Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дж. Дуэ — ведущий геополитик итальянской школы классического периода





Джулио Дуэ (1869-1930), известный итальянский генерал, военный теоретик и стратег, родился в городе Казерте (в 25 км от Неаполя) об­ласти Кампания в аристократической семье. По окончании школы поступил в инженерно-артиллерийскую академию в Турине (в Ита­лии военные институты, дающие первичное военное образование, называются академиями). Прослужив несколько лет в артиллерии, перспективный офицер Дуэ сумел поступить и окончить престиж­ную Академию генерального штаба. После этого его служба в боль­шей степени была связана со штабной работой. Именно в этот период он прославился в масштабах итальянской армии своими военно-тех­ническими работами («Использование автомобилей в действующей армии», «О моторах», «О холоде»).

После испытания самолета как нового средства сообщения и вида транспорта Дуэ одним из первых оценил его военно-технические, а затем и военно-стратегические возможности, В 1911-1912 гг. Италия вела колониальную войну в Ливии и впервые в истории войн приме­нила самолеты для разведки и бомбардировки. Дуэ не только актив­но участвовал в боевых действиях, но и на основании приобретенного опыта опубликовал «Правила обращения с военными самолетами» (1913). По собственной просьбе он назначается командиром первого военно-воздушного подразделения Италии — авиационного батальо­на (1912). Он же написал первый устав ВВС Италии.

Первую мировую войну Дж. Дуэ встретил начальником штаба ди­визии. Знание военно-политической обстановки, боевых и военно-технических возможностей воюющих сторон позволили ему верно оценить геополитическую ситуацию в мире, предсказать победу Ан­танты над Тройственным союзом и предложить Италии (как осуще­ствление национальной стратегии и для решения стоящих перед на­цией задач) немедленно вступить в войну на стороне Антанты. После вступления Италии в войну (май 1915 г.), Дуэ буквально забросал командование вооруженных сил рапортами и докладными записка­ми по стратегии отдельных операций и войны в целом.



При этом он рассматривал войну не только как вооруженное столкновение меж­ду армиями, а как военно-политическое и социальное явление, как столкновение народов. В боевой да еще и неблагоприятной обстанов­ке все это нервировало министра обороны, главнокомандующего, дру­гих высших чинов армии, и полковник Дуэ в конце концов был пре­дан суду военного трибунала (1916). После разгрома Италии (1917) его выпускают из тюрьмы и назначают начальником военной авиа­ции (1918) — рода войск, находившегося в зачаточном состоянии. Но это назначение было признанием правоты его взглядов на военную и военно-воздушную стратегию, ценности его геостратегического ана­лиза. В 1921 г. Дуэ получил чин бригадного генерала. Он вышел в от­ставку и занялся военно-стратегическими исследованиями. Впрочем, после прихода фашистов к власти, Дуэ ненадолго возглавил Цент­ральное управление авиации (1922-1923). Ему было присвоено оче­редное звание дивизионного генерала (1923), и в этом же году он окончательно покинул армию.

В 1921 г. вышел главный труд Дуэ — «Господство в воздухе», в ко­тором он заявил о себе как крупном военном стратеге и государст­венно мыслящем человеке. Дуэ исходил из массового характера со­временных ему войн, который ввиду дальнейшего расширения демо­кратии, повышения уровня образования, общей культуры сохранится и в будущем. Развитие науки и техники, напротив, резко изменяет формы будущих войн. Кроме уже испытанных на полях и морях Пер­вой мировой войны скорострельного стрелкового оружия (пулеме­тов), боевых отравляющих газов, проволочных заграждений, подвод­ных лодок сражающиеся армии получили совершенно новое боевое средство с широкими тактическими и стратегическими возможно­стями — самолеты.

С позиций профессионального геополитика Дуэ тщательно про­анализировал и сравнил возможности, появившиеся у человека с за­воеванием после первой (суши) и второй (моря) третьей среды воздушного пространства. Воздушный аппарат, действуя в атмосфе­ре, получает неоспоримые преимущества, заключающиеся в том, что она (атмосфера) однородна и позволяет двигаться в трех измерени­ях, во всех направлениях до любых, самых труднодоступных районов. Если говорить о военной стороне дела, то радиус действия авиации намного больше дальнобойности самых дальнобойных орудий. Следовательно, в будущих войнах исчезнет понятие безопасного тыла, а сами войны станут еще более массовыми, затрагивающими так или иначе население всей страны. Кроме того, массированное примене­ние авиации, считал Дуэ, относительно уменьшит значение других видов вооруженных сил — армии и флота.

Развитие авиации, по мнению Дуэ, осуществит переворот в отношении к военным доктринам. Вплоть до Первой мировой войны в во­енной теории и практике торжествовала наступательная доктрина. При этом возросшую мощь огнестрельного оружия считали за один из факторов этого торжества. Дж. Дуэ вывел и доказал правило: «Вся­кое усовершенствование огнестрельного оружия дает преимущество оборонительному образу действий». Новые средства ведения войны, и в первую очередь авиация, увеличивают преимущества наступатель­ной стратегии. Это опасный поворот в области не только военной, но и политической мысли, ибо он увеличивает вероятность войны. Авиа­ция является наступательным средством, ибо угрожает сразу всей территории противника, находящейся в пределах ее радиуса дейст­вия, и может выбирать любые цели, наносить по ним сосредоточен­ные удары в пределах своей боевой мощи, активно использовать фак­тор внезапности и постоянно обладать стратегической инициативой. Из всего вышеперечисленного Дуэ сделал вывод о стратегии гос­подства в воздухе, которая при дальнейшей доработке (заключаю­щейся в едином планировании и развитии военной и гражданской авиации, авиационной и связанных с ней других видов и индустрии) превратилась в стратегию национальной безопасности.

Дуэ вывел военно-стратегическую закономерность о том, что за­воевать господство в воздухе значит победить, а потерпеть пора­жение в воздухе — значит быть побежденным. В заключительной части книги он сформулировал геостратегический закон о том, что государственная оборона может быть надежно обеспечена тогда, ко­гда созданы необходимые условия в случае войны для завоевания господства в воздухе. А господство в воздухе может быть завоевано лишь достаточными военно-воздушными силами, имеющими опре­деленный состав и организацию. Во-первых, это должна быть воз­душная армия, т. е. самостоятельный вид вооруженных сил, способ­ный решать стратегические задачи хода и исхода войны. Воздушная армия должна состоять из бомбардировочной авиации (доминиру­ющий род войск) и авиации прикрытия, выполняющей вспомога­тельные функции. Во-вторых, боевые самолеты — бомбардировщи­ки, штурмовики и истребители необходимо включить в армейские и военно-морские соединения. Эти авиационные части Дуэ назвал «вспомогательной авиацией армии и флота».

В рассматриваемой работе Дуэ сформулировал принципы веде­ния воздушной войны, суть которых в следующем :

- воздушная армия должна применяться в массе (принцип концен­трации усилий);

- воздушная армия должна выбирать такие цели, чтобы нанести мак­симальный урон противнику наиболее быстрым способом (прин­цип эффективности действий);

- нападение должно быть для противника неожиданным (принцип внезапности нападения);

- мощь воздушной армии должна быть достаточной для занесения полного поражения противнику (принцип необходимой мощи).

В 1928 г. Дж. Дуэ опубликовал большую статью «Вероятные фор­мы будущей войны», в которой содержались проницательные наблю­дения и глубокие выводы об основных задачах и характере сухопут­ных и морских действий в Первой мировой войне, об изменении стратегий воевавших сторон, о новых средствах ведения войны. В за­ключение сделан прогноз о характере будущей войны, которая, по мнению автора, будет напоминать предыдущую, с той разницей, что это будет воздушная война.

Идеи Дуэ получили признание и подтверждение в годы Второй мировой войны. Стратегия воздушной войны применялась всеми воюющими сторонами, но особенно интенсивно — англичанами и аме­риканцами. Их политики и военачальники оправдывали «ковровые» бомбометания необходимостью сохранять жизни солдат. С помощью беспощадных бомбардировок, когда порой уничтожались целые го­рода, союзники заставили капитулировать Италию и Германию. Про­тив Японии была применена атомная бомба, заменившая ударную силу целой воздушной армии.

Во время холодной войны доктрина господства в воздухе с атом­ным оружием на борту вплоть до принятия на вооружение ракетного оружия (конец 1950-х гг.) была основой военной стратегии армий НАТО и Варшавского договора. Тогда военная стратегия стала за­ключаться в строительстве аэродромов стратегической авиации та­ким образом, чтобы ее удар мог перекрыть всю территорию потенци­ального противника. Наступила предсказываемая Дж. Дуэ эпоха аэрократии, которая, впрочем, длилась недолго (конец 1930-х — конец 1950-х гг.). Ее сменила космическая эра, или эпоха эфирократии (космократии).

В то же время военные геостратеги не отказались от концепций Дуэ в войнах с применением обычного оружия. Здесь воздушные бом­бардировки, в которых используются и бомбы, и ракеты, продолжа­ют оставаться решающим средством победы. Не случайно войны в Корее, Вьетнаме, Югославии, Афганистане, Ираке в значительной ме­ре носили характер воздушных операций.

Разработка стратегии воздушной войны логически завершила раз­витие классической геополитики, считавшей своим предметом иссле­дование последовательного освоения народами трех географических сфер Земли: геосферы, гидросферы и атмосферы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.