Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вербальные формы общения — жест, рисование, мимико-ин





ционные формы общения и т. д.

Устный рассказ логопеда на известную больному тему чала с опорой на сюжетную картинку, а позже — без этой ры (рассказ может быть записан на магнитофон).

Пересказ больным услышанного рассказа путем воппо ответного диалога. Но'

Выбор больным сюжетной картинки (из 3—4 лежащих пеп ним), соответствующей устному рассказу логопеда. ^

Процедура применения приемов следующая: а) больному с общается, что сейчас будет беседа и он должен внимательн слушать (т. е. этой инструкцией больному сообщается о том° что будет, и о действиях, которые ему нужно совершить, г. е слушать), б) затем сообщается тема беседы и дается краткое ее содержание, в) больному дается сюжетная картинка, на ко­торую он должен по инструкции смотреть при беседе. На этом заканчивается инструктивная часть метода.

Процедура применения остальных приемов. Устный рассказ; а) логопед рассказывает о лете, б) больной слушает и по инст­рукции должен подчеркивать существенные детали картинки, которые в рассказе выделяются голосом, особой интонацией, повтором и т. д., в) картинка убирается, логопед повторяет рас­сказ, г) больной внимательно слушает и с помощью вопросно- ответного диалога переходит к пересказыванию рассказа— сна­чала сопряженному, затем отраженному (например: о чем был рассказ? Какая погода летом? Что делают дети летом? Что де­лают люди на пляже? Кто сажает цветы? И т. д.). Пересказ сначала ведется с опорой на картинку, а позже — без нее.

Процедура повторяется, но тема уже другая, далекая от пре­дыдущей, например «Семья». Затем повторяется один из рас­сказов, но перед больным лежат уже три картинки — две из них отработанные, третья нейтральная. Больной должен найти кар­тинку, соответствующую рассказу.

Метод введения в контекст направлен, с одной стороны, на создание ожидания и готовности больного к восприятию речй (слушанию), на создание определенного эмоционального состоя­ния, а с другой — на создание условия для реализации конкрет­ных действий: 1) общего и слухового внимания, 2) направлен ного слушания, 3) попытки дифференцированного восприя^ речи, благодаря тому что введение в контекст снимает альте^ нативы и создает определенное смысловое поле, внутри котор' го больной может не только понять общий смысл сообше1^ (рассказа, беседы), но и выделить отдельные речевые едини слова, предложения и понять их значение. сЯ

Выделенные таким образом речевые единицы закрепляю в виде упражнений: 1) записывание слов (подписывание ^ тинки), 2) чтение этих слов, 3) их нахождение (УказанИ тексте и подчеркивание, 4) придумывание предложении с ми словами с помощью логопеда и др.

методом можно пользоваться и для установления кон- общения с больным на первом этапе его обучения, такта- и ^ог0пед хочет просто что-то сообщить больному, о чем-то

ЕсЛЙ ег0> т0 он сначала вводит больного в контекст, созда- спросить ^ самым готовность к восприятию и чувство ожи- ет У ые едСТоящих сенсорных событий и максимально повыша ДаНИЯсИТельность процесса восприятия и внимания. еТ ч^от же метод введения в контекст применяется на первых ях восстановления и предметного восприятия при оптиче- ст3«иагН03ии: 1) больному дается инструкция-задание, в кото- ск<!й му сообщается, что он должен сейчас делать — называть ^°Идметные картинки (или предметы); 2) сообщается дополни- "езьно, что все предметы относятся к такой-то группе (классу, Т'пению и т. д.); 3) перед больным выкладывается не более семи предметов (или их изображений), объединенных между собой по какому-либо принципу (категориальному, ситуативно­му, по форме, цвету и т. д.), и это сообщается больному, т. е. больному называются группы предметов, лежащих перед ним, например «овощи», или все предметы, сделанные из стекла, ил«все съедобные R т. д.

Психологический механизм этого метода заключается в пе­реводе действия описания предмета, которым обычно пользуют­ся и логопеды.и больные, на более высокий уровень (семанти­ческий) организации восприятия окружающих предметов. При восстановлении памяти (запоминания и воспроизведения) раз­ной модальности — слуховой, зрительной, тактильной — этот ме­тод позволяет дать больному способ запоминания, т. е. введе­ние запоминаемых предметов (слов, явлений) в контекст. С этой целью больному предлагается запомнить 10 предметов (слов и др.), говорится, что все они относятся к группе «ме­бель» или все предметы связаны с домашним обиходом (ситуа­тивная связь) к т. д., т. е. материал для запоминания дается больному уже семантически организованным и сгруппирован­ным, о чем больного ставят в известность, давая тем самым в его руки способ запоминания.

п духовом, зрительном и тактильном восприятии работает ^вило: «если знаешь, что искать, то легче найти». Известно, По если сУбъект найдет способ организации материала или ему бол -УТ этот способ, то ему трудно его утратить. Когда у к0Нтек х наРУшены психические функции, тогда им с помощью котопьС*Тал3аДается и создается способ организации материала, И тольк льные не утрачивают, а широко его используют. йзведеН1? ПОсле создания такого способа запоминания и воспро- н°вленияЯ ПеРех°Дят от общих к специальным методам восста- и др д, п°нимания речи, предметного восприятия, памяти б°льн0го Т°Д0М введения в контекст логопед подготавливает с°3Дает у еГ° Психическую сферу к определенной стратегии, ЙНя й общ1081151 Для быстрой актуализации состояния ожида- щего Рабочего настроения.


Методы предметной и мотивированной деятельности r

ным общим методическим подходом к восстановлению п'си ' ских функции, в том числе и речи при афазии, являеТс*ИЦе' только организация деятельности больного, введение его в'' текст деятельности, но и сама предметная деятельность. К°н"

Известно, что «актуально сознается лишь то, что деятельность как предмет того пли иного осуществляют^1 11 действия, как его непосредственная цель»[12]. Для того чтобы в ^ становнтъ тот или иной психический процесс — речь, пам°С и др., в восстановительном обучении широко используется ппе^ метная деятельность больного, и методы восстановления ре)7 (памяти, восприятия и др.) применяются не изолированно о" предметной деятельности, а через нее. Любая деятельность в том числе и восстановительное обучение, должна направляться мотивом.

Одним из важных условий, способствующих повышению мо­тивации к общению у больных с афазией, является благопрнят- ный психологический климат в отделении, в палате, на уроке на групповых занятиях. Создание и поддержание психологиче­ского климата является важнейшей задачей логопеда и средст­вом формирования нужных «мотивов-стимулов», которые буду!1 способствовать активной деятельности больных. Такими моти­ва.ми являются мотив взаимопомощи, мотив соревнования и др., формирующиеся и проявляющиеся на групповых занятиях.

Всякая деятельность есть прежде всего процесс, побуждае­мый и направляемый мотивами. А. Н. Леонтьев выделяет две основные функции и соответственно два вида мотивов: функцию побуждения к деятельности («мотивы-стимулы») и функцию смыслообразования («смыслообразующие», или «ведущие», мо­тивы). Одним из условий восстановительного обучения, его эф­фективности является наличие у больных устойчивых домини­рующих мотивов. У больных с афазией ведущим, смыслообра- зующим мотивом побуждения к деятельности является реаби­литация. Однако не всегда и не у всех больных этот мотив имеет место. Необходима специальная работа над создаем мотивов учебной деятельности больных. С этой целью создаются специальные ситуации на индивидуальных и групповых заняти­ях, из которых возникают намерения, активность и потребность к общению.

Все зг» методы направлены на формирование нужных моти­вов деятельности больных, способствуют повышению их обш<^ и психической активности, физической и умственной работоспо^ собности, снятию страха речи, концентрации внимания и созДа ют базу для восстановления психических функций.

Метод стимулирования активности больных. Важна муляция общей активности больных, и вербальной в 0


Одним из методов активизации больных является бенН0сТЙ иЧ самостоятельной деятельности, к которой обра- Ppr3*iизaa, ca>Joro начала восстановительной терапии больных. шзК>тсЯ с благоприятными для ее организации и реализации са- Н^олееъН0П деятельности больных являются групповые за- мОСТОЯОднако и на индивидуальных занятиях также широко нятия. средства для организации самостоятельной дея-

применя ^ £0ЛЫШХ> Этому способствует ряд приемов:

теЛ1ЬНЗамедленност'ь темпа урока.

9 Периодическая передача инициативы общения больным пение диалога, предложение темы беседы).

3 Создание проблемных ситуаций.

4 Стимуляция больных к самостоятельному выбору тем бе- геды, форм и видов работы.

Ненаправленные общие беседы с больным. 6 Общение с больным вне занятий и др.

Известно, что всякая трудность толкает на путь опосредова­ния действий. К этому пути нередко прибегают и больные с афазией. Поэтому одним из эффективных методов является ме­тод (или их ряд), который специально предусматривает препят­ствия, затруднения в работе больного или создание проблемной ситуации. Так, например, при работе над знакомой темой, обес­печенной в целом нетрудной (знакомой и понятной для больно­го) лексикой, нередко включается и ряд трудных слов (фонети­чески сложных, редко встречающихся и др.), проводится специ­альная работа над ними (записывание, прослушивание их зву­чания, соответствующие рисунки) и, главное, обращается вни­мание больного на трудность понимания для него этой группы слов. Этот психологический прием создания препятствий (мето­дом проблемной ситуации) способствует актуализации и лучше­му усвоению материала. Проблемную ситуацию можно создать с помощью ряда приемов: разложение серии сюжетных карти­нок соответствующим образом, решение арифметических и кон­структивных задач (кубики Кооса, куб Линка и др.), дополнение серии сюжетных картинок (или незаконченного текста) недо- выл°1ЧИМН элемсн1?ами (картинкой, фразой, которые требуется "орать из ряда предложенных, и т. д.).

^^ писанные методы способствуют организации активной с«ч- Ного°ятсльн°й речевой и интеллектуальной деятельности боль- вним °Ргапизации общего поведения больных — концентрации го функц^»аКТуализации контролирующих деятельность больно-

3. Общие вопросы методической организации вое- ^ становительиого обучения. Формы урока

обучениям '13 важных вопросов организации восстановительного лРеодоле1 льных в стационаре, влияющих па эффективность и* РабочеШЯ ДеФекта речи, является правильная организация го и свободного времени.

В первую половину дня ежедневно проводятся нндивит ныс занятия (уроки) с каждым больным. Длительность'^f^ зависит от соматического состояния больного и составляет*1 15 до 60 мин. Кроме того, она регламентируется и индивиду °т ными его особенностями. Особое внимание обращается на л* мы и разнообразие»анятиЙ (уроков). Урок не всегда провод ся в его классической форме «учитель—ученик». Нередко * соответствующих стадиях обучения роль учителя как бы neJla дается ученику, что способствует активизации его общей и вел бальной коммуникативной способности. Эффективной формой урока является урок-беседа, когда занятие проводится не i традиционной манере —в специальном помещении, при наличии всего инструментария, а в фор ме свободного общения на любые интересующие ученика темы. Такое занятие протекает в форме диалога в любом месте (в коридоре, в холле, в палате). Глав­ное, логопеду необходимо создать установку на отмену урока т. е. больному сообщают, что урок сегодня не состоится. В ходе этого сообщения и на его фоне строится беседа с больным. Пси­хологический смысл этого метода заключается в создании новей, «неучебной» ситуации, которая снимает осознанность и прона- вольность речевых действий Зольного.

Вторая поло!:;ша днл имеет ^е формы организации работы с больными: I) групповые занятия, 2) свободное время, преду­сматривающее общение больных с педагогом и друг с другом, встречу с родными, организацию отдыха.

Индивидуальный урок с больными с афазией — это класси­ческая форма восстановительного обучения, она необходима, но недостаточна. Еще Л. Фейербах писал: то, что абсолютно невоз­можно для одного человека, возможно для двух. Б. Ф. Ломов рассматривает общение как предметно-практическую деятель­ность, выступающую в качестве важнейшей детерминанты психических процессов и состояний. А. Н Леонтьев писал, что i обучении решающая роль принадлежит общению человека с другими людьми. Поэтому за последнее десятилетие важной формой восстановительного обучения стали групповые занятия с больными, которые предусматривают прежде всего социально® воздействие на заболевшего человека, его личность, мотивы по­ведения, эмоционально-волевую сферу, а не непосредственно речевой процесс. Поэтому эта форма занятии является эффек­тивным средством восстановления речи и других форм комму­никации, средством преодоления изменений личности.

Объем рабочего материала. К общей методической органи­зации восстановительного обучения относится и ряд другихваЖ пых проблем. Это прежде всего проблема объема рабоче (вербального и невербального) материала, а также вопрос, к сающийся иллюстраций, способа их применения и задач, на р шение которых они направлены. -

В восстановительном обучении, особенно на первых стади^» многие авторы предлагают строго придерживаться правил

ко

малом объеме любого рабочего материала, вербаль- рзботать £альН0Г0 и иллюстративного. Важными в методике 0ОГО^тгя и такие правила:

явля10' темы с учетом частотности и знакомости ее содер- астотности лексико-грамматического оформления содер­жания, ч эмОЦИОнальной насыщенности и жизненной значи- ясания тем»'

М0<9Й Длительность работы над одной темой продолжается до ельчого усвоения больными основного ее содержания, до ЗН8собности передать его по вопросам или другим способом. На СП° ых стадиях восстановительного обучения работа проводит- Пе^голько над одной темой, а в более поздние периоды — над двумя, тремя.

Ограниченность одновременного использования в работе иазных тем не означает их изолированность друг от друга. Темы каждый раз подбираются так, чтобы каждая последующая име­ла связь с предыдущей по какому-либо признаку.

Правильный выбор тем необходим для восстановления уст­ной речи — экспрессивной и имирессивной, ее лексического за­паса и в целом для восстановления вербальной коммуника­ции—умения понимать речь и говорить, формулировать вопро­сы и отвечать на них. Тема направляет и сужает поиск больно­го при решении задач на понимание, на формирование ответа, на поиск нужных лексических единиц, с одной стороны, а с дру­гой—создает условия для антипации (предвосхищения) буду­щих высказываний.

Психологическая сущность ограниченности количества тем, одновременно отрабатываемых, заключается в том, что этот прием: 1) позволяет избежать разброса в тематике и лексике; 2) делает устойчивым внимание и создает благоприятные усло­вия для восстановления понимания речи; 3) сужает поле поиска слов, предложений; 4) позволяет управлять вербальным обще­нием путем использования отработанного и закрепленного ма­териала.

Темы, а также весь рабочий материал должны отвечать еще Одному требованию; материал должен быть эмоционально окра- e/H ь вызывать У больного определенное отношение. Существу- чес еМеТ°АИЧеСКИ" принцип, который исходит из психологи- г с*1* ос°бенностей сознательной деятельности человека, со- что Н° Усваивается в первую очередь и особенно прочно то, ского—вает У человека отношение1. По данным П. П. Блон- ' до % приходящих в голову воспоминаний так или ина-

Илл И0НаЛЬН° окРашень12. **ртин ЮСТРации- Роль иллюстраций (предметных и сюжетных моделей, муляжей, конкретных предметов и ситуа-

С. 153. " еонтьев А. Н. Язык, речь и речевая деятельность.— М., 1969.—

I ^^

1^64.1-СЛ3igCК11 й Избранные психологические произведения.—

й*

oi


ций) в восстановительном обучении особая. Любой вид бального материала в восстановительном обучении не до68^' выполнять роль только иллюстрации отрабатываемого нспб*еи ного материала (слова, фразы, текста) или какой-либо onna;ib' ленной задачи, поставленной педагогом перед больным. Не бальный материал в руках логопеда в процессе восстановите^" ного обучения прежде всего служит задаче сенсорного ния, которое лежит в основе вербального обучения, — нелъ верить в примитивное волшебство автоматического перелива»3* знаний через визуальный канал. я

Картинка в восстановительном обучении является не тольк иллюстрацией к отрабатываемому слову, но и объектом ц Пр° летом действия больного. При обучении больных, например, спо собности к называнию предметов (или их изображений) послед­ние являются объектом и предметом учебной деятельности боль­ного. Обращается их внимание на внешние физические призна­ки предмета — форму, цвет, величину, материал (из чего сде­лан); изучаются его функции, связи с другими предметами по внешним, функциональным признакам и т. д. Результатом такой деятельности с предметом (или картинкой) и является актуали­зация нужного слова-наименования. Непосредственное наложе­ние слова на предмет (или картинку) без действия с предметом с целью многоаспектного анализа этого предмета и его всевоз­можных связей с другими предметами и явлениями не ведет к восстановлению процесса называния и в лучшем случае лишь создает условия формального закрепления данной (и только этой) картинки с ее наименованием.

При работе над восстановлением понимания речи с опорой па сюжетную картинку последняя также является объектом и предметом учебной деятельности больного: пересказ картинки есть результат глубокого и всестороннего анализа ее содержа­ния. Психологический смысл этого метода заключается в том, что картинка (предмет) является сначала материализованным средством и материализованным этапом восстановления речи, и только после восстановления того или иного речевого процесса (называния, пересказа и др.) картинки могут выступать в каче­стве иллюстраций к восстановленному вербальному умению.

Эта мысль становится понятной, если вспомнить высказыва­ние Л. С. Выготского о том, что «первоначально все функции выступают как тесно связанные с внешней деятельностью и лишь впоследствии как бы уходят внутрь, превращаясь во внут­реннюю деятельность...»[13].

Трудотерапия. Большая роль в решении задач реабилитации больных с афазией отводится трудотерапии. Однако сам по се труд не поможет восстановить речь, память и другие психич ские процессы. Необходимо так организовать труд группы л

каждый, выполняя часть общего задания, делал «ей' 4 бший результат. Выполнение части общего задания 0КЛЗД Б 0 больных "потребность и необходимость к общению. вЬ,50вет У ен проводить направленную вербализацию трудо- ПеДаг0Г fec"ca, называя действия, предметы или их части, поощ- вого и действия больных, обращаясь к ним с вопросами

ряЯ сЛ0КОй вербальный и невербальный способы объединения и д' на основе выполнения трудовых операций создают бла- больных уСЛ0ВИЯ д,1я восстановления речи и других процес- гойриЯТхИческой сферы — эмоционально-волевой, памяти, внима- сов псИ' Совместная деятельность больных в труде вызывает нИЯ ее и потребность к общению, повышает эмоциональное со- иНТ?Р настроение. В труде возникают не надуманные, а есте- СТ9Янные ситуации, в которых необходимо общение, в процессе Пудовых операций нередко возникает необходимость задать во- Тоос и получить ответ. Поэтому трудотерапия является серьсз- ым алементом восстановительного обучения, восстановления вербальной и невербальной коммуникации, устранения отрица­тельных установок личности: пессимизма, негативизма, логофо-

Бии и др.

Серьезной проблемой реабилитации и восстановительного обучения является удовлетворение эмоциональных потребно­стей. С этой целью, помимо коллективного труда, рекомендует­ся организация следующих мероприятий:

— устройство праздников — празднование дней рождения, встреча Нового года и др.,

— подготовка и устройство творческих выставок, где пред­ставлены образцы лепки, живописи, рисунка, разного рода по­делок,

— просмотр кинофильмов,

— прослушивание музыки (можно устроить концерт по аа- явкам),

— хоровое пенис. И т. д.

Все это создает благоприятный эмоциональный фон и осно­ву Для формирования нужных мотивов деятельности, способст­вующих восстановлению вербального и невербального общения восстановлению эмоциональной и личностной сферы.

свяэ ТОдологичес'к°й основой трудотерапии является взаимо- ра ^ *РУДа и речи. Занятия с больными ведутся по специально вого ^0танньш программам, включающим в порядке постепен- *акже °ЖНеНИЯ Различные трудовые и бытовые процессы, а сп*ИИ(ЬСЛ0В-а^НЬпО1 и ФРазовый материал, связанный не только со п^ДагогИК°Ип^ГДа' но и с общением больных друг с другом и СтвующеМ" Редпочтение отдается творческому труду, способ Дающе^"^.максимальной активизации личности больного и соз не т опРИЯТНЬ!й эмоциональный фон для восстановле ^«одолен^1*0 речи> но и нарушенных двигательных функций Ия Тех или иных алракто-гностических расстройств

Подведем итоги.

Организация восстановительного обучения имеет своюСт туру и методы: РУН

1. Правильная, научно обоснованная организация нейпп хологической реабилитации больных требует и соблюдс>нияПсц" ределенных условий и правил. Структура организации восг°П новительного обучения включает два взаимосвязанных ком** нента — общую и методическую организацию.

2. Общая организация восстановительного обучения требу

а) проведения динамического нейропсихологического иссГ: дования, которое позволяет в процессе обучения уточнить мех^* пизм нарушения, его структуру и обеспечивает своевременну3" коррекцию методов восстановительного обучения;

б) установления контакта с больными. Установление контак- •га—это одна из важнейших задач в реабилитации больных она является интегративной частью всего процесса обучения' проходит через весь процесс обучения больных;

в) организации рабочего и свободного времени больного. Она необходима для установления определенного режима рабо­ты и отдуха, влияющего на работоспособность больных и на эффект восстановления нарушенных функций;

г) организации самостоятельной деятельности больного, В процессе реабилитации это немаловажно, так как только в дея­тельности и путем ее могут быть наилучшим образом восста­новлены нарушенные функции, в том числе речь и разные фор- м ы к о м м у; j и капни.

3. Методическая организация восстановительного обучения больных с афазией предполагает широкое применение некото­рых общих методов при всех формах афазии с определенной степенью тяжести дефекта (преимущественно с грубой сте­пенью тяжести) и предусматривает современные представления в психологии о сложном взаимодействии психических функций в психической сфере человека.

Их применение в грубых случаях афазии («безречевые» больные) способствует восстановлению способности у больных к невербальной форме общения, И при всех формах афазии они оказывают растормаживающее влияние на речь путем вовлече­ния в сферу деятельности больного различных сохранных пси­хических функций и видов деятельности. Кроме того, все эти методы апеллируют к личности больного. К таким методам прежде всего относятся: а) невербальные методы — методы раз* личных классификаций предметов, рисования, конструктивной деятельности, пантомимы, работа над жестом и т. д.; б) вер^ бально-невербальные методы — интонационный, ритмико-мсло* дический и др.; в) метод введения в контекст применяется^ Дл ^ решения задач повышения уровня внимания; он включает ного в деятельность, организуя ее заданным контекстом, Увел а чивает точность и объем восприятия и понимания матери3 разной модальности. Этот метод дает дополнительную инф V

предстоящей деятельности больного, как бы «упреж­дай*0 °г\ метод предметной деятельности обеспечивает восста- дзя* ее;!,еЧи виутр" конкретной деятельности больного и бла- актуально сознается лишь ю, что является предме-

гоДа£рятельности человека.

том Д^ восстановления речи при афазии зависит не только Третных методов, приемов и процедуры их применения, от коНЬ) правильного отбора материала — вербального и невер- В<? И ого учета объема материала, доступного для больного и баЛЬНе°чивающего оптимальные условия работы с ним. Одним виА эффективности обучения является работа на малом нз еме материала и строгий отбор его по параметрам частотно- сложности, эмоциональной насыщенности, знакомости и Низости больному и т. д. Ограничение объема материала сужа­ет по rie и направляет поиск, позволяет сделать внимание более устойчивым.

5. Велика роль «картинки» в восстановительном ооучении, однако она становится еще более значимой при правильном по­нимании ее психологической сущности, а следовательно, и при правильном ее применении. Картинка не играет роль лишь ил­люстрации к отрабатываемому материалу, а является объектом и предметом действия больного. Восстановление того или дру­гого умения (называние предметов, понимание слов и др.) яв­ляется результатом работы с картинкой (предметом), глубокого анализа предмета во всех его связях.

6. Все описанные и другие методы и способы организации обучения больных и их поведения обеспечивают наибольшую эффективность лишь при создании у больного нужных мотивов его поведения. У больного необходимо сформировать ведущий мотив — мотив реабилитации, мотив учебной деятельности.

7. Общим и эффективным для всех больных с афазией явля­ется метод трудотерапии. Общая трудовая деятельность объеди­няет отдельных больных в коллектив, создаст нужные мотивм поведения, формирует определенные отношения между членами группы и педагогом на основе реальной трудовой деятельности.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.