Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ЕГО СТРУКТУРА





 

Рабочим временем называется время нахождения работника на рабочем месте и выполнения им работы в соответствии с должностной инструкцией.

Продолжительность рабочего времени для разных категорий работников и профессий регламентируется трудовым законодательством. Для большинства трудящихся нашей страны продолжительность рабочего времени составляет 41 ч в неделю.

Все рабочее время подразделяют на время работы и время перерывов. Время работы - это время, когда рабочий выполняет работу, предусмотренную и не предусмотренную производственным заданием. Время перерывов в работе - это время, когда рабочий, находясь на рабочем месте, не занят выполнением производственного задания. Обеденный перерыв не входит в рабочее время, следовательно, и время перерывов.

Время работы подразделяют на время полезной работы по заданию и время случайной работы.

Время полезной работы, по заданию в свою очередь состоит из времени подготовительно - заключительного, оперативного и на обслуживание рабочего места. Подготовительно - заключительное время предусматривает подготовку рабочего места, получение и сдачу инвентаря, машин, уборку рабочего места. Оперативное время смены подразделяют на основное и вспомогательное. Оперативное время используют для непосредственного выполнения заданной работы, например, на перегрузку груза по заданной технологии. Основное время затрачивают на качественное или количественное изменение предмета труда, например, на непосредственное перемещение груза: формирование подъемов, подъем и перемещение груза из трюма на склад, вагон или обратно, застропка и отстропка грузов, формирование штабелей. Вспомогательное время исполнитель затрачивает для обеспечения выполнения основной работы, например на затаривание, сепарирование, крепление - раскрепление, взвешивание, сортировку грузов. В зависимости от рода груза и технологии перегрузки вспомогательное время иногда совмещают с основным.

Время на обслуживание рабочего места — это время, используемое на выполнение работ, связанных с обеспечением соответствующего технического состояния машин и приспособлений, обеспечивающих выполнение технологического процесса, например, время на замену аккумуляторных батарей на электропогрузчиках во время работы.

Время случайной работы, — это время, затраченное исполнителем на исполнение работ, ему не свойственных, или работ на исправление допущенного брака. Например, время на переформирование развалившегося из-за недобросовестной укладки подъема.

Время перерывов в работе подразделяют на время, не зависящее от рабочих, и время, зависящее от них. Ко времени перерывов, не зависящих от рабочих, относят время перерывов по вине администрации и не по ее вине. Перерывы по вине администрации — это, например, перерывы в работе из-за несвоевременной выдачи наряда, неподготовленности груза на складе, отсутствия средств внутрипортовой транспортировки груза, предусмотренные сменно - суточным планом.

Время перерывов не по вине администрации подразделяют на время организационно - технических, технологических перерывов и перерывов в работе по метеорологическим причинам. Перерывы по организационно - техническим причинам могут быть из-за отсутствия груза по вине внешнеторговых организаций (нет разнарядки на груз), отсутствия электроэнергии по вине городской электростанции. Технологические перерывы возникают, например, при переподаче вагонов, когда рабочие перегружают груз по прямому варианту, а перерывы в работе по метеорологическим причинам — в случаях, когда погодные условия создают опасность повреждения груза или опасность для рабочих при выполнении работ (сильный ветер).

Время перерывов, зависящих от рабочих, подразделяют на время, которое необходимо для внутрисменного отдыха и личных надобностей, а также перерывы из-за нарушения трудовой дисциплины. Перерыв на отдых и личные надобности — это внутрисменный перерыв, который рабочий использует для предотвращения утомляемости и поддержания нормальной трудоспособности (гимнастика), а также на личную гигиену. Примерами нарушения трудовой дисциплины могут служить опоздания на работу в начале смены, опоздание с обеда, досрочное окончание смены.

Элементы рабочего времени могут быть нормируемые и ненормируемые. К первым относят оперативное время смены, а также время, необходимое на: подготовительно - заключительные операции, обслуживание рабочего места, внутрисменный отдых, личные надобности и технологические перерывы. Все остальные элементы рабочего времени — это ненормируемые, непроизводительные простои.

Совокупность и правильное чередование нормируемых элементов рабочего времени составляет его режим.

 

ИЗУЧЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

 

Для того чтобы изучить, как используют рабочее время, работник или группа работников в течение полной смены, части смены или нескольких смен проводят натурные наблюдения. Последние, как метод изучения и рационализации производства, занимают большое место в исследовании трудовых процессов, в работе по нормированию труда. Изучение затрат рабочего времени проводят в целях: обобщения и распространения передового опыта работы; изучения причин возникновения непроизводительных простоев и разработки мероприятий по максимальному увеличению доли нормируемого времени в общем бюджете рабочего времени; получения необходимых исходных данных для проверки действующих и разработки новых норм труда и построения рационального режима рабочего времени; получения фактических данных, необходимых для совершенствования организации труда, производства и управления.

В морских портах преимущественно проводят натурные наблюдения за использованием рабочего времени рабочим или звеном рабочих, совместно выполняющих операцию в течение смены. Эти наблюдения носят название фотографии рабочего дня, а их разновидность — самофотография рабочего дня. В зависимости от числа работников, затраты времени которых изучают, фотография рабочего дня бывает индивидуальной, групповой и массовой.

Проведение каждого наблюдения можно разделить на четыре этапа: подготовка к проведению наблюдения — ознакомление с условиями выполнения изучаемой работы, уточнение объекта наблюдений, занесение в наблюдательный лист сведений и значений, не изменяющихся в период наблюдений; непосредственное наблюдение — замеры элементов рабочего времени; обработка; полученных данных — группировка одноименных затрат и подсчета баланса рабочего времени; анализ результатов и подготовка I соответствующих рекомендаций.

Фотографию рабочего дня можно производить путем непосредственных замеров величин элементов рабочего времени и методом моментных наблюдений. Метод непосредственных замеров затрат рабочего времени наиболее распространен в морских портах. Он заключается в том, что наблюдатель всю смену ведет цифровую запись по текущему времени с точностью до 1 мин. При методе моментных наблюдений наблюдатель совершает многократно повторяющиеся обходы изучаемых объектов (например, нескольких механизированных линий, обрабатывающих одно судно) по заранее установленному маршруту и определяет, чем занят рабочий (группа рабочих) или машина в данный момент, и записывает |, результаты в специальный бланк наблюдения.

Преимущество метода непосредственных замеров — возможность более полного изучения трудового процесса, изучение сведений, характеризующих не только затраты времени, но и чередование отдельных его элементов, методов и приемов труда, влияние какого - либо фактора на работу в течение всей смены. Достоинство метода моментных наблюдений — меньшая трудоемкость процесса наблюдения, изучение наблюдателем одновременно нескольких объектов, возможность прерывания наблюдений без снижения точности их результатов. Этот метод не позволяет получить сведения об изменении продолжительности, повторяемости отдельных элементов времени в процессе выполнения изучаемой работы.

Следует заметить, что конечные результаты моментных наблюдений незначительно отличаются от полученных методом непосредственных замеров времени.

В ряде случаев с целью установить причины и продолжительность потерь рабочего времени сам работник проводит самофотографию рабочего дня.

При методе непосредственных замеров и самофотографии в специальном листе, который называется «Фотография рабочего дня» записывают: наименование порта; дату наблюдений; время смены, номер бригады, число рабочих и их расстановку; номер причала, название судна и номер трюма; род груза, массу места и род упаковки; технологическую схему перегрузки груза; в хронологическом порядке все действия рабочего, группы рабочих или бригады в течение всего периода наблюдений с указанием затрат времени на каждое действие.

Данные метода моментных наблюдений записывают в «Наблюдательный лист». В нем кроме общих данных указано время в количество работающих линий или рабочих, за которыми ведут наблюдение. При проведении моментных наблюдений обязательна неизменность маршрута наблюдателя и фиксажных пунктов.

По окончании наблюдений обрабатывают полученные данные:

Ø фиксируют, как время распределено по элементам рабочего времени, устанавливают долю каждого элемента. Особо выделяют непроизводительные простои и причины, их вызывающие. Разрабатывают мероприятия по ликвидации простоев, что в конечном итоге позволяет повысить производительность труда.

Для установления режима рабочего времени на погрузочно-разгрузочных работах для комплексных и укрупненных комплексных бригад докеров - механизаторов проводят многократную фотографию рабочего дня для аналогичных условий.

 


ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

Под производственным процессом перегрузки груза в порту понимают характер и последовательность действий, совершаемых над грузом при его перемещении с одних транспортных средств на другие через склады или минуя их. В п. 9 приведена структура производственного (технологического) процесса перегрузки груза. Перемещение груза в порту осуществляют по вариантам работ, которые показывают начальное и конечное положение груза. В зависимости от условий порта, его оснащенности, транспортной характеристики груза вариант перегрузки выполняют по технологической схеме, определяющей последовательность и методы перемещения груза.

Каждая технологическая схема состоит из отдельных технологических операций, технологическая операция — из рабочих приемов, а каждый рабочий прием — из отдельных рабочих движений.

Совершенствование производственных процессов позволяет повысить производительность труда. Возможности совершенствования производственного процесса выявляют путем его изучения. Данные для изучения производственного процесса получают с помощью хронометражных наблюдений, которые позволяют получить исходные данные для разработки нормативов и научно обоснованных норм труда, для проверки действующих норм и выявления причин их невыполнения, а также с целью совершенствования трудовых и технологических процессов.

В практике морских портов проводят хронометражные наблюдения двух видов: визуальные по текущему времени и выборочные (с помощью секундомеров); с применением записывающей аппаратуры (с помощью тхогенераторов и осциллографов). Первый вид наиболее распространен, его применяют для измерения продолжительности отдельных элементов производственного процесса, второй — менее, им пользуются для измерения продолжительности быстротечных элементов отдельных производственных операций. Следует отметить, что хронометраж можно проводить как по производственной операции в целом, так и по отдельным рабочим приемам или рабочим движениям. Это зависит от цели наблюдений.

При разработке нормативов труда и технически обоснованных норм результаты будут тем точнее, чем большее число раз будет проведен хронометраж для одних и тех же условий и чем более мелкие элементы производственного процесса будут изучаться. При проведении хронометража выделяют следующие стадии: подготовку к проведению наблюдений; наблюдение; обработку полученных данных; целевой анализ и систематизацию наблюдений.

На рабочем месте перед началом наблюдений заполняют наблюдательный лист, содержащий сведения, характеризующие условия выполнения работы (порт, дата, причал, судно, трюм, род груза, технологическая схема, тип машины и грузозахватных приспособлений), а также эскизы, схемы, снимки рабочего места, позиция машины, описание приемов работ. Сначала производят несколько предварительных замеров для установления ориентировочной продолжительности изучаемого элемента процесса. Перед началом замеров уточняют фиксажные точки.

Фиксажными точками называют внешние признаки, определяющие начало и конец выполнения того или иного элемента производственного процесса (рабочего движения, рабочего приема, технологической операции). Результаты наблюдений заносятся во вкладыш к наблюдательному листу.

Практикой установлено, что при хронометраже элементов перегрузочного процесса в морских портах проводят 10—20 замеров времени каждого элемента. Результаты натурных наблюдений после исключения дефектных переносят из наблюдательного листа и вкладышей в хронометражный лист в виде хроноряда. Затем анализируют все величины, и резко выделяющиеся проверяют — возможно, ли их оставить в хроноряде.

Данные, полученные в результате многократных наблюдений за одним и тем же элементом процесса, соответствующим образом очищенные, проанализированные, позволяют найти его среднюю величину, которая является нормативом времени на выполнение этого элемента. Нормативы времени на отдельные элементы перегрузочного процесса являются основой для расчета технически обоснованных норм труда.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.