Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проповеди его направлены против заблуждений и недостатков современного общества, проникнуты теплым чувством, отличаются образностью изложения.





22) Филарет, митрополит Московский (Василий Дроздов) родился в 1782 г. в Коломне в семье диакона. Окончил Троицкую семинарию блистательно и стал в ней учителем еврейского и греческого языков. Для переводов с греческого языка избрал творения св. Григория Богослова, что способствовало образованию из него глубокого догматиста и усвоению как духа, так и самого образа выражения мыслей этого великого отца Церкви. С 1800 г. становится известным как проповедник, в 1808 г. принимает иночество и назначается наставником новооткрытой С.-Петербургской Академии, в 1811 г. возводится в архимандрита и назначается ее ректором. В 1817 г. был посвящен во епископа Ревельского. Через два года получил самостоятельную кафедру Тверскую, звание архиепископаи члена Синода, потом Ярославскую, а в 1821 г. назначенна Московскую кафедру и перед коронацией имп. Николая I возведен в сан митрополита. Скончался в 1867 году.

Митрополит Филарет являет собою величественный образ иерарха-мудреца, окруженного ореолом высшей нравственной чистоты, духовной силы и недосягаемого для обыкновенных людей авторитета. Это был подвижник благочестия, гениальный деятель, исполин мысли и слова, великая общественная и нравственная сила. Он был истинным аскетом, не желал ничего личного, весь жил для Бога и для Церкви. Все его время делилось между молитвой частной и общественной и трудами административными и пастырскими. В течение полувека архипастыри Русской Церкви, можно сказать, жили его пастырской мудростью, учились у него, старались подражать ему. Памятником его мудрости служат его мнения и резолюции, собранные архиепископом Саввою Тверским в 5 огромных томах: в них можно найти руководство почти на всякий случай в епархиальной практике. Необыкновенно плодовита его научная и литературная деятельность. Насчитывают не менее 500 заглавий его сочинений, не считая изданных уже больших томов его писем. В этих письмах сколько серьезной деловитости, столько же художественного блеска и изящного утонченного остроумия. Одни эти письма, по словам ПреосвященногоНиканора, " выдвигают Филарета на недосягаемую высоту величайшего мыслителя, мудреца и истинного учителя вселенной." Все печатные произведения его принадлежат к разряду тех, которые принято называть классическими. Нет ни одной области богословского знания, в которой он не сделал бы ценных вкладов.

Особенно ярки, разнообразны и жизненны проповеди митр. Филарета. Из них составлены полные системы догматики и нравственного богословия и отчасти церковного права, особенность которых - отпечаток гениальной самобытности и оригинальности как в постановке богословских вопросов, так и в их решении. По построению его проповеди представляют собою верх совершенства, и история проповедничества не знает про поведей, равных проповедям митр. Филарета. Удачный выбор текстов, замечательное умение отметить существенные черты в содержании текста, точность и ясность в составлении определений, строгое единство, стройность и полнота в целом плане проповеди - вот отличительные черты их. Проповеди его рассудочны, но благодаря глубине их содержания, теплоте и серденмости в высшей степени убедительны. Речь митр. Филарета отличается важностью, силою и точностью. Соединение элементов языков церковно-славянского и русского представляет собою художественную меру.

Иннокентнй, архиепископ Херсонский (Иван Борисов), родился в 1800 г. в семье священника г. Севска Орловской губернии. Окончил Воронежское духовное Училище, Орловскую семинарию и Киевскую духовную Академию. Окончил курс со степенью магистра и был назначен профессором и инспектором С.-Петербургской семинарии, а затем ректором Александро-НевскогоУчилища. В 1823 г. принял иночество, через год назначен бакалавром богословских наук, а затем инспектором С.-Петербургской Академии. В 1830 г. переведен ректором в Киевскую Духовную Академию. Десять лет его ректорства (1830-1840) считаются лучшим периодом в истории этой Академии. В 1836 г. Иннокентий был посвящен во епископа Чигиринского, в 1841 г. назначен епархиальным архиереем в Вологду, потом переведен в Харьков, а под конец жизни был архиепископом Херсонским и Таврическим. Во время Севастопольской обороны проявил себя пламенным патриотом и великим пастырем Церкви. Не довольствуясь произнесением проповедей в Одессе в минуты самой бомбардировки города, он отправился на самое место побоища и совершал богослужения в лагерной церкви во время пушечной пальбы, укрепляя своим словом защитников Севастополя. Скончался в 1857 году.

После Филарета Иннокентий - самый замечательный иерарх Русской Церкви. Как епархиальный архиерей он был ревностным начальником и прекрасным администратором. Заботился о благоговейном и торжественном отправлении богослужений, о возвышении духовенства в умственном и нравственном отношениях, возобновлял древние и устраивал новые монастыри, составлял новые акафисты, проникнутые истинным молитвенным чувством и глубокие по смыслу и содержанию. Особенно велик он как проповедник. От него осталось более 500 проповедей. Из сборников особенно известны: "Первая седмица Великого Поста," "Страстная седмица," "Светлая седмица," "Слова и беседы на праздники Господские и дни воскресные" и проч.

Полное собрание сочинений архиепископа Иннокентия выпущено в б томах. По характеру проповеди его совершенно противоположны проповедям митрополита Филарета. Тогда как последний преимущественно действовал на разум, Иннокентий старался затронуть чувство. Поэтому во многих проповедях его нет строго аналитического развития мыслей - слова его просты и отличаются тоном живой беседы. Сила его не в логике, а в обаянии живой религиозной правды, непосредственио действующей на душу. Он не философ, а художник. Его проповеди - это ряд картин, которые увлекают воображение слушателя.

24) Яков Козьмич Амфитеатров родился в Орловской губернии в 1802 г. Окончил Орловскую духовную Семинарию и Киевскую Академию. Как преподаватель церковной словесности в академии много сделал для развития этой науки, оставив сочинение: "Чтения о церковной словесности," которое раскрывает дух церковной проповеди, как он открывается в Библии и у великих отцов Церкви. Для успеха проповеди он требует от проповедника аскетического благоговейного настроения, проникновения предметом проповеди и своим священным признанием. Умер в 1840 году.

После него осталось 17 бесед об отношении Церкви к христианам, где проводится та мысль, что Церковь есть мать наша. Беседы написаны с одушевлением и искренностью, речь метка и проста, отличается церковно-библейским духом.

Филарет, архиепископ Черниговский (Димитрий Гумилевский), родился в 1805 г. в Тамбовской губернии, окончил Московскую духовную Академию, где на 2 курсе принял монашество, был потом профессором, инспектором и ректором ее. В 1841 г. рукоположен во епископа Рижского и много потерпел от лютеран, трудясь на пользу Православия. В 1848 г. переведен в Харьков, а в 1859 г. в Чернигов. Умер в 1866 г., пожертвовав собой ради паствы во время эпидемии холеры.

Архиепископ Филарет известен как знаменитый ученый - богослов-догматик, историк и археолог. Капитальнейшие из его многочисленных сочинений: "Православное догматическое богословие" (2 части), "Историческое учение об Отцах Церкви" (3 части), "История Русской Церкви," "Обзор русской духовной литературы."

Видное место занимает он и как проповедник. Небольшие проповеди его производят сильное впечатлениетем, что обращены к сердцу и чувству слушателей. Основная мысль их - величие любви Божией к человеку и спасительная сила страданий Сына Божия. Эта мысль была источником тех обильных слез, которые Филарет проливал каждый раз за Литургией, начиная от Херувимской и до причащения. Проповеди собраны в сборниках: "Слова и беседы," "Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа."

26) Евсевий, архиепископ Могилевский (1800-1883), в миру Евфимий Орлинский, окончил Московскую духовную Академию; приняв монашество, был ее ректором, потом ректором Петербургской Академии, потом епископом Самарским, архиепископом Иркутским и Могилевским. Из проповеднических трудов его особенно известны "Беседы на воскресные евангельские и апостольские чтения."

Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин родился в 1807 г. в Путятине Рязанской губернии, где отец его был священником. Окончил Рязанскую семинарию и Московскую Академию со степенью магистра. Назначен преподавателем словесности в Ярославскую семинарию, где принял сан священника. В 1845 г. перемещен в Рыбнинский собор протоиереем.

После него осталось более 300 кратких поучений. Они выдержали 25 изданий. Проповеди эти весьма кратки, а язык самый простой, разговорный. Это как бы уроки и наставления отца к детям, согретые теплым чувством и прямо приспособленные к положению слушателей, чем они особенно нравились.

Иоанн, епископ Смоленский (Владимир Соколов), родился в 1818 году, окончил Московскую Академию, принял монашество, был профессором С.-Петербургской Академии, викарием Петербургской епархии искончался в 1869 г. в сане епископа Смоленского.

После него остались проповеди публицистического характера, в которых он обличает заблуждения современного общества, а также беседы, обращенные кпростому народу, представляющие собою искренние наставления отца-христианина своим детям, простые и безыскусственные, полные искренней любви, а потому весьма трогательные. Изданы в виде сборника: "Беседы, поучения и речи."

Макарий, митрополит Московский (Михаил Булгаков), родился в 1816 году. Знаменитый русский богослов и церковный историк, он окончил Курскую семинарию и Киевскую Академию, на последнем курсе которой принял монашество и был назначен профессором русской церковной и гражданской истории. В 1842 г. был перемещен в С.-Петербургскую Академию и был ее инспектором и ректором; в 1857 г. назначен епископом в Тамбов, потом в Харьков, затем в Литву, а в 1879 г. возведен в Московского митрополита. Скончался в 1882 году.

Кроме многочисленных и монументальньтх сочинений по догматическому и основному богословию, истории Русской Церкви и русского раскола оставил около 200 проповедей. По содержанию проповеди эти можно разделить на два разряда: в первых по времени преобладает теоретическое направление с изложением отвлеченных истин веры и нравственности, с 50-х годов проповеди его получают жизненное содержание. Макарий строго различает евангельские заповеди, обязательные для каждого христианина, от евангельскнх советов, доступных и обязательных для ищущих высшего совершенства. Изложение живое и прекрасно обработанное.

Протоиерей Алексий Белоцветов родился в 1803 г. во Владимирской губернии. Окончил местную семинарию, был сельским учителем и вел противораскольнические беседы. В 1863 году стал священником, ревностно проповедовал и в 1876 году скончался. Поучения его, краткие по объему, отличаются жизненностью, теплотой чувства, живостью изложения - вышли отдельным сборником.

Протоиерей Василий Иоаннович Нордов родился в 1797 году в Великом Устюге. Отец его был бедным сельским причетником и не мог дать сыну должной подготовки. Первым образовательным учреждением для Нордова был приходской храм с его богослужебными книгами. Здесь он прекрасно изучил богослужение и подготовил себя так, что был принят в Духовное Училище, окончил Вологодскую Духовную семинарию и Московскую Духовную Академию. Проходил должности учителя и смотрителя духовных училищ. С 1841 по1883 год, до самой смерти, был настоятелем Вологодского кафедрального собора, трудясь неутомимо на поприще проповедания Слова Божия.

Многочисленные проповеди его изданы в двух томах под заглавием: "Сеятель благочестия." В первом томе - беседы на Литургию, катихизические истины, священно-исторические события, слова на воскресные и праздничные дни. Во втором томе - проповеди на разные темы под заглавием: "Церковно-проповедническое трехлетие." Все проповеди Нордова очень содержательны и удовлетворяют запросам всех классов общества, начиная с простого и кончая образованным.

Димитрий, архиепископ Херсонский (Климент Муретов), родился в 1806 г. в Рязанской губернии, учился в Рязанской семинарии и Киевской Академии, где принял монашество. Был профессором, инспектором и ректором Академии, в 1851 г. был рукоположен во епископа Тульского, потом был архиепископом в Одессе, Ярославле, на Волыни и снова в Одессе; скончался в1883 году.

Он был талантливым и усердным проповедником. Полное собрание его проповедей издано в 5 томах. Направление их нравственно-практическое. Отличаются церковно-библейским духом, сердечной теплотой, силой христианского убеждения; в них чувствуется такой дух помазания, что они напоминают собой святоотеческие проповеди. Они безыскусственны, ясны и просты.

Епископ Феофан, Вышенский Затворник (Георгий Говоров), родился в 1815 г. в семье священника Орловской епархии. Окончил Орловскую семинарию и Киевскую Академию, где и принял монашество. Был смотрителем Киевских духовных Училищ, затем инспектором Новгородской семинарии, профессором С.Петербургской Академии, членом духовной Миссии в Иерусалиме, профессором Петербургской Академии в сане архимандрита, ректором Олонецкой семинарии, настоятелем посольской церкви в Константинополе и, наконец, ректором С.-Петербургской Академии. В 1859 г. был рукоположен во епископа Тамбовского, затем перемещен во Владимир. Почти всякое служение свое сопровождал поучением. Слово его, отличавшееся простотой, шедшее от сердца и дышавшее глубоким убеждением, привлекало много слушателей, особенно из простого народа. В 1866 г. испросил себе увольнение на покой в Вышенскую пустынь, в которой с 1872 г. ушел в полный затвор, не выходя из келлии и не принимая к себе никого. Все время проводил в молитве, писании писем и богословских трудов, работал на токарном станке, занимался живописью. Почил 6 января 1894 года.

Имя его как великого духовном наставника, глубокомысленного богослова и подвижника чтится всей верующей Россией, Его письменные труды представляют собой ценнейший вклад в нашу богословскую науку и аскетическую литературу. Одни его труды переводные, другие - самостоятельные. Из переводных особенно замечательно "Добротолюбие" в 5 томах. Самостоятельные представляют собою труды по Истолкованию Свящ. Писания, каковы: "Толкования на послания св. Апостола Павла" и "Евангельская история о Боге Сыне," по аскетике, каковы: "Начертание христианского нравоучения," "Путь ко спасению," "Письма о духовной жизни," "Что есть духовная жизнь?" "Мысли на каждый день года" к др. Третий вид его твореннй - сборники его поучений. Они проникнуты духом истинного христианского аскетизма и отличаются простотой и безыскусственностью.

Павел, архиепископ Казанский (П. Лебедев), был епископом в Кишиневе, потом экзархом Грузии с 1882 по 1887 год, умер в 1892 году. Имел выдающнйся ораторский талант. После него осталось много проповедей.

Никанор, архиепископ Херсонский (Александр Бровкович), родился в 1827 г. в Могилевской губернии, окончил С.-Петербургскую Академию и там принял монашество. Был последовательно ректором нескольких духовных семинарий и Казанской духовной Академии.

В 1866 г.удостоен степени доктора богословия, которой у нас удостаивались весьма немногие даже из числа ученейших наших иерархов. В 1871 году возведен в сан епискола Аксайского, затем был еписколом Уфимскими архиепископом Херсонским, Умер в 1890 году.

Принадлежит к числу выдающихся проповедников. Полное собрание его проповедей вышло в 5 томах. Любимая форма его - "поучение." По объему и форме они напоминают святоотеческие проповеди: они больших размеров и чужды рамок, в каких являются проповеди, написанные по правилам теории гомилетики: они просты и безыскусственны. В них раскрывается учение о вере, о нравственности, истолковывается богослужение, учение историческое, учение о пастырском служении. Все проповеди назначены для интеллигентных слушателей, а потому носят характер апологетическо-обличительный или публицистический: в них обличаются заблуждения современного общества. Основная идея их - безусловная важность религии в форме нашей древнеотеческой православной веры.

Леонтий, митрополит Московский (Иван Лебединский), родился в 1822 г. в Воронежской губернии, окончил С.-Петербургскую Духовную Академию. Пройдя духовно-педагогический стаж, в 1860 г. был посвящен во епископа Ладожского, потом назначен в Подолию, переведен в Одессу и Варшаву. В 1891 г. назначен митрополитом Московским. Скончался в 1893 году.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.