|
Тема 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Стр 1 из 29Следующая ⇒ Доброштан В. М. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (Учебное пособие для студентов)
Санкт-Петербург
Оглавление
1. «Теория социальной работы» как наука и учебная дисциплина 3 2. Социальная работа как особый вид деятельности...................... 7 3. Философия социальной работы................................................... 12 4. Принципы социальной работы.................................................... 23 5. Профессиональная «Я-концепция» социального работника..... 28 6. Взаимодействие социального работника и клиента................... 35 7. Профессиональный риск в социальной работе........................... 41 8. Теоретические подходы к личности клиента.............................. 48 9. Сексизм и этнизм как факторы дискриминации человека.......... 58 10. Методологические и методические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы 74 11. Управление социальной работой.................................................................................. 103 12. Эффективность социальной работы.............................................................................. 113 13. Социальные проблемы семьи....................................................................................... 123 14. Социальная геронтология............................................................................................. 135 15. Социальная работа в сфере занятости............................................................................ 160 16. Опека и попечительство................................................................................................ 177 17. Социальная работа с инвалидами................................................................................... 193 18. Социальная статистика.............................................................................................. 208 19. Социальная работа в системе образования.................................................................... 235 20. Социальная работа в пенитенциарной системе............................................................... 253 21. Социальная работа в контексте общественных факторов.............................................. 277 22. Социальная работа в системе социального обслуживания............................................ 290 23. Социальная работа в системе культурно-досуговой деятельности............................ 318 24. Молодежь как объект социальной работы...................................................................... 333 25. Литература 373 Тема 1. «ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1.1. Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества В современных условиях десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. В мире и в России накоплен значительный опыт социальной работы. Этот опыт требует осмысления, анализа и обобщения. Необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной работы с населением, совершенствовать социальные технологии, понятные и убедительные приемы организации и проведения социальной работы. Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не создаются программы социального развития и не формируется социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями. Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии − социальные работники. 1.2. Социальная работа как наука Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности − социальной сфере и специфической социальной деятельности. Социальную деятельность можно определить как профессиональную и общественную деятельность различных организаций (государственных, общественных и частных), специалистов и активистов, направленную на решение проблем социальных субъектов (индивидов, семей, групп и слоев). Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов − одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины. Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. В последние годы открыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, функционирует Всероссийский научно-исследовательский институт социальной работы, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы», подготовлено и издано немало учебников и учебных пособий по теории и методике социальной работы. Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпирических знаний, теории, методов и методики (техники). Особенность же социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области. Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются закономерности, принципы и методы. В специальной литературе закономерности социальной работы предлагается разделить на две группы: 1) закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы; 2) закономерности, отражающие существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности. В качестве принципов теории социальной работы можно назвать: Общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие. Общие принципы социальных наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость. Специфические принципы социальной работы (соблюдения конфиденциальности в работе; преемственности всех видов и форм социального обслуживания; адресности; приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактической направленности; содействия социальной реабилитации и адаптации и др.). Содержательные принципы социальной работы – гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение. Психолого-педагогические принципы – модальность, эмпатия (сочувствование), аттракция (привлекательность), доверие. Методические принципы – дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность. Организационные принципы – всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение). Методы – это способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», интерпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач или как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере. 1.3. Основные понятия и категории курса Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной дисциплины находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются в этом курсе. Особенно богат этот аппарат социологическими и психологическими понятиями. Рассмотрим некоторые ключевые для курса «Теория социальной работы» понятия и категории. Прежде всего, это понятие «социальная работа» и близкие к нему категории «социальная защита», «социальная поддержка», «социальная помощь» и др. Социальная работа – это разновидность человеческой деятельности, цель которой: оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальных групп и слоев в обществе. Под социальной защитой понимают систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. Социальная поддержка – этоспециальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования. Социальная помощь − это система социальных мер, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства. Важной категорией курса является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института или социальной группы. Важное место в курсе занимает понятие «социальные гарантии» - этосистема мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей. Социальное управление представляет собой один из видов управления в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, в обеспечении их развития как субъектов общественных отношений. Для организации социальной работы с учетом ее специфики применительно к группам социального риска, людям с девиантным поведением, детям и старикам, слабо защищенным слоям населения исключительно важно выяснить сущность, механизм и основные компоненты социального управления. Наконец, еще одно важнейшее понятие курса − социальный работник (т. е. соционом). Это одно из ключевых, фундаментальных понятий курса. Социальный работник − это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.
Социальная работа с семьей Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения. Можно отметить, что сегодня нет единых подходов к практике социальной работы с семьей, а возможно только обозначить основные стратегии: · акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением; · системный подход к семье. Осмысляются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации; · подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения ситуации; · «активно-терапевтический» подход включает в себя активные формы вмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т. д. · концентрирование работы на принципе «здесь и теперь», изменение установок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнеров. Социальная работа организуется вокруг различных проблем семьи, среди которых − психическое здоровье, семейное обслуживание, проблемы семьи и школы, работа с престарелыми, социальное обеспечение семьи. Теоретическое осмысление проблемы семьи получили в работах В. Сатир, С. Минухина, Р. Мак-Грегора, М. Боуена и других, их подходы используются в практике социальной работы с семьей. Инвалиды и общество Одним из основных показателей здоровья нации и одной из важнейших государственных проблем в социальной сфере является инвалидность. Последнее десятилетие XX века характеризуется ростом общего контингента инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения. По Данным РИА «Новости» ежегодно в России инвалидами становится 1 млн. 200 тысяч человек, причем 95−97 % из них пожизненно остаются инвалидами. Вызывают беспокойство болезни молодого поколения, которые носят чаще всего социально-обусловленный характер. Причиной инвалидности являются самые разнообразные факторы, но их можно условно объединить в следующие группы: а) наследственно обусловленные формы заболеваний; б) медико-демографические показатели здоровья; в) экологическая ситуация и условия труда; г) инвалидность вследствие войн, природных и техногенных катастроф, дорожно-транспортных происшествий и другие. Правительством РФ был утвержден перечень социально значимых и опасных для окружения заболеваний. К таким заболеваниям относятся: туберкулез, гепатит В и С, СПИД, сахарный диабет, психические расстройства и другие[5]. Что означает термин «инвалид», как современное сообщество определяет содержание понятия «инвалид»? Слово инвалид (от лат. invalidus − слабый, немощный) понимается как постоянная или длительная, полная или частичная потеря трудоспособности вследствие болезни или увечья. В России при Петре I этим термином называли военнослужащих, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Со второй половины XIX века термин распространяется и на штатские лица, ставшие жертвами войны. После Второй Мировой войны разворачивается движение по защите прав человека в целом и отдельных категорий населения, в частности, происходит формирование понятия «инвалид», относящееся ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности, при которых люди исключаются из активной жизни. Таким образом, инвалидность можно рассматривать как одну из форм социального неравенства, и, в таком случае, она выступает скорее не медицинским понятием, а социальным. Поскольку международные документы не полностью отражают сущность и содержание понятий «инвалидность» и «инвалид», Всемирной организацией здравоохранения были приняты стандарты для мирового сообщества со следующими признаками понятия «инвалидность»: * Любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функций. * Ограничение или отсутствие способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека. * Затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности). Многие положения различных международных документов легли в основу законов Российской Федерации. В 1995 году был принят закон «О социальной защите инвалидов», где «инвалидом называется лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»[6]. Из определения следует, что все инвалиды нуждаются в социальной защите, которая поможет преодолеть (компенсировать) ограничения жизнедеятельности и создаст им равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества. Реабилитация инвалидов Основными направлениями социальной защиты инвалидов являются: обеспечение жизнедеятельности и реабилитация. В соответствии с законом «О социальной защите инвалидов в РФ» обеспечение жизнедеятельности инвалидов реализуется по следующим направлениям: денежное обеспечение (пенсии, пособия, компенсации), натуральное обеспечение (протезы, транспорт, медикаменты, формирование безбарьерной психологической и физической среды жизнедеятельности), медико-социальные услуги (медицинское, социальное транспортное обслуживание). Выбор вышеуказанных направлений социальной защиты определяется структурой потребностей инвалидов, а также способностью удовлетворить эти потребности. Другим направлением социальной защиты инвалидов является проведение реабилитации. Всемирная Организация Здравоохранения трактует понятие реабилитации как систему, включающую в себя все меры, направленные на уменьшение воздействия инвалидирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам, а также на обеспечение возможности инвалидов достичь социальной интеграции. Значительную работу по проблеме реабилитации больных и инвалидов проводят более 4000 национальных организаций в различных странах; в 60 странах реализуются программы медико-социальной реабилитации больных и инвалидов, предложенные ВОЗ. Сущностью реабилитации является не только и не столько восстановление здоровья, сколько восстановление или создание возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения обладает инвалид. Важно отметить, что целью реабилитации является «восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация». (Приложение к совместному постановлению Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ №1/30 от 29 января 1997 г.) Реабилитация − это процесс, включающий меры медицинского, профессионального и социального характера. Начальным звеном реабилитации является медицинская, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на улучшение здоровья, восстановление нарушенных функций организма и, в целом, психофизического статуса индивида (восстановительное лечение, реконструктивные операции, протезирование, санаторно-курортное лечение, диспансерное наблюдение). Необходимо отметить, что медицинская реабилитация инвалида в большинстве случаев осуществляется пожизненно, так как для предотвращения негативной динамики состояния индивида необходимы меры его медицинской поддержки и оздоровления. Профессиональные меры реабилитации направлены на восстановление профессиональной трудоспособности в доступных и показанных инвалиду по состоянию здоровья видах и условиях труда, а также достижение больным материальной независимости и самообеспечения. К ним относятся экспертиза потенциальных способностей, профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и образование, рациональное трудоустройство и адаптация к труду. Значимость профессиональной реабилитации определяется экономическими и психологическими факторами. Во-первых, наличие работы позволило бы инвалидам поднять свое экономическое благополучие, получить возможность улучшить обеспечение медикаментами, специальным оборудованием. Нельзя забывать, что наличие в семье инвалида требует повышения расходов, а государственная помощь не позволяет решить нужды семьи даже в экстренных расходах. Во-вторых, трудовая деятельность воспринимается в обществе как стандарт поведения, в противном случае индивид воспринимается как неадекватная личность и таким же становится отношение его к самому себе. В-третьих, профессиональная реабилитация способствует интеграции инвалидов в общество. В-четвертых, (психологический фактор) соответствующее трудоустройство создает человеку условия для регулирования жизненной структуры и дисциплины. Все жизненные процессы в этом случае приобретают устойчивый и позитивный характер. В практике сложились разные варианты профессиональной реабилитации: * адаптация реабилитанта на прежнем рабочем месте; * реадаптация − работа на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии; * работа на новом месте в соответствии с приобретенной новой квалификацией, близкой к прежней специальности, но отличающейся пониженной нагрузкой; * переквалификация в реабилитационном центре с поисками работы по новой специальности. Роль профессиональной реабилитации возрастает в условиях перехода страны к новым рыночным отношениям, когда инвалидам сложно конкурировать со здоровыми людьми. Согласно новому Федеральному закону 122-ФЗ от 22.08.2004, вводятся новые квоты для бизнеса по приему на работу инвалидов, В нем квотирование распространяется на организации с персоналом от 100 человек, за которыми будет закреплена квота в 2 %. В то же время закон не предусматривает санкций для предприятий, не выполняющих закон. Эти предприятия не получат никаких льгот. В свете вышеизложенного, профессиональную реабилитацию инвалидов можно рассматривать как процесс и систему восстановления конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. Социальные меры реабилитации направлены на создание и обеспечение условий для социальной интеграции, восстановление (формирование) социального статуса, утраченных связей. Социальные меры реабилитации осуществляются в двух самостоятельных направлениях: 1) приспособление окружающей среды к потребностям инвалида, то есть обеспечение доступности для инвалида объектов социальной инфраструктуры, средств связи, информации, транспорта; 2) приспособление инвалида к своему дефекту, адаптация инвалидов к окружающей среде путем социально-средовой ориентации, обучения, устройства. Понятие «социальная реабилитация» является обобщенным, так как выражает итоговое качество форм и направлений деятельности. Последнее время все чаще для проведения социальной реабилитации используются комбинированные методы. Так, например, центры могут использовать медицинскую, социальную и психологическую реабилитацию для детей-инвалидов с целью возврата их к активной жизни. При реабилитации они могут придерживаться определенной схемы, например: ü ежегодная госпитализация в специализированные отделения клинических больниц или центров; ü 1−2 кратные циклы реабилитации в году в отделении социальной реабилитации; ü санаторное оздоровление; ü мероприятия в детской поликлинике. На каждого ребенка составляются индивидуальные программы реабилитации, где определяются их виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации, направленные на восстановление, компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности. ИПР ребенка-инвалида включает программы медицинской, педагогической, социальной реабилитации, профессиональной подготовки, а также психологической помощи семье. В рамках социальной реабилитации есть специфический элемент, присущий только ей, − восстановление способности к общению. Поэтому, чтобы избежать необходимости каждый раз объяснять, в каком значении употребляется термин «социальная реабилитация», некоторые ученые предлагают ввести термин «социокоммуникативная реабилитация». Этот вид деятельности нацелен на восстановление непосредственных социальных взаимодействий инвалида, укрепление его социальной сети. Успешное решение этой задачи позволит инвалидам интегрировать в общество. Значительное место в социальной реабилитации и интеграции инвалидов занимает социальная адаптация, поскольку она позволяет решить проблему выживания человека, приспособления к процессам окружающей среды. По сути дела, социальная адаптация является целью социальной реабилитации. Процесс социальной адаптации личности − это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Для инвалида адаптивные процессы связаны в первую очередь, с новой для него социальной ролью и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом. Следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду и условия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Разнообразные реабилитационные центры, прежде всего, используют социальную адаптацию для осуществления реабилитации, например, детей − инвалидов вовлекают для участия в различных мероприятиях со здоровыми детьми, создают обучающую среду, в которой каждый ребенок находит свое место. В зарубежных центрах подобного типа активно проводятся программы ранней интервенции. Их цель − обеспечить социальный, моральный, эмоциональный и интеллектуальный рост ребенка-инвалида, предупредить вторичные дефекты. Для решения поставленных задач вовлекают родителей в группы самоподготовки, индивидуальных консультирований. Для детей предлагается терапия повседневными занятиями, которая осуществляется специалистами по оккупационной терапии. Оккупационная терапия − это терапия повседневными занятиями Цель оккупационной терапии − оказать помощь людям, испытывающим трудности функционирования в повседневных ситуациях. Положительный момент таких программ − системная модель социального обслуживания, в то время как в России используются отдельные элементы. Другой инновационной моделью реабилитации является создание Центров независимой жизни. В западных странах они получили широкое распространение, а в России только появляются. Это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной архитектуры среды и консервативного общественного мнения создают для людей с инвалидностью режим равных возможностей. Философия независимой жизни ориентирует человека, имеющего инвалидность, на то, чтобы он ставил перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества. В основе концепции независимой жизни лежат такие понятия, как самоопределение, самопомощь, самостоятельность, ответственность за свою жизнь. ЦНЖ осуществляют следующие типы программ: Доступ к справочной информации, что позволит убедить человека в способности управлять своей жизненной ситуацией. Обмен опытом (консультирование «равными»), что подталкивает инвалида к удовлетворению своих потребностей, к принятию ответственности за свою жизнь. Опытный консультант выступает в качестве ролевой модели инвалида, который сумел преодолеть преграды, чтобы жить полноценной жизнью. 3. Предоставление услуг: помощь по дому персональных ассистентов, транспортные услуги, ссуды для приобретения вспомогательных приспособлений. В России такой центр был создан в Новосибирске в 1996 году на базе Новосибирского областного спортивно-реабилитационного клуба инвалидов-колясочников «Финист». Его цель − возвращение инвалидов к активному образу жизни. Центр работает на средства, полученные на грантах. Большую роль в социальной реабилитации и интеграции инвалидов в социум играют общественные организации. Активизация самодеятельности граждан с проблемами здоровья свидетельствует не только о возрастании уровня демократизации общества, но и о поисках путей улучшения своего материального положения. Самой массовой общественной организацией является Всероссийское общество инвалидов (ВОИ). Это добровольная организация, действующая на основе собственного устава и осуществляющая свою деятельность под руководством своих выборных органов, независимо от политических и общественных организаций. Цели ВОИ: защита прав и интересов в РФ, создание инвалидам условий, обеспечивающих равные с другими гражданами РФ возможности участия во всех сферах жизни общества, интеграция инвалидов в общество. Общественные организации инвалидов не обладают властной и ресурсной мощью государства, но у них есть ряд преимуществ, которыми не обладает государственный аппарат. Во-первых, такие организации объединяют в своих рядах самих инвалидов, поэтому в своей работе они напрямую руководствуются жизненными интересами, ценностями и приоритетами входящих в них инвалидов и благодаря этому являются репрезентативными представителями этой категории граждан. Во-вторых, общественные объединения инвалидов несут в себе возможность самовыражения, самореализации инвалидов. Благодаря этому они могут аккумулировать такой уникальный ресурс, как социальная инициатива и активность самих инвалидов. Это позволяет находить нетрадиционные способы постановки и решения социальных проблем. В-третьих, общественные объединения инвалидов являются единственной организованной социальной структурой, которая имеет возможность получать адекватную информацию о социальном положении и потребностях инвалидов. Такая информация совершенно необходима для разработки сколько-нибудь состоятельных нормативно-правовых актов и государственных программ поддержки и реабилитации инвалидов. Можно сделать вывод, что в общегосударственном процессе решения проблем инвалидов их организации могут и должны выполнять специфические функции, которые государственные институты либо просто не в состоянии выполнять, либо будут выполнять с гораздо меньшим эффектом. Именно на этом разделении и взаимном дополнении функций и должно быть основано социальное партнерство государства и организаций инвалидов в решении социальной проблематики инвалидов. Изучение уровня жизни Уровень жизни − сложная категория, которая подразумевает множество аспектов. Это и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных условиях, и возможности людей в их удовлетворении; это производная состояния здоровья, уровня образования, культуры; это размеры свободного времени и характер его использования и др. Перед статистикой уровня жизни населения стоят многообразные задачи: разработка системы показателей, всесторонне характеризующих уровень жизни населения; анализ динамики уровня жизни; выявление закономерностей и факторов изменения уровня жизни; анализ дифференциации в уровне жизни по регионам, социально-демографическим группам населения; оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления и т. д. Основными источниками данных об уровне жизни населения, содержащими сведения о доходах населения и его потреблении является информация, содержащаяся в материалах текущего учета и отчетности предприятий и организаций, обслуживающих население; в статистических формах учета и отчетности по груду, занятости и трудоустройству населения; в материалах переписей и выборочных социально-демографических обследований и т. д. Ведущее место в статистическом наблюдении за уровнем жизни населения занимает выборочное обследование домашних хозяйств, которое проводится органами государственной статистики в соответствии с Федеральной программой статистических работ, ежегодно утверждаемой Госкомстатом России по согласованию с Правительством Российской Федерации. Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств приводится во всех республиках РФ, краях, областях и охватывает более 48 тыс. домохозяйств. Обследование основывается на непосредственном опросе (интервьюировании) членов домашних хозяйств и регулярных записях о расходах, которые ведутся членами этих хозяйств. Полученные сведения разрабатываются, в целом, по стране, и по регионам, по отдельным категориям обследуемых домохозяйств, по размеру среднедушевого совокупного дохода и др. Результаты позволяют изучить расслоение население по уровню дохода. В 1992 г. Центром экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ была предложена система основных показателей уровня жизни населения. Эта система отражает уровень доходов, потребления, жилищные условия, позволяющий дать обобщающие характеристики и показать дифференциацию населения, выявить малообеспеченные слои населения и охарактеризовать их. Предложенная система показателей включает семь групп: обобщающие показатели (критерии уровня жизни; индекс стоимости жизни; валовой национальный и валовой внутренний продукт, фонд потребления, фонд личного потребления на душу населения); доходы населения (реальные и располагаемые, совокупные, личные, денежные, средний доход, средний размер реальной зарплаты и средний размер пенсии, стипендии, пособия и т. д.); потребление и расходы населения; денежные сбережения; накопления имущества и жилья; социальная дифференциация населения (распределение населения по потреблению продуктов питания, промышленных товаров, услуг и др.); уровень и границы бедности (прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальный размер зарплаты и пенсии, зона бедности, социальный портрет бедности и т. д.). Госкомстат РФ регулярно разрабатывает и публикует следующую систему основных показателей уровня жизни населения: I. Индикаторы уровня жизни населения − среднедушевые денежные доходы в месяц; реальные располагаемые денежные доходы в процентах к предыдущему периоду; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике; средний размер назначенных месячных пенсий; величина прожиточного минимума (в среднем надушу населения в месяц); численность населения с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума; структура располагаемого дохода домашних хозяйств; социальные трансферты в натуральной форме и т. д. II. Доходы населения − денежные доходы по регионам Российской Федерации; начисленная заработная плата по регионам РФ; назначенные месячные пенсии по регионам РФ; состав и использование денежных доходов населения; вклады населения в сберегательном банке РФ; структура использования денежных доходов населения по регионам РФ; покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения и т. д. III. Распределение доходов и социально-экономическая дифференциация населения − распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов; распределение общего объема денежных доходов населения (по 20-процентным группам населения); величина прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения; величина прожиточного минимума по регионам РФ в разрезе социально-демографических групп населения; численность малоимущего населения и дефицит денежного дохода; уровень бедности по домашним хозяйствам различных социально-экономических категорий; структура располагаемых ресурсов домашних хозяйств различных социально-экономических категорий; структура потребительских расходов домашних хозяйств и т. д. IV. Социальная защита населения − минимальные социальные гарантии (минимальный размер оплаты труда и пенсии; пособия; стипендии); размеры минимальных социальных гарантий в соотношении с величиной прожиточного минимума; основные показатели пенсионного обеспечения и т. д. V. Жилищные условия − основные показатели жилищных условий населения; жилищный фонд; благоустройство жилищного фонда и населенных пунктов; развитие инфраструктуры села; предоставление жилья гражданам; обеспеченность населения жильем по регионам РФ и т. д. Для определения уровня жизни используются макроэкономические показатели. Например, уровень жизни населения страны в значительной мере характеризуется структурой ВВП по использованию и, особенно, структурой личных потребительских расходов в нем. Привлекая данные о численности населения страны, можно рассчитать ВВП на душу населения − показатель, применяемый в международных сравнениях. При изучении уровня жизни населения необходимо учитывать только первичные доходы, полученные ее резидентами, сумма которых за определенный период в рыночных ценах представляет национальный доход. Но не все первичные доход ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|