|
Методика оценки динамики речиНаучный подход к методам восстановительного обучения выдвигает на одно из первых мест по важности разработку такой методики, которая позволила бы оценить динамику восстановления речи при афазии. Долгое время, вплоть до наших дней, эффективность восстановления речи при афазии не измерялась с помощью методов, которые позволили бы оценить динамику речи, эффективность применяемых методов, влияние тех или других факторов на восстановление речи, и оценивалась субъективно. За словами «хорошее» или «плохое», «без динамики» не стояло ни количественного, ни качественного измерений. Практика восстановительной работы нуждается в таких методиках, которые позволили бы измерить эффективность восстановления речи и оценить эффективность применяемых методов восстановительного обучения. Такая методика может обеспечить и возможность сравнительного анализа эффективности применяемых методов, качественный и количественный анализ как дефекта, так и эффекта его преодоления, позволит обнаружить разные степени выраженности афазии, а также различную динамику разных видов речи. Методика нейропсихологического обследования А. Р. Лурии Может успешно слу^жить и в целях количественной оценки дефектов, и в целях оценки динамики восстановления, однако использование этой методики в целях измерения динамики речи при афазии затруднительно по двум основаниям — ц3,3а большого количества проб и из-за возможности субъективной оценки, так как она требует от исследователя высокой квалификации и большого клинического опыта. Потребность практики восстановительной работы в таких методах отразилась в попытках некоторых исследователей стандартизировать методику А. Р. Лурии (В. Я. Репин, 1974. Н. А. Лойко, 1974, и др.). Однако для этих работ характерно отсутствие строгой научной обоснованности выбора проб, це. достаточная разработанность критериев подбора методического материала, неоднозначность и малая дифференцированность критериев ответов испытуемых, Автором с сотрудниками также была предпринята попытка создания такой методики. Современные данные психологии и нейропсихологии о речи, механизмах и закономерностях ее нарушения при афазии выдвигают ряд требовании к методике оценки динамики речи в процессе ее восстановления. Разработанная нами методика включает пробы (тесты), учитывающие: 1) форму афазии, 2) центральные механизмы нарушения речи при каждой форме афазии по классификации А. Р. Лурии, 3) центральные ее симптомы (дефекты), 4) степень ее выраженности. Эта методика способна: а) выявлять разные уровни нарушения речи, сенсомоторный н семантический, б) оценивать состояние речи (и ее динамику) на уровне слова, фразы, высказывания. К методике подобран специальный вербальный материал, учитывающий разные его параметры и соответствующий разным уровням организации речи. Для устной экспрессивной речи — это частотность, его звуковая сложность и длина слова, грамматическая сложность и длина фразы и др. Для измерения изменений устной импрес- сивной речи вербальный материал варьируется с учетом его ситуативности, частотности слов, объема стимула, объема поля выбора (вербального и картиночного поля), грамматической сложности предъявляемого больным стимула и др. Методика отвечает и некоторым целям удобства и легкости ее практического использования. Она состоит из набора необходимых и достаточных проб, из достоверного и простого способа обработки материала. Методика оценки речи при афазии внедрена в широкую практику нейропсихологической реабилитации больных с афазией и является весьма эффективной и надежной. Методика решает задачи объективной количественной оценки состояния и динамики речи при афазии на основе качественного анализа дефекта. Она направлена прежде всего на решение центральной задачи — на оценку динамики речи в процессе восстановительного обучения. С ее помощью можно точно измерить количественную сторону и дать качественный анализ восстановления, ответить на ряд важнейших вопросов! касающихся восстановления речи при афазии: OA какова эффективность применяемых методов восстановительного обучения; — какова роль специального восстановительного обучения в восстановлении речи при афазии; — имеются ли другие факторы и какие, способные влиять ga эффективность восстановления; — какие функции речи, ее виды и формы лучше восстанавливаются; — какова зависимость восстановления речи от формы афазии и степени ее выраженности и т. д. Основной задачей восстановительного обучения больных с афазией и их реабилитации является восстановление коммуникативной функции речи. Коммуникативные возможности проявляются не только в способности построения речевого сообщения, но и в способности восприятия и понимания услышанного сообщения. Поэтому указанная методика включает тесты на экспрессивную речь (диалог, называние предметов и действий, составление фраз, составление рассказа) и на импрессивную (понимание обращенной речи в диалоге, понимание значения слов, обозначающих предметы и действия, понимание фразовой речи — отдельных фраз и текста). Отбор гестов учитывает не только современные представления о речи и роли отдельных ее форм для коммуникации, но и новые данные об афазии. Тесты и речевой материал подобраны таким образом, чтобы они могли отражать состояние и динамику речи при разных формах афазии и степени ее выраженности. В связи с последним в методике имеют место тесты, отличающиеся по сложности, пробы ранжированы по трудности. Тесты на экспрессивную речь Диалог. Наиболее простой и естественной формой общения является диалог —одно из важнейших проявлений способности субъекта (больного) к вербальной коммуникации. По происхождению это одна из наиболее ранних форм речи, по структуре она наиболее проста и по протеканию менее произвольна, где большая роль принадлежит автоматизированному уровню реализации речи. Диалог — одна из наиболее жизненно важных сторон вербального общения. Поэтому включение этого теста приближает нас к исследованию естественного процесса общения. В тест входят 10 вопросов. Первые пять вопросов требуют простого ответа словами «да», «нет», «хорошо». Например: «Вас смотрел сегодня врач?», «Как вы себя чувствуете?» И т п Затем следуют вопросы, требующие ответа словосочетанием или предложением. Например: «Что вы делали вчера вечером?» Таким образом, усложнение проб здесь идет по параметрам длины и грамматической сложности требуемого ответа. Называние. Из приведенных выше данных (гл. I, II, VI) видна огромная роль лексики в реализации функции общения. В главе I сказано, что номинативная функция является одной из важнейших функций речи, а само слово представляет собой сложную матрицу, представляющую разные стороны слова. Эта психологическая сложность строения слова и сложность оперирования им и ведет к тому, что оно нарушается при всех формах афазии, но всякий раз по-разному. Важнейшее место в словаре человека занимают слова, обозначающие предметы и действия. В предложении эти слова — существительные и глаголы — два наиболее многочисленных класса слов — обладают высокой информативной ценностью. Известно также, что нарушение и восстановление номинативной функции речи связано с состоянием зрительного восприятия предметных образов. Поэтому восстановление функции называния является одной из важнейших задач восстановительного обучения. Эти факты служат основанием для включения пробы в «методику» в виде двух тестов: а) называние предметов, б) называние действий. Ранжировка заданий по сложности в этих тестах осуществлялась с помощью таких параметров, как частотность, длина и звуковая сложность слова. В этих тестах больному предлагается назвать 30 картинок с изображением предметов или действий. Так, если первыми, а следовательно, и простыми являются слова мама, машина, идет, ест, то последними и наиболее сложными словами являются лестница, прищепка, привязывает, причесывает Составление предложений по картинкам. Сохранность фразовой речи является необходимой для реализации коммуникативных возможностей человека. Для выражения мысли недостаточно отдельных слов, необходимо объединить их в законченное связное предложение. Исследование фразовой речи является необходимым условием для правильной и полной оценки дефекта и его изменения у больных с различными формами афазии. Поэтому следующим является тест на составление предложений по картинкам. Он состоит из 15 проб, расположенных в порядке возрастающей сложности. Тестовые картинки подбирались таким образом, чтобы в устной речи больных могли быть реализованы три критерия — частотность слов, длина и сложность грамматической структуры предложения. Первые пять картинок являются наиболее простыми и могут быть описаны предложением с формулой S—Р или S—Р = 0. Затем следуют картинки, которые могут быть описаны предложениями с предложным дополнением. И наконец, содержание последних картинок может быть передано с помощью распространенного или сложноподчиненного предложения. Например, в состав теста входят картинки, которые могут 1 Частотность слов определяется по «Частотному словарю...» Э. А. Штейн- фельд и «Словарю...», изданному УДН. быть описаны следующими предложениями: Мальчик моет руки; Мужчина несет лестницу, чтобы снять с дерева шар. Составление рассказа по картинке. Способность человека к вербальной коммуникации наиболее четко проявляется в умении построить развернутое высказывание, достаточно полно и понятно раскрывающее для слушателя тему. Нарушение связного высказывания имеет место практически при всех формах афазии, однако оно имеет разные механизмы и формы проявления. В высказывании больных с афазией могут отразиться нарушения замысла высказывания или грамматические и лексические трудности при построении текста. Поэтому тест на построение высказывания является важным индикатором состояния и динамики восстановления вербальной коммуникативной способности больных. Исследование способности к построению развернутого высказывания является завершающим в наборе тестов на экспрессивную речь. Составление рассказа по сюжетной картинке является удобной моделью для прослеживания возможностей больного к активному развернутому высказыванию. В этом тесте больному дается задание на описание сюжетной картинки «Опять двойка», при передаче содержания которой необходимо выделение общего действия, связывающего всех героев картинки, и создание на этой основе программы высказывания. Для правильного описания необходимо владение определенным словарным запасом и набором грамматических средств. Процедура проведения данного теста следующая. Больному предъявляется картинка и дается инструкция — составить подробный рассказ, который мог бы передать ее содержание. На составление рассказа дается три минуты. Если больной составляет подробный содержательный рассказ за более короткое время, то время рассказа фиксируется и он может перейти к выполнению следующей пробы. Если же больной закончил рассказ, не использовав всего предоставленного времени, и он неполон или неадекватен, то ему предлагается его продолжить. Тесты на импрессивную речь. Полноценное восстановление речи при афазии, и прежде всего ее коммуникативной функции, невозможно без восстановления понимания речи. Умение понять обращенную речь, и в первую очередь обращенный вопрос, — одно из самых простых речевых умений. Поэтому одним из точных индикаторов нарушения и восстановления речи является понимание речи в диалоге. Понимание диалога. Как и исследование экспрессивной речи, исследование импресснвной речи начинается с оценки возможностей участия больного в диалоге. Первые пять вопросов Направлены на выяснение контекстного понимания, поэтому они ограничены в объеме (от двух до четырех элементов), просты в грамматическом отношении, часто употребляемы в ситуации общения с больным. Например: «Голова болит?», «Вас осматривал сегодня врач?» В следующих пяти пробах исследуется возможность понимания речи при переходе от одной ситуации к другой, с ней не связанной, возрастает объем и сложность построения вопроса: «Что у вас было сегодня ца завтрак?», «Чем вы любите заниматься в свободное время?» Понимание обращенной речи в диалоге /оценивается по адекватности речевого ответа или ответа с помощью мимики и жеста. Понимание слов. Полноценное понимание обращенной речи предполагает не только схватывание общего смысла, но и четкое и точное понимание значения отдельных слов, входящих во фразу, в высказывание. Известны большая роль лексики в полноценности понимания предложений при афазии и его нарушение при всех формах афазии. Эти данные дают основанье считать пробу на понимание слов достаточно показательной при определении состояния и динамики речи при афазии. В методику включены два теста: а) понимание значения слов, обозначающих предметы, б) понимание значения слов, обозначающих действия. Тест состоит из 30 проб, в каждой из них больной должен показать от одной до трех картинок, изображающих предметы или действия в соответствии с предъявляемым словом. При подборе материала учитывается фонетическая и семантическая близость слов и их частотность. Слова сгруппированы в три группы, по 10 в каждой. Так, первую группу составили слова частотные и не связанные друг с другом ни по звучанию, ни по значению. Например, кот, сыр, сумка; работает, едет, играет. В следующую группу входят слова, близкие по звучанию средней частотности мяч — меч; тачка — дачка; пьет —бьет; копает — капает. В последнюю группу включены слова, близкие по значению, входящие в одно смысловое поле,— чулки, носки, варежки; вешает, ставит, кладет. Такой подбор материала позволяет фиксировать как нарушения акустического анализа и удержания слухоречевых следов, так и трудности семантической дифференцировки слов. Понимание предложений. Единицей речи является предложение, его порождение (кодирование) и его понимание (декодирование). Умение понимать предложения представляет собой сложный и многоплановый процесс, зависящий от ряда факторов: лингвистических — сложности лексических единиц, грамматической конструкции, объема; психологических — частотности (знакомости) ситуации и содержания, изложенного в предложении, интонации, эмоционального отношения к сообщению и т. д. Исследования последних лет показывают, что понимание предложения нарушается при всех формах афазии. Следовательно, тест на понимание предложений достаточно чувствителен для объективной оценки понимания речи при афазии в целом. В данном тесте представлены предложения с учетом вышеперечисленных параметров. В качестве индикатора понимания предложения используется понимание картинки, соответствующей тестовому предложению. На точность понимания предложения в этом случае влияет величина поля выбора и близость фоновых картинок к тестовым. В связи с этим изменение поли выбора идет по двум параметрам — увеличению объема и сближению семантических элементов поля. В тест входит 15 стимульных заданных и исходных фраз. Каждой фразе соответствует одна картинка, предъявляемая в поле других картинок. Объем поля изменяется от 2 до 6 картинок. Например, больному предъявляются одновременно три картинки, которым соответствуют фразы: Мужчина читает газету, Мальчик читает газету, Бабушка читает газету. Затем подается на слух стимульная фраза и больной должен найти адекватную картинку. Помимо этого, в тест включены пробы на понимание предложных и пассивных конструкций. Понимание вербальных инструкций. При исследовании понимания предложений используется опора на картинки. Но в реальном общении более часты ситуации, где такой опоры не существует. Поэтому в методику включен тест на понимание вербальных инструкций, где индикатором понимания является адекватное выполнение заданных действий. В тест входит 10 инструкций, которые предлагаются больному последовательно для выполнения, возрастает объем и грамматическая сложность проб. Например, первой инструкцией является следующая: «Закройте глаза», а восьмой по счету будет инструкция: «Положите ручку справа от книги». Мы описали набор проб, включенных в методику, показав, каким образом реализовались требования к качественному составу материала заданий. В методику включен строго стандартизированный набор проб для количественной оценки. Ниже перейдем к описанию способа объективной количественной оценки данных, получаемых при тестировании. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|