|
Июля, на празднование Рождества Иоанна Крестителя, в 2000 году не стало Марии Николаевны Мерцаловой.Стр 1 из 5Следующая ⇒ Июля, на празднование Рождества Иоанна Крестителя, в 2000 году не стало Марии Николаевны Мерцаловой.
Мария Николаевна Мерцалова была очень известным специалистом по истории русского костюма и быта. А с самого моего детства она считалась моей крестной, хотя до времени таковой не была. И я чувствую настоятельную потребность поделиться своими воспоминаниями об этой удивительной женщине, христианке, перенесшей многие тяготы времени правления в России коммунистического режима и сохранившей веру в Бога и веру в будущую судьбу России. Она, одним своим присутствием, поведением и удивительно правильной, красивой русской, московской речью, заставляла окружающих вести себя достойно, говорить по русски без сленга и междометий, как и подобает православному российскому человеку. А сама обстановка в ее доме, размеренная трапеза с беседой, неспешное чаепитие с приготовленными ею вкусностями, по старым русским или изобретенным ею самой рецептам, а готовила она отменно, особенно постную еду, все это переносило всех нас, присутствующих, в Москву XIX века, быт интеллигентного дома прежней дореволюционной России, прежней Москвы.. Это оставило неизгладимое впечатление, повлияло на всех нас и заставило с уважением относиться и к истории своей родины и к своим предкам, да и в жизни вести себя по возможности менее суетно и достойно, не смотря на темп жизни сумасшедшего технократического века. Один человек может повлиять на судьбы многих только одним своим присутствием. Я не знаю, чем я заслужила такое счастье иметь крестной матерью Марию Николаевну Мерцалову. В моем еще советском детстве я не понимала много и многое мне не объясняли, опасаясь, что эти знания помешают мне в моей судьбе, хотя мама часто тайком посещала Храм Воскресения Христова в Сокольниках (у Иверской Иконы молилась еще подростком перед войной), а бабушка тихо перед сном читала молитвы обо всех нас… Так я и жила некрещеная, но при этом зная, что у меня есть крестная – М, Н. Мерцалова, самая близкая подруга мамы. Они вместе учились в Московской городской оперной студии с 1946 по 1950 годы. У Мерцаловой было красивое камерное меццо-сопрано, а у мамы лирико-драматическое сопрано (как мама говорила, что П. Чайковский писал для ее голоса и очень любила его музыку), голос у мамы был звучный и тембрально изумительно окрашенный. Они с Марией Мерцаловой в студии, да и потом дома часто вместе исполняли дуэты. Их судьба в дальнейшем сложилась по-разному. Моя мама, Галина Виноградова, стала профессиональной певицей, солисткой Москонцерта, с гастролями объездила всю страну до Камчатки и Владивостока. В те годы люди в российской провинции не смотрели эстрадный глупый юмор по телевизору, а ходили в концерты и слушали классическую музыку, оперное пение. Она пела и в Москве, в Колонном Зале, с Оркестрами В. Дударовой и Ю. Темирканова. Мария Николаевна еще до войны в 1929 году поступила в Московский Государственный Университет на отделение искусствоведения этнографического факультета и в 1932 году его закончила (тогда срок обучения был 3 года). Она посвятила свою жизнь изучению и описанию российского, а потом и европейского, костюма и быта. Оперную студию она закончила позже, уже после войны. Пение для нее стало домашним творчеством, а так как она с детства пела в церковном хоре, то и после студии она принимала участие в песнопениях во время богослужения, В последние свои годы она пела в хоре во вновь отстроенном Храме свт. Николая на Соломенной Сторожке. Мария Николаевна Мерцалова родилась 29 июня 1912 года в семье потомственного дворянина Николая Ивановича Мерцалова, профессора, ученого – механика, мама Агриппина Давыдовна была купеческого сословия. Детские годы она провела в Тульской губернии, в Тульской Засеке, это недалеко от Ясной Поляны, по преданию даже коров покупали у семьи Л.Н. Толстого. Образование они с сестрой Надеждой, 1910 года рождения, сначала получили домашнее, а затем уже в Москве учились в средней школе.
В годы ее юности Храме свт. Николая на Соломенной Сторожке стоял немного в другом месте, на том месте уже давно отстроено большое здание какого-то предприятия. При восстановлении храма Мария Николаевна помогла воссоздать его ближе к прежнему храму, используя чертежи, фотографии и зарисовки, сохранившиеся у нее.
Настоятелем Храма был отец Василий Надеждин, ныне поминаемый, как священномученик Василий. При храме собралась верующая молодежь, что не могло не насторожить коммунистические власти. В эту группу молодежи вошли и юная Маша Мерцалова, и ее сестра Надежда, и подруга Лиза, Елизавета Семеновна Обыдова, которую Мария Николаевна называла своей «названой сестрой» (дружбу с Лизой она пронесла через всю жизнь, часто останавливаясь у нее в Ленинграде, где та жила уже в зрелые годы), а также очень близкая и тоже до конца жизни подруга Татьяна, которая жила недалеко от Храма. Эти девочки пели в церковном хоре. На фотографии их лица светятся такой радостью. Когда несчастных людей везли по жаре в тесных теплушках, многим было сложно перенести такую дорогу и девочки из интеллигентной семьи московского профессора ухаживали за несчастными, разносили на остановках воду больным, ухаживали за слабыми. Мария Николаевна Мерцалова всегда ходила в церковь, всегда жила с молитвой и даже сохранила и иконы и церковную литературу, не смотря на опасность, которая угрожала ей и о которой она прекрасно знала. Мне досталась в наследство небольшая икона равноапостольной Марии Магдалины, которая была и ее и моей покровительницей, акафист Николаю Мирликийскому, дореволюционного издания, и брошюра 1903 года издания о Чудотворной Иверской Иконе Божьей Матери (эту книжечку я передала о. Михаилу в Храм Воскресения Христова в Сокольниках, где, после разрушения Иверской часовни, находится эта удивительная икона, но о присутствии помощи этой иконы в жизни моей мамы и моей надо писать отдельный рассказ). О большем наследстве я и не мечтала. Тот трудный период и научил ее многому и привел в ее жизнь новых удивительных людей. Часто в ее доме мы видели Владимира Николаевича, который был немного старше Марии Николаевны и во время ссылки в Алма-Ате, поддержал сестер Мерцаловых. Меня поражало то, что он никогда не скрывал своих религиозных взглядов, но будучи знающим и незаменимым в своей области науки, геологии, специалистом, он занимал крупную должность в Академии Наук. Такое тоже, оказывается, случалось в наше советское время. Сила духа, чистота чувств у людей того поколения была необыкновенная! Моего отца Даниила Константиновича Виноградова не стало в марте 1986 года. Мария Николаевна помогла нам организовать отпевание, заочное, в храме в селе Богородском на Краснобогатырской улице. По другому было нельзя в то время, тем более, что с отцом прощался весь институт, МИФИ, в котором он проработал около 30 лет (вскоре после возвращения с войны он с друзьями приступил к созданию кафедры «Автоматики и Телемеханики»). Отец был коммунистом, в партию вступил еще на фронте в 1943 году, он был офицером, служил в инженерных войсках и вернулся майором. О каком официальном отпевании могла идти речь.
Мы с мамой приехали к Марии Николаевне в субботу накануне воскресения, недели 3-ей по Пасхе, святых жен мироносиц, в тот год это было 19 мая. По удивительному совпадению, как и в этом году. Переночевали, причем я спала в ее спальне под образом равноап. Марии Магдалины, который теперь у меня дома над моей постелью, а по утру под пение птиц вышли из квартиры, из старого дома сотрудников Тимирязевской Академии, в котором семья Мерцаловых жила с 1935 года, сели на трамвай на Красностуденческом проезде, доехали до Белорусского вокзала, сели на электричку и уже через полчаса мы шли к Храму по длинной аллее и уже под пение соловьев. Мы шли к о. Валериану (Кречетову).
А потом купель, а потом Мария Николаевна ведет меня вокруг аналоя с пением «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостися …». При этом я в сшитой мною белой длинной до пят, по русскому образцу, как учила Мария Николаевна, рубашке, на которую сверху надето розовое летнее платье. И я, мне казалось, не шла, а летела по воздуху. А дома мы с Марией Николаевной лепим маленькие пирожки с мясным фаршем. Потом достаем их из духовки, несем к столу с чашками душистого бульона, трапезничаем празднично, и по усталому телу разливается тепло, силы возвращаются, а на душе светло и радостно. Так начала свою книгу «Поэзия народного костюма» Мария Николаевна Мерцалова. Поскольку ее детские годы прошли в Тульской губернии, то для нее русский костюм был естественной одеждой русского человека, а не музейном экспонатом. Она могла воочию видеть всю красоту и поэзию, простоту и сложность русского народного костюма и русской народной жизни. Получив дворянское домашнее образование, она смогла осмыслить и систематизировать свое отношение к народному костюму. В первые послереволюционные годы, семья Мерцаловых переехала в Москву. Еще не были утрачены культурные традиции Серебряного века, и были живы носители русской культуры XIX века. После окончания Университета она сосредоточила свое внимание на истории костюма.
Всю свою творческую жизнь Мария Николаевна посвятила истории костюма. За плечами этой удивительной женщины более 60 лет (начиная с 30-х годов ХХ века) кропотливого исследовательского труда, преподавательская деятельность во многих учебных заведениях г. Москвы. Первая ее книга «Дети в мировой живописи», изданная издательством «Искусство» в 1968 году, наполнена особенной теплотой к людям. В этом же издательстве была издана в 1972 году ее знаменитая классическая «История костюма», книга по которой училось не одно поколение специалистов. Работа над этой книгой позволили Мерцаловой М.Н. защитить диссертацию. В 1975 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла ее монографии «Поэзия народного костюма», которая была особенна дорога и близка Марии Николаевне. В ней воплотились все впечатления детства и знания, накопленные за годы кропотливого изучения русского народного костюма. В результате ее исследовательских этнографических экспедиций по России был накоплен огромный материал, ставший основой ее книги. «Неуемная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в предметах быта, и особенно в создании внешнего облика людей» писала в своей книге Мария Николаевна. Она считала, что костюм и человек связанны органично, поэтому она сама делала постановку натурных съемок костюма в естественной среде на конкретных жителях тех областей России, где был создан этот костюм, и никогда не снимала костюм на манекене..Эта книга «Поэзия народного костюма» выдержала второе издание в 1988 году.
Было бы неправильным не упомянуть о научно-исследовательской работе Мерцаловой М.Н. в течении 21 года на студии «Мосфильм» и о сотрудничестве с такими звездами отечественной режиссуры, как Андрей Тарковский («Андрей Рублев»), Сергей Бондарчук («Борис Годунов»), Владимир Наумов «Бег», «Скверный анекдот», Андрон Михалков - Кончаловский («Дворянское гнездо»), Александр Прошкин («Ломоносов»), Никита Михалков («Обломов»). После Марии Николаевны Мерцаловой остались материалы для задуманных ею книг по гражданскому мундиру различных сословий Российской Империи, по истории возникновения и правилам обрядовых одежд православного богослужения, по фонарям России, об особенностях быта российского государства и другие материалы. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище рядом со своим отцом Николаем Ивановичем, похороненным на этом кладбище в 1948 году, он был крупным советским учёным-механиком, математиком, специалистом по теории машин и механизмов, термодинамике, теории трения июля, на празднование Рождества Иоанна Крестителя, в 2000 году не стало Марии Николаевны Мерцаловой.
![]() ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|