|
Св. Андрей известен как замечательный проповедник и церковньий поэт.14) Преподобный Иоанн Дамаскин родился в Сирии от богатых и знаменитых родителей. Воспитание получил под руководством одного благочестивого инока. По смерти отца был назначен правителем города Дамаска. Когда началось в Византии гонение на иконы, выступил горячим защитником иконопочитання. Он писал полные пламенной веры и неоокрушимого убежденяя послания в защиту иконопочитания, рассылая их по всем концам империи. За это гонитель икон имп. Лев Исаврянин оклеветал его пред халифом. Разгневанный халиф приказал отсечь Иоанну правую руку. Когда по молитве Иоанна пред иконой Богоматери рука его чудесно срослась, халиф, убедившись в его невиновности, хотел сделать его правителем всей Сирии. Но Иоанн, познавший бренность всего земного, удалился в обитель св. Саввы близ Иерусалима и там отдался строгой подвижнической жизни. Здесь он написал свое замечательное богословское сочинение: "Точное изложение Православной веры." От него остались лроповеди преимущественно догматического и церковно-обрядового содержания. Проповеди его, как и Андрея Критского и Феодора Студита, представляют собою лучшие черты так называемого Византийского направления проповеди. Отличительной чертой этого направления является соединение ораторского и лирического элемента. Все эти три писателя - не только глубокомысленные богословы, но и религиозные поэты и знаменитые церковные песнопевцы. Лирический элемент в их проповедях совершенно естественен как плод живого чувства. В проповедях позднейших представителей этого направления поэтический талант и религиозное воодушевление были заменены механическим подражанием, вследствие чего явилась напыщенность и искусственность, почему история проповеди относится к этому направлению в позднейшем его виде с ХI по ХVI век с осуждением. Знаменитые проповедники Российской Православной Церкви Лука Жидята, епископ Новгородский (скончался в 1058 или 1059 г.), является первым по времени проповедником Российской Православной Церкви, поучение которого дошло до нас. Поучение это состоит из ряда кратких, самых общих наставлений в вере - о необходимости самой веры в Бога, в воскресение мертвых и жизнь вечную, - и является или обращением к пастве перед разлучением с нею, или предсмертным завещанием. 2) Иларион, митрополит Киевский и всея Руси, бывший первым митрополитом из русских (скончался в1054 г.), поставленный из священников села Берестова близ Киева за свое благочестие, ученость и удивительный ораторский талант. От него дошло до нас замечательно сильное и вдохновенное торжественное слово: "О законе, Моисеем данном, и благодати и истине Иисус Христом бывшим." Насколько слово eп. Луки Жидяты бесхитростно и просто, настолько слово митроп. Илариона красноречиво и витиевато, обличая в нем высокообразованного оратора, несомненно знакомого с лучшими образцами греческого церковного красноречия. Нигде, однако, это красноречие не переступает меры и не доходит до излишества, чем выгодно отличается от тогдашнего греческого красноречия. Из этого слова видно, что митр. Иларион был подлинным поэтом в душе и своим произведением доказал, что все поэтические красоты Св. Писания были ему понятны и увлекали его возвышенное религиозное чувство. Цель этого слова - восхвалить Бога за спасение людей вообще и русских - в частности. Здесь он говорит о соотношении между Ветхим и Новым Заветом как о "законе" и "благодати" и о двух естествах Господа Иисуса Христа, приводя чрезвычайно образные сопоставления для этого. Затем он говорит о народах, принявших христианство, и, наконец, о русском народе. Заканчивается слово необыкновенно сильной и величественной похвалой кагану (князю) Владимиру как просветителю русского народа. "Встань, честная глава! встань! Ты не умёр, а спишь до общего всем восстания; посмотри на распространение христианства в твоем народе, посмотри на сына твоего, украшающего стол земли твоей, и на семью его!" - таким торжествующим возгласом заканчивается слово Илариона. Кирилл, епископ Туровский (вторая половина ХII века), был проповедником того же типа, что и митр. Иларион. И его проповеди весьма красноречивы и рассчитаны не на простой народ, но на избранных слушателей. До нас дошло семь его поучений: 1) На Вербное Воскресение, 2) на Пасху, 3) на Фомину неделю, 4) на неделю Жен-Мироносиц, 5) на неделю о Расслабленном, б) на неделю о Слепом и 7) на Вознесение. В своих проповедях еп. Кирилл часто прибегает к противопоставлениям, иносказаниям, диалогической форме и к распространенному тогда у греческих ораторов символизму, для чего он пользовался как образами из Библии, так и из мира природы и из церковных обрядов; прибегал он и к притчам. Если простой народ мало понимал проповеди Кирилла, то люди книжные несомненно очень их ценили, о чем свидетельствуют множества дошедших до нас списков их. Его называли даже "вторым элатословесным витиею" и "вторым Златоустом." Некоторые ученые исследователи называют проповеди Кирилла "стихотворениями в прозе на религиозные мотивы" - настолько они высокохудожественны и поэтичны. Кроме проповедей от еп. Кирилла дошли до нас 27 составленных им молитв. По содержанию своему они суть горячие моления тяжкого грешника, сознающего свою крайнюю греховность и взывающего к Богу о непредании врагу, об избавлении от геенны и о сподоблении рая (Голубинский). Они по справедливости должны быть поставлены наряду с лучшими молитвами греческих авторов. Кириллу принадлежат также несколько покаянных канонов. 4) Серапион, епископ Владимирскнй (живший вХIII столетии), - выразитель народной печали в первую эпоху злых времен татарщины. В первых двух своих поучениях, дошедших до нас, он с глубоким сокрушением обличает свою паству во грехах, за которые Господь и послал в наказание страшное нашествие татар. Особой красоты и силы эта же мысль достигает в его третьем поучении. "Господь навел на нас народ немилостливый, - говорит он здесь, - народ лютый, народ, не щадящий ни юной красоты, ни немощи смарцев, ни младости детей, ибо мы подвигли на себя ярость Бога нашего... Разрушены Божии церкви, осквернены священные сосуды, попрана святыня, святители сделались добычей меча; тела преподобных иноков брошены в пищу птицам; кровь отцев и братьев наших, как вода многа напоилаземлю... Ибо свели мы на себя гнев Господа..." Четвертое поучение направлено против суеверия народа, верившего в силу колдовства. В 5-м поучении обличается суеверие, не позволявшее хоронить людей, умерших не своей смертью. Простой и понятный язык этих поучений отличается вместе с тем и искренним пафосом. Св. Петр, митрополит Киевский и всея Руси (1308-1326 гг.). Родился на Волыни от блвгочестивых родителей и 20 лет поступил в монастырь. Основал затем собственную обитель на реке Рати и так прославился благочестием, что на него нал выбор для замещения кафедры митрополита всея Руси. Он первый перешел в Москву, где князем был тогда Иоанн Калита, завещал устроить здесь храм в честь Богоматери (впоследствии знаменитый Успенский собор) и предрек великое будущее Москве. От него дошли до нас наставления духовенству и мирским людям о посте и воздержании, о необходимости молиться и каяться; духовенству св. Петр внушает не заниматься торговлей и не отдавать денег в рост. Эти поучения отличаются сухим, прозаическим содержанием в соответствии со всем духом тогдашней северорусской жизни, суровой и чуждой поэзии, коей отличалась Русь Киевская до нашествия татар. Св. Алексий, митрополит Московский и всея Руси (1354-1378 гг.). В мире называвшийся Елевферием, он был сыном черниговского боярина Феодора Бяконта, родился в Москве и, удостоившись на 13 году жизни особенного признания Божия, рано принял иночество в московском Богоявленском монастыре с именем Алексия, где и подвизался целых 20 лет, сделавшись известным князю и митрополиту своею мудростью и духовными подвигами. Так как он изучил хорошо греческий язык, то митр. Феогност, родом грек, сделал его своим помощником ло управлению митрололией. Незадолго до кончииы митроп. Феогноста св. Алексий сделан был Владимирским епископом, а по его кончине был возведен на кафедру митрополита. Заботясь о благе Церкви и отечества, он трижды путешествовал в Золотую Орду, причем совершил великое чудо исцеления лишившейся зрения жены хана Тайдульи. Был другом преп. Сергия, Игумена Радонежского, и часто пользовался его духовной помощью и содействием, надеясь видеть его своим преемником, но тот решительно отказался от этой высокой чести. До нас дошли простые и безыскусственные (подобно поучениям митр. Петра) наставления св. Алексия о любви и страхе Божием, о правосудии, о необходимости покоряться властям, об усердии в молитве, о причащении Св. Христовых Таин. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|