Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Федеральный и национально-региональный компоненты





Федеральный и национально-региональный компоненты

1.Благоева Н. Г., Коренева Л. А., Ро д че нк о О. Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для общеобразовательной средней школы) // РЯШ. — 1993. — № 4. — С. 16—19.

2.Быстрова Е. А. Каким будет «Русский язык» в наци­ональной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. — № 3. — 2000.

3. Б ы с т р о в а Е. А. Федеральный и национально-реги­ональный компоненты государственного стандарта по русскому языку // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. — М., 1999.

4.Дейкина А. Д. Концепция развития русской наци­ональной школы вне России // РЯШ. — 1995. — № 2. — С. 30—39.

5.Кудрявцева Т.С. К вопросу о национально-реги­ональном компоненте содержания образований // Филологиче­ское образование. — Вып. 1. — М., 1999.

6. Л ь в о в а С. И. О реализации национально-регионально­
го компонента государственного образовательного стандарта в
процессе преподавания русского (родного) языка в школе //
Непрерывное образование: опыт, проблемы, перспективы.
Вып. 4. Русский язык от теории к практике. — Самара, 2000.

7. Л ы ж о в а Л. К. Региональный компонент в преподава­
нии русского языка. — РЯШ. — 1994. — № 4.

8. Материалы журнала «Стандарт и мониторинг в образова­
нии». — 1998. — № 1, 2, 3; 1999.

9. Национально-региональный компонент в образовании
(для школ Архангельской области). — Архангельск, 1994.

10. Ры жаков М.В. Федеральный и национально-реги­
ональный компоненты: соотношение // Стандарты и монито­
ринг в образовании. — 2002. — № 1.

11.Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. — М., 1997.


 




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Сравните образовательные стандарты основного об­
щего образования по русскому языку и по иностранным
языкам. В чем выявляются единство и различие подходов
в определении целей и разработке содержания этих пред­
метов? Чем это объясняется?

2. Как в целях основного общего образования по рус­
скому языку отражены общеучебные умения и навыки?

3. Познакомьтесь с разделом «Фонетика. Орфоэпия»
Обязательного минимума содержания основных образо­
вательных программ. Как в нем представлены знания о
языке (лингвистическая, или языковедческая, компетен­
ция) и овладение самим языком (языковая компетенция)?

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпиче­ских норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике пра­вописания.

4. Что такое деятельностная форма представления содер­
жания учебного предмета «Русский язык»? Познакомьтесь
с содержанием программ по русскому языку. В какой мере
представлен в них деятельностный подход? В какой про­
грамме он реализован более последовательно? Докажите.

5. В методике преподавания иностранных языков в ка­
честве компонента содержания не выделены знания о ре­
чи (речеведческие понятия). Чем это объясняется? На­
сколько правомерно и необходимо это выделение в содер­
жании предмета «Русский язык»?

6. Проанализируйте раздел «Глагол» в двух учебниках
русского языка (например, под редакцией Н. М. Шанско­
го и М. М. Разумовской). Как в них реализован принцип
функциональности, раскрыты правила и закономерности
функционирования глагола в речи?


 

7. В учебном пособии «Методика преподавания русского
языка» под редакцией профессора М. Т. Баранова есть раз­
дел «Состав современного школьного курса русского язы­
ка» (§ Ю)' в котором определены компоненты курса. Что
общего в описании содержания предмета «Русский язык»
ДО. Т. Барановым и в нашем пособии? Чем они отличаются?

8. Познакомьтесь с разделами стандарта среднего (пол­
ного) общего образования по русскому языку. Сравните
содержание базового уровня и профильно/о уровня. В ка­
кой мере предлагаемый авторами стандарта филологичес­
кий профиль обеспечивает: 1) углубленное изучение пред­
мета, 2) готовность выпускников к освоению программ
высшего профессионального образования?

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Русский язык в современном мире.

Формы существования русского национального языка (ли­тературный язык, просторечие, народные говоры, професси­ональные разновидности, жаргон, арго).

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

Литературный язык и язык художественной литературы.

Взаимосвязь различных единиц и уровней языка*1.

Синонимия в системе русского языка.

Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Лингвистический анализ текстов различных функциональ­ных разновидностей языка.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Введение в науку о языке

Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основ­ные направления развития русистики в наши дни2.

1 Материал, отмеченный *, не подлежит изучению в образо­
вательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения.

2 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит
изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки
выпускников.


 



 



сания результатов освоения выпускниками Обязательного щянимума содержания? Охарактеризуйте важнейшие различия Требований на базовом и профильном уровне. В какой мере эти Требова­ния отражены в разработке контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников школы (ЕГЭ)? Требования к уровню подготовки выпускников старшей школы

Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, миро­вые, межнационального общения. Основные функции языка. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других сла­вянских языков. Роль старославянского языка в развитии рус­ского языка. Общее и различное в русском и других языках. Основные этапы исторического развития русского языка. Сведения об истории русской письменности. Формы существования русского национального языка (ли­тературный язык, просторечие, диалект, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Русский литературный язык как высшая форма существо­вания национального языка. Языковая норма, ее функции и типы. Варианты норм. Ди­намика языковой нормы. Типичные ошибки, вызванные от­клонениями от литературной нормы. Преднамеренные и не­преднамеренные нарушения языковой нормы. Языковая система Система языка, ее устройство и функционирование. Взаи­мосвязь единиц и уровней языка. Синонимия в системе языка. Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы. Разговорная речь, ее особенности. Литературный язык и язык художественной литературы, его особенности. Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, воз­можность их различной интерпретации. Исторический комментарий языковых явлений различных уровней. Лингвистический анализ текстов различных функциональ­ных разновидностей языка. Правописание: орфография и пунктуация Разделы и принципы русской орфографии. Основные орфографические нормы русского языка. Принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи орфографии и пунктуации. 9. Познакомьтесь с Требованиями к уровню подготовки выпускников на базовом и профильном уровнях. В какой мере они соответствуют Обязательному минимуму содер­жания? Как реализуется в них деятельностная форма опи-

Знать/понимать

В результате изучения

Русского языка на базовом

Уровне ученик должен

— основные функции языка;
связь языка и истории, куль­
туры русского и других наро­
дов;

— смысл понятий: речевая
ситуация и ее компоненты,
литературный язык, языко­
вая норма, культура речи;

— основные единицы и уров­
ни языка, их признаки и
взаимосвязь;

— особенности каждого вида
речевой деятельности;

— орфоэпические, лексиче­
ские, грамматические, орфог­
рафические и пунктуацион­
ные нормы современного рус­
ского литературного языка;
нормы речевого поведения в
социально-культурной, учеб­
но-научной, официально-де­
ловой сферах общения


В результате изучения русского языка на профиль­ном уровне ученик должен

— функции языка; основные
сведения о лингвистике как
науке; о роли старославянско­
го языка в развитии русского
языка; о формах существова­
ния русского национального
языка; о литературном языке
и его признаках;

— системное устройство язы­
ка, взаимосвязь его уровней
и единиц;

— понятие языковой нормы,
ее функций, современные тен­
денции в развитии норм рус­
ского литературного языка;

— компоненты речевой ситу­
ации; основные условия эф­
фективности речевого обще­
ния; основные особенности
каждого вида речевой де­
ятельности;

— основные аспекты культу­
ры речи; требования, предъ­
являемые к устным и пись­
менным текстам различных
жанров в учебно-научной,
обиходно-бытовой, социаль­
но-культурной и деловой сфе­
рах общения


Продолжение


Продолжение


 


Говорение и письмо

В результате изучения В результате изучения
русского языка на базовом русского языка на профиль-
уровне ученик должен ном уровне ученик должен
Уметь
— осуществлять речевой са- — проводить различные ви-
моконтроль; оценивать уст- ды анализа языковых еди-
ные и письменные высказы- ниц, а также языковых явле-
вания с точки зрения языко- ний и фактов, допускающих
вого оформления, неоднозначную интерпрета-
эффективности достижения цию;
поставленных коммуникатив- — разграничивать варианты
ных задач; норм, преднамеренные и не-
— анализировать языковые преднамеренные нарушения
единицы с точки зрения пра- языковой нормы;
вильности, точности и умест- — проводить лингвистиче-
ности их употребления; ский анализ учебно-науч-
— проводить лингвистиче- ных, деловых, публицистиче-
ский анализ текстов различ- ских, разговорных и художе-
ных функциональных стилей ственных текстов;
и разновидностей языка — оценивать устные и пись-
  менные высказывания с точ-
  ки зрения языкового оформ-
  ления, эффективности дости-
  жения поставленных
  коммуникативных задач;
  — объяснять взаимосвязь
  фактов языка и истории, язы-
  ка и культуры русского и дру-
  гих народов
Аудирование и чтение
— использовать основные ви- — использовать разные виды
ды чтения (ознакомительно- чтения (ознакомительно-изу-
изучающее, ознакомительно- чающее, ознакомительно-ре-
реферативное и др.) в зависи- феративное и др.) в зависи-
мости от коммуникативной мости от коммуникативной
задачи; задачи;
— извлекать необходимую — извлекать необходимую
информацию из различных информацию из различных
источников: учебно-научных источников: учебно-научных

В результате изучения

русского языка на базовом

уровне ученик должен

текстов, справочной литера­туры, средств массовой ин­формации, в том числе пред­ставленных в электронном виде на различных информа­ционных носителях

— создавать устные и пись­
менные монологические и диа­
логические высказывания раз­
личных типов и жанров в
учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисцип­
лин), социально-культурной и
деловой сферах общения;

— применять в практике ре­
чевого общения основные ор­
фоэпические, лексические,
грамматические нормы совре­
менного русского литератур­
ного языка;

— соблюдать в практике
письма орфографические и
пунктуационные нормы сов­
ременного русского литера­
турного языка;

— соблюдать нормы речевого
поведения в различных сфе-
Рах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении
Дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной пе­реработки устного и письмен­ного текста


В результате изучения русского языка на профиль­ном уровне ученик должен

текстов, справочной литера­туры, средств массовой ин­формации, в том числе пред­ставленных в электронном виде на различных информа­ционных носителях; — владеть основными прие­мами информационной пере­работки устного и письменно­го текста

— создавать устные и пись­
менные монологические и диа­
логические высказывания раз­
личных типов и жанров в со­
циально-культурной, учебно-
научной (на материале изучае­
мых учебных дисциплин), де­
ловой сферах общения; редак­
тировать собственный текст;

— применять в практике ре­
чевого общения основные ор­
фоэпические, лексические,
грамматические нормы совре­
менного русского литератур­
ного языка;

— использовать в собственной
речевой практике синонимиче­
ские ресурсы русского языка;

— применять в практике
письма орфографические и
пунктуационные нормы сов­
ременного русского литера­
турного языка;

— соблюдать нормы речевого
поведения в различных сфе­
рах и ситуациях общения,

в том числе при обсуждении дискуссионных проблем


Продолжение


г


Окончание


 


В результате изучения

Русского языка на базовом

Уровне ученик должен


В результате изучения русского языка на профиль­ном уровне ученик должен


В результате изучения

Русского языка на базовом

Уровне ученик должен


В результате изучения русского языка на профиль­ном уровне ученик должен


 


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— осознания русского языка
как духовной, нравственной
и культурной ценности наро­
да; приобщения к ценностям
национальной и мировой
культуры;

— развития интеллектуаль­
ных и творческих способнос­
тей, навыков самостоятель­
ной деятельности, использо­
вания языка для
самореализации, самовыра­
жения в различных областях
человеческой деятельности;

— увеличения словарного за­
паса; расширения круга ис­
пользуемых языковых и рече­
вых средств; совершенствова­
ния способности к самооценке
на основе наблюдения за соб­
ственной речью;

— совершенствования комму­
никативных способностей;
развития готовности к речево­
му взаимодействию, межлич­
ностному и межкультурному
общению, сотрудничеству;

— самообразования и актив­
ного участия в производствен­
ной, культурной и обществен­
ной жизни государства


 

— осознания русского языка
как духовной, нравственной и
культурной ценности народа;
приобщения к ценностям на­
циональной и мировой куль­
туры;

— углубления лингвистиче­
ских знаний, расширения
кругозора в области филоло­
гических наук и получения
высшего филологического об­
разования;

— совершенствования комму­
никативных способностей;
развития готовности к речево­
му взаимодействию, межлич­
ностному и межкультурному
общению, к сотрудничеству;

— увеличения продуктивно­
го, рецептивного и потенци­
ального словаря; расшире­
ния круга используемых язы­
ковых и речевых средств;
совершенствования способ­
ности к самооценке через на­
блюдение за собственной
речью;

— развития интеллектуаль­
ных и творческих способнос­
тей, навыков самостоятельной
деятельности, использования
языка для самореализации,
самовыражения в различных
областях человеческой дея­
тельности;


 

— удовлетворения познава­
тельных интересов в области
гуманитарных наук;

— самообразования и актив­
ного участия в производствен­
ной, культурной и обществен­
ной жизни государства

 

10. Приведите примеры общеучебных умений, которые
отрабатываются в процессе обучения русскому языку.

11. Проанализируйте один из действующих учебников
русского языка и оцените его с точки зрения реализации
основных целей обучения русскому языку в старшей шко­
ле на базовом и профильном уровне.

12. Охарактеризуйте основные направления реализации
национальной составляющей предмета «Русский язык».

13. Какие пути реализации регионального компонента
предмета «Русский язык» широко используются в образо­
вательных учреждениях вашего региона? Охарактеризуй­
те эти пути.

14. Должно ли отличаться содержание предмета «Рус­
ский язык» в школе, например, Вологодской области и
Республики Татарстан? Докажите.



РАЗДЕЛ V

ЛИТЕРАТУРА

Х.БуслаевФ.И. Преподавание отечественного языка — М., 1992.

2. Брушменский А. В. Деятельностный подход и пси­
хологическая наука // Вопросы философии. — 2002. — № 2.

3. В ы г о т с к и и Л. С. Мышление и речь. — 5-е изд., исп-
равл. — М., 1999.

4. Л е о н т ь е в А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. —
М., 1975.

5. О и з е р м а н Т. И. Опыт критического осмысления диа­
лектического материализма // Вопросы философии. — 2000. —
№ 2.

6. Пешковский А. М. Вопросы изучения языка в семи­
летке. — Избранные труды. — М., 1959.

7. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос
и др.; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2003.

8. Теория и практика // Философский словарь (с 1990 г. из­
дания).

__ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Р^ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ________________________

1. Как обеспечить понимание вводимой теории по рус­
скому языку?

2. Проанализируйте и расскажите о соотношении те­
оретического материала и практических заданий на мате­
риале любой темы в разных учебниках русского языка.

3. Разработайте ввод определения или правила по про­
граммной теме, отражающей оптимальное соотношение
теоретического и практического материала, который обес­
печивает понимание и прочное усвоение изучаемого мате­
риала.


 

РАЗДЕЛ VI

Речкино имя

Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера, а потом расспрашивали, что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия.

Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехну­лись:

— Хрустальная?! Откуда такое название? Она же тиной по­росла!

Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг и вправду из­менят у нашей речки имя? Возьмут и назовут ее Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьем... Обидно!

А у нас эту речку любят. Она ведь на самом деле бывает Хрустальной.

Весной, в половодье, ранним студеным утром берега речки вдруг покрываются ледяными кристаллами. На каждой тра­винке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кус­тов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие, величиной с палец.

Набежит ветер, качнет кусты и траву — над рекой перезвон, тонкий, стеклянный. А взойдет солнце — каждый столбик вспыхнет фиолетовым огнем, будто внутри него лампочку зажгли.

Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей трес­ты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах.

Разве можно ее Болотным ручьем обозвать?

(По Э. Шиму)

В тексте изложения сочетается несколько типовых Фрагментов: повествование, два рассуждения, описание. Начинается текст с повествования. Затем идет небольшое Рассуждение (от слов «...А мы забеспокоились» до слова *Обидно!»). В нем объясняется состояние жителей дерев-ви (забеспокоились — почему?). Во втором рассуждении (от слов «А у нас эту речку любят» и до конца) обосновы­вается отношение жителей деревни к речке (любят — за Что? почему?). Описательный фрагмент текста (от слов *Ранним студеным утром» до слов «Бежит светлая

Ц;

В 125


речка...») содержит зарисовку речки ранней весной и вхо дит в состав второго рассуждения в качестве доказательст. ва. Структура текста, следовательно, такова:

повествование

1-е рассуждение

2-е рассуждение

описание

Знание структуры текста помогает учащимся сохра­нить при пересказе все существенные для выражения ос­новной мысли части текста. Практика проведения по это­му тексту изложения без опоры на типологическую струк­туру текста показала, что учащиеся предельно сокращают в своем изложении, а иногда и вовсе опускают существен­ные фрагменты текста (первое рассуждение и начало вто­рого рассуждения), что, конечно, нежелательно.

Предварительный анализ структуры текста помогает учителю грамотно отобрать текст для изложения (с учетом изученных типов речи), правильно организовать работу обучающего типа перед проведением изложения, объек­тивно оценить работу учащегося.

Стилистический и типологический анализ текстов изло­жения и сочинения в 5—7 классах готовит учащихся к восп­риятию в 8 и 9 классах целого речевого произведения как понятия жанра. Как уже говорилось выше, отличительной чертой программы 8—9 классов является то, что ее основу составляет работа над жанрами публицистики, научной и деловой речи. Такой ведущий признак текста, как связ­ность, рассматривается в этих классах уже не только на межфразовом уровне, но и на уровне связи фрагментов текс­та. Существенным элементом анализа целого текста стано­вится выявление типологической структуры жанра, расчле­нение текста на составляющие его типовые фрагменты.

Понятие жанра, так же как и понятие стиля и типа ре­чи, рассматривается на речеведческой основе — посреД-


сТром анализа речевой ситуации, типичной для той или 0цой коммуникативной формы (жанра). Учащиеся долж-ЯЬ1 осознать, что языковые особенности репортажа (очер-ка, статьи) определяются типовым содержанием высказы­вания и его целевой установкой. Например, типовое со­держание репортажа составляет событие общественной ясизни, о котором рассказывают в момент его протекания (или как о таком, что происходит в момент речи). Целевая установка для репортажа может быть определена как ин­формативно-воздействующая. Цель высказывания состоит в том, чтобы живо рассказать о событии и вызвать у слу­шателей (читателей) определенное отношение к событию (радость, сочувствие, гордость и т. п.). Таким образом, журналист, ведущий репортаж, не просто сообщает о фак­тах, а как бы фотографически отображает их и при этом оценивает, выражает свое отношение к событию, дает по­путные пояснения к тому, что происходит, поэтому типо­логическая структура высказывания неоднородна.

В любом жанре выделяется основной, ведущий тип ре­чи и дополнительные, факультативные. В репортаже о со­бытии преобладающим типом речи является повествова­ние; в зачине довольно часто используются фрагменты со значением описания места; в основной части, повествова­тельной, могут быть небольшие рассуждения — авторские пояснения происходящих событий, размышления вслух, описания состояния самого автора или героев репортажа; в заключительной части обычно дается оценка события.

Языковые средства, используемые в том или ином жан­ре, также обусловлены речевой ситуацией. «Сиюминут­ность» репортажа приводит к тому, что в его повествова­тельной части преобладают глагольные формы настояще­го актуального («настоящего репортажа», как иногда их называют). В описательных же фрагментах текста, а так­же в рассуждениях могут быть использованы и другие временные формы глагола — прошедшего и будущего вре­мени, настоящего узуального. Если репортаж ведется от лица участника события, то в нем широко представлены определенно-личные предложения. Частотны в репортаже а назывные предложения, с помощью которых описывает-Ся время и место действия. Употребляются предложения, Разные по цели высказывания, много восклицательных предложений, обращений и других средств языкового воз­действия на слушателя (читателя).


Таким же способом — от типовой речевой ситуации ь структуре высказывания и характерным языковым сред ствам — раскрываются понятия других публицистиче, ских жанров (портретного очерка, статьи и др.).

Речеведческая характеристика жанра создает условия для использования понятия в качестве ориентировочной основы учебной речевой деятельности рецептивно-анали­тического и продуктивного характера. Речеведческие по-нятия обеспечивают сознательный путь формирования коммуникативной компетенции, дают возможность сфор. мировать навыки самоконтроля, столь необходимые на этапе совершенствования речи.

РЕЗЮМЕ______________________________________

* Проблему усиления практической направленности
курса родного языка следует решать комплексно, с учетом
взаимодействия целей обучения и его средств — содержа­
ния и методов. Практическая цель обучения родному языку
состоит в том, чтобы сформировать речевые навыки и ком­
муникативные умения. Умения и навыки, как известно,
наиболее успешно формируются на основе теоретических
обобщений — понятий и правил. До последнего времени
курс родного языка не имел теоретических обобщений, на
которые можно было бы опереться при формировании
коммуникативной компетенции.

* Включение в школьный курс системы речеведческих
понятий делает содержание и методы более адекватными
цели обучения, что создает благоприятные условия для
повышения эффективности обучения, для усиления прак­
тической направленности курса. Поэтому системное ус­
воение необходимого минимума лингвистических, в дан­
ном случае речеведческих, знаний является основой я
средством формирования и совершенствования речи уча­
щихся, их коммуникативной компетентности.

Д ЛИТЕРАТУРА_______________________________ ___^

1. Арутюнова Н.Д. Речь / Русский язык. Энциклопе­дия. — М., 1979. — С. 255—258.

2.3олотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. — М., 1982.


 

3. КапиносВ. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С.
развитие речи: теория и практика обучения. — М., 1991.

4. КапиносВ. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С.
Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом:
к.—9 классы. — М., 1991.

5. К о ж и н а М. Н. Стилистика русского языка. — М.,
1983.

6. Л е о н т ь е в А. А. Язык, речь, речевая деятельность. —
Л., 1969. — С. 155—156.

7. Методика развития речи на уроках русского языка /
д. Е. Богославская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова; Под ред.
т. А. Ладыженской. — М., 1991.

8. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык»
5—9 классы; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. —
М., Дрофа, 1999—2003.

9. Русский язык: Учебник для 5—9 классов общеобразо­
вательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова,
В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Лекан­
та.—М., 1999—2003.

10.Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры ре­чи.-М., 1980.

П.Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языковедении // В. А. Звегинцев. История языкознания 19—20 веков в очерках и извлечениях. — М., 1965. — Ч. П.

12. Язык и речь. Программы для 1—11 классов с углублен­ным изучением предмета / В. И. Капинос, С. И. Львова, Соловейчик М. С. // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. — М., 1992.

р. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Щ^1 ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ_______________________

1. Почему практическая задача совершенствования ком­
муникативной компетенции решается посредством включе­
ния в школьный курс системы речеведческих понятий?

2. В чем состоит принципиальное различие между
Лингвистическими и речеведческими понятиями?

3. Какая(ие) группа(ы) речеведческих понятий призва-
ы усилить работу по формированию умений, обслужи-

их: а) первую фазу речевой деятельности, б) третью речевой деятельности?

4. Познакомьтесь с программой по русскому языку для
с с углубленным изучением предмета, охарактери-

" '°2б9 Быстрова 129


зуйте содержание работы по формированию коммуника­тивной компетенции в классах 1—4, 5—7, 8—9, 10—Ц.

(Язык и речь. Программы для 1—11 кл. с углубленны^ изучением предмета / Капинос В. И., Львова С. И., Соло., вейчик М. С. // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. — М., 1992.)

5. Сопоставьте содержание работы и систему упражне­
ний по формированию коммуникативной компетенции в
учебных комплектах под редакцией В. В. Бабайцевой (по­
собие Е. И. Никитиной) и М. М. Разумовской (раздел
«Речь»).

6. Как в действующих нормах оценки называются на­
рушения: а) правильности речи, б) коммуникативной це­
лесообразности речи?

7. Почему в качестве единицы обучения тексту выбран
типовой фрагмент текста? Как вы думаете, в чем его пре­
имущество перед абзацем и сверхфразовым единством?

8. Подберите фрагменты текста, которые можно было бы
использовать для стилистического анализа в 5, 6 и 7 клас­
сах. Составьте задания к этим текстам и дайте образцы
выполнения этих заданий.

9. Подберите фрагменты текста, которые можно было бы
использовать для типологического анализа в 5, 6 и 7 клас­
сах. Составьте к ним задания и дайте образцы выполнения
этих заданий.


 

РАЗДЕЛ VII

РАЗДЕЛ VIII

Федеральный и национально-региональный компоненты

1.Благоева Н. Г., Коренева Л. А., Ро д че нк о О. Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для общеобразовательной средней школы) // РЯШ. — 1993. — № 4. — С. 16—19.

2.Быстрова Е. А. Каким будет «Русский язык» в наци­ональной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. — № 3. — 2000.

3. Б ы с т р о в а Е. А. Федеральный и национально-реги­ональный компоненты государственного стандарта по русскому языку // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. — М., 1999.

4.Дейкина А. Д. Концепция развития русской наци­ональной школы вне России // РЯШ. — 1995. — № 2. — С. 30—39.

5.Кудрявцева Т.С. К вопросу о национально-реги­ональном компоненте содержания образований // Филологиче­ское образование. — Вып. 1. — М., 1999.

6. Л ь в о в а С. И. О реализации национально-регионально­
го компонента государственного образовательного стандарта в
процессе преподавания русского (родного) языка в школе //
Непрерывное образование: опыт, проблемы, перспективы.
Вып. 4. Русский язык от теории к практике. — Самара, 2000.

7. Л ы ж о в а Л. К. Региональный компонент в преподава­
нии русского языка. — РЯШ. — 1994. — № 4.

8. Материалы журнала «Стандарт и мониторинг в образова­
нии». — 1998. — № 1, 2, 3; 1999.

9. Национально-региональный компонент в образовании
(для школ Архангельской области). — Архангельск, 1994.

10. Ры жаков М.В. Федеральный и национально-реги­
ональный компоненты: соотношение // Стандарты и монито­
ринг в образовании. — 2002. — № 1.

11.Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. — М., 1997.


 




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Сравните образовательные стандарты основного об­
щего образования по русскому языку и по иностранным
языкам. В чем выявляются единство и различие подходов
в определении целей и разработке содержания этих пред­
метов? Чем это объясняется?

2. Как в целях основного общего образования по рус­
скому языку отражены общеучебные умения и навыки?

3. Познакомьтесь с разделом «Фонетика. Орфоэпия»
Обязательного минимума содержания основных образо­
вательных программ. Как в нем представлены знания о
языке (лингвистическая, или языковедческая, компетен­
ция) и овладение самим языком (языковая компетенция)?

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпиче­ских норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике пра­вописания.

4. Что такое деятельностная форма представления содер­
жания учебного предмета «Русский язык»? Познакомьтесь
с содержанием программ по русскому языку. В какой мере
представлен в них деятельностный подход? В какой про­
грамме он реализован более последовательно? Докажите.

5. В методике преподавания иностранных языков в ка­
честве компонента содержания не выделены знания о ре­
чи (речеведческие понятия). Чем это объясняется? На­
сколько правомерно и необходимо это выделение в содер­
жании предмета «Русский язык»?

6. Проанализируйте раздел «Глагол» в двух учебниках
русского языка (например, под редакцией Н. М. Шанско­
го и М. М. Разумовской). Как в них реализован принцип
функциональности, раскрыты правила и закономерности
функционирования глагола в речи?


 

7. В учебном пособии «Методика преподавания русского
языка» под редакцией профессора М. Т. Баранова есть раз­
дел «Состав современного школьного курса русского язы­
ка» (§ Ю)' в котором определены компоненты курса. Что
общего в описании содержания предмета «Русский язык»
ДО. Т. Барановым и в нашем пособии? Чем они отличаются?

8. Познакомьтесь с разделами стандарта среднего (пол­
ного) общего образования по русскому языку. Сравните
содержание базового уровня и профильно/о уровня. В ка­
кой мере предлагаемый авторами стандарта филологичес­
кий профиль обеспечивает: 1) углубленное изучение пред­
мета, 2) готовность выпускников к освоению программ
высшего профессионального образования?

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Русский язык в современном мире.

Формы существования русского национального языка (ли­тературный язык, просторечие, народные говоры, професси­ональные разновидности, жаргон, арго).

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

Литературный язык и язык худ<







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.