Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эстетическая функция русского языка в системе его преподавания





Изучение эстетической функции — одно из важнейших на­правлений преподавания русского языка в современной школе.

Особенности содержания современных курсов словесности в системе филологического образования в школе. Элективный курс словесности (7—9 классы), его содержа­ние и структура.

* 90-е годы XX века войдут в историю отечественной ме­тодики как период реализации дидактических возможнос­тей эстетической функции русского языка. Можно утверж­дать, что «эстетика словесного творчества» (М. М. Бах­тин) становится объектом специального анализа на уроках русского языка в современной школе.

Эстетика языка долгое время оставалась без должного внимания не только в практике школьного преподавания, но и в самой лингвистике. Русский языковед Л. В. Щерба в 1923 году с горечью писал, что до сих пор эстетикой языка интересовались лишь поэты и прозаики, отчасти — от­дельные литературоведы, тогда как лингвисты почти не обращали внимания на эстетические возможности и ресур­сы языка, «вообще на все то, что делает наш язык вырази­телем и властителем наших дум». По словам Л. В. Щербы, разработка эстетики языка могла бы стать тем мостиком между языковедением и образованным русским общест­вом, который был сломан во второй половине XIX века.

Со временем эстетическая сторона языковой действи­тельности стала предметом специальных научных исследо­ваний, результаты которых отразились в работах А. А. По-тебни, А. М. Пешковского, Л. В. Щербы, В. В. Виноградо­ва, В. М. Жирмунского, Б. А. Ларина, Г. О. Винокура, Р. О. Якобсона, М. М. Бахтина, В. В. Одинцова, Н. М. Шан­ского, В. П. Григорьева, Ю. М. Лотмана, Л. А. Новикова и многих других замечательных лингвистов. В языкозна­нии сложилось и прочно утвердилось особое направление, связанное с изучением изобразительных возможностей




языковых единиц разных уровней, разработкой принци-0ов многоаспектного анализа языка художественного текста. В 70-е годы XX века даже был предложен и при­нят многими языковедами специальный термин лингвис­тическая поэтика как область науки, изучающая худо-лсественную речь как особую эстетическую систему, «язык в его эстетической функции»1.

Теория лингвостилистического (лингвопоэтического, лянгвоэстетического) анализа произведений художествен­ной словесности оказывает огромное влияние на школь­ную практику обучения родному языку. Особенно замет­ным стало это влияние, как мы уже говорили, в 90-е годы XX века, когда учитель-словесник, горячо любящий рус­скую литературу, тонко чувствующий красоту и изящест­во родной речи, пытался найти оптимальные и приемле­мые пути органичного включения эстетически значимого языкового материала в многообразную лингвистическую работу на уроках русского языка. Вообще нужно сказать, что учителю-словеснику было всегда невыносимо обидно, что за унылой чередой разных видов грамматического раз­бора, списков слов для заучивания, бесконечных рамочек в учебниках и напряженных ожиданий результатов оче­редного контрольного диктанта не видят дети в родном языке самого главного — его удивительного богатства и красоты — того, чем может гордиться каждый, кто счита­ет русский язык своим родным. И давно было замечено, что не отзывается душа ребенка на проникновенные и ав­торитетные высказывания ценителей русского языка, на высказывания о величии, силе и красоте русского слова, поразительном богатстве русской речи.

Сегодня изучение эстетической функции становится важнейшим аспектом преподавания родного языка. Этот аспект включает в себя: 1) формирование у учащихся представления о многофункциональности языкового яв­ления как грамматического, коммуникативного и эстети­ческого феномена; 2) осознание учащимися эстетической Функции родного языка; 3) активное развитие у школьни­ков языкового эстетического чувства, способности оцени­вать эстетическую ценность художественного высказыва­ния, объяснять языковые истоки его образности и вырази-

1 Григорьев В. П. Поэт и слово. — М., 1973. — С. 59.


тельности; 4) формирование у обучающихся потребности совершенствовать свою собственную речь, приближая ее к эстетическим речевым нормам.

Объектом особого внимания при обучении русскому языку и литературе становится художественный текст, поскольку именно в нем наиболее ярко отражает­ся эстетическая ценность языка в целом и его разных эле­ментов. Справедливости ради нужно сказать, что учитель всегда стремился использовать лучшие образцы литера­турного творчества при проведении грамматических раз­боров, в работе над связной речью учащихся на уроках родного языка. Однако довольно часто эта работа прини­мала весьма примитивные формы, выражающиеся, на­пример, в разборе по членам предложения отрывков из ве­ликих произведений русской литературы. Использование их в качестве дидактического материала еще не создает условий для активного развития у школьников коммуни­кативно-эстетических способностей, если не предусматри­вается систематическая и целенаправленная работа над языковыми явлениями, представленными в тексте и опре­деляющими его эстетическую ценность.

Между тем обучающая значимость лингвоэстетическо-го анализа очевидна: с его помощью развиваются художе­ственные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и вырази­тельность лучших образцов художественного слова, но и со­вершенствовать свою речь; прививается истинная любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гор­дость за него.

* В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать процесс обучения, чтобы эстети­ческая функция родного языка не только не терялась за важной и трудоемкой грамматической и речевой работой на уроке, но и помогала такой работе, формируя представ­ление о языке в его эстетической функции, создавая пра­вильное представление о многофункциональности языко­вого явления как грамматического, коммуникативного и эс­тетического факта.

В результате интенсивных поисков уже на сегодняш­ний день определились разнообразные пути решения этой проблемы: 1) усовершенствование курсов русского языка и литературы, с одной стороны, за счет усиления внима-



к языковой стороне изучаемых художественных про­изведений на уроках литературы, с другой — за счет уси­ления функциональной направленности в обучении род­ному языку, что предполагает внимание к вопросам употребления языковых средств в художественной речи; 2) попытка создать единый курс русской словесности, пол­ностью интегрирующий обе школьные дисциплины; 3) со­здание так называемых модульных курсов в рамках ос­новного курса; например, серии уроков, посвященных ана­лизу изобразительно-выразительных возможностей языка и наблюдению за их реализацией в литературных произве­дениях; 4) подготовка разнообразных элективных курсов, направленных на формирование у учащихся способности осознавать эстетическую ценность художественного вы­сказывания и проводить элементарный анализ языка ху­дожественного произведения. Нужно отметить, что каж­дое из этих направлений имеет право на существование и дальнейшую разработку.

В результате реализации первого направления эстети­ческий аспект целенаправленно реализуется в теории и практике преподавания русского языка. Созданы учебни­ки, которые раскрывают эстетический потенциал изучае­мых грамматических тем школьного курса, изобразитель­но-выразительные средства языка1. Этот аспект получил отражение и в стандарте, в примерных программах по русскому языку, которые предусматривают формирова­ние у учащихся элементарных умений проведения языко­вого анализа художественного текста.

Элементарные сведения об эстетической функции язы­ка проверяются и на экзаменах по русскому языку в 9 и 11 классах. Так, рекомендованные Министерством образо­вания РФ вопросы к билетам предполагают не только на­личие у школьников определенных знаний в области эсте­тики языка, но и сформированность соответствующих умений и навыков, связанных с лингвопоэтическим ана­лизом эстетически организованного текста. Нормативные сборники по итоговой аттестации школьников предлага-

1 См., например, учебники русского языка (5—9 классы) под Ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта (авторы: М. М. Разу­мовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.); учебники русского языка (5—9 классы) под ред. С. И. Львовой (авторы: С. И. Льво­ва, Г. К. Лидман-Орлова, В. В. Львов).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.