Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







П. Видаль ле ла Блаш — основатель французской школы геополитики





Поль Видаль де ла Блаш (1845-1918) — признанный французский географ и геополитик, классик школы географии человека и глава французской классической школы геополитики. Профессиональным географом он стал, окончив Эколь Нормаль — один из лучших па­рижских университетов, кроме того, Видаль де ла Блаш некоторое время совершенствовал свои познания в географии во Французской школе в Афинах. Преподавательскую деятельность молодой ученый начал в Университете города Нанси. В 1898 г. он был приглашен на кафедру географии Сорбонны, которую он возглавлял затем в тече­ние двадцати лет до самой смерти.

Зарождение и становление геополитики во Франции проходило в обстановке франко-германского противостояния, поражения Фран­ции в войне 1870-1871 гг. Соответственно французская геополитика развивалась как антитеза немецкой. В частности, Видаль де ла Блаш построил свои геополитические теории на критике Ратцеля и его последователей. Другие представители французской геополитики Ж. Ансель, А. Демажон, Ж. Готтманн систематически критиковали германских геополитиков за экспансионизм, оправдание империализма и пангерманизма и вообще за попытки оправдания идеи господ­ства одной нации над другой.

'' Первой геополитической работой Видаля де ла Блата стала «Кар­тина географии Франции» (1903), в ней автор обращался к отноше­ниям почвы и человека. Он отмечал, что в тех странах, где люди се­лятся с незапамятных пор, эти отношения приобретают постоянный, устойчивый и непрерывный характер. Человек становится верным учеником почвы, которая оказывает определенное влияние на ха­рактер, нравы, предпочтения населения. Таким образом, культура формируется под воздействием географического фактора, и в этом Видаль де ла Блаш всецело согласен с Ратцелем, но последний, по мнению французского геополитика, явно переоценил влияние гео­графической среды и недооценил человеческий фактор. Человек, по Видаль де ла Блашу, тоже является географическим фактором, но при этом он наделен инициативой и предприимчивостью. Подобную мысль в свое время уже высказывал Г. Спенсер, когда он разделял животную особь (которая конкретна) и человеческую, которая дискретна, т. е. наделена свободой воли, и ее действия не подчиняются только природным законам.

С точки зрения Видаля де ла Блаша, культура, вырастающая на определенной почве, имеет две ипостаси: пространственную и вре­менную (у Ратцеля — географическую и историческую), и в этом уче­ный согласен с первым немецким геополитиком. Но временная со­ставляющая культуры, т. е. история общества, отражена в самом че­ловеке, она делает его таковым, каков он есть. Считая пространство и рельеф главными объективными детерминантами культуры, утвер­ждал Видаль де ла Блаш, германские геополитики принижают субъ­ективный фактор человеческой свободы и историчности. Но без воз­действия последнего, т. е. без активной деятельности «проводника», объективное влияние природной среды дает только возможность гео­графическому положению актуализироваться, стать политическим фактором. Итак, только через человека и посредством человека дей­ствует географический детерминизм, только человек создает или не создает возможность проявить себя внешней среде. Эта концепция в геополитике получила название «поссибилизм».

В 1917 г. Видаль де ла Блаш издал вторую фундаментальную гео­политическую работу «Восточная Франция», посвященную одному из самых спорных европейских вопросов того времени — проблеме Эльзаса и Лотарингии. Эти земли (точнее, большая часть их, вклю­чающая значительные запасы железной руды и каменного угля) в ре­зультате Франко-прусской войны 1870-1871 гг. были отторгнуты от Франции. Видаль де ла Блаш, используя свой геополитический под­ход, т. е. обусловленность культуры не только пространственно-гео­графическим, но и человеческим фактором, доказывал историческую принадлежность Эльзас-Лоррена Франции. По его концепции, насе­ление этих исторических областей вместе со всей французской наци­ей привязано к французской почве посредством идей либерализма, позволивших получить эту землю в частную-собственность, провоз­гласивших для всех демократию, свободу, равенство и братство. В то же время стало свершившимся фактом отторжение Эльзас-Лоррена Германской империей. Население этих провинций говорит на немец­ком языке, но оно входило ранее в состав Франции и может быть включено в нее вновь (в конце концов так и случилось). Это «воссо­единение» сможет решить важную геополитическую задачу — про­вести границу между Францией и Германией по естественному рубе­жу — Рейну. Следовательно, следует решить, как инкорпорировать немецкое население Эльзаса и Лотарингии во французскую культурную жизнь. Видаль де ла Блаш предлагал совместное освоение этих земель немцами и французами, считая, что граница в данном случае должна стать не разделяющей, а объединяющей линией.

После смерти Видаля де ла Блаша его коллега, профессор Сор­бонны Эммануэль де Мортонн собрал и опубликовал заметки и статьи выдающегося географа и геополитика в книге под названием «Прин­ципы человеческой географии» (1922). Человеческая география, по мнению ла Блаша, есть одна из ветвей «старого дерева географии». Эта географическая дисциплина выдвигает на первый план челове­ческий фактор, значение человека в развитии жизни на Земле. Об­щая картина эволюции человечества представляется в ней как миро­вой цивилизационный процесс, локализующийся в самых различных ячейках, образующихся под воздействием различных географиче­ских сред. При своем развитии и расширении ячейки взаимодейст­вовали между собой. Порой такие взаимодействия приводили к каче­ственным трансформациям, образовывавшим крупные цивилизации. Цивилизационный процесс шел в основном в Северном полушарии (Средиземноморье, Ближний Восток, Китай, Индия, Европа). Пере­несение центра цивилизационного процесса в Европу обусловлено стимулирующими природными условиями (не очень суровые, но и не очень расслабляющие) и разнообразием природных зон, что де­терминировало многообразие ячеек цивилизации. Разраставшееся.множество очагов цивилизации способствовало, в свою очередь, уве­личению числа контактов между ними, заимствованию передовых достижений. Способность к творческому восприятию и усвоению внешних влияний, динамизм стали основой европейской цивилиза­ции. Дальнейшее расширение контактов, особенно торговых, служило стимулом опережающего развития, освоения новых (колониальных) территорий. В дальнейшем этот процесс может привести к созданию мирового государства. При этом континентальные пространства, все более насыщаемые коммуникациями, преодолевают оторванность от морских портов, центров торговли, включаются в ускоренный циви­лизационный процесс. Морские державы не могут жить только мо­рем, ибо его просторы также связаны с берегом. Кроме того, открытое море, океанские акватории не являются принадлежностью какой-ли­бо одной страны; о том, что море есть вещь всеобщая, утверждалось еще в римском праве. В этом Видаль де ла Блаш (в отличие от Ратце­ля) видел возможность преодоления противоречий между Сушей и Морем, континентальными и морскими державами, которые, по его мнению, не столько противостоят, сколько взаимодействуют.

Современное ему геополитическое положение Видаль де ла Блаш определял, используя так называемый «позиционный» принцип, ис­ходя из которого наиболее слабую позицию имела Германия. Она была «сдавлена», заблокирована с обеих сторон и, не находя выхода своей геополитической энергии, служила угрозой соседней Франции, другим европейским государствам. Иная позиция у других держав: Великобритания, Франция, Россия, США могут осуществлять экс­пансию по меридианальным или широтным направлениям.

Контрольные вопросы

1. На какие эпохи делил X. Маккиндер историю цивилизации?

2. Какова геополитическая картина мира, нарисованная Маккиндером в статье «Географическая ось истории»? Что такое хартленд? Как Маккиндер видоизменил свою концепцию в статье «Демо­кратические идеалы и реальность»?

3. В чем суть теории «господства на море» Ф. Коломба?

4. Расскажите о теории «морской силы» А. Мэхэна, чем она отлича­ется от теории Коломба?

5. Каковы элементы морской силы нации?

6. Сравните геополитическую позицию Мэхэна и Маккиндера.

7. Какие геополитические идеи высказывал У. Черчилль? На какие геополитические теории опирался в своей политической деятель­ности?

8. Каковы критерии мощи государства, сформулированные Н. Спикменом? Какие центры мирового могущества он выделил? Как он видоизменил теорию Маккиндера?

9. Что такое римленд?

 

10.Каков вклад И. Боумена в развитие геополитики? В чем, по его мнению, уникальность географического положения США?

11.Как создавалась геостратегия США во Второй мировой войне?

12.Почему П. Видаля де ла Блата называют основателем и главой французской школы геополитики? Перечислите его основные гео­политические труды.

13.Какая концепция Видаля де ла Блаша получила название «поссибилизм»? Как, по его мнению, надо решать проблему Эльзаса и Лотарингии?

Глава 8







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.