|
Культура — сознание — деятельность
Что же является источником внеприродного, что в действительности делает возможным надын-стинктивное в жизни людей? Все, что связано с «возделанным» в человеческой жизни, так или иначе порождено сознанием. Идет ли речь о хозяйственной деятельности людей или политике, применении совершенных технологий или нравственных поисках людей, поведении в быту или восприятии художественных ценностей, — везде мы имеем дело со знаниями, навыками людей, их ценностями, предпочтениями, традициями, приверженностями и т.д. Но культура — это не вообще сознание, не отдельные его элементы, а символический способ, метод оценочного освоения действительности и ориентации в ней. '
• В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребно • Как способ символического освоения действительности и ори Говоря о культуре, мы прежде всего имеем в виду разнообразные варианты культур как вариативные системы знаний, ценностей, предпочтений, норм поведения, согласованных, сопряженных друг с другом. Внутреннее сопряжение различных элементов культуры, хотя и не абсолютно, но проявляется в виде достаточно устойчивой, логически прослеживаемой специфической определенности восприятия (в том числе оценки) мира и практической деятельности в нем — ментальности. Логически прослеживаемая специфика может характеризовать духовный мир конкретного общества (американского, российского и др.),^представителей.той или иной социальной общности: территориальной (москвичи, одесситы, перербуржцы и т.д.), этнической (русские, казахи и т.д.). культура и Культура как способ оценочного освоения дей-деятельность ствительности воплощается в практической деятельности людей — производственной, бытовой, художественной, политической, научной, учебной и т.д. Известно, что в любой практической деятельности относительно независимо взаимодействуют внутренняя и процессуально-внешняя деятельность. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, смысл, которые придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты, технологии будущих деяний. Культура как менталитет наполняет внутреннюю деятельность впол-
* Бродель Ф. Материальная цивилизация экономики и капитализм XV—XVIII вв. Т. I, с. 511. ' Ионин Л.Г. Социология культуры. — М., 1996, с. 76.
336 337 не определенной системой традиций, оценок, обычаев, ценностей, предлагает более или менее сопряженные с ней практические выборы, предпочтения и т.д. В этом проявляется еще одна характеристика культуры — она организует, определяет содержание, направленность, и даже технологию (если учесть приемы, навыки, умения) практической деятельности людей. Во взаимосвязи культуры и деятельности сделаем акцент на следующих моментах: • культура и детерминация деятельности; • деятельность как показатель культуры. Значимость культуры как социального феномена обьясняется прежде всего тем, что это непосредственный, актуальный «виновник» стиля практической жизни людей. Естественно, сама культура не развивается изолированно, а реагирует на импульсы, проистекающие от природных условий жизни данной группы людей, социально-экономических обстоятельств, в которых они осуществляют свою деятельность. Но на пути импульсов внешней среды к конкретному человеку, его поступкам, действиям культура — это отнюдь не неприметный «полустанок», который можно легко проскочить, а сложная духовная система, в которой осмысливается, оценивается, переопределяется внешняя информация. Именно культура непосредственно определяет реакцию человека на внешние импульсы, его действия. Как мы отмечали в ходе анализа факторов обусловливания (детерминации) явлений социальной жизни, внешние условия, факторы, процессы не определяют сами по себе конкретного содержания событий, действий, которые осуществляют люди, но «некоторым образом приводят социальные субьекты к возбуждению, которое затем внутренним образом приводится в форму, с которой система может работать»*. Реакция субъектов на данное возбуждение зависит от культурных традиций, от того, какой тип реакции в данной культуре приемлем, от норм, ценностей, правил приличий, выработанных в этой культуре. Здесь и таится ответ на вопрос, почему представители разных народов по-разному реагируют и действуют в аналогичных ситуациях, почему, например, у англичан одна система поощрений, стимулов к продвижению, а у американцев — другая. Другими словами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходят через «чистилище» культуры. И наоборот, все действия людей несут на себе мощный отпечаток культуры данного общества. * Луман Н. Понятие общества, с. 36. 338 Например, советских людей всегда поражала четкость и размеренность работы рабочих из ГДР. В качестве другого примера можно привести различную манеру исполнения одного и того же пейзажа одними и теми же красками, на одном и том же холсте двумя художниками — японцем и европейцем. Культура стремится самореализоваться в практике. Нацеленностью на практику и определяется особая значимость культуры в социальной жизни. То, что стало ее достоянием, культура обязательно воплощает прямо или опосредованно на практике. Желая познать культуру другого человека, мы должны судить о ней не столько по его высказываниям, словам, заявлениям о намерениях или целях, а по его действиям. Реальная практическая деятельность — это И реальное воплощение культуры, и ее показатель. „,, § 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры Культуру изучают многие науки — философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт человеческой деятельности, высшее проявление сознания, человеческого творчества. Но у социологии существует свой ракурс изучения — исследование роли культуры, ее функций в формировании и развитии социальных систем (систем социальных взаимодействий) — социальных институтов, групп, общества в целом. Социолога интересует, каким образом культура, те или иные ее элементы, исторические типы влияют на развитие социальных сообществ, определяют их особенности. Вот почему социология акцентирует внимание прежде всего на тех свойствах, элементах культуры, которые реализуются в социальных взаимодействиях, выступают как, символические механизмы обеспечения соорганизованности физически изолированных друг от друга индивидов. При этом социология выявляет новые возможности, аспекты культуры, делает акценты на том, что ускользает от внимания иных исследователей. социальные Любая социальная связь Актора с другими Акто- культуры если они имеют символических посредников в виде норм, правил игры, представлений о приличиях. Без этих символических элементов невозможны социальная связь, социальное взаимодействие. Но общественная «погруженность» культуры, ее функция интеграции социальных систем придают культурным феноменам ряд особенностей. Как уже говорилось, для того, чтобы действия партнеров были взаимоожидаемы- 339 ми, взаимопредсказуемыми, партнеры должны руководствоваться Из этого следует ряд новых характеристик культурных явлений. • Культура — это символы, знаки, идеи, которые разделяет не ' утверждение поддерживают и другие антропологи (Р. Линтон, Б. Малиновский, К. Уисслер и др.). Хотя следует отметить, что подобная точка зрения не разделяется Л. Уайтом, К. Лоуком** и др. • Социальная (а не индивидуальная) природа культуры обу Систематические, самовозобновляемые (институализирован-ные) взаимодействия в отличие от случайных, одноразовых, экспериментальных действий предполагают возобновляемость, стандартность (институализированность) культурных символов, идей, мотивов Акторов. Это, возможно, вызовет протест: ведь культура — это прежде всего синоним возвышенного, творческого начала в человеке. Однако надо снять идиллический налет с понятия «культура» — да, это творчество, но творчество не единиц, а общности. • Напомним, что культура находит свое проявление и вопло * МердокДж. Фундаментальные характеристики культуры, с. 50, 51. ** См.: Уайт Л. Понятие культуры. В кн.: Антология исследований культуры. Т. I. —M., 1997, с. 37—39, 50. •К' горично: культура — это образцы поведения, деятельности, естественно, основанные на устойчивых стандартных мотивах, предпочтениях. Этот аспект проблемы имеет особое значение для социологического анализа культуры как явления. Спорадические, случайные действия к культуре относить не следует. Если тот или иной элемент жизнедеятельности начинает превращаться из спорадического, нерегулярного в достаточно устойчивое, повторяющееся, значит, произошли определенные изменения в культуре данной группы людей, общества. Следовательно, из круга явлений, описываемых понятием «культура», при социологическом рассмотрении выпадают не только инстинктивные действия людей, но и те моменты, аспекты, которые носят сугубо индивидуальный, а потому случайный, неустойчивый характер, т.е. не ставшие образцом деятельности. Образцы деятельности обнаруживают себя в производственной сфере, быту, науке, отдыхе и т.д. Они проявляются как в смысловом содержательном отношении, так и в технологии действий, стиле, манере действий. У всех народов храмы служат сходным целям, но готический храм отличается от православного или мечети. Или вспомним о различной манере выполнения одного и того же пейзажа европейским и японским художниками. Способ строгания дерева рубанком (представители многих народов это делают движением к себе, а не от себя), организация выборов, проведение заседаний парламента, манера пения, порядок подачи блюд и т.д. — эти образцы деятельности есть воплощение культуры, реально осуществляемая культура. Итак, анализ социальной природы культуры делает акцент на несколько «неожиданных» ее свойствах, лишает ее некоего идиллического налета. Культура предстает как важнейший механизм социальной машины повседневности, выполняющий важнейшие социальные функции. г^г.1.... „,i.L1r Интегративная социальная функция культуры. Бла- ИЦИАЛОПЬ1С. Функции годаря культуре, ее символическим феноменам культуры (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возмож- ны интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействий. Культура — это скрепы, которые обьединяют людей, делают возможным надежные, самовозобновляемые взаимоотношения. Единые стандарты поведения, нормы, ценности, традиции делают возможным сорганизацию людей на огромных территориях, объединяют людей в единое общество, отделяя их от групп людей, руководствующихся иной системой норм, ценностей. Следовательно, культура отличает одно общество от другого.
340 341 Регулятивная социальная функция культуры. Культура ■■>- это нормативная система, это то, что считается разумным, обоснованным в данном сообществе. С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает, направляет, ориентирует действия людей, благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло и т.д. Следовательно, культура как нормативная система регулирует поведение: • во-первых, она информирует Актора о том, на что можно • во-вторых, она побуждает, мотивирует человека к поведе • в-третьих, она налагает ограничения, контролирует поведе Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|