|
Федеральный и национально-региональный компонентыСтр 1 из 6Следующая ⇒ Федеральный и национально-региональный компоненты 1.Благоева Н. Г., Коренева Л. А., Ро д че нк о О. Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для общеобразовательной средней школы) // РЯШ. — 1993. — № 4. — С. 16—19. 2.Быстрова Е. А. Каким будет «Русский язык» в национальной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. — № 3. — 2000. 3. Б ы с т р о в а Е. А. Федеральный и национально-региональный компоненты государственного стандарта по русскому языку // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. — М., 1999. 4.Дейкина А. Д. Концепция развития русской национальной школы вне России // РЯШ. — 1995. — № 2. — С. 30—39. 5.Кудрявцева Т.С. К вопросу о национально-региональном компоненте содержания образований // Филологическое образование. — Вып. 1. — М., 1999. 6. Л ь в о в а С. И. О реализации национально-регионально 7. Л ы ж о в а Л. К. Региональный компонент в преподава 8. Материалы журнала «Стандарт и мониторинг в образова 9. Национально-региональный компонент в образовании 10. Ры жаков М.В. Федеральный и национально-реги 11.Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. — М., 1997.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1. Сравните образовательные стандарты основного об 2. Как в целях основного общего образования по рус 3. Познакомьтесь с разделом «Фонетика. Орфоэпия» Фонетика. Орфоэпия Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. 4. Что такое деятельностная форма представления содер 5. В методике преподавания иностранных языков в ка 6. Проанализируйте раздел «Глагол» в двух учебниках
7. В учебном пособии «Методика преподавания русского 8. Познакомьтесь с разделами стандарта среднего (пол БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка*1. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций Введение в науку о языке Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни2. 1 Материал, отмеченный *, не подлежит изучению в образо 2 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит
В результате изучения Русского языка на базовом Уровне ученик должен — основные функции языка; — смысл понятий: речевая — основные единицы и уров — особенности каждого вида — орфоэпические, лексиче В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен — функции языка; основные — системное устройство язы — понятие языковой нормы, — компоненты речевой ситу — основные аспекты культу Продолжение Продолжение
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях — создавать устные и пись — применять в практике ре — соблюдать в практике — соблюдать нормы речевого использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; — владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста — создавать устные и пись — применять в практике ре — использовать в собственной — применять в практике — соблюдать нормы речевого в том числе при обсуждении дискуссионных проблем Продолжение г Окончание
В результате изучения Русского языка на базовом Уровне ученик должен В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен В результате изучения Русского языка на базовом Уровне ученик должен В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен
— осознания русского языка — развития интеллектуаль — увеличения словарного за — совершенствования комму — самообразования и актив
— осознания русского языка — углубления лингвистиче — совершенствования комму — увеличения продуктивно — развития интеллектуаль
— удовлетворения познава — самообразования и актив
10. Приведите примеры общеучебных умений, которые 11. Проанализируйте один из действующих учебников 12. Охарактеризуйте основные направления реализации 13. Какие пути реализации регионального компонента 14. Должно ли отличаться содержание предмета «Рус РАЗДЕЛ V ЛИТЕРАТУРА Х.БуслаевФ.И. Преподавание отечественного языка — М., 1992. 2. Брушменский А. В. Деятельностный подход и пси 3. В ы г о т с к и и Л. С. Мышление и речь. — 5-е изд., исп- 4. Л е о н т ь е в А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 5. О и з е р м а н Т. И. Опыт критического осмысления диа 6. Пешковский А. М. Вопросы изучения языка в семи 7. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных 8. Теория и практика // Философский словарь (с 1990 г. из __ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Р^ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ________________________ 1. Как обеспечить понимание вводимой теории по рус 2. Проанализируйте и расскажите о соотношении те 3. Разработайте ввод определения или правила по про
РАЗДЕЛ VI Речкино имя Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера, а потом расспрашивали, что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехнулись: — Хрустальная?! Откуда такое название? Она же тиной поросла! Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг и вправду изменят у нашей речки имя? Возьмут и назовут ее Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьем... Обидно! А у нас эту речку любят. Она ведь на самом деле бывает Хрустальной. Весной, в половодье, ранним студеным утром берега речки вдруг покрываются ледяными кристаллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие, величиной с палец. Набежит ветер, качнет кусты и траву — над рекой перезвон, тонкий, стеклянный. А взойдет солнце — каждый столбик вспыхнет фиолетовым огнем, будто внутри него лампочку зажгли. Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах. Разве можно ее Болотным ручьем обозвать? (По Э. Шиму) В тексте изложения сочетается несколько типовых Фрагментов: повествование, два рассуждения, описание. Начинается текст с повествования. Затем идет небольшое Рассуждение (от слов «...А мы забеспокоились» до слова *Обидно!»). В нем объясняется состояние жителей дерев-ви (забеспокоились — почему?). Во втором рассуждении (от слов «А у нас эту речку любят» и до конца) обосновывается отношение жителей деревни к речке (любят — за Что? почему?). Описательный фрагмент текста (от слов *Ранним студеным утром» до слов «Бежит светлая Ц; В 125 речка...») содержит зарисовку речки ранней весной и вхо дит в состав второго рассуждения в качестве доказательст. ва. Структура текста, следовательно, такова: повествование 1-е рассуждение 2-е рассуждение описание Знание структуры текста помогает учащимся сохранить при пересказе все существенные для выражения основной мысли части текста. Практика проведения по этому тексту изложения без опоры на типологическую структуру текста показала, что учащиеся предельно сокращают в своем изложении, а иногда и вовсе опускают существенные фрагменты текста (первое рассуждение и начало второго рассуждения), что, конечно, нежелательно. Предварительный анализ структуры текста помогает учителю грамотно отобрать текст для изложения (с учетом изученных типов речи), правильно организовать работу обучающего типа перед проведением изложения, объективно оценить работу учащегося. Стилистический и типологический анализ текстов изложения и сочинения в 5—7 классах готовит учащихся к восприятию в 8 и 9 классах целого речевого произведения как понятия жанра. Как уже говорилось выше, отличительной чертой программы 8—9 классов является то, что ее основу составляет работа над жанрами публицистики, научной и деловой речи. Такой ведущий признак текста, как связность, рассматривается в этих классах уже не только на межфразовом уровне, но и на уровне связи фрагментов текста. Существенным элементом анализа целого текста становится выявление типологической структуры жанра, расчленение текста на составляющие его типовые фрагменты. Понятие жанра, так же как и понятие стиля и типа речи, рассматривается на речеведческой основе — посреД- сТром анализа речевой ситуации, типичной для той или 0цой коммуникативной формы (жанра). Учащиеся долж-ЯЬ1 осознать, что языковые особенности репортажа (очер-ка, статьи) определяются типовым содержанием высказывания и его целевой установкой. Например, типовое содержание репортажа составляет событие общественной ясизни, о котором рассказывают в момент его протекания (или как о таком, что происходит в момент речи). Целевая установка для репортажа может быть определена как информативно-воздействующая. Цель высказывания состоит в том, чтобы живо рассказать о событии и вызвать у слушателей (читателей) определенное отношение к событию (радость, сочувствие, гордость и т. п.). Таким образом, журналист, ведущий репортаж, не просто сообщает о фактах, а как бы фотографически отображает их и при этом оценивает, выражает свое отношение к событию, дает попутные пояснения к тому, что происходит, поэтому типологическая структура высказывания неоднородна. В любом жанре выделяется основной, ведущий тип речи и дополнительные, факультативные. В репортаже о событии преобладающим типом речи является повествование; в зачине довольно часто используются фрагменты со значением описания места; в основной части, повествовательной, могут быть небольшие рассуждения — авторские пояснения происходящих событий, размышления вслух, описания состояния самого автора или героев репортажа; в заключительной части обычно дается оценка события. Языковые средства, используемые в том или ином жанре, также обусловлены речевой ситуацией. «Сиюминутность» репортажа приводит к тому, что в его повествовательной части преобладают глагольные формы настоящего актуального («настоящего репортажа», как иногда их называют). В описательных же фрагментах текста, а также в рассуждениях могут быть использованы и другие временные формы глагола — прошедшего и будущего времени, настоящего узуального. Если репортаж ведется от лица участника события, то в нем широко представлены определенно-личные предложения. Частотны в репортаже а назывные предложения, с помощью которых описывает-Ся время и место действия. Употребляются предложения, Разные по цели высказывания, много восклицательных предложений, обращений и других средств языкового воздействия на слушателя (читателя). Таким же способом — от типовой речевой ситуации ь структуре высказывания и характерным языковым сред ствам — раскрываются понятия других публицистиче, ских жанров (портретного очерка, статьи и др.). Речеведческая характеристика жанра создает условия для использования понятия в качестве ориентировочной основы учебной речевой деятельности рецептивно-аналитического и продуктивного характера. Речеведческие по-нятия обеспечивают сознательный путь формирования коммуникативной компетенции, дают возможность сфор. мировать навыки самоконтроля, столь необходимые на этапе совершенствования речи. РЕЗЮМЕ______________________________________ * Проблему усиления практической направленности * Включение в школьный курс системы речеведческих Д ЛИТЕРАТУРА_______________________________ ___^ 1. Арутюнова Н.Д. Речь / Русский язык. Энциклопедия. — М., 1979. — С. 255—258. 2.3олотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. — М., 1982.
3. КапиносВ. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. 4. КапиносВ. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. 5. К о ж и н а М. Н. Стилистика русского языка. — М., 6. Л е о н т ь е в А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — 7. Методика развития речи на уроках русского языка / 8. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык» 9. Русский язык: Учебник для 5—9 классов общеобразо 10.Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи.-М., 1980. П.Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языковедении // В. А. Звегинцев. История языкознания 19—20 веков в очерках и извлечениях. — М., 1965. — Ч. П. 12. Язык и речь. Программы для 1—11 классов с углубленным изучением предмета / В. И. Капинос, С. И. Львова, Соловейчик М. С. // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. — М., 1992. р. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Щ^1 ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ_______________________ 1. Почему практическая задача совершенствования ком 2. В чем состоит принципиальное различие между 3. Какая(ие) группа(ы) речеведческих понятий призва- их: а) первую фазу речевой деятельности, б) третью речевой деятельности? 4. Познакомьтесь с программой по русскому языку для " '°2б9 Быстрова 129 зуйте содержание работы по формированию коммуникативной компетенции в классах 1—4, 5—7, 8—9, 10—Ц. (Язык и речь. Программы для 1—11 кл. с углубленны^ изучением предмета / Капинос В. И., Львова С. И., Соло., вейчик М. С. // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. — М., 1992.) 5. Сопоставьте содержание работы и систему упражне 6. Как в действующих нормах оценки называются на 7. Почему в качестве единицы обучения тексту выбран 8. Подберите фрагменты текста, которые можно было бы 9. Подберите фрагменты текста, которые можно было бы
РАЗДЕЛ VII РАЗДЕЛ VIII Федеральный и национально-региональный компоненты 1.Благоева Н. Г., Коренева Л. А., Ро д че нк о О. Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для общеобразовательной средней школы) // РЯШ. — 1993. — № 4. — С. 16—19. 2.Быстрова Е. А. Каким будет «Русский язык» в национальной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. — № 3. — 2000. 3. Б ы с т р о в а Е. А. Федеральный и национально-региональный компоненты государственного стандарта по русскому языку // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. — М., 1999. 4.Дейкина А. Д. Концепция развития русской национальной школы вне России // РЯШ. — 1995. — № 2. — С. 30—39. 5.Кудрявцева Т.С. К вопросу о национально-региональном компоненте содержания образований // Филологическое образование. — Вып. 1. — М., 1999. 6. Л ь в о в а С. И. О реализации национально-регионально 7. Л ы ж о в а Л. К. Региональный компонент в преподава 8. Материалы журнала «Стандарт и мониторинг в образова 9. Национально-региональный компонент в образовании 10. Ры жаков М.В. Федеральный и национально-реги 11.Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. — М., 1997.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1. Сравните образовательные стандарты основного об 2. Как в целях основного общего образования по рус 3. Познакомьтесь с разделом «Фонетика. Орфоэпия» Фонетика. Орфоэпия Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. 4. Что такое деятельностная форма представления содер 5. В методике преподавания иностранных языков в ка 6. Проанализируйте раздел «Глагол» в двух учебниках
7. В учебном пособии «Методика преподавания русского 8. Познакомьтесь с разделами стандарта среднего (пол БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык худ< ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|