Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРАВЛЕНИЕ ФИЛИППА II АВГУСТА





Данный документ представляет собой отрывок из завещания Филиппа II, составленного им в 1190 г. перед своим отправлением в третий крестовый поход. Он отражает важную сторону деятельности короля, связанную с территориальным ростом королевского домена – реорганизацию системы его управления.

 

…Повелеваем, чтобы бальи[30] наши выбирали для каждого превотажа[31] … по четырёх умных и добросовестных мужа, пользующихся доброй славой. Пусть городские дела не ведутся без их совета или, по крайней мере, без совета двух из них. Что касается Парижа, мы желаем, чтобы их там было шестеро и все храбрые и добросовестные…

Мы определили бальи в наши земли, названные именами собственными. Каждый месяц они будут назначать по одному дню… когда люди, приходящие к ним с жалобами, будут немедленно и справедливо удовлетворяемы ими. Там и мы будем получать себе удовлетворение и справедливость…

Кроме того, мы желаем и повелеваем, чтобы любезнейшая мать наша королева [Адель] и наш любезнейший и вернейший дядя Гильом, архиепископ Реймский, назначали каждые четыре месяца в Париже один день для выслушивания жалоб от подданных нашей державы и для справедливого решения их во славу Господню и в интересах государства.

Повелеваем ещё, чтобы в этот день к нам приходили люди от каждых наших городов и чтобы тут же и наши бальи имели свои заседания и излагали бы в присутствии всех дела нашей страны.

Если который-нибудь из наших бальи окажется виновным в каком-либо преступлении, кроме убийства, грабежа, душегубства или измены, и будет изобличён в этом архиепископом, королквою и другими судьями, назначенными ведать проступки наших бальи, мы желаем, чтобы нам три раза в год посылались письма для извещения нас о провинившихся бальи, о свойстве преступления каждого, о полученной им мзде, а также о том человеке, чьи деньги, подарки или услуги заставили его пожертвовать правом наших людей и нашим собственным.

Наши бальи будут посылать нам такие же отчёты о наших прево.

Королева и архиепископ не будут иметь право отнимать должности у бальи, разве тот провинится в убийстве, грабеже, душегубстве или измене; точно так же в подобных случаях будут поступать по отношению к прево бальи. Нам же с Божьего указания предоставляется, когда мы узнаем истину, отмстить таким образом, чтобы это послужило уроком для других.

Королева и архиепископ будут также отдавать нам три раза в год отчёт о состоянии и делах государства.

Если освободится епископское или аббатское место, мы желаем, чтобы каноники той церкви или монахи того монастыря, где открылась вакансия, явились к королеве и архиепископу, как явились бы к нам, чтобы испросить у них право свободного выбора, и мы желаем, чтобы это право было даровано им без всякого затруднения. При этом мы советуем капитулам и монахам избирать такого пастыря, который был бы угоден Богу и хорошо служил бы государству. Королева и архиепископ будут хранить у себя доходы с вакантного места до тех пор, пока указанный прелат не будет посвящён и благословен. После того они возвратят ему их беспрекословно.

Если кто-нибудь захочет воевать с нашим сыном, и ему недостаточно будет его доходов для поддержания войны, пусть тогда все наши подданные помогают ему своим животом и имуществом, и пусть церкви дают ему тогда такую же помощь, какую обыкновенно дают и нам.

Кроме того, мы запрещаем своим прево и бальи арестовывать человека или его имущество, если он представит хорошие поручительства для ведения своего дела при нашем дворе, кроме случаев убийства, грабежа и измены.

Сверх того мы желаем, чтобы все наши доходы, сборы и оброки доставлялись в Париж в три срока: первые – в день св. Ремигия, вторые – в день Сретения Господня, третьи – в день Вознесения и передавались бы нашим указанным горожанам или вице-маршалу. Если который-нибудь из них умрёт, Гильом Гарландский должен назначить на его место другого.

Клерк наш Адам будет при получении доходов с нашего имущества и должен вести им реестр. У каждого из них [т. е. блюстителей доходов] будет ключ от всех сундуков, куда положат наше имущество во храме. И в храме будет также один ключ. И из этого имущества нам будут посылать то, что мы потребуем в своих письмах…

[Там же. С.18-20].

Б. ЛЮДОВИК IX (1226 - 1270)

Документы 3 и 4 характеризуют судебные реформы, которые провёл Людовик IX в целях борьбы с феодальным сепаратизмом и укрепления власти короля. Первый из них содержит постановление об отмене во всех королевских судах судебных поединков и введения вместо них «доказательства через свидетелей». Реорганизация суда в процессе складывания централизованного государства предполагала отмену характерных для раннего средневековья сакральных форм судебного процесса (клятвы обвиняемого совместно с соприсяжниками, ордалии, поединки) к расследованию через опрос подсудимого и свидетелей.

Запретив частные войны в пределах своего домена, Людовик IX стремился принцип «сорока дней короля» распространить по всей территории королевсва. О чём речь идёт в документе 4.

 

ОТМЕНА ПОЕДИНКОВ

Мы всем возбраняем побоища во всех наших владениях, но отнюдь не отменяем исков, возражений, договоров, ни всяких иных условий, какие заключаются в светском суде и поныне согласно обычаям различных стран, но только отменяем бои и взамен битв устанавливаем доказательства через свидетелей, а также не отменяем прочих действительных и законных доказательств, какие были в употреблении в светском суде.

СОРОК ДНЕЙ КОРОЛЯ»

Исстари, а именно указами блаженной памяти Людовика Святого, короля Франции, предшественника нашего, при жизни его постановлено и повелено, чтобы всякий раз, когда возникнут между баронами нашего королевства какие-либо распри, ссоры, свалки или буйства, затеянные коварно и умышленно, от чего нередко бывает много убийств, увечий и других тяжких обид, – кровные родственники затеявших подобное пребывали и долженствовали пребывать в своём положении [т. е. в покое] со дня помянутого нападения или злодейства в течение следующих сорока дней, исключая только лиц, [непосредственно] завраждававших между собою, каковые за свои злодейства могли быть схвачены и задержаны как в течение сказанных сорока дней, так и после, и заключены в тюрьмы при судах, в ведомстве которых учинены злодейства, чтобы подвергнуться за то наказанию сообразно свойству преступлений, как повелено в уставах. И если в вышесказанный сорокадневный срок кто-либо из родных, детей, единокровных или свойственников кого-либо из главных зачинщиков дела какому-либо из родственников другой стороны нанесёт каким бы то ни было образом обиду или вред в отместку ли или как иначе, то, кроме вышесказанных злодеев, которые, как уже пояснено выше, [всегда] могут быть схвачены и наказаны по мере вины, эти [вмешавшиеся в ссору первых] как изменники или уличённые в злодействе и как нарушители королевских уставов и уложений должны быть осуждены и наказаны надлежащим судьёй того ведомства, где совершено преступление, либо в том месте, где были в преступлении по суду уличены; каковые уставы недаром ещё и поныне во многих и различных частях нашего королевства неуклонно соблюдаются ради общего блага и защиты страны и жителей, там обитающих и оседлых, верно хранимые, как сказано выше.

[Там же. С. 20].

 

В. ФИЛИПП IV КРАСИВЫЙ (1285 - 1314)

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.