Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Использование специальных курсов и различных психотехник в формировании имиджа учителя





 

Для овладения основным инструментарием имиджелогии в практику профессиональной деятельности учителей внедрена своеобразная система специальных курсов, которая позволяет поэтапно решать многие задачи. Такими спецкурсами являются «Педагогическая имиджелогия», «Основы полемического мастерства», «Педагогическая конфликтология» и «Риторика для учителя». Наиболее подробно структура каждого из данных спецкурсов, развернутые методические рекомендации и особенности работы над отдельными их темами представлены в приложении.

Рассмотрим некоторые распространенные в психолого-педагогической литературе особенности и психотехники конструирования личного имиджа, которые может использовать каждый учитель в своей практической деятельности.

Наиболее важными и значимыми являются:

1. Знакомство с собой и формирование представления о себе.

2. Самомотивация – поддержка самого себя.

3. Привлекательность – создание положительного облика.

4. Методика личного обаяния.

5. Технология успеха.

Рассмотрим особенности указанных психотехник несколько подробнее.

Знакомство с собой и формирование представления о себе

Создание имиджа учителя – это длительный и сложный процесс, успешность которого зависит не только от условий и технологий формирования, но и, прежде всего, от собственного представления педагога о самом себе.

Человек на протяжении всей своей жизни пытается познать себя. Мы с готовностью формируем убеждения о себе и без колебаний объясняем, почему мы чувствуем и поступаем именно так, а не иначе, но насколько хорошо мы в действительности знаем себя?

Процесс самосовершенства учителя должен начаться с изучения и анализа как своих личностных, так и профессиональных проблем. На данном этапе большую роль должен играть специалист-психолог, который может оказать помощь в подборе различных методов и приемов самодиагностики. Такую первичную информацию о себе педагог может получить и сам, используя различные диагностические тесты, представленные в современной психолого-педагогической литературе (см. работы Е.И. Рогова, Л.Ф. Бурлачука, С.М. Морозова, А.И. Кочетова, А.А. Реана и других авторов).



Для повышения своей самооценки можно использовать такой опросник:

Когда вам больно? Что снижает вашу самооценку? Как вы считаете, это происходит когда:

1. Обвиняют в том, за что не несешь ответственности (вы могли предупреждать, обращать внимание, но не были услышаны).

2. Не проявляется интерес к вашему мнению в тех вопросах, в которых вы компетентны.

3. Благодарность за то, что сделано вами, достается другим.

4. Сложилось мнение, что вы самостоятельно что-то сделать не сможете.

5. Часто обвинения сыпятся на вас, хотя в этом виноваты другие.

6. Кто-то пользуется вашими мыслями, идеями, словами.

7. Часто за спиной разрушают вашу репутацию.

8. Коллегам известно, что вам надо делать в первую очередь, хотя до вас еще такая информация не дошла.

9. Вы чувствуете, что стали объектом подозрений и негласного контроля.

Задание для самотренинга

Я – чудо!

Основной задачей человека, настроенного на создание выигрышного имиджа, должно быть построение положительного Я-образа..

Мысль, не обязательно высказанная, но уже сформулированная – это мощный инструмент для создания настроения. У каждого из нас есть набор слов, которые мы произносим по привычке, не раздумывая, и считаем своими. «какой кошмар!», «и почему мне всегда так не везет?!», «и за что меня Бог наказал?», «я так и знал!». На самом деле они зачастую заимствованные, а вовсе не собственные. Этот набор надо пересмотреть! Нужно создать свою собственную положительную формулу, чтобы все было хорошо. И первым шагом для этого может послужить составление хвалебной оды для себя. Например:

Такого, как я, никогда не было, нет и не будет.

Я – капля росы, успевающая отразить солнце, и это чудо!

Я – чудо!

Я полон сил и здоровья.

Я люблю жизнь, и она отвечает мне тем же.

Я интересный человек и интересный мужчина (женщина).

У меня очаровательная улыбка и доброе сердце.

Я доброжелателен, спокоен и уравновешен.

Я всегда поступаю справедливо и стараюсь сеять добро.

Я могу четко ставить цели и имею достаточно сильную волю, чтобы достигать их.

Мне все удается. Работа спорится у меня в руках.

Вокруг меня только хорошие люди.

Жизнь удивительна и многогранна. И я так много еще могу узнать!

Я счастлив!

«Счастлив человек или нет, зависит от того, что он сам по этому поводу думает» – это изречение принадлежит Мишелю Монтеню. Ни один человек не в силах изменить случившееся, но может поменять привычку реагировать на них. «Не переживай Будущее – оно еще не родилось. Похорони Прошлое – оно умерло. Живи лишь Настоящим! Только в нем душа трудится вместе с богом!» (Лонгфелло). Таким образом, чувство «Я» помогает нам организовать свои мысли и действия, когда мы обдумываем информацию, касающуюся нас, то мы запоминаем ее хорошо. Самоуважение – это всеобъемлющее чувство собственного достоинства, которое влияет на то, как мы оцениваем свои силы и способности.

Самомотивация – поддержка самого себя

Общеизвестно, что вдохновлять других намного проще, чем самого себя, как давать советы и исполнять их самому. Каким образом нужно мотивировать самого себя и чем? Если не можешь поддержать себя, то не стоит ожидать положительного результата от других. Самомотивация – определенно происходит от слов «сам» и «мотивация» и обозначает состояние человека, которое побуждает его к действиям (в данном случае – к успешным и целесообразным педагогическим действиям). Что же делать, когда больше нет сил работать, когда попадаешь в тупик и не знаешь, что делать дальше, как мотивировать себя, чтобы вдохновлять на работу своих коллег и школьников?

Очень серьезный вопрос. Педагогу, как никому другому, необходимо всегда и везде быть примером, это касается даже его настроения. Раздраженный, сосредоточенный педагог создает напряженную обстановку. Неадекватно реагирует на ситуации, вызывая таким образом растерянность среди коллег и учащихся, меняя весь рабочий настрой. Как проконтролировать себя, не создавать паники в критический момент? А если это произошло, то как остановить себя?

Прежде всего необходимо решить для себя, что приводит вас в такое состояние. Чаще всего это тревога и страх оказаться несостоятельным. Если так, то надо выяснить чего вы боитесь и за что переживаете, при возникновении такой ситуации, что вам кажется самым ужасным. Таким образом, вы смело посмотрите в глаза своему собственному страху, представите его в реальной жизненной ситуации, а потом скажите себе: «Пока это только мои мысли, где гарантия, что все именно так и будет? Какова действительно вероятность того, что все так и произойдет? Я каждый день еду на работу, и со мной может случиться все что угодно. Что может быть страшнее потери собственной жизни? Я жив, здоров и способен мыслить, а это самое главное. Даже в самом худшем случае у меня есть возможность начать все сначала».

Теперь поговорим о вероятности того страшного события, которое вы нарисовали себе. Берется лист бумаги, делится на три части вдоль, и колонки подписываются: «В этой ситуации хорошо, что…», «В этой ситуации плохо, что…» и «Но при этом я могу сделать.».

На первый взгляд, упражнение довольно простое, но оно позволяет увидеть ситуацию в перспективе, предугадать ее развитие. Притом вам удастся разобраться в своих мыслях, которые не дают спокойно и адекватно реагировать на ситуацию.

В психологии существует терапевтический прием – письмотерапия, при которой пациент выписывает на бумагу все свои негативные мысли, освобождаясь таким образом от накопившегося негатива и давая голове продуктивно работать.

 

«Разница между теми, кто добивается успеха, и теми, кому это не удается, обычно заключается не в таланте, а в упорстве», – отмечал А. Джексон. Внутренняя мотивация побуждает к действию, поддерживает нас в момент преодоления трудностей и неудач, это мечта – самореализация; идеи – творчество; самоутверждение – убежденность; нужность кому-то – личностный рост; потребность общения; здоровье.

Привлекательность – создание положительного облика

По сути, имидж – есть самопрезентация, внешняя сторона образа, в котором проявляются наиболее существенные его характеристики. Важное место при этом должна занять работа по созданию эффектного имиджа. Мы часто совершенно не осознаем как выглядим со стороны. Простой вопрос – задумывались ли вы над тем, какая у вас мимика? Возникает ощущение, что мы просто разучились улыбаться. Сегодня и наши дети привыкают к безрадостности, депрессивности и пессимизму, и это ужасно, ведь такие ощущения могут у них остаться на всю жизнь, им необходимо общение со старшими, к которым дети, особенно младшего школьного возраста, испытывают органическое притяжение.

Нельзя излучать радость, уверенность, благополучие, если сам их не испытываешь. Если одеждой, прической, макияжем, мимикой вы создадите свой имидж и постараетесь соответствовать ему некоторое время, то сами и не заметите, как он перестает быть чисто внешним проявлением. Вы в него вживетесь и на самом деле почувствуете все то, что хотите показать. А если хотите излучать добро, радость, благожелательность и ощущение уверенности в себе, то необходимо еще более основательно почувствовать свой имидж. Подобное состояние обусловит появление новых деталей имиджа. Например, элегантность поведения создаст еще более сильное ощущение внутреннего комфорта: вы поддерживаете свой имидж, а он стимулирует вас. Не нужно забывать, чем младше ребенок, тем он восприимчивее к внешнему облику человека, с которым общается. Пусть каждый педагог все время чувствует себя на подиуме.

Чем обаятельнее дети в общении, тем меньше у них нравственных и психологических травм. Такие дети реже ссорятся, охотнее общаются, быстрее находят взаимопонимание. Если школьник не вызывает у своего сверстника эмоциональной теплоты, то общение с ним дискомфортно: он провоцирует своим видом агрессивные желания, противоречивые импульсы. Можно представить, что мы научили детей открываться друг другу: воспитателю уже не надо будет вмешиваться в их взаимоотношения. Они сами будут выстраивать эстетические взаимоотношения.

Методика личного обаяния

Один мудрец сказал, что жизнь есть не что иное, как работа над своим лицом. Лицо – главная составляющая имиджа. Чувства, которые мы показываем лицом, создает чуть ли не большее впечатление, чем наряд или аксессуары, которыми мы украшаем свое тело. Осознанное использование глаз, например, повышает силу внушения слов на 25 %, что особенно может помочь во время объяснения нового материала на уроке. Как меняется наше лицо в зависимости от нашего настроения? А с другой стороны, как можно управлять своими эмоциями и выражениями лица с помощью сокращения мышц? Этому и учат занятия по фэйсбилдингу: специальные упражнения, гимнастика для лица, аэробика глаз, разыгрывание различных ситуативных ролей, видеотренинги. Фэйсбилдинг начинается с физиогномики – «чтения» человека по форме и чертам его лица.

Как может учитель использовать эту информацию? В новом классе тренированный взгляд различит характеры будущих учеников, в педагогическом коллективе быстрее и точнее найдет подход к коллегам, наконец, эти знания помогут ему понять свои положительные и отрицательные черты и первые акцентировать, вторые же стараться не проявлять. Кроме того, от строения лица зависят общие правила макияжа, существует пять типичных форм лица. Очень часто бывает так, что лицо сочетает в себе 2–3 типа. И можно делать выводы о сочетании соответствующих черт в характере человека.

Продолговатое лицо, так называемый аристократический тип. Эта форма свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности, расчетливости и рассудительности. Такие люди обладают организаторским талантом, кроме того, ярко выраженной целеустремленностью. Продолговатое лицо округляется с помощью горизонтального «перечеркивания» румянами и немного утончают, наложив темную пудру на лоб и подбородок.

Треугольное лицо. Считается, что человек с такой формой лица обладает высокой чувствительностью, нередко одаренностью. Однако такие люди не склонны к привязанности и преданности. Треугольное лицо всегда служило вдохновением для художников и скульпторов. Чтобы подчеркнуть этот тип лица, нужно нанести на его нижнюю часть более темную (на тон или два), чем кожа, пудру, румяна выше скул в форме треугольника. Контуры губ, обведенные карандашом, должны быть слегка округлены посередине.

Круглое лицо ассоциируется с добродушием, мягкостью, миролюбием, а также удивительно обаятельной натурой и утонченной чувствительностью. Такие люди любят комфорт, хорошую компанию и вкусно поесть. Круглое лицо вызывает симпатию, но, как правило, обладательницы такого типа лица стараются изменить его форму, чтобы оно выглядело более овальным. С этой целью румяна наносятся на щеки в форме треугольника, вершина которого направлена в сторону виска, или вдоль нижней челюсти. Ресницы с внешней стороны глаза должны быть сильно подкрашены тушью. Форма губ – слегка закругленная.

Квадратное лицо характерно для людей энергичных, дисциплинированных и исполнительных, но в общении с людьми они слишком прямолинейны – до жестокости. Если такие дети есть в классе, обратите внимание на них, они первые ваши помощники, особенно в дисциплинарном плане. Квадратную форму необходимо несколько смягчить, придать ему нежность. С этой целью небольшое количество румян самого темного тона накладывается от корней волос по обеим сторонам лба и на челюсти. Линию бровей подчеркивают так, чтобы она тянулась в сторону виска и выгибалась в последней трети длины.

Эталоном считается овальное лицо, имеющее правильные пропорции, его обладатель должен был бы иметь идеальный характер, однако такая форма практически не встречается в реальной жизни. Редким его обладательницам достаточно слегка подчеркнуть естественный рисунок бровей и румяна наложить в форме треугольника на скулах, слегка растушевывая в направлении виска.

Заметим, что только каждый пятый учитель доволен своим внешним видом.

Чтобы быть обаятельным, надо научиться любить себя. Это не самодовольство, не самовлюбленность, а радость осознания себя личностью, готовность ее открыть, освободившись от личных комплексов, не унижать равнодушием и пренебрежением к себе и к тому впечатлению, которое ты производишь на окружающих. Если мы значимы в собственных глазах, то и для тех, чье мнение нам дорого и важно. Но самое главное, раскрываются какие-то совершенно новые, неожиданные резервы любви и уважения к своим воспитанникам. И благодарность в ответ от детей ощущается почти сразу же.

Технологии успеха

Рассказать о ступенях, ведущих к успеху, в данном случае можно только в самых общих деталях. Ведь насколько индивидуальна каждая человеческая личность, правила, которые следует соблюдать на этом пути. У каждого из нас своя психология, навыки поведения, способ осмысления, своя геометрия форм и цвет кожи. И каждое из этих свойств только при определенных условиях развивается и приносит успех. Как мышцы, которые надо тренировать и поддерживать в форме, как цветы, которые надо поливать и удобрять, так и наши качества следует развивать в определенном направлении. А потом еще и умело сочетать их в определенных пропорциях. Путь к успеху не бывает легок. Если вы считаете, что ктото получил подарки от жизни даром – это вам только кажется. Победа приходит к тому, кто прилагает усилия:

? Заповедь первая – «В начале было слово».

Ваша карьера и личный успех начинаются с информации. Где и каким образом вы будете подбирать себе работу, как писать резюме и говорить на собеседовании, как выглядит ваш класс и рабочее место, как выглядят ваши коллеги. Все это важнейшие элементы, от которых зависит ваша будущая карьера.

? Заповедь вторая – «Рыбак рыбака видит издалека».

Непростая задача преподнести себя правильно. Подумайте, что вы можете предложить, как потенциальный кандидат на выбранную вами вакансию. Если нужно написать резюме, излагайте все лаконично, но учитывайте, что это будет единственная информация о вас. Она должна быть исчерпывающей и интересной. Перечислите все те качества, которые наиболее важны в этой области. В некоторых случаях можно привести в пример какое-либо достижение, подтверждающее вашу компетентность. Главное – чтобы администрация школы поняла, почему именно вас она должна принять на работу. Избегайте штампов в написании резюме, и тогда, если вы удачно справились с этой задачей и вам предложили прийти на собеседование, нужно позаботиться о своем внешнем виде. Самым удачным будет если вы одените костюм. Он может быть любых приглушенных цветов: от светлых до темных. Исключаются насыщенные цвета: красный, зеленый, желтый, черный, белый. Оптимальны в данном случае: синий, серый, песочный, серо-зеленый и приглушенный темно-красный. Ориентиром в выборе стиля всегда служит то, как выглядит успешный педагог, которым вы хотите стать. Хорошим вариантом, кроме костюма, будет платье и жакет. Такой комплект повысит доверие к вам и авторитет. Заметьте, что костюм без блузки выглядит элегантнее, а с блузкой солиднее.

А вот у мужчин выбор меньше. Чаще всего это костюм, рубашка без рисунка и галстук. Причем, галстук – это украшение, свидетельствующее о вашем вкусе, творческом потенциале и социальном статусе. Рисунок на галстуке имеет разные свойства. К примеру: крапинка в шахматном порядке на темном фоне – это авторитетно и официально. Галстучный узор (правильные формы в шахматном порядке) для классического и консервативного стиля. Однотонные выглядят солидно и элегантно. Диагоналевые полоски – это динамичный рисунок, не самый актуальный на сегодня. Флоральные (цветочные) узоры для романтического образа. Не подходят для работы неупорядоченные или слишком абстрактные рисунки.

Не менее чем костюм, важны осанка, манеры, речь, ухоженность. Исследования и опросы показывают, что для работодателей внешний вид часто становится решающим фактором при принятии решения. Бывают случаи, когда профессионализм оказывается невостребованным из-за несоответствующей внешности. Если вы сутулитесь, то вряд ли произведете впечатление человека удачливого, уверенного в своих силах. Если вы неуверены, что можете эффектно и в тоже время корректно представить себя – посоветуйтесь со специалистом или приобретите соответствующую литературу. То, как вы сидите, пьете кофе, делаете комплименты, подаете руку, может добавить вам шарма и обаяния, а может разочаровать вашего собеседника. В день собеседования уложите волосы особенно тщательно. Украшения сведите к минимуму – серьги, цепочка или тонкие бусы, одно-два кольца. Браслеты и талисманы возможны только в творческой среде. Нормы деловой одежды довольно строги, покажите, что вы знакомы с ними. Длина юбки должна быть средняя. Обувь, сумка и ремень улучшают впечатление, если будут просты по форме и сделаны из натуральной кожи. В понятии имидж нет мелочей. Если вы любите духи или одеколоны, выберите самый легкий запах, соответствующий вашему характеру. Учитывайте, что ароматы бывают романтические, спортивные, экзотические и традиционные. Самое главное, не перестараться с количеством.

Предусмотрите все, что может понадобиться: ручка, блокнот, носовой платок, визитные карточки и т. д. Подготовившись внешне, сконцентрируйтесь внутренне. Постарайтесь удержать состояние покоя в любой ситуации, верьте в себя и свою удачу.

? Заповедь третья – «Весь мир заинтересован в вашем успехе».

Сегодня любая представительская или публичная деятельность предполагает, что и учителя школы должны заботиться о своем имидже. Это требование рыночной экономики. Уже недостаточно быть просто профессионалом высокого класса. Личный имидж является важным дополнением или необходимым условием. Независимо от рода занятий можно привести несколько отличительных черт настоящего специалиста:

• верит в свою профессию;

• любит детей;

• по-настоящему заботлив;

• отстаивает честность и порядочность;

• необычен.

Конечно, это нелегко, но есть и более простые черты – аккуратность, современность, контактность, речь и гибкое отношение к собственному имиджу. Справедливым для всех профессий, а для педагогической в первую очередь, может быть утверждение, что имидж должен быть таким, будто весь мир заинтересован в вашем хорошем расположении духа, блестящей внешности, крепком здоровье, удачливости и т. д.

Надо заметить, что в деловых отношениях одежда уже не стоит на первом месте. На смену строгого костюма приходит комфортная и уместная одежда. Очень важна внешняя индивидуальность, которую нужно сохранить или создать не в ущерб рамкам профессии.

Что же определяет профессиональный стиль? В первую очередь, сфера деятельности. Начнем с того, что сформулируем цель создания имиджа. Чего вы хотите добиться? Продвижения по службе? Педагогического авторитета, чтобы был востребован ваш творческий потенциал? Или чего-то иного?

Работа – это место общения, и для человека, в первую очередь, важны отношения с людьми. Зная, чего вы хотите добиться, пересмотрите свои способности и оцените их по всем параметрам. Ведь человек, пытаясь сформировать о себе мнение, задействует все способы восприятия через одежду, манеру держаться, речь, убеждения и т. д.

Итак, из чего складывается представление о вас:

• В визуальном измерении – это внешний вид: стиль одежды, прически и аксессуаров, а также манеры, мимика, жесты и осанка.

• В вербальном измерении – культура общения, устные и письменные коммуникативные способности, ваш голос, речь. То, как вы выступаете с докладами, говорите по телефону, пишете ежедневные поурочные планы и статьи, проверяете тетради, в некоторых случаях может оказаться весомее внешних данных.

• В обыденном измерении – речь идет о нравственной стороне поступка, деятельности в целом. Совершенно очевидно, что в динамике имидж зависит не только от внешнего вида, но и от репутации человека.

Контекстное измерение подразумевает, что имидж других людей (родственники, друзья, окружение) влияет на ваше восприятие как личности.

Чем объективнее наша оценка, тем заметнее будут результаты работы. Полезно также спросить у своих знакомых и друзей, что они думают о вас, каким человеком в их глазах вы выглядите? Как правило, существуют отрицательные стороны, о которых мы и не подозреваем.

Посмотрите и послушайте себя в записи на видеопленке, тогда вы получите более полное представление о себе и о том, к чему вам следует стремиться. Наш образ создается языком цвета, рисунка, фактуры и линий силуэта. К примеру, каждый цвет вызывает определенные ассоциации и имеет оптические свойства. Такие знания помогают осознанно выбирать одежду и избежать ошибок.

Возьмем желтый цвет – любознательности, новаторства, и раскрепощенности. В то же время он производит впечатление поверхностное, изменчивое. Чем он ярче, тем меньше его должно быть в костюме: собственно одежде, а также во всех дополнениях и аксессуарах, подобранных для создания определенного впечатления. Бледно-желтый смотрится в рубашках и блузах. В сочетании с синим – доверительно, с серым – интеллектуально.

Красный цвет – обольщения и опасности, энергии и мятежа. В одежде отражает импульсивность, готовность к действию, авторитетность и лидерство. Положительно воздействует, если составляет менее 50 % всего внешнего облика. Раздражающее действие цвета требует его корректного использования, однако, там, где необходимы перемены, этот цвет незаменим.

В противоположность красному, синий цвет – созерцания и медитации. В одежде такого цвета мы выглядим уверенно и солидно. Он создает образ чуткого, духовного, склонного к традициям человека. Но его излишнее обилие создаст ощущение равнодушия и рациональности. Поэтому важно правильно сочетать его с теплыми тонами, чтобы проявились его лучшие качества.

Коричневый – цвет уютный, вызывает ощущение стабильности и предсказуемости. Его надо сочетать с яркими, холодными или блестящими оттенками.

Если же вам нравится зеленый, то учтите, что это не самый популярный цвет в одежде, и что в зависимости от оттенков он сильно меняется. Сине-зеленый, хвойный – это жесткий, настойчивый цвет, с помощью одежды проявляется серьезность и самодостаточность. Чисто зеленый – консервативен, ассоциируется с бюрократией и буржуазией. Желто-зеленый цвет – теплый и расслабленный, символизирует миролюбие и коммуникабельность.

Очень хороший цвет для профессионального гардероба – серый. Темно-серый – тяжелый и авторитетный. Светлый – вносит оттенок интеллигентности и ума, он предполагает готовность к контактам. Любой серый требует стильных дополнений, яркой отделки или изысканного, отточенного силуэта.

Еще два ахроматических цвета – черный и белый. В силу своей категоричности, белый подходит только для блузок или рубашек, а черный – для брюк или юбок. В больших количествах белый цвет провоцирует эмоциональную холодность, скептическое настроение. А черный придает облику значительность, скрытый мятежный характер.

Человек на многое реагирует рефлекторно и если мы долгое время носим одежду одного цвета, нас будут воспринимать соответственно его свойствам еще какое-то время, как бы мы его не меняли. Наряду с цветом, рисунки и фактуры тканей также помогают передать те или иные качества характера и внешние признаки. Прежде чем купить или надеть костюм, подумайте, какие ассоциации вызывает ткань и узор на ней.

Одна из самых важных в мире профессий – педагог. Если вы выбрали эту профессию, то от вас ждут отзывчивости, доброжелательности, терпеливости, уважительности, чувства юмора. И при этом вы должны обладать авторитетом, уравновешенностью и эрудицией. Анализ таких высоких требований показал, что оптимальным будет деловой костюм с блузой или без нее. Можно также надеть рубашку с юбкой и жакетом. Последний вариант следует чередовать с более строгим костюмом. Платья подойдут учителям старшей возрастной группы, брючные костюмы – молодым.

 

Профессия педагога полностью строится на общении, поэтому цвет одежды очень важен. Избегайте черного, красного, малинового, желтого, белого, коричневого в качестве основных цветов вашего костюма. Предпочтительны будут синий, серый, бежевый, серо-голубой и серо-зеленый. Яркие дополнения не должны составлять более 10 % от внешнего облика. Лучшие стили одежды – классический и «Шанель» с романтическими элементами. Авангард и фольклор нежелательны и могут присутствовать лишь в самом малом. Спортивный стиль, приемлем для преподавателей только во время занятий по физической культуре.

? Заповедь четвертая – «Вы можете быть красивы».

Помимо профессиональных требований в подборе гардероба, нужно учитывать, какие цвета вам подходят и особенности фигуры. В наших силах подобрать одежду, подчеркивающую достоинства и скрывающую недостатки. Внешность можно удачно подчеркнуть, если цвет одежды, волос и кожи будут сочетаться. У большинства людей в нашем городе цвет кожи и волос холодный, если они не окрашены в рыжеватые, медные оттенки. Поэтому цвета хаки, верблюжий или рыжекоричневый, в большинстве случаев, сделают лицо уставшим или болезненным, холодные требуют яркого акцента. Здесь важно выбрать цвет не только одежды, но и косметики. Под загорелую кожу подойдут золотистые, коралловые и бронзовые цвета помады. Если вы любите экстравагантность, любите экспериментировать и у вас есть свой взгляд на гармонию – дерзайте. Существует два строгих правила: не используйте чисто розовые помады, если у вас медный цвет волос, и всегда сочетайте румяна с губной помадой.

? Заповедь пятая – «Встречают по одежде, w а провожают».

Заканчивая разговор об особенностях профессионального имиджа учителя, можно добавить следующее:

• В вопросах одежды также следует соблюдать субординацию. Вы не должны выглядеть представительнее, чем ваш руководитель. Можно носить одежду дороже, но это не должно бросаться в глаза.

• При работе над внешностью избегайте резких перемен.

• Помните, что одежда должна соответствовать профессии только на рабочем месте и что говорить о себе желательно только необходимое и ничего лишнего.

• Ваш имидж должен быть таким, как будто весь мир заинтересован в вашем процветании, крепком здоровье и прекрасном расположении духа.

Имидж – это философия человеческого общения, и именно от вас зависит, какой тон вы зададите этому общению.

Педагоги – люди, которые всегда на виду, рядом с ними находятся родители, ученики, коллеги. Однако, многие убеждены, что педагогические вузы должны, прежде всего, готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками. Он часто теряет авторитет, потому что неинтересен им как личность. А без этого нет желания учиться. Интерес к личности педагога, таким образом, – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики поддерживают педагога, а он дарит им новые знания. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.

В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательности имиджа педагога, который рассматривается как составная часть культуры профессионального общения. К сожалению, у нас далеко не все учителя заботятся о личном авторитете. Исследования показывают, что учителя в 2 раза занижают значение своего имиджа. По данным социологических исследований, только 19 % учителей удовлетворены своим внешним видом. А ведь имидж – своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими. Понятие «имидж» появилось в нашем языке в конце 80-х годов XX в. В перевод с французского и английского языков оно обозначает «образ»: не только мышления, действий и поступков, но и визуальный, зрительный и умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют тот образ, в котором мы предстаем перед учениками и коллегами.

Вместе с образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением достоинств, либо еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Американский психолог Миллер отобрал фотографии «красивых», «обыкновенных» и «некрасивых» людей. Затем показал эти фотографии взрослым людям и попросил высказаться о внутреннем мире изображенных. Люди оценили «красивых» как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и более богатых духовно, чем других. Психологи называют это «эффектом ореола». И учитель просто обязан использовать его в своей работе, каждый педагог должен быть красивым. Конечно, успешная «самоподача» требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Первым шагом на пути к созданию «эффекта ореола» можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет цветовая гамма одежды, правильно выполненный макияж, модная стрижка или укладка.

Важной частью имиджа педагога является красноречие, общаясь с учениками, он не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональный настрой учеников, но и их работоспособность. Так называемый «невербальный» имидж связан с хорошими манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика и позы. Они помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми. Нельзя забывать и о том пространстве жизнедеятельности, которое создает каждый человек. Расстановка мебели в нашей квартире, оформление рабочего места, марка машины и просто масса мелочей от фирменной ручки до кейса, которыми мы пользуемся, несут информацию о нас.

Немаловажное значение имеет и ваш образ жизни – то, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение и характер. Иногда все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих.

Привлекательные люди.:

• часто и охотно улыбаются;

• обладают хорошим чувством юмора;

• ведут себя естественно;

• веселы;

• часто и охотно говорят комплименты;

• знакомы с этикетом и следуют ему;

• уверены в себе;

• умеют смеяться над собой;

• быстро вызывают человека на разговор о нем самом;

• осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;

• дружелюбны, с ними легко в общении.

Таким образом, понятие «имидж» может быть применимо не только к человеку, но и к организации, городу и даже к стране. Поэтому имидж любой школы будет определяться образом педагогов, работающих в ней. Формирование личного обаяния сопровождается огромной работой над собой и приносит хорошие результаты: формирует позитивные установки по отношению к вам у окружающих, делает общение с вами приятным и комфортным. Помните поговорку: «Встречают по одежке, провожают по уму?». Для многих людей информация, полученная от внешнего образа, является единственной и на основании этого они выстраивают свои отношения с другими людьми. Чем безупречнее ваш образ, тем легче людям общаться с вами, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с учениками.

Как формируется имидж профессионала? Что влияет на него? Специалист отличается от профессионала тем, что ориентирован на предмет своей работы. Профессионал же – на работу с реальными проблемами в различных ситуациях, для него важно их решение, и для этого он готов заимствовать из других областей, – из узкого специалиста он становится профессионалом. Профессионал считает частью своей компетентности коммуникативную составляющую, проще говоря – умение грамотно общаться. Это человек, с которым приятно и «удобно» работать и руководителю, и коллегам.

Профессионально важным качеством стало здоровье. Комплекс регулярных упражнений, составленных с учетом вашего самочувствия, веса и выносливости, сделает вас сильнее и привлекательнее. Поддерживать хорошую спортивную форму не только полезно для здоровья, но и приятно для себя. Для того чтобы успешно продвигаться по ступеням педагогического мастерства, важно быть уверенным в себе человеком и иметь для этого основания. Люди, которые преуспевают в жизни, обычно опираются на свои сильные стороны и спокойно принимают слабые.

Часто люди, которые терпят неудачу, критикуют себя, говоря: «Что со мной происходит? Почему у меня ничего не получается?» В итоге они все больше теряют уверенность в себе. По тому, какие слова мы употребляем, люди судят о нас. На основе общения происходит взаимоотношение между людьми. Чувства и мысли окружающих, так же как и наши, выражаются в словах.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.