Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Интеллект и половые различия





 

 
Обследование детей разного возраста показало, что на ранних этапах развития, примерно до 7 лет, девочки в своем интеллектуальном развитии обычно опережа- ют мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые женщины и мужчины не отличаются по усредненным показателям

вития. В то же время имеются данные о том, что число мужчин на обоих концах кривой нормального распределения, построенной по результатам измерения IQ, заметно превосходит число женщин. Иначе говоря, среди мужчин больше как тех, кто имеет высокий интеллект, так и тех, показатель IQ которых приближается к умственной отсталости.

Результаты психометрических исследований также показывают, что у женщин более развит вербальный интеллект, а у мужчин зрительно-пространственный. Немало дискуссий было посвящено математическим способностям мужчин и женщин. Обычно результаты исследований указывают на то, что математические способности мужчин превосходят способности женщин. Однако к результатам подобных исследований нужно относиться с большой осторожностью. Скорее всего женщины не ориентированы на занятие математикой, поскольку с раннего возраста привыкают к мысли о том, что это не их сфера деятельности. Как показа- но в современных исследованиях, успешность в том или ином виде деятельности


212 Глава 4. Измерение интеллекта

 

обусловлена не только определенными способностями, но и соответствием (несо- ответствием) успешности половой роли. В случаях, когда обнаруживается несо- ответствие успешности в какой-либо деятельности социальным или групповым стереотипам женской половой роли (например, в случае занятия математикой), может актуализироваться так называемый мотив избегания успеха.



Очевидные физиологические различия между мужчинами и женщинами не- мало исследователей наталкивали на мысль о том, что имеются биологические основания различий в познавательной сфере. Так предполагалось существование генетического механизма наследования пространственных способностей (Staf- ford, 1961; и др.). Однако в последующих работах эти предположения не получили подтверждения. Различия в познавательной сфере также связывали с контроли- руемыми гормонами различиями в скорости созревания женщин и мужчин. Но и в этом случае отсутствуют экспериментальные доказательства. В последние годы достаточно активно ведутся работы, в которых различия в познавательной сфере связываются с функциональной специализацией мозговых полушарий. Согласно полученным результатам, отмечается более выраженная тенденция к латерализа- ции вербальных и пространственных способностей у мужчин и к билатеральному представительству обоих типов функций у женщин. В то же время все больше исследователей вполне справедливо приходят к выводу о том, что биологические интерпретации половых различий в познавательных способностях не могут объяс- нить всей сложности имеющихся данных.

В целом нужно признать, что пол не оказывает значимого влияния на уровень интеллекта, измеряемого с помощью распространенных стандартизованных те- стов интеллекта.

 

Интеллект и питание

 

Многие из авторов исследований 1980-1990-х гг. стремились изучить влияние на интеллектуальнее развитие детей особенностей их питания. К одним из наиболее известных относится исследование Шоенталера (Schoenthaler,1986), который изучал на протяжении нескольких лет изменения результатов выполнения Кали- форнийского теста достижений в зависимости от условий питания школьников Нью-Йорка. В ходе исследования из пищи детей постепенно устраняли синтети- ческие красители и вкусовые добавки, а также некоторые консерванты. В то же время из питания, также постепенно, исключали продукты, содержащие сахаро- зу. Результаты этого исследования представлены на графике (рис. 4.7).

В 1997 г. Айзенк и Шоенталер (Eysenck, Schoenthaler, 1997), обратившись к изучению влияния витаминов и минералов на коэффициент интеллекта, обобщи- ли результаты наиболее значительных исследований. Эти авторы отмечают, что в любом из известных исследований наблюдался прирост невербального интеллек- та при нормализации уровня витаминов и минералов в пище детей и подростков. Эмпирические данные по этим исследованиям представлены в табл. 4.9.

По результатам собственной работы (для определения IQ использовались про- грессивные матрицы Равена и некоторые другие невербальные тесты) Айзенк и Шоенталер приходят к следующим выводам.


4.8.Интеллектипитание

 

 

1. Неадекватные уровни минералов и витаминов в крови приводят к сниже-

 
нию детей ниже оптимального уровня.

2. Добавление в стандартную детскую диету витаминов и минералов может привести к значимому подъему невербального IQ.

3. Этот эффект подъема касается только текучего интеллекта (невербальные тесты) и не относится к кристаллизованному интеллекту (вербальные тесты).

4. Чем младше ребенок, тем больше наблюдаемый эффект. Меньший эффект наблюдается у подростков.

 
5. Подъем не наблюдается у детей с адекватным уровнем в крови минера- лов и витаминов.

6. Дефицит витаминов имеет большее значение, чем дефицит минералов, за исключением, возможно, магния и железа.

7. Примерно у 20 % американских детей, имеющих стандартную диету, при добавке витаминов и минералов происходит приращение IQ на 9 единиц.

8. Этот процент имеет тенденцию к повышению в условиях городского гетто и других групп детей, лишенных социальной опеки и т. п.

9. Средний показатель для всех обследованных детей относительно мал (3,5 IQ-единиц в среднем для всех исследований), потому что у большинства детей эффект приращения был незначителен или не наблюдался вообще.

10. Рассматриваемые эффекты, связанные с пищевыми микродобавками, про- являются на протяжении года и даже дольше.

 


1976-77

Диета

не изме- нялась


1977-78

Диета

не изме- нялась


1978-79

Диета

не изме- нялась


1979-80

Первое изме- нение диеты


1980-81

Второе изме- нение диеты


1981-82 1982-83

Нет допол- Третье нительного изме- изменения нение диеты диеты









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.