Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Педагогическая рефлексия как способ овладения педагогическим мастерством





В начале своей работы многие молодые учителя не имеют ни малейшего понятия о том, как они будут себя вести, попав в зависимость от обстоятельств или в проблемную ситуацию. Они с трудом отличают проблемы, источником которых являются сами, и проблемы, источником которых является организация работы школы в целом. В результате они во всем обвиняют либо себя самих, либо школьную администрацию, приписывая ей вину за свои неудачи. В этой ситуации молодой учитель сам в состоянии вести себя так, чтобы не допустить появления неразрешимых противоречий и выработать четкие перспективы дальнейшего развития.

Начинающие учителя с самого первого дня работы, с одной стороны, имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и преподаватели с многолетним стажем, а с другой – учащиеся, родители и администрация ожидают от них безупречного профессионализма. Молодые учителя, начинающие работать сразу с полной нагрузкой, не могут уделить много времени размышлениям о том, что и как они делают, набор их приемов очень ограничен и не способствует дальнейшему профессиональному росту. Однако с самых первых дней в школе учитель должен находить время и способы для анализа своих действий и работы в целом.

Один из основных способов скорейшего приобретения опыта работы – педагогическая рефлексия. Рефлексия (лат. – «обращение назад») – процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний. Философское понятие рефлексии означает процесс размышления человека о происходящем в его состоянии, способность сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего. Но рефлексия – это не просто понимание человеком самого себя, своего внутреннего мира, своего отношения к работе, другим людям, тому, что происходит в общении с другими. Это еще и выяснение того, как он воспринимается и оценивается другими, как другие видят его личностные особенности, эмоциональные реакции, когнитивные особенности.

Существует несколько основных способов анализа:

– индивидуальная рефлексия (самостоятельный анализ событий дня, своих поступков, действий и реакций учеников);

– обращение к помощи наставника – более опытного учителя, отработавшего в школе хотя бы 5–6 лет;

– рефлексия в группе таких же молодых учителей.

В ходе рефлексии происходит двойное зеркальное взаимоотражение людьми друг друга (я на самом деле, я в своих глазах, я в глазах другого).

В работе учителя рефлексия важна с нескольких позиций:

– что я думаю о своей работе;

– что я думаю о детях, как я их воспринимаю;

– каковы мои особенности (личностные, эмоциональные, когнитивные);

– как я воспринимаю себя в профессии и др.

Высший уровень педагогической рефлексии – размышления о себе в профессии.

Работая с классом, учитель участвует в двустороннем общении, где он имеет дело с целым рядом педагогических проблем.

Он наблюдает за тем, что происходит, решает возникающие проблемы, облекает свои наблюдения в определенную форму и таким образом набирается опыта. Затем он приводит свои наблюдения в систему, и они становятся частью его знаний о данном классе, которые он использует при подготовке уроков и работе с этим классом. Даже если преподаватель не извлекает никаких уроков из своего опыта, то он всегда может повторить ситуацию, которая привела его к успеху, и избежать той, которая способствовала неудаче. Подобный способ базируется на методе проб и ошибок и ведет к выработке защитной реакции. Система действий при работе этим способом не может быть гибкой и приспособляемой. Для разработки гибкой системы необходимо анализировать и собственный опыт, и опыт своих коллег, извлекать из него все полезное и нужное, стараться понимать, почему тот или иной прием работает в классе хорошо и почему то, что прекрасно сработало в одном классе, ничего не дало в другом.

В самом начале своей работы в школе начинающие педагоги сталкиваются с трудностями, касающимися собственно преподавательских умений и навыков. Часто им недостает способности четко разграничить для себя урок на несколько частей; а также умения быстро переходить от одного вида деятельности к другому; умения укладываться во временные рамки; умения отмечать прогресс каждого ученика.

В процессе работы учитель накапливает опыт. Приобретение опыта сопровождается как положительными, так и отрицательными чувствами и эмоциями. Набираясь опыта на основе рефлексии, педагог вырабатывает для себя гибкую систему действий и навыков и приобретает солидную научную и практическую базу. Те преподаватели, которые в первый год своей работы не получили поддержки от коллег и администрации, вырабатывают для себя так называемую защитную систему действий, которая является результатом работы методом проб и ошибок и в дальнейшем препятствует профессиональному росту преподавателей.

Самоанализ должен восприниматься каждым учителем, не зависимо от опыта и стажа работы, как нормальное повседневное занятие. При наличии даже небольшого навыка он не будет занимать много времени, но польза от него несомненной.

Например, анализ, проведенный после урока, поможет учителю не только прояснить достоинства и недостатки урока и своего поведения на нем, но и «поставить точку». Эмоции и мысли от одного урока после «точки» не перенесутся на следующий, то есть не будут накапливаться и обрастать дополнительными эмоциями, что снизит усталость педагога и возможность попадания в стрессовую ситуацию.

В ходе рефлексии следует соблюдать ряд правил:

– сосредоточенность, не допускать никаких посторонних мыслей и не уходить по пути вызванных ассоциаций;

– самоуглубленность, никто и ничто не должно отвлекать;

– акцентировать внимание на своих действиях и эмоциях.

Эмоции и чувства – обязательный элемент рефлексии. Необходимо думать или обсуждать с другими не только действия (свои и учеников), но и эмоции, которые были ими вызваны.

Проводиться рефлексия может как в одиночку (мысленно или вслух), так и в обсуждении с другими людьми. В этом случае учитель заранее договаривается с коллегой или другим человеком о том, что ему нужна помощь в обдумывании происходящего. Роль второго человека или группы людей – быть не советчиками, а слушателями, помогающими своим вниманием процессу осознания. Также важно и распределение времени. Обычно оно делится поровну между участниками рефлексии.

Pезультатом рефлексии становится выработка учителем индивидуального стиля работы. Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, важно понимать, что человек – это индивидуальность, учитывая и уважая которую, можно многого достичь в воспитании детей и в совершенствовании индивидуального стиля учителя.

К.Д. Ушинский считал, что только личность может воздействовать на личность, только характером можно формировать характер. При этом педагог полагал, что главным признаком педагогического мастерства может быть только творчество учителя. Путь к нему лежит через самосовершенствование, осознание себя как творца в педагогическом процессе. Интегративным показателем эффективности процесса формирования индивидуального стиля педагогической деятельности является профессиональная творческая активность учителя. Отдельные качества личности, определяющие творческую активность, могут быть объединены в четыре критерия: 1) чувство новизны; 2) критичность мышления; 3) способность преобразовывать структуру объекта; 4) направленность на творчество.

Итак, занимаясь выработкой индивидуального стиля, необходимо помнить:

1. Индивидуальный стиль деятельности является выражением индивидуальности человека в конкретной работе, и он не может быть ошибочным.

2. Индивидуальный стиль вырабатывается под влиянием общей цели деятельности и представлений субъекта о ее успешности.

3. Наибольшая успешность деятельности обеспечивается благодаря выработанному индивидуальному стилю деятельности.

4. Предпосылками выработки индивидуального стиля являются:

– наличие зоны неопределенности деятельности, благодаря
чему одна и та же деятельность может выполняться по-разному;

– желание человека сделать деятельность более успешной;

– желание человека сделать свою деятельность более
приятной, приносящей эмоциональное удовлетворение;

5. Индивидуальный стиль формируется на протяжении длительного времени. Скорость его формирования у разных людей может быть различной, но в целом надо учитывать общие закономерности формирования индивидуального стиля.

Таким образом, индивидуальный стиль любой деятельности, в том числе и педагогической, является средством эффективного приспособления к объективным требованиям деятельности.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.