5.1. Техническое обслуживание приборов, применяемых в устройствах СЦБ, включает комплекс работ по их обследованию, замене отдельных деталей и узлов, чистке, регулировке, испытанию на соответствие техническим требованиям с целью поддержания приборов в исправном состоянии с заданным уровнем надёжности.
Техническое обслуживание приборов производится работниками РТУ дистанции сигнализации и связи в соответствии с требованиями типового проекта организации труда в РТУ СЦБ и типового проекта организации труда на рабочем месте электромеханика по регулировке и ремонту реле СЦБ.
В зависимости от уровня надёжности находящихся в эксплуатации приборов СЦБ, оснащённости действующих устройств средствами технической диагностики и резервирования, проводятся следующие виды технического обслуживания:
- регламентированное, когда периодичность работ устанавливается независимо от технического состояния приборов через определённые интервалы времени, а объём работ должен соответствовать типовым технологическим процессам обслуживания и ремонта приборов;
- восстановительное, когда техническое обслуживание осуществляется в период восстановления работоспособного состояния приборов после их отказа или изъятых из эксплуатации в результате обнаружения отклонения от норм технического содержания при их осмотре.
Ремонт приборов СЦБ в РТУ включает работы по поиску и устранению причин и последствий отказов, восстановлению исправности или израсходованного ресурса приборов путем замены составных частей. Необходимость ремонта определяется по результатам оценки технического состояния прибора.
Периодичность технического обслуживания приборов в РТУ приведена в приложении 6 к настоящей Инструкции.
5.2. Право технического обслуживания и ремонта приборов СЦБ в РТУ, эксплуатации испытательного оборудования, средств измерения, автоматизированных систем контроля предоставляется работникам, обученным в установленном порядке и аттестованным в дистанции сигнализации и связи. Состав аттестационной комиссии утверждает начачьник дистанции сигнализации и связи.
Электромагнитные реле СЦБ (кроме кодовых реле штепсельного типа) и релейные блоки, состоящие из таких реле, после регулировки механических и электрических характеристик, установки этикетки (знака соответствия техническим требованиям) подлежат приемке электромехаником-приемщиком или старшим электромехаником, который производит приемку и клеймение приборов. Приемка приборов лицом, выполнившим регулировку этих приборов не допускается.
Этикетка наклеивается на корпус реле или релейного блока, допущенного к эксплуатации, с внутренней стороны с указанием месяца и года проведенной проверки и подписью работника, производившего регулировку прибора.
Приемку приборов СЦБ осуществляют работники РТУ, получившие свидетельство об аттестации в дорожной лаборатории службы сигнализации, централизации и блокировки железной дороги. В свидетельстве об аттестации следует указывать типы или конструктивно однородные группы приборов, на которые предоставлено право приемки. Состав аттестационной комиссии утверждает начальник службы сигнализации, централизации и блокировки железной дороги. Порядок аттестации приемщиков аппаратуры СЦБ устанавливает Департамент сигнализации, централизации и блокировки.
Приборы СЦБ, снятые с эксплуатации в результате отказа до установленного срока, подлежат проверке в РТУ. Результаты проверки отмечаются в отдельном журнате. Учёт таких приборов ведут старшие электромеханики РТУ. Вскрытие приборов, снятых с эксплуатации до установленного срока, производит старший электромеханик или начальник РТУ после получения разрешения руководителя дистанции сигнализации и связи.
5.3. Испытания приборов СЦБ выполняются с использованием аттестованного испытательного оборудования и сертифицированных средств измерений.
Допускается проверку и приёмку приборов СЦБ проводить с использованием автоматизированных систем контроля, разрешенных к применению Департаментом сигнализации, централизации и блокировки.
Результаты проверок и приёмок приборов СЦБ оформляются в журналах установленной формы или технических паспортах приборов. Результаты испытаний приборов, проводимых с использованием автоматизированных систем контроля, сохраняются в файлах на магнитных носителях и распечатываются в форме протоколов, которые хранятся до следующей периодической проверки приборов. Формы журналов (протоколов) проверок приборов, технических паспортов и порядок их ведения устанавливает Департамент сигнализации, централизации и блокировки, а порядок их хранения — начальник дистанции сигнализации и связи.
I!риборы СЦБ, конструкцией которых предусмотрено место для нанесения оттиска клейма, клеймятся персональным клеймом работника РТУ, производившего приемку или техническое обслуживание этих приборов.
5.4. Приборы СЦБ, имеющие гарантию предприятия-изготовителя, перед установкой в эксплуатацию проходят входной контроль, осуществляемый работниками РТУ, которые имеют право технического обслуживания или приемки приборов СЦБ.
Входной контроль таких приборов включает внешний осмотр (отсутствие механических повреждений, коррозии, других внешних дефектов, начичие маркировки, оттисков клейма, отметок ОТК предприятия-изготовителя), а также измерение входных и выходных электрических параметров приборов без их вскрытия.
На приборы СЦБ, допущенные по результатам входного контроля к эксплуатации, устанавливается знак соответствия техническим требованиям (наклеивается этикетка).
Допускается применять в качестве знаков соответствия техническим требованиям штампы или надписи, наносимые непосредственно на несъемные части корпуса прибора, если конструкция или условия эксплуатации прибора не позволяют приклеить этикетку или не обеспечивается ее сохранность до следующей проверки.
На приборах с гарантийным сроком предприятия-изготовителя, проверяемых без нарушения клейма и допущенных по результатам такой проверки к
эксплуатации, клеймо сохраняется до первого технического обслуживания в условиях РТУ с периодичностью, указанной в приложении 6 к настоящей Инструкции,
Приборы СЦБ, снятые с эксплуатации до истечения установленного срока по причине отказу и имеющие клеймо предприятия-изготовителя, проверяются комиссией с участием старшего электромеханика или начальника РТУ, Вскрыше таких приборов допускается с разрешения руководителя службы сигнализации, централизации и блокировки железной дороги.
На приборы, забракованные по результатам входного контроля или снятые с эксплуатации до истечения ифаптпйиого срока, начальником РТУ оформляется уведомление о иыюпе представителя предприятия-изготовителя и, при необходимости, рекламационный акт, Установка таких приборов и эксплуатацию до приведения их технических характеристик в соответствие с техническими требованиями не допускается.
Вносить шменешы в конструкцию находящихся в "капуатации прмСччрои СИВ допускается с разрешения должностных лиц, имеющих право утверждать техническую документацию на эти приборы.
5.5. В РТУ дистанции сигнализации и связи должен быть обменный фонд, а на станциях — эксплуатационный запас приборов СЦБ. Состав, количество и места расположения эксплуатационного запаса и обменного фонда приборов определяет начальник дистанции сигнализации и связи.
Приборы СНь. находящиеся' н эксплуатационном запасе, а также приборы макетов для выключения устройств из зависимости с сохранением пользования сигналами проверяются н РТУ дистанции сигнализации и связи в сроки, установленные для приборов анатогичного типа, находящихся в эксплуатации.
Транспортирование приборов производится в специальной таре, обеспечивающей пх сохранность.
В РТУ дистанции составляется перечень приборов СЦБ, находящихся в эксплуатации и эксплуатационном штсе по каждой станции и перегону с указанием периодичности их замены, утверждаемый руководством дистанции сигнализации и связи, а также ведемся учет их замены. Выписки из этого перечня, заверенные начальником РТУ, направляются в цех (бригаду) каждого старшего электромеханика.
Приборы, подвергшиеся климатическим (температура, влажность), механическим (удары, вибрация) и электрическим воздействиям, превышающим установленные в эксплуатационной документации нормы, использовать в действующих устройствах СПБ без повторной проверки в РТУ не допускается.
Полный срок службы находящихся в эксплуатации приборов заканчивается, если невозможно восстановить их работоспособность и соответствие установленным техническим требованиям или это восстановление становится экономически нецелесообразным.
Приборы, работающие в горочных устройствах, проверяются в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию устройств механизированных и автоматизированных сортировочных горок, утвержденной МПС России.
Инструкция по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), утвержденная МПС СССР 07.09.88 г. № ЦШ-4616 на территории Российской Федерации не применяется.
Приложение I к Инструкции МПС России от 20 декабря 1999 г. № ЦШ- 720
Перечень работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ и периодичность их выполнения
№ п/п
Вид устройства и наименование работ
Исполнитель
Периодичность выполнения работ при различной категории железнодорожных линий
Проверка на станциях правильности сигнализации и изменения любого из разрешающих показаний на запрещающее входных, выходных и маршрутных светофоров; правильности сигнализации и видимости маршрутных указателей. Проверка на перегоне правильности сигнализации сзе-тофоров и изменения любого из разрешающих показаний на запрещающее, а также проверка соответствия посылаемых в рельсы кодовых сигналов показаниям светофора, в т.ч. при перегорании лампы красного огня (перенос красного огня)
ШЧУ (ШНО
шн
ШНС, ШН
Один раз в пять лет и после замены или ремонта кабеля, перемонтажа схем управления и включения огней светофоров
После замены приборов, монтажа или ремонта кабеля в релейном шкафу
Акт по установленной форме, хранится в ШЧ и у ШНС ШУ-79
1.2.
Проверка: - входных и маршрутных светофоров на невозможность их открытия при занятии нуги приема и каждого изолированного участка маршрута приема; - на невозможность открытия выходных светофоров при занятии каждого изолированного участка маршрута отправления и участка удаления, несоответствующем направлении движения на участках с автоблокировкой, отсутствии блокировочных сигналов прибытия и согласия на участках с полуавтоматической блокировкой; - на невозможность повторного открытия выходных светофоров при изъятом ключе-жезле;
ШЧУ (ШНС).
шн,
ДС (зам ДС) Все операции по установке, отмене и разделке маршрутов выполняются Л СП
Один раз в пять лет и после изменения путевого развития станции
Акт по форме, приведенной в приложении 7 к настоящей Инструкции. Акты хранятся у ДС, Т11НС и в ШЧ,
О)
4 | 5 6 7
- действия вспомогательного режима смены направле-
ния автоблокировки на однопутном перегоне и на двух-
путном с двухсторонним движением по каждому пути;
- невозможности перевода стрелок ЭЦ в незаданном
маршруте при занятом изолированном стрелочном уча-
стке и перевода ее при помощи кнопки вспомогательно-
го (аварийного) режима;
- отсутствия контроля спаренных стрелок, а также
стрелки с подвижным сердечником крестовины, нахо-
дящихся в разных положениях;
- действия вспомогательного управления в устройствах
ЭЦ с маршрутным набором.
Проверка:
- невозможности открытия светофоров, соответствую-
ШЧУ
При вводе устройств (постоянных и
Акт по форме,
щих данному маршруту, если стрелки (в том числе и ох-
(ШНС), ШН,
временных) в эксплуатацию и после из-
приведенной в
ранные) не поставлены в требуемое положение;
ДС (зам ДС)
менения путевого развития станции
приложении 7
- невозможности перевода входящей в маршрут стрелки,
к настоящей
а также открытия светофора враждебного маршрута при
пульсных посылок в смежных рельсовых цепях и рабо-
нием питающих проводов, заменой
веденной в
ты схем защиты при замыкании изолир) хлг;-,. стыков на
трансформаторов, перемычек или ре-
приложении 8
станциях и перегонах.
монтом кабеля на питающем конце
рельсовой цепи; а также при изменении
путевого развития.
4 5|6 7
Проверка в станционных рельсовых цепях тональной частоты работы: - схемы контроля очередности занятия ответвлений рельсовой цепи при задании маршрута (при наличии логических схем контроля занятия ответвлений); - схемы контроля схода (короткого замыкания) изолирующих стыков.
к настоящей Инструкции, хранится в ШЧ, и у ШНС.
1.5.
Проверка при автоблокировке с рельсовыми цепями тональной частоты наличия двух красных огней на смежных проходных светофорах при занятий рельсовой цепи защитного участка. Проверка при автоблокировке с рельсовыми цепями тональной частоты и централизованным размещением аппаратуры системы АБТЦ правильности работы схемы блокировки красного огня. Проверка правильности работы огневого реле при смене сигнальных показаний светофоров, находящихся от поста на расстоянии 7 - 9 км при автоблокировке с централизованным размещением аппаратуры.
ШНС, ШН
При вводе устройств, замене монтажа или кабеля.
Акт произвольной формы, хранится в ШЧ и у ШНС
1.6.
Проверка правильности подключения путевых устройств САУТ, имеющих переключение шлейфов и гене-заторов, а также кодовых посылок для путевых уст-эойств САУТ - ЦМ в зависимости от установленного маршрута или от показания соответствующего светофора.
ШНС, ШН
Один раз в три года и при изменении монтажа или замене кабеля
Технический паспорт измерений путевой точки САУТ
Проверка на переездах: - соответствия фактической и расчетной длины участков приближения; - времени от момента вступления поезда на участок приближения до начала включения переездной сигнализации; выдержки времени на открытие станционных светофо-юв при занятом участке перед светофором; времени от начала включения переездной сигнализации до начала опускания заградительного бруса; времени срабатывания схемы защиты от кратковременной потери шунта;
ШНС, ШН
Один раз в три года и при изменении приказа начальника железной дороги об установленных скоростях движения
Акт по форме, приведенной в приложении 9 к настоящей Инструкции, хранится в ШЧ и у ШНС
4 5
6 • 7
- выдержки времени на повторное включение красных мигающих огней на переездном светофоре при повреждении (дпительном занятии) рельсовой цепи за переездом, входящей в участок приближения встречного направления (на участках с двухсторонним движением); - времени замедления на выключение электродвигателя при неполном подъеме заградительного бруса до своего верхнего положения; - выключения кодов АЛС и перекрытия светофоров, ограждающих переезд, при включении заградительной сигнализации.
Проверка с пути видимости сигнальных огней, зеленых светящихся полос и световых указателей светофоров на станции и перегоне. Проверка видимости пригласительного огня.
шн, шцм шн, шцм
После каждой замены ламп
ШУ-2
Один раз в месяц при комиссионных осмотрах
ДУ-46
Примечание. На станции проверяется видимость запрещающего огня, а на перегоне — видимость огня, который в данный момент горит на светофоре.
Проверка видимости огней светофоров по главным путям станции и на перегонах с локомотива, действия локомотивной сигнализации и соответствия показаний путевого и локомотивного светофоров, а также работы путевых устройств САУТ.
шнс,
машинист локомотива
Один раз в месяц
Акт по форме ШУ-60, хранится в 1114
2.3.
Смена ламп линзовых светофоров.
2.3.1.
Смена ламп красных, желтых и зеленых огней входных, выходных и маршрутных светофоров на главных путях и путях безостановочного пропуска поездов, а также светофоров прикрытия: - однонитевых и двухнитевых без переключения на резервную нить
ШН, ШЦМ ШН, ШЦМ
Один раз в квартал
Два раза в год
ШУ-61 ШУ-61
- двухнитевых с контролем переключения на резервную нить
До перегорания
основной нити
(О
4 5
6 7
X
2.3.2.
Смена ламп огней проходных светофоров путей, оборудованных автоблокировкой: - однонитевых и двухнитевых без переключения на резервную нить - двухнитевых с контролем переключения на резервную
4ИТЬ.
шн, шцм шн, шцм
Один раз в квартал
Два раза в год
ШУ-61 ШУ-61
До перегорания основной нити
2.3.3.
Смена ламп выходных светофоров с боковых путей, кроме путей, перечисленных в п. 2.З.1.; маневровых светофоров; вторых желтых и вторых зеленых огней входных, выходных и маршрутных светофоров, лунно-белых огней выходных светофоров: - однонитевых и двухнитевых без переключения на резервную нить * - двухнитевых с контролем переключения на резервную нить.
Смена ламп проходных светофоров на участках, оборудованных полуавтоматической блокировкой, ламп на предупредительных светофорах к входным на участках, не оборудованных автоблокировкой.
шн, шцм
Два раза в год
Один раз в год
ШУ-61
2.6.
Смена ламп нормально горящих, в том числе и мигающих огней прожекторных светофоров.
шн, шцм
Один раз в два месяца
Один раз в квартал
ШУ-61
Смена ламп нормально не горящих прожекторных светофоров.
Два раза в год
Примечание- Порядок замены ламп указан в основных технических требованиях к настоящей инструкции.
2.7.
Измерение напряжения на лампах светофоров, зеленых светящихся полос и световых указателей при питании переменным током.
шп, шцм
При смене ламп
ШУ-61
2.8.
Измерение напряжения на лампах светофоров при аварийном питании (по постоянному току)
шн, шцм
Один раз в год
Один раз в два года
ШУ-61
2.9.
Проверка действия схемы двойного снижения напряжения с измерением напряжения на лампах.
шн, шцм
Один раз в год
Один раз в два года
ДУ-46 ШУ-61
2.10.
Чистка наружной части линзовых комплектов, зеленых светящихся полос, маршрутных и световых указателей светофоров
ШЦМ
При смене ламп и обнаружении загрязнения
ШУ-2
2.11.
Проверка и чистка внутренней части светофорных головок, зеленых светящихся полос, световых указателей светофоров.
ПЩМ
При смене ламп и обнаружении загрязнения
ШУ-2
2.12.
Проверка внутреннего состояния и чистка трансформаторного ящика, стакана светофора, внутренних частей маршрутного указателя с изъятием ламп, проверкой состояния ламподержателей и монтажа, креплений и чисткой контактов, линз и стекол, а также при необходимости и окраска внутри.
ШН, ШЦМ
Два раза в год Один раз в год (весной и осенью) (осенью)
ШУ-2
2.13.
Покраска светофоров, шкафов, электроприводов шлагбаумов и другого напольного оборудования устройств СПБ.
ШЦМ
При обнаружении следов коррозии металла, но не реже одного раза в два года
ШУ-2
2.14.
Измерение времени замедления на отпускание (отпада-ние) якоря сигнальных реле входных, выходных и маршрутных светофоров в поездных маршрутах.
ШНС, ШН, работник РТУ
Один раз в год | Один раз в два года
ШУ-64
и после замены приборов, влияющих на замедление реле
3. Стрелки
3.1.
Стрелки электрической централизации
3.1.1.
Проверка состояния электроприводов, стрелочных гарнитур, внешних замыкателей наружным осмотром, а также плотности прилегания остряка к рамному рельсу и подвижного сердечника крестовины к ^совику.
Проверка совместно с бригадиром пути стрелок на невозможность их замыкания в плюсовом и минусовом положениях при закладке между остряком и рамным рельсом (подвижным сердечником и усовиком) щупа толщиной 4 мм, выявление недостатков в содержании стрелочного перевода, влияющих на нормальный перевод и замыкание стрелки, крестовины с непрерывной поверхностью катания (НПК).
ШН,
бригадир пути
Один раз в две недели
.. -.-'.-:..' -^л-
ДУ-46
N9
4 5
6 7
3.1.3.
Проверка внутреннего состояния электропривода, исправности электродвигателя, его коллектора и щеток с переводом стрелки; чистка и смазывание электропривода.
ШН, ШЦМ
Один раз в четыре недели
Один раз в квартал
ШУ-2
3.1.4
Проверка внутреннего состояния стрелочной коробки и муфты УПМ, состояния и действия контакта местного управления Осмотр реверсивного реле
ШН, ШЦМ
Два раза в год (весной и осенью)
ШУ-2
3.1.5.
Измерение силы тока электродвигателя постоянного тока при нормальном переводе стрелки и при работе на фрикцию. Измерение переводных усилий электропривода на остряки стрелки и сердечник крестовины с НПК при работе электродвигателя постоянного или переменного тока на фрикцию.
ШН, ШЦМ
бригадир пути
Один раз в квартал Два раза в год
ШУ-64
3.1.6.
Проверка и при необходимости замена смазки во фрикционной муфте и масла в редукторе электропривода
ШН, ШЦМ
Один раз в год
ШУ-2
3.1.7.
Проверка состояния электроприводов, внешних замыкателей и стрелочных гарнитур без разборки.
ШНС, ШН
Два раза в год
Один раз в год
ШУ-2,
3.1.8
Проверка состояния рабочей тяги подвижного сердечника крестовины с НПК с ее снятием или методом дефектоскопии на выявление усталостных трещин (кроме забочихтяг крестовин с внешним замыкателем)
ШНС, ШН, бригадир пути
Два раза в год
ШУ-2, ДУ-46
Примечание- Величины тока и усилий перевода стрелок с электроприводом СП приведены в приложении 10 к настоящей Инструкции
3.1.9.
Замена рабочих тяг подвижных сердечников крестовин на новые после их наработки 140 млн. т. (кроме рабочих тяг крестовин с внешним замыкателем). Замена электропривода на стрелке (крестовине с НПК) на отремонтированный в РТУ дистанции.
ШНС, ШН, ШЦМ
По плану дистанции сигнализации и связи
По плану дистанции, но не реже одного раза в восемь лет
ДУ-46, Журнал замены
3.1.10
Замена стрелочных электродвигателей на отремонтированные в РТУ дистанции.
ШНС, ШН, ШЦМ
Один раз в три года для электродвигателей типа МСП и один раз в пять лет для электродвигателей типа МСТ
ДУ-46 Журнал
замены
3.1.11
Проверка исправности электродвигателя омметром с измерением сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса; измерение напряжения на электродвигателе при работе на фрикцию.
ШН, ШЦМ
Два раза в год
Один раз в год
ШУ-2
4 1 5
3.1.12
Проверка совместно с дорожным мастером состояния
ШН, дорож-
Один раз в год (осенью)
ДУ-46
устройств и действия схемы автоматической очистки
ный мастер
ШУ-2
или обогрева стрелок
3.2.
Стрелки оборудованные контрольными замками
3.2.1.
Проверка действия контрольного стрелочного замка и
ШН, ШЦМ,
Один раз в две недели
Один раз
ДУ-46
стрелки на невозможность запирания ее замком в плю-
дежурный
в четыре
ШУ-2
совом и минусовом положениях при закладке между
стрелочного
недели
остряком и рамным рельсом щупа толщиной 4 мм;
поста
плотности прилегания остряка к рамному рельсу пере-
брасыванием баланса при запертой стрелке и попытке
отжать остряк; состояния замка и гарнитуры внешним
осмотром; наличия маркировки + (-) на крышке замка и
шейке рельса.
3.2.2.
Разборка, чистка, промывка, смазывание и замена изно-
ШН, ШЦМ
Два раза в год
Один раз
ДУ-46
сившихся частей контрольных стрелочных замков
в год
ШУ-2
3.3.
Стрелки, оборудованные электрозамками
3.3.1.
Проверка внутреннего состояния и действия электро-
ШН, ШЦМ,
Один раз в две недпщ
Один раз
ДУ-46
замка; проверка стрелки на невозможность запирания ее
дежурный
в
ШУ-2
замком при закладке между остряком и рамным рельсом
стрелочного
четыре
щупа толщиной 4 мм; проверка плотности прилегания
поста
недели
остряка к рамному рельсу путем перебрасывания балан-
са при запертой стрелке и попытке отжать остряк от
рамного рельса.
При осмотре состояния электрозамка проверяется не-
возможность отпирания стрелки при отсутствии разре-
шения на маневры.
3.3.2.
Проверка электрозамка с полной разборкой, чисткой,
ШН, ШЦМ,
Два разд в год
)дин раз в год
ДУ-46
смазыванием и при необходимости окраской внутрен-
дежурный
ШУ-2
них частей
стрелочного
поста
4. Электрические рельсовые цели и путевые устройства АЛС и САУТ
4.1.
Проверка совместно с бригадиром пути рельсовых це-
ШН, ШЦМ
Один раз в месяц
ШУ-2
пей на станциях.
бригадир
пути
го со
4 1 5
6 7
4.2
Проверка па перегоне состояния перемычек дроссельных, к кабельным стойкам и путевым трансформаторным ящикам всех путевых устройств СЦБ.
ШН, ШЦМ
Один раз в квартал
ШУ-2
4.3.
Проверка станционных рельсовых цепей всех типов (кроме однонито