Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Те, кто, обладая непоколебимой верой идут вечным путем преданного служения и считают Меня высшей целью, дороги Мне более всех других.





КОММЕНТАРИЙ: В данной главе начиная со второго стиха (майй авешйа мано йе мам, "сосредоточив на Мне свой ум") и до конца (йе ту дхармамртам идам, "эта вечная религиозная деятельность"), Верховный Господь рассказал о формах трансцендентного служения, занимаясь которым, живое существо может прийти к Нему. Все виды преданного служения очень дороги Господу, и всех, кто так или иначе служит Ему, Он считает Своими преданными. Отвечая на вопрос Арджуны о том, что лучше, стремиться к осознанию безличного Брахмана или служить непосредственно Верховной Личности, Господь сказал ясно, что преданное служение Личности Бога, безусловно, является лучшим из всех методов духовного самоосознания. Иначе говоря, в этой главе было установлено, что, вступая в общение с преданными /общаясь/, человек развивает в себе привязанность к чистому преданному служению и обращается к истинному духовному учителю. Выполняя указания гуру, он начинает слушать и повторять святые имена и следовать регулирующим принципам. Развив в себе веру, привязанность и преданность к Господу, он с течением времени поднимается на уровень трансцендентного преданного служения. В этой главе Господь призывает каждого встать на этот путь, поэтому преданное служение несомненно является единственным абсолютным методом духовного самоосознания, дающим живому существу возможность достичь Верховной Личности Бога. Безличной концепцией Абсолютной Истины можно руководствоваться до тех пор, пока человек не встал на путь духовного самоосознания. Иными словами, пока человек не вступил в общение с чистым преданным Господа, безличная концепция Абсолютной Истины может принести ему /некоторое/ благо. Стремясь к познанию безличного аспекта Абсолютной Истины, человек отказывается от результатов своего труда, занимается медитацией и проводит философские изыскания, чтобы отделить материю от духа. Все это необходимо ему до тех пор, пока он не вступил в общение с чистым преданным Господа. Если же человеку посчастливится и у него сразу появится желание обрести сознание Кришны и подняться на уровень чистого преданного служения, ему не придется проходить весь многоступенчатый процесс духовного самоосознания. Преданное служение, как явствует из шести серединных глав "Бхагавад-гиты", гораздо более соответствует природе живого существа. Преданному не нужно беспокоится о средствах к существованию. Милостью Господа к нему само собой приходит все необходимое.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к двенадцатой главе "Шримад-Бхагавад-гиты", которая называется "Преданное служение".

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
Природа, наслаждающийся и сознание

1-2
арджуна увача
пракртим пурушам чаивакшетрам кшетра-джнам эва ча этад ведитум
иччхамиджнанам джнейам ча кешава

шри-бхагаван увача
идам шарирам каунтейакшетрам итй абхидхийате этад йо ветти там
прахухкшетра-джна ити тад-видах

арджунах увача-Арджуна сказал; пракртим-природе; пурушам-наслаждающемся; ча-также; эва-непременно; кшетрам-поле; кшетра-джнам-знающем поле; эва-непременно; ча-также; этат-все это; ведитум-понять; иччхами-я желаю; джнанам-знание; джнейам-объект знания; ча-также; кешава-о Кришна; шри-бхагаван увача-Господь, Верховная Личность Бога сказал; идам-это; шарирам-тело; каунтейа-о сын Кунти; кшетрам-полем; ити-таким образом; абхидхийате-называют; этат-это; йах-того, кто; ветти-знает; там-его; прахух-называют; кшетра-джнах-знающим поле; ити-так; тат-видах-те, кто знают это.

Арджуна сказал: Дорогой Кришна, прошу, расскажи мне о пракрити [природе], пуруше [наслаждающемся], о поле и знающем поле, а также о том, что является знанием и объектом знания.
Это тело, о сын Кунти-ответил Господь -называют полем, а того, кто знает тело, - знающим поле.

КОММЕНТАРИЙ: Арджуна попросил Кришну рассказать ему о пракрити (природе), пуруше (наслаждающемся), о кшетре (поле) и кшетра-гья (знающем поле), о том, что такое знание и объект знания. В ответ Кришна сказал, что материальное тело называют полем, а того, кто знает тело-знающим поле. Для обусловленной души тело является полем деятельности. Запутавшись в сетях материальной жизни, обусловленная душа пытается господствовать над материальной природой, наслаждаясь ею, и в зависимости от своей способности наслаждаться, получает определенное поле деятельности. Таким полем является для нее материальное тело. Но что такое тело? Тело состоит из чувств. Обусловленная душа хочет удовлетворять свои чувства и в зависимости от способности наслаждаться получает соответствующее тело, которое становится для нее полем деятельности. Вот почему тело называют кшетрой, или полем деятельности обусловленной души. Живое существо, которое отождествляет себя с телом, именуют кшетра-гья, знающим поле. Понять разницу между полем (телом) и знающим поле (знающим тело) совсем не трудно. Каждый знает, что с тех пор как он был ребенком с его телом произошло множество изменений, однако сам он как личность остался прежним. Таким образом налицо разница между знающим поле деятельности и самим полем. Учитывая это, обусловленное живое существо может понять, что оно отлично от материального тела. В начале "Бхагавад-гиты" уже говорилось, что живое существо-дехино 'смин-заключено в тело, которое, изменяясь, превращается из тела ребенка в тело юноши, взрослого человека, а затем старика, и владелец тела, являющийся личностью, знает о происходящих с телом изменениях. Поэтому его называют кшетра-гья. Иногда мы говорим: "Я счастлив" или думаем: "Я мужчина", "Я женщина", "Я кошка", "Я собака" /или считаем себя мужчиной…/. Так знающий тело отождествляет себя с самим телом, тогда как в действительности отличен от него. Пользуясь различными вещами-одеждой и т.д., мы тем не менее отделяем себя от них. Немного поразмыслив, мы сможем также увидеть разницу между собой и материальным телом. Я, вы, а также любой другой, кто владеет телом, является кшетра-гья, знающим поле деятельности, а само тело это кшетра, то есть поле деятельности.

В первых шести главах "Бхагавад-гиты" рассказывалось /шла речь/ о знающем тело, то есть о живом существе, и о том, как оно может постичь Верховную Личность Бога. Последующие шесть глав посвящены Верховному Господу и взаимоотношениям индивидуальной души и Сверхдуши в процессе преданного служения. В этих главах окончательно определено главенствующее положение Верховной Личности Бога и подчиненное положение индивидуальной души. Живые существа всегда, при любых обстоятельствах остаются подчиненными, но забывая об этом, обрекают себя на страдания. Накопив достаточный запас благочестивых действий, он обращаются к Верховному Господу, когда попадают в беду, нуждаются в деньгах, стремятся удовлетворить свое любопытство или ищут знания. Обо всем этом уже шла речь в предыдущих главах. Из последующих глав, начиная с тринадцатой, мы узнаем о том, как живое существо попадает в материальных мир и как Верховный Господь помогает ему освободиться от материального плена посредством /в процессе/ кармической деятельности, философских изысканий или преданного служения. Хотя живое существо имеет принципиально иную нежели материальное тело природу, оно так или иначе входит в соприкосновение /становится связанным/ с ним, о чем также будет рассказано в последующих главах "Бхагавад-гиты".

3
кшетра-джнам чапи мам виддхисарва-кшетрешу бхарата
кшетра-кшетраджнайор джнанамйат тадж джнанам матам мама

кшетра-джнам-тот, кто знает поле; ча-также; апи-непременно; мам-Меня; виддхи-известны; сарва-во всех; кшетрешу-телах; бхарата-о сын Бхараты; кшетра-поле деятельности (тело); кшетра-джнайох-знающий поле; джнанам-знание о; йат-тот, который; тат-таково; джнанам-знание; матам-мнение; мама-Мое.

Узнай же, о потомок Бхараты, что находясь в каждом из тел, Я также знаю их, и что, постигнув природу материального тела, равно как и природу его владельца, человек обретает истинное знание. Таково Мое мнение.

КОММЕНТАРИЙ: Приступая к изучению тела и знающего тела, души и Сверхдуши, мы обнаружим три объекта исследования: Господь, живое существо и материальная природа. В каждом поле деятельности, иными словами в каждом теле, обитают две души-индивидуальная душа и Сверхдуша. Поскольку Сверхдуша является полной экспансией Верховной Личности Бога, Кришны, Сам Кришна говорит: "Я также обладаю знанием, но Мое знание не ограничено рамками одного тела, но охватывает все тела. В каждом из них Я пребываю как Параматма, или Сверхдуша".

Тот, кто постиг природу поля деятельности и знающего поле так, как они описаны в "Бхагавад-гите", обретает истинное знание.

Господь говорит: "Мне известно поле деятельности в каждом из индивидуальных тел". Индивидуальное живое существо может знать собственное тело, но его знание не распространяется на остальные тела. Между тем Верховная Личность Бога, пребывая в каждом теле как Сверхдуша, знает их все. Господу известны все тела во всем многообразии из видов и форм. Так царский подданный может знать все о своем клочке земли, тогда как царю известно о том, что происходит не только у него во дворце, но и на земле каждого из его подданных. Аналогичным образом живое существо владеет только одним телом, а Верховному Господу принадлежат все тела. Царь-главный собственник земли в государстве, а его подданный-второстепенный. Так и Верховный Господь является главным собственником всех материальных тел.

Материальное тело состоит из чувств, а Верховного Господа называют Хришикешей, повелителем чувств. Он -подлинный хозяин чувств, так же как царь-истинный хозяин в государстве, а власть его подданных всегда вторична. "Я также знаю"-говорит Господь. Это значит, что Ему известны все тела, тогда как знание индивидуальной души ограничено пределами одного тела. В Ведах сказано:

кшетрани хи шарирани
биджам чапи шубхашубхе
тани ветти са йогатма
татах кшетра-джна учйате

Материальное тело называют кшетрой, и внутри тела находятся его владелец и Верховный Господь, который знает как само тело, так и его владельца. Поэтому говорится, что Господь знает все поля деятельности. Разница между полем деятельности, знающим это поле и тем, кто знает все поля деятельности, заключается в следующем. В Ведах полное знание о природе тела, о природе индивидуальной души и природе Сверхдуши определено термином гьяна. Так утверждает Шри Кришна. Тот, кто постиг природу души и Сверхдуши, а также разницу между ними, обладает истинным знанием. Знание же того, кому ничего не известно о поле деятельности и знающем поле, весьма далеко от совершенства. Необходимо понять положение пракрити (природы), пуруши (того, кто наслаждается природой) и ишвары (того, кто, обладая знанием, повеливает или руководит деятельностью природы и индивидуальной души). Мы должны четко разграничивать их /эти три начала/, в зависимости от выполняемых ими функций, как различаем художника, холст и мольберт. Материальный мир, который является полем деятельности, - это природа, которой пытается наслаждаться живое существо, а над ними /обоими/ стоит Верховный повелитель, Личность Бога. В Ведах ("Шветашватара Упанишад" 1.12) говорится: бхокта бхогйам преритарам ча матва / сарвам проктам три-видхам брахмам этат. Есть три концепции Брахмана пракрити-это Брахман как поле деятельности, джива (индивидуальная душа) также является Брахманом и пытается господствовать над материальной природой, а тот, кто надзирает за ними-это тоже Брахман, и только Его можно назвать истинным повелителем.

Из этой главы мы узнаем также о том, что из двух знающих поле один несовершенен, а другой непогрешим. Один-глава, а другой подчиненный. Тот кто считает двух знающих поле тождественными друг другу, противоречит Верховному Господу, который в данном стихе говорит ясно: "Я также знаю поле деятельности". Тот, кто называет веревку змеей, не знает о чем говорит. Есть разные виды тел, у которых разные владельцы. Поскольку каждая душа обладает индивидуальной способностью наслаждаться материальной природой, существует огромное многообразие материальных тел, в каждом из которых пребывает Верховный Господь, руководящий действиями живого существа. Заслуживает внимания употребленное здесь слово ча, которое, как считает Шрила Баладев Видйабхушана, указывает на всю совокупность материальных тел. Кришна это Сверхдуша, которая находится в каждом материальном теле вместе с индивидуальной душой. Здесь Он /Господь/ говорит однозначно, что Сверхдуша властвует и над полем деятельности, и над ограниченным в своих возможностях живым существом, которое пытается наслаждаться этим полем.

4
тат кшетрам йач ча йадрк чайад-викари йаташ ча йат
са ча йо йат-прабхаваш чатат самасена ме шрну

тат-это; кшетрам-поле деятельности; йат-которое; ча-также; йадрк-как оно есть; ча-также; йат-обладая которым; викари-изменения; йатах-из которого; ча-также; йат-которое; сах-он; ча-также; йах-кто; йат-обладая которым; прабхавах-влияние; ча-также; тат-это; самасена-вкратце; ме-от Меня; шрну-узнай.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.