Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раскрытие творческого потенциала учителя-воспитателя





 

Известные психологи, в частности В.В. Давыдов, рассматривают личность как человека, обладающего определенным творческим потенциалом. Творчество же есть процесс достижения результата, причем такой процесс, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности и в котором она сама реализуется. Этот процесс, по существу, и является творческой деятельностью личности, а творческий потенциал выступает ее условием.

Разработать технологию творчества, учитывая тот факт, что в творчестве большую роль играют вдохновение, интуиция, сиюминутное ощущение бытия, а также то, что творчество имеет ярко выраженную личностную окраску, практически невозможно. Уместнее проанализировать структуру творческого процесса и охарактеризовать каждый из этапов. Творческий про­цесс включает следующую структуру: формулирование проблемы; рождение гипотезы, идеи; разработка идеальной модели; конструирование предметного и относительно завершенного воплощения проблемы и критический анализ; проверка опытом и воплощение.

Творческий потенциал личности проявляется только при возникновении определенных условий, среди которых:

– алгоритм решения возникшей задачи не существует;

– алгоритм решения задачи хотя и существует, но не известен (вообще или данному лицу);

– алгоритм известен, но он слишком громоздок или малоэффективен.

Рассмотрим структуру творческих способностей личности:

1) способности, необходимые на этапе вхождения в тему и при формулировании проблемы: высокий интеллект, быстрое приобретение и усвоение нужной информации; умение наблюдать, отделять главное от второстепенного; легкость сосредоточения и переключения внимания;

2) способности, необходимые на этапе рождения гипотезы: развитое воображение; способности к комбинированию; интуиция; умение находить новое в старом; чувствовать себя уверенно в условиях неопределенности;

3) способности, необходимые на этапе критической проверки: способность к анализу, восприятию аргументированной позиции другого; критичность, скептицизм; здравый смысл; трезвый ум;

4) способности, необходимые на этапе воплощения: профессиональные способности; находчивость, способность к сотрудничеству, энтузиазм.

Интеллектуальный компонент творческой деятельности расширенно можно представить следующим образом.

В него включаются способность к видению проблем, самостоятельность суждений, оригинальность мышления, которая может рассматриваться с точки зрения диагностики как способность давать необычные ответы.

Важным качеством является диалектичность мышления, способность видеть предмет или явление в движении, развитии, динамике. Для творчества необходимы легкость и богатство ассоциирования. В.А. Крутецкий называл это качество «обратимостью ассоциаций» – способностью к быстрому и свободному переключению от движения мысли в одном направлении к движению в обратном.

Способность воспринимать привычное в необычных ситуациях или интерпретации, не отказываться от дикой, на первый взгляд, идеи, неподчинение общепринятому мнению называется гибкостью мышления.

Легкость генерирования идей – способность выдавать много идей в ответ на один стимул. Для творческой деятельности характерен перенос знаний, умений и навыков из одной сферы знаний в другую.

Необходимо отметить, что творчество возможно лишь на фундаменте хорошо систематизированных, обобщенных и динамичных знаний.

Барьерами, тормозящими раскрытие творческого потенциала личности, являются такие состояния, как тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие, страх показаться смешным или некомпетентным. Нетворческое сознание связано с тем, что оно излишне логично и ограничено строго упорядоченными символами и понятиями, которые подавляют воображение и фантазию. В немалой степени этому способствует организация учебной деятельности на всех ступенях обучения по принципу репродукции и действий по образцу, в пределах заученных схем и предложенных инструкций. При этом тенденция к ориентации на репродуктивный, исполнительский уровень учебно-познавательной деятельности по мере обучения усиливается.

Итак, способность к творчеству органически присуща человеческой психике и степень ее раскрытия во многом зависит от личностных качеств самой личности и характера организации познавательной деятельности, в которую включена личность в течение всей жизни.

Потенциал – в философии рассматривается как источник, возможность, средство, как то, что может быть приведено в действие, использовано для достижения определенной цели. Потенциал – это возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Потенциал определяется через готовность к осуществлению разных видов деятельности и через возможность достижения прогнозируемых уровней творческого развития. Потенциал личности составляет формирующуюся у человека внутреннюю структуру, в которой интерпретируются его общие способности как индивида и специальные как субъекта деятельности.

Под потенциалом ряд исследователей понимают «зону ближайшего развития» – понятие, выдвинутое Л.С. Выготским. Они считают, что потенциал, в психологическом плане, не сводится только к задаткам, в общем виде он указывает также на те «психологические резервы» личности, которые оказались или оказываются в силу ряда причин неиспользованными.

Творческий потенциал учителя складывается: из системы имеющихся у него знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется его деятельность; развитого чувства нового, открытости ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, нестереотипности и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями.

Творческий потенциал учителя – система личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, направленности, определяющих результаты деятельности. Творческий потенциал побуждает личность к творческой самореализации и саморазвитию.

В структуре творческого потенциала можно выделить базовые компоненты, ценностно-мотивационную и эмоциональную составляющую, способности, особенности психофизиологической сферы.

Среди базовых компонентов можно назвать: профессиональную культуру, общую гуманитарную культуру учителя.

В ценностно-мотивационную и эмоциональную составляющие творческого потенциала входят: нравственный опыт и ориентации личности, богатство потребностей и интересов личности, желание совершенствоваться, наличие познавательной цели, творческая направленность личности учителя, способность к сотрудничеству, взаимодействию в творческом процессе.

К способностям, входящим в творческий потенциал, относят: высокую степень развития мышления, его гибкости, нестереотипности, оригинальности, глубины; способность к новым решениям традиционных задач и решению новых задач; способность быстро находить варианты решений и менять приемы действий в соответствии с новыми условиями; способность увидеть новое и в соответствие с этим перестроить свою работу; самостоятельный и оригинальный подход к уже известному; способность предвидеть результаты своей творческой деятельности.

К особенностям психофизиологической сферы учителя, обладающего творческим потенциалом, относятся: способность к регуляции поведения; высокая общая работоспособность, наличие физических сил, большая внутренняя энергия; высокий уровень развития психофизиологических возможностей.

Таким образом, творческий потенциал учителя выступает многокомпонентным и многофакторным явлением, характеризующим собой сплав знаний и умений, личностных и профессиональных качеств и способностей учителя, направленных на создание субъективно и объективно нового в педагогической практике. В структуре творческого потенциала существует внутреннее единство всех его компонентов, а их сбалансированность и полнота представленности личностных и профессиональных свойств и качеств может придать учителю дополнительную силу, обеспечить ему способность выступать в роли субъекта педагогической творческой деятельности.

Творческий потенциал включает не только природные ресурсы и резервы личности, но и те образования, которые сформированы у индивида в результате социализации, обучения и воспитания.

Творческий потенциал не есть изначально данное и неизменное образование; развитие данного системного свойства есть объективный процесс – часть общего процесса развития личности. Человек не может заранее сформировать некоторый стереотипный набор знаний, пригодный на все случаи жизни. Необходимо формирование такого познавательного аппарата и таких установок, которые позволили бы человеку учиться на протяжении всей жизни.

Творческий потенциал учителя имеет особую психологическую базу, определяемую как потенциал развития – системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными, психофизическими резервами развития. Постоянное развитие творческого потенциала возможно только на такой психологической базе, которая характеризуется богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на все более полную самореализацию в труде, познании, общении, высоким уровнем развития интеллектуальных способностей, открытостью по отношению ко всему новому, многомерным, гибким, широким, критическим мышлением, высокой работоспособностью человека, его физическими силами и энергией, уровнем развития его психофизических возможностей.

Характерной чертой творческого потенциала является его избыточность по отношению к реализации, наличие «запаса» возможностей. Последнее является условием, позволяющим индивиду результативно решать новые проблемы.

Ученые единодушны во мнении, что развитие творческого потенциала может осуществляться:

а) в процессе созревания личности, обучения, целенаправленной тренировки и т.п. Данный «экстенсивный путь» является необходимым, но не может рассматриваться как достаточный для развития творческого потенциала личности;

б) в процессе мобилизации творческого потенциала для решения возникающих значимых для личности задач («интенсивный путь»). В данном случае большая роль принадлежит соответствующим эмоциям, потребностям, установкам, определяющим степень возможности стоящих перед личностью целей и задач.

Творческий потенциал, являясь результатом развития, в свою очередь, становится предпосылкой каждого нового этапа качественного изменения индивида.

Анализируя вышесказанное, можно определить цель развития творческого потенциала личности как создание предпосылок для ее творческой самореализации и саморазвития.

Развитие творческого потенциала – это саморегулирующийся процесс. Это внутренне необходимое движение, «самодвижение» от имеющихся творческих потенций до высших уровней развития творческого потенциала. Развитие творческого потенциала учителя осуществляется в соответствии с циклами творческого развития. Циклы – это совокупность явлений, процессов, составляющих кругооборот в течение какого-либо промежутка времени. Можно выделить четыре цикла развития творческого потенциала учителя: становление; активное развитие, трансформирование; осмысление и переоценка возникающего опыта реализации инноваций:

1 цикл – становление. Для него характерны системные изменения в образовательном пространстве, проявление готовности педагогов и администраторов участвовать в реализации новшеств, создание первоначальных проектов и моделирование экспериментальных систем;

2 цикл – активное развитие. Включает целенаправленное практическое моделирование действующих образовательных проектов, принятие и поддержку ценностей нового мышления и опыта, распространение новых культурных сред образования, создание новых сообществ учителей, ориентированных на совместное развитие образования;

3 цикл – трансформирование, который содержит нормативное обеспечение инновационных форм деятельности, их широкое распространение и использование в том или ином виде в образовательном процессе, системных изменениях в образовательном пространстве;

4 цикл – осмысление и переоценка возникающего опыта реализации инноваций, включающий появление и распространение в сообществах нового понимания ценностей образования.

Каждый цикл включает ряд этапов: диагностико-корректировочный, образовательный, деятельностно-оценочный, прогностический, креативный.

1 этап – диагностико-корректировочный. Этап оценки ситуации, осмысления проблем и целеполагания. Определяются проблемы образования на современном этапе развития образовательного учреждения, формулируются главные цели и задачи образования по освоению педагогических инноваций на определенный период. Определяются, какие знания и умения нужны учителю в условиях обновления образовательного учреждения, изучается готовность учителя к творческой деятельности способом диагностики.

2 этап – образовательный. Этап обновления и пополнения знаний, необходимых для решения проблем, этап анализа учителем собственной деятельности на основе новых знаний. Активно формируется когнитивный компонент готовности. Педагог овладевает необходимыми знаниями в области методологии, психологии, методики своего предмета через разнообразные формы. Четкие организационные формы временно отсутствуют.

3 этап – деятельностно-оценочный. Оформляются организационные формы творческой педагогической деятельности (лаборатории, творческие группы), где прогнозируется развитие процесса обучения, определяются способы действия для решения образовательно-воспитательных проблем в процессе освоения педагогических инноваций, обсуждаются и выбираются более эффективные способы. Расширяются связи с наукой. Идет активное изучение и использование методов научно-исследовательской деятельности, обсуждение ее первых результатов.

4 этап – прогностический. Реализация проектов и прогнозов в практической деятельности. Становление и развитие творческой активности учителя; основой развития творческой активности учителя является исследовательская деятельность. Идет создание и апробация продуктов творческой деятельности учителя, отработка всей системы инновационной деятельности, оценка нововведений, выдвижение новых идей.

5 этап – креативный. Этап стремления к безграничному изменению форм и механизмов исследовательской деятельности. Отражение типичного для данной личности учителя уровня проявления «творческости». Способность выходить за пределы данной конкретной ситуации. Учитель, находящийся на этом этапе, после нахождения какой-либо закономерности, не останавливается на достигнутом, а пытается определить: что за этим стоит.

Можно выделить ряд принципов развития творческого потенциала учителя.

Принцип признания учителем самоценности собственной личности. При освоении педагогических инноваций идет процесс самоактуализации и мобилизации творческих сил и способностей учителя, его творческое саморазвитие. Участие в инновационных процессах требует от учителя достаточно высокого творческого потенциала. Это вызвано потребностями в профессиональном совершенствовании своих сильных и слабых профессионально-личностных качеств. Это требует от учителя учета индивидуальных способностей, целостного охвата интересующих сфер жизнедеятельности и определение перспективы творческого саморазвития.

Компенсаторный принцип. В основе одинаковых или сходных достижений личности могут лежать сочетания различных способностей, различных мотиваций и интересов.

Принцип индивидуализации. Источник развития и обогащения множества возможностей надо искать в явлениях индивидуализации, которая в основе своей имеет типичный, характерный для данного человека способ решения возникающих проблем.

Принцип противоречивости. Развитие личностных потенциальных образований может осуществляться как под влиянием прямых социальных воздействий типа правовых и нравственных норм, внешних условий жизнедеятельности, так и под влиянием собственно сознательных требований человека к самому себе, сложившихся внутренних условий жизнедеятельности. Реализация возможностей может идти как по типу их совпадения, так и по типу противоречия. В большинстве случаев актуализация потенциальных образований индивида осуществляется в процессе разрешения противоречий.

Принцип нравственной опосредованности. Индивид должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными силами он может придать смысл своей жизни, разрешить задачу полного развития своих сил в пределах, заданных законами существования.

Принцип «креативных вспышек». Данный принцип характеризует способность учителя производить неожиданные альтернативы, отступать от традиционного мышления в процессе освоения педагогических инноваций.

Процесс развития сложный, противоречивый, но и закономерный, идущий по спирали. Это позволяет понимать процесс развития творческого потенциала учителя как процесс, который сам подготавливает условия для своего последующего развития, провоцируя тем самым свое собственное самодвижение. Движение есть единство непрерывности, противоречие. Взрослый человек качественно преобразует себя, обретая новые качества, изменяя себя и в то же время сохраняя свою ценность.

Творческий потенциал не есть изначально данное и неизменное образование. Развитие творческого потенциала есть объективный процесс, часть общего процесса развития личности. Осознавая, предвосхищая «траекторию» своего движения, результаты творческой деятельности, учитель определяет перспективу развития своего творческого потенциала.

Принцип рефлексии. Рефлексия предполагает самонаблюдение, самопознание, размышление над собственными действиями. Развитие рефлексивной способности учителя требует постоянного переосмысления своего и чужого позитивного и негативного жизненного опыта, выработки механизма творения собственной жизни, ее смысла.

Творческий потенциал учителя развивается в процессе освоения педагогических инноваций. При этом механизмами развития являются: создание творческой атмосферы культивирования интереса к инновациям; создание социокультурных и материальных условий; инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки; интеграция новообразований и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы; перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.

Механизм создания творческой атмосферы культивирования интереса к инновациям начинается с «инновационного импульса», источника творчества. В разных обстоятельствах источниками развития творческого потенциала учителя могут являться идея, актуальная для данного учебного заведения и отражающая социальные запросы общества или обновление контингента учащихся, предъявляющее к педагогу более высокие требования, а также творческая инициатива руководителя учебного заведения или администрации, инновационный процесс в данном учебном заведении.

Опыт становления альтернативных образовательных систем прошлого (школы Френе, Штайнера, Корчака, Макаренко и др.) и настоящего (школы Караковского, Тубельского и др.) доказывает, что наиболее эффективно развивается творческий потенциал учителя, когда коллектив учебного заведения находится в инновационном поиске, в непрерывном процессе обновления. Такой педагогический коллектив сам становится условием развития творческого потенциала отдельных его членов.

Механизм создания творческой атмосферы культивирования интереса к инновациям включает в себя:

– поддержание в педагогическом коллективе необходимой для творчества атмосферы;

– развитие мотивации к творчеству;

– обучение механизмам решения творческих задач;

– исключение неодобрительной оценки творческих попыток;

– поощрение свобод, самостоятельности, инициативы, идеи;

– формирование творческих подходов к педагогическим явлениям;

– формирование исследовательских умений учителя;

– формирование потребностей в исследовательской деятельности.

Сущность механизма создания социокультурных и материальных условий для развития творческого потенциала учителя заключается в «целевой ориентации коллектива», в формировании мотивационной и теоретической готовности учителей к разработке новшеств. Решается проблема кадров либо путем конкурсного отбора и заключения трудовых соглашений между учителем и администрацией, либо путем «выращивания» специалиста в стенах учебного заведения.

Практически во всех инновационных учебных заведениях подбор кадров происходит достаточно жестко. А дальше следует развитие стартового потенциала учителей разными средствами и в разных направлениях. Фундаментом творческой деятельности учителя, требованием к нему становится развитие общей, профессиональной и методологической культуры. Творческие находки возникают у хорошо образованных, эрудированных, информированных людей в результате всестороннего анализа знаний, умений. Случай помогает только подготовленному уму. Наиболее обоснованные, глубокие и эффективные творческие решения возникают на научной основе.

Механизм инициирования поисковых образовательных систем и механизмов служит, прежде всего, для развития творческого характера образовательной деятельности учителя. В числе важнейших факторов построения образовательных воздействий выделяются понимание природы творчества, путей моделирования творческих ситуаций и формирования творческих способностей.

Развитие «творческости» В.И. Загвязинский видит в настроенности коллектива на творческий поиск, здоровую состязательность, социальный заказ, ориентированный на педагогические инновации. Основные условия, необходимые для стимулирования креативности, – психологическая безопасность, принятие, понимание, свобода от оценок, климат психологической свободы, атмосфера дозволенности, открытости, игры и спонтанности. Инновационный процесс порождает вовлечение учителя в активную управленческую деятельность: коллективное творческое проектирование, прогнозирование будущих инноваций. В большинстве случаев эта работа начинается с малых творческих коллективов научно-методического и исследовательского характера. Затем творческая основа коллектива расширяется. Научно-исследовательская работа становится стержнем развития творческого потенциала коллектива учителей. Проектирование образовательных систем является эффективной формой взаимодействия педагогической науки и практики. В инновационных школах ученые проводят занятия с учениками, выступают в роли научных консультантов и руководителей учителей в экспериментальной работе. Такое творческое общение обогащает учителя духовно и интеллектуально, рождает в коллективе учебного заведения импульс творчества.

Интеграция новообразований и продуктивных проектов в реальнодействующие образовательные системы – это механизм, который направлен на оценку и корректировку деятельности отдельных учителей, групп учителей и образовательной системы в целом, что необходимо делать на каждом этапе проектирования нововведений.

История становления инновационных образовательных систем позволяет увидеть разницу между ними в целевых установках, в способах и результатах деятельности, в системе повышения квалификации. Но развитие всех этих образовательных учреждений осуществляется не иначе, как через процесс освоения педагогических инноваций. Благодаря этому в таких системах рождаются не одиночки-творцы (их можно встретить практически в любом учебном заведении), а творческие группы учителей и даже целые творческие коллективы.

Механизм перевода накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем требует выделения группы нововведений. Многие авторы выделяют такие группы, как нововведения в:

– содержании образования, то есть в учебных планах и программах, по всем или отдельным предметам;

– методиках, технологиях, формах, приемах, методах, средствах учебно-воспитательного процесса;

– организации образовательных учреждений и преподавания;

– отношениях учителя и ученика;

– управляющей системе образовательного учреждения.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.