Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Июля, на празднование Рождества Иоанна Крестителя, в 2000 году не стало Марии Николаевны Мерцаловой.





Июля, на празднование Рождества Иоанна Крестителя, в 2000 году не стало Марии Николаевны Мерцаловой.

Мария Николаевна родилась в начале ХХ века, 29 июня 1912 года, в семье известного профессора Тимирязевской сельскохозяйственной Академии Мерцалова Николая Ивановича, одного из авторов «Теории машин и механизмов».

Мария Николаевна Мерцалова была очень известным специалистом по истории русского костюма и быта.

А с самого моего детства она считалась моей крестной, хотя до времени таковой не была.

И я чувствую настоятельную потребность поделиться своими воспоминаниями об этой удивительной женщине, христианке, перенесшей многие тяготы времени правления в России коммунистического режима и сохранившей веру в Бога и веру в будущую судьбу России.

Она, одним своим присутствием, поведением и удивительно правильной, красивой русской, московской речью, заставляла окружающих вести себя достойно, говорить по русски без сленга и междометий, как и подобает православному российскому человеку. А сама обстановка в ее доме, размеренная трапеза с беседой, неспешное чаепитие с приготовленными ею вкусностями, по старым русским или изобретенным ею самой рецептам, а готовила она отменно, особенно постную еду, все это переносило всех нас, присутствующих, в Москву XIX века, быт интеллигентного дома прежней дореволюционной России, прежней Москвы..

Это оставило неизгладимое впечатление, повлияло на всех нас и заставило с уважением относиться и к истории своей родины и к своим предкам, да и в жизни вести себя по возможности менее суетно и достойно, не смотря на темп жизни сумасшедшего технократического века.

Один человек может повлиять на судьбы многих только одним своим присутствием.

Я не знаю, чем я заслужила такое счастье иметь крестной матерью Марию Николаевну Мерцалову.

В моем еще советском детстве я не понимала много и многое мне не объясняли, опасаясь, что эти знания помешают мне в моей судьбе, хотя мама часто тайком посещала Храм Воскресения Христова в Сокольниках (у Иверской Иконы молилась еще подростком перед войной), а бабушка тихо перед сном читала молитвы обо всех нас…

Так я и жила некрещеная, но при этом зная, что у меня есть крестная – М, Н. Мерцалова, самая близкая подруга мамы.

Они вместе учились в Московской городской оперной студии с 1946 по 1950 годы.

У Мерцаловой было красивое камерное меццо-сопрано, а у мамы лирико-драматическое сопрано (как мама говорила, что П. Чайковский писал для ее голоса и очень любила его музыку), голос у мамы был звучный и тембрально изумительно окрашенный. Они с Марией Мерцаловой в студии, да и потом дома часто вместе исполняли дуэты.

Их судьба в дальнейшем сложилась по-разному.

Моя мама, Галина Виноградова, стала профессиональной певицей, солисткой Москонцерта, с гастролями объездила всю страну до Камчатки и Владивостока. В те годы люди в российской провинции не смотрели эстрадный глупый юмор по телевизору, а ходили в концерты и слушали классическую музыку, оперное пение. Она пела и в Москве, в Колонном Зале, с Оркестрами В. Дударовой и Ю. Темирканова.

Мария Николаевна еще до войны в 1929 году поступила в Московский Государственный Университет на отделение искусствоведения этнографического факультета и в 1932 году его закончила (тогда срок обучения был 3 года).

Она посвятила свою жизнь изучению и описанию российского, а потом и европейского, костюма и быта. Оперную студию она закончила позже, уже после войны.

Пение для нее стало домашним творчеством, а так как она с детства пела в церковном хоре, то и после студии она принимала участие в песнопениях во время богослужения, В последние свои годы она пела в хоре во вновь отстроенном Храме свт. Николая на Соломенной Сторожке.

Мария Николаевна Мерцалова родилась 29 июня 1912 года в семье потомственного дворянина Николая Ивановича Мерцалова, профессора, ученого – механика, мама Агриппина Давыдовна была купеческого сословия. Детские годы она провела в Тульской губернии, в Тульской Засеке, это недалеко от Ясной Поляны, по преданию даже коров покупали у семьи Л.Н. Толстого. Образование они с сестрой Надеждой, 1910 года рождения, сначала получили домашнее, а затем уже в Москве учились в средней школе.

Весной 1918 года семья Мерцаловых приехала в Москву, Николай Иванович Мерцалов поступил на службу (профессором) в Петровскую сельскохозяйственную академию, в будущем Тимирязевскую, и получил под жилье одну из дач, т. к. этот район был дачным в то время.

В годы ее юности Храме свт. Николая на Соломенной Сторожке стоял немного в другом месте, на том месте уже давно отстроено большое здание какого-то предприятия. При восстановлении храма Мария Николаевна помогла воссоздать его ближе к прежнему храму, используя чертежи, фотографии и зарисовки, сохранившиеся у нее.

Этот Храм в ее жизни имел особенное значение. В нем ее и отпевали в 2000 году, но уже заново построенном.

Настоятелем Храма был отец Василий Надеждин, ныне поминаемый, как священномученик Василий. При храме собралась верующая молодежь, что не могло не насторожить коммунистические власти. В эту группу молодежи вошли и юная Маша Мерцалова, и ее сестра Надежда, и подруга Лиза, Елизавета Семеновна Обыдова, которую Мария Николаевна называла своей «названой сестрой» (дружбу с Лизой она пронесла через всю жизнь, часто останавливаясь у нее в Ленинграде, где та жила уже в зрелые годы), а также очень близкая и тоже до конца жизни подруга Татьяна, которая жила недалеко от Храма. Эти девочки пели в церковном хоре. На фотографии их лица светятся такой радостью.

Когда несчастных людей везли по жаре в тесных теплушках, многим было сложно перенести такую дорогу и девочки из интеллигентной семьи московского профессора ухаживали за несчастными, разносили на остановках воду больным, ухаживали за слабыми.

Мария Николаевна Мерцалова всегда ходила в церковь, всегда жила с молитвой и даже сохранила и иконы и церковную литературу, не смотря на опасность, которая угрожала ей и о которой она прекрасно знала.

Мне досталась в наследство небольшая икона равноапостольной Марии Магдалины, которая была и ее и моей покровительницей, акафист Николаю Мирликийскому, дореволюционного издания, и брошюра 1903 года издания о Чудотворной Иверской Иконе Божьей Матери (эту книжечку я передала о. Михаилу в Храм Воскресения Христова в Сокольниках, где, после разрушения Иверской часовни, находится эта удивительная икона, но о присутствии помощи этой иконы в жизни моей мамы и моей надо писать отдельный рассказ). О большем наследстве я и не мечтала.

Тот трудный период и научил ее многому и привел в ее жизнь новых удивительных людей. Часто в ее доме мы видели Владимира Николаевича, который был немного старше Марии Николаевны и во время ссылки в Алма-Ате, поддержал сестер Мерцаловых. Меня поражало то, что он никогда не скрывал своих религиозных взглядов, но будучи знающим и незаменимым в своей области науки, геологии, специалистом, он занимал крупную должность в Академии Наук. Такое тоже, оказывается, случалось в наше советское время.

Сила духа, чистота чувств у людей того поколения была необыкновенная!

Моего отца Даниила Константиновича Виноградова не стало в марте 1986 года. Мария Николаевна помогла нам организовать отпевание, заочное, в храме в селе Богородском на Краснобогатырской улице. По другому было нельзя в то время, тем более, что с отцом прощался весь институт, МИФИ, в котором он проработал около 30 лет (вскоре после возвращения с войны он с друзьями приступил к созданию кафедры «Автоматики и Телемеханики»). Отец был коммунистом, в партию вступил еще на фронте в 1943 году, он был офицером, служил в инженерных войсках и вернулся майором. О каком официальном отпевании могла идти речь.

Во время болезни отца и после его смерти, мы с мамой часто ходили в церковь, бывали у Иверской, иногда с Марией Николаевной, но я во время литургии вынуждена была покидать храм. Это было тяжело.

Мы с мамой приехали к Марии Николаевне в субботу накануне воскресения, недели 3-ей по Пасхе, святых жен мироносиц, в тот год это было 19 мая. По удивительному совпадению, как и в этом году. Переночевали, причем я спала в ее спальне под образом равноап. Марии Магдалины, который теперь у меня дома над моей постелью, а по утру под пение птиц вышли из квартиры, из старого дома сотрудников Тимирязевской Академии, в котором семья Мерцаловых жила с 1935 года, сели на трамвай на Красностуденческом проезде, доехали до Белорусского вокзала, сели на электричку и уже через полчаса мы шли к Храму по длинной аллее и уже под пение соловьев. Мы шли к о. Валериану (Кречетову).

Как происходило богослужение, на котором причастилась и Мария Николаевна и моя мама, Галина Ильинична, рассказывать не могу, т. к. очень волновалась.

А потом купель, а потом Мария Николаевна ведет меня вокруг аналоя с пением «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостися …». При этом я в сшитой мною белой длинной до пят, по русскому образцу, как учила Мария Николаевна, рубашке, на которую сверху надето розовое летнее платье. И я, мне казалось, не шла, а летела по воздуху.

А дома мы с Марией Николаевной лепим маленькие пирожки с мясным фаршем. Потом достаем их из духовки, несем к столу с чашками душистого бульона, трапезничаем празднично, и по усталому телу разливается тепло, силы возвращаются, а на душе светло и радостно.

Так начала свою книгу «Поэзия народного костюма» Мария Николаевна Мерцалова. Поскольку ее детские годы прошли в Тульской губернии, то для нее русский костюм был естественной одеждой русского человека, а не музейном экспонатом. Она могла воочию видеть всю красоту и поэзию, простоту и сложность русского народного костюма и русской народной жизни.

Получив дворянское домашнее образование, она смогла осмыслить и систематизировать свое отношение к народному костюму. В первые послереволюционные годы, семья Мерцаловых переехала в Москву. Еще не были утрачены культурные традиции Серебряного века, и были живы носители русской культуры XIX века. После окончания Университета она сосредоточила свое внимание на истории костюма.

В это время она знакомится с известным теоретиком истории костюма Софией Николаевной Беляевой-Экземплярской. Первые публикации Мерцаловой вышли при непосредственном участии Софии Николаевны. Они были напечатаны в начале 30-х годов в журналах «Швейная промышленность». В годы репрессий пострадала большая часть российской интеллигенции, эту судьбу разделила София Беляева-Экземплярская, проведшая в лагерях и ссылке более 10 лет.

Всю свою творческую жизнь Мария Николаевна посвятила истории костюма. За плечами этой удивительной женщины более 60 лет (начиная с 30-х годов ХХ века) кропотливого исследовательского труда, преподавательская деятельность во многих учебных заведениях г. Москвы. Первая ее книга «Дети в мировой живописи», изданная издательством «Искусство» в 1968 году, наполнена особенной теплотой к людям. В этом же издательстве была издана в 1972 году ее знаменитая классическая «История костюма», книга по которой училось не одно поколение специалистов. Работа над этой книгой позволили Мерцаловой М.Н. защитить диссертацию.

В 1975 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла ее монографии «Поэзия народного костюма», которая была особенна дорога и близка Марии Николаевне. В ней воплотились все впечатления детства и знания, накопленные за годы кропотливого изучения русского народного костюма. В результате ее исследовательских этнографических экспедиций по России был накоплен огромный материал, ставший основой ее книги.

«Неуемная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в предметах быта, и особенно в создании внешнего облика людей» писала в своей книге Мария Николаевна. Она считала, что костюм и человек связанны органично, поэтому она сама делала постановку натурных съемок костюма в естественной среде на конкретных жителях тех областей России, где был создан этот костюм, и никогда не снимала костюм на манекене..Эта книга «Поэзия народного костюма» выдержала второе издание в 1988 году.

Энциклопедические знания Марии Николаевны Мерцаловой в области истории костюма нашли воплощение в четырехтомном труде «Костюм разных времен и народов». Первые два тома были изданы при жизни автора при участии Академии моды, почетным президентом которой являлась Мария Николаевна Мерцалова. Первый том был издан в 1993 году тиражом 25 тыс. экземпляров, второй том - в 1996 году тиражом всего лишь 5 тыс. экземпляров.

И уже после ее кончины были подготовлены к изданию третий и четвертый том, которые вышли одной книгой в 2001 году в Санкт-Петербурге и завершили этот замечательный труд, великолепную энциклопедию истории костюма. В издании принимали участие Александр Васильев, ученик Марии Николаевны, взявший на себя «очень трудную работу по подбору иллюстраций и составлению подписей к ним», так написала сама Мерцалова М.Н во вступительном слове к этой книге.

Было бы неправильным не упомянуть о научно-исследовательской работе Мерцаловой М.Н. в течении 21 года на студии «Мосфильм» и о сотрудничестве с такими звездами отечественной режиссуры, как Андрей Тарковский («Андрей Рублев»), Сергей Бондарчук («Борис Годунов»), Владимир Наумов «Бег», «Скверный анекдот», Андрон Михалков - Кончаловский («Дворянское гнездо»), Александр Прошкин («Ломоносов»), Никита Михалков («Обломов»).

После Марии Николаевны Мерцаловой остались материалы для задуманных ею книг по гражданскому мундиру различных сословий Российской Империи, по истории возникновения и правилам обрядовых одежд православного богослужения, по фонарям России, об особенностях быта российского государства и другие материалы.

Ее похоронили на Новодевичьем кладбище рядом со своим отцом Николаем Ивановичем, похороненным на этом кладбище в 1948 году, он был крупным советским учёным-механиком, математиком, специалистом по теории машин и механизмов, термодинамике, теории трения

июля, на празднование Рождества Иоанна Крестителя, в 2000 году не стало Марии Николаевны Мерцаловой.

Мария Николаевна родилась в начале ХХ века, 29 июня 1912 года, в семье известного профессора Тимирязевской сельскохозяйственной Академии Мерцалова Николая Ивановича, одного из авторов «Теории машин и механизмов».







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.