Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что такое обычная депрессия?





 

Депрессия в экономике представляет собой одну из фаз экономического цикла. Экономическим циклом называется че­редование, повторение однотипных состояний экономики, на­зываемых фазами цикла. Экономический цикл часто называют также «деловой цикл», «цикл деловой активности», «торгово-промышленный цикл», «бизнес-цикл» и т.п. Все эти названия являются синонимами, и мы будем использовать термин «эко­номический цикл». Ниже приводится описание фаз, и начнем мы с фазы экономического кризиса. Подчеркнем, что пока мы не приводим теоретического объяснения цикла, а ограничива­емся описанием наблюдаемых явлений (теоретической загадке цикла посвящен следующий раздел).

A) Предвестником классического кризисаявляется нако­пление непроданных запасов готовой продукции. Когда про­давцы видят, что они не могут сбыть произведенное по тем ценам, на которые рассчитывали, они прекращают заказывать новые товары для пополнения товарных складов и полок ма­газинов. Через какое-то время признаки кризиса становятся явными – начинается обвальное падение цен практически всех товаров и услуг.

Поскольку цены на средства производства определяют­ся доходностью того, что можно производить с их помощью, вслед за ценами на товары падают цены и на материальные активы – дешевеет промышленное оборудование, фабричные здания, складские запасы, строительная техника, офисные по­мещения, шахты, буровые вышки. Обесцениваются акции со­ответствующих компаний. Акции, цены на которые взлетели до невиданных высот во время бума, дешевеют в разы, иногда – в десятки и сотни раз. Это означает гигантские финансовые по­тери для тех, кто купил акции, особенно в период бума и перед самым крахом.

Если в стране имеется развитый фондовый рынок (ры­нок акций с ежедневной торговлей по формальным правилам и публикацией итогов сделок в деловых и общедоступных СМИ), то он выполняет функции экономического барометра. Профессионалы рынка, политики и публика следят за индек­сами акций (сводные показатели состояния фондового рынка в целом), гадая, является ли падение цен началом кризиса или оно представляет собой обычные колебания.

Итак, вслед за падением цен на готовую продукцию па­дают цены на средства производства. Люди являются одно­временно производителями и потребителями. Как произво­дители, они получают доходы: предприниматели – прибыль, работники – заработную плату. Как потребители, они де­лают покупки. В условиях сокращения доходов они начи­нают отказываться от покупок. Этот процесс имеет свою последовательность – вначале откладываются те траты, ко­торые в новых условиях представляются наименее необ­ходимыми (например, путешествия или смена автомоби­ля). Замирают стройки – ведь нельзя продать даже готовые здания – жилые дома, склады, офисные комплексы и т.д. Затем дело доходит до отказа от других привычек, сформированных до кризиса – скажем, вместо того, чтобы ходить в кино каж­дую неделю, люди ограничиваются походом в кинотеатры раз в месяц или реже. Здесь важно то, что кризис затрагивает всех – массовый отказ от походов в кино разоряет владельцев кинотеатров, одновременная приостановка строительства прак­тически всех новых жилых домов разоряет строительные ком­пании, что, в свою очередь, резко снижает цены на рынке стро­ительных материалов. Дилеры не могут продать автомобили и перестают заказывать новые у автозаводов. Произведенные, но непроданные машины загромождают производственные пло­щади, а на банковские счета автомобильных компаний пере­стает приходить выручка. Они перестают закупать или резко снижают закупки металла и комплектующих и т.д.

То, что вчера было предметом ажиотажного спроса, сегод­ня отдается по любой цене. Но покупатели редки – сбережения многих были потрачены в период эйфории, а производство стоит – значит, нет зарплаты.

B) Экономисты называют депрессиейту фазу экономичес­кого цикла, которая наступает после кризиса и быстрого спада. Массовые банкротства и безработица, прекращение множества строительных проектов, начатых в фазе бума, растерянность и апатия общества – все это характерно для фазы депрессии.

Однако в ее недрах идет не всем видимая работа. В пери­од депрессии имеет место чрезвычайно низкий (по сравнению с докризисным периодом) спрос на то, что люди покупали до кризиса, но какие-то товары и услуги люди покупают каж­дый день. Падает спрос на предметы роскоши, милые безде­лушки, увеселительные поездки, хорошую одежду и обувь. Сохраняется и даже растет (за счет новых покупателей) спрос на постное масло, лук, спички, носки, картошку и т.п.

Кроме того, после – и вследствие! – кризиса выявляются те товары и услуги, которые люди признают стоящими и тогда, когда у них становится меньше денег. До Великой депрессии в Нью-Йорке работало 86 театров. В период депрессии их ос­талось 28, в остальные публика перестала ходить и они закры­лись. Таким образом, кризис и депрессия имеют важную обще­ственную функцию – в этот период выясняется, какое заведе­ние, по мнению зрителей, является театром, а какое нет.

Следовательно, те ресурсы, которые до кризиса (в период бума) затрачивались на производство оказавшейся ненужной продукции, необходимо «перенаправить» на производство того, что пользуется спросом. В рыночной экономике такой направляющей силой являются решения предпринимателей. Стремясь угадать предпочтения публики, предприниматели на­нимают работников, снимают или строят помещения, закупа­ют сырье, организуют сбыт и т.д. Кризис дает им неожиданные возможности – то, что еще вчера казалось невозможным из-за дороговизны, сегодня представляется вполне рентабельным. Кроме того, экономика полна безработных – кризис разорил множество предприятий и они закрылись. Для производства это означает, в частности, снижение затрат – в отличие от ситу­ации подъема, когда предприниматели конкурируют за работника друг с другом, теперь они легко «переманивают» его у почти единственного «нанимателя» под названием «нет рабо­ты».

С) Итак, постепенно ситуация выправляется – понизивша­яся зарплата и падение цен на ресурсы производства, а также изменившийся спрос указывают предпринимателям на новые прибыльные виды деятельности. Те банки, которые уцелели после краха, начинают выдавать предпринимателям кредиты. Рынок постепенно оживает. Это означает, что фаза депрессии закончилась, что началась новая фаза, которая так и называет­ся – оживление. Безработица в отдельных отраслях еще велика, но общая ситуация на рынке труда улучшается для работников и становится более жесткой для предпринимателей.

D) По мере оживления производства зарплата и цены на­чинают расти, привлекая новых участников рынка. Оживление переходит в подъем – становится все труднее снять дешевый офис, на рынке недвижимости начинается рост. Оптимистов опять больше, чем пессимистов. Многие подумывают, не вло­жить ли деньги в растущие акции. Стремительно обесценива­ются привычки, приобретенные во время депрессии – теперь некогда слоняться по улицам с утра до вечера, лежать на ди­ване или читать толстые книги. Подъем! – все больше занятых людей, открываются новые производства – предприниматели стремятся поспеть за растущим спросом, вагоны везут продук­цию во все концы страны, в больших городах магазины и кафе нанимают продавцов и официантов для работы в две или даже три смены.

E) Через некоторое время такой жизни подъем превращается в настоящий бум– банки «из ничего» закачивают в экономику необеспеченные деньги, порождая ажиотажный спрос на мате­риальные ресурсы, прежде всего производственного назначения, недвижимость и акции. Инвестиционные проекты – один другого причудливей – быстро находят заинтересованных кре­диторов и участников, готовых рискнуть своими и заемными деньгами. Все живут настоящим, которое настолько прекрасно, что кажется, будто оно будет длиться вечно. Газеты трубят о «новой эре», «новой экономике», а ученые-экономисты заверя­ют публику в том, что старые теории кризисов посрамлены.

F) Опытные люди, однако, уже различают признаки ско­рого кризиса и краха. Толчком для изменения настроения в деловом сообществе может быть что угодно. В один момент банки, еще вчера стремившиеся буквально всучить кредиты заёмщикам, поднимают процентную ставку и отказываются перекредитовывать на льготных условиях. Инвестиционные проекты больше никого не вдохновляют – всем срочно нужны наличные. Люди начинают штурмовать банки – ведь остановка инвестиционных проектов (прекращение начатых строек заво­дов и фабрик) запускает волну банкротств в строительстве и металлургии. Вдруг оказывается, что денег совсем не столько, сколько полагала публика, планируя свои траты. Цены падают, компании разоряются, разоряя кредитовавшие их банки, города оказываются мгновенно переполнены безработными, а склады забиты непроданными товарами. Это и есть тот кризис и спад,после которого наступает депрессия. Для того, чтобы узнать, что произойдет дальше, нужно перейти к пункту А.

 

* * *

 

Экономический цикл появляется одновременно с промыш­ленной революцией. До начала XIX века экономические бедс­твия были связаны исключительно с действием внеэкономи­ческих причин, прежде всего с войнами, эпидемиями, стихий­ными бедствиями и т.п. Кризисы нового типа (т.е. те, которые были фазой упомянутого выше экономического цикла), нача­лись в ХIХ веке и повторялись в среднем каждые 5 - 10 лет: в 1825, 1837, 1847, 1857, 1866-1867, 1877, 1882-1883, 1890-1892, 1900-1902, 1907 гг. К середине XIX века кризисы стали предме­том широкого внимания публики. Экономисты, однако, сумели объяснить это явление только в начале XX века. Пока кризис и цикл не имели теоретического объяснения, и сформировалась существующая и сегодня устойчивая традиция считать кризи­сы чем-то вроде врожденного порока капитализма.

При всех особенностях каждого из этих циклов, все они не­изменно сохраняли структуру своих фаз. В каждом была и своя фаза депрессии. Максимальная продолжительность этой ста­дии не превышала двух лет, как правило, оживление наступало уже через несколько месяцев.

Последняя американская «нормальная» (не «Великая») де­прессия имела место после кризиса 1920 - 1921 гг. и сменилась оживлением уже во второй половине 1922 года. К 1923 году объем промышленного производства, доходы компаний и за­работная плата работников превысили докризисный уровень, а безработица сократилась с 4,8 млн. в 1921 до 0,7 млн. чело­век в 1923 году. Помимо абсолютных значений (в миллионах человек), безработицу измеряют также относительными ве­личинами – долей безработных в общей численности населе­ния в трудоспособном возрасте. Эта относительная величина в США составляла: в 1920 – 1,3%, 1921 – 11,2%, 1922 – 6,8%, 1923 – 1,7%.

По сравнению со всеми предыдущими депрессиями и, в частности, по сравнению с депрессией 1921 - 1922 гг. период Великой депрессии представляет собой беспрецедентное явле­ние. Объем производства приблизился к докризисному уров­ню 1929 года только к 1936 - 1937 гг. и вновь упал в 1938 году. Количество безработных в 1937 - 1938 гг. превышало уровень 1929 - 1932 гг.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.