Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Свойства и закономерности восприятия. Константность восприятия.





 

Важным условием успешного восприятия объектов действительности является его избирательность. Избирательность предмета восприятия обусловливается потребностями и интересами человека, необходимостью в знаниях, профессиональной направленностью и т.д.

 

Основные свойства восприятия - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Предметность восприятия проявляется в соотношении сведений об объектах с самими объектами как носителями определенной информации. Такая объективации получаемых впечатлений в конкретных объектах реального мира обеспечивает ориентирующих и регулировочные функции в практической деятельности человека. Предметность восприятие является приобретенной способностью, которая формируется в процессе активного взаимодействия субъекта с объективным миром и базируется на определенной системе действий, приводит к пониманию предметности мира.

 

Предметы и явления воспринимаются как единое целое, в котором его отдельные компоненты предстают в единстве. Отсутствие в предмете какого-либо одного его стороны или детали не мешает целостном восприятия. Предмет как целое, отношение к нему как целого, что образовалось в процессе приобретения опыта, определяет его структуру. Лишь в процессе анализа предмет расчленяется на составляющие, выделяются те или иные его характеристики.

 

Целостно воспринято не всегда осмысляется как предмет, имеющий определенную структуру. Осмысление воспринято зависит от опыта и знаний личности. Поэтому одни и те же предметы людьми разного уровня культурного развития, детьми и взрослыми воспринимаются и осмысливаются по-разному. По мере осмысления воспринято выделяют синкретичное восприятия, характерными признаками которого являются нечленораздельность, злость воспринимаемого. Оно наблюдается у детей, в малоопытными людей. Синкретизм вызывает неадекватность восприятия. При таком восприятия предмет в сознании не появляется в специфических, присущих ему особенностях и может рассматриваться как другой предмет, который чем-то напоминает воспринимаемое. Некоторые психологи объясняют синкретизм восприятия детей и малокультурных взрослых их биологическим недоразвитием. Такое объяснение синкретизму безосновательное. Синкретизм зависит в основном от опыта, знаний личности, приобретаемые в единстве с развитием, созреванием организма.



Константность восприятия заключается в том, что форма, размер, цвет предметов воспринимаются более или менее стереотипно, независимо от условий, при которых предмет воспринимается. Цвет каменного угля воспринимается как черный, хотя на солнце он кажется желтоватым; цилиндр воспринимаем как круглый, хотя в некоторых положениях его форма напоминает эллипс. Основополагающими относительно константные восприятия являются динамические стереотипы, т.е. образованы временные нервные связи под влиянием многократного восприятие предмета в определенной системе, последовательности, структуре.

 

В восприятие предметов и явлений важную роль играют предшествующий опыт, предварительные представления личности. В зависимости от полноты их содержания, направленности, организованности воспринимаемое отражается в сознании более или менее адекватно. Содержание предыдущего опыта, родство его с воспринимаемым объектом, интерес к нему является той предпосылкой эффективности и адекватности восприятия, которую называют апперцепциею. Во многих случаях человек в предметах видит то, что она хочет в них увидеть зависимости от личностной установки на восприятие.

 

Восприятие определяется как объективными, так и субъективными условиями. Среди объективных условий, обеспечивающих адекватность восприятия необходимо учитывать яркость, звучность, динамичность предмета, т.е. силу раздражителей, и физические условия восприятия освещенность предмета, расстояние от человека, что воспринимает, строение самого предмета - структуру, где четко проявляются его компоненты, контрастность фона и фигуры.

 

Замаскированные предметы, различные виды камуфляже, которые приводят к частичному или полному слиянию предмета с фоном, воспринимаются нечетко, неадекватно. Среди субъективных условий восприятия особенно важны внимательность и наблюдательность.

 

Восприятие может нарушаться в результате органических повреждений коры больших полушарий головного мозга. Травмы головы, кровоизлияния вызывают сенсорную или моторную афазию (невосприимчивость языка, нарушение речи, утрату способности синтезировать, обобщать), неспособность, например, абстрагировать цвет от предмета и переносить его на другой предмет. Под влиянием глубоких переживаний, стремлений что-то увидеть, услышать возникают галлюцинации, то есть ощущение предметов, звуков, запахов, которых на самом деле нет, которые не действуют на наши органы чувств. Галлюцинации имеют внутреннее происхождение, без соответствующего внешнего раздражения. Во время галлюцинаций в коре больших полушарий головного мозга активизируются ранее образованные временные нервные связи под влиянием действия тех или иных предметов и явлений действительности.

 

Виды оптических искажений. Исследования перцептивной адаптации к инвертированному зрению.

 

Ниже мы рассмотрим ряд известных эмпирических исследований, которые связаны единством тематики: несмотря на различие конкретных задач они посвящены не изучению частных аспектов восприятия, а более глобальной проблеме — построению целостного образа предметного мира. Представленные ниже результаты объединены общим подходом, или парадигмой, построения эмпирического исследования: экспериментаторы создают необычные условия для зрительного восприятия. Исходя из известной двуплановости восприятия вводят явное несоответствие между чувственной тканью и предметным содержанием, т.е. с помощью искажения проксимального стимула нарушают привычную структуру перцептивного образа, а затем изучают, как изменилось предметное восприятие, оценивая эффекты перцептивной адаптации.

Искажение сетчаточных образов достигается с помощью использования специальных устройств-очков, снабженных линзами и призмами, изменяющими положение или ориентацию проксимального стимула. Используются следующие приемы.

1. Инверсия — переворачивание изображения по вертикали, т.е. меняется положение верха и низа.

2. Реверсия — переворачивание изображения по горизонтали, т.е. то, что расположено слева от наблюдателя, проецируется в правую сторону сетчатки.

3. Инверсия и реверсия одновременно.

4. Смещение проекции объекта в поле зрения на определенный угол.

5. Изменение знака диспаратности, вызывающее искажение восприятия глубины.

6. Смещение изображения во времени: нарушение сенсомоторной координации «глаз—рука» с помощью введения временнойзадержки между движением руки и видеоизображением на мониторе.









ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.