Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГМССБ





ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Назначение радиосвязи

Радиосвязь является одним из оперативных и экономичных видов связи, наиболее полно отвечающих специфике работы морского транспорта. С помощью радио можно осуществлять связь с судами, зачастую удаленными от береговых баз на сотни и тысячи миль. Радиосвязь является одним из важнейших средств, обеспечивающих безопасность мореплавания, а также оперативно-диспетчерское руководство работой флота и его предприятий.

Основное назначение радиосвязи морской подвижной службы состоит в обеспечении:

безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море;

оперативно-диспетчерского руководства работой флота, портов, предприятий и организаций морского транспорта.

В системе диспетчерского управления морским транспортом средства радиосвязи позволяют обеспечить своевременную и точную передачу и прием сведений о местоположении судов в море, о времени приема судна портом и начале грузовых операций, ходе погрузочно-разгрузочных работ, задержках и простоях судов и т.д. Используя радиосвязь, оперативный персонал судоходных компаний имеет возможность быстро доводить до исполнителей распоряжения и контролировать их своевременное выполнение. С помощью радио можно предупредить находящиеся в море суда об угрожающих мореплаванию стихийных явлениях природы, нарушениях навигационной обстановки и т.п.

Радиосвязь имеет особо важное значение для своевременного принятия мер по оказанию помощи судну в случае бедствия. Посредством радио можно определить местонахождение судна, терпящего бедствие, установить характер просимой помощи, а также осуществлять руководство спасательными операциями и оказывать медицинскую помощь.



Судовые радиостанции морской подвижной службы имеют право устанавливать связь и вести радиообмен:

между собой;

с судами иностранных государств;

с радиостанциями самолетов промысловой и ледовой разведок;

с береговыми радиостанциями, включенными в справочники Международного Союза Электросвязи (МСЭ) и с ведомственными береговыми радиостанциями.

Организация связи, порядок работы судовых и береговых радиостанций, действия персонала при эксплуатации средств радиосвязи и порядок обработки корреспонденции осуществляются в соответствии с Регламентом Радиосвязи.

Виды связи в морской подвижной службе

Морская подвижная служба (МПС) – это служба радиосвязи между береговыми и судовыми станциями, или между судовыми, или между взаимодействующими станциями внутрисудовой связи; в этой службе могут также участвовать станции спасательных средств и станции радиомаяков – указателей места бедствия.

Радиосвязь в МПС подразделяется на следующие виды:

- связь в случае бедствия, срочности и для обеспечения безопасности;

- связь для обмена общественной корреспонденцией;

- связь в службе портовых операций;

- связь в службе движения судов;

- внутрисудовая связь (внутренняя связь на борту судна, например, для передачи указаний при швартовке, или между судном и шлюпкой, или в группе буксируемых судов) с помощью маломощной подвижной станции МПС;

- связь между судами.

Судовая станция – подвижная станция МПС, установленная на борту судна, не закрепленного постоянно на одном месте, не являющегося станцией спасательного средства.

Береговая станция – сухопутная станция МПС.

Портовая станция – береговая станция портовой службы.

Лоцманская станция – станция лоцманской службы.

Станция воздушного судна – подвижная станция воздушной подвижной службы, не

являющаяся станцией спасательного средства, установленная на борту воздушного судна.

Станция СКЦ – это береговая станция, закрепленная за данным СКЦ, ответственная за прием и передачу оповещения о бедствии, и связь для координации проведения поисково-спасательных операций. Спасательно-координационный центр (СКЦ) – это орган, ответственный за организацию эффективного поиска и спасания и за координацию проведения поисково-спасательных операций в пределах поисково-спасательного района.

 

Основные требования Регламента радиосвязи

Тайна радиосвязи.Регламент радиосвязи требует обеспечения тайны радиосвязи путем запрещения:

- перехвата без разрешения радиосообщений, не предназначенных для общего пользования;

- разглашения содержания, разглашения факта существования, опубликования или какого-либо использования без разрешения любого рода сведений, полученных посредством перехвата радиосообщений.

Регламент радиосвязи Ст. S17

Права командира. Работа судовой или судовой земной станции осуществляется под руководством капитана или лица, ответственного за судно.

Регламент радиосвязи Ст. S46

Регламент радиосвязи запрещает:

- вести передачи без опознавательных сигналов;

- вести передачу неправильных или вводящих в заблуждение сигналов;

- вести ненужные передачи (например, широковещательные передачи);

- передачу излишних сигналов или корреспонденции (например, осуществлять многократное повторение названия радиостанции при вызове)

Регламент радиосвязи Ст. S15.1

- использование средств связи без контроля со стороны лица, имеющего соответствующую квалификацию (диплом, выданный в соответствии с Регламентом радиосвязи)

Регламент радиосвязи Ст. S47

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГМССБ

Радио для спасения человеческих жизней на море начали использовать с самого начала его изобретения. Первая попытка объединения усилий мирового морского сообщества для охраны человеческой жизни на море (СОЛАС-14), была предпринята в канун первой мировой войны.

В частности, предлагалось ввести обязательную радиовахту на частоте 500 кГц, суда с количеством людей на борту более 50 человек оснастить двумя радиоустановками (главной и аварийной). Дальность связи с помощью главной радиоустановки должна была быть не менее 100 морских миль. Аварийная радиостанция должна была питаться от аккумуляторов, обеспечивающих ее работу в течение 6 часов, и обеспечивать дальность связи 50 - 80 миль.

Известные события начала ХХ века не позволили осуществить эти планы. Только СОЛАС-29 обязал ввести радиовахту в диапазоне СВ на частоте 500 кГц с использованием азбуки Морзе на пассажирских судах и грузовых судах валовой вместимостью 1600 регистровых тонн и более.

СОЛАС-48 ввел требование по несению радиовахты на частоте 2182 кГц в режиме радиотелефонии для судов валовой вместимостью 300-1600 регистрационных тонн.

Конвенция СОЛАС-74 обязала все суда, находящиеся в море, нести слуховую радиовахту в режиме радиотелефонии на частотах УКВ и ПВ диапазонов (156.8 МГц и 2182 кГц соответственно).

Свойства радиоволн, указанных выше диапазонов, не позволяют обеспечивать глобальную радиосвязь. Поэтому в общем случае суда в открытом море могли рассчитывать на помощь только других судов, находящихся на расстоянии 100-150 миль и принявших сигналы с просьбой о помощи.

Ограниченность дальности действия средств связи, а также человеческий фактор, снижали эффективность использования радиосвязи для охраны человеческой жизни на море. В связи с этим Международная Морская Организация (ИМО) в 1988 г. провела Конференцию договаривающихся правительств Международной Конвенции СОЛАС-74, на которой были приняты поправки к Конвенции, касающиеся радиосвязи, связанные с внедрением Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ).

К этому времени широкое распространение получили системы спутниковой связи, обеспечивающие быструю и достоверную связь независимо от расстояния, а также буквопечатающая радиосвязь (УБПЧ), вытесняющая азбуку Морзе. Была разработана система цифрового избирательного вызова (ЦИВ), позволяющая отказаться от несения слуховой радиовахты.

Главное отличие концепции ГМССБ от старой системы связи при бедствии заключается в следующем:

- четкое взаимодействие между поисково-спасательными организациями разных стран;

- сообщения о бедствии предназначаются в первую очередь морским СКЦ, тесно взаимодействующим между собой, имеющим возможность оповещения других судов в районе бедствия и координации их действий при проведении спасательных операций;

- судно, терпящее бедствие, имеет возможность непосредственно оповещать суда, находящиеся вблизи места бедствия используя другие средства связи;

- обеспечение судов информацией по безопасности мореплавания осуществляется централизованно, с использованием общих каналов, как наземной радиосвязи, так и спутниковой связи;

- вахтенный помощник капитана является радиооператором на судне.

 
 

Действия капитанов судов, оборудованных в соответствии с требованиями ГМССБ, в критических ситуациях определяются следующей схемой (рис. 1.1):

Рис. 1.1

 

Поэтапное внедрение ГМССБ началось с 1992 года:

с 1 августа 1993 года - все суда оборудованы приемниками НАВТЕКС, спутниковыми радиобуями

с 1 февраля 1995 года - вновь строящиеся суда должны удовлетворять требованиям ГМССБ

с 1 февраля 1999 года - все суда должны удовлетворять требованиям ГМССБ.

Следует отметить, что ГМССБ ориентирована, главным образом, на связь с использованием оповещений и сигналов бедствия, срочности и безопасности, которая в дальнейшем для краткости будет именоваться аварийной. Вся иная радиосвязь называется радиосвязью общего назначения или общественной радиосвязью.

Для нужд общественной радиосвязи новые технологии связи внедрялись по мере их появления, и будут внедряться, в основном, в зависимости от уровня экономического развития отдельных стран, независимо от ГМССБ.

 

ОСНОВЫ ГМССБ

Элементы ГМССБ

В ГМССБ используются:

- системы спутниковой связи ИНМАРСАТ и КОСПАС-САРСАТ

- системы наземной радиосвязи Морской подвижной службы в диапазонах УКВ, СВ-ПВ и КВ.

 

Система ИНМАРСАТ

Система ИНМАРСАТ состоит из береговых станций спутниковой связи (БЗС), расположенных в различных странах и обеспечивающих выход в различные международные сети связи, судовых станций спутниковой связи (СЗС), и четырех спутников, расположенных в плоскости экватора на высоте около 36 тысяч километров (рис. 1.2). Период обращения спутников равен 24 часам, поэтому спутники кажутся неподвижными относительно Земли и видны с большей части земного шара, исключение составляют полярные районы.

Спутники выполняют функции ретранслятора и обеспечивают:

- двухстороннюю связь между судном и берегом;

- прием сообщений от аварийного радиобуя (АРБ) в диапазоне 1.6 ГГц и передачу их в спасательно-координационный центр;

-

 
 

передачу на суда циркулярных сообщений как аварийных, так и общего назначения.

Рис.1.2

Связь между судном и спутником осуществляется в диапазоне 1.6 и 1.5 ГГц, а между спутником и берегом - в диапазонах 4 и 6 ГГц. Радиоволны этих диапазонов беспрепятственно проходят ионосферу, и спутниковая связь практически не зависит от состояния атмосферы и времени суток.

 

Система КОСПАС-САРСАТ

Система КОСПАС-САРСАТ обеспечивает поисково-спасательные (ПС) службы в любой точке планеты информацией о бедствии и местоположении бедствия, случившимся на море, в воздухе или на суше.

Система КОСПАС-САРСАТ включает в себя два типа спутников:

- спутники на низкой орбите Земли (НИО), которые формируют систему НССПС (Низкоорбитальная спутниковая система поиска и спасания – спутники КОСПАС и SARSAT)

- спутники на геостационарной орбите Земли (ГЕО), которые формируют систему ГССПС (Геостационарная спутниковая система поиска и спасания – спутники GOES, INSAT, MSG).

Система КОРСАТ-САРСАТ (рис. 1.3) наглядно показала, что элементы систем ГССПС и НССПС дополняют друг друга. К примеру, система ГССПС может почти мгновенно доставить в адрес СКЦ сигнал бедствия с координатами, которые вводятся от встроенного GPS, если буй находится в зоне видимости геостационарного спутника. Система НССПС рассчитывает местоположение бедствия, используя метод Доплеровского определения координат. При этом она охватывает полярные области, которые находятся вне видимости геостационарных спутников. Спутники НССПС постоянно находятся в движении по отношению к радиобую, поэтому эта система менее чувствительна к препятствиям, которые могут блокировать передачу сигнала радиобуя в данном направлении.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.