|
Причины и закономерности происхождения государства и права.
Государство и право возникли, как уже упоминалось, на определенном этапе общественного развития и, в сущности, их происхождение явилось результатом этого развития. Процесс правообразования и государствообразования был вызван комплексом факторов экономического, природного, религиозного, психологического и тому подобного характера. Эти факторы в совокупности, и в первую очередь совершенствование орудий труда, обусловили переход общества от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к производящей - к пастбищному, а затем и кочевому скотоводству, а также к подсечно-огневому, а позже и поливному земледелию. Существенные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека произошли в результате трех крупных общественных разделений труда. Первое из них - это отделение скотоводства от земледелия, второе - отделение ремесла от скотоводства и земледелия, третье - появление купцов, которые непосредственно уже не участвуют в процессе производства. Следствием разделений труда стало имущественное неравенство людей. Определенные группы населения начинают специализироваться главным образом на каком-то одном виде производственной деятельности. Это способствует специализации производства, которая, в свою очередь, содействует значительному повышению производительности труда, а также усилению товарообмена. Исследователи приходят к выводу, что уже в результате первого крупного общественного разделения труда, которое произошло между разными родами и племенами, складывается регулярный межродовой и межплеменной товарообмен. Второе крупное общественное разделение труда содействовало проникновению систематического товарообмена непосредственно в род и племя. Все это неизбежно вело к имущественному неравенству сначала между родами и племенами, а затем и внутри них. Рост производительности труда ведет к увеличению объема избыточного продукта, обусловившего появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода. Первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. В таких условиях уже не могла функционировать первобытная система власти. Требовался уже иной властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других. Общество в силу раскола на экономически неравные группы (классы) людей объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой - сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью населения. Такой организацией, выделившейся из общества, и явилось государство. Право возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Можно сказать, что процессы возникновения государства и права идут параллельно. Но у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности. Как известно, в первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. С появлением государства установленная обычаями форма общественных отношений вступала в противоречие с их изменившимся содержанием. Формирующееся государство постепенно стало приспосабливать, отбирать, применять некоторые выгодные господствующим слоям общества обычаи в качестве обязательных. Возникают, таким образом, правовые обычаи (в юридическом смысле), которые стали обеспечиваться силой государства. С ускорением развития государственно-организованного общества наряду с обычаями появляются юридические прецеденты, нормативные договоры, писаные законы и др. Конечно, это предельно общее, схематичное отражение сложного и длительного процесса правообразования (как и государствообразования). Рассматривая общие закономерности возникновения государства, следует иметь в виду, что в литературе выделяются и конкретные формы перехода к государству, характерные для того или иного народа. Так, Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделяет афинскую, римскую и древнегерманскую формы происхождения государства. Возникновение афинского государства явилось следствием естественного разложения первобытнообщинного строя и последующего социально-экономического развития общества (классическая форма). Римское государство возникло в результате естественного разложения первобытнообщинного строя и последующего социально-экономического, развития общества, однако борьба между патрициями и плебеями ускорила процесс формирования государства. Завоевание обширных территорий Римской империи варварами ускорило образование германских государств, так как родоплеменная организация власти не обеспечивала управление покоренными народами.
Общая характеристика различных теорий происхождения государства и права. Теологическая теория происхождения государства и права. Божественная (теологическая) теория настаивает на божественном происхождении государства и права, утверждая и защищая тезис «вся власть от Бога». Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологи ислама, христианства и других религий. Теологическая теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Теологическая теория исходит из религиозных воззрений и не является строго научной, но она отражает некоторые реальные процессы, действительно имевшие место в ходе становления государств, прежде всего теократических. «Теологическую теорию,— пишут А. Я. Малыгин и Р. С. Мулукаев,— нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т. е. это в конечном счете вопрос веры[1]. Религиозное понимание сущности происхождения государства и права и в наше время остается одним из направлений теоретического осмысления этих социальных институтов (Ж. Маритен), правда, не имеет широкого распространения. Патриархальная теория. Смысл патриархальной теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха. Его власть, таким образом, есть продолжение власти отца; монарх является отцом всех своих подданных. Так же, как и теологическая, патриархальная теория была направлена на обоснование неограниченной власти царя, монарха, но истоки этой власти видела не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовала Зародилась теория в Древней Греции, первоначальное обоснование получила в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в европейских странах Нового времени. Из патриархальной теории, как и из теологической, вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти. Однако наукой установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются, а не доводятся до государственных масштабов. Таким образом, основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|