Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет социологии, ее структура, функции и взаимоотношения с другими науками.





Предмет социологии, ее структура, функции и взаимоотношения с другими науками.

Термин " социология " происходит от латинского слова "societas" (общество) и греческого "logos" (слово, учение). В буквальном смысле социология - наука об обществе. Попытка познать, осмыслить общество, выразить свое отношение к нему сопровождало человечество на всех этапах его истории.
Понятие "социология" введено в научный потребления французским философом Огюстом Контом (1798-1857) в 30-х годах XIX ст. социологию он мыслил как науку, тождественную обществоведению, объединявшее в себе все области знаний об обществе.

Взаимоотношение с науками.

Социология и психология.

Внутренний мир – психология

Ближайшее окружение - социальная психология

Дальнейшее окружение – социология.

Социология - изучает поведение людей, как малых, так и больших групп. Социальная психология изучает поведение людей только в малых социальных группах. Психология не изучает поведение людей, но рассматривает как события, происходящие в ближнем и дальнем окружении, влияют на каждого конкретного человека.

Социология и философия.

Сходство: Социология до второй половины XIX века носила философский характер.

Отличие: социология ориентирована на исследования, цель которых получить объективную картину существующей реальности. В отличие от нее, философия не проводит исследования, склонна к оценке существующей реальности.

Социология и история.

В истории приводятся хронологические факты, без попытки найти связь между тем или иным историческим событием. Социология пытается найти закономерность между определенными историческими событиями.

Социология и экономика.

Маркетированное исследование, изучающее спрос потребителей, построено на социологических исследованиях.

Социология и политология.

Политология изучает чисто политическую сферу общества, политические отношения в обществе. Социология изучает и политические отношения в том числе.

Структура социологии.

1.Общие социологические теории. Дают представления об обществе как целостном организме, как системе социальных механизмов и раскрывают место и роль основных элементов общества.

2.Специальные социологические теории. (теории среднего уровня). Они уточняют положение общей социологии применительно к отдельным видам, механизмам социального взаимодействия. Существует несколько классификаций этих теорий. Приведем одну из них:

2.1Теории, изучающие особенности воспроизводства и развития отдельных социальных общностей: социология города, села, деревни, этносоциология, социология молодежи, организаций, семьи.

2.2Отраслевые социологические теории, раскрывающие особенности социальных связей в отдельных сферах общества: промышленная социология, социология труда, быта, социология досуга

2.3Теории, которые анализируют отдельные социальные механизмы и их элементы, а также нарушения их деятельности: социология управления, социология социального контроля, социология коммуникации, социология девиантного поведения.

3.Теории, анализирующие нарушения процессов взаимодействия людей.

4.Конкретные социологические исследования – это измерения конкретных социальных процессов на основе подходов, принципов, понятий и показателей.

5.Прикладные социологические исследования – исследования, направленные на решение практических задач и выработку рекомендации. Такие исследования проводятся на предприятиях с целью изучения общественных явлений и социальной диагностики.

Функции социологии.

1.Теоретико-познавательная функция. Социология раскрывает закономерности общественной жизни. Создают теоретические модели общества и его элементы.

2.Описательно-информационная функция. Социология проводит систематические накопление информации, относительно отдельных сторон жизни, на основании которых принимаются управленческие решения.

3.Прогностическая. На основании данных социологического исследования социолог пытается предположить роль отдельных факторов в общественных явлениях.

4.Воспитательная, или мировоззренческая. События, происходящие в окружающей действительности, формируют у человека отношение и позицию к ним, т.е. своего мировоззрения.

5Критическая. Обнаруживая неблагоприятные явления, социология привлекает к ним внимание общественности, призывая к изменению и совершенствованию общества.

6.Методологическая. Некоторые положения социологии являются ориентирами для других наук, выступая способами познания.

7.Функция социального планирования. В ходе социального проектирования (планирования) создаются оптимальные модели развития социальной сферы, предприятий и …

Методы сбора информации: изучение документов, наблюдение.

Анализ документов

Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявить тенденции и динамику их изменений и развития.

Виды документов.По форме выражения: -статичные (таблицы, графики, схемы);

-вербальные (отчеты, заявления). По общей значимости: - официальные (протоколы) неофициальные (мемуары, дневники, письма)

Требования к документам: те документы, которые написаны в первую очередь, первичные; приоритетные, где есть описание факторов, а не оценка; компетентность автора; условия создания документов.

Виды анализа документов: качественный (т.е. анализ без числовых операций) и количественно-качественный (контент-анализ) – учет повторяемости каких-либо понятий в тексте

Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т. п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой, использовалась в крайне ограниченном объеме. Между тем эта информация существенно влияет на общие выводы, более четкое и реальное понимание происходящих процессов и явлений. Не менее важное значение приобретает контекст-анализ, который активно применяется в исследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методом группировки текстов

Наблюдение.

В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора данных первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичной информации основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.

В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окраска его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применения, является сложность, а иногда и невозможность проведения повторного наблюдения. В зависимости от характера наблюдения выделяют его следующие типы: контролируемое и неконтролируемое, включенное и невключенное, полевое и лабораторное, случайное и систематическое.

Типология общества.

Общество - определившаяся в процессе развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемое силой обычая, традиции, закона и тд., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ

В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать.

В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения - прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза - социалистическое общество).

Типология по экономическому признаку

1)Доиндустриальное общество (аграрное, традиционное)- общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении.

2)Индустриальное общество – это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.

3)Постиндустриальное общество- общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. (США, Япония)

Типология по роду деятельности

1)Охотники и собиратели

2)Огородничество

3)Земледелие (с его появлением зарождается государство), скотоводство.

Методы социального контроля

-Изоляция

Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или пере­воспитания его

-Обособление

Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы

-Реабилитация

Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе

Массовые действия

Обычно действия масс подразделяют на формы массового поведения и социальные движения.

Среди форм массового поведения выделяют:

1. Массовые истерии – состояния всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. В качестве примера можно охоту за ведьмами в средние века, разоблачение «врагов народа» в 30-е годы в СССР.

2. Распространение слухов. Слух - это совокупность сведений, которые возникли из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Слухи, касающиеся личной жизни людей называются сплетнями. Слухи, несмотря на их неофициальный характер, могут существенно повлиять на решение той ли иной проблемы, судьбу человека и даже ситуацию в стране в целом. Поэтому часто слухи фабрикуются сознательно с намерениями достичь определенных целей.

3. Паника – такая формула массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют не скоординированные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга.

4. Погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и возбужденной толпой против собственности или личности. Классическим примером погрома является действия толпы против представителей какой-либо национальности – «еврейский погром», «армянский погром» и т.д. К погрому можно отнести и действия «фанатов» футбольных команд, выражающих свои эмоции после завершения матча путём переворачивания машин, битья стёкол, драк и т.п.

5. Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста против официальных властей. Причиной служит массовое недовольство чем-либо.

6. Демонстрация – это временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту какой-либо цели или в знак протеста против чего-либо.

7. Мода – массовое следование каким-либо временным образцам, стандартам, не носящим обязательного характера, но поддерживаемым силой общественного мнения.

8. Массовые пристрастия – это быстро распространяющиеся заразительные виды поведения. Они близки к панике, но в основе их лежит не страх, а другие мотивы. Так в начале 90-х годов массовым пристрастием многих россиян было вкладывание денег в банки и различного рода трастовые компании, обещавшие большие проценты начислений. В основе этих действий лежало желание быстрого и лёгкого обогащения.

Межгрупповой.

4. Конфликт с внешней средой индивид или группа могут испытывать давление извне, прежде всего со стороны политических, экономических, административных и др. норм. Часто они вступают в конфликты с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Конфликты могут различаться по сферам общественной жизни. Здесь они предстают как конфликты соответствующих групп и индивидов (социально-экономические, политические, национально-этнические, конфликты поколений, бытовые, производственные, семейные конфликты).

Различают также конфликты по горизонтали (между равными по статусу субъектами) и по вертикали; рациональные и эмоциональные; по остроте и длительности и др.

Причины конфликтов многообразны, их можно обобщить следующим образом:

- наличие противоположных ориентаций;

- идеологические (частный случай конфликта противоположной ориентаций);

- социальное неравенство (обычно выступает причиной, если осознается ущемленной стороной как несправедливость)

- ограниченность и дефицитность ресурсов. В качестве таковых могут выступать территория, вода, полезные ископаемые, рынки сбыта и многое др.

Динамика конфликта предполагает его прохождение через ряд стадий.

1. Предконфликтная стадия. Она в свою очередь состоит из ряда последовательных фаз:

а) начальная фаза, характеризуется формированием конфликтной ситуации, в этой фазе происходит накопление противоречий. Это латентная фаза конфликта;

б) вторая фаза начинается с инцидента или повода, т.е. какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. Здесь происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, т.е. противоположности интересов, целей, ценностей и т.д.

2. Стадия конфликтного поведения – это стадия активных действий, направленных на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей. Это стадия острых разногласий, разрушения привычных взаимосвязей. В эмоциональной сфере нарастает агрессивность.

Для развития конфликта существенное значение имеет сила участников конфликта, т.е. способность оппонентов реализовывать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Это может быть:

- физическая сила (включая технические средства как инструмент насилия);

- факты, информация о слабых местах оппонента, «компромат»;

- социальный статус;

- природные ресурсы, деньги, территория, лимит времени, союзники и др.

Значительное влияние на протекание конфликта оказывает окружающая среда. Она может стимулировать участников конфликта, сдерживать их или быть нейтральной.

Стадия конфликтного поведения также включает в себя две фазы:

а) фаза обострения;

б) фаза перелома.

В фазе перелома происходит переоценка ценностей, уточнение своих представлений об оппоненте и выбор дальнейшей программы поведения. Возможны 3 варианта этой программы:

1. Доведение конфликта до более высокой стадии;

2. Снижение остроты конфликтной ситуации, ее перевод в латентную фазу за счет частичных уступок.

3. Поиск способа полного разрешения конфликта.

Если выбран третий вариант, то наступает третья стадия – разрешение конфликта.

Разрешение конфликта предполагает:

а) изменение объективной ситуации (устранение причин);

б) изменение субъективного образа ситуации. Должно быть налажено сотрудничество между конфликтующими сторонами по совместному выходу из сложившейся ситуации.

Разрешение конфликта возможно не только через устранение причин. Могут быть и другие варианты (односторонние и взаимные уступки, истощение ресурсов у одной из сторон, вмешательство третьей силы, полное устранение соперника).

Влияние конфликта на социальную жизнь неоднозначно. Конфликт имеет:

А. Негативные, дезинтегративные последствия, которые усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и кровопролитиям, а также к внутригрупповому напряжению, которое отвлекает часть группы от насущных проблем.

Б. Позитивные, интегративные последствия, которые, усилив групповую сплоченность, приводят группу к более ясному пониманию своих интересов.

44. Концепции социального прогресса:

1. Большинство социологических теорий в XIX в., испытывали на себе влияние концепции социального прогресса и поисков лежащих в его основе законов эволюции. Согласно взглядам таких сторонников социального дарвинизма, как Спенсер, социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. В своей теории однонаправленной эволюции Спенсер утверждал, что перемены неуклонно преобразуют общество от однородных и простых структур в направлении к всё более разнообразным и взаимозависимым. Он считал «борьбу за существование» и «выживание наиболее приспособленных» основными законами природы и приравнивал эту борьбу к «свободной конкуренции». При условии невмешательства извне, особенно со стороны государства, самые «приспособленные» индивиды и социальные институты выживут и придут к процветанию, а «неприспособленные» с течением времени отомрут.

Социальный дарвинизм Спенсера отражал капиталистическое общество времен свободной конкуренции. Эта была концепция, отвечающая политике империалистической экспансии и оправдывающая колонизацию.

Отвергая представление о том, что эволюция общества представляет собой непрерывный или простой линейный процесс, Парсонс выдвинул гипотезу, что общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях. Однако самой по себе дифференциации недостаточно, поскольку новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем предшествующие.

2. Теоретики циклизма придерживаются другого подхода — концепции расцвета и неизбежного заката цивилизаций. Они не стремятся расположить общества в определенном порядке на линейной исторической шкале. Вместо этого они сравнивают общества, пытаясь найти сходства стадий их роста и упадка, В целом можно сказать, что сторонники эволюционной теории придерживаются относительно оптимистического взгляда на человечество, полагая, что оно непрерывно развивается, а представители теорий циклических изменений — в некотором смысле пессимисты, поскольку предрекают гибель любой цивилизации.

3. Такие сторонники структурно-функционального подхода, как Парсонс, включили в свой арсенал понятие эволюции. Тем самым они сделали попытку расширить идею равновесия таким образом, чтобы она включала в себя принцип не только самосохранения, но и развития. По аналогии с биологическим организмом социальная группа описывается как существующая в состоянии динамического или подвижного равновесия. Противодействующие силы проникают в сбалансированную систему, выполняя функцию новых стимулов. Сбалансированная социальная система адаптируется к таким возмущающим воздействиям, вводя их в функционирующую систему и устанавливая новый уровень равновесия. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым формам социальной интеграции.

4. Концепция «столкновения цивилизаций». Оригинальную концепцию предложил С. Хантингтон, директор Института стратегических исследований Джона М. Олина в Гарвардском университете, в книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996).

Цивилизационная модель Хантингтона отражает назревший конфликт между западным миром и набирающими жизненные силы незападными цивилизациями. Основные группировки государств больше не сводятся к трем блокам эпохи «холодной войны»; теперь речь идет о семи-восьми основных цивилизациях мира. За пределами Запада, особенно в Восточной Азии, страны наращивают богатство, создавая основу для увеличения военного могущества и политического влияния. По мере роста их мощи и уверенности в себе они все больше утверждают собственные культурные ценности, отвергая те, которые «навязываются» им Западом.

Хантингтон пишет, что шесть основных держав — США, Европа, Китай, Япония, Россия, Индия — принадлежат к пяти резко различающимся цивилизациям, а кроме них существуют и влиятельные исламские государства, стратегическое местоположение, многочисленное население, а подчас и нефтяные запасы которых дают им возможность сказать свое веское слово в мировой политике. В этом новом мире региональная политика осуществляется на уровне этнических отношений, а глобальная — на уровне отношений между цивилизациями. Соперничество супердержав уступает место столкновению цивилизаций.

В этом новом мире самые обширные, серьезные и опасные, конфликты будут вспыхивать не между социальными классами, не между богатыми и бедными, а между народами, принадлежащими разным культурам.

 

 

предмет социологии, ее структура, функции и взаимоотношения с другими науками.

Термин " социология " происходит от латинского слова "societas" (общество) и греческого "logos" (слово, учение). В буквальном смысле социология - наука об обществе. Попытка познать, осмыслить общество, выразить свое отношение к нему сопровождало человечество на всех этапах его истории.
Понятие "социология" введено в научный потребления французским философом Огюстом Контом (1798-1857) в 30-х годах XIX ст. социологию он мыслил как науку, тождественную обществоведению, объединявшее в себе все области знаний об обществе.

Взаимоотношение с науками.

Социология и психология.

Внутренний мир – психология

Ближайшее окружение - социальная психология

Дальнейшее окружение – социология.

Социология - изучает поведение людей, как малых, так и больших групп. Социальная психология изучает поведение людей только в малых социальных группах. Психология не изучает поведение людей, но рассматривает как события, происходящие в ближнем и дальнем окружении, влияют на каждого конкретного человека.

Социология и философия.

Сходство: Социология до второй половины XIX века носила философский характер.

Отличие: социология ориентирована на исследования, цель которых получить объективную картину существующей реальности. В отличие от нее, философия не проводит исследования, склонна к оценке существующей реальности.

Социология и история.

В истории приводятся хронологические факты, без попытки найти связь между тем или иным историческим событием. Социология пытается найти закономерность между определенными историческими событиями.

Социология и экономика.

Маркетированное исследование, изучающее спрос потребителей, построено на социологических исследованиях.

Социология и политология.

Политология изучает чисто политическую сферу общества, политические отношения в обществе. Социология изучает и политические отношения в том числе.

Структура социологии.

1.Общие социологические теории. Дают представления об обществе как целостном организме, как системе социальных механизмов и раскрывают место и роль основных элементов общества.

2.Специальные социологические теории. (теории среднего уровня). Они уточняют положение общей социологии применительно к отдельным видам, механизмам социального взаимодействия. Существует несколько классификаций этих теорий. Приведем одну из них:

2.1Теории, изучающие особенности воспроизводства и развития отдельных социальных общностей: социология города, села, деревни, этносоциология, социология молодежи, организаций, семьи.

2.2Отраслевые социологические теории, раскрывающие особенности социальных связей в отдельных сферах общества: промышленная социология, социология труда, быта, социология досуга

2.3Теории, которые анализируют отдельные социальные механизмы и их элементы, а также нарушения их деятельности: социология управления, социология социального контроля, социология коммуникации, социология девиантного поведения.

3.Теории, анализирующие нарушения процессов взаимодействия людей.

4.Конкретные социологические исследования – это измерения конкретных социальных процессов на основе подходов, принципов, понятий и показателей.

5.Прикладные социологические исследования – исследования, направленные на решение практических задач и выработку рекомендации. Такие исследования проводятся на предприятиях с целью изучения общественных явлений и социальной диагностики.

Функции социологии.

1.Теоретико-познавательная функция. Социология раскрывает закономерности общественной жизни. Создают теоретические модели общества и его элементы.

2.Описательно-информационная функция. Социология проводит систематические накопление информации, относительно отдельных сторон жизни, на основании которых принимаются управленческие решения.

3.Прогностическая. На основании данных социологического исследования социолог пытается предположить роль отдельных факторов в общественных явлениях.

4.Воспитательная, или мировоззренческая. События, происходящие в окружающей действительности, формируют у человека отношение и позицию к ним, т.е. своего мировоззрения.

5Критическая. Обнаруживая неблагоприятные явления, социология привлекает к ним внимание общественности, призывая к изменению и совершенствованию общества.

6.Методологическая. Некоторые положения социологии являются ориентирами для других наук, выступая способами познания.

7.Функция социального планирования. В ходе социального проектирования (планирования) создаются оптимальные модели развития социальной сферы, предприятий и …







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.