Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мы уже знаем (или должны знать), что самой важной пищей в первый год жизни ребенка является материнское молоко.





Идеальное время для начала отучения (или отлучения) ребенка от грудного молока – параметр сугубо индивидуальный, он определяется на основе характеристик и потребностей каждого ребенка: эта цифра может колебаться от 6 до 12 месяцев. Некоторые груднички хотят попробовать все сразу и питаться тем, что едят их родители, другие до своего первого для рождения будут счастливы питаться одним грудным молоком.

Для самых любопытных можно добавить, что для снижения риска возникновения распространенных аллергий и других форм непереносимости, прежде чем вводить в детский рацион какую-либо иную пищу, отличную от молока, лучше подождать 6 месяцев. До этого кишечник и иммунная система ребенка сформированы не до конца; ферментов для переваривания другой пищи еще недостаточно.

КАК?

Важнейшее правило, о котором нельзя забывать: для начала отучения от груди нужно выбрать такой период, когда ребенок пребывает в хорошем здравии и психоэмоциональном состоянии, стоит избегать стрессовых для ребенка ситуаций, таких как смена обстановки, период вакцинации или возвращение матери из декретного отпуска. Нужно помнить, что в течение первого года жизни кишечник грудничка приспособлен для переваривания в основном только молока, поэтому вся остальная пища должна быть предварительно приготовлена таким образом, чтобы кишечник смог ее хорошо переработать и усвоить.

При принятии решения о начале отучения от груди необходимо учитывать:

· способность ребенка достаточно уверенно сидеть, так как в положении лежа процесс пищеварения затруднен.

· интерес ребенка к тому, что едят взрослые; стремление засунуть в рот или попробовать на вкус посторонние предметы.

Важно, чтобы с самого начала процесса отучения от грудного вскармливания рядом был человек, который собственно кормит ребенка, таким образом, привыкание к новым вкусам и консистенциям проходит легче. Кроме того, необходимо, чтобы сама мама или кормилица пребывали в спокойном расположении духа и нормальном психологическом состоянии, только так можно справиться с проблемами, которые неизбежно будут возникать, во время кормления.

Первый прием новой пищи должен быть приятным и проходить в любимом месте дома ребенка. Следует фокусировать его внимание на еде с самого начала, рассказывать ему о правилах поведения за столом, о тарелочках, о ложечке, о супе – так постепенно ребенок будет привыкать к новым словам. Прием пищи не должен проходить в спешке или под давлением, необходимо постараться пробудить интерес ребенка к каждому новому ингредиенту, который в его глазах должен представлять собой повод для очередной игры.

Таким образом, прием пищи станет для него развлечением. Позвольте ребенку попробовать самостоятельно подносить пищу ко рту – может быть, после этого он уже будет с нетерпением ждать следующего приема пищи, который по возможности не должен приводить к слезам и скандалам; от родителей это потребует большого терпения.

Уже с первых месяцев, когда ребенок еще ест из ложечки, стоит дать ему другую ложечку в руку, чтобы он попробовал пользоваться ей сам, это придаст ему уверенности, он раньше научиться есть самостоятельно. Понятно, что в первое время он будет мараться и вымазывать кашей все вокруг, но эти простые упражнения способствуют развитию его самостоятельности во время еды: фартук и газеты помогут не запачкаться, по крайней мере, вам и сохранить пол в чистоте.

Прием пищи для ребенка должен быть плавным переходом в мир взрослых, поэтому необходимо уже с первых дней начинать накрывать для него стол с салфеткой, с его тарелочкой, стаканом и всем тем, что необходимо во время еды. Это будет способствовать его привыканию к порядку и к тому, что к нему относятся как ко взрослому человеку.

Ребенок и его организм должны привыкать к новым вкусам постепенно, поэтому новые продукты в прикорм лучше вводить по одному за раз, таким образом можно будет проследить реакцию как самого ребенка на вкусовые ощущения от нового ингредиента, так и его организма (непереносимость или аллергия на продукт). Пищевая непереносимость – негативная реакция организма на продукт питания, которая не сопровождается выработкой иммуноглобулина E, что происходит при аллергических реакциях.

При аллергиях или повышенной аллергичности ребенка вводить новые продукты в прикорм следует более аккуратно, без спешки.

В случае возникновения рвоты, крапивницы или диареи необходимо исключить новый продукт, не пробовать его повторно, по крайней мере, в течение недели и наблюдать за его физическим и эмоциональным состоянием: есть ли у ребенка признаки гиперреактивности, тревожности или расстройства сна. Если нарушения носят тяжелый характер и не проходят, следует обратиться к педиатру.

Новые продукты нужно вводить по одному: начните с пюре, регулярно включайте его в рацион, чтобы ребенок к нему привык, если ребенок больше не хочет, не нужно чрезмерно настаивать. Важно, особенно в начале, чтобы пюре было жиденьким – это облегчит работу кишечника.

Стоит еще раз напомнить о том, что:

· детеныш млекопитающих вида гомо сапиенс питаются молоком (или равноценной по форме, содержанию и консистенции пищей) до 5-7 лет;

· единственным пригодным для детского питания и предусмотренным для этого самой природой молоком со сбалансированным содержанием питательных и иммуногенных веществ, воды и пробиотиков в течение всего периода грудного вскармливания, то есть до 6-7 лет, является материнское молоко (вопреки распространенному заблуждению оно никогда не превращается в воду). Это может показаться преувеличением, но в реальности так и происходит: педиатры рекомендуют употреблять молоко намного дольше – до самой зрелости, что с физиологической точки зрения совершенно не оправдано. Однако они рекомендуют молоко другого вида – коровы, которое абсолютно несовместимо с физиологическими потребностями человеческого организма;

· в природе не существует молока похожего на материнское, поэтому при его отсутствии рекомендуются адаптированное молоко, так называемая молочная смесь, техническим языком – «формула», состав которой приближен к составу материнского молока. Коровье молоко предназначено для телят, козье – козлят, ослиное – ослят.

Старайтесь не форсировать события с питанием ребенка – это приведет только к сопротивлению с его стороны, наберитесь терпения, пока аппетит ребенка проснется сам, действуйте последовательно. Отучение от груди – очень важный процесс, как для ребенка, так и для матери, постарайтесь пережить его спокойно, без потрясений. Если ребенок мало ест, но часто просит грудь – возможно причиной является неуверенность матери в своих действиях.


КОГДА И КАК ВВОДИТЬ НОВЫЕ ПРОДУКТЫ В ПРИКОРМ?

Оценим некоторые продукты питания с точки зрения их функции в зависимости от возраста ребенка.

ФРУКТЫ И ОВОЩИ

В прикорм грудничков должны входить фрукты (желательно варенные) только свежего урожая и в виде пюре. Не прошедшие тепловую обработку фрукты должны быть спелыми, свежего урожая и выращенными без использования химических средств. Первые фрукты могут быть включены в детский рацион с момента начала отучения от груди (но не раньше 8-10 месяцев), они должны быть местного свежего урожая.

Лучше начинать с маленьких порций на голодный желудок не ранним и не поздним утром, а также днем, но так, чтобы не отбить аппетит к основному приему пищи.

Сухофрукты (сливы, инжир, яблоки, абрикосы и др.) являются насыщенными питательными веществами и энергией продуктами. Их можно давать ребенку с раннего возраста (после 12 месяцев), но сначала их необходимо приготовить, чтобы они были мягкими. Сухофрукты полезны особенно зимой.

2-3-летним детям давать их можно в качестве леденцов.

Семена масличных культур – особый продукт, в них в больших количествах содержатся растительные белки и жиры. К началу периода отучения от груди рекомендуют миндаль – отличный источник энергии и ненасыщенных жирных кислот, он стимулирует процесс реминерализации и обладает тонизирующими свойствами.

Миндальное молоко без сахара в малых количествах (50–100 г), при необходимости предварительно перемешав с другой пищей (рисом, фруктами или кукурузой), можно давать ребенку уже с 6-7 месяцев.

С первого года жизни в малых количествах (1 чайная ложка в день) в молотом виде или в виде пасты можно включать в рацион другие орехи и семена масленичных культур: кедровый орех, фундук, семена подсолнечника, арахис.

Во время отучения от груди все бульоны должны готовиться на овощной основе. Польза овощного бульона заключается в высоком содержании в овощах антиоксидантов (чем ярче и насыщеннее цвет, тем их больше), а также в их вкусе – важная составляющая для развития вкусового восприятия ребенка. Главное не добавлять в бульон соль, во-первых, чтобы не заглушить вкус, во-вторых, чтобы не затруднять работу почек.

Используйте только биологически чистые овощи свежего урожая. Детям в возрасте от нескольких месяцев до года можно давать вареные на овощном бульоне крупы, а после года при хорошем стуле можно добавлять немного толченых овощей или овощного пюре.

Этот совет противоречит указаниям, как традиционной академической «культуры пюре», так и альтернативных (вегетарианство, макробиотика) способов питания. Согласно обоим направлениям овощи нужно включать в прикорм слишком рано – с 6 месяцев, с самого начала отучения от груди, однако преждевременное их введение в прикорм может быть причиной расстройства пищеварения и проблем с ростом ребенка. Но эти недуги обычно связывают с неправильным порядком отучения от грудного вскармливания и дефицитом белков животного происхождения (мяса), железа, клетчатки, воды. Поэтому содержание этих веществ в рационе ребенка увеличивают, тем самым усугубляют симптомы и доставляют организму еще больше неприятностей.

С точки зрения физиологии есть, по крайней мере, три причины, почему клетчатка не должна присутствовать в рационе ребенка хотя бы в первый год его жизни:

1. Проанализировав пищу, которая природой предназначена для грудничков – молоко, можно заметить, что в его состав не входит ни грамма клетчатки.

2. Зубы, предназначенные для пережевывания пищи, богатой клетчаткой (коренные), начинают резаться не в первый год жизни, при этом полностью формируются только к двум годам (однако они прорезаются все же раньше, чем зубы, предназначенные для разрывания мяса, – клыки, которые начинают резаться в последнюю очередь – к 24 месяцам).

3. Преждевременное (ранее 12-18 месяцев) введение в прикорм пищи с клетчаткой, которая не является физиологической для данного этапа развития, вызывает различные нарушения. Они проявляются более или менее заметно в зависимости от индивидуальных особенностей организма:

o замедление роста, так как клетчатка значительно снижает усвоение витаминов, минералов (особенно железа и кальция) и жиров (которые так важны на данном этапе роста);

o расстройство пищеварения, вызванное задержкой опорожнения желудка, что приводит к гастроэзофагеальной рефлюксной болезни;

o колики, обусловленные повышением ферментации непереваренных и неперевариваемых углеводов;

o повышенная слабость, вызванная скоплением и затвердением кала, от которого ребенок не может избавиться;

o все вышеперечисленное приводит к потере аппетита.

Овощи являются источником воды, неперевариваемой клетчатки, минералов, витаминов (A, B, C, E, K), олигоэлементов (магния, марганца, меди, цинка и т.д.) и антиоксидантов (хлорофилла, ликопина, антоцианов и др.). При принятии решения о включении в прикорм овощей следует учитывать, что:

· До 12 месяцев ребенку лучше давать больше моркови, желтой тыквы, кабачков, стручковой фасоли, укропа, лука-порей, репчатого лука, листьев салата, свеклы, репы, зеленых листьев сельдерея, топинамбура, капусты, чеснока и артишоков. Суточная норма овощей (вареных в бульоне или на пару) не должна превышать 1-2 столовых ложек.

· После 12 месяцев можно добавить шпинат и мангольд (листовую свеклу).

· Некоторые овощи семейства пасленовых (баклажаны, сладкий перец, картофель и помидоры) лучше не вводить в прикорм до года. Эти овощи содержат в себе соланин – ядовитое вещество (поражает нервную систему, вызывает сонливость, головную боль, гемолиз эритроцитов, гастрит и аритмию). Употреблять их в пищу можно нечасто и только в сезон их естественного созревания. Кроме того, при долгом хранении в картофеле, в местах, где показались проростки, вырабатывается яд. Вареный картофель хранить нельзя, так как он со временем окисляется. Для детского питания допускаются только овощи местного производства и свежего урожая.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.