Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Steve Bavister and Amanda Vickers





КОУЧИНГ


BE YOUR BEST

COACH

AND BEYOND

Steve Bavister and Amanda Vickers

Q • LEARNING


КОУЧИНГ

Стив Бавистер и Аманда Виккерс


iv


УДК 152.32 ББК 88.4 Б 13

Перевод с английского - Издательство Гиппо

Steve Bavister and Amanda Vickers

COACH

London, UK

Бавистер С, Виккерс А.

Коучинг/Стив Бавистер, Аманда Виккерс [пер. с англ. Издательство Гиппо]. - М.: Издательство Гиппо, 2010. - 256 с.

ISBN 978-5-91606-024-9

Быть коучем не просто. Не так-то легко удержаться от «доброго» совета или «правильного» распоряжения. И это не отголосок нашего российского менталите­та. Это тема, которую обсуждает мировое сообщество.

Вы действительно хотите освободить свою жизнь от мелочного контроля? И позволить другому человеку взять ответственность за его существование? Вы действительно готовы признаться себе, что не являетесь истиной в последней инстанции? И что другой человек (клиент, собеседник, подчиненный) обладает всеми необходимыми внутренними ресурсами для достижения своей цели?

Вы легко освоите навыки коучинга с помощью упражнений и реальных кей­сов, собранных в этой книге. Гарантия - компетентность авторов и их огромная практика в этой области. Оцените преимущества, которые коучинг даст вам, и в личной жизни и на работе. А если почувствуете, что развитие других людей - ваше призвание - станьте профессиональным коучем, следуя советам этой книги.

УДК 152.32 ББК 88.4 ISBN 978-5-91606-024-9

© 2003 Steve Bavister and Amanda Vickers

© 2010, Издательство Гиппо, перевод и издание на русском языке


Содержание

ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОУЧ 1

Семена, готовые прорасти: вы - потенциальный коуч 2

Осуществляя перемены 3

Case study: Как приходят к решению стать коучем: 6

Суть коучинга: в чем она? 10

Директивный коучинг 11

Case study: Недирективный коучинг 12

Различные подходы 13

Коучинг - это не просто навыки коучинга 16

Коучинг предполагает у человека неограниченный потенциал 18

Создание альянса с клиентом 19

Case study: Триша Макдоналд 20

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШИЙ КОУЧ? 24

Характерные черты великого коуча 25

Неограниченный потенциал 26

Case study: Вера в себя 27

Позитивное отношение к себе 28

Учиться у других 29

Интервью: Иен Макдермотт 32

Интервью: Питер Оливер 36

Интервью: Пит Коэн 44

Интервью: Джен Эльфлайн 49

Резюме 56

ЧЕГО ВЫ НА САМОМ ДЕЛЕ ХОТИТЕ? 57

Сотворение коучем своего будущего 58

Как определить, чего мы хотим? 60

Разновидности коучинга 62


V


vi


СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ

Якоря 77

Зачем нужен коучинг? 80

Польза коучинга 81

Case study: Autoglass 84

Как сделать то, что вы хотите, привлекательным для других 88

НАСКОЛЬКО ВЫ ПРИВЕРЖЕНЫ СВОЕЙ ЦЕЛИ? 89

Сколь важно быть обязательным 90

Какова ваша мотивация? 93

Удовольствие и страдание 95

Создавайте рычаги 97

Препятствия - откуда они берутся? 98

Беседа с самим собой 100

Прекращение борьбы 101

ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ 104

Что значит - «лучше»? 105

Обратная связь 107

Принимая обратную связь 111

В природе нет такой вещи, как неудача 112

Закладывая основы 113

Эмоциональные состояния 115

Как узнать о своих возможностях 116

О том, как важно праздновать успехи 118

Вы великолепны 119

СТРАТЕГИИ И ТЕХНИКИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ 121

В коучинге, как в жизни 122

Стратегическое мышление 123

Будьте в курсе происходящего 125
Case study: Если то, что вы делаете, не срабатывает
-

Измените что-нибудь 126


СОДЕРЖАНИЕ

Исследование реальности 127

От «А» до «Я» или от «А» до «Б»? 131

Искусство желать 132

Используйте свою интуицию 132

Перенимайте стратегию 135

Утверждающие действия 136

СОВЕРШЕНСТВУЯ СВОИ ЗНАНИЯ 137

Когда проводить коучинг 138
Применение стратегий и техник коучинга в отношении своей

команды 139

Политика кнута и пряника 144

Мифы о коучинге 145

Коучинг: на расстоянии и лицом к лицу 147

Продолжительность и частота занятий 148

Хорошее начало - залог успеха 150

Case study: Внутренний коучинг и конфиденциальность 153

Первая сессия коучинга 156

Усложнение задач 169

Завершение 169

СОВЕРШЕНСТВУЯ НАВЫКИ 171

Доверие 172

Установление раппорта 173

Как совершенствовать навыки раппорта 175

Коучинг по телефону 176

Опыт проявляется в речи 177

Еще раз о манере говорить 183

Фокус внимания 186

Что делает вопрос эффективным? 189

Использование модели GROW 193

Сила молчания 194


Vii


Viii


СТИВ БАВИСТЕРИ АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ

Как расширить возможность выбора 195

Навыки, которые расширяют возможности 197

9. СОВЕРШЕНСТВУЯ ОПЫТ 200

Будьте гибким коучем 201

Case study: Пример гибкости 202

Сопротивление коучингу 203

Когда клиент «застревает» 204

На уровне 205

Разные точки зрения 208

Case study: Меняя точку зрения 212

Использование метафоры 212

Case study: Жонглируя тарелками 213

Использование интуиции 214

Формирование собственного стиля 214

Коучинг как образ жизни 215

Группы коучинга 218

Сам себе коуч 219

ВАШ СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ 241

Соберите все воедино 242

Ваши дальнейшие шаги 242


ix

х


ПРЕДИСЛОВИЕ К СЕРИИ

Возможно, в вашей жизни возникали ситуации, когда у вас была какая-нибудь идея или хотелось добиться чего-то, однако из-за отсутствия необходимых навыков и стартовой поддержки ваши желания так и оставались желаниями. Может, вам казалось, что эта задача по силам кому-то другому, но не вам...

Настоящая серия предназначена для тех, у кого нет времени (или денег), чтобы посещать длительные тренинги, или кому недоста­точно повезло с руководителями и учителями. Книги этой серии послужат подручным средством, которое будет вдохновлять вас и давать практические советы в конкретных ситуациях. (Их чтение займет несколько минут!) А также они помогут вам более уверен­но и эффективно применять на работе, дома или в любых соци­альных ситуациях те навыки, которыми вы уже владеете.

Лесли Гослинг, Q Learning (www.qlearning.com).

В СЕРИИ:

«Менеджер изменений», П. Янг «Консультант», А. Хипкинс «Предприниматель», А. Макмиллан «Лидер», К. Доэрти, Д.Е. Томпсон «Мотиватор», Ф. Кумбс

«Мастер презентации», А. Марс «Командный игрок», Л. Гослинг


ГЛАВА1

Норман Винсент Пил




Начните сейчас

Назовите несколько примеров, когда люди самым естест­венным образом выступают в роли коучей в отношении друг друга.

Независимо от того, есть у вас опыт «естественного» коучинга или нет - вы наверняка вспомните о нескольких способах поддер­жать людей. В вашей памяти всплывут случаи, когда в отноше­нии того или иного человека вы проявили себя как истинный друг и дали ему надежду. Надежду, которая помогает находить реше­ния проблем.


ГЛАВА 1: ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОУЧ

ОСУЩЕСТВЛЯЯ ПЕРЕМЕНЫ

Зачастую при проведении коучинга (как бы вы при этом ни назы­вали данный процесс) у вас развиваются особые отношения с другим человеком. Вы можете проводить встречи специально для этих целей или применять свои умения в сфере коучинга в раз­личных неформальных ситуациях. Вы обнаружите, что пользуе­тесь этими умениями чаще, чем предполагали: например, с не­поддельным интересом слушаете собеседника, стараясь его по­нять, при этом не навязывая ему своих суждений, или задаете вопросы, которые побуждают его переосмыслить свой опыт.

Начните сейчас

В чем проявляются ваши качества прирожденного, «естествен­ного», коуча? Отметьте галочкой утверждения, справедливые по отношению к вам, а потом попросите друга или коллегу высказать свое мнение.

□ Я умею слушать.

□ Я уверен, что каждый день можно узнавать что-то новое.

□ Я принимаю людей такими, какие они есть.

□ Я считаю, что на ошибках можно учиться.

□ Меня интересует жизнь, и меня интересуют люди.




Начните сейчас

Один из лучших способов четко определить свою цель - это максимально реально представить себе, будто она уже дос­тигнута.

Представьте себя и свое положение несколько месяцев спустя с момента чтения этих строк. Интуитивно угадайте время, ког­да вы станете уверенно владеть техникой коучинга. Возможно, что вы стремитесь не просто владеть этой техникой, но хотите также стать успешным руководителем, максимально исполь­зующим потенциал команды, состоящей из целеустремлен­ных людей, либо профессиональным коучем с обширной кли­ентской базой. Как бы то ни было, и какой бы целью вы ни задавались, представьте себе, что вы - действительно эф­фективный коуч.

Что вы видите на своей мысленной картине? Что за люди вас окружают? Что вы слышите? Как вы себя чувствуете в роли квалифицированного коуча? Подробно исследуйте всю окру­жающую обстановку - столько времени, сколько потребуется. Не исключено, что вам легче будет «увидеть» происходящее в будущем, нежели мысленно «услышать» соответствующие зву­ки, или наоборот. Любой результат будет полезным для вас -особенно если вы почувствуете, что намеченное вами достиг­нуто.


ГЛАВА 1: ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙКОУЧ

Из своего воображаемого будущего мысленно вернитесь в тот момент, когда вы читали эту книгу. Что вы хотели бы сообщить самим себе в прошлом? Знаете ли вы сейчас что-нибудь такое, что было бы полезно знать вам тогда? Затем опять отправьтесь в будущее. Что вы видите теперь? Какие шаги собираетесь предпринять, чтобы постепенно усовершенствовать свои уме­ния?

Упражняйтесь столько времени, сколько хотите, и, если нуж­но, повторяйте. Чем более насыщенным будет ваш опыт - тем яснее вы станете понимать, чего вы ждете от коучинга и каким именно коучем вы хотели бы стать. Имейте в виду, что вы мо­жете менять или усложнять свои цели по мере того, как учитесь новым вещам. Пределы ваших достижений - это те границы, которые вы сами для себя устанавливаете.




СУТЬ КОУЧИНГА: В ЧЕМ ОНА?

Обилие определений - одна из проблем, связанных с коучин­гом. Чтобы наглядно продемонстрировать ситуацию, предста­вим себе континуум, на двух концах которого располагаются два подхода - на одном конце директивный, а на другом - недирек­тивный.

При директивном коучинге человеком руководит коуч, указывая, как выполнить ту или иную задачу, совершить продажу и т. д., в то время как в случае недирективного коучинга обучающийся в большей мере ответственен за определение направлений своего развития.

Коучинг/тренинг,


Директивный Недирективный

ДИРЕКТИВНЫЙ КОУЧИНГ

Коучинг на «директивном» конце континуума по своему стилю очень близок к тренингу. «Коуч» (в данном случае, скорее, тренер или учитель) ведет процесс обучения, передавая знания и информа­цию. Он может работать индивидуально или с группой. При этом от самого учащегося мало что зависит. Не он определяет, что и как ему учить. Решив, что тот или иной человек нуждается в «коучинге» при выполнении какой-нибудь определенной задачи или приобре­тении навыка, руководитель зачастую для начала проводит общий обзор всей работы, а потом разделяет ее на части. Он последова­тельно, в логическом порядке излагает каждый этап выполнения задачи, иногда лично демонстрируя, как это делать. Затем обуча­ющийся под наблюдением руководителя предпринимает самосто­ятельную попытку решить данную задачу. Руководитель обеспе­чивает обратную связь, поощряя обучающегося за хорошее выпол­нение задачи, и предлагает различные пути для достижения наи­лучшего конечного результата.

Такой вид вмешательства со стороны руководителя играет важ­ную роль в бизнесе; однако называть это коучингом было бы, мягко говоря, умалением огромной ценности последнего.




НЕДИРЕКТИВНЫЙ КОУЧИНГ

Тим Голуэй хорошо известен и в мире спорта, и в мире бизнеса как превосходный коуч. В своей книге The Inner Game of Work (Внутренняя игра в работу) он описывает эпизод из своей карьеры, когда ему стало ясно, в чем заключается суть обучения и перемен и что надо сделать, чтобы эти процессы были максимально эффективными. По его словам: «Я пытался изменить манеру подачи мяча одного человека, обучавшегося теннису... В какой-то момент я перестал это делать. Я понял, что надо менять подход. Мне стало ясно, что этот парень вел какой-то внутренний диалог с самим собой, совершенно непохожий на беседу со мной». Тим пришел к выводу, что его советы становились частью внутреннего голоса ученика и вместо того, чтобы помогать, не давали проявиться его природным способностям.

Этот пример наглядно демонстрирует разницу между директивным тренингом и недирективным коучингом. Из него видно, что подсказки часто производят обратный эффект. Когда мы учимся доверять себе — вместо того, чтобы отвлекаться на всевозможные «надо» и «должен» и пытаться «превозмочь усердием» — результат естественным образом улучшается. В основе такой техники коучинга лежит предположение, что клиент обладает необходимыми внутренними ресурсами, но нуждается в помощи, чтобы выявить и уверенно использовать их. Еще одно преимуще­ство недирективного подхода состоит в том, что поскольку клиент сам контролирует процесс своего обучения, то он, скорее всего, будет стараться довести его до конца. В этой книге упор делается именно на такое понимание коучинга.


ГЛАВА 1: ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОУЧ

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ

Существует ряд методов обучения - иногда тоже именуемых «ко­учингом» - которые на самом деле являются чем-то средним меж­ду директивным и недирективным коучингом.

Менторинг

Менторинг часто путают с коучингом, ибо в бизнесе они идут рука об руку. Достаточно широко распространена практика, когда вновь принятым и прошедшим курсы тренинга работникам назначают ментора, а в некоторых компаниях даже имеются официальные менторские структуры. Как правило, ментор (наставник) применя­ет некую смесь директивного (советуя и руководя) и недирективного (стимулируя клиента искать и находить решения задач посред­ством специальных вопросов) коучинга. Слово «менторинг» восхо­дит к греческой мифологии, где говорится, что Одиссей доверил своему другу Ментору свой дом и воспитание своего сына. Он про­сил друга передать сыну все свои знания. Отсюда происходит обыч­ное понимание менторинга как передачи опыта и знаний.




Консалтинг

Консультанты по менеджменту обычно предпочитают директив­ный подход. Они приходят в организацию, анализируют ситуа­цию и рекомендуют, что делать. С собой они приносят специаль­ные знания и опыт - именно те, которые нужны их клиентам. Однако все чаще случается, что консультанты берутся и за работу коуча; но у них не всегда получается избежать соблазна «быть экспертом», что в корне несовместимо с коучингом в его «чистом» виде, где предполагается, что знаниями и опытом должен обла­дать клиент, а не коуч.

Каунселлинг

В словаре Коллинза (The Collins English Dictionary) дается следу­ющее толкование каунселлинга (от counsel - совет, Прим. Ред.) - «руководство, осуществляемое социальными работниками, врачами и т. д., в целях оказания помощи отдельному лицу в разрешении социальных или личных проблем». Каунселлор (со­ветник) помогает клиенту преодолеть препятствия, которые ме­шали ему в прошлом и могут создавать проблемы в настоящем. Каунселлинг подразумевает недирективный подход. Каунселлор создает условия для того, чтобы человек открылся и рассказал о своих проблемах. У каунселлинга и коучинга много общего; что же касается отличий, то главное из них заключается в том, что каунселлинг в основном занимается решением проблем, в то вре­мя как целью коучинга является совершенствование эффектив­ности в каком-либо деле.


ГЛАВА 1: ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ -ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОУЧ

Терапия

Терапия занимается глубокими социальными или психологичес­кими проблемами и расстройствами, используя при этом как ди­рективные, так и недирективные подходы. В одних случаях цель терапии - «исправить» прошлое, в других - разобраться с теку­щими проблемами. Деятельность большинства терапевтов осно­вывается на специфических теориях - типа психодинамики Фрей­да, - что и определяет их подход. Отличие терапии от коучинга прежде всего в том, что терапевт занимается более сложными и глубинными проблемами. Некоторые коучи владеют техникой Ней­ролингвистического программирования (NLP) или транзактного анализа и используют эти типы тренинга в качестве основы для совершенствования своих навыков коучинга.

В мире бизнеса люди прибегают к помощи внешнего каунселлора или терапевта, как правило, в тех случаях, когда решение какого-нибудь вопроса оказывается вне их компетенции и понимания. Совершенствуя свое мастерство коуча, вам важно проводить раз­личия между вышеописанными вещами, чтобы иметь возможность ориентировать своих клиентов в том направлении, которое более всего отвечало бы их нуждам.




СОЗДАНИЕ АЛЬЯНСА С КЛИЕНТОМ

На первой сессии коучинга вы, как правило, согласовываете с клиентом взаимоприемлемую форму совместной работы. Это ча­сто называется «созданием альянса» (об этом мы поговорим поз­же). Чтобы извлечь из этой книги максимум пользы, вам следует обдумать, как лучше всего с ней работать. Информация в ней представлена таким образом, что читатель имеет возможность прорабатывать материал и одновременно размышлять над со­держанием. По мере того как вы будете одолевать главу за гла­вой, знакомясь с широким спектром техник коучинга, вы начнете извлекать из этого пользу и совершенствоваться как коуч.




ТРИША МАКДОНАЛД

Говорит Триша Макдоналд, коуч менеджеров и топ-менед­жеров, с большим опытом работы: «Я исхожу из убежде­ния, что в каждом человеке есть нетронутый потенциал; все мы обладаем способностями, которые можно дополнитель­но развивать. Наши навыки, позволяющие нам добиваться успеха, претерпевают изменения по мере развития нашей карьеры. Моя роль коуча заключается в том, чтобы дать своим клиентам те инструменты, которые позволят им достичь своих целей и стать достаточно гибкими, чтобы достойно встретить перемены на своем пути».

Триша считает, что ее роль коуча заключается в том, чтобы помочь людям достигать своих целей и более легко перено­сить неизбежные перемены, с которыми все мы время от времени сталкиваемся. Она убеждена, что хороший коуч должен верить в человеческий потенциал и в то, что люди обладают всеми необходимыми ресурсами для достижения желаемых результатов.


ГЛАВА 1: ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОУЧ

Начните сейчас

Двенадцать способов извлечь максимальную пользу из этой книги:

1. Четко представляйте себе, чего вы хотите. Почему вы решили заниматься коучингом? Составьте список причин, как минимум, из десяти пунктов, перечисляя их по степени важности. Назовите из этих причин три наиболее важные. После того как определите, что вы на самом деле хотите, ваши четко «настроенные» чувства будут реагировать на те пассажи в книге, которые представляют для вас особый интерес.

2. Будьте любознательны. Интересуйтесь содержанием данной книги, тем, что вы можете узнать о коучинге, и тем, как вы можете совершенствовать эти знания, способности и умения. Кроме того, вас должно интересовать, какого рода коучем вы можете стать после освоения данного материала.

3. Будьте открыты новым способам мышления. У многих людей, когда они становятся взрослыми, уже вырабатывается определенный образ мышления. Вы не всегда будете согласны с тем, что прочтете в этой книге; однако не отвергайте сходу те соображения и идеи, которые не соответствуют вашим представлениям.

4. Подвергайте наши утверждения сомнению. Наши утверждения - не Евангелие. Не все, что написано в этой книге, подойдет каждому читателю. Тщательно продумывайте все вопросы. Взвешивайте все «за» и «против» и только после этого




ГЛАВА2

Начните сейчас

Вспомните двух-трех людей, которых вы знаете (и, возможно, даже работаете с ними) и которых считаете умелыми коучами или обладающими исключительными навыками коучинга.

В чем суть их эффективности?

Вспомните случаи, когда вы показали себя умелым коучем. Что особенное вы тогда делали?




НЕОГРАНИЧЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Тим Голуэй, коуч и автор книги The Inner Game of Work, говорит, что «если нечто получилось у кого-то - значит, это может получиться и у других». Поняв, как кто-то делает те или иные вещи, вы тоже сможете их сделать (хотя, несомненно, для некоторых из нас су­ществуют определенные ограничения - как физического, так и психологического характера). Бедность и социальная среда также могут влиять на нас многими путями. Они формируют наш жиз­ненный опыт, влияют на чувство идентичности, на наше образова­ние и наши внутренние установки относительно того, чего мы мо­жем достичь. Они же определяют уровень нашего образования и общих знаний (эта тема рассматривается в 4 главе).

Называя свою компанию Infinite Potential (Неограниченный потен­циал), авторы исходили из убеждений, что человек способен на гораздо большее, нежели он полагает. Они посвятили себя коучин­гу, поскольку убеждены, что он является мощнейшим средством для раскрытия человеческого потенциала.


ГЛАВА 2: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШИЙ КОУЧ?

ВЕРА В СЕБЯ

Пит действительно хотел стать великим коучем. Он уже был умелым менеджером и тренером и, разумеется, имел некото­рый жизненный опыт. Единственным, что препятствовало ему, были его собственные представления о том, что воз­можно, а что — нет. Он постоянно думал о том, сколь успешны были некоторые люди в качестве коучей, но, по-видимому, считал, что никогда не сможет достичь их уровня. Он, как губка, впитывал любой опыт и любую информацию о коучинге. Он был готов стать как хорошим клиентом, так и хорошим коучем, но его цель, казалось, от него ускользала. Похоже, что ничто не могло утолить его жажду. Но однаж­ды на семинаре для начинающих коучей руководитель группы спросил у него: «Представьте, что вы стоите на одном пьедестале с вашими кумирами. Как бы вы вели себя и чувствовали?» После этого случая Пита невозможно было узнать. В нем произошел какой-то внутренний сдвиг. Представив себя в роли великого коуча, он смог избавиться от своей неуверенности и пришел к убеждению, что он «достаточно хорош» и обладает достаточными способностя­ми для того, чтобы быть среди лучших.




ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ

Каждый раз перед сессией, я убеждаю себя в том, что я — достаточный. Именно достаточный, а не совершен­ный. Совершенный не может быть достаточным. Я — человек, и этого достаточно. Нет ничего такого, что мо­жет сказать, сделать или чувствовать кто-то другой, чего я сам не мог бы сказать, сделать или прочувствовать. Я могу быть таким, как он, и быть рядом с ним. Я — доста­точный.

Карл Роджерс, цитата из работы Рэйчел Наоми Римен The search for healing (В поисках исцеле­ния), из книги R. Carlson and В.Shield (eds) Healers on Healing (Целители об исцелении), Tarcher, 1989, p. 93

Формирование нашего понимания о том, что возможно или дос­тижимо, а что - нет, происходит под влиянием среды, в которой мы растем, и нашего жизненного опыта. Если же другие люди считают, что мы не в состоянии добиться своих целей, если наши родители слишком ревностно нас оберегали от жизненных труд­ностей, если все наши действия, как бы мы ни старались, не получают должной оценки, то, вполне вероятно, что вера в себя покинет нас, подобно тому, как утекает вода из дырявой бочки.

Коучинг (неважно в качестве кого - клиента или коуча - вы зани­маетесь им) может послужить ключом, который откроет двери,


ГЛАВА 2: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШИЙ КОУЧ?

ведущие к большей уверенности в себе, и заделает ту дыру, че­рез которую утекает вода из бочки.

УЧИТЬСЯ У ДРУГИХ

Один из способов учиться мастерству коучинга - это наблюдать и перенимать опыт у высококвалифицированных специалистов, профессионалов этого дела. Те, кто умеют устанавливать хоро­шие межличностные отношения, зачастую оказывают на окружа­ющих положительное влияние, мотивируя их своими словами и действиями и пробуждая в них веру в свои силы.

Наблюдая за паттернами (моделями) поведения человека, можно узнать многое о том, как формируются его поступки. Речь хоро­шего коуча может отличаться от манеры говорить других людей, как по своей лексике, так и по интонации голоса. Они могут ис­пользовать также и различные невербальные сигналы (в восьмой главе мы более подробно коснемся этой темы). Ваша задача зак­лючается в том, чтобы как можно больше узнать о внутреннем опыте этих людей и о том, как они влияют на окружающий их мир. Если вы не знаете их лично, то можете черпать информацию из написанной ими книги или наблюдать за их поведением со сто­роны. Перенимайте их способы ведения коучинга, вооружитесь их убеждениями. Приспосабливайте к себе и используйте те эле­менты их техники коучинга, которые вам интересны и, по вашему мнению, могут принести вам пользу. Начните применять их на практике.



ИЕН МАКДЕРМОТТ

Иен Макдермотт — один из ведущих коучей, работаю­щих в русле Нейролингвистического программиро­вания (NLP). Одновременно он является тренинг-ди­ректором организации под названием International Training Seminars, ITS (Международные тренинговые семинары), которая предлагает целую серию курсов для желающих совершенствовать свои навыки коу­чинга. Он — автор десяти книг, в том числе книги под названием The NLP Coach (NLP-коуч).

Моя работа в качестве коуча заключается в том, чтобы признавать ценность отдельных людей, команд и организа­ций, предполагая, что они обладают всеми необходимыми внутренними ресурсами для того, чтобы достичь более высоких результатов в своей профессиональной деятельно­сти и жизни — чтобы удивить себя, бросить вызов самому себе, восхищаться собой.

Для меня коучинг — это средство предоставления услуг, которое позволяет мне уважать тех, кто решил со мной работать. Моя цель состоит в том, чтобы установить, что для клиентов является наиболее значимым, увлечься их стремле­ниями, и вместе с ними искать и находить пути для претво­рения в жизнь этих стремлений.

Коучинг дает возможность людям регулярно проводить самоанализ, позволяя им объективно оценивать и опреде-


ГЛАВА 2: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШИЙ КОУЧ?

лять свои позиции, не ставя при этом под сомнения их точку зрения. Все это происходит в рамках структур, созданных коучем — заинтересованным лицом, действующим не по определенной, заранее составленной схеме, но вырабатыва­ющим вместе с клиентом метод работы, позволяющий тому понять свою собственную роль и определить собственные приоритеты.

Коучинг позволяет людям выяснить, что в их работе, отно­шениях с людьми и в других сферах жизни является для них приоритетным. Зачастую при этом у них появляется чув­ство, как будто они «вернули себе собственную жизнь». Не то чтобы раньше они ее не контролировали или ее у них не было; просто они начинают смотреть на многие вещи по-новому, иначе расставляя свои приоритеты и имея четкие цели.

Конечно, чтобы заниматься коучингом, вы должны обладать некоторыми базовыми навыками и определенным опытом; но еще важнее, чтобы вы верили: верили в себя и в то, что вы делаете. Если у вас есть вера и опыт, на который можете опираться — тогда вы сможете найти свой путь. После того как найдете его, вам надо будет в корне изменить свое отношение ко многим вещам. Теперь вы создаете простран­ство, в котором вы можете быть «неподсудны», где вы не требуете результат и где от вас не требуется демонстриро­вать свое мастерство. В этом пространстве вы и тот человек, совместно с которым вы работаете, можете эксперименти­ровать — порой терпя неудачи, а порой будучи просто великолепными. В этом, по моему мнению, и заключается




ПИТЕР ОЛИВЕР

Питер Оливер является менеджером консалтинга по тренингу в HSBC Bank plc. Он руководит внутренними консультантами по тренингу и отвечает за развитие тренеров. Помимо этого, он работает на всех уровнях менеджмента в качестве внутреннего коуча компании.

В моем понимании коуч — это своего рода катализатор. Он помогает людям выявлять скрытые ресурсы, необходимые им, чтобы сделать то, что они хотят. Коуч — это как бы «средство передвижения», позволяющее клиенту попасть из точки А в точку В; причем он определяет, где эти точки находятся. И речь тут не о том, что коуч знает, что является правильным, и не о том, чтобы организация [с которой коуч работает] поддерживала коучинг. Лично для меня успех — это когда клиент меняется в лучшую сторону, и это измене­ние носит устойчивый характер. Бывает, что такого рода перемены в поведении клиента происходят почти мгновен­но; иногда же для этого требуется более длительное время. Награду за свои усилия я получаю не сразу (то есть не непосредственно во время занятий по коучингу), но только тогда, когда спустя несколько недель или месяцев я возвра­щаюсь в данную организацию и ощущаю, насколько изменилась атмосфера в офисе: ощущаю, что здесь стало лучше работать. Это великая награда. Помню случай, когда помог добиться хороших результатов одному клиенту и его команде, состоявшей из 56 человек, которые впоследствии


ГЛАВА 2: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШИЙ КОУЧ?

стояли в очереди, чтобы сказать мне «спасибо» за то, что я смог «справиться с их боссом». На самом же деле, я просто способствовал тому, чтобы он смог открыть другую часть самого себя. Он обладал всеми необходимыми внутренними ресурсами, но просто не знал об этом.

Коучинг помог ему лично, но он также добавил ценности и HSBC. Я бы очень хотел привести точную цифру — к примеру сказать, что результатом проведения сессий коучинга стало увеличение доходов на 1,2 млн. фунтов в год — однако мы пока не настолько всемогущи и умны. Тем не менее мы понимаем, что наш бизнес — это бизнес с людьми. Мы работаем на насыщенном рынке, так что любая перемена у наших людей, которой мы добиваемся, — это потенциал, который, в свою очередь, является источником громадных перемен в плане обеспечения безопасного будущего нашей организации. Перемены эти состоят в том, что люди обрета­ют веру в себя (тогда как раньше они этого за собой не замечали), набор навыков (которые они раньше в себе не обнаруживали) и внутренние ресурсы (необходимые для того, чтобы совершать дела, которые, как они раньше полагали, мог совершать кто-то другой, но уж никак не они).

Ныне в HSBC коучинг играет гораздо более важную роль, нежели когда-либо раньше. Мы движемся в правильном направлении, но все еще остаются вопросы, и достаточно серьезные. Одно время мы занимались осуществлением программы под названием «Коучинг для менеджеров»;




ПИТ КОЭН

Пит Коэн — эксперт по мотивации, создатель про­грамм The Lighten Up Slimming (Худеть с удовольстви­ем) и Habit Busting (Разрушение привычек), а также специалист по «стратегии жизни» при GMTV и автор многих книг.

Суть коучинга — проводить коучинг людей с тем, чтобы они могли стать коучами сами для себя. Вы делитесь с ними опытом, позволяя им самим постигать суть вещей — в отличие от преподавания, когда преподаватель объясняет ученику, что делать.

Когда люди становятся коучами сами для себя, жить стано­вится намного легче. В противном случае, они не будут предпринимать никаких действий, пока им не скажут, что и как делать. Они будут ждать наставлений по каждому поводу. Коучинг помогает людям стать более ответствен­ными.

Одно из достижений тренера сборной Англии по футболу Свена-Горана Эриксона — это то, что он добился от своих игроков большей ответственности за свои действия. В этом и заключается роль коуча.

Мой опыт работы со спортсменами показывает, что они жестко определились в своем образе действий. Они начина­ют искать коуча только тогда, когда сталкиваются с какой-


ГЛАВА 2: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШИЙ КОУЧ?

нибудь проблемой, — вместо того, чтобы стремиться стать лучше, когда дела их идут хорошо. Нам комфортно оста­ваться теми, кем мы являемся. Мы находим нечто, что работа­ет, и дальше просто держимся этого. Выражение «Если вы всегда делаете то, что вы делали всегда, вы всегда будете иметь то, что у вас было всегда» весьма наглядно резюмирует вышесказанное.

В натуре человека делать минимум из того, что можно сделать. Мозг пытается защитить нас. Он не хочет, чтобы мы страдали. Таким образом, мы сами себе устанавливаем пределы, которые нас ограничивают. Люди, затратив массу времени и сил, чтобы стать теми, кем они являются, зачастую сопротивляются переменам. Наше тело и мозг состоит из 10 миллиардов клеток, механизм функционирования которых изучен всего лишь на 5%. Мы способны на гораздо боль­шее, нежели полагаем.

Проводя коучинг спортсмена, я не занимаюсь физическими или техническими аспектами. Меня интересует только психология — но не та, о которой вы подумали. Ее назначе­ние — не допустить вовлечение мысли в процесс.

Как применять разум в спорте? Никак. Если вы занимались достаточно много, все пройдет безупречно. Одним из самых первых видов спорта было искусство Дзен стрельбы из лука, и суть его состояла не в том, чтобы попасть в мишень, а в очищении ума. Когда он «пуст», вы обретаете свободу. По-моему, это справедливо для любого вида спорта. Я занима­юсь тем, что просто говорю о пространстве, где не происхо-




ДЖЕН ЭЛЬФЛАЙН

Джен Эльфлайн — сертифицированный коуч в облас­ти работы и личности, практикующий мастер и тре­нер по NLP. Она была одной из 40 лучших коучей мира, кому в 1988 году International Coaching Federation (Международная федерация коучинга) при­своила звание мастера коучинга. Джен является ос­нователем NLP Coaching Institute (Института NLP-коу-чинга) — американской тренинговой организации, которая, сочетая NLP с коучингом в бизнесе и коучин­гом в области личности, помогает профессиональ­ным коучам достигать экстраординарного мастер­ства. Джен в разное время работала в США, Канаде, Европе и Азии в качестве консультанта, коуча и тре­нера.

Когда я размышляю о своих навыках коуча — я вспоминаю, как впервые занялась садоводством. Я прочитала кучу книг и действительно многое узнала по этой теме. Через пару лет мне уже казалось, что я хорошо разбираюсь в садоводстве. Однако спустя шесть лет я почувствовала, что на самом деле то, что я знаю, — это всего лишь капля в море! То же самое я могу сказать и о моем опыте коучинга. На данном этапе я испытываю острую необходимость в переосмыслении своей роли как коуча. Я чувствую, что мне надо больше узнать,




Начнитесейчас

Ознакомившись с мнениями всех этих опытных и успешных коучей, как вы считаете что делает коучинг столь захватывающим?

Какими качествами должен облад







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.