Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нейропсихологический анализ разных форм аграфии и методы ее преодоления





Речевые формы аграфии Сенсорная аграфия

Клинике давно известны симптомы сенсорной аграфии. Для правильного протекания процесса письма прежде всего необ­ходимо четкое константное восприятие фонематического строя языка, что создает необходимые предпосылки для правильного звуко-буквенного анализа слова. Нарушение же фонематиче­ского слуха неизбежно ведет к нарушению звуко-буквенного анализа. В этих случаях письмо может быть либо совсем рас­павшимся и тогда больной не может написать ни одной буквы или слова как в самостоятельном письме, так и со слуха. У ■него остается лишь идеограммное письмо, да и то не всегда. В случаях менее выраженной степени нарушения письмо этих больных изобилует литеральными и иногда вербальными пара- фазиями, звуки заменяются больным по фонематическому пра­вилу. Приведем примеры сенсорной аграфии.

Больной Б., 37 лет, образование высшее. Нарушение кровообращения в системе средней мозговой артерии слева. Сенсорная афазия, аграфия, алексия с элементами афферентной моторной афазии.

Диктант отдельных звуков.

и к г досблрбм а о в х т о ш р н п

Диктант предложений.

Я учусь читать, говорить.

А уушушь чидать коворить


слуха. Центральным дефектом является практический распад всех видов письма, и прежде всего письма со слуха.

В клинической картине сенсорной аграфии обнаруживаются или полная утрата способности к письму, или грубые литераль­ные параграфии, представляющие собой замену оппозиционных звуков в акустическом восприятии.

В психологической структуре письма нарушается сеисомотор. ный уровень организации этого процесса в звене звукоразличе­ния и вторично нарушается лингвистический уровень — все его подуровни — звуки, слова, предложения, тексты. Сохранным ос­тается психологический уровень организации и реализации письма (намерение, замысел, мотивы).

Контрольные функции за письмом также нарушаются, но не как вид целенаправленной деятельности, а вторично, из-за дефектов фонематического слуха.

Сенсорная аграфия протекает в синдроме сенсорной афазии: в синдроме нарушения устной экспрессивной и импрессивной речи. При сенсорной аграфии нарушаются: а) слуховое письмо (диктанты, конспективные записи услышанного), б) самостоя­тельное письмо, в) списывание относительно более сохранно, но оно также нарушается: автоматизированный способ замеша­ется осознанным процессом побуквениого списывания, а неред­ко и просто копированием.

Основным принципом обучения в этом случае является путь использования сохранных анализаторов — зрительного, кинесте­тического и речедвигательного в качестве опоры для восстанов­ления основных предпосылок письма. Создание новой афферен- тирующей системы со стороны сохранных анализаторов эффек­тивно влияет на восстановление нарушенной функции. В процес­се динамики обратного развития в работу постепенно подклю­чаются остаточные возможности акустического анализатора для нормализации функции письма в пределах возможного,

Центральной задачей восстановительного обучения при сен­сорной аграфии является восстановление четкого осознания каждого отдельного звука, умение выделить его из целого зву­чащего слова, т. е. восстановление осознанного аналитико-син- тетнческого процесса письма. Эта задача является общей как для восстановления письма, так и для восстановления устной речи при сенсорной афазии, и работа по восстановлению двух функций проводится параллельно. При правильно построенном обучении обратное развитие двух форм речи успешно влияет одна на другую.

Первая стадия обучения больных с сенсорной аграфией не ставит своей задачей работу над восприятием отдельных зву­ков речи и не предусматривает восстановления письма. Работа на этой стадии ведется с широким использованием сохранной общей смысловой сферы: все усилия здесь направлены на вос­становление у больного умения слушать и слышать речь, вы­членять и опознавать сначала целые тексты, затем целые прел* ложения из этих текстов, позже — умение выполнять вербаль­ные инструкции и выделять отдельные слова из предложенного текста.

На второй стадии проводится обучение больного знанию букв, так как при грубой форме сенсорной аграфии нередко утрачивается знание алфавита, его букв.

После обучения знанию и называнию нескольких, наиболее частотных букв больных обучают узнаванию звуков со слуха, но работа над дифференцированным восприятием звука идет через слово методом соотнесения звучащего слова с соответст­вующей картинкой и с графическим изображением этого сло­ва по следующей схеме: звучащее слово предмет напи­санное слово. Больному дается на слух слово (произносимое педагогом или с магнитофона), он должен найти соответству­ющую картинку (выбрать из нескольких) и затем выбрать ис­комое написанное слово из 3—5 слов, лежащих перед ним, вы­делить первую букву, соотнести ее со звуком, затем найти бук­ву в разрезной азбуке, записать ее по памяти и в конце запи­сать целое слово. Таким способом отрабатывается узнавание звуков, соотнесение их с соответствующими буквами, но толь­ко через слово и его семантическое содержание.

Закреплению связи между звуком и соответствующей графе­мой служит целый ряд упражнений: 1) выбор искомой буквы в разрезной азбуке, 2) запись буквы в тетради, 3) подчерки­вание ее в заданном тексте, 4) выбор реальных предметов (или картинок), наименование которых начинается с отрабатыва­емой звуко-буквы, 5) вписывание недостающих букв в слове и т. д.

Восстановление дифференцированного и константного вос­приятия звуков речи становится предметом специального об­учения лишь на третьей стадии обучения, на которой начина­ется работа по восстановлению собственно письменной речи. Сн ачала обучают больного знанию буквы, т. е. ее называнию, узнаванию со слуха с помощью определенных методов1.

В этот период обучения применяется метод ощупывания объемных букв: больной, услышав звук, находит нужную букву, ощупывает ее, записывает, затем подкладывает ее под нуж­ную картинку, название которой начинается с этой буквы, и т. д. Работа ведется по схеме: звук^ощупыванне буквы-кзапись буквы, т. е. на основе кинестетических и оптико-моторных на- вЫков. На этой стадии обучения имеются и задачи, касающие­ся восстановления аналитического письма путем восстановле­ния обобщенного восприятия звуков.

Одним из таких методов является ориентация больного на Позиционные отношения звуков внутри слова, который и соз-

Подробнее см.: Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после °£нной травмы.—М., 1948; Цветкова Л. С. Восстановительное обуче- Яй«при локальных поражениях мозга. — М., 1972.


U и <? Q- £ & у e> & и. о г #

Jt- A j L ± +._ + + ± +

^ ср и Ч и[19] Ж /с ^ ^ ^г

с/ «


Кро L

 

+ -Ь

Ь/и^ жиисс U4QK

Рис. 7. Динамика восстановления письма при сенсорной аграфии.

дает предпосылки для восстановления обобщенного восприятия звуков. Больного обучают различению не чистых звуков, напри­мер т, д, к, г и т. д., а всевозможных вариантов их звучаний (т-те-ти-то-тю-ту-та-ото-ату и т. д.). Практика обучения пока­зывает, что часто больные, научившись вычленять и узнавать какой-либо звук в определенном сочетании с одним-двумя дрУ- гими звуками, не узнают его во всех других сочетаниях. Поэто­му на всех стадиях обучения больного ориентируют на вос­приятие не изолированного звука, а всей системы звуковых от­ношений внутри слова. Вот почему одной из важнейших задач обучения письму на четвертой стадии является восстановление

1R4

способности к звукоразличению внутри слова и на ее основе —■ восстановление письма целых слов. Эффективным приемом здесь является вынесение количественной и качественной струк­туры слова.

Больному дается картинка с изображенным на ней предме­том (явлением, действием), наименование которого представ­ляет собой простое слово, состоящее из 1—2 слогов. Под кар­тинкой дана готовая количественная схема слова (в виде квад­ратиков или черточек). Больной сначала слушает наименова­ние предмета, затем повторяет его. И только после этого он начинает вычленять каждый звук, входящий в состав слова, используя для этого зеркало, оральный образ звука и т. д. Каждый выделенный звук он последовательно вписывает в со­ответствующий квадратик; постепенно анализируемые слова усложняются. Со временем больной начинает анализировать состав слова самостоятельно и с качественной стороны.

Описанный прием работы, состоящий из серии последова­тельных операций: 1) слушание слова, 2) его повторение, 3) вычленение первого звука с опорой на зеркало, 4) оральный


 

 


 

 


 

С(Х иОЛН-


 


 


 

 

 

образ, 5) вычленение последующего звука, 6) запись каждого звука в соответствующей клетке, 7) соотнесение звука с бук­вой, 8) запись буквы по памяти — использует материализован­ные средства в качестве внешней опоры и является одним из эффективных способов восстановления письма слов. Значитель­ную роль играют здесь материализованные опоры, например: картинка с изображенным предметом, помогающая удержать целиком слово, с которым ведется аналитическая работа; квадратики (количественная схема) для фиксирований уже вы­деленных звуков, умение отчленять ту часть слова, которая уже проанализирована, от той, которую еще нужно подвергнуть анализу. Постепенно этот развернутый способ анализа слова со­кращается за счет выпадения тех или иных материализован­ных средств.

С целью нормализации протекания процесса письма позже подключается в работу дефектный акустический анализатор. Для этого включаются разнообразные упражнения по звуко- различению с помощью магнитофона: полезны диктанты звуков и слов, записанных на магнитофонную ленту с анализом об­наруженных ошибок, письменной их отработкой и т. д. Только после максимального успеха при восстановлении процессов звукоразличения, умения писать буквы, слова (с опорой на со­хранные кинестетические ощущения и оптико-моторные коор­динации) переходят к восстановлению устной речи и письма.

Таким образом, методика восстановления письма при сен­сорной аграфии направлена на преодоление дефектов фонема­тического слуха и создание способов процесса звукоразличения с помощью определенной системы приемов, использующей со­хранные афферентации с других анализаторных систем, опору на семантику слова. Наиболее эффективными приемами явля­ются проговаривание при анализе и записи слов, оральный и кинестетический (ощупывание) способы анализа звуков, работа над смыслоразличительной ролью фонем, сознательный конт­роль всех операций (рис. 7, 8, 9).

Афферентная моторная аграфия


Совсем другая картина распада письма наблюдается при поражении нижних отделов ретроцентральной области левого полушария, сопровождающемся нередко афферентной мотор­ной афазией и аграфией. Известно, чтобы правильно написать слово и тем более серию слов, оказывается недостаточным выделение и уточнение звуковой его характеристики. Необходи­мо также четко отдифференцировать звуки по их кинестетичес­ким основам, по месту и способу их образования. Известно, что в акте письма обязательно участвуют скрытые артикуля­ции. При афферентной моторной аграфии больные из-за на­рушений речевых кинестезий теряют артикуляторные границы между звуками, близкими по месту происхождения. Централь­ным механизмом нарушения письма при афферентной мотор­ной аграфии и являются дефекты кинестетических ощущений, которые приводят к нарушению тонких артикуляторпых движе­ний и к невозможности четко отдифференцировать звуки по их кинестетическим основам, что и ведет к центральному дефекту при письме — нарушению письма отдельных звуков, близких по способу и месту образования.

Нарушения кинестетических механизмов речи ведут к де­фектам в звене формирования артикулем, вследствие чего больные «не чувствуют», по их собственному выражению, тех звуков, которые они должны записать. При попытке написать диктуемое слово или звук больной пытается проговорить его, но нарушенные речевые кинестезии не дают ему возможности правильно повторить услышанное звучание, и поэтому в его собственной речи одни звуки замещаются другими, смежными по артикуляции. Больной, утративший внутренние схемы арти­куляций, несмотря на сохранность акустического и зрительного анализа слова, оказывается не в состоянии правильно напи­сать его ни со слуха, ни самостоятельно. Нарушение письма и в этом случае выступает в грубой форме, но уже по другим основаниям. В клинической картине этих нарушений письма у больного обнаруживаются литеральные параграфии. Наиболее частыми ошибками являются: 1) замены одних звуков други­ми, близкими по месту нахождения; 2) пропуски согласных при их стечении; 3) пропуски гласных в словах; 4) нередко встре­чаются и пропуски целых слогов из середины слова («Пов» вместо Псков, «потвй» вместо портной и т. п.). Наиболее час­тыми и характерными ошибками при этой форме аграфии яв­ляются замены звуков: т-д-л-н; м-в-н; т-к; э-с-ш-ч; в-ф и др. Обычно больные жалуются на то, что они не «чувствуют» этих звуков. Многие из больных вместо слова стол, как правило, пи­шут «слом», или «снол», или «слон», а слово момент записы­вается то как «бомет», то как «мобел», снаружи — «стдаружи», плавать — «бнават» и т. д.

Как и в случае сенсорной аграфии, при нарушении пись­ма, сопровождающем афферентную моторную афазию, в пси­хологической картине нарушения обнаруживаются дефекты сен- сомоторного уровня в структуре письма, в звене звукоразличе­ния, но по другим основаниям — из-за дефектов кинестетичес­кой основы письма.

Афферентная моторная аграфия протекает в синдроме аф­ферентной моторной афазии, при которой нарушается устная экспрессивная речь по тем же механизмам, дефекты которой и влияют на письмо. При этой форме аграфии нарушаются практически все виды письма, кроме списывания. Особенно грубо нарушается самостоятельное письмо (изложение, сочине­ние) и письмо со слуха (диктант).


Основной задачей восстановительного обучения при этой форме аграфии является восстановление процесса звукоразли- чения, который и приводит к правильному звуко-буквенному анализу при письме. С этой целью работа ведется с опорой на сохранные акустическую и зрительную анализаторные системы.

Для восстановления письма работа ведется на осознанном и произвольном уровне его реализации; все операции по пись­му букв, слов, фраз, текста совершаются под контролем соз­нания и с привлечением внешних опор.

В работе с сенсорной аграфией, как мы видели, ведущая роль принадлежит зрению и кинестетическим ощущениям — проговариванию, слуховой же анализатор подключается в ра­боту позже.

В случаях нарушения артикуляторного анализа звука, на­оборот, с самого начала включается слуховой анализатор сов­местно со зрительным. Однако и дефектный речедвигательный анализатор в этих случаях нужно подключать сразу, но только в комплексе со звуковым и зрительным контролем, так как, как показала практика, проговаривание является одним из са­мых необходимых компонентов письма.

Поскольку обучение письму всегда идет совместно с восста­новлением устной разговорной речи, постольку па первой ста­дии обучения уделяется максимальное внимание обучению про­изношения слов. Работа здесь ведется способом переключения внимания больного с артикуляторной, произносительной сто­роны слова на его смысловую сферу. Работа проводится над произнесением целого слова методом смысловой и слуховой стимуляции, который описан выше.

К звуко-буквенному анализу состава отрабатываемых слов переходят лишь после накопления определенного пассив­ного и активного словаря у больного. Центральной задачей об­учения на I стадии является обучение больного произнесению целых слов и умению выделять отдельные звуки из слова. Целью акта письма в этот период обучения становится слово, а не отдельная звуко-буква, которая, как известно, не несет ни­какой информации. Опора на значение слова при его записи способствует восстановлению его графического образа.

Обучение письму слова должно учитывать ряд условий: 1) подбор слова с учетом некоторых его параметров — а) ча­стотность— объективная и субъективная, б) фонематическая сложность, в) длина, г) семантика слова (подбор слов идет сначала из разных семантических групп, а позже — из близ­ких или из одного поля, например: каша, окно, дерево и т. д., помидор, молоко, груша и т. д., помидор, огурец, картофель, свекла и т. д.; 2) работа над письмом малого количества слов; 3) обязательная опора на семантику слова, т. е. связь слов с их значением, смыслом, с предметной отнесенностью; 4) опора на предмет или его изображение (картинку) с одновременным звучанием соответствующего слова ^наименования, обеспечива­ющим его фиксацию и смысл.


Перед тем как писать слово, у больного вызывают пред­ставление о его многозначности, смысловой сфере, соотносят слово с предметом. После этого больной повторяет слово, под­лежащее написанию, контролирует его артикуляторный состав через зеркало, проводит поэлементный анализ слышимого и проговариваемого слова, затем составляет его с помощью букв разрезной азбуки, списывает, пишет по памяти — и все эти опе­рации обязательно сопровождает проговариванием.

Известно, что восстановление устной речи, письма и чтения идет обычно совместно и восстановление одной формы речи влияет на восстановление других. Однако практика обучения и специальные исследования взаимного влияния разных форм речи друг на друга в процессе обратного развития показали, что при афферентной моторной афазии имеются определенные закономерности, указывающие на разную роль разных форм речи на разных стадиях обратного развития.

Так, восстановление письма может оказать отрицательное влияние на восстановление устной речи больного, если его на­чинать на фоне полного отсутствия устной артикулированной речи и какого-либо пассивного или активного словаря. Так как письмо — это в высшей степени произвольный акт, а устную речь начинают восстанавливать с оживления ее непроизволь­ного уровня, то нельзя фиксировать внимание больного на про­износительной стороне речи. Исследования показали, что мно­гие больные могут писать только те слова, которые есть у них в активном словаре, т. е. те из них, которые они могут прого­варивать. И, следовательно, на этой стадии обучения ведущая роль принадлежит устной речи — устная речь (накопление ак­тивного и пассивного словаря) способствует восстановлению письма.

Приведем пример. Больному Р. с грубейшей формой афферентной мо­торной афазии и аграфии (состояние после огнестрельного ранения в зад- нелобиых, нижнетсменпых отделах левого полушария) предлагается дик­тант слов, которые были в его активном словаре, и слов, которые он не произносил (рис. 10).

Эти факты подтверждают значение речевых кинестезий в акте письма: слова, которых нет еще в устной речи больного, он анализирует и пишет с большим трудом, допуская множе­ство ошибок, а чаще всего совсем отказывается от письма.

Поэтому в самом начале восстановления письма у больных с афферентной моторной афазией и аграфией работают над устной речью, над возможностью проговаривапия слов при письме. К работе над письмом переходят лишь при накоплении необходимого запаса слов устной речи. И только тогда письмо этих слов, в свою очередь, начинает положительно влиять на чистоту их произношения и на закрепление их в устной речи. В дальнейшем наступает обратная зависимость: письмо (и чте­ние) опережает восстановление устной спонтанной речи и слу­жит опорой для ее восстановления, положительно влияя на

J± JL JL сс О. X ^ 4,0 у ьс а £ £ <Я. ю ё g К

rrtop^bt Srfж ffy^

Си пьИХ

^^^ Н^МЛь Jicu^OHCL

Рис. 10. Роль проговаривания в восстановлении письма при афферентной моторной аграфии.

JAaOxAot

рост активного словаря, на скорость и четкость произнесения отдельных слов и высказываний. По мере восстановления устной речи и при появлении в сло­варе больного спонтанно возникающих слов, восстанавлива­ется и возможность письма слов не только активного словаря больного, но и слов, которых еще нет в его активной спонтан­ной речи. После обучения больного самостоятельному письму слов, имеющихся у него в активном словаре, а также под диктовку переходят к обучению аналитическому письму — письму отдель­ных звуко-букв, выделению из слова и письму букв и т. д. Эта стадия обучения является важной, так как отработка знания отдельных букв и умения их писать, восстановление способ­ности к соотнесению больным звука с артикулемой (произне­сением), а затем с соответствующей буквой в последующем бу-

ахъьсг&о) 9Ua^Top Ctс£&о<Л6

дет способствовать восстановлению скорости и точности письма.

На этой (второй) стадии восстановления письма использу­ются различные упражнения с магнитофоном: 1) диктант слов с выделением диктором первых звуков и запись этих букв (на­пример, диктор произносит нога, больной пишет нога и подчер­кивает букву н); 2) диктант отдельных звуков с опорой на буквы, лежащие перед больным (больной слушает — видит — пишет); 3) диктант звуков без опоры на буквы.

Восстановление письма фразы идет параллельно с восста­новлением устной экспрессивной речи и в большой степени за­висит от него. Структура фразы при этой форме афазии стра­дает не грубо, и дефекты письма продолжают оставаться на уровне вычленения звуков, на уровне письма отдельных слов. Поэтому эффективность восстановления письма фразы зависит от эффективности преодоления основных дефектов при этой форме аграфии.

Таким образом, первая и основная трудность при письме фразы связана все еще с дефектами аналитического письма от­дельных слов, которое остается произвольным и развернутым действием, требующим от больного полной концентрации вни­мания. В этой связи возникает и вторая трудность — ухудшение запоминания (или припоминания) содержания и лексического состава фразы. Третьей трудностью является импрессивньгй и экспрессивный аграмматизм устной речи больных, имеющий место и при письме фразы и текста и проявляющийся прежде всего в нарушении согласования и управления слов внутри фразы. Особенно трудно больным найти нужные флексии и пра­вильно их записать, что связано, в частности, с наличием в не­которых окончаниях слов йотированных звуков (ей, ий, ая, ый и др.), представляющих трудности для правильного их произ­несения этими больными, а следовательно, и для их написания. Поэтому методы восстановления письма фразы предусматрива­ют элиминирование (постепенное снятие) этих трудностей с помощью внешних материализованных опор. Такими опорами являются: 1) сюжетные картинки, выносящие вовне содержа­ние фразы и фиксирующие его; 2) полоски картона (или лю­бые другие карточки), обеспечивающие материализацию и фиксацию количественной стороны фразы (количество карто­чек соответствует количеству слов во фразе); 3) буквы раз­резной азбуки, с помощью которых сразу же обозначается (выкладывается нужная буква) выделенный путем проговари- вания звук.

Позже, когда единицей работы становится не буква, а слово, больной выбирает из ряда написанных на карточках слов нуж­ное и выкладывает его под соответствующую картинку.

Фраза прочитывается больным целиком и списывается при громком ее проговаривании, затем пишется по памяти. По ме­ре усвоения этого способа письма фраз больной упражняется


У и to My. е JL 1 Э-  
Оъ ъ   с *
mOiM*-   с К л
     

 

filCUL MhK^

cJLrbO&f C-

аХухЛус Огьи^хм^

сЬСЛ-а^

а. жаЛЧ в SXa^^ff^fh

H-sO.yU.

Рис. 11. Динамика восстановления письма при афферентной моторной аграфии.

в письме фразы с помощью сокращенного количества опор. Сначала убираются полоски картона (больной заменяет их счетом на пальцах), позже убираются и разрезная азбука, и написанные слова, и в конце работы убирается и сюжетная картинка, а вместо нее фраза произносится педагогом (дик­тант) или больной сам придумывает предложение (самостоя­тельное письмо). Работа по восстановлению правильного пись­ма окончания слов также производится с внешней опорой на

предметные или сюжетные картинки с надписанными различны ми окончаниями. Больной при письме фразы выбирает нуж­ное окончание слова (из 3—7 данных флексий). Используется и метод письменного ответа на вопросы. Больному дается пред­метная картинка, которую он называет, а затем письменно от­вечает на вопросы одним словом и нужном надеже. Например, на картинке изображен нож. Логопед задает ему вопрос: «Чю нарисовано на картинке?» — «Нож», — «У вас есть нож?» — «.Нет ножа». — «Чем режут хлеб?» — «Ножом». И т. д. В рабо­те над восстановлением письма фразы применяется и ряд уп­ражнений: заполнение пропущенных слов во фразе, заполне­ние пропущенных предложений в тексте, составление письма родным с опорой на вопросы и т. д. Описанные методы работы и соответствующая процедура их применения приводят к поло­жительным результатам восстановления письма при афферент­ной моторной аграфии (рис. 11, 12, 13).

JMCUU-OLHCL К.

UbOM-

У ОС г ffityjb* *

Эфферентная моторная аграфия

В рассмотренных выше случаях у больных страдала четкая звуковая структура слова из-за распада операций звуко-буквен- ного анализа, либо по причине акустических нарушений, либо из-за артикуляторных дефектов. Эти дефекты акустического и кинестетического гнозиса вызывали нарушения восприятия зву­ка, что и приводило к нарушениям письма. Сохранение же по­рядка звуков в слове для них не являлось ведущей трудностью. Чтобы правильно написать слово, недостаточно проанализиро­вать его звуко-буквенный состав, необходимо еще и осознание последовательности звуков в слове. Соблюдение нужной после­довательности звуков при записи слова представляет одну из самых существенных трудностей при первоначальном разви­тии навыка письма у детей. Поражение или дисфункция задних лобных отделов левого полушария мозга приводят именно к этим дефектам в письме. Процесс написания отдельных букв не представляет в этих случаях никаких трудностей, в отличие от предыдущих форм нарушения письма, трудности возникают при написании слога и слова. В основе этих дефектов лежит нарушение механизма переключения, т. е. денервациопных ме­ха низ мов.

Центральным механизмом, лежащим в основе эфферентной моторной аграфии, является нарушение кинетической органи­зации моторной стороны устной речи, дефекты своевременной денервации предыдущего и иннервации последующего речевого акта, что приводит к патологической инертности возникших стереотипов в устной и письменной речи. Этот механизм ведет к дефектам переключения с одного звука (слова, предложения) на другой в процессе устной речи и с одного знака на дру­гой— в письменной речи. Нарушение процесса переключения и является центральным дефектом в эфферентной моторной агра­фии. В клинической картине аграфии этот дефект проявляется в целом ряде ошибок при письме, вплоть до его грубого рас­пада. Основной ошибкой являются персеверации. На втором месте после этой ошибки и вследствие распада осознания боль­ным внутренней схемы слова и последовательности букв в нем стоят перестановки букв в слове; затем — пропуски букв, обо­значающих гласные звуки или согласные при их стечении; нередко встречаются повторения одного и того же слога (сло­ва); недописывание слов и др. Значительные трудности боль­ные испытывают не только при письме слов, но и при выклады­вании их из букв разрезной азбуки.

При афферентной моторной аграфии также имеет место ошибка недописывания слов, но она существенно отличается от той же ошибки при эфферентной моторной аграфии. В первом случае больные могут написать абрис слова, опуская его се­редину, а во втором — опускают конец слова, что связано с нарушением письма как сукцессивного процесса.

Эфферентная моторная аграфия протекает в нейропсихоло- гическом синдроме эфферентной моторной афазии, нарушений динамического праксиса. Для психологической картины расст­ройства письма характерно нарушение внутренней схемы сло­ва и предложения, нарушение осознания последовательности букв в слове (слов в предложении). Слово и предложение не состоят из отдельных звуков (слов), но предполагается извест­ная внутренняя схема, внутри которой слова находятся в слож­ных синтаксических и грамматических отношениях. У больных с этой формой аграфии нарушается осознание сложных отно­шений слов внутри предложения, а также утрачиваются дина­мические отношения слов, благодаря которым не слово, а пред­ложение становится единицей значения и смысла. Этим боль­ным трудно создать «в уме» схему целой грамматической кон­струкции, разместить и связать отдельные слова в предложе­ния.

В грубых случаях нарушений у этого контингента больных отсутствуют все виды письма, за исключением идеограммно- го. Даже при списывании, которое наиболее сохранно, эти боль­ные допускают много ошибок, сам же процесс списывания при­обретает характер развернутого, осознанного и побуквенного письма, больные проговаривают при этом каждый звук и слог. Общей задачей восстановительного обучения в этом случае яв­ляется восстановление у больных аналитического письма.


Целью первой стадии обучения является восстановление письма отдельных слов, а задачей — обучение больных анали­зу структуры слова, осознанию и удержанию последовательнос­ти букв внутри него. На этой стадии применяется ряд методов, способствующих решению этой задачи. Это прежде всего метод осознанного анализа слова, состоящий из последовательного ряда операций: 1) поэлементное проговаривание слова; 2) ко­личественный анализ слова (подсчитывание количества звуков в слове) с помощью внешних средств (счеты, палочки и др.)) 3) составление схемы слова на основе проведенного анализа (побуквенная и послоговая схема); 4) последовательное запол­нение схемы соответствующими буквами. Психологическая сущ­ность этого метода анализа слова с применением материали­зованных средств заключается в том, что весь процесс письма слова (а позже и предложения) выносится вовне, становится предметом осознанной деятельности, а карточки-фишки и стрел­ки в материализованном виде представляют структуру слова и последовательную связь букв в нем. Закрепление аналитичес­кого навыка письма слов осуществляется рядом упражнений: 1) проведение разбора заданного слова по слогам и буквам (сначала с опорой на соответствующую картинку и написан­ное слово, затем только на картинку, а позже —- разбор слова со слуха); 2) разборы слов, близких по фонетической структуре и серийной организации, но разных по значению (полковник — половник — поклонник; магнолия — Монголия; рак — акр и др.); 3) дописывание незаконченных слов; 4) вписывание про­пущенных в заданном слове букв (или слогов); 5) составление (и запись) слова из заданных вразброс различных слогов (ра, та, бо, кан и др.).

Второй метод —■ это составление слов путем перестановки букв. Больным дается слово, из которого они должны соста­вить как можно больше других слов (например, типография — тип, граф, гриф, графит, пир, тигр и др.). По психологической сущности к этому методу приближается и метод составления слов на основе одного слога или корневой части слов (напри­мер, пар — паровоз, пароход, парник, напарник, парилка, за­парка и т. д.).

Эти методы направлены на анализ слова по морфологичес­кому основанию и обеспечивают восстановление осознания свя­зи последовательности букв в слове с его значением (корт — крот; мор — ром; мол —■ лом; кот — ток; три — тир и т. д.). Найденные таким образом слова, проанализированные со сто­роны последовательности букв в слове, записываются больны­ми, находятся соответствующие им картинки, по памяти эти картинки подписываются и в конце отработанные таким обра­зом слова пишутся под диктовку.

Все эти и ряд других методов стимулируют больного к ана­лизу последовательности букв в слове и восстанавливают осо­знание ее роли в понимании значения слова. Они, фиксируя внимание больного на структуре слова, на значимой роли по­следовательности букв, являются тем самым эффективным средством устранения основного дефекта. На первой стадии обучения больные обычно овладевают широкой системой вспо­могательных средств и самостоятельно пользуются ими при написании слов и коротких, простых по структуре фраз. Тре­бования к материалу, на котором ведется обучение письму, остаются теми же — частотность, фонетическая сложность, длина слова,— все это должно усложняться постепенно. Вся ши­рокая система опор, а также и операций постепенно сокра­щается, и больные при письме слов обращаются лишь к побук- венному или слоговому проговариванию.

Затем переходят ко второй стадии обучения, задачей кото­рой является восстановление письма фразы. Фраза, как извест­но, состоит не из независимых слов, но предполагает извест­ную внутреннюю схему, в которой слова находятся в сложных синтаксических и грамматических отношениях. При эфферент­ной моторной афазии и аграфии обнаруживается нарушение знания этих отношений, которое проявляется в синтагматичес­ких дефектах: больным трудно создать «в уме» схему целост­ной грамматической конструкции, разместить и связать отдель­ные слова внутри предложения, в чем и заключается централь­ный дефект письма на уровне предложений и текстов. Работа над восстановлением письма фразы предполагает прежде всего обучение больных устной речи, умению составлять предложе-

! 7fi

ния определенных грамматических конструкций. Методы, спо­собствующие восстановлению этого умения, были нами описа­ны в главе V.

Вторым дефектом, затрудняющим письмо фразы, остается трудность переключения и персеверации. Главными методами устранения персевераций при письме являются осознанное письмо с проговариванием и замедленность письма, т. е. увели­чение пауз между написанием каждого слова фразы. Паузы могут быть реализованы лишь с помощью их материализации, роль которой заключается не только в их реализации при пись­ме отдельных элементов (слогов, слов), но и в переключении внимания больного с письма предыдущего элемента на другой вид деятельности. В этом случае в промежутках между пись­мом элементов фразы (слов) больному предлагается выпол­нить какую-либо другую операцию (кратковременную), напри­мер найти цифру, написанную на лежащих перед ним карточ­ках, соответствующую порядковому номеру написанного им слова, или выбрать среди трех (не более) предметных карти­нок ту, название которой больному предстоит написать, и т.д. Действие написания фразы в этом случае будет состоять <







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.