|
Потом мама вся в слезах от радости. Просфоры и булочки во дворе храма и путь домой. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 А дома мы с Марией Николаевной лепим маленькие пирожки с мясным фаршем. Потом достаем их из духовки, несем к столу с чашками душистого бульона, трапезничаем празднично, и по усталому телу разливается тепло, силы возвращаются, а на душе светло и радостно. Такой день забыть невозможно. И все благодаря моей крестной, теперь уже настоящей. Кажется, в первые века Христианства людей крестили уже в сознательном возрасте, а не младенцами. М. б. в этом была определенная мудрость? Я рассказала о своем опыте общения с Марией Николаевной Мерцаловой, а ее жизнь была настолько многогранной и в духовном и в творческом плане, что описание этого потребует целой книги, причем я слишком мало знаю обо всех аспектах ее жизни, что даже не взялась бы об этом писать. Но хочется сказать хотя бы о главном. Главное – она очень любила Россию, ее народ, историю и культуру. Мария Николаевна написала много книг, но любимой книгой была «Поэзия народного костюма». «Первое мое впечатление о русском народном костюме неотделимо от песни. В притихшем, недвижном воздухе летнего вечера, где-то далеко на гористом Киевском шоссе начинает звучать песня. Стройно, ладно поют женские голоса протяжную мелодию, то сливаются, как бы соединяясь в один голос, то вдруг разделяются на ручейки - одни текут спокойно, и в них чувствуется опора, другие устремляются, вверх, рассыпаясь звонкими, замысловатыми для детского слуха переливами, и невольно подмывает тебя, хочется вместе с этими звуками унестись куда-то, то ли в небо, то ли в какую-то сказочную страну.» Так начала свою книгу «Поэзия народного костюма» Мария Николаевна Мерцалова. Поскольку ее детские годы прошли в Тульской губернии, то для нее русский костюм был естественной одеждой русского человека, а не музейном экспонатом. Она могла воочию видеть всю красоту и поэзию, простоту и сложность русского народного костюма и русской народной жизни. Получив дворянское домашнее образование, она смогла осмыслить и систематизировать свое отношение к народному костюму. В первые послереволюционные годы, семья Мерцаловых переехала в Москву. Еще не были утрачены культурные традиции Серебряного века, и были живы носители русской культуры XIX века. После окончания Университета она сосредоточила свое внимание на истории костюма. В это время она знакомится с известным теоретиком истории костюма Софией Николаевной Беляевой-Экземплярской. Первые публикации Мерцаловой вышли при непосредственном участии Софии Николаевны. Они были напечатаны в начале 30-х годов в журналах «Швейная промышленность». В годы репрессий пострадала большая часть российской интеллигенции, эту судьбу разделила София Беляева-Экземплярская, проведшая в лагерях и ссылке более 10 лет. Всю свою творческую жизнь Мария Николаевна посвятила истории костюма. За плечами этой удивительной женщины более 60 лет (начиная с 30-х годов ХХ века) кропотливого исследовательского труда, преподавательская деятельность во многих учебных заведениях г. Москвы. Первая ее книга «Дети в мировой живописи», изданная издательством «Искусство» в 1968 году, наполнена особенной теплотой к людям. В этом же издательстве была издана в 1972 году ее знаменитая классическая «История костюма», книга по которой училось не одно поколение специалистов. Работа над этой книгой позволили Мерцаловой М.Н. защитить диссертацию. В 1975 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла ее монографии «Поэзия народного костюма», которая была особенна дорога и близка Марии Николаевне. В ней воплотились все впечатления детства и знания, накопленные за годы кропотливого изучения русского народного костюма. В результате ее исследовательских этнографических экспедиций по России был накоплен огромный материал, ставший основой ее книги. «Неуемная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в предметах быта, и особенно в создании внешнего облика людей» писала в своей книге Мария Николаевна. Она считала, что костюм и человек связанны органично, поэтому она сама делала постановку натурных съемок костюма в естественной среде на конкретных жителях тех областей России, где был создан этот костюм, и никогда не снимала костюм на манекене..Эта книга «Поэзия народного костюма» выдержала второе издание в 1988 году. Энциклопедические знания Марии Николаевны Мерцаловой в области истории костюма нашли воплощение в четырехтомном труде «Костюм разных времен и народов». Первые два тома были изданы при жизни автора при участии Академии моды, почетным президентом которой являлась Мария Николаевна Мерцалова. Первый том был издан в 1993 году тиражом 25 тыс. экземпляров, второй том - в 1996 году тиражом всего лишь 5 тыс. экземпляров. И уже после ее кончины были подготовлены к изданию третий и четвертый том, которые вышли одной книгой в 2001 году в Санкт-Петербурге и завершили этот замечательный труд, великолепную энциклопедию истории костюма. В издании принимали участие Александр Васильев, ученик Марии Николаевны, взявший на себя «очень трудную работу по подбору иллюстраций и составлению подписей к ним», так написала сама Мерцалова М.Н во вступительном слове к этой книге. Было бы неправильным не упомянуть о научно-исследовательской работе Мерцаловой М.Н. в течении 21 года на студии «Мосфильм» и о сотрудничестве с такими звездами отечественной режиссуры, как Андрей Тарковский («Андрей Рублев»), Сергей Бондарчук («Борис Годунов»), Владимир Наумов «Бег», «Скверный анекдот», Андрон Михалков - Кончаловский («Дворянское гнездо»), Александр Прошкин («Ломоносов»), Никита Михалков («Обломов»). После Марии Николаевны Мерцаловой остались материалы для задуманных ею книг по гражданскому мундиру различных сословий Российской Империи, по истории возникновения и правилам обрядовых одежд православного богослужения, по фонарям России, об особенностях быта российского государства и другие материалы. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|