|
Эстетическая функция русского языка в системе его преподавания ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Изучение эстетической функции — одно из важнейших направлений преподавания русского языка в современной школе. Особенности содержания современных курсов словесности в системе филологического образования в школе. Элективный курс словесности (7—9 классы), его содержание и структура. * 90-е годы XX века войдут в историю отечественной методики как период реализации дидактических возможностей эстетической функции русского языка. Можно утверждать, что «эстетика словесного творчества» (М. М. Бахтин) становится объектом специального анализа на уроках русского языка в современной школе. Эстетика языка долгое время оставалась без должного внимания не только в практике школьного преподавания, но и в самой лингвистике. Русский языковед Л. В. Щерба в 1923 году с горечью писал, что до сих пор эстетикой языка интересовались лишь поэты и прозаики, отчасти — отдельные литературоведы, тогда как лингвисты почти не обращали внимания на эстетические возможности и ресурсы языка, «вообще на все то, что делает наш язык выразителем и властителем наших дум». По словам Л. В. Щербы, разработка эстетики языка могла бы стать тем мостиком между языковедением и образованным русским обществом, который был сломан во второй половине XIX века. Со временем эстетическая сторона языковой действительности стала предметом специальных научных исследований, результаты которых отразились в работах А. А. По-тебни, А. М. Пешковского, Л. В. Щербы, В. В. Виноградова, В. М. Жирмунского, Б. А. Ларина, Г. О. Винокура, Р. О. Якобсона, М. М. Бахтина, В. В. Одинцова, Н. М. Шанского, В. П. Григорьева, Ю. М. Лотмана, Л. А. Новикова и многих других замечательных лингвистов. В языкознании сложилось и прочно утвердилось особое направление, связанное с изучением изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней, разработкой принци-0ов многоаспектного анализа языка художественного текста. В 70-е годы XX века даже был предложен и принят многими языковедами специальный термин лингвистическая поэтика как область науки, изучающая худо-лсественную речь как особую эстетическую систему, «язык в его эстетической функции»1. Теория лингвостилистического (лингвопоэтического, лянгвоэстетического) анализа произведений художественной словесности оказывает огромное влияние на школьную практику обучения родному языку. Особенно заметным стало это влияние, как мы уже говорили, в 90-е годы XX века, когда учитель-словесник, горячо любящий русскую литературу, тонко чувствующий красоту и изящество родной речи, пытался найти оптимальные и приемлемые пути органичного включения эстетически значимого языкового материала в многообразную лингвистическую работу на уроках русского языка. Вообще нужно сказать, что учителю-словеснику было всегда невыносимо обидно, что за унылой чередой разных видов грамматического разбора, списков слов для заучивания, бесконечных рамочек в учебниках и напряженных ожиданий результатов очередного контрольного диктанта не видят дети в родном языке самого главного — его удивительного богатства и красоты — того, чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным. И давно было замечено, что не отзывается душа ребенка на проникновенные и авторитетные высказывания ценителей русского языка, на высказывания о величии, силе и красоте русского слова, поразительном богатстве русской речи. Сегодня изучение эстетической функции становится важнейшим аспектом преподавания родного языка. Этот аспект включает в себя: 1) формирование у учащихся представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; 2) осознание учащимися эстетической Функции родного языка; 3) активное развитие у школьников языкового эстетического чувства, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания, объяснять языковые истоки его образности и вырази- 1 Григорьев В. П. Поэт и слово. — М., 1973. — С. 59. тельности; 4) формирование у обучающихся потребности совершенствовать свою собственную речь, приближая ее к эстетическим речевым нормам. Объектом особого внимания при обучении русскому языку и литературе становится художественный текст, поскольку именно в нем наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов. Справедливости ради нужно сказать, что учитель всегда стремился использовать лучшие образцы литературного творчества при проведении грамматических разборов, в работе над связной речью учащихся на уроках родного языка. Однако довольно часто эта работа принимала весьма примитивные формы, выражающиеся, например, в разборе по членам предложения отрывков из великих произведений русской литературы. Использование их в качестве дидактического материала еще не создает условий для активного развития у школьников коммуникативно-эстетических способностей, если не предусматривается систематическая и целенаправленная работа над языковыми явлениями, представленными в тексте и определяющими его эстетическую ценность. Между тем обучающая значимость лингвоэстетическо-го анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь; прививается истинная любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него. * В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать процесс обучения, чтобы эстетическая функция родного языка не только не терялась за важной и трудоемкой грамматической и речевой работой на уроке, но и помогала такой работе, формируя представление о языке в его эстетической функции, создавая правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта. В результате интенсивных поисков уже на сегодняшний день определились разнообразные пути решения этой проблемы: 1) усовершенствование курсов русского языка и литературы, с одной стороны, за счет усиления внима- к языковой стороне изучаемых художественных произведений на уроках литературы, с другой — за счет усиления функциональной направленности в обучении родному языку, что предполагает внимание к вопросам употребления языковых средств в художественной речи; 2) попытка создать единый курс русской словесности, полностью интегрирующий обе школьные дисциплины; 3) создание так называемых модульных курсов в рамках основного курса; например, серии уроков, посвященных анализу изобразительно-выразительных возможностей языка и наблюдению за их реализацией в литературных произведениях; 4) подготовка разнообразных элективных курсов, направленных на формирование у учащихся способности осознавать эстетическую ценность художественного высказывания и проводить элементарный анализ языка художественного произведения. Нужно отметить, что каждое из этих направлений имеет право на существование и дальнейшую разработку. В результате реализации первого направления эстетический аспект целенаправленно реализуется в теории и практике преподавания русского языка. Созданы учебники, которые раскрывают эстетический потенциал изучаемых грамматических тем школьного курса, изобразительно-выразительные средства языка1. Этот аспект получил отражение и в стандарте, в примерных программах по русскому языку, которые предусматривают формирование у учащихся элементарных умений проведения языкового анализа художественного текста. Элементарные сведения об эстетической функции языка проверяются и на экзаменах по русскому языку в 9 и 11 классах. Так, рекомендованные Министерством образования РФ вопросы к билетам предполагают не только наличие у школьников определенных знаний в области эстетики языка, но и сформированность соответствующих умений и навыков, связанных с лингвопоэтическим анализом эстетически организованного текста. Нормативные сборники по итоговой аттестации школьников предлага- 1 См., например, учебники русского языка (5—9 классы) под Ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта (авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.); учебники русского языка (5—9 классы) под ред. С. И. Львовой (авторы: С. И. Львова, Г. К. Лидман-Орлова, В. В. Львов). Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|