Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ





Основные понятия и характеристика педагогического творчества

 

XX век характеризуется сменой типа культурно-исторического наследия. Человечество в считанные де­сятилетия совершило поворот от веками и тысячелетиями складывавшегося типа социокультурного наследия, ос­нованного на передаче свода прошлых образцов, систе­мы, знаний и правил, к новому типу социокультурного наследия, в рамках которого главным стало не столько усвоение прежних рецептов, сколько подготовка к овла­дению методами и содержанием познания и практики, творческого осмысления и преобразования действительности.

Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики. С позиций философии творчество – это дея­тельность людей, преобразующая природный и соци­альный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов деятельности.

В психолого-педагогической науке различают как пси­хологию творчества, так и педагогику творчества. Под пси­хологией творчества понимается область знаний, изуча­ющая созидание человеком нового, оригинального, по­лезного в различных сферах деятельности. В центре внима­ния ученых-психологов – вопросы о структуре творче­ства, путях, ведущих к открытию нового, о познаватель­ной роли интуиции, воображения, предвидения, целеполагания, творческой активности.

Педагогика творчества – наука о создании иннова­ционных теорий, систем, технологий учебно-воспитатель­ного процесса. Отличительной чертой педагогики творче­ства являются человечность и гуманизм, направленные на реализацию и самореализацию творческой «Я»-концепции педагога и воспитанника.

Цель педа­гогики творчества – формирование творческой личнос­ти, для которой характерна устойчивая, высокая направленность на творчество. Для творческой личности характерен творческий стиль в од­ном или нескольких видах деятельности, наличие спо­собностей, мотивов, знаний и умений, благодаря кото­рым создается продукт, отличающийся новизной, ори­гинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств лич­ности выявило важную роль воображения, интуиции и импровизации – неосознаваемых компонентов умствен­ной активности, а также потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Важнейшая роль в процессе формиро­вания такой личности принадлежит педагогам.

В современных условиях творческий педагог – это исследователь, обладающим следующими личностными качествами: научным психолого-педагоги­ческим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим ана­лизом, потребностью в профессиональном самовоспита­нии и разумным использованием передового педагоги­ческого опыта. Все эти качества характери­зуют готовность учителя к организации профессиональ­ной творческой деятельности.

Исследователь проблемы творчества Н.М. Шакирова под готовностью педагога к организации творческой дея­тельности понимает сформированностьу него соответ­ствующих качеств и свойств личности, а именно:

– осознания себя как творческой индивидуальности, наличия творческой активности, самостоятельности;

– потребности в творческом взаимодействии с уча­щимися;

– наличия знаний, умений, навыков, опыта органи­зации процесса познания, труда, общения как творчес­кой деятельности.

Предполагается также наличие у учителя-воспитате­ля совокупности творческих способностей и исследова­тельских умений, среди которых важное место занимают организаторские способности, инициативность, актив­ность, настойчивость, внимание и наблюдательность, ис­кусство нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу учебно-воспитатель­ных ситуаций и творческому решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов, эмоцио­нально-волевые качества.

Развитие в личности индивидуального прямо пропорционально совершенство­ванию в ней творца. Творческая индивидуальность рас­сматривается как высшая характеристика профессионального творчества. Она включает интеллектуально-творчес­кую инициативу, интеллектуальные способности, широ­ту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склон­ность к творческому сомнению («сомневайся во всем»), способность испытывать внутреннюю созидательную борь­бу, информационный голод, чувство новизны, необыч­ного в проблеме, профессионализм, жажду познания.

Творческая индивидуальность личности учителя осу­ществляется в обогаще­нии человеческой культуры, в совершенствовании окру­жающего мира, преобразовании психолого-педагогичес­кого процесса и личности, в нахождении новых техноло­гий и оригинальных технологических процессов, реали­зации эмоциональной культуры, эмпатии и идентифика­ции, в развитии подсознательной или бессознательной структуры личности, педагогической интуиции и вооб­ражения, в саморазвитии на основе самоопределения, сво­боды, в самовыражении личности, формировании креа­тивности и индивидуального стиля профессиональной де­ятельности.

Профессиональное творчество педагога охватывает все стороны его деятельности, выработку стратегии и такти­ки преподавательского труда, направленного на решение задач разностороннего и гармонического развития лич­ности обучающихся, включая подготовку различных форм учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое творчество – это деятель­ность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в образо­вательном учреждении и формирующая высокоэрудиро­ванного, с точки зрения современной науки, творчески мыслящего человека. Главными признаками педагогичес­кого творчества, как и творчества в целом, являются:

– создание нового или существенное усовершенство­вание известного;

– оригинальность, неповторимость продукта деятель­ности, ее результатов;

– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосо­зидания, то есть творческий человек постоянно работает и над собой, и над созданием нового.

В.И. Андреев выделил разнообразные типы творческих способностей и на их основе – характеристики личности творческого типа. Согласно его типологии, профессия педагога относится к блоку профессий «художник» наряду с профессиями скульптора, писателя, музыканта. Тем самым в профессии педагога подчеркивается аспект собственного творчества, творческого осмысления окружающей действительности. Педагогическая деятельность является сплавом науки и искусства, и оба эти компонента всегда предполагают творчество.

На то, что творческий, исследовательский характер присущ педагогической деятельности, обращали внимание многие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариантного педагогического процесса подчеркивается рядом современных педагогов и психологов: Б.С. Гершунским, В.И. Загвязинским, В.А. Кан-Каликом, В.В. Краевским, В.А. Сластениным и др.

П.П. Блонский в работе «Задачи и методы новой народной школы» писал: «В школе должно быть возможно больше простора для личного творчества учителя: точно регламентированная программа, учебник и вопросно-ответная форма обучения обезличивают учителя. Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми… пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребенка будет школой полной человеческой жизни и живого культурного творчества и для учителя».

О творческом характере педагогической деятельности писал П.Ф. Каптерев: «…деятельность преподавателя есть деятельность сложная, в ней есть элементы и чисто научные, объективные, и чисто личные, творческие элементы педагогического искусства и таланта. Основа деятельности учителя суть научные знания – науки вообще, своего специального предмета, родственных с ним, его методологии, детей. Чем шире и основательнее знания учителя, тем плодотворнее будет его деятельность. Но на этой объективной почве учитель должен явиться художником: должен переработать метод, сделать его своим достоянием и орудием и уметь бесконечно видоизменять его, прилаживая его к различным детям, с различной подготовкой и своеобразными природными свойства. Поэтому истинно хороший учитель не может быть рабом ни программ, ни методик, он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным деятелем».

Похожее суждение высказывал о роли творчества в деятельности учителя А.С. Макаренко: «Сама система средств никогда не может быть мертвой и застывшей нормой, она всегда изменяется и развивается, хотя бы уже потому, что растет и ребенок, входит в новые стадии общественного и личного развития, растет и изменяется и наша страна».

Творчество всегда обозначает появление чего-то нового. В результате творчества возникают: открытие, изобретение и созидание. Открытие – постижение чего-то нового, что существует объективно. Изобретение – качественное преобразование имеющегося так, что возникает нечто новое, что может быть эффективно использовано в практике. Созидание – деятельность, в которой путем творческих усилий и труда дается существование чему-либо, вызывается к жизни что-либо.

К характеристике педагогической деятельности можно отнести появление открытий, но это в сфере воспитания наблюдается редко. Изобретение – более частое явление в педагогическом творчестве, хотя оно редко может быть оценено как абсолютно новое образование. Для характеристики творческого характера педагогической деятельности наиболее адекватно применимо понятие «созидание». Учитель-воспитатель путем действительно творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и совершенствования неповторимой личности.

Приведем пример творческого нестандартного подхода учителя к решению возникающих проблем из опыта Заслуженного Учителя РФ Н.М. Хомутовской. В 5-ом гимназическом классе школы-лаборатории № 1026 г. Москвы, где очень «сильный» состав ребят, учился Стас Ч., сын учителя начальных классов. Ему с трудом давалась математика. Учитель заметила неуважительное отношение одноклассников, их пренебрежительные высказывания в его адрес. Она побеседовала с мальчиком о его увлечениях, узнала, что летом он помогал дедушке работать на комбайне, и даже есть видеозапись его работы. Наталья Михайловна решила показать сильные стороны личности Стаса одноклассникам: все ребята на уроке в классе смотрели видеофильм, а затем писали сочинение-миниатюру «Ай, да Стас!..» Сразу несколько ребят после этого случая взялись помочь Стасу Ч. по математике, а через некоторое время весь класс радовался его первым успехам.

Еще один пример из опыта работы школы-лаборатории № 1026. Уроки-путешествия в сказку характерны для начальной школы. Фрагмент урока математики во 2-м классе, работающем по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, учителя Л.Н. Петровой показывает творческий подход педагога к процессу обучения. Учитель в начале урока говорит ребятам: «Сегодня мы будем не просто заниматься, а отправимся в путешествие по сказке. Сказка – это волшебство, и волшебство начинается. Закройте глаза и считайте про себя до 10…» На этом уроке в гости к ребятам приходит Красная Шапочка – ею нарядилась одна из учениц класса. Красная Шапочка говорит детям: «Я иду к бабушке, несу пирожок и горшочек масла. Путь мой длинный, вот какой (она открывает доску, на доске – «дорога», состоящая из 29 клеточек). Одна клеточка – это мой шаг. Сколько шагов мне надо пройти?» Дети считают клеточки – 29. Красная Шапочка удивляется: «Ой, что это за цифра? (Показывает на цифру 9). Я умею считать только до 6. Учитель предлагает детям помочь Красной Шапочке и посчитать в шестеричной системе. Затем – в четверичной, так как выясняется, что ее бабушка умеет считать только до 4.

На урок приходит маг, предлагая детям заполнить магические квадраты, затем – Пятачок. Пятачок просит ребят помочь ему: «Я иду на день рождения к ослику, несу ему воздушные шары. Посмотрите (вывешивает на доску вырезанные из бумаги воздушные шарики, на которых написаны примеры), ребята, на них что-то написано, а что – я не знаю». Ребята активно работают на уроке, незаметно для себя усваивая учебный материал.

Творческая природа педагогической деятельности подтверждается и тем, что грамотно принимаемое педагогическое решение по своей организации соответствует всем правилам эвристики, которыми руководствуется в своей деятельности исследователь: 1) анализ педагогической ситуации (диагноз) → 2) проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) → 3) анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения о достижении искомого результата, → 4) конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса → 5) оценка и интерпретация полученных данных → 6) формулирование новых задач.

Критерии педагогического творчества:

– наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

– умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

– способность к самосовершенствованию и самообразованию;

– разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание;

– диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности;

– эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

– способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

– формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

– способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции;

– умение видеть «веер вариантов».

Педагогическая импровизация – это действие в ходе педагогического процесса, возникающее в ответ на неожиданную ситуацию, когда сознание и воспроизведение совпадают по времени. Импровизация возможна, если учитель обладает фундаментальными знаниями, быстрой реакцией, развитым воображением и интуицией, способностью к моментальному воссозданию принимаемого решения так, как будто все заранее было предусмотрено и подготовлено. Интуиция – тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо без развернутого логического обоснования. Способность к интуиции формируется на основе знаний, опыта, развитой рефлексии и эмпатии.

В.И. Загвязинский называет следующие специфические особенности педагогического творчества.

Жесткий лимит времени. Учитель принимает решения в ситуациях немедленного реагирования: уроки каждый день, непредвиденные ситуации ежеминутно, ежечасно, общение с детьми постоянно. Учитель может сопоставить свой замысел с его реализацией только в эпизодических, сиюминутных ситуациях, а не с конечным результатом из-за его отдаленности и обращенности в будущее.

В педагогическом творчестве ставка делается только на положительный результат. Такие способы проверки гипотезы как доказательство от противного, доведение идеи до абсурда, противопоказаны в деятельности учителя.

Педагогическое творчество – всегда сотворчество с детьми, коллегами.

Значительная часть педагогического творчества осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от учителя умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и учащихся творческое воодушевление.

Специфичен предмет педагогического творчества – формирующаяся личность; инструмент – личность учителя, сам процесс – сложный, многофакторный, разноуровневый, основанный на взаимотворчестве партнеров; результат – определенный уровень развития личности воспитуемого.

Н.Д. Никандров и В.А. Кан-Калик выделяли три сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми), творческое самовоспитание.

Методическое творчество связано с умением осмысления и анализа возникающих педагогических ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели. Оно включает в себя конструирование содержания и способов воздействия, адаптацию существующих способов и педагогических систем к особенностям личности и воспитанника, и педагога.

Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного и эффективного общения, во взаимодействии с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию.

Творческое самовоспитание предполагает осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки. Творческое самовоспитание предполагает также разработку долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.