|
Роль самообразования в становлении педагога-мастера ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Самообразование – это целеустремленная работа преподавателя по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений. Самообразование педагога выполняет следующие функции: 1) дополняет, углубляет, уточняет, расширяет базовое общее и профессиональное образование; 2) компенсирует недостатки базового образования или является средством его приобретения; 3) способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности; 4) помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности; 5) является средством самопознания и самосовершенствования. Последняя функция связана с тем, что в процессе самообразования человек постоянно выявляет свое знание о незнании. Этот вид знания был осознан в свое время Сократом в процессе исследования самого себя и других людей: «Я знаю, что я ничего не знаю», – говорил человек, «превыше всех своею мудростью» в Элладе. Знание о незнании вносит в сознание личности неудовлетворенность собой, заставляет сомневаться в полноте и непогрешимости имеющихся знаний. Этот вид знания выступает как источник саморазвития. Сократ, по свидетельству Платона, говорил: «Ведь тем-то и скверно невежество, что человек и не прекрасный, и не совершенный, и не умный вполне доволен собой. А кто не считает, что в чем-то нуждается, тот и не желает того, в чем, по его мнению, не испытывает нужды». Недостаточный уровень активности преподавателя в сфере самообразования определяется рядом факторов, которые приводят к возникновению у преподавателей психологических барьеров, важнейшими из которых являются интеллектуальные и мотивационные барьеры. Интеллектуальные барьеры связаны с различными точками зрения на самообразование. Первая точка зрения: самообразование – это личное дело каждого преподавателя и нет необходимости обсуждать этот вопрос с научной точки зрения. Вторая точка зрения: сама деятельность педагога – это и есть самообразование, поэтому нужно лишь эффективно организовать педагогическую деятельность в учебных заведениях. При первом подходе теряется весь накопленный в педагогической практике опыт организации самообразования, а важнейшая часть развития личности преподавателя ставится в зависимость от его индивидуального уровня педагогической компетентности, опыта и т.п. Второй подход ограничен тем, что культура педагогической деятельности ставится в зависимость только от эффективной научной организации труда. При этом не учитываются особенности личности преподавателя, уровень его развития, внутренние побудители, зрелость всех компонентов личности педагога. В интеллектуальных психологических барьерах отражается специфический строй мышления преподавателя. Преодолению интеллектуальных барьеров способствует знание и понимание того, что стоящая перед преподавателем в учебно-воспитательной процессе триединая цель (обучение, воспитание, развитие) недостижима без постоянного самообразования. Педагогическая деятельность предполагает «воспроизводство» преподавателя на каждом занятии, что невозможно без постоянного саморазвития. Современные требования к преподавателю возможно реализовать лишь на основе повышения педагогической компетентности, совершенствования стиля работы, овладения культурой педагогического труда. Другая группа психологических барьеров относится к побудительным причинам занятия самообразованием. Это мотивационные барьеры. Можно выделить следующие группы побудителей: побудители внешней среды (формы организации самообразования преподавателя, существующие в системе народного образования); побудители, вытекающие из условий деятельности (конкретные формы организации самообразования в данном педагогическом коллективе); внутренние побудители (формы организации самообразования, возникающие в силу специфики педагогической деятельности, личностной направленности преподавателя, его установок, ценностей и индивидуальных особенностей). Первую группу побудителей реализуют всем известные формы: методологические семинары, аспирантура, докторантура, участие в научно-исследовательской работе, предметно-методические объединения учителей, стажировки, институты и курсы повышения квалификации. Вторую группу побудителей самообразования преподавателей обеспечивает та конкретная обстановка, тот педагогический коллектив учебного заведения, где работает преподаватель. Важен его морально-психологический климат, уровень профессиональной компетенции членов коллектива, требовательности к каждому, традиции и нормы профессионального общения преподавателей. Третья группа побудителей самообразования – внутренние мотивы личности преподавателя, его индивидуальные особенности. Главным внутренним побудителем, определяющим форму и уровень организации этих процессов, является потребностно-мотивационная сфера личности, ее направленность, установки, волевые, интеллектуальные и познавательные компоненты. Для преодоления мотивационных барьеров преподавателю необходимо самопознание, критическое отношение к себе и результатам своей профессиональной деятельности, непримиримое отношение к своим слабостям, формирование в себе убежденности в необходимости работы над собой. В профессиональном самообразовании учителя можно выделить общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. Общеобразовательное самообразование профессионально значимо для учителя не только в аспекте того, что много знающий и многим интересующийся учитель интереснее детям и быстрее находит с ними контакт, но и в плане повышения уровня педагогической грамотности. Учитель смотрит кино, читает книгу, идет в музей не только потому, что ему это интересно и он полезно займет досуг, но и потому, что у него сформирована установка на педагогизацию всей поступающей к нему информации: «Грамотно ли это с педагогической точки зрения? Где полученную информацию я могут использовать во взаимодействии с детьми?» и т.п. Такая установка вначале сознательно переносится учителем в систему профессионального самообразования, а затем становится элементом его педагогического сознания. Общеобразовательное самообразование учителя включает в себя: собственно общеобразовательную информацию; информацию, умения и навыки, имеющие общепедагогическую ценность; знания, умения и навыки, имеющие значения для повышения предметной квалификации. Предметное самообразование связано с чтением специальной литературы по преподаваемым предметам, посещением специальных занятий, курсов, семинаров. Психолого-педагогическое самообразование предполагает углубленное знакомство и изучение педагогической и психологической литературы, что, как показывают специальные исследования по изучению этого аспекта самообразования (Г.С. Сухобская, Ю.Н. Кулюткин) является самым несовершенным звеном даже в группах учителей, самообразовательную работу которых можно считать достигшей достаточно высокого уровня по другим содержательным компонентам этой деятельности. Это положение в определенной мере парадоксально, так как наибольшие затруднения учителя испытывают в сфере изучения и понимания своих воспитанников, т.е. в сфере психологической компетентности и выборе средств воздействия и организации взаимодействия с ними, что относится к педагогической компетентности. С другой стороны, противоречие это вызвано тем, что в период профессиональной подготовки предметы психолого-педагогического цикла (общепедагогического характера) не являются личностно значимыми для студентов, потребность в психолого-педагогических знаниях не является явно выраженной. Методическое самообразование связано с углублением, уточнением, шлифовкой методики преподавания. Осуществляется оно чтением специальной литературы, изучением педагогического опыта, анализом и обобщением результатов собственной деятельности. Именно методические библиотечки наиболее представительны у учителей. Однако негативной тенденцией в методическом самообразовании является востребованность литературы, в которой содержатся конкретные рекомендации, советы, поурочные разработки, где каждый урок от начала до конца расписан по деталям. Учителя слепо следуют тому сценарию, который заложен в поурочной разработке, без какого-либо учета особенностей конкретного классного коллектива учащихся и условий его работы. Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. Готовность к самообразованию – состояние, характеризующееся единством положительного отношения субъекта к самообразовательной деятельности и практического владения умениями этой деятельности. Готовность к самообразованию складывается из когнитивного, мотивационного, процессуального, организационного, нравственно-волевого компонентов. Когнитивный компонент определяется базовой культурой личности, наличием достаточных профессиональных знаний и умений их применять. Ведущее место занимает мотивационный компонент: осознание личной и общественной значимости непрерывного образования, профессионального совершенствования и расширения кругозора, наличие стойких познавательных интересов, влечений, установок, сформированного чувства долга и ответственности. Самообразование невозможно без сформированного процессуального компонента: развитых навыков самостоятельной познавательной деятельности и сформированных операций умственной деятельности, умений самоанализа. Организационный компонент готовности к самообразованию предполагает наличие умений выбрать источники познания и формы самообразования, планировать свою деятельность и время, организовать свое рабочее место, саморегуляцию деятельности, самоконтроль и самооценку. Нравственно-волевой компонент включает ряд личностных характеристик, без которых самообразование не осуществимо: любознательность, критичность, трудоспособность, ответственность. В самообразование учителя включаются четыре вида самообразовательной деятельности: фоновое общеобразовательное самообразование; фоновое педагогическое самообразование; перспективное профессиональное самообразование и актуальное педагогическое самообразование. Фоновое общеобразовательное самообразование – самостоятельная познавательная деятельность, которая становится естественной частью жизни учителя, не требует специальной организации и планирования: чтение художественной литературы и периодических изданий, детской литературы, просмотр отдельных телепередач, слушание радио, посещение с определенной периодичностью кино, театров, музеев, выставок; участие в экскурсиях самого разного характера и направленности, лекториев, всевозможных курсов. Фоновое педагогическое самообразование – просмотр и чтение педагогической периодики и новых книг по педагогике, психологии, методике преподавания, создание личной библиотеки и ее систематизация, накопление и классификация различных материалов для использования в учебно-воспитательной работе. Для профессионально работающего учителя этот вид самообразования также является естественным элементом жизни. Перспективное профессиональное самообразование – работа учителя над определенной психолого-педагогической или методической проблемой, рассчитанная на достаточно длительный срок. Проблема выявляется учителем в результате самоанализа своей педагогической деятельности как проблема, которую необходимо глубоко изучить. Актуальное педагогическое самообразование – работа над отдельными, наиболее существенными, но частными затруднениями в своей педагогической деятельности. Профессиональное самообразование можно представить в виде модели. В системе самообразования учителей в целях повышения педагогической культуры и профессионального мастерства особое место занимают библиотеки. По сравнению с другими источниками распространения книги библиотеки имеют неоспоримые преимущества: 1) библиотеки представляют собой систематически подобранные книжные фонды общественного пользования, создающие возможность всестороннего изучения интересующей читателя проблемы (для сравнения: книжный магазин может предложить читателю для приобретения лишь то, что в данный момент находится на книжном рынке). 2) библиотеки размещены планомерно по всей стране и наиболее приближены к населению. 3) оказывают разностороннюю помощь в выборе книг для чтения, в формировании навыков пользования библиотечно-библиографическимвспомогательным аппаратом.
Модель. Профессиональная самообразовательная деятельность учителя
Перед библиотеками стоит задача помочь учителям рационально использовать свободное время, удовлетворять потребность в самообразовании,предложить им систему чтения, помочь в поисках необходимой литературы, показать принципы ее отбора. Такая помощь способствует, с одной стороны, удовлетворению интересов учителей, с другой – формированию социально активной, творческой личности. Комплектуя фонд, библиотека приобретает уже оцененную обществом литературу, соответствующую уровню подготовленности потенциальных читателей. Организуя фонд неопубликованных материалов (отчетов, депонированных рукописей, диссертаций и т.д.), она предоставляет читателям возможность знакомиться с направлениями исследований и раз-работок. Выписывая реферативные и обзорные издания, библиотека целенаправленно информирует и знакомит читателей с существующими изданиями по интересующим проблемам. Уровень работы библиотек в повышении педагогического мастерства учителя в значительной степени зависит от того, как поставлена информация о новой литературе, насколько эффективно используется межбиблиотечный абонемент, как библиотека знакомит читателей с новыми списками и указателями, помещенными в книгах и журналах или изданными отдельно. Библиотеки используют все виды работы с читателями: наглядные, устные, письменные – путем организации дней информации, дней специалиста, оформления плакатов, составления библиографических обзоров, информационных списков, библиографических пособий, организации выставок, лекций, бесед, конференций и самый действенный из них – сочетание нескольких или всех, вместе взятых. Разнообразные методы массовой работы библиотеки можно разделить на две основные группы: наглядные и устные. Наглядные методы. Наиболее распространенным методом являются книжные выставки, способствующие наиболее эффективному раскрытию фондов для читателей, знакомящие их с новыми поступлениями книг. В библиотеках применяются различные виды выставок: по содержанию – универсальные и тематические; но времени их использования – постоянные и эпизодические; по месту использования – внутри библиотечные и внебиблиотечные. К числу универсальных относятся главным образом выставки-просмотры новых поступлений в библиотеку – книг и других произведений печати. Их цель – систематическая наглядная информация о новых поступлениях в библиотеку за тот или иной период. Просмотры организуются в самом многолюдном месте и могут демонстрироваться в течение 2–3 дней. Кроме того, в библиотеках имеются постоянные выставки «Новые журналы». В крупных библиотеках регулярно выпускаются бюллетени новых поступлений. Тематические книжные выставки очень разнообразны по своим задачам и тематике: 1) выставки, посвященные актуальным вопросам современности, культурному строительству, вопросам искусства, литературы; 2) выставки к памятным датам и знаменательным событиям; 3) выставки, посвященные жизни и деятельности выдающихся деятелей, ученых, писателей, художников, педагогов, имеющие большое воспитательное значение; 4) жанровые выставки – выставки художественной литературы, мемуаров и библиографической литературы; 5) выставки, посвященные вопросам профессионального мастерства, знакомящие с передовым педагогическим опытом. Особое внимание в организации выставок для учителей уделяется их профессионально-педагогической направленности. В частности, во многих библиотеках регулярно организуются выставки, основная тема которых – профессия учителя: «Учись быть учителем», «Моя профессия – моя гордость», «Мы и книга», «Педагогическое творчество», «Передовой педагогический опыт», «Педагогическое мастерство», «Золотая чаша педагогической мудрости», «В помощь учителям-предметникам» и др. О достижениях в области образования рассказывают выставки «Народное образование: проблемы и перспективы развития», «Школа смотрит в завтра», «Педагогика и современность» и др. Методы устной работы. Устнаяреклама в библиотеке реализуется посредством проведения обзоров, лекций, бесед, пресс-конференций, экскурсий и т.д. Основным признаком, характерным для этого направления, является живое общение библиотечного персонала с аудиторией посетителей. Анализ практики организации устных мероприятий в библиотеках свидетельствует о том, что в последнее время их структура претерпевает существенные изменения. Процесс обновления связан с существенным расширением сферы деятельности библиотек, повышением образовательного и квалификационного уровня читательской аудитории и углублением на этой основе ее социальной дифференциации. Устные мероприятия по своей форме могут быть массовыми, групповыми и индивидуальными. К методам устной работы относятся: 1. Библиографические обзоры – это рассказы о книгах, построенные по определенному плану, анализирующие содержание, дающие оценку и рекомендацию произведений. По содержанию обзоры бывают тематическими и универсальными, по характеру организации – самостоятельными или связанными с «вечером книги», с обсуждением книги, с книжной выставкой. Они могут также сочетаться с лекцией, докладом, могут быть приурочены к научным конференциям и т. д. Обзоры имеют различную тематическую направленность, о чем свидетельствуют их названия: «Методы работы с книгой», «Рекомендательная библиография по педагогике», «Основы педагогического творчества», «Жизнь и творчество А. А. Ахматовой», «Предупреждение вредных привычек у несовершеннолетних». 2. Читательские конференции – это самые содержательные и действенные формы массовой работы. Их цель – познакомить читателей с творчеством писателя или ученого, с отдельными художественными или научными произведениями, а так же с рядом произведений, посвященных одной теме. Они помогают привлечь внимание читателей к актуальным темам современности, к достижениям в различных областях науки и техники, способствуют углубленному изучению художественной и научной литературы, развивают навыки самостоятельной работы над книгой. 3. Обсуждение книг имеет большое общественное значение, так как является одним из путей творческого общения Кроме того, широко применяются такие методы устной работы, как вечера книги, вечера встречи с писателями и т.п. Методы комплексной работы. В библиотечной практике к ним относятся конференции, дни специалиста, дни информации. Они представляют собой совокупность мероприятий, программа которых включает элементы наглядных, устных и печатных методов работы. Целевое назначение «дней информации» и «дней специалиста» – максимально полное и многоаспектное раскрытие фондов библиотеки. Информация об изданиях, как правило, дополняется элементами библиотечно-библиографических знаний и навыков. Многообразные функции «дней информации» и «дней специалиста» реализуются через сочетание наглядных, устных и печатных форм работы. «Дни» предназначаются для широких кругов и для отдельных групп читателей. В зависимости от целевого и читательского назначения они знакомят читателей с новыми публикациями по различной тематике или одной теме (области знания, жанру, серии) из фондов библиотеки. Наряду с книгами, периодическими изданиями библиотеки широко представляют информационные издания. Чаще всего структура «дней информации» и «дней специалиста» складывается из выставки-просмотра изданий, обзора, беседы и консультации о рациональных приемах работы с изданиями, о правилах пользовании библиотекой, ее справочно-библиографическим фондом, а также оказания методической помощи (как в библиотеке, так и во время проведения массово-информационных мероприятий вне библиотеки) и консультаций (индивидуальных и групповых; устных и письменных). Вместе с тем библиотеки используют и традиционные методы библиотечно-библиографическойинформации читателей о новой литературе: информационные списки, указатели, реферативные журналы, тематические обзоры первичных и вторичных источников информации, тематические и отраслевые выставки литературы и др. Наряду с информационной работой, знакомящей читателей с достижениями и передовым опытом библиотеки в целях повышения педагогического мастерства и организации самообразовательного чтения постоянно совершенствуют справочно-библиографическое обслуживание специалистов. Итак, мы рассмотрели вопросы становления педагогического мастерства учителя-воспитателя. Если задаться вопросом: можно ли стать хорошим учителем, то ответ будет один: «Да, можно, если человек любит детей». Педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика, сталевара, даже если у человека талант к соответствующей деятельности. Что для этого нужно? Прежде всего, знать предмет, который учитель собирается преподавать или уже преподает. Чтобы успешно преподавать, необходимо овладеть приемами преподавания: методами объяснения, закрепления, актуализации знаний, организации самостоятельной работы. Однако этого мало. Учитель воспитывает. И хотя каждый человек от природы воспитатель, учителю необходимо овладеть методами педагогического воздействия, приемами работы с коллективом и отдельными учащимися, отлично знать психологию. Специфика работы учителя такова, что основное зависит не только от знания предмета и методов работы, но и от личности учителя. Изучаемая дисциплина «Основы педагогического мастерства» знакомит с основными способами, путями приобретения педагогического опыта, показывает, что учителем-мастером может стать каждый педагог, необходимо только приложить значительные усилия, чтобы неуклонно двигаться в этом направлении.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|