Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сенсорные (сенсорная и акустико-





мнестическая) формы алексии

Совсем другая картина нарушения чтения обнаруживается при поражении височных отделов левого полушария, резуль­татом которого является нарушение фонематического слуха и звукового анализа слова. Нарушение чтения в этих случаях идет в синдроме сенсорной афазии. Процесс непосредственного зрительного узнавания знакомых слов при этой форменарушения чтения может остаться сохранным, в то время как звуковой анализ и синтез читаемого слова оказывается глубоко нару­шенным, а часто и невозможным. Многие слова (не упрочен­ные в прошлом опыте больного) оказываются для него лишь системой знаков, не имеющей звуковой основы. Невозможность узнать смысл слов посредством звуко-буквенного анализа пре­вращает весь процесс чтения в угадывание, близкое к тому, которое имеет место у детей, обучающихся чтению методом целых слов (Т. Г. Егоров, 1953). Характерно, что у больных, у которых до болезни чтение представляло собой высокоавто­матизированный навык, узнавание читаемого слова может со­храниться, в то время как у больных с менее упроченным в прошлом опыте навыком чтения оно распадается полностью.

«Угадывающее» чтение объясняется тем, что высокоавтома­тизированный навык в норме может протекать как процесс непосредственного узнавания слова со вторичной коррекцией его звукового состава. Поэтому больной с височной афазией и алексией может нередко узнать «в лицо» целое хорошо знако­мое слово, однако не в состоянии прочитать отдельную букву, слог или малознакомое слово, поскольку у него отсутствует четкое восприятие звуко-буквенного его строения. Сенсорная алексия наступает вследствие нарушения процесса звукораз­личения из-за дефекта акустического восприятия, что является центральным механизмом и центральным дефектом сенсорной алексии. Этим объясняется появление в процессе чтения лите­ральных замен, паралекспй.

Однако дефекты акустического восприятия приводят не толь­ко к заменам одних фонем на другие, но и к полной невозмож­ности синтезировать звуки в слово, к невозможности понять его значение. Этот дефект ведет либо к полной утере чтения, либо к полной замене адекватного чтения «угадывающим», при котором нарушается уровень понимания значения слова, но остается сохранным усмотрение общего смысла читаемого, что может объяснить появление вербальных паралексий.

Интересные данные получены Л. С. Цветковой, Н. Н. По­лонской; Л. С. Цветковой и Н. М. Улановской- при эксперимен­тальном исследовании структуры нарушения чтения, возникаю­щего при акустико-мнестической афазии. Эксперимент выявил в этой форме алексии дефекты не столько сенсомоторного уров­ня чтения, сколько нарушение уровня понимания. В основе этих дефектов чтения преимущественно лежат трудности удер­жания объема поступающей информации. Больному предлага­лось прочитать предложение и подобрать к нему соответствую­щую картинку, выбрав ее из нескольких близких по содержа­нию. Процесс соотнесения прочитанного предложения с кар­тинкой оказался у больных этой группы в значительной степе­ни затрудненным, а понимание — неточным, опосредованным и развернутым, и только в итоге длительной работы понимание становилось доступным.

Так, прочитав предложение Белка спит в дупле, больной про­изводит длительную ориентировку; рассматривает все картин­ки, из которых ему предстоит выбрать нужную, затем возвра­щается к предложению, читает его, говорит «вот белка» и берет нужную картинку. К предложению Рыбы плавают в реке боль­ной сначала берет две картинки, сопровождая их словом «пла­вает». После вопроса экспериментатора: «Верно ли?»—боль­ной возвращается к чтению исходного предложения и только затем выбирает нужную картинку. Такое опосредованное и развернутое понимание наиболее четко обнаружилось в опытах при чтении текста: больному был предложен текст, разбитый на смысловые части; к каждой части он должен был подобрать картинку. Понимание инструкции было сохранным, больной правильно ориентировался в задании, сохраняя контроль своих действий. Однако способ, которым он подбирал картинку, поз­воляет говорить о нарушении непосредственного понимания прочитанного, хотя сенсомоторный уровень чтения пострадал незначительно. Скорее всего в основе этого дефекта понимания предложений и текстов лежат дефекты удержания вербальной информации. Дополнительный опыт на повторение прочитанно­го предложения подтвердил это предположение и показал, что больной не может правильно воспринять, удержать и воспро­извести все предложение. Он подбирает картинку к тексту по ее основным элементам, либо по действиям, либо по действую­щим лицам, названия которых им были прочитаны, т. е. пони­мание текста опосредуется выделением знаменательных слов и пониманием их значений.

Два уровня чтения — сенсомоторный и понимания — сначала как бы разобщены: больной сначала читает текст и только по­том, после соответствующих дополнительных действий, пони­мает читаемое, т. е. работает над пониманием. Это, однако, не означает, что у больного с акустико-мнестическими дефек­тами вообще нарушена интеллектуальная деятельность, что он не может понять содержание, оценить его значение и смысл. Опыты на понимание содержания картинок, которые проводи­лись не в вербальной форме, показали полную сохранность этого процесса. Полнота и непосредственность понимания на­рушаются лишь в процессе чтения, т. е. при работе с вербаль­ным материалом.

Интересные данные были получены и при исследовании влияния контекста и его уровня на процесс чтения, его ско­рость и полноту понимания.

Опыты показали, что контекст оказывает различное влия­ние на скорость и точность чтения, а также и на способность понимания читаемого. При моторных формах афазии в равной степени важны внешний и внутренний контексты, но больше на понимание влияет текст, скорость и точность чтения и только затем предложение.

При акустико-мнестической афазии мы обнаруживаем сов­сем иную закономерность, причем разную при разной степени выраженности этой афазии. При грубой форме афазии высокий уровень контекста (т. е. чтение текста и фразы) отрицательно влияет на скорость и точность чтения и понимания прочитан­ного. Слово понимается лучше, чем предложение, а последнее лучше, чем текст. При средней и легкой степени тяжести уже появляется влияние контекста на улучшение чтения, но только внутреннего контекста, т. е. предложения. Можно думать, что значение слова, каким бы знакомым оно ни было, узнать вне контекста труднее (из-за дефицита информации), поэтому и чтение всех слов (знакомых и незнакомых) требовало у этих больных почти одинакового времени.

Эти экспериментальные данные чрезвычайно важны для правильной организации восстановительного обучения боль­ных чтению с разными формами алексин. Так, в случае мотор­ных форм афазии нужно начинать обучение чтению, техниче­ской его стороне с обучения чтению фразы> а пониманию —с обучения чтению текста. При реальной ситуации обучения необходимо обучать чтению фраз, взятых только из того же текста, над пониманием которого работают, а слова — из этих же фраз.

При акустико-мнестической афазии необходимо начинать восстановительную работу с уровня слова, включая затем его в предложение, а последнее — в текст (при грубой степени афазии), а при средней и легкой степени — обучение идет от предложения вверх —к тексту и вниз — к слову.

Следует отметить и тот факт, что работа над восстановле­нном полноценного чтения в случаях литеральной и вербаль­ной алексии (иначе говоря при первичных дефектах звуковой расшифровки букв и при первичной тенденции заменять анали­тическое чтение угадывающим) должна иметь неодинаковую последовательность.

В случаях первичного распада звукового анализа букв и слов, возникающего при сенсорной афазии, следует начинать обучение с чтения знакомых слов с опорой на картинку. После появления умения читать некоторое количество слов с опорой на картинки или узнавать их «в лицо» можно переходить к обучению называния отдельных букв, входящих в состав незна­комого слова, т. е. к аналитическому чтению. При преоблада­нии «угадывающего» чтения, возникающего при сенсорной алексии, методика обучения прямо противоположна указанной, т. е. нужно начинать работу с растормаживания тенденции к чтению прямым узнаванием слов «в лицо», с тем чтобы посте­пенно перевести чтение на аналитико-синтетический путь. Это и является центральной задачей обучения чтению при сенсор­ной алексии. На этой стадии необходимо сделать предметом специальных упражнений работу над соотнесением буквы с соответствующим ей звуком, над узнаванием и называнием ее в слоге, а позже — в слове. Ведущим методом работы в этот период является метод рамки[23], когда слово с помощью рамки разбивается на элементы (сначала на буквы, затем на слоги, позже — на сочетания слогов и т, д.). Рамка тормозит угады­вание слова и направляет процесс чтения в русло осознанной аналптико-синтетнческой работы над ним. После такого этапа, применяющего аналитический метод работы, можно переходить к восстановлению слияния букв в слоги, слогов в слова.

Моторные формы алексии (эфферентная и афферентная моторная алексия)

Мы описали нарушение чтения, идущее в синдроме сенсор­ной афазии. Существуют и другие виды алексии, наступающие вследствие нарушений речи. Это те формы алексии, которые связаны преимущественно с дефектами моторной стороны речи и протекают в синдроме эфферентной и афферентной мотор­ной афазии. Мы не будем останавливаться подробно на анали­зе структуры нарушения чтения и методов его восстановления в этих случаях, поскольку эти формы алексии прямо связаны с дефектами устной экспрессивной речи. В этом разделе мы кратко опишем лишь те методы и приемы, которые прямо на­правлены на преодоление дефектов чтения.

Известно, что при эфферентной моторной афазии устная речь может быть грубо нарушена из-за патологической инерт­ности в двигательных процессах. Возникающие при этом де­фекты переключения и персеверации нарушают устную речь, а также чтение, которое может оказаться менее нарушенным, чем устная речь. Проведенное исследование алексии, возникаю­щей при эфферентной моторной афазии, показало, что возни­кающие персеверации ведут к грубым ошибкам в чтении. Боль­ной узнает и называет отдельные буквы, правильно повторяет отдельные звуки, может воспринимать при чтении все слово целиком и понимать его значение. Громкое чтение нередко становится угадывающим, однако причина этого в данном слу­чае лежит не в дефекте звукоразличения, как это имеет место при сенсорной алексии, а в дефектах механизма переключения, в персеверациях. В этом случае центральным механизмом на­рушения чтения являются дефекты переключения, возникаю­щие на фоне патологической инертности речевых процессов. В первую очередь здесь нарушается звено звуко-бухвенного анализа, но уже из-за персевераций, являющихся центральным дефектом при этой форме а леке [in, а не из-за дефектов акусти­ческого или оптического восприятия. В случаях грубого нару­шения может оказаться дефектным и более высокий уровень чтения — уровень понимания.

Приведем пример эфферентной моторной алексии.

Больной Е., 45 лет, образование 4 класса, оперирован по поводу анев­ризмы суперклипопдной части левой внутренней сонной артерии. Нейропсн- хологическое исследование показало наличие у больного эфферентной мотор­ной афазии; дефекты устной речи были связаны с нарушением переключения и персеверациями. Все буквы в отдельности больной узнавал и читал пра­вильно. Однако уже при чтении простых слогов появились персеверации. В опытах же, провоцирующих трудности переключения, персеверации появи­лись уже при чтении одиночных букв. При чтении слов, фраз и текстов дефекты переключения нарастали по мере увеличения объема материала и по мере повышения уровня контекста.

Выписка из протокола

1. аупклмрбц

Т + Т'Т"+ Т Т ' Т ' ь

2. ма-па па-ба ба-па ла-па ка-ра по-ба







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.