|
Развитие физических качеств через народные подвижные игры детей старшего дошкольного возрастаФизическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребёнком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствование всех функциональных систем организма. Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость связь эта взаимна. Чем богаче и шире арсенал движений, тем легче ребёнку добиться успеха в двигательной деятельности. [13] Выносливость – способность к длительному выполнению, какой – либо деятельности без снижения её интенсивности, это способность человека противостоять утомлению от выполняемой работы за счёт волевых усилий. Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменившихся условиях правильно, быстро и находчиво. [15] Гибкость – морфофункциональное свойство опоро – двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом выполнение таких заданий не должно занимать много времени и вызывать утомление. Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечного напряжения. Для развития двигательных качеств надо использовать свойственную детям активность, стремление действовать. Так же, как и во всей педагогической работе, важно учитывать индивидуальные особенности детей. Необходимо создавать условия, чтобы не только слабые, но и сильные дети могли упражнять свои качества развивать их дальше, не останавливаясь на среднем достигнутом уровне. И в этом как раз помогают народные подвижные игры. Именно они создают такую атмосферу, где каждый ребёнок в непринуждённой обстановке, наравне со всеми сверстниками выполняет всевозможные движения, тем самым развивая свои физические качества. Потому, как в каждой народной подвижной игре используется движение на развитие одного, а чаще нескольких физических качеств, сразу.
Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановке. Проблема формирования такого сложного психофизического качества, как ловкость, вызывает множество дискуссионных вопросов. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А.Бернштейну. Он делает глубокий анализ ловкости и называет её не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида. По мнению Н.А.Бернштейна ловкость и хорошая координация движения не одно и то же, между ними существуют явные различия. «Двигательная ловкость - это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом эта простейшая форма находчивости постепенно перерастает в умственную находчивость». Кроме образных и красноречивых объяснений автор даёт научное понятие ловкости: «Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: 1. правильно (т.е. адекватно и точно); 2. быстро (т.е. скоро); 3. рационально (т.е. целесообразно и экономично); 4. находчиво (т.е. изворотливо и инициативно)». Н.А.Бернштейн считает, что формирование правильности движений должно начинаться с самого начала формирования нового двигательного навыка. Правда, вначале он допускает некоторое снижение скорости и силы выполнения движения, однако правильность и точность движения должны быть идеальными. Однако ловкость неоднородна по своей уровневой структуре, Н.А.Бернштейн выделяет два разряда ловкости: 1. телесная ловкость; 2. предметная, или ручная, ловкость. Поскольку ловкость является психофизическим качеством, то она должна обладать свойством упражняемости. Н.А.Бернштейн отмечает: «ловкость это не навык и не совокупность каких-нибудь навыков. Ловкость - это качество или способность, которая определяет отношение нашей нервной системы к навыкам. От степени двигательной ловкости зависит, насколько быстро и успешно может соорудиться у человека тот или иной двигательный навык и насколько высокого совершенства он сумеет достигнуть». К показателям ловкости относятся следующие факторы: 1. способность быстро обучаться; 2. использовать двигательный опыт; 3. быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координировано выполнять двигательные действия. При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребёнка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры - игровые упражнения. Большое место в развитии ловкости занимают русские народные подвижные игры. [14] Поскольку психофизические качества формируются у ребёнка комплексно, развитие одного из качеств, способствует улучшению других психофизических качеств. Таким образом, результаты исследования литературы, показали, что одной из эффективных форм сохранения здоровья, физического совершенства детей дошкольного возраста, являются народные подвижные игры. В данной работе мы выполнили поставленные перед нами задачи и доказали что традиционные народные игры являются действенным средством всестороннего, и, прежде всего умственного и физического развития детей. Они помогают освоению и закреплению ранее полученных знанийи умений, развивают физические качества в различных игровых ситуациях. Предоставленные тесты и диагностические методики могутбытьиспользованы в практической деятельности дошкольных учреждений. Народные игры могут органически включаться в современный воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях, делая этот процесс естественным. Народные подвижные игры способствуют развитию таких качеств как выдержанность, самодисциплина, ответственность, самообладание, доверие, доброта к людям, вежливость, внимательность, сочувствие, терпимость. При развитии физических качеств игры содействуют формированию походки, движений, умению корректно отстаивать точку зрения, помогают в овладении нормами литературного языка. [7] .
ГЛАВА 2. Организация практической деятельности Описание базы исследования Организация практической деятельности проводилась на базе Муниципального образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 20». В ДОУ созданы условия для комфортного пребывания, физического и интеллектуального развития воспитанников. Имеются музыкальный зал, кабинет логопеда, бассейн, который посещают дети с 3 лет. Физкультурный зал с набором спортивного оборудования и пособий для физического развития: спортивно-игровой комплекс (лестницы, перекладины, канаты, кольца, веревочные лестницы), гимнастические стенки, скамейки, доски, кубы, палки, дуги для подлезания, тоннели, стойки для прыжков, настенные мишени, скакалки, массажные коврики, обручи, способствующих решению задач укрепления здоровья дошкольников. Групповые помещения оснащены игровым оборудованием, пособиями развивающего характера. На территории детского сада имеется спортивная площадка, прогулочные веранды на каждую возрастную группу, беговая дорожка, полоса препятствий, площадка для игры в городки, прыжковая яма, баскетбольный щит, для развития основных видов движений. Также имеется спортивные площадки для спортивных игр: в футбол, баскетбол, волейбол и подвижных игр. В зимнее время прокладывается лыжня. Активное участие в оснащении предметно - развивающей среды принимают родители воспитанников ДОУ. Созданы хорошие условия для разнообразной и интересной деятельности детей. Высокий уровень физического развития детей одно из важнейших условии благополучного физического развития подрастающего поколения. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|