Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.





Доброштан В. М.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

(Учебное пособие для студентов)

 

Санкт-Петербург

 

Оглавление

 

1. «Теория социальной работы» как наука и учебная дисциплина 3

2. Социальная работа как особый вид деятельности...................... 7

3. Философия социальной работы................................................... 12

4. Принципы социальной работы.................................................... 23

5. Профессиональная «Я-концепция» социального работника..... 28

6. Взаимодействие социального работника и клиента................... 35

7. Профессиональный риск в социальной работе........................... 41

8. Теоретические подходы к личности клиента.............................. 48

9. Сексизм и этнизм как факторы дискриминации человека.......... 58

10. Методологические и методические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы 74

11. Управление социальной работой.................................................................................. 103

12. Эффективность социальной работы.............................................................................. 113

13. Социальные проблемы семьи....................................................................................... 123

14. Социальная геронтология............................................................................................. 135

15. Социальная работа в сфере занятости............................................................................ 160

16. Опека и попечительство................................................................................................ 177

17. Социальная работа с инвалидами................................................................................... 193

18. Социальная статистика.............................................................................................. 208

19. Социальная работа в системе образования.................................................................... 235

20. Социальная работа в пенитенциарной системе............................................................... 253

21. Социальная работа в контексте общественных факторов.............................................. 277

22. Социальная работа в системе социального обслуживания............................................ 290

23. Социальная работа

в системе культурно-досуговой деятельности............................ 318

24. Молодежь как объект социальной работы...................................................................... 333

25. Литература 373

Тема 1. «ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1. Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества

В современных условиях десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, де­тей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

В мире и в России накоплен значительный опыт социальной работы. Этот опыт требует осмысления, анализа и обобщения. Необходимо выработать научно обоснован­ную концепцию социальной работы с населением, совершенствовать со­циальные технологии, понятные и убедительные приемы организа­ции и проведения социальной работы.

Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не создаются программы социального развития и не формируется социальная политика государства. Спе­циалисты в этой области широко используются в качестве экспер­тов при подготовке законодательных актов, принятии решений ме­стными органами власти и общественными организациями.

Практика показывает, что часто люди сталки­ваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии − соци­альные работники.

1.2. Социальная работа как наука

Социальная работа как наука представляет собой сферу челове­ческой деятельности, функция которой состоит в выработке и тео­ретической систематизации объективных знаний об определенной действительности − социальной сфере и специфической социаль­ной деятельности. Социальную деятельность можно определить как про­фессиональную и общественную деятельность различных организаций (государственных, об­щественных и частных), специалистов и активистов, направленную на решение проблем социальных субъектов (индивидов, семей, групп и слоев). Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и техноло­гий разрешения социальных проблем указанных объектов − одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.

Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. В последние годы от­крыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, функ­ционирует Всероссийский научно-исследовательский институт со­циальной работы, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы», подготовлено и издано немало учебников и учебных пособий по те­ории и методике социальной работы.

Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпи­рических знаний, теории, методов и методики (техники). Особен­ность же социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.

Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются законо­мерности, принципы и методы. В специальной литературе закономерности социальной работы предлагается разделить на две группы: 1) закономерности функци­онирования и развития субъекта социальной работы; 2) закономерности, отражающие существен­ные связи между субъектом и объектом социальной деятельности.

В качестве принципов теории социальной работы можно назвать:

Общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие.

Общие принципы социальных наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значи­мость.

Специфические принципы социальной рабо­ты (соблю­дения конфиденциальности в работе; преемственности всех видов и форм социального обслуживания; адресности; приоритета содей­ствия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоро­вью или жизни; профилактической направленности; содействия со­циальной реабилитации и адаптации и др.).

Содержательные принципы социальной работы – гума­низм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

Психолого-педагогические принципы – мо­дальность, эмпатия (сочувствование), аттракция (привлекатель­ность), доверие.

Методические принципы – дифференцирован­ный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

Организационные принципы – всеобщность, ком­плексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспомо­жение).

Методы – это способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социальной работы как вида деятельно­сти. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологичес­кие, медико-социальные, административно-управленческие и др.

Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», ин­терпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач или как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере.

1.3. Основные понятия и категории курса

Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной дисциплины находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются в этом курсе. Осо­бенно богат этот аппарат социологическими и психологическими понятиями.

Рассмотрим некоторые ключевые для курса «Теория социаль­ной работы» понятия и категории. Прежде всего, это понятие «со­циальная работа» и близкие к нему категории «социальная защита», «социальная поддержка», «социальная помощь» и др.

Социальная работа – это разновидность человеческой деятельности, цель которой: оптимизировать осуще­ствление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования лично­сти и социальных групп и слоев в обществе.

Под социальной защитой понимают систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существо­вания человека.

Социальная поддержка – этоспециальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для сущест­вования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и дея­тельного существования.

Социальная помощь − это система социальных мер, оказываемых отдельным лицам или груп­пам населения социальной службой для преодоления или смягче­ния жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.

Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства.

Важной категорией курса является социальная реабилитация, ко­торая понимается как процесс восстановления основных социаль­ных функций личности, общественного института или социальной группы.

Важное место в курсе занимает понятие «социальные гарантии» - этосистема мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей под­держания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.

Социальное управление представляет собой один из видов управ­ления в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, в обеспечении их развития как субъектов общественных отноше­ний. Для организации социальной работы с учетом ее специфики применительно к группам социального риска, людям с девиантным поведением, детям и старикам, слабо защищенным слоям населе­ния исключительно важно выяснить сущность, механизм и основ­ные компоненты социального управления.

Наконец, еще одно важнейшее понятие курса − социальный ра­ботник (т. е. соционом). Это одно из ключевых, фундаментальных понятий курса. Социальный работник − это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.

 

Социальная работа с семьей

Социальная работа с семьей имеет многоаспектный харак­тер. Эта деятельность направлена на решение потребностей се­мьи и ее социального окружения. Можно отметить, что сего­дня нет единых подходов к практике социальной работы с семь­ей, а возможно только обозначить основные стратегии:

· акцент делается на моделях взаимодействия между лично­стью и ее окружением;

· системный подход к семье. Осмысляются структурное взаи­модействие, связи, содержание, форма организации;

· подход к семье как единице изменения, осмысление спосо­бов изменения ситуации;

· «активно-терапевтический» подход включает в себя актив­ные формы вмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т. д.

· концентрирование работы на принципе «здесь и теперь», из­менение установок и взглядов на семейные отношения, поведе­ние брачных партнеров.

Социальная работа организуется вокруг различных проблем семьи, среди которых − психическое здоровье, семейное обслу­живание, проблемы семьи и школы, работа с престарелыми, со­циальное обеспечение семьи. Теоретическое осмысление про­блемы семьи получили в работах В. Сатир, С. Минухина, Р. Мак-Грегора, М. Боуена и других, их подходы используются в прак­тике социальной работы с семьей.

Инвалиды и общество

Одним из основных показателей здоровья нации и одной из важнейших государственных проблем в социальной сфере является инвалидность.

Последнее десятилетие XX века характеризуется ро­стом общего контингента инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения. По Дан­ным РИА «Новости» ежегодно в России инвалидами становится 1 млн. 200 тысяч человек, причем 95−97 % из них пожизненно остаются инвалидами. Вызывают беспокойство болезни молодого поколе­ния, которые носят чаще всего социально-обусловлен­ный характер.

Причиной инвалидности являются самые разнообраз­ные факторы, но их можно условно объединить в следу­ющие группы: а) наследственно обусловленные формы заболеваний; б) медико-демографические показатели здоровья; в) экологическая ситуация и условия труда; г) инвалидность вследствие войн, природных и техноген­ных катастроф, дорожно-транспортных происшествий и другие.

Правительством РФ был утвержден перечень соци­ально значимых и опасных для окружения заболеваний. К таким заболеваниям относятся: туберкулез, гепатит В и С, СПИД, сахарный диабет, психические расстройства и другие[5].

Что означает термин «инвалид», как современное сооб­щество определяет содержание понятия «инвалид»? Сло­во инвалид (от лат. invalidus − слабый, немощный) пони­мается как постоянная или длительная, полная или час­тичная потеря трудоспособности вследствие болезни или увечья. В России при Петре I этим термином называли военнослужащих, которые вследствие заболевания, ране­ния или увечья были неспособны нести воинскую служ­бу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Со второй половины XIX века термин рас­пространяется и на штатские лица, ставшие жертвами войны.

После Второй Мировой войны разворачивается дви­жение по защите прав человека в целом и отдельных ка­тегорий населения, в частности, происходит формирова­ние понятия «инвалид», относящееся ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности, при которых люди исключаются из активной жизни. Таким образом, инва­лидность можно рассматривать как одну из форм соци­ального неравенства, и, в таком случае, она выступает скорее не медицинским понятием, а социальным.

Поскольку международные документы не полностью отражают сущность и содержание понятий «инвалид­ность» и «инвалид», Всемирной организацией здравоохра­нения были приняты стандарты для мирового сообщества со следующими признаками понятия «инвалидность»:

* Любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функций.

* Ограничение или отсутствие способности выпол­нять функции так, как считается нормальным для среднего человека.

* Затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая вли­яние возраста, пола и культурной принадлежности).

Многие положения различных международных доку­ментов легли в основу законов Российской Федерации. В 1995 году был принят закон «О социальной защите инва­лидов», где «инвалидом называется лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последстви­ями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»[6]. Из определения следует, что все инвалиды нуждаются в социальной защите, которая поможет преодолеть (компенсировать) ограничения жизнедеятельности и создаст им равные с другими граж­данами возможности участия в жизни общества.

Реабилитация инвалидов

Основными направлениями социальной защиты инвалидов являются: обеспечение жизнедеятельности и реабилитация.

В соответствии с законом «О социальной защите ин­валидов в РФ» обеспечение жизнедеятельности инвалидов реализуется по следующим направлениям: денежное обеспечение (пенсии, пособия, компенсации), натураль­ное обеспечение (протезы, транспорт, медикаменты, фор­мирование безбарьерной психологической и физической среды жизнедеятельности), медико-социальные услуги (медицинское, социальное транспортное обслуживание). Выбор вышеуказанных направлений социальной защиты определяется структурой потребностей инвалидов, а так­же способностью удовлетворить эти потребности.

Другим направлением социальной защиты инвалидов является проведение реабилитации. Всемирная Органи­зация Здравоохранения трактует понятие реабилитации как систему, включающую в себя все меры, направленные на уменьшение воздействия инвалидирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефек­там, а также на обеспечение возможности инвалидов до­стичь социальной интеграции. Значительную работу по проблеме реабилитации больных и инвалидов проводят более 4000 национальных организаций в различных стра­нах; в 60 странах реализуются программы медико-соци­альной реабилитации больных и инвалидов, предложен­ные ВОЗ.

Сущностью реабилитации является не только и не столько восстановление здоровья, сколько восстановле­ние или создание возможностей для социального функ­ционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения обладает инвалид. Важно отметить, что целью реабилитации является «восстановление социаль­ного статуса инвалида, достижение им материальной не­зависимости и его социальная адаптация». (Приложение к совместному постановлению Министерства труда и со­циального развития РФ и Министерства здравоохране­ния РФ №1/30 от 29 января 1997 г.)

Реабилитация − это процесс, включающий меры ме­дицинского, профессионального и социального характера.

Начальным звеном реабилитации является медицинс­кая, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на улучшение здоровья, восстановление нарушенных функций организма и, в целом, психофизи­ческого статуса индивида (восстановительное лечение, реконструктивные операции, протезирование, санатор­но-курортное лечение, диспансерное наблюдение).

Необходимо отметить, что медицинская реабилита­ция инвалида в большинстве случаев осуществляется по­жизненно, так как для предотвращения негативной дина­мики состояния индивида необходимы меры его меди­цинской поддержки и оздоровления.

Профессиональные меры реабилитации направлены на восстановление профессиональной трудоспособности в доступных и показанных инвалиду по состоянию здоро­вья видах и условиях труда, а также достижение больным материальной независимости и самообеспечения. К ним относятся экспертиза потенциальных способностей, про­фессиональная ориентация, профессиональная подго­товка и образование, рациональное трудоустройство и адаптация к труду.

Значимость профессиональной реабилитации определя­ется экономическими и психологическими факторами.

Во-первых, наличие работы позволило бы инвалидам поднять свое экономическое благополучие, получить воз­можность улучшить обеспечение медикаментами, специ­альным оборудованием. Нельзя забывать, что наличие в семье инвалида требует повышения расходов, а государ­ственная помощь не позволяет решить нужды семьи даже в экстренных расходах.

Во-вторых, трудовая деятельность воспринимается в обществе как стандарт поведения, в противном случае индивид воспринимается как неадекватная личность и таким же становится отношение его к самому себе.

В-третьих, профессиональная реабилитация способ­ствует интеграции инвалидов в общество.

В-четвертых, (психологический фактор) соответству­ющее трудоустройство создает человеку условия для регу­лирования жизненной структуры и дисциплины. Все жизненные процессы в этом случае приобретают устой­чивый и позитивный характер.

В практике сложились разные варианты профессио­нальной реабилитации:

* адаптация реабилитанта на прежнем рабочем месте;

* реадаптация − работа на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии;

* работа на новом месте в соответствии с приобре­тенной новой квалификацией, близкой к прежней специальности, но отличающейся пониженной нагрузкой;

* переквалификация в реабилитационном центре с поисками работы по новой специальности.

Роль профессиональной реабилитации возрастает в условиях перехода страны к новым рыночным отноше­ниям, когда инвалидам сложно конкурировать со здоро­выми людьми. Согласно новому Федеральному закону 122-ФЗ от 22.08.2004, вводятся новые квоты для бизнеса по приему на работу инвалидов, В нем квотирование рас­пространяется на организации с персоналом от 100 чело­век, за которыми будет закреплена квота в 2 %. В то же время закон не предусматривает санкций для предприя­тий, не выполняющих закон. Эти предприятия не полу­чат никаких льгот.

В свете вышеизложенного, профессиональную реаби­литацию инвалидов можно рассматривать как процесс и систему восстановления конкурентоспособности инвали­дов на рынке труда.

Социальные меры реабилитации направлены на созда­ние и обеспечение условий для социальной интеграции, восстановление (формирование) социального статуса, утраченных связей. Социальные меры реабилитации осу­ществляются в двух самостоятельных направлениях:

1) приспособление окружающей среды к потребнос­тям инвалида, то есть обеспечение доступности для инвалида объектов социальной инфраструктуры, средств связи, информации, транспорта;

2) приспособление инвалида к своему дефекту, адап­тация инвалидов к окружающей среде путем социально-средовой ориентации, обучения, устройства. Понятие «социальная реабилитация» является обоб­щенным, так как выражает итоговое качество форм и на­правлений деятельности. Последнее время все чаще для проведения социальной реабилитации используются комбинированные методы. Так, например, центры могут использовать медицинскую, социальную и психологичес­кую реабилитацию для детей-инвалидов с целью возвра­та их к активной жизни. При реабилитации они могут придерживаться определенной схемы, например:

ü ежегодная госпитализация в специализированные отделения клинических больниц или центров;

ü 1−2 кратные циклы реабилитации в году в отделе­нии социальной реабилитации;

ü санаторное оздоровление;

ü мероприятия в детской поликлинике.

На каждого ребенка составляются индивидуальные программы реабилитации, где определяются их виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации, направ­ленные на восстановление, компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности. ИПР ребенка-инвалида включает программы медицинской, педагогической, социальной реабилитации, професси­ональной подготовки, а также психологической помо­щи семье.

В рамках социальной реабилитации есть специфичес­кий элемент, присущий только ей, − восстановление способности к общению. Поэтому, чтобы избежать необ­ходимости каждый раз объяснять, в каком значении употребляется термин «социальная реабилитация», неко­торые ученые предлагают ввести термин «социокоммуникативная реабилитация». Этот вид деятельности нацелен на восстановление непосредственных социальных взаи­модействий инвалида, укрепление его социальной сети. Успешное решение этой задачи позволит инвалидам ин­тегрировать в общество.

Значительное место в социальной реабилитации и ин­теграции инвалидов занимает социальная адаптация, по­скольку она позволяет решить проблему выживания че­ловека, приспособления к процессам окружающей среды. По сути дела, социальная адаптация является целью со­циальной реабилитации. Процесс социальной адаптации личности − это сложнейшее общественное явление, кото­рое включает в себя различные стороны жизнедеятельно­сти человека. Для инвалида адаптивные процессы связаны в первую очередь, с новой для него социальной ролью и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом. Следует учитывать, что социальная сре­да, как правило, враждебна инвалиду и условия для своев­ременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости, психологическо­му феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Разнообразные реабилитационные центры, прежде всего, используют социальную адаптацию для осуществления реабилитации, например, детей − инва­лидов вовлекают для участия в различных мероприятиях со здоровыми детьми, создают обучающую среду, в кото­рой каждый ребенок находит свое место.

В зарубежных центрах подобного типа активно про­водятся программы ранней интервенции. Их цель − обес­печить социальный, моральный, эмоциональный и интеллектуальный рост ребенка-инвалида, предупре­дить вторичные дефекты. Для решения поставленных задач вовлекают родителей в группы самоподготовки, индивидуальных консультирований. Для детей предла­гается терапия повседневными занятиями, которая осу­ществляется специалистами по оккупационной терапии. Оккупационная терапия − это терапия повседневными занятиями Цель оккупационной терапии − оказать по­мощь людям, испытывающим трудности функциониро­вания в повседневных ситуациях. Положительный мо­мент таких программ − системная модель социального обслуживания, в то время как в России используются отдельные элементы.

Другой инновационной моделью реабилитации является создание Центров независимой жизни. В западных странах они получили широкое распространение, а в России только появляются. Это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной ар­хитектуры среды и консервативного общественного мне­ния создают для людей с инвалидностью режим равных возможностей. Философия независимой жизни ориенти­рует человека, имеющего инвалидность, на то, чтобы он ставил перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества. В основе концепции независимой жизни лежат такие понятия, как самоопределение, самопомощь, самостоятельность, ответственность за свою жизнь.

ЦНЖ осуществляют следующие типы программ:

Доступ к справочной информации, что позволит убедить человека в способности управлять своей жизненной ситуацией.

Обмен опытом (консультирование «равными»), что подталкивает инвалида к удовлетворению своих потребностей, к принятию ответственности за свою жизнь. Опытный консультант выступает в качестве ролевой модели инвалида, который сумел преодо­леть преграды, чтобы жить полноценной жизнью.

3. Предоставление услуг: помощь по дому персональ­ных ассистентов, транспортные услуги, ссуды для приобретения вспомогательных приспособлений.

В России такой центр был создан в Новосибирске в 1996 году на базе Новосибирского областного спортивно-реабилитационного клуба инвалидов-колясочников «Финист». Его цель − возвращение инвалидов к активному образу жизни. Центр работает на средства, полученные на грантах.

Большую роль в социальной реабилитации и интегра­ции инвалидов в социум играют общественные организа­ции. Активизация самодеятельности граждан с проблема­ми здоровья свидетельствует не только о возрастании уровня демократизации общества, но и о поисках путей улучшения своего материального положения.

Самой массовой общественной организацией являет­ся Всероссийское общество инвалидов (ВОИ). Это доб­ровольная организация, действующая на основе соб­ственного устава и осуществляющая свою деятельность под руководством своих выборных органов, независимо от политических и общественных организаций.

Цели ВОИ: защита прав и интересов в РФ, создание инвалидам условий, обеспечивающих равные с другими гражданами РФ возможности участия во всех сферах жиз­ни общества, интеграция инвалидов в общество.

Общественные организации инвалидов не обладают властной и ресурсной мощью государства, но у них есть ряд преимуществ, которыми не обладает государственный аппарат. Во-первых, такие организации объединяют в своих рядах самих инвалидов, поэтому в своей работе они напрямую руководствуются жизненными ин­тересами, ценностями и приоритетами входящих в них инвалидов и благодаря этому являются репрезентативны­ми представителями этой категории граждан.

Во-вторых, общественные объединения инвалидов несут в себе возможность самовыражения, самореализа­ции инвалидов. Благодаря этому они могут аккумулиро­вать такой уникальный ресурс, как социальная инициа­тива и активность самих инвалидов. Это позволяет нахо­дить нетрадиционные способы постановки и решения социальных проблем.

В-третьих, общественные объединения инвалидов являются единственной организованной социальной структурой, которая имеет возможность получать адек­ватную информацию о социальном положении и потреб­ностях инвалидов. Такая информация совершенно необ­ходима для разработки сколько-нибудь состоятельных нормативно-правовых актов и государственных про­грамм поддержки и реабилитации инвалидов.

Можно сделать вывод, что в общегосударственном процессе решения проблем инвалидов их организации могут и должны выполнять специфические функции, которые государственные институты либо просто не в состоянии выполнять, либо будут выполнять с гораздо меньшим эффектом. Именно на этом разделении и вза­имном дополнении функций и должно быть основано социальное партнерство государства и организаций инва­лидов в решении социальной проблематики инвалидов.

Изучение уровня жизни

Уровень жизни − сложная категория, которая подра­зумевает множество аспектов. Это и степень удовлетворе­ния потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных условиях, и возможности людей в их удов­летворении; это производная состояния здоровья, уров­ня образования, культуры; это размеры свободного вре­мени и характер его использования и др.

Перед статистикой уровня жизни населения стоят многообразные задачи: разработка системы показателей, всесторонне характеризующих уровень жизни населения; анализ динамики уровня жизни; выявление закономер­ностей и факторов изменения уровня жизни; анализ диф­ференциации в уровне жизни по регионам, социально-демографическим группам населения; оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и услугах по сравнению с рациональными норма­ми их потребления и т. д.

Основными источниками данных об уровне жизни населения, содержащими сведения о доходах населения и его потреблении является информация, содержащаяся в материалах текущего учета и отчетности предприятий и организаций, обслуживающих население; в статистичес­ких формах учета и отчетности по груду, занятости и тру­доустройству населения; в материалах переписей и выбо­рочных социально-демографических обследований и т. д.

Ведущее место в статистическом наблюдении за уров­нем жизни населения занимает выборочное обследование домашних хозяйств, которое проводится органами госу­дарственной статистики в соответствии с Федеральной программой статистических работ, ежегодно утвержда­емой Госкомстатом России по согласованию с Прави­тельством Российской Федерации. Выборочное обсле­дование бюджетов домашних хозяйств приводится во всех республиках РФ, краях, областях и охватывает бо­лее 48 тыс. домохозяйств.

Обследование основывается на непосредственном опросе (интервьюировании) членов домашних хозяйств и регулярных записях о расходах, которые ведутся членами этих хозяйств. Полученные сведения разрабатываются, в целом, по стране, и по регионам, по отдельным категори­ям обследуемых домохозяйств, по размеру среднедушево­го совокупного дохода и др. Результаты позволяют изу­чить расслоение население по уровню дохода.

В 1992 г. Центром экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ была предложена система основных показателей уровня жиз­ни населения. Эта система отражает уровень доходов, потребления, жилищные условия, позволяющий дать обобщающие характеристики и показать дифференциа­цию населения, выявить малообеспеченные слои населе­ния и охарактеризовать их.

Предложенная система показателей включает семь групп: обобщающие показатели (критерии уровня жизни; индекс стоимости жизни; валовой национальный и вало­вой внутренний продукт, фонд потребления, фонд лично­го потребления на душу населения); доходы населения (реальные и располагаемые, совокупные, личные, денеж­ные, средний доход, средний размер реальной зарплаты и средний размер пенсии, стипендии, пособия и т. д.); потребление и расходы населения; денежные сбереже­ния; накопления имущества и жилья; социальная диффе­ренциация населения (распределение населения по по­треблению продуктов питания, промышленных товаров, услуг и др.); уровень и границы бедности (прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, ми­нимальный размер зарплаты и пенсии, зона бедности, социальный портрет бедности и т. д.).

Госкомстат РФ регулярно разрабатывает и публикует следующую систему основных показателей уровня жизни населения:

I. Индикаторы уровня жизни населения − среднедушевые денежные доходы в месяц; реальные располагаемые денежные доходы в процентах к предыдущему периоду; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике; средний размер назначенных месячных пенсий; величина прожиточного минимума (в среднем надушу населения в месяц); численность населения с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума; структура располагаемого дохода домашних хозяйств; социальные трансферты в натуральной форме и т. д.

II. Доходы населения − денежные доходы по регионам Российской Федерации; начисленная заработная плата по регионам РФ; назначенные месячные пенсии по регионам РФ; состав и использование денежных доходов населения; вклады населения в сберегательном банке РФ; структура использования денежных доходов населения по регионам РФ; покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения и т. д.

III. Распределение доходов и социально-экономическая дифференциация населения − распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов; распреде­ление общего объема денежных доходов населения (по 20-процентным группам населения); величина прожиточ­ного минимума по социально-демографическим группам населения; величина прожиточного минимума по регио­нам РФ в разрезе социально-демографических групп насе­ления; численность малоимущего населения и дефицит денежного дохода; уровень бедности по домашним хозяй­ствам различных социально-экономических категорий; структура располагаемых ресурсов домашних хозяйств раз­личных социально-экономических категорий; структура потребительских расходов домашних хозяйств и т. д.

IV. Социальная защита населения − минимальные со­циальные гарантии (минимальный размер оплаты труда и пенсии; пособия; стипендии); размеры минимальных социальных гарантий в соотношении с величиной прожиточного минимума; основные показатели пенсионно­го обеспечения и т. д.

V. Жилищные условия − основные показатели жилищ­ных условий населения; жилищный фонд; благоустройство жилищного фонда и населенных пунктов; развитие инфраструктуры села; предоставление жилья гражданам; обеспеченность населения жильем по регионам РФ и т. д.

Для определения уровня жизни используются макро­экономические показатели. Например, уровень жизни населения страны в значительной мере характеризуется структурой ВВП по использованию и, особенно, структу­рой личных потребительских расходов в нем. Привлекая данные о численности населения страны, можно рассчи­тать ВВП на душу населения − показатель, применяемый в международных сравнениях.

При изучении уровня жизни населения необходимо учитывать только первичные доходы, полученные ее резидентами, сумма которых за определенный период в рыночных ценах представляет национальный доход.

Но не все первичные доход







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.