Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГОСУДАРСТВЕНННАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ





ГОСУДАРСТВЕНННАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ

Имени адмирала С.О.МАКАРОВА

 

МОРСКОЙ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЙ ЦЕНТР

 

 

ГМССБ

за три недели

 

учебное пособие

по работе в глобальной морской системе

связи при бедствии (ГМССБ/GMDSS)

 

Изд. 3-е, исп. и доп.

 

Санкт - Петербург 2015 г.

 

 

Аннотация

Учебное пособие "ГМССБ за три недели", разработанное коллективом инструкторов Морского учебно-тренажерного центра ГМА имени адмирала С.О.Макарова, прошло согласование с Департаментом мореплавания, Управлением персоналом и учебных заведений Службы морского флота Минтранса РФ и ГУП "Морсвязьспутник".

Разработка получила статус официально рекомендованного учебного пособия для всех УТЦ ГМССБ России.

Предназначено для судоводителей, обучающихся на курсах операторов ГМССБ, начальников судовых радиостанций, проходящих подготовку на диплом Радиоэлектроника 2 класса, и других специалистов ГМССБ.

 

Данное пособие - это третья, исправленная версия предыдущего

издания, откорректированного в соответствии с новой нормативной базой ГМССБ и

дополненного описанием нового оборудования ГМССБ “SAILOR 4000”, подготовлена Припотнюком А.В.- руководителем направления ГМССБ МУТЦ ГМА имени адм. С.О. Макарова и Дубчуком П.С. - доцентом кафедры РМФ, инструктором МУТЦ ГМА имени адм. С.О. Макарова.

 

Учебное пособие прошло согласование с Минтрансом РФ и ФГУП "Морсвязьспутник" и получило статус обязательного учебного пособия для всех УТЦ ГМССБ России (Распоряжение Министерства транспорта РФ от 26.11.2001 № ВР-108-р).

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 7

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГМССБ.. 9



1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 9

1.1.1 Назначение радиосвязи. 9

1.1.2. Виды связи в морской подвижной службе. 9

1.1.3. Основные требования Регламента радиосвязи. 10

1.2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГМССБ. 10

1.3. ОСНОВЫ ГМССБ. 12

1.3.1. Элементы ГМССБ. 12

1.3.1.1. Система ИНМАРСАТ. 12

1.3.1.2. Система КОСПАС-САРСАТ. 13

1.3.1.3. Цифровой избирательный вызов (ЦИВ) 13

1.3.1.4. НАВТЕКС.. 13

1.3.1.5. Радиолокационное обнаружение (РЛО) 14

1.3.2. Принципы построения ГМССБ. 14

1.3.2.1. Морские районы ГМССБ. 14

1.3.2.2. Функциональные требования к радиооборудованию ГМССБ. 15

1.3.2.3. Дипломы судового персонала ГМССБ. 16

1.3.2.4. Функциональные обязанности судовых операторов ГМССБ. 16

1.3.2.5. Требования к установке радиооборудования. 19

1.3.2.6. Требования к источникам питания. 20

1.3.2.7. Техническое обслуживание. 20

1.3.3. Состав судового радиооборудования. 21

1.3.3.1. Состав радиооборудования в зависимости от района плавания( рис. 1.8) 22

1.3.3.2. Радиооборудование спасательных средств. 23

1.3.3.3. УКВ радиоустановка (рис. 1.12) 23

1.3.3.4. ПВ/КВ радиоустановка (рис. 1.13) 24

1.3.3.5. Судовое оборудование спутниковой связи. 24

1.3.4. Обязательная документация судовой радиостанции. 25

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МПС.. 37

2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 37

2.1.1 Радиоволны и частотные диапазоны.. 37

2.1.2. Обозначение типичных излучений. 38

2.1.3. Распространение радиоволн. 39

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕЛЕФОННОЙ РАДИОСВЯЗИ.. 42

2.2.1. Функции береговой и судовой радиостанции. 42

2.2.2. Частоты в радиотелефонии. 43

2.2.2.1. Полоса частот между 156 и 174 МГц. 43

2.2.2.2. Полоса частот между 4000 и 27500 кГц. 43

2.2.2.3. Полоса частот 1605 до 4000 кГц. 44

2.2.3. Позывные сигналы.. 44

2.2.4. Общие правила телефонной радиосвязи. 45

2.2.5. Подготовительные действия. 45

2.2.6. Процедура телефонного радиообмена. 46

2.2.6.1. Между российскими судовой и береговой радиостанциями. 46

2.2.6.2. Между судовой и иностранной береговой радиостанцией. 49

2.7. ОПЛАТА УСЛУГ СВЯЗИ.. 50

2.7.1. Расчеты по услугам связи в направлении судно-берег. 50

2.7.2. Расчетные организации. 51

2.7.3. Расчетные единицы.. 51

2.8. СВЯЗЬ С ПОМОЩЬЮ МЕЖДУНАРОДНОГО СВОДА СИГНАЛОВ.. 52

ГЛАВА 3. СВЯЗЬ В СЛУЧАЕ БЕДСТВИЯ И ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.. 54

3.1. ПРАВИЛА РАДИОСВЯЗИ.. 54

3.1.1 Частоты для связи в случае бедствия и для обеспечения безопасности. 54

3.1.1.1. Классификация частот. 54

3.1.1.2. Защита частот для связи в случае бедствия и для обеспечения безопасности. 55

3.1.1.3. Обязательные радиовахты.. 56

3.1.2. Организация поисково- спасательных операций. 57

3.1.2.1. Основные функции участников поисково-спасательной операции. 58

3.1.2.2. Руководство для капитана. 59

3.1.3. Эксплуатационные процедуры для связи в случае бедствия. 60

3.1.3.1. Оповещение о бедствии. Средства ГМССБ. 60

3.1.3.2. Ретрансляция сообщений о бедствии. 64

3.1.3.3. Обмен в случаях бедствия. 65

3.1.3.4. Действия в случае подачи ложного сигнала бедствия. 66

3.1.4. Эксплуатационные процедуры для связи, относящейся к срочности и безопасности. 67

3.1.4.1. Общие положения. 67

3.1.4.2. Связь, относящаяся к срочности и безопасности в ГМССБ. 67

3.1.4.3. Использование СЗС ИНМАРСАТ. 68

3.1.4.4. Специальные термины.. 68

3.1.4.5. Медицинские консультации по радио (S33.54 - S33.55) 68

3.1.5. Передача информации о безопасности на море (ИБМ) 69

3.1.5.1. Системы, входящие в состав ГМССБ. 69

3.1.5.1.1. Система Safety Net 70

3.1.5.1.2. Система НАВТЕКС.. 73

3.1.5.1.3. Система передачи информации по безопасности на море на коротких волнах (ИБМ КВ УБПЧ) 77

3.1.5.2. Средства традиционной системы связи. 78

3.2. РАДИООБОРУДОВАНИЕ. 79

3.2.1. Радиооборудование спасательных средств. 79

3.2.1.1. Носимые УКВ-радиостанции спасательных средств. 79

3.2.1.2. Аварийный радиобуй. 80

3.2.1.3. Радиолокационный ответчик (РЛО) 83

3.2.2. Приемник НАВТЕКС.. 84

3.2.2.1. JMC NT-900. 84

3.2.2.2. PNW-901. 84

3.2.3. Аккумуляторы.. 85

ГЛАВА 4. ЦИФРОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ВЫЗОВ.. 87

4.1. СИСТЕМА ЦИВ.. 87

4.1.1. Общие положения. 87

4.1.1.1. Назначение системы.. 87

4.1.1.2. Избирательные номера радиостанций RR S19 (Section VI) 87

4.1.1.3. Распределение частот для ЦИВ.. 88

4.1.1.4. Судовое устройство ЦИВ.. 89

4.1.1.5. Береговые радиостанции, использующие ЦИВ.. 90

4.1.2. Вызовы ЦИВ.. 92

4.1.2.1. Технический формат вызова ЦИВ.. 92

4.1.2.2. Передача оповещений о бедствии. 93

4.1.2.3. Подтверждение оповещений о бедствии. 93

4.1.2.4. Ретрансляция оповещений о бедствии. 94

4.1.2.5. Прием оповещений аппаратурой ЦИВ.. 94

4.1.2.6. Передача оповещений о сообщениях, относящихся к безопасности. 94

4.1.2.7. Тестирование аппаратуры ЦИВ. 95

4.1.2.8. Передача вызовов, не относящихся к бедствию и безопасности. 95

4.2. СУДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЦИВ.. 96

4.2.1. Радиостанция Sailor 96

4.2.1.1. Назначение устройств ЦИВ.. 96

4.2.1.2. УКВ радиоустановка с ЦИВ «SAILOR RT-4822». 97

4.2.1.3. ПВ/КВ радиоустановка с ЦИВ «SAILOR HC-4500». 105

4.2.2. Радиостанция “Standard Radio”. 115

4.2.2.1. Назначение устройств ЦИВ.. 115

4.2.2.2. УКВрадиостанция с ЦИВ «STR 8400». 116

4.2.2.3. ПВ/КВ радиостанция с ЦИВ «STR 2000». 120

ГЛАВА 5. СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА СВЯЗИ ИНМАРСАТ.. 126

5.1. СИСТЕМА ИНМАРСАТ. 126

5.1.1. Функции ИНМАРСАТ в ГМССБ (GMDSS) 126

5.1.1.1. Оповещение о бедствии в направлении судно-берег. 126

5.1.1.2. Оповещение о бедствии в направлении берег-судно. 126

5.1.1.3. Связь по бедствию.. 127

5.1.1.4. Передача сообщений с категориями СРОЧНОСТЬ и БЕЗОПАСНОСТЬ. 128

5.1.1.5. Распространение информации по безопасности мореплавания. 129

5.1.2. Состав ИНМАРСАТ. 130

5.1.2.1. Космический сегмент. 130

5.1.2.2. Наземный сегмент. 130

5.1.2.3. Судовая земная станция. 131

5.1.2.4. Системы связи ИНМАРСАТ. 132

5.1.3. E-mail через ИНМАРСАТ-C.. 134

5.1.3.1. E-Mail (XanticMail) 134

5.1.3.2. E-Mail (StratosMail) 135

5.1.3.3. Передача SMS сообщений с СЗС ИНМАРСАТ-C на мобильные телефоны GSM (Xantic C-SMS) 136

5.2. СУДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ИНМАРСАТ. 139

5.2.1. СЗС ИНМАРСАТ -C H2095B.. 139

5.2.1.1. Состав оборудования. 139

5.2.1.2. Включение и выключение СЗС.. 140

5.2.1.3. Подготовка и передача сообщений. 140

5.2.1.4. Передача сигналов бедствия. 146

5.2.1.5. Прием информации по безопасности мореплавания с использованием приемника EGC (РГВ) 148

5.2.2. ИНМАРСАТ – В (ТЕЛЕФОН). 150

5.2.2.1. Телефонный режим.. 150

5.2.2.2. Телексный режим.. 154

5.2.3. СЗС ИНМАРСАТ-Fleet77. 159

5.2.3.1. Система Capsat Fleet 77. 159

ГЛАВА 6. УЗКОПОЛОСНАЯ БУКВОПЕЧАТАЮЩАЯ РАДИОСВЯЗЬ. 169

6.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УБПЧ.. 169

6.1.1. Кодирование информации. 169

6.1.1.1. Буквопечатание. 169

6.1.1.2. Классы излучения. 169

6.1.2. Радиотелексные номера и автоответы.. 170

6.1.3. Режимы работы оборудования УБПЧ.. 170

6.1.3.1. ARQ (Двухсторонняя связь) 170

6.1.3.2. FEC collective (Односторонняя циркулярная связь) 171

6.1.3.3. FEC selective (Односторонняя связь. Передача сообщения конкретному судну) 172

6.1.4. Форматы стандартных сообщений. 176

6.2. СУДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ РАДИОТЕЛЕКС.. 178

6.2.1. Радиостанция «SAILOR program 4000». 178

6.2.1.1. Общие функции радиотелекса. 178

6.2.1.2. Режимы передачи радиотелекс. 181

6.2.1.3. Программы сканирования РАДИОТЕЛЕКСА. 185

6.2.1.4. Введение и редактирование списка абонентов. 186

6.2.1.5. Установка режима БЕДСТВИЕ. 188

ГЛАВА 7 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПРАВОЧНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ЭЛЕКТРОСВЯЗИ (МСЭ) 194

7.1. СОДЕРЖАНИЕ СПРАВОЧНИКОВ.. 194

7.2. СТРУКТУРА СПРАВОЧНИКОВ МСЭ.. 195

7.3. СПОСОБЫ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ В СПРАВОЧНИКАХ.. 196

ГЛАВА 8 ENGLISH FOR GMDSS STUDENTS.. 204

8.1. SAFETY COMMUNICATION.. 204

8.2. URGENCY COMMUNICATION.. 208

8.3. DISTRESS COMMUNICATION.. 210

8.4. ABSTRACTS FROM IMO STANDARD MARINE COMMUNICATION PHRASES. 215

8.5. EXAMPLES OF SAFETY AND URGENCY MESSAGES. 220

Контрольные вопросы.. 222

Основные сокращения. 273


ВВЕДЕНИЕ

 

Радиосвязь имеет особо важное значение для своевременного принятия мер по оказанию помощи судну в случае бедствия. Посредством радио можно определить местонахождение судна, терпящего бедствие, установить характер необходимой помощи, а также осуществлять руководство спасательными операциями и оказывать медицинскую помощь.

В учебном пособии изложены основные принципы построения Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии и обеспечения безопасности (ГМССБ). Пособие содержит основные сведения по составу системы связи ГМССБ, различным типам судового радиооборудования, способам и методам его применения и состоит из 8 глав:

В гл. 1 приведены Международные требования, предъявляемые к радиооборудованию судов, обязательная документация, вопросы дипломирования, список основных сокращений, образцы обязательных документов.

В гл. 2 рассматриваются вопросы использования радиоволн различных диапазонов для морской радиосвязи, основные правила и процедуры телефонной радиосвязи.

В гл. 3 рассматриваются правила радиосвязи, содержатся сведения о радиооборудовании, используемом для связи в случае бедствия и для обеспечения безопасности. Рассматриваются только те виды оборудования, которые не представлены в других разделах учебного пособия (аккумуляторы, устройства НАВТЕКС, приемники слуховой вахты, УКВ носимые радиостанции и др.).

В гл. 4 рассматриваются общие положения, относящиеся к системе цифрового избирательного вызова и ее использованию в ГМССБ, содержатся сведения об аппаратуре ЦИВ радиостанций «Sailor» и «Standard Radio».

В гл. 5 рассматриваются функции системы ИНМАРСАТ в ГМССБ и общие положения, относящиеся к спутниковой системе связи, содержатся сведения о судовых земных станциях системы ИНМАРСАТ, используемых в тренажерном центре.

В гл. 6 даются базовые сведения о кодировании информации, режимах работы оборудования УБПЧ, стандартных процедурах связи и форматах сообщений.

В гл. 7 анализируется содержание и структура обязательных для использования на судне справочников МСЭ, рассматриваются способы поиска информации в справочниках.

В гл. 8 приведены стандартные форматы сообщений, относящиеся к обмену в случае бедствия и для обеспечения безопасности. Имеется набор практических заданий и словарь специальных терминов, относящихся к аварийной радиосвязи.

Гл. 1 и 2 подготовлены Никанкиным В.К. и Дубчуком П.С., гл. 3, 4, 7 - Волковым А.Л., гл. 5 подготовлена Волковым А.Л. совместно с Припотнюком А.В., гл. 6 - Неволиным М.Т. и Почукалиным О.П., гл. 8 составлена Сапунова О.В. совместно с Даниловой С.В

 

 

Уважаемый читатель,

 

 

Вы держите в своих руках учебное пособие для операторов Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ).

 

Это учебное пособие предназначено для судоводителей, обучающихся (или готовящихся к обучению) на курсах операторов ГМССБ (General Operators), операторов ограниченного района ГМССБ (Resticted Operators), а также начальников судовых радиостанций, проходящих подготовку на диплом Радиоэлектроника 2-го класса (2nd class Radioelectronic). Специалисты морских спасательно-координационных центров (МСКЦ), береговых радиоцентров, преподаватели тренажерных центров и морских учебных заведений найдут много полезного в этом издании.

 

Пособие не претендует на полный охват всех вопросов, касающихся внедрения системы. Это - не справочник, не Конвенция и даже не учебник. Это именно практическое ПОСОБИЕ в помощь слушателям курсов.

 

Опыт обучения более пяти тысячспециалистов ГМССБ, профессиональные преподаватели высокого класса, самое современное судовое оборудование и тренажеры, престижность дипломов Академии имени адмирала С.О.Макарова - все это стало основой нашего успеха в области морского тренинга и привело к созданию этой книги.

 

Учебное пособие "ГМССБ за 3 недели" базируется на нашем, "макаровском" подходе к подготовке операторов ГМССБ. Особенности такого подхода не объяснишь на одной странице. Прочитайте эту книгу, а еще лучше - приходите на курсы, как это сделали тысячи Ваших предшественников.

 

Учебное пособие постоянно совершенствуется, в него включаются новые разделы.

 

Желаем Вам успехов в обучении и надежной устойчивой связи.

 

С уважением,

Сергей Айзинов

 

 

Начальник Морского учебно-тренажерного центра ГМА им. адм. С.О. Макарова

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Назначение радиосвязи

Радиосвязь является одним из оперативных и экономичных видов связи, наиболее полно отвечающих специфике работы морского транспорта. С помощью радио можно осуществлять связь с судами, зачастую удаленными от береговых баз на сотни и тысячи миль. Радиосвязь является одним из важнейших средств, обеспечивающих безопасность мореплавания, а также оперативно-диспетчерское руководство работой флота и его предприятий.

Основное назначение радиосвязи морской подвижной службы состоит в обеспечении:

безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море;

оперативно-диспетчерского руководства работой флота, портов, предприятий и организаций морского транспорта.

В системе диспетчерского управления морским транспортом средства радиосвязи позволяют обеспечить своевременную и точную передачу и прием сведений о местоположении судов в море, о времени приема судна портом и начале грузовых операций, ходе погрузочно-разгрузочных работ, задержках и простоях судов и т.д. Используя радиосвязь, оперативный персонал судоходных компаний имеет возможность быстро доводить до исполнителей распоряжения и контролировать их своевременное выполнение. С помощью радио можно предупредить находящиеся в море суда об угрожающих мореплаванию стихийных явлениях природы, нарушениях навигационной обстановки и т.п.

Радиосвязь имеет особо важное значение для своевременного принятия мер по оказанию помощи судну в случае бедствия. Посредством радио можно определить местонахождение судна, терпящего бедствие, установить характер просимой помощи, а также осуществлять руководство спасательными операциями и оказывать медицинскую помощь.

Судовые радиостанции морской подвижной службы имеют право устанавливать связь и вести радиообмен:

между собой;

с судами иностранных государств;

с радиостанциями самолетов промысловой и ледовой разведок;

с береговыми радиостанциями, включенными в справочники Международного Союза Электросвязи (МСЭ) и с ведомственными береговыми радиостанциями.

Организация связи, порядок работы судовых и береговых радиостанций, действия персонала при эксплуатации средств радиосвязи и порядок обработки корреспонденции осуществляются в соответствии с Регламентом Радиосвязи.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГМССБ

Радио для спасения человеческих жизней на море начали использовать с самого начала его изобретения. Первая попытка объединения усилий мирового морского сообщества для охраны человеческой жизни на море (СОЛАС-14), была предпринята в канун первой мировой войны.

В частности, предлагалось ввести обязательную радиовахту на частоте 500 кГц, суда с количеством людей на борту более 50 человек оснастить двумя радиоустановками (главной и аварийной). Дальность связи с помощью главной радиоустановки должна была быть не менее 100 морских миль. Аварийная радиостанция должна была питаться от аккумуляторов, обеспечивающих ее работу в течение 6 часов, и обеспечивать дальность связи 50 - 80 миль.

Известные события начала ХХ века не позволили осуществить эти планы. Только СОЛАС-29 обязал ввести радиовахту в диапазоне СВ на частоте 500 кГц с использованием азбуки Морзе на пассажирских судах и грузовых судах валовой вместимостью 1600 регистровых тонн и более.

СОЛАС-48 ввел требование по несению радиовахты на частоте 2182 кГц в режиме радиотелефонии для судов валовой вместимостью 300-1600 регистрационных тонн.

Конвенция СОЛАС-74 обязала все суда, находящиеся в море, нести слуховую радиовахту в режиме радиотелефонии на частотах УКВ и ПВ диапазонов (156.8 МГц и 2182 кГц соответственно).

Свойства радиоволн, указанных выше диапазонов, не позволяют обеспечивать глобальную радиосвязь. Поэтому в общем случае суда в открытом море могли рассчитывать на помощь только других судов, находящихся на расстоянии 100-150 миль и принявших сигналы с просьбой о помощи.

Ограниченность дальности действия средств связи, а также человеческий фактор, снижали эффективность использования радиосвязи для охраны человеческой жизни на море. В связи с этим Международная Морская Организация (ИМО) в 1988 г. провела Конференцию договаривающихся правительств Международной Конвенции СОЛАС-74, на которой были приняты поправки к Конвенции, касающиеся радиосвязи, связанные с внедрением Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ).

К этому времени широкое распространение получили системы спутниковой связи, обеспечивающие быструю и достоверную связь независимо от расстояния, а также буквопечатающая радиосвязь (УБПЧ), вытесняющая азбуку Морзе. Была разработана система цифрового избирательного вызова (ЦИВ), позволяющая отказаться от несения слуховой радиовахты.

Главное отличие концепции ГМССБ от старой системы связи при бедствии заключается в следующем:

- четкое взаимодействие между поисково-спасательными организациями разных стран;

- сообщения о бедствии предназначаются в первую очередь морским СКЦ, тесно взаимодействующим между собой, имеющим возможность оповещения других судов в районе бедствия и координации их действий при проведении спасательных операций;

- судно, терпящее бедствие, имеет возможность непосредственно оповещать суда, находящиеся вблизи места бедствия используя другие средства связи;

- обеспечение судов информацией по безопасности мореплавания осуществляется централизованно, с использованием общих каналов, как наземной радиосвязи, так и спутниковой связи;

- вахтенный помощник капитана является радиооператором на судне.

 
 

Действия капитанов судов, оборудованных в соответствии с требованиями ГМССБ, в критических ситуациях определяются следующей схемой (рис. 1.1):

Рис. 1.1

 

Поэтапное внедрение ГМССБ началось с 1992 года:

с 1 августа 1993 года - все суда оборудованы приемниками НАВТЕКС, спутниковыми радиобуями

с 1 февраля 1995 года - вновь строящиеся суда должны удовлетворять требованиям ГМССБ

с 1 февраля 1999 года - все суда должны удовлетворять требованиям ГМССБ.

Следует отметить, что ГМССБ ориентирована, главным образом, на связь с использованием оповещений и сигналов бедствия, срочности и безопасности, которая в дальнейшем для краткости будет именоваться аварийной. Вся иная радиосвязь называется радиосвязью общего назначения или общественной радиосвязью.

Для нужд общественной радиосвязи новые технологии связи внедрялись по мере их появления, и будут внедряться, в основном, в зависимости от уровня экономического развития отдельных стран, независимо от ГМССБ.

 

ОСНОВЫ ГМССБ

Элементы ГМССБ

В ГМССБ используются:

- системы спутниковой связи ИНМАРСАТ и КОСПАС-САРСАТ

- системы наземной радиосвязи Морской подвижной службы в диапазонах УКВ, СВ-ПВ и КВ.

 

Система ИНМАРСАТ

Система ИНМАРСАТ состоит из береговых станций спутниковой связи (БЗС), расположенных в различных странах и обеспечивающих выход в различные международные сети связи, судовых станций спутниковой связи (СЗС), и четырех спутников, расположенных в плоскости экватора на высоте около 36 тысяч километров (рис. 1.2). Период обращения спутников равен 24 часам, поэтому спутники кажутся неподвижными относительно Земли и видны с большей части земного шара, исключение составляют полярные районы.

Спутники выполняют функции ретранслятора и обеспечивают:

- двухстороннюю связь между судном и берегом;

- прием сообщений от аварийного радиобуя (АРБ) в диапазоне 1.6 ГГц и передачу их в спасательно-координационный центр;

-

 
 

передачу на суда циркулярных сообщений как аварийных, так и общего назначения.

Рис.1.2

Связь между судном и спутником осуществляется в диапазоне 1.6 и 1.5 ГГц, а между спутником и берегом - в диапазонах 4 и 6 ГГц. Радиоволны этих диапазонов беспрепятственно проходят ионосферу, и спутниковая связь практически не зависит от состояния атмосферы и времени суток.

 

Система КОСПАС-САРСАТ

Система КОСПАС-САРСАТ обеспечивает поисково-спасательные (ПС) службы в любой точке планеты информацией о бедствии и местоположении бедствия, случившимся на море, в воздухе или на суше.

Система КОСПАС-САРСАТ включает в себя два типа спутников:

- спутники на низкой орбите Земли (НИО), которые формируют систему НССПС (Низкоорбитальная спутниковая система поиска и спасания – спутники КОСПАС и SARSAT)

- спутники на геостационарной орбите Земли (ГЕО), которые формируют систему ГССПС (Геостационарная спутниковая система поиска и спасания – спутники GOES, INSAT, MSG).

Система КОРСАТ-САРСАТ (рис. 1.3) наглядно показала, что элементы систем ГССПС и НССПС дополняют друг друга. К примеру, система ГССПС может почти мгновенно доставить в адрес СКЦ сигнал бедствия с координатами, которые вводятся от встроенного GPS, если буй находится в зоне видимости геостационарного спутника. Система НССПС рассчитывает местоположение бедствия, используя метод Доплеровского определения координат. При этом она охватывает полярные области, которые находятся вне видимости геостационарных спутников. Спутники НССПС постоянно находятся в движении по отношению к радиобую, поэтому эта система менее чувствительна к препятствиям, которые могут блокировать передачу сигнала радиобуя в данном направлении.

НАВТЕКС

Международная автоматизированная система передачи навигационных и метеорологических извещений, предупреждений и другой срочной информации в режиме узкополосной буквопечатающей связи (НАВТЕКС) включает в себя береговые станции, работающие на частоте 518 кГц по определенному расписанию и передающие информацию на английском языке, а также приемники НАВТЕКС, установка которых на судах обязательна с 1993 года (рис. 1.4).

Система НАВТЕКС является компонентом Всемирной службы навигационных предупреждений и обслуживает прибрежные районы. Дальность действия системы НАВТЕКС зависит от чувствительности приемника, мощности берегового передатчика, его антенны и других факторов и не превышает 500 миль. За пределами действия системы НАВТЕКС информация по безопасности мореплавания передается через ИНМАРСАТ или с помощью УБПЧ на отведенных для этой цели восьми фиксированных частотах диапазона КВ.

 

Принципы построения ГМССБ

Принципы построения ГМССБ определены Правилами Главы IV Международной Конвенции СОЛАС-74 с поправками 1995 года.

Основная концепция системы ГМССБ состоит в том, что поисково-спасательные организации, а также суда в районе бедствия должны быть в возможно короткий срок извещены о бедствии с тем, чтобы принять участие в скоординированной поисково-спасательной операции с минимальными затратами времени.

Так как аварийное сообщение должно обязательно передаваться в адрес СКЦ в ГМССБ вводится понятие морских районов ГМССБ.

 

Морские районы ГМССБ

Минимальный состав радиооборудования, обеспечивающий надежную связь с СКЦ, зависит от удаленности судна от береговых средств связи. В ГМССБ определены следующие морские районы:

Морской район А1 - район, в котором существует надежная связь, по меньшей мере, с одной береговой радиостанцией УКВ, оборудованной системой ЦИВ.   Морской район А2 - район, в котором существует надежная радиосвязь, по меньшей мере, с одной береговой радиостанцией ПВ, оборудованной системой ЦИВ, за исключением района А1.   Морской район А3 - район, в котором действует надежная связь через систему ИНМАРСАТ
(поверхность Мирового океана, заключенная приблизительно между 70о северной и 70о южной широты), за исключением районов А1 и А2.   Морской район А4 - район за пределами морских районов А1, А2, и А3.  

Морские районы влияют на состав оборудования и на квалификационные требования к судовым операторам ГМССБ, работающим в этих районах.

 

Общие положения

9 Помимо прочего, Регламент радиосвязи требует, чтобы каждая судовая радиостанция имела лицензию, находилась в исключительном ведении капитана или другого лица, ответственного за судно, и эксплуатировалась только под контролем имеющего надлежащую квалификацию персонала. Он также требует, чтобы оповещение о бедствии передавалось только по приказу капитана или другого лица,

ответственного за судно.

10 Капитан должен иметь в виду, что весь персонал, на которой возложена обязанность передавать оповещения о бедствии, должен быть проинструктирован, знать и уметь надлежащим образом эксплуатировать все радиооборудование на судне, как требуется пунктом 1.4 правила I/14. Соответствующие записи должны быть внесены в судовой журнал или радиожурнал.

Несение вахты

11 В дополнение к требованиям относительно несения радиовахты капитан каждого морского судна должен обеспечивать, чтобы:

.1 судовая радиостанция была надлежащим образом укомплектована с целью осуществления радиосвязи общего назначения, в особенности обмена общественной корреспонденцией, принимая во внимание ограничения, обусловленные обязанностями лиц, которые уполномочены эксплуатировать радиостанцию; и

.2 имеющееся на борту радиооборудование и резервные источники энергии, если они установлены, постоянно поддерживались в рабочем состоянии.

12 Необходимые инструкции и информация по использованию радиооборудования и процедур при бедствии и для обеспечения безопасности должны периодически выдаваться всем соответствующим членам экипажа лицом, которое, согласно расписанию по тревогам, несет главную ответственность за радиосвязь во время бедствия. Соответствующие записи должны быть внесены в радиожурнал.

13 Капитан каждого судна, которое не подпадает под действие Конвенции СОЛАС, должен требовать надлежащего несения радиовахты в соответствии с требованиями Администрации, принимая во внимание Регламент радиосвязи.

Эксплуатация

14 До выхода в рейс радиооператор, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии, должен убедиться в том, что:

.1 все радиооборудование, обеспечивающее связь при бедствии и для обеспечения безопасности, и резервный источник энергии находятся в эффективном рабочем состоянии и что это занесено в радиожурнал;

.2 все документы, требуемые международными соглашениями, и извещения судовым радиостанциям и дополнительные документы, требуемые Администрацией, имеются в наличии и откорректированы в соответствии с последними дополнениями и что о любом несоответствии доложено капитану;

.3 часы в радиорубке поставлены по стандартным сигналам времени;

.4 антенны правильно установлены, не имеют повреждений и надлежащим образом подсоединены; и

.5 насколько это практически возможно, обычные метеорологические сообщения и навигационные предупреждения для района плавания судна, а также для других районов, согласно требованию капитана, обновлены и что они переданы капитану.

15 При выходе в рейс вахтенный радиооператор, открыв станцию, должен:

.1 прослушать эфир на соответствующих частотах бедствия с целью обнаружения возможных сигналов бедствия; и

.2 передать сообщение (название, местоположение, порт назначения судна и т.д.) местной береговой станции и любой другой соответствующей береговой станции, с которой возможен радиообмен.

16 Когда станция открыта, вахтенный радиооператор должен:

.1 проверять часы в радиорубке по стандартным сигналам времени не реже одного раза в день;

.2 передавать сообщения при входе и выходе из зоны, обслуживаемой береговой радиостанцией, с которой возможен радиообмен; и

.3 передавать сообщения согласно системам судовых сообщений в соответствии с указаниями капитана.

17 Во время нахождения в море радиооператор, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии, должен удостоверяться в надлежащем функционировании:

.1 радиооборудования, обеспечивающего связь при бедствии и для обеспечения безопасности с помощью цифрового избирательного вызова (ЦИВ) путем проверочного вызова по меньшей мере раз в неделю; и

.2 радиооборудования, обеспечивающего связь при бедствии и для обеспечения безопасности, путем проверки по меньшей мере раз в день, но без излучения сигналов.

Результаты этих проверок должны заноситься в радиожурнал.

18 Радиооператор, которому поручено осуществлять радиосвязь общего назначения, должен обеспечивать несение эффективной вахты на тех частотах, на которых возможен радиообмен, обращая внимание на местоположение судна по отношению к тем береговым станциям и береговым земным станциям, с которыми возможен радиообмен. При ведении радиообмена радиооператоры должны следовать соответствующим рекомендациям МСЭ.

19 Закрывая станцию по прибытии в порт, вахтенный радиооператор должен известить местную береговую станцию и другие береговые станции, с которыми поддерживалась связь, о прибытии судна и о прекращении работы радиостанции.

20 Закрывая радиостанцию, радиооператор, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии, должен:

. 1 убедиться в том, что передающие антенны заземлены; и

.2 проверить, достаточно ли заряжены резервные источники энергии.

Оповещения о бедствии и соответствующие процедуры

21 Оповещение о бедствии или сигнал бедствия имеют абсолютный приоритет перед всеми другими передачами. Все станции, получив такие сигналы, должны, согласно Регламенту радиосвязи, немедленно прекратить все передачи, которые могут причинить помехи радиообмену при бедствии.

22 Если терпит бедствие собственное судно, радиооператор, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии, должен немедленно принять на себя ответственность за выполнение процедур Регламента радиосвязи и соответствующих рекомендаций МСЭ-Р.

23 По получении оповещения о бедствии:

.1 вахтенный радиооператор должен сообщить об этом капитану и, если необходимо, радиооператору, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии; и

.2 радиооператор, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии, должен оценить ситуацию и немедленно принять на себя ответственность за выполнение процедур Регламента радиосвязи и соответствующих рекомендаций МСЭ-Р.

Сообщения о срочности

24 Если сообщение о срочности касается собственного судна, радиооператор, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии, должен немедленно принять на себя ответственность за выполнение процедур Регламента радиосвязи и соответствующих рекомендаций МСЭ-Р.

25 В случаях радиосвязи, касающейся медицинских консультаций, радиооператор, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии, должен выполнять процедуры Регламента радиосвязи, а также соблюдать условия, предусмотренные в соответствующих международных документах (см. пункт 14.2) или установленные поставщиком услуг спутниковой связи.

26 В случаях радиосвязи, касающейся санитарно-транспортных средств, как это определено в Приложении 1 к Дополнительному протоколу к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающемуся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), радиооператор, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии, должен выполнять процедуры Регламента радиосвязи.

27 Получив сообщение о срочности, вахтенный радиооператор должен сообщить об этом капитану и, если необходимо, радиооператору, на которого возложена главная ответственность за радиосвязь при бедствии.

Сообщения о безопасности

28 При передаче сообщения о безопасности капитан и вахтенный радиооператор должны выполнять процедуры Регламента радиосвязи.

29 Получив сообщение о безопасности, вахтенный радиооператор должен записать его содержание и действовать в соответствии с инструкциями капитана.

30 Связь мостик-мостик должна поддерживаться на канале 13 УКВ. Связь мостик-мостик описывается в Регламенте радиосвязи как "связь между судами, касающаяся безопасности навигации".

Записи в радиожурнале

31 Дополнительные записи в радиожурнал должны вноситься в соответствии с пунктами 10, 12, 14, 17 и 33.

32 Несанкционированные передачи и случаи вредных помех следует, по возможности, выявлять, записывать в радиожурнал и доводить до сведения Администрации в соответствии с Регламентом радиосвязи вместе с соответствующей выпиской из радиожурнала.

Техническое обслуживание

Для обеспечения работоспособности радиооборудования ГМССБ на судах, плавающих в морских районах А3 и А4, должны использоваться по меньшей мере два из следующих способов:

· техническое обслуживание и ремонт в море

· береговое техническое обслуживание

· дублирование оборудования.

При работе судна в морских районах А1 и А2 достаточно использовать один из этих способов.

Для технического обслуживания и ремонта в море на судне должен быть радиоэлектроник 2 или 1 класса, а радиооборудование снабжено соответствующей технической документацией, запасным имуществом и принадлежностями (ЗИП) и контрольно-измерительными приборами (КИП).

При использовании берегового технического обслуживания должно быть соглашение с компанией, обеспечивающей такое обслуживание. В перечне оборудования, прилагаемом к акту освидетельствования радиооборудования, должен быть указан вид технического обслуживания, а в журнале ГМССБ указываться соответствующие сведения о сервисной компании.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.