Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ





-■it-

Завершив анализ социальных институтов и общностей как сис­тем социальных взаимодействий, переходим к следующему важ­нейшему разделу общей социологии — исследованию смыслообра-зующего элемента социальных взаимодействий, тех правил игры, содержания норм, критериев, которыми руководствуются люди во взаимоотношениях друг с другом.

Рассматривая, в частности, «Исходные элементы социальной жизни»,-мы неоднократно подчеркивали роль, которую отводит социология ценностям, нормам, избранным данным народом, дан­ной общностью для понимания их судеб, способности дать эффек­тивный или менее эффективный ответ на вызовы среды, природы и истории.

Фактически для всех социологических школ, направлений ха­рактерно признание особого ключевого значения культуры, при­думок самих людей в развитии общества. Э. Дюркгейм и М. Вебер, П. Сорокин и Т. Парсонс, Р. Мертон и А. Щюц, П. Бурдье и Э. Гид-денс — все более или менее крупные социологи признают, что культура обьединяет людей в сообщества и в то же время является во многом решающим элементом, обьясняющим своеобразие ис­торических судеб того или иного общества. Не естественно-природ­ная основа человеческого бытия предопределяет ту или иную судь­бу, а люди, которые на основе своей природы изобрели много-бразные вариации человеческого существования.

Картина общественной жизни, которую воссоздает социоло­гия, — рациональная, доказательная, опирающаяся на факты, не принимающая ничего на веру (в том числе и идею об «обьектив-ной необходимости», которая «предопределяет естественно-исто­рическим образом» нашу судьбу), придает особое значение куль­туре, ценностям, оценкам, идеям, нормам, образцам поведения. Когда мы хотим доказательно, фактуально, отвергая мистику и предположения, ответить на вопрос, почему люди действуют имен­но так, а не иначе, факты, однозначно толкуемые обстоятель­ства, волей-неволей заставляют исследователя признать ключе­вую роль культурных смыслообразующих элементов организации социальной жизни. Поэтому для социолога социальная жизнь, социальная реальность — всегда социокультурная реальность, а для социологии социокультурный подход к анализу социальных явле­ний — один из главных.

328


Р. Тернер, американский социолог, пытаясь проанализировать, как и за что награждают в США и Великобритании, разослал за­просы 53 ведущим американским корпорациям и 51 британской корпорации с просьбой выслать служебные биографии с указани­ем наград своих сотрудников.

Всего было проанализировано более 750 таких биографий. Иссле­дование подтвердило предположение автора, что английское об­щество стремится поощрить успех посредством поручительства и поддержки, а вознаграждения и поощрения исходят от центрально­го вышестоящего учреждения; для американского общества харак­терно соревнование в открытой борьбе со своими коллегами, а вознаграждения и поощрения исходят от отдельных учреждений, обществ профессионалов и т.д. Оказалось, что в Англии 53% со­ставляют правительственные награды, в США — только 11%. Зато в США награды, присуждаемые колледжами и университетами, состав­ляют 42%, а в Англии -^ 13%. В США 14%-наград присуждены за спортивную, религиозную, патриотическую деятельность, обществен­ные заслуги, в Англии — ни одной. Все это является убедительным, на наш взгляд, свидетельством двух различных культур продвиже­ния по службе, которые поддерживают и ориентируют индивида на вполне определенный алгоритм поведения для достижения успеха, продвижения по службе...*

.............. Индийца удивляет, что жена европейца называет мужа по име­
ни, обращаясь к нему в присутствии его матери и бе^ ее разреше­
ния. Японцы, рассказывая о печальном событии, улыбаются, чтобы
' * лне огорчить слушателя. Мусульманин будет поражен, увидев алко­
гольные напитки на христианских поминках за столом. Латиноаме­
риканцы часто сетуют на холодность и отчужденность североаме­
риканцев, поскольку североамериканцы не любят, чтобы до них дот­
рагивались во время разговора, и считают, что наиболее приемле­
мое расстояние между собеседниками — 75 см. Житель США счи­
тает себя обязанным улыбаться человеку, с которым случайно пе­
ресекся взглядом — иначе могут решить, что он плохо воспитан. Но
улыбка не может служить поводом для контакта, потому что контакт
без должной причины рассматривается как вмешательство в част­
ную жизнь или как угроза сексуального домогательства. Всего лишь
подозрение в этом может, стать основанием для обращения к пра­
вовой защите. В контактах с собеседником требуются терпимость
и снисходительность, сдержанность в выражении удовольствия и
сожаления: не принято желать здоровья чихающему и желать при­
ятного аппетита.

Как мы думаем, примеров достаточно. О чем они? Почему люди ведут себя по-разному, оценивают по-разному одну и ту же ситуа­цию? Первое, что приходит на ум, — они считают, что так и сле­дует себя вести; каждый оценивает чужие поступки, действия, мысли

* См.: Тернер Р, Сравнительный контент-анализ биографий//Вопросы социо­логии. — 1992. — № 1„ с. 121—128.

329


с точки зрения того, как принято в его среде, обществе, в котором он живет.

Иными словами, каждое общество обладает определенной сис­темой образцов поведения, традиций, ценностей, критериев, пред­ставлений о мире, о том, как следует себя вести, что такое добро и зло, т.е. каждое общество обладает своей культурой*.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.