Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Национальный Институт бизнеса





Национальный Институт бизнеса

Факультет экономики, управления и права

 

Учебно-методический комплекс

 

Рабочая программа

учебной дисциплины

 

 

«КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

 

для студентов очной и очно-заочной форм обучения

по направлению 080200 «Менеджмент»,

(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

 

Авторы-составители

кандидат педагогических наук, доцент

Дивненко О.В.

 

Москва - 2016


Дивненко Ольга Владимировна. Корпоративная социальная ответственность.

Рабочая программа учебной дисциплины. Для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).

 

 

Рецензент: профессор кафедры управления, сервиса и туризма Института международных социально-гуманитарных связей, доктор экономических наук, кандидат социологических наук Н.В.Лясников

 

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры психологии и управления НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса»

 

 

Протокол № 10 от 4 июня 2013 г.

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи учебной дисциплины……………………………………………….
2. Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины………...
3. Объем учебной дисциплины и формы учебной работы……………..……………
4. Тематический план…………………………………..………………………………
5. Содержание учебной дисциплины……..…………………………………………..
6. Планы семинарских занятий………………………………………………………..
7. Методические указания студентам……..……………………………….………….
8. Словарь основных терминов………………………………………………………..
9.Фонд оценочных средств………………………………………………….…………
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….………………..
11. Перечень литературы………………………………………………………………

 



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» составлена в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Рабочая программа является основным документом, определяющим общее содержание курса.

Цель изучения учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»: формирование у студентов комплекса знаний в области управления социальной деятельностью организации во внутренней и внешней социальной среде, приобретение умений к их практическому применению в управлении социальными процессами, происходящими в организации в современных социально-экономических условиях; способствовать формированию общекультурных (ОК-2, ОК-5, ОК-7, ОК-13, ОК-20) и профессиональных (ПК-6, ПК-7, ПК-16) компетенций, позволяющих принимать эффективные управленческие решения в области делового общения.

Объект учебной дисциплины«Корпоративная социальная ответственность»- социальная политика организаций, направленных на формирование и развитие корпоративной ответственности.

Предмет учебной дисциплины«Корпоративная социальная ответственность» - механизмы, методы, технологии организаций по развитию корпоративной социальной ответственности.

Образовательные задачи учебной дисциплины:

· освоение понятийного аппарата управления корпоративной социальной ответственностью;

· изучение и освоение комплекса теоретических и методических знаний управления социальной деятельностью организации;

· приобретение практических навыков в области формирования корпоративной социальной политики, направленной на создание благоприятных условий труда, быта, досуга работников и повышение качества их трудовой жизни;

· обучение методам планирования социального развития организации.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Содержание и структура учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» должны способствовать формированию как общекультурных (ОК), так и профессиональных компетенций (ПК).

Выпускник по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными:

- знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);

профессиональными:

- способность различными способами разрешать конфликтные ситуации (ПК-6);

- способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

- способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:основные точки зрения, виды, категории, эволюцию, концепции и подходы к корпоративной социальной ответственности (далее - КСО); понятийный аппарат управления корпоративной социальной ответственностью; подходы к реализации внутренней и внешней социальной политики организации; концепцию управления КСО с позиции стейкхолдеров, типологии стейкхолдеров; инструменты регулирования КСО (международные организации, стандарты, рейтинги), роль государства в развитии и поддержании КСО в России; основные положения концепции социально-ориентированного управления внутренними стейкхолдерами; типологию основных внутренних стейкхолдеров; принципы корпоративного саморегулирования; основные направления и элементы социальной политики; основные положения, недостатки, структуру и формы представления кодексов этики и этических программ; элементы эффективной системы управления КСО; типы предприятий по специфике и масштабам КСО; характер связей между внешними стейкхолдерами, моральными целями и корпоративной социальной ответственностью; типы внешних стейкхолдеров; систему ценностей потребителя; экологические корпоративные обязательства, основные экологические проблемы, их причины и законы по защите окружающей среды; основные индикаторы результативности КСО; индексы и рейтинги КСО; систему оценки корпоративной социальной ответственности; этапы составления корпоративной социальной отчетности, документы, регулирующие отчетность, информационные потребности стейкхолдеров, преимущества составления социальной отчетности; основные понятия и принципы стратегии социально ответственного инвестирования; типы стратегий социально ответственного инвестирования; виды социальных и экологических инвестиционных индексов; основные перспективы развития КСО; направления совершенствования подходов к КСО в России и за рубежом; принципы взаимодействия с НКО и органами местной власти при реализации корпоративной социальной ответственности.

уметь:анализировать закономерности протекания социальных процессов, самостоятельно планировать социальное развитие организации; анализировать современные представления о КСО, его роль в современном российском бизнесе; сформулировать примеры успешных подходов к КСО, в том числе в практике российского бизнеса; дифференцировать национальные/региональные особенности КСО; анализировать основные субъекты регулирования КСО в России и характер их воздействия на организации различного уровня (международные, региональные, локальные); анализировать деятельность стейкхолдеров; оценивать риски, вызванные поведением стейкхолдеров; определять типологию внешних стейкхолдеров; критически оценивать пути взаимодействия компании с внешними стейкхолдерами и давать предложения по их совершенствованию; структурировать внутреннюю коммуникационную модель компании; находить подходы к разрешению конфликтов между внутренними стейкхолдерами; проводить интегральную оценку эффективности корпоративной социальной ответственности; анализировать корпоративные социальные отчетности российских и зарубежных организаций; анализировать и оценивать вложения в социально ответственные инвестиции; разрабатывать организационно-управленческий механизм социального инвестирования; изучать, проводить диагностику и разрабатывать меры по повышению уровня удовлетворенности трудом и качества трудовой жизни персонала.

владеть:методами анализа общемировых тенденций развития КСО, а также возможностей их применения к условиям российского бизнеса; методиками анализа подходов к регулированию КСО, а также степени их воздействия на российские организации; базовыми навыками управления КСО; методами разработки внутренних и внешних социальных программ, анализа и оценки уровня социального развития организации, методическими основами составления нефинансовой социальной отчетности организации; базовыми навыками разработки социальной политики, Кодекса этики и Социальной программы; методологией оценки влияния КСО на репутацию компании; базовыми навыками разработки корпоративной социальной отчетности; методами расчета социальных и экологических инвестиционных индексов.

Формы контроля.

Текущий контроль: выступления и решение задач на практических занятиях; участие в деловых играх, коллоквиумах, практических работах; письменные домашние задания; промежуточное и итоговое тестирование.

Промежуточная аттестация– дифференцированный зачет.

Проблемная лекция; лекция – беседа; лекция с разбором конкретных ситуаций; лекция – консультация; деловая игра «Брифинг»; семинар с элементами проблемности; семинар с использованием метода «мозгового штурма»; семинар – «круглый стол»; семинар – дискуссия; занятия с использованием методов «Портфолио»; «Нооген»; тренинги в малых группах; деловые игры, практикумы; метод коллективного анализа ситуаций (кейс-стади); коллективные коуч – сессии; практикум с элементами навыкового тренинга и с последующим анализом; письменные домашние работы; аналитические срезы; тесты; консультации преподавателя.

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов) из них:

- для очной формы обучения 18 часов – лекции, 30 часов – семинарские и практические занятия, 60 часов – самостоятельная работа.

- для очно – заочной формы обучения: 12 часов – лекции, 8 часов – семинарские и практические занятия, 88 часов – самостоятельная работа.

На лекциях студенты получают знания о различных сторонах корпоративной социальной ответственности, получают знания о системе социально-этических принципах социальной ответственности.

В ходе семинарских занятий закрепляется теоретический материал, проводится тестирование студентов. На практических занятиях анализируются видео- записи с последующим коллективным анализом увиденного и услышанного.

Самостоятельная работа студентов, являясь основным видом обучения, имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, самостоятельный анализ источников, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, публичным выступлениям, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) с целью доработки лекций.

Изучение учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» завершается дифференцированным зачетом.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»

(очная форма обучения – 108 ч.)

 

№ п/п Наименование тем Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары Прак. занятия
  Раздел 1. Теория управления социальной деятельностью организации 8/6* 4/2* 4/4* -
Корпоративная социальная ответственность в системе управления социальным развитием организации. Исторические предпосылки управления социальной деятельностью организации 4/4* 2* 2* -
Корпоративная социальная ответственность как стратегическая цель современной организации 4/2* 2* -
  Раздел 2. Влияние государства на реализацию принципов корпоративной социальной ответственности 14/12* 6/4* 6/6* 2/2*
Социальная политика государства и ее влияние на организацию 4/2* 2*  
Тема 4. Модели социальной политики и корпоративная социальная ответственность 6/6* 2* 2* 2*
Тема 5. Корпоративная социальная ответственность и социально-трудовые отношения 4/4* 2* 2*  
  Раздел 3. Корпоративная социальная ответственность в РФ 16/8* 6/4* 6/4*
Тема 6. Социально ответственное поведение как основа развития отечественных организаций . Внешняя корпоративная социальная ответственность 6/2* 2*
Тема 7. Улучшение условий, охраны и безопасности труда как направление корпоративной социальной политики организации 5/4* 2* 2*
Тема 8. Повышение социальной защищенности работников и развитие социальной инфраструктуры как направления социальной политики организации Материальное вознаграждение и оплата труда как направления социальной политики организации 5/2* 2*
  Раздел 4. Механизм управления социальной деятельностью организации 10/4* 4/4*
Тема 9. Планирование социального развития организации. Нефинансовая социальная отчетность 6/2* 2*
Тема 10. Информационное и ресурсное сопровождение социального развития организации 4/2* 2*  
  Итого аудиторных часов 48/30* 18/6* 20/18* 10/6*

Примечание:знаком *выделены темы, по которым проводятся активные и интерактивные формы обучения

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»

(очно-заочная форма обучения – 108 ч.)

 

№ п/п Наименование тем Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары Прак. занятия
  Раздел 1. Теория управления социальной деятельностью организации 3/2* 2/1* 1/1* -
Тема 1. Корпоративная социальная ответственность в системе управления социальным развитием организации. Исторические предпосылки управления социальной деятельностью организации 1/1* 1* - -
Тема 2. Корпоративная социальная ответственность как стратегическая цель современной организации 2/1* 1* -
  Раздел 2. Влияние государства на реализацию принципов корпоративной социальной ответственности 5/4* 3/2* 2* -
Тема 3. Социальная политика государства и ее влияние на организацию 2/1* 1*  
Тема 4. Модели социальной политики и корпоративная социальная ответственность 2/2* 1* 1* -
Тема 5. Корпоративная социальная ответственность и социально-трудовые отношения 1/1* 1* -  
  Раздел 3. Корпоративная социальная ответственность в РФ -
Тема 6. Социально ответственное поведение как основа развития отечественных организаций . Внешняя корпоративная социальная ответственность -
Тема 7. Улучшение условий, охраны и безопасности труда как направление корпоративной социальной политики организации -
Тема 8. Повышение социальной защищенности работников и развитие социальной инфраструктуры как направления социальной политики организации Материальное вознаграждение и оплата труда как направления социальной политики организации -
  Раздел 4. Механизм управления социальной деятельностью организации
Тема 9. Планирование социального развития организации . Нефинансовая социальная отчетность -
Тема 10. Информационное и ресурсное сопровождение социального развития организации  
  Итого аудиторных часов 20/6* 12/3* 4/3*

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 8. Повышение социальной защищенности работников и развитие социальной инфраструктуры как направления социальной политики организации. Материальное вознаграждение и оплата труда как направления социальной политики организации

Система социальной защиты трудоспособного населения. Цель социальной защиты трудоспособного населения. Механизмы социальной защиты работников. Меры социальной защиты работников согласно ТК РФ.

Социальная инфраструктура как фактор социальной среды организации. Объекты социальной инфраструктуры. Функции социальной инфраструктуры организации. Подходы к развитию социальной инфраструктуры организации. Управление социальной инфраструктурой.

Материальное вознаграждение и оплата труда как фактор повышения качества трудовой жизни работников. Стимулирующая функция заработной платы. Обеспечение соответствия индивидуальной заработной платы работника и конечных результатов деятельности предприятия. Индивидуальное и коллективное премирование: системы Скэнлона, Раккера, Импрошейр.

Стимулирование труда на основе системы сбалансированных показателей, концепции ключевых показателей эффективности. Построение системы стимулирования на основе управления по целям.

Формируемые компетенции: ОК-20, ПК-6, ПК-7, ПК-16.

Тема 9. Планирование социального развития организации. Нефинансовая (социальная) отчетность

Социальные стратегии. Классификация социальных стратегий.

Социальное планирование. Задачи социального планирования. Практика планирования социального развития организации в СССР. План социального развития и этапы его разработки. Структура плана социального развития. Социальный паспорт трудового коллектива: содержание, структура. Целевые программы социального развития.

Оценка уровня социального развития организации. Количественные и качественные показатели уровня социального развития.

Социальная отчетность. Социальный аудит. Социальный рейтинг. Формы составления социального отчета. Методики социального аудита. Социальные индексы: фондовые индексы социальной ответственности, нефондовые индексы социальной ответственности.

Нефинансовая (социальная) отчетность в РФ. Принципы социальной отчетности.

Социальные стандарты: GRI, AA1000, SA 8000, BS 8800-96. Социальный стандарт Торгово-промышленной палаты «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ. Методические рекомендации».

Формируемые компетенции: ОК-20, ПК-6, ПК-7, ПК-16.

Семинар 1. (Тема 1).

Доклад«Внутренняя и внешняя социальная среда организации».

Вопросы для обсуждения:

1. Учебная дисциплина «Корпоративная социальная ответственность» и ее роль в подготовке бакалавров по направлению «Менеджмент».

2. Корпоративная социальная ответственность в системе управления социальным развитием организации. Предмет, цель, задачи дисциплины.

3. Направления социального развития организаций. Взаимосвязь социального и экономического развития организации.

4. Социальная среда организации.

5. Определение внутренней и внешней социальной среды организации. Факторы внутренней и внешней социальной среды организации.

6. Исторические предпосылки управления социальной деятельностью организации в РФ и за рубежом

7. Концепция социально-ответственного бизнеса.

8. Уровни социальной ответственности организации.

9. Основные интерпретации корпоративной социальной ответственности (теория корпоративного эгоизма, теория корпоративного альтруизма, теория разумного эгоизма).

10. Признаки социально ответственного поведения.

11. Преимущества социально ответственной компании.

12. Задание: Подготовка вопросов и кратких ответов по четырем основным блокам вопросов:

Блок 1. Исторические предпосылки решения социально-трудовых проблем на Западе (эксперимент Р. Оуэна; научная организация труда Ф. Тейлора; исследования Г.Л. Гантта, Ф. и Л. Гилберта, Г. Эмерсона; социальная служба Г. Форда; школа человеческих отношений - Хоторнский эксперимент; поведенческая школа);

Блок 2. Исторические предпосылки регулирования трудовых отношений между работниками и работодателями в РФ (первые попытки регулирования трудовых отношений в дореволюционной России. НОТ в России. Методы социального управления в 60-80-е гг. План социального развития трудовых коллективов в СССР);

Блок 3. Концепция гуманизации труда (содержание понятия; развитие концепции гуманизации труда; основные направления гуманизации труда);

Блок 4. Качество трудовой жизни как развитие концепции гуманизации труда (принципы концепции качества трудовой жизни; элементы качества трудовой жизни; удовлетворенность трудом; факторы, влияющие на удовлетворенность трудом)

*Примечание: форма проведения занятия- деловая игра «Брифинг» (англ. briefing от англ. brief - короткий, недолгий) - краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу. Основное отличие: отсутствует презентационная часть. То есть практически сразу идут ответы на вопросы журналистов.

Формируемые компетенции: ОК-2, ОК-5, ОК-20.

Семинар 2. (Тема 2).

Доклад «Концепция социально-ответственного бизнеса».

Вопросы для обсуждения:

1. Уровни социальной ответственности организации.

2. Основные интерпретации корпоративной социальной ответственности (теория корпоративного эгоизма, теория корпоративного альтруизма, теория разумного эгоизма).

3. Признаки социально ответственного поведения.

4. Преимущества социально ответственной компании.

*Примечание: форма проведения занятия- Метод коллективного анализа ситуаций (кейс-стади) – форма учебного занятия, в рамках которого обучающимся предлагается проанализировать реальную ситуацию, разобраться в сути проблемы, оценить имеющийся выбор решения ситуации, предложить свое решение конкретной ситуации.

Формируемые компетенции: ОК-2, ОК-5, ОК-20.

 

Семинар 3. (Тема 3).

Доклад«Социальное страхование в РФ».

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная политика государства. Концепция социального государства. Цель, задачи и функции социальной политики. Субъекты социальной политики.

2. Особенности социальной политики государства в РФ. Основные задачи социальной политики в РФ. Показатели качества жизни в РФ: индекс развития человеческого потенциала, децильный коэффициент, коэффициент ДЖИНИ.

3. Социальная защита. Социальные гарантии. Формы социальной защиты. Социальное страхование и социальная помощь. Социальное страхование в РФ. Правовые основы функционирования обязательного социального страхования.

4. Влияние социальной политики государства на организацию.

*Примечание: форма проведения занятия- семинар с использованием метода «мозгового штурма» - форма практического занятия, в ходе которого решается задача поиска оптимального решения с помощью творческой мыслительной работы студентов в кратчайшие сроки. Это достигается посредством генерирования любых идей без какой-либо критики с последующим их анализом, оценкой и выбором наилучшего решения.

Формируемые компетенции: ОК-2, ОК-5, ОК-13, ОК-20.

Семинар 4. (Тема 4).

Доклад«Зарубежный опыт социального партнерства. Опыт Германии и Франции».

Вопросы для обсуждения:

1. Модели социальной политики и корпоративная социальная ответственность.

2. Понятие социально-трудовых отношений. Социальное партнерство как особый тип регулирования социально-трудовых отношений. Сущность социального партнерства. Механизм социального партнерства. Система социального партнерства в РФ. Субъекты социального партнерства в РФ. Особенности системы социального партнерства в РФ.

3. Зарубежный опыт социального партнерства. Опыт Германии и Франции.

4. Система социального партнерства на уровне организации. Цель, задачи, функции и принципы системы социального партнерства на уровне организации. Элементы системы социального партнерства.

5. Внешний и внутренний контроль в рамках системы социального партнерства в организации. Производственные советы, совет трудового коллектива.

6. Коллективные договоры. Понятие и структура коллективного договора. Порядок разработки и заключения коллективных договоров. Развитие коллективно-договорных отношений за рубежом.

*Примечание: форма проведения занятия- семинар-дискуссия – форма учебного занятия, в рамках которого предполагается диалог студентов в ходе формулирования собственных точек зрения на обсуждаемые проблемы, принятие согласованных решений. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры. В рамках семинара студенты по основным проблемным вопросам представляют доклады, рефераты.

Формируемые компетенции: ОК-2, ОК-5, ОК-13, ОК-20.

Семинар 5. (Тема 5).

Доклад«Понятие социально-трудовых отношений. Социальное партнерство как особый тип регулирования социально-трудовых отношений».

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность социального партнерства. Механизм социального партнерства. Система социального партнерства в РФ. Субъекты социального партнерства в РФ. Особенности системы социального партнерства в РФ.

2. Зарубежный опыт социального партнерства. Опыт Германии и Франции.

3. Система социального партнерства на уровне организации. Цель, задачи, функции и принципы системы социального партнерства на уровне организации. Элементы системы социального партнерства.

4. Внешний и внутренний контроль в рамках системы социального партнерства в организации. Производственные советы, совет трудового коллектива.

5. Коллективные договоры. Понятие и структура коллективного договора. Порядок разработки и заключения коллективных договоров. Развитие коллективно-договорных отношений за рубежом.

*Примечание: форма проведения занятия- с использованием метода презентаций. Презентация на основе современных мультимедийных средств. Презентация - эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции.

Формируемые компетенции: ОК-7, ОК-13, ОК-20.

Семинар 6. (Тема 6).

Доклад«Цели реализации социальной политики на предприятии. Функции социальной политики в организации. Средства реализации социальной политики в организации».

Вопросы для обсуждения:

1. Регулирование корпоративной социальной ответственности в РФ. Мотивы реализации корпоративной социальной ответственности российскими организациями. Общая характеристика социальных программ отечественного бизнеса. Управление социальной ответственностью. Социальный Кодекс.

2. Цели реализации социальной политики на предприятии. Функции социальной политики в организации. Средства реализации социальной политики в организации.

3.Социальные выплаты в организации. Гарантии и компенсации в трудовых отношениях. Добровольно предоставляемые социальные льготы. Структура выплат социального характера. Подходы к формированию социального пакета. Система «Кафетерия».

4. Корпоративное гражданство.

5. Региональная социальная политика. Уровни участия бизнеса в социальной сфере (традиционная благотворительность, стратегическая благотворительность).

6. Социальное инвестирование. Организационно-управленческий механизм социального инвестирования. Межсекторное социальное партнерство.

7. Взаимодействие с НКО. Корпоративное волонтерство.

8. Условия, охрана и безопасность труда как фактор внутренней социальной среды организации. Благоприятные, неблагоприятные условия труда.

9. Законодательная и нормативная база в области условий и охраны труда. Федеральные и региональные законы об охране труда, технике безопасности и гигиене труда. Ратифицированные международные конвенции.

10. Современные методы и механизмы в системе управления условиями и охраной труда. Профессиональный риск.

11. Система управления охраной труда в организации. Социальное партнерство в области охраны труда.

*Примечание: форма проведения занятия- семинар-дискуссия – форма учебного занятия, в рамках которого предполагается диалог студентов в ходе формулирования собственных точек зрения на обсуждаемые проблемы, принятие согласованных решений. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры. В рамках семинара студенты по основным проблемным вопросам представляют доклады, рефераты.

Формируемые компетенции: ОК-7, ОК-13, ПК-6, ПК-7, ПК-16.

Семинар 7. (Тема 7).

Доклад«Условия, охрана и безопасность труда как фактор внутренней социальной среды организации. Благоприятные, неблагоприятные условия труда».

Вопросы для обсуждения:

1. Законодательная и нормативная база в области условий и охраны труда. Федеральные и региональные законы об охране труда, технике безопасности и гигиене труда. Ратифицированные международные конвенции.

2. Современные методы и механизмы в системе управления условиями и охраной труда. Профессиональный риск.

3. Система управления охраной труда в организации. Социальное партнерство в области охраны труда.

*Примечание: форма проведения занятия- семинар – «круглый стол» – форма практического занятия, позволяющая реализовать принцип коллективного обсуждения стоящих проблем в ходе дискуссии. Особенностью данной формы является то, что заблаговременно сообщается возможный сценарий занятия, предлагаются вопросы для обсуждения. Само обсуждение проблемы происходит под руководством преподавателя в форме дискуссии с последующим подведением итогов работы.

Формируемые компетенции: ОК-7, ОК-13, ОК-20.

Семинар 8. (Тема 8).

Доклад«Меры социальной защиты работников согласно ТК РФ».

Вопросы для обсуждения:

1. Повышение социальной защищенности работников и развитие социальной инфраструктуры как направления социальной политики организации.

2. Система социальной защиты трудоспособного населения. Цель социальной защиты трудоспособного населения. Механизмы социальной защиты работников. Меры социальной защиты работников согласно ТК РФ.

3. Социальная инфраструктура как фактор социальной среды организации. Объекты социальной инфраструктуры. Функции социальной инфраструктуры организации.

4. Подходы к развитию социальной инфраструктуры организации. Управление социальной инфраструктурой.

5. Социальные стратегии. Классификация социальных стратегий.

6. Социальное планирование. Задачи социального планирования. Практика планирования социального развития организации в СССР. План социального развития и этапы его разработки. Структура плана социального развития. Социальный паспорт трудового коллектива: содержание, структура. Целевые программы социального развития.

7. Оценка уровня социального развития организации. Количественные и качественные показатели уровня социального развития.

Формируемые компетенции: ОК-20, ПК-6, ПК-7, ПК-16.

Семинар 9. (Тема 9).

Доклад«Планирование социального развития организации»

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная отчетность. Социальный аудит. Социальный рейтинг. Формы составления социального отчета. Методики социального аудита. Социальные индексы: фондовые индексы социальной ответственности, нефондовые индексы социальной ответственности.

2. Нефинансовая (социальная) отчетность в РФ. Принципы социальной отчетности.

3. Социальные стандарты: GRI, AA1000, SA 8000, BS 8800-96. Социальный стандарт Торгово-промышленной палаты «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ. Методические рекомендации».

4. Особенности управления социальным развитием организации. Миссия, философия и корпоративная культура организации.

5. Специфика социальной политики организаций различной направленности.

6. Информационное обеспечение социального развития организации.

7. Ресурсное обеспечение социального развития организации.

8. Эффективность социальной политики организации.

*Примечание: форма проведения занятия- семинар с элементами проблемности – форма учебного занятия, в ходе которого происходит анализ студентами реальных ситуаций, а затем совместный поиск различных вариантов решений. В рамках данного семинара студенты по основным проблемным вопросам представляют доклады, рефераты, эссе.

Формируемые компетенции: ПК-6, ПК-7, ПК-16.

 

Семинар 10. (Тема 10).

Доклад«Особенности управления социальным развитием организации. Миссия, философия и корпоративная культура организации».

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика социальной политики организаций различной направленности.

2. Информационное обеспечение социального развития организации.

3. Ресурсное обеспечение социального развития организации.

4. Эффективность социальной политики организации.

*Примечание: форма проведения занятия- практикум с элементами навыкового тренинга. Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка. Большинство бизнес-тренингов являются навыковыми, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж.

Формируемые компетенции: ПК-6, ПК-7, ПК-16.

Семинар 1 (Темы 2, 3).

Доклад «Концепция социально-ответственного бизнеса», «Социальное страхование в РФ».

Вопросы для обсуждения:

1. Уровни социальной ответственности организации.

2. Основные интерпретации корпоративной социальной ответственности (теория корпоративного эгоизма, теория корпоративного альтруизма, теория разумного эгоизма).

3. Признаки социально ответственного поведения.

4. Преимущества социально ответственной компании.

5. Социальная политика государства. Концепция социального государства. Цель, задачи и функции социальной политики. Субъекты социальной политики.

6. Особенности социальной политики государства в РФ. Основные зад









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.