеон Криновский родился в 1726 г. в Казани. Окончив Казаyскую семинарию, поступил в Московскую Академию и здесь принял монашество. Имп. Елисавtта Петровна, узнав о нем как о даровитом проповеднике, назначила его придворным проповедником. В 1761 г. он был рукоположен во епископа Псковского, но вскоре умер (1763 г.) 37 лет от роду. От Гедеона Криновского осталось более 100 проповедей. Все они обличительного характера и направлены против религиозного вольнодумства и неверия и против нравственных недостатков общества. Имея в виду слушателей образованных, он обосновывает свои суждения часто на научных доказательствах. Написаны в форме слов, отличаются живостью, понятностью. Св. Тихон Задонскнй, епископ Воронежский, родился в 1724 г. в Новгородской губ. Образование получил в Новгородской семинарии и еще на школьной скамье принял монашество. Был учителем семинарии, затем ректором Тверской семинарии в сане архимандрита, в 1761 г. рукоположен во епископа Ладожского, а через два года назначен еп. Воронежским. Там устроил он духовную семинарию, усердно боролся с остатками язычества, непрестанно проповедовал Слово Божие, руководя в деле проповеди подведомым духовенством. Неусыпные труды и аскетические подвиги подорвали его здоровье, и через 4 года он удалился на покой в Задонский монастырь, где и почил в 1783 году. До нас дошло только 12 обширных слов его и 28 кратких поучений, потому что большей частью он проповедовал экспромтом. Замечательно его сочинение: "Сокровище духовное, от мира собираемое." Проповеди св. Тихона нравственно-практического характера. Тон обличений кроткий, отличаются они теплотой чувства, искренностью и задушевностью, чрезвычайно просты и доступны для понимания, часты сравнения, уподобления, живые примеры из жизни. Георгий Конисский родился в 1717 г. в Нежине Черниговской губернии в дворянской семье. Получил образование в Киевской Академии, принял монашество 24 лет и проходил в Академии разные должности вплоть до ректорства. В 1755 г. назначен епископом Могилевским. Заботился об образовании духовенства, открывал школы, писал духовенству окружные послания. Известен как защитник Православия от иезуитов. Умер в 1795 году. Оставшиеся от него слова и речи отличаются рассудочностью и слабым развитием художественного элемента и чувства, обилием текстов Свящ. Писания, логичностью, простотой, ясностью. Речи его - полная противоположность словам: как в словах он рассудочно убеждает, так в речах трогает силой чувства и образностью изложения. Платон, митрополит Московский (в мире Петр Данилов) родился в 1737 г. от сельского причетника Московской губернии, обучался в Коломенской семинарии и в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии, где принял фамилию Левшина. В Академии проходил, по обычаю, должность катихизатора народа, затем был назначен учителем Троицкой семинарии, где принял монашество, прошел должности ректора и наместника Лавры. Произвел своим словом о пользе благочестия такое впечатление на имп. Екатерину II, что она взяла его законоучителем к наследнику престола. В 1763 г. Платон был назначен архимандритом Троицкой Лавры и членом Синода, в 1770 г. - архиепископом Тверским, потом переведен в Москву, где был епархиальным архиереем 37 лет. В 1787 г был возведен в сан митрополита и при короновании императора Александра I произнес такую замечательную речь, что она тогда же была переведена на разные европейские языки. Последние годы провел в путешествиях по России и в келейной жизни на Перерве. Почил в 1819 году. Главнейшие труды его: издание "инструкции благочинным," уничтожение крестцовых попов, поднятие умственного и материального быта духовенства, борьба с расколом и учреждение единоверия. Митрополит Платон оставил после себя до 700 проповедей (в 16 т.). Их можно разделить на: 1) катихизические, 2) поучительные и 3) речи приветственные и надгробные. В Катихизических поучениях в вопросо-ответной форме излагаются догматические истины и опровергаются модные тогда лжеучения. В поучительных словах раскрываются нравственные истины и опровергаются ложные мнения деистов, натуралистов и материалистов. В них Платон особенно стремится доказать, что Бог есть Высочайшая Истина и Высочайшее Благо, говорит о началах гражданского благоустройства, которое зависит от веры в Бога и любви к Богу и ближним. Каждое слово имеет приступ с указанием темы, исследование и заключение. Язык простой и ясный, хотя в нем и много славянских выражений. Речи отличаются большим красноречием и возвышенным тоном, чего требовала торжественная обстановка, при которой они произносились. Лучшая речь - на коронование императора Александра. Анастасий Братановский родился в 1761 г. в Полтавской губернии, образование получил в Переяславской Духовной семинарии. Был преподавателем Севской и Вологодской семинарий. Своим трудолюбием и благочестием обратил на себя внимание начальства, был вызван в С.-Петербург и назначен преподавателем Александро-Невской семинарии, и одновременно поручено ему было произносить катихизические поучення для народа. На этой должности он приобрел известность даровитейшего проповедника. В 1794 г. был избран членом Академии Наук и членом Синода, в 1797 г. посвящен во епископа Белорусского, в 1806 г. по слабости здоровья перемещен в Астрахань и там в том же году скончался. От него дошло до нас 14 проповедей, которые направлены против увлечения тогдашнего русского общества идеями энциклопедистов. В своих проповедях Анастасий раскрывает и защищает те истины христианства, которые подвергались нападениям безбожных отрицателей. Слог их близок к разговорному языку; они проникнуты глубоким чувством. 20) Михаил, митрополит С.-Петербургский (в миру Матвей Десницкий) родился в 1762 г. Пройдя курс Троицкой семинарии, слушал лекции в Московском университете и академии, стал приходским священником в Москве и обратил на себя внимание ревностным проповеданием Слова Божия. В проповедях он раскрывал полный курс христианского учения и этим привлекал слушателей со всех концов Москвы. Слава его достигла императорского двора, и он был определен придворным пресвитером. По смерти детей и жены постригся в монахи, в 1799 г. возведен в архимандрита и сделан членом Синода, в 1801 г. возведен во епископа Старорусского, потом на самостоятельную Черниговскую кафедру, а в 1818 г. сделан митрополитом С.-Петербургским. Почил в 1821 году. От него дошло до нас более 500 проповедей. В печати они носят различные названия: "Kaтихизис," "Труд, пища а и покой духа человеческого," "Об истинном покаянии и разных степенях его," "О богослужении" и т. д. Отличаются простотой и ясностью, некоторые страдают растянутостью. Амвросий, архиепископ Тверской (Андрей Протасов), родился в 1763 г. в Московской губернии, учился в Троицкой семинарии и Московской Академии, где потом и преподавал. В 1794 г. принял монашество и назначен проповедником Академии, а в 1803 г. посвящен во епископа Тульского; умер в сане архиепископа Тверского в 1831 году. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|