Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анатолий Афанасьевич Калюжный





Анатолий Афанасьевич Калюжный

Психология формирования имиджа учителя

 

 

 

Аннотация

 

Пособие содержит теоретическое обоснование природы имиджа учителя, его характеристики и типы, дан инструментарий формирования педагогического имиджа учителя и психологические методики его изучения.

Издание предназначено учителям школ, преподавателям и студентам вузов – будущим педагогам.

 

Анатолий Афанасьевич Калюжный

Психология формирования имиджа учителя

 

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.

Л.Н. Толстой

 

Введение

 

Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует вести себя и жить подругому, соразмерно иным моделям поведения.

Демократизация нашего общества дает возможность слышать голоса не только правителей и руководителей, но и всего народа. Мы же все еще продолжаем жить по моделям, характерным для тоталитарной коммуникации, потому что в них население имеет только одну функцию – подтверждать (всенародно одобрять) решения, принятые кем-то. Работа с имиджем, с этой точки зрения, является ответом на желания населения, поскольку его основные составляющие должны соответствовать идеализации, свойственным на этот период аудитории.

Имиджелогия и имидж – что это? Наука или искусство? Сегодня в ряду новых для нас дисциплин стоит имиджелогия – наука о том, как жить в условиях, когда право голоса есть не только у администрации или начальства. Это наука и о законах коммуникации, которые диктуют совершенно новый тип отношений не только на работе, но и в обществе. Это тип отношений, который даже вопреки воли самого педагога и учащихся складывается в современной школе. Однако, мы еще не готовы принять данный тип отношений.



Специалисты по имиджелогии нужны везде, а в школе – в первую очередь. Необходимо не только теоретическое обоснование природы имиджа учителя, их характеристик и типов, а также создание самого инструментария формирования педагогического имиджа, обучение каждого учителя методикам использования. Нужен системный взгляд на эти вопросы, их профессиональное решение. Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука или носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов, ведь заботясь о красоте учителя, нужно начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет.

Как помочь учителю найти свое профессиональное лицо, не выйти из себя, но разобраться в себе, осуществить самооценку по высоким человеческим критериям? Как сделать спор с собой явлением нормальным, доступным каждому учителю, приводящим к оптимистическим выводам? Как помочь ему соотнести себя и дело?

Принимая решения в условиях дефицита информации, а в ряде случаев из-за отсутствия времени, а то и просто нежелания думать, мы заменяем построение сложного и углубленного портрета человека его имиджем – знаковым заменителем, отражающим его основные черты. Опора на собственный имидж нужна сегодня в каждой профессии. Мы идем на прием к тому врачу, у которого есть слава целителя. Мы избираем именно того политика, от которого ожидаем улучшений в жизни. Следует подчеркнуть, что имиджелогия в данном случае переходит в разряд дисциплин на стыке науки и искусства. Прежде чем говорить об имидже учителя и особенностях его формирования, необходимо рассмотреть его сущность, природу и технологию построения, а также инструментарий имиджелогии и особенности использования в педагогической деятельности.

 

Раздел 1 Теоретические основы психологии имиджа учителя

 

1. Понятие об имидже.

2. Социально-психологическая природа и типология имиджей.

3. Технология построения имиджа.

4. Психологический инструментарий в имиджелогии и особенности его использования.

Ключевые слова и понятия:

имидж, внутренний и внешний образ, педагогический артистизм, самоимидж, типы имиджей, паблик рилейшнз, технология построения имиджа, инструментарий имиджелогии.

 

Понятие об имидже

 

Прежде чем приступить к рассмотрению практических основ формирования педагогического имиджа, остановимся на некоторых его общетеоретических вопросах.

Впервые в работах начала 20-х годов XX в. У. Липпмана «Общественное мнение», У. Троттера, «Стадные инстинкты», Э. Мартина «Поведение толпы», Г. Лебона «Психология толпы» подчеркивалась природа социального стереотипа и его воздействия на массовое сознание.

Понятие социального стереотипа впервые было введено в научный оборот американским исследователем У. Липпманом для обозначения распространенных в общественном мнении предвзятых представлений о членах различных национально-этнических, социально-политических и профессиональных групп. Стереотипные формы мнений и суждений трактовались им как своеобразные выдержки из сводов общепринятых морально-этических правил, доминирующих социальных представлений и потока сугубо политической пропаганды и агитации. Согласно положениям У. Липпмана эти социальные стереотипы представляют собой основной мыслительный материал, на котором строится массовое сознание. Мышление сводилось к простым реакциям на внешние стимулы, роль которых выполняют именно стереотипы как стойкие, эмоционально окрашенные, упрощенные модели объективной реальности, вызывающие у человека чувство симпатии или антипатии к явлению, которое ассоциируется с тем или иным приобретенным им опытом.

Стереотипизация процесса мышления в психологическом плане связана с установкой, формирующейся в процессе практической деятельности людей. Под установкой, составляющей психологическую почву стереотипа, подразумевают готовность воспринимать предмет или явление определенным образом, исходя из предшествующего опыта восприятия. Это означает, что стереотипы имеют объективную природу и являются неотъемлемым свойством психики человека делать обобщения. Действительно, если бы человек не обладал способностью стереотипизировать, обобщать, упрощать, схематизировать окружающую действительность, он не смог бы быстро ориентироваться в непрерывно растущем потоке информации, которая к тому же постоянно усложняется.

Чтобы стать понятными и доступными для всех или для специально выделенной части общности стереотипы (определенные оценки, суждения, приобретающие силу понятий) не должны быть слишком многогранными и разнообразными. Они должны абстрагироваться от деталей, доступных лишь специалистам, и передавать суть события или явления одним словом, предложением, рисунком, понятным всем или большинству.

Стереотип, как и всякое психическое образование, соединяет в себе два взаимодействующих начала — знаниеи отношение,каждое из которых может становиться доминантой. Для социального стереотипа преимущественное значение приобретает отношение, т. е. эмоционально окрашенная оценка, которая одновременно связана с волей и мышлением человека, что и прокладывает мостик к единству отношения и знания как рационального элемента стереотипа. Степень истинности оценок или суждений, составленных индивидом на основании стереотипов (образов), прямо пропорциональна глубине его познаний в той области жизни, где они формируются. Здесь очень важно, какое содержание скрывается за стереотипом, насколько глубоко он схватывает существенные взаимосвязи явлений, типичные черты, свойственные событиям или этим явлениям. Если связи, на которых акцентируется внимание, или черты, что подчеркиваются, несущественны и поверхностны, то создаваемый стереотип (образ) далек от жизни.

Следовательно, стереотипы имеют важное значение для оценки человеком социально-политических явлений и процессов, однако они играют как положительную, так и отрицательную роль.

С одной стороны, стереотипы достаточно «экономны» для создания и поведения людей, поскольку способствуют существенному «сокращению» процесса познания и понимания всего происходящего в мире и вокруг человека, а также быстрому (часто автоматичному) принятию необходимых решений. Не содействуя точности и аналитичности познания, они увеличивают возможности поведенческой реакции на основе прежде всего эмоционального восприятия или невосприятия информации, ее «попадания» или «непопадания» в жесткие, но определенные рамки. Поэтому в повседневной жизни люди часто ведут себя в соответствии со сложившимися стереотипами. Последние помогают быстро ориентироваться в тех жизненных обстоятельствах, которые не требуют особых умственных аналитических усилий и не нуждаются в особенно ответственном индивидуальном решении.

С другой стороны, упрощая процесс познания, стереотипы ведут к формированию довольно примитивного социального сознания, для которого весомы всяческие предубеждения, что часто сводит поведение людей к набору простых, в чем-то неадекватных автоматических эмоциональных реакций. Подобные стандарты автоматической реакции (поведения) играют отрицательную роль в ситуациях, где необходима полная и объективная информация, ее аналитическая оценка, принятие самостоятельных решений, осуществление сложного социально-политического выбора. Благодаря этому в массовом сознании нередко складываются стереотипы, способствующие возникновению и закреплению предубеждений, неприятия нового и др.

Стереотип базируется на определенных закономерностях функционирования человеческой психики. Все дело лишь в том, ради каких интересов эти закономерности используются. Указывая на роль стереотипов во влиянии на общественное мнение, Липпман, в частности, отмечал, что читатель не просто узнает новости, а новости с элементом внушения, которое подсказывает, как они должны быть восприняты. Читатель воспринимает сообщения, но не такие объективные, как факты, а стереотипизированные в соответствии с определенным образом поведения. Прежде чем дойти к читателю, каждый газетный материал подвергается обработке, цель которой – отобрать, что печатать и определить, в каком именно месте это разместить, какую выделить площадь для сообщения и на чем сделать акцент. Имидж должен обрести собственное существование, стать отдельной ценностью и использоваться при удобном случае. Имидж – это впечатление, производимое человеком на одну или несколько групп общественности. Он не рисунок, не калька, не разработанное в мельчайших деталях точное изображение, а, скорее всего – несколько деталей, оказывающих эмоциональное воздействие.

В переводе с английского image в буквальном смысле означает образ. Следовательно, когда говорят об имидже человека («у него отрицательный имидж» или «у него имидж прекрасного учителя»), говорят о том образе, который возник у других людей. Причем, под образом подразумевается не только визуальный, зрительный образ, вид или облик, но и образ его мышления, действий, поступков и т. п. Иначе говоря, в данном случае слово образ должно употребляться в широком смысле – как представление о человеке. Это означает, что понятие имидж может трактоваться и так, каким видят люди данного человека, точнее, как его оценивают, как они к нему относятся. Имидж – это «мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на чтонибудь» (С.И. Ожегов).

Каждый из нас создает определенный образ — имидж – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т. д.Что же такое имидж? Рассмотрим, как это понятие трактуется в различных словарях и справочной литературе.

Имидж – представление (часто целенаправленно создаваемое) о чьем-то внутреннем и внешнем облике, образе [1] .

Имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказывать эмоционально-психическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п. [2]

Имидж – образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения и т. п., способствующие воздействию на окружающих. [3]

Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально-окрашенный образ коголибо или чего-либо. Определенным имиджем может обладать политический деятель, профессия, товар и т. д. Формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов в области политической психологии, психологии рекламы, маркетинга и т. п. [4]

Имидж – целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации и т. п. [5]

Имидж – впечатление, мнение о лице, коллективе, учреждении, вещи и т. п., создаваемое заинтересованными лицами, индивидуальный стиль, облик, характеризующий лицо, группу лиц, учреждение и т. п. [6]

Имидж учителя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. [7]

Кто же создает имидж?

Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.

Во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для таких известных лиц, как политиков, государственных деятелей, артистов и т. п.

В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение.

В-четвертьх, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники.

Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимыми из них являются: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я».

Внешний обликпомогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем должны гармонично сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей и, прежде всего, у любимого учителя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж, и добиться успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая тенденции моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности.

Вербальные и невербальные средства общенияявляются важными составляющими имиджа – что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты, мимику и позы мы используем, как мы сидим, стоим и ходим. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим в наиболее выгодном свете.

Доказано, что 35 % информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65 % – при невербальном.

Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»считается ведущей из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей является необходимым качеством в профессиональном общении.

Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем самым и самовоспитываемся. Деятельность является гранью перехода личностного внутреннего во внешнее – продуктивное. Чаще всего – это непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение преподнести свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждой составляющей педагогического процесса (от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их подачи), а также в стиле общения, в эмоциональной реакции на поведение школьников, в импровизации на уроках.

Внутренний образ – это культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ – это особые формы выражения отношения к материалу, передача эмоционального отношения к действительности, умение самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая постановка всего хода урока.

В психологии под образом понимается субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Весь этот психологический процесс можно представить в виде схем (см. схемы 1, 2, 3).

Обобщая сказанное, заметим, что образ является и служит основным связующим звеном в определении места общей и педагогической имиджелогии в психологии.

Схема 1

 

Схема 2

 

Схема 3

 

Механизм непосредственного формирования образа • Включение процесса ощущения позволяет собрать первичную информацию мономодального характера (цвет, размер, различные тактильные ощущения и т. п.).

• Включение процесса восприятия направлено на объединение разрозненных мономодальностей в одно целое – происходит формирование образа объекта.

Ощущения — простейшая форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений.

В социальной психологии имидж рассматривается как разновидность образа, возникающего в результате социального познания. Под образом понимается результат психического отражения или представления того или иного объективного явления. В процессе этого отражения возможны изменения исходной информации, и, соответственно, образ не обязательно будет точной копией отображаемого. Процесс создания образа может быть активным и целенаправленным, включать процедуры анализа, позволяющие создать типичное в объекте, и синтеза, благодаря которому образ обладает характеристиками индивидуального явления.

В психолого-педагогических литературных источниках под имиджем понимается стиль и форма поведения человека, причем преимущественно внешняя сторона поведения в обществе. Иногда имиджем называют набор значений и впечатлений, благодаря которым у людей складывается представление об объекте, они запоминают его и начинают относиться к нему определенным образом или благодаря которым объект становится известным. При этом, как правило уточняется, что объектом имиджа чаще всего являются человек, группа людей или компания.

В ряде определений подчеркивается, что имидж включает не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные и сформированные. В других трактовках делается акцент на то, что имидж складывается из объективных характеристик объекта, в частности, имидж человека основывается на психологическом типе и личности, их соответствии запросам времени и общества [8] .

Все эти характеристики применимы по отношению к имиджу, вместе с тем, термин «имидж» не является точным синонимом слова «образ». Имидж можно назвать разновидностью образа, основой которого является не любое явление, а прежде всего субъект (человек, коллектив, организация и т. п.). Психологию имиджа можно определить как раздел психологической науки, научную теорию, предметом которой является имидж как социально-психологический феномен, а также закономерности его возникновения и функционирования.

 

Литература

 

Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М., 1994.

Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

Булатова О.С. Педагогический артистизм. М., 2001.

Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2003.

Гриндер М, Лойд Л. НЛП в педагогике. М., 2001.

Громкова М.Т, Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М., 2003.

Егорова-Гантман Е, Плешаков К. Политическая реклама. М., 1999.

Жмыриков А.Н, Как победить на выборах. М., 1995.

Зязюн И.А, Основы педагогического мастерства. Киев, 1987.

Ильин Е.Н, Искусство общения. М., 1982.

Имиджелогия. Как нравиться людям / Сост. В.М. Шепель. М., 2002.

Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для высших и средн. пед. учеб. заведений. М., 2000.

Криксунова И. Создай свой имидж. СПб., 1997.

Кузин ФА. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М., 2002.

Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб., 2002.

Лефрасуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб., 2003.

Лобанов А А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000.

Макдермот Я., Яго В. Введение в НЛП: Современное руководство по инициированию персонального роста и достижению профессионального успеха. М., 2003.

Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учеб. пособие. М., 2001.

Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. М., 2000.

Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие. М., 2002.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия. Киев, 2000.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.

Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. СПб., 2000.

Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. СПб., 2003.

Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. СПб., 2003.

Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн., 1998.

Соловейчик СЛ. Педагогика для всех. М., 2000.

Фадеева Е.И. Тайны имиджа: Учеб. – метод. пособие. М., 2002.

Шамионов Р.М. Личность и ее становление в процессе социализации. 2000.

Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. Мн., 1994.

Ямбург ЕА. Школа для всех: Адаптивная модель: Теоретические основы и практическая реализация. М., 1996.

 

Литература

 

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М., 1989.

Амонашвили ША. Личностно-гуманные основы педагогического процесса. Мн., 1990.

Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. Ростов-наДону, 1999.

Вазина К. Модель саморазвития человека: Концепция, технологии. Нижний Новгород, 1999.

Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М., 1999.

Деглин В.Л. Язык и функциональная асимметрия мозга // Труды по знаковым системам. – Вып. 16. – Тарту, 1983.

Завязкин О.В. Самоконтроль и саморегуляция. Д., 1998.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.

Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1973.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие для студентов вузов. Мн., 2000.

Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1969.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001.

Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М., 2001.

Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

Митина Л.М. Психология профессионального развития. М., 1998.

Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., 2000.

Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб., 2001.

Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Практикум: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Н. Борисов, О.Г. Ковалев, С.А. Лузгин, А.И. Ушатиков. М., 2002.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия. Киев, 2000.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М., 1994.

Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн., 1998.

Сластенин ВА. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М., 2002.

Сластенин ВА., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина: В 2 ч. М., 2002.

Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

Соловейчик СЛ. Педагогика для всех. М., 2000.

Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.

Фадеева Е.И. Тайны имиджа: Учеб. – метод. пособие. М., 2002.

Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2001.

Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? Мн., 1997.

Харькин В.Н. Педагогическая импровизация // Советская педагогика. – 1989. – № 9.

Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. Алматы, 1998.

Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999.

 

Задания и упражнения

 

Типы конфликтных личностей

Личность демонстративного типа. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Ее отношение к людям определяется тем, как она к ней относятся. Ей легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь. Кропотливой систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Личность ригидного типа. Подозрительна. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинейна и негибка. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается ей как обида. Малокритична по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчива, повышенно чувствительна по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Личность неуправляемого типа. Импульсивна, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимание на общепринятые нормы. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритична во многих неудачах, неприятностях склонна обвинить других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

Личность сверхточного типа. Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенное требование к себе, к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми она работает, кажется, что она придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствительна к деталям. Склонна придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми, потому что ей кажется, что ее обидели. Страдает от себя сама, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.), не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Личность бесконфликтного типа. Неустойчива в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречива. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих. Конфликтность – не вина, а беда таких личностей.

Задание. Постарайтесь определить свой «любимый» стиль при помощи таблицы (Дж. Г. Скотт, 1991), заполняя которую, представьте свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет. Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из 4-х колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг), цифра 5 – последнее место (ранг).

 

Тест на оценку уровня конфликтности личностиПри ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа выберите один и запишите его. Например: 1 а, 2 б, 3 в.

1. Характерно ли для вас стремление к превосходству, т. е. к тому, чтобы подчинить своей воли других?

а) нет;

б) когда как;

в) да.

2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а, возможно, и ненавидят?

а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

3. Кто вы в большей степени?

а) пацифист;

б) принципиальный;

в) предприимчивый.

4. Как часто вам приходилось выступать с критическими суждениями?

а) часто;

б) периодически;

в) редко.

5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый коллектив?

а) разработал бы программы работы коллектива на год вперед и убедил коллектив в ее целесообразности;

б) определил, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

в) чаще советовался бы с людьми.

6. В случае неудач, какое состояние для вас наиболее характерно?

а) пессимизм;

б) плохое настроение;

в) обида на самого себя.

7. Характерно ли для вас отстаивать и соблюдать традиции коллектива?

а) да;

б) скорее всего да;

в) нет.

8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать?

а) да;

б) скорее всего да;

в) нет.

9. Из трех личных качеств выберете то, с которым вы больше всего боретесь:

а) раздражительность;

б) обидчивость;

в) нетерпеливость к критике других.

10. Кто вы с точки зрения сотрудников:;

а) аутсайдер;

б) лидер;

в) генератор идей.

11. Каким человеком вас считают друзья?

а) экстравагантным;

б) оптимистом;

в) настойчивым.

12. С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) несправедливостью;

б) бюрократизмом;

в) эгоизмом.

13. Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности;

б) оцениваю свои способности достаточно объективно;

в) переоцениваю свои способности.

14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми чаще всего?

а) излишняя инициативность;

б) излишняя критичность;

в) излишняя прямолинейность.

 

Если вы набрали более 36 баллов, это еще не означает, что вы принадлежите к какому-либо из описанных выше типов конфликтных личностей, но, скорее всего, характер у вас не из легких. Вам бывает трудно прийти к согласию не только с другими, но и с самом собой. Более того, отсутствие согласия с самим собой и является причиной вашей конфликтности.

Люди, эффективно решающие внутриличностные конфликты, находящие пути к согласию с собой, обладают следующими навыками и способностями:

• сохранять верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно ошибочно;

• действовать по своему усмотрению, не испытывая вины или неудобства в случае неодобрения со стороны других;

• не тратить время на чрезмерное беспокойство о вчерашнем и завтрашнем дне;

• сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности;

• ценить в каждом человеке личность и чувство полезности для других, независимо от уровня его способностей и занимаемого положения;

• уметь отстаивать свою правоту и соглашаться с мнением других;

• принимать похвалу и комплименты без притворной скромности;

• оказывать сопротивление;

• понимать свои и чужие чувства, умения подавлять свои желания;

• получать удовольствие от самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых;

• чуткое отношение к нуждам людей, соблюдение принятых норм;

• находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на недостатки.

 

Тест-тренинг

Определите, к какому типу оратора вы отнесете себя

О существовании различных типов ораторов размышлял еще Цицерон. Каждый оратор имеет свой неповторимый психологический облик. Как справедливо заметил В.Г. Белинский: «Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой – вкрадчивой грацией изложения; третий – преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения и т. д.»

Известно, что успех публичного выступления зависит от многих качеств личности оратора: его коммуникативных способностей, творческого потенциала, эрудиции, логичности и доказательности суждений, опоры как на практику, так и на теоретические знания, от степени доброжелательности и интеллигентности поведения во время выступления, от оптимизма и чувства юмора и т. д.

Естественно, что не каждый оратор обладает такими качествами. Более того, в той или иной степени у каждого имеются негативные качества, а иногда они и преобладают. Принцип доминирования можно использовать при определении типа оратора.

Ткп оратора – это обобщенная характеристика наиболее развитых (доминирующих позитивных или негативных признаков) речевых способностей и особенностей личности, проявляющихся в ораторской деятельности.

Если вы (как оратор) стремитесь развить у себя положительные качества и преодолеть недостатки, то для вас представляет интерес тест, который позволит определить, к какому типу оратора вы относитесь. На основе самооценки своих действий в наиболее характерных ситуациях, личностных качеств, а также их последующего сравнения можно определить, к какому типу оратора вы относитесь.

Попытайтесь ответить на поставленные вопросы, используя 9-балльную оценочную шкалу. Ваши качества, наиболее характерные действия, мнения будут оцениваться следующим образом: 1 – очень низкий уровень, 2 – низкий, 3 – ниже среднего, 4 – чуть ниже среднего, 5 – средний, 6 – чуть выше среднего, 7 – выше среднего, 8 – высокий, 9 – очень высокий уровень. При ответе на вопрос записывайте баллы.

• Способны ли вы в процессе публичного выступления к импровизации, к гибкой перестройке плана своего выступления с учетом настроения и особенностей слушателей?

• Характерно ли для вас стремление обосновать и построить какую-либо теоретическую концепцию по решению обсуждаемой проблемы в процессе публичного выступления?









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.