Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методология общей теории права. Общенаучные и частнонаучные методы исследования государства и права.





Специфика каждой науки выражается не только в ее предмете, но и в способах его познания. Общая теория государства и права, исследуя закономерности их возникновения, функционирования и развития, также пользуется в этих целях весьма широким арсеналом приемов научного познания как мировоззренческого, философско­го, так и прикладного, предметного характера.

Приемы, способы изучения реальной действительности, получе­ния о ней объективных знаний безотносительно к конкретной от­расли науки рассматриваются как методы научного познания. Сово­купность таких методов применительно к определенным предметам исследования составляет методологию конкретной науки.

Иногда понятие методологии научного исследования, в том числе и в юриспруденции, подменяется понятием некоего общего метода. Так, совокупность приемов и способов, с помощью кото­рых осуществляется процесс получения объективных знаний о за­кономерностях правовых явлений, некоторыми правоведами опре­деляется как метод общей теории государства и права. С данным подходом согласиться трудно. В таком случае игнорируется миро­воззренческое отношение к исследованию и даже происходит под­мена методологии исследования методикой его проведения.

Общей теории государства и права присуще использование не одного отдельно взятого приема, способа исследования, а их сис­темной совокупности. Многие из них используются и в других сферах научных изысканий. В первую очередь это касается миро­воззренческого подхода, который справедливо расценивается как общенаучный метод. В этом смысле системная совокупность особых приемов, способов исследования общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государственных и правовых явлений представляет собой методологию общей теории государства и права.

В науке (в частности, в юриспруденции) господствует мнение, согласно которому всю совокупность приемов и способов научно­го познания по степени их обобщающего характера (от выявления наиболее общих закономерностей до определения характерных черт конкретных явлений) можно разделить на три основных вида:

1. Всеобщий, т. е. философский, мировоззренческий метод. Он ис­пользуется во всех науках и на всех стадиях научного познания.

2. Общие методы. Их применяют разные науки с учетом специ­фики предмета каждой. В их числе методы сравнения, системного (структурного) подхода, эксперимента, анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Иногда от общих методов отличают специальные приемы ис­следования на том основании, что последние разрабатываются и используются специальными науками, но широко применяются и другими, в том числе юридическими. Это математические, статисти­ческие, конкретно-социологические, формально-логические и дру­гие методы. Но такого рода специальные методы получили широкое распространение и приобрели в связи с этим общий характер. Они имеют важное значение также для получения достоверных знаний о государстве и праве на отдельных этапах проведения исследования.

3. Частные методы. Они вырабатываются и применяются только каждой отдельной наукой, в данном случае — юриспруденцией,в том числе общей теорией государства и права. Имеются в видутакие специально-правовые (формально-юридические) методы исследования, как сравнительно-правовой, структурно-правовой, толкования правовых норм.

При всей научной и практической значимости этой градации научных приемов, способов исследования она в определенной сте­пени условна, ибо методы применяются во взаимодействии и вза­имообусловленности. Так, философский, мировоззренческий метод реализуется не сам по себе, а посредством общих и частных мето­дов. Последние дают желаемый эффект только в том случае, если опираются на определенную мировоззренческую базу. Частно-науч­ные методы, кроме того, формируются и реализуются на основе и с учетом требований общих методов. Например, метод толкования правовых норм предполагает использование приемов сравнения, формальной логики, системно-структурного анализа и т. п.

В последнее время в ряде изданий в осторожной форме отдает­ся должное диалектико-материалистическому методу. Признается, в частности, что понятийный и категориальный аппарат, выработан­ный философией, выступает адекватным отражением всех открытых и познанных свойств материи (именно материи!), всех существующих в действительности явлений, включая такие сложные и многогран­ные, как государство и право. Только полагаясь и опираясь на этот аппарат, на философские понятия и категории, можно идти от более общего, первоначального представления о государственно-правовой материи к менее общему, углубленному представлению о ней[5].

Диалектико-материалистический метод характеризуется двумя основными чертами: во-первых, признанием в качестве определяю­щего фактора общественной жизни материальных, производствен­ных отношений; во-вторых, рассмотрением всех объективных явле­ний как находящихся в постоянном развитии благодаря присущим им внутренним противоречиям[6].

Применительно к государству и праву материалистический под­ход означает признание того, что глубинным источником их возник­новения и развития является экономический базис общества, т. е. производственные отношения, обусловливающие появление клас­сов, иных социальных слоев, их видоизменение, стирание различий между ними, формирование социально однородного гражданского общества. Диалектический подход означает рассмотрение государс­тва и права в непрерывном историческом развитии, взаимодействии как между собой, так и с другими социальными явлениями, а также признание того, что их развитие происходит вследствие присущих им внутренних противоречий как социального, так и политико-пра­вового характера.

Противоположным мировоззренческим подходом к научным исследованиям государства и права отличается идеалистический метафизический метод. Идеалистический он потому, что исходит из определяющей роли сознания (его «первичности») в отношении возникновения и развития государства и права.

В результате такого подхода к исследованию в качестве реша­ющих факторов в становлении и развитии государства и права (в зависимости от той или иной идеалистической концепции) призна­ются религиозные, нравственные, политические, этические, наци­ональные и даже психологические установки личности. Этот метод метафизический, поскольку рассматривает государство и право как явления, неразрывно между собой не связанные, не обусловленные всем ходом общественного (прежде всего экономического) разви­тия, к тому же лишенные внутренних противоречий, предопределя­ющих их постоянное, объективно обусловленное развитие.

В отличие от исходных позиций идеалистического метафизичес­кого метода основные требования диалектико-материалистического подхода к исследованию государства и права заключаются в том, что изучать государство и право необходимо:

- в их постоянном развитии, конкретно-исторически. Сущность и роль государства и права могут быть правильно поняты только в том случае, если учитывать все особенности, все специфические условия их возникновения, функционирования и преобразования. Изучение существующих государственно-правовых явлений должно проводиться не только с точки зрения настоящего их состояния, но и с учетом их прошлого развития. Принципиально важны при этом ответы на вопросы, касающиеся тех социальных противоречий, при­чин и условий, которые предопределили возникновение государства и права, влияют на их развитие в настоящее время, обусловливают тенденции и перспективы их эволюции в будущем;

- в неразрывной взаимосвязи и взаимодействии с другими яв­лениями — экономикой, политикой, классовыми, национальными отношениями, природными и иными факторами, которые обуслов­ливают видоизменения государства и права и испытывают на себе их обратное воздействие. Только при соблюдении этого требования может быть обеспечена полнота и всесторонность исследования го­сударства и права во всех возможных аспектах и достигнута необхо­димая практическая значимость его результатов;

- не умозрительно, а в сочетании с юридической практикой, от­ражающей экономические, политические, социальные потребности общества, их реальную обеспеченность. Именно практика (правот­ворческая, судебная, правоохранительная) определяет цели иссле­дования и является критерием истинности научных выводов;

- не только с юридической (формально-правовой) точки зрения, но и с позиций других общественных наук — философии, социоло­гии, экономической теории, политологии, истории. Тем самым не только углубляются методологические, мировоззренческие основы исследования, но и расширяются возможности эффективного ис­пользования многообразных общих и частно-научных методов поз­нания. Комплексный научный подход к исследованию государства и права позволяет широко и продуктивно пользоваться понятиями и категориями других общественных наук, в том числе такими фи­лософскими парными категориями, как «сущность и явление», «со­держание и форма», «необходимость и случайность», «возможность и действительность» и др.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.